Структура 1. Пояснительная записка - нормативно – правовые основания разработки программы; - сведения о программе; - характеристика программы (ее значимости); - направленность; - адресат; - срок реализации программы; - объем учебного времени, предусмотренный учебным планом; - режим занятий; - формы обучения и виды занятий; - цель и задачи программы. 2. Содержание программы 3. Планируемые результаты 4. Организационно-педагогические условия программы - материально-техническое обеспечение; - информационное обеспечение (печатное и электронное); - кадровое обеспечение. 5. Оценочные материалы 6. Методические материалы 7. Приложение 1 – Учебный план 8. Приложение 2 – Календарно-учебный график 9. Приложение 3 – Рабочие программы модулей 1. Пояснительная записка 1.1 Нормативно – правовые основания разработки программы Дополнительная общеобразовательная разработана в соответствии с: общеразвивающая программа «Фантазия» - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р (ред. от 15.05.2023) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с "Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года")», - приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», - приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ», - постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», - приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», - приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», - Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ. Сведения о программе Программа составлена с использованием методических материалов программы «Шаг в искусство» С. Погодиной. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фантазия» осуществляется с использованием сетевой формы реализации образовательной программы между БМА ДОУ «Детский сад №22» и БМАУДО ЦДТ. Характеристика программы Актуальность программы заключается в том, что она соединяет разнообразные направления изобразительного искусства и различные виды творческой деятельности в одно целое. Интегрированный подход в обучении дает обучающимся картину целостности мира, служит толчком для творческого развития. Новизна программы заключается в объединении разнообразных видов художественной деятельности: изобразительной и декоративно-прикладной. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фантазия», реализуемая в сетевой форме – это первый муниципальный опыт организации образовательной деятельности между организациями дошкольного и дополнительного образования. 2 Отличительные особенности программы Отличительной особенностью программы является ее реализация в сетевой форме, как интеграция дополнительного и дошкольного образования. Механизм (алгоритм) реализации образовательной программы в сетевой форме Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фантазия» в сетевой форме с использованием кадровых ресурсов БМАУДО ЦДТ и материально- технической базы БМА ДОУ «Детский сад № 22». БМА ДОУ № 22 образовательная среда БМАУДО ЦДТ педагог дополнительного образования БМА ДОУ № 22 воспитанники реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Фантазия" Механизм состоит из нескольких структурных элементов, каждый из которых имеет свою значимость. Между БМАУДО ЦДТ и БМА ДОУ «Детский сад № 22» заключается договор о сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, где прописаны условия взаимодействия. Количество воспитанников – учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фантазия» определяется на основании муниципального задания, формируемого управлением образования Березовского городского округа. Документы, обеспечивающие реализацию программы в сетевой форме в БМАУДО ЦДТ: - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой 3 форме реализации образовательных программ в Березовском муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» от 17.11.2022 № 134, - договор о сетевой форме реализации образовательных программ между БМАУДО ЦДТ и БМАДОУ № 22 от 20.12.2022. Программа состоит из трех модулей: «Основы пластилинографии», «Нетрадиционные техники», «Бумагопластика», каждый из которых рассчитан на три года обучения. Уровень сложности: Стартовый. Стартовый уровень предполагает обязательный минимум и минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Задания этого уровня просты, носят в основном репродуктивный характер, имеют шаблонные решения. Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки образовательной деятельности по адресу места осуществления этой деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями, а также во время проведения ремонта здания, образовательный процесс может организовываться с применением дистанционных технологий и электронного обучения. Направленность Направленность программы: художественная Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает обучение детей с 3 до 7 лет. К освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы допускаются любые лица получающие дошкольное образование. Наполняемость группы Наполняемость группы: 20 - 25 человек Срок реализации программы Срок освоения программы - 4 года. Объем Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 288 часов, из них: 1 год обучения - 72 учебных часа; 2 год обучения - 72 учебных часа; 3 год обучения - 72 учебных часа; 4 год обучения - 72 учебных часа. Режим занятий Первый год обучения – 2 раза в неделю по 15 минут Второй год обучения – 2 раза в неделю по 20 минут Третий год обучения – 2 раза в неделю по 25 минут Четвертый год обучения – 2 раза в неделю по 30 минут После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв. Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Виды занятий - теоретические; - практические. Цель и задачи программы 4 Цель: Творческое развитие учащихся на основе приобщения к изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Образовательные: - научить основным приемам работы изобразительной деятельности и декоративноприкладного творчества; - формировать представления об основных понятиях: формы предмета, контрастные формы, симметрия и асимметрия, орнамент. Развивающие: - развить мелкую моторику рук, воображение, образное мышление, пространственные представления, сенсорные навыки. - развить художественный кругозор и совершенствовать эстетический вкус. Воспитательные: - сформировать понимание об особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. - уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека. 5 2. Содержание программы Учебный план Первый год обучения Всего Теория Практика Всего Теория Практика Всего Теория 3. Практика 2. Основы пластилиногра фии Знакомство с нетрадиционны ми техниками изобразительно й деятельности Основы бумагопластик и Итого учебных часов Всего учебных часов Четвертый год обучения Теория 1. Третий год обучения Всего Модули Второй год обучения Практика № п/ п 24 4 20 24 4 20 24 4 20 24 4 20 24 4 20 24 4 20 24 4 20 24 4 20 24 4 20 24 4 20 24 4 20 24 4 20 72 12 60 72 12 60 72 12 60 72 12 60 Формы аттеста ции (контр оля) Беседа, наблю дение, выстав ки работ 288 Модуль «Основы пластилинографии» Учебно-тематический план. Первый год обучения. № Название темы Количество часов всего теория практика 1. Дары природы 7 1 6 2. Животный мир 6 1 5 3. Народное творчество 5 1 4 4. Традиционные праздники 4 1 3 5. Промежуточная аттестация. 2 - 2 Всего учебных часов: 24 4 20 6 Тема 1. Дары природы Теория. Изучение основных приемов пластилинографии: скатывание жгутиков, отщипывание Практика. Изготовление плоскостных овощей, фруктов, грибов по выбору на основе изученного приема. Тема 2. Животный мир Теория: Изучение основных приемов пластилинографии: размазывание Практика. Изготовление плоскостных композиций на основе изученных приемов. Тема 3. Народное творчество Теория: Знакомство с элементами каргопольской, дымковской росписи. Изучение основных приемов пластилинографии: сплющивание Практика. Составление узоров и композиций с использованием элементов традиционной росписи. Тема 4. Традиционные праздники Теория. Закрепление основных приемов пластилинографии. Практика. Изготовление подарков к значимым датам. Тема 5. Промежуточная аттестация. Практика. Изготовление поделки на свободную тему. Наблюдение. Второй год обучения. № Название темы Количество часов всего теория практика 1. Дары природы 7 1 6 2. Животный мир 6 1 5 3. Народное творчество 5 1 4 4. Традиционные праздники 4 1 3 5. Промежуточная аттестация 2 - 2 Всего учебных часов: 24 4 20 Тема 1. Дары природы Теория. Изучение основных приемов пластилинографии: размазывание, смешивание, скатывание жгутиков, шариков Практика. Изготовление плоскостных овощей, фруктов, грибов по выбору на основе изученного приема. Тема 2. Животный мир Теория: Изучение основных приемов пластилинографии: примазывание. Практика. Изготовление плоскостных композиций на основе изученных приемов. Тема 3. Народное творчество Теория: Знакомство с элементами филимоновской, дымковской росписи. Закрепление основных приемов и техник пластилинографии. Практика. Составление узоров и композиций с использованием элементов традиционной росписи. Тема 4. Традиционные праздники Теория. Закрепление основных приемов пластилинографии. Практика. Изготовление подарков к значимым датам. 7 Тема 5. Промежуточная аттестация. Практика. Изготовление поделки на свободную тему. Наблюдение. Третий год обучения № Название темы Количество часов всего теория практика 1. Дары природы 7 1 6 2. Животный мир 6 1 5 3. Народное творчество 5 1 4 4. Традиционные праздники 4 1 3 5. Промежуточная аттестация 2 - 2 Всего учебных часов: 24 4 20 Тема 1. Дары природы Теория. Изучение основных приемов пластилинографии: размазывание, смешивание, скатывание жгутиков. Практика. Изготовление плоскостных овощей, фруктов, грибов по выбору на основе изученного приема. Тема 2. Животный мир Теория: Изучение основных приемов пластилинографии: соединение деталей, примазывание. Практика. Изготовление плоскостных композиций на основе изученных приемов. Тема 3. Народное творчество Теория: Знакомство с элементами городецкой росписи. Закрепление основных приемов и техник пластилинографии. Практика. Составление узоров и композиций с использованием элементов традиционной росписи. Тема 4. Традиционные праздники Теория. Закрепление основных приемов пластилинографии. Практика. Изготовление подарков к значимым датам. Тема 5. Промежуточная аттестация. Практика. Изготовление поделки на свободную тему. Выставка. 8 Четвертый год обучения. № Название темы Количество часов всего теория практика 1. Дары природы 7 1 6 2. Животный мир 6 1 5 3. Народное творчество 5 1 4 4. Традиционные праздники 4 1 3 9 5. Промежуточная аттестация 2 - 2 Всего учебных часов: 24 4 20 Тема 1. Дары природы Теория. Изучение основных приемов пластилинографии: размазывание, смешивание, скатывание жгутиков. Практика. Изготовление плоскостных овощей, фруктов, грибов по выбору на основе изученного приема. Тема 2. Животный мир Теория: Изучение основных приемов пластилинографии: мозаика, примазывание, зарстрение, вдавливание, прищипывание. Практика. Изготовление плоскостных композиций на основе изученных приемов. Тема 3. Народное творчество Теория: Знакомство с элементами хохломской росписи, росписи «Гжель». Закрепление основных приемов и техник пластилинографии. Практика. Составление узоров и композиций с использованием элементов традиционной росписи. Тема 4. Традиционные праздники Теория. Закрепление основных приемов пластилинографии. Практика. Изготовление подарков к значимым датам. Тема 5. Промежуточная аттестация. Практика. Изготовление поделки на свободную тему. Выставка. Модуль «Нетрадиционные техники» Учебно-тематический план. Первый год обучения. № Название темы Количество часов всего теория практика 1. Природа 10 2 8 2. Интерьерная игрушка 6 1 5 3. Традиционные праздники 6 1 5 4 Промежуточная аттестация. 2 - 2 Всего учебных часов: 24 4 20 Тема 1. Природа. Теория. Знакомство с новыми техниками рисования «Тычкование», «Оттиск», «Рисование манкой». Практика. Рисование пейзажей, природных явлений, животных с использованием нетрадиционных материалов. Тема 2. Интерьерная игрушка. Теория. Знакомство с новыми техниками декоративно-прикладного творчества «Папье-маше», Использование нетрадиционных материалов в изобразительном творчестве: вата, шерстяные нитки. Практика. Изготовление игрушек с использованием нетрадиционных материалов: снеговик, елочная игрушка, зайчик. 10 Тема 3. Традиционные праздники. Теория: Закрепление изученных приемов изобразительного творчества с использованием нетрадиционного материала. Практика. Изготовление подарков к значимым датам: новый год, рождество, 23 февраля. Тема 4. Промежуточная аттестация. Практика. Изготовление подарка для папы. Наблюдение. Второй год обучения. № Название темы Количество часов всего теория практика 1. Природа 10 2 8 2. Интерьерная игрушка 6 1 5 3. Традиционные праздники 6 1 5 4 Промежуточная аттестация. 2 - 2 Всего учебных часов: 24 4 20 Тема 1. Природа. Теория. Знакомство с новыми техниками рисования «Невидимое рисование», «Кляксография», «Рисование рисом». Практика. Рисование пейзажей, природных явлений, животных с использованием нетрадиционных материалов. Тема 2. Интерьерная игрушка. Теория. Знакомство с новыми техниками декоративно-прикладного творчества «Папье-маше», «Гофротрубочки», «Моделирование». Использование нетрадиционных материалов в изобразительном творчестве: вата, шерстяные нитки. Практика. Изготовление игрушек с использованием нетрадиционных материалов: снеговик, елочная игрушка, зайчик. Тема 3. Традиционные праздники. Теория: Закрепление изученных приемов изобразительного творчества с использованием нетрадиционного материала. Практика. Изготовление подарков к значимым датам: новый год, рождество, 23 февраля. Тема 4. Промежуточная аттестация. Практика. Изготовление подарка для папы. Наблюдение. 11 Третий год обучения. № Название темы Количество часов всего теория практика 12 1. Природа 10 2 8 2. Интерьерная игрушка 6 1 5 3. Традиционные праздники 6 1 5 4 Промежуточная аттестация. 2 - 2 Всего учебных часов: 24 4 20 Тема 1. Природа. Теория. Знакомство с новыми техниками рисования «Монотипия», «Ниткография», «Кляксография», «Рисование зубной щеткой» Практика. Рисование пейзажей, природных явлений, животных с использованием нетрадиционных материалов. Тема 2. Интерьерная игрушка. Теория. Знакомство с новыми техниками декоративно-прикладного творчества «Папье-маше», «Мозаика», «Соленое тесто». Использование нетрадиционных материалов. Практика. Изготовление игрушек с использованием нетрадиционных материалов. Тема 3. Традиционные праздники. Теория: Закрепление изученных приемов изобразительного творчества с использованием нетрадиционного материала. Практика. Изготовление подарков к значимым датам: новый год, рождество, 23 февраля. Тема 4. Промежуточная аттестация. Практика. Изготовление подарка для папы. Наблюдение. Четвертый год обучения. № Название темы Количество часов всего теория практика 1. Природа 10 2 8 2. Интерьерная игрушка 6 1 5 3. Традиционные праздники 6 1 5 4 Промежуточная аттестация. 2 - 2 Всего учебных часов: 24 4 20 Тема 1. Природа. Теория. Знакомство с новыми техниками рисования «Граттаж», «Эбру», «Жидкие мелки», «Рисование солью». Практика. Рисование пейзажей, природных явлений, животных с использованием нетрадиционных материалов. Тема 2. Интерьерная игрушка. Теория. Знакомство с новыми техниками декоративно-прикладного творчества «Папье-маше», «Кракле», «Декупаж», «Скрапбукинг». Использование нетрадиционных материалов в 13 изобразительном творчестве: вата, шерстяные нитки и пр. Практика. Изготовление игрушек с использованием нетрадиционных материалов: снеговик, елочная игрушка, зайчик. Тема 3. Традиционные праздники. Теория: Закрепление изученных приемов изобразительного творчества с использованием нетрадиционного материала. Практика. Изготовление подарков к значимым датам: новый год, рождество, 23 февраля. Тема 4. Промежуточная аттестация. Практика. Изготовление подарка для папы. Наблюдение. Модуль «Бумагопластика» Учебно-тематический план Первый год обучения № Название темы Количество часов всего теория практика 1. Растительный мир 10 1 8 2. Мир животных 6 1 5 3. Традиционные праздники 6 1 5 12 Промежуточная аттестация. 3 1 2 Всего учебных часов: 24 4 20 Тема 1. Растительный мир Теория. Изучение основных методов и приемов техники работы с салфетками. Практика. Изготовление разнообразных цветов с использованием изученных техник. Тема 2. Мир животных Изучение основных приемов техники «конструирование из бумаги». Практика. Изготовление птиц и животных с использованием изученных техник. Тема 3. Традиционные праздники Теория. Закрепление изученных приемов «бумагопластики» Практика. Изготовлениеподелок к памятным датам. Тема 4. Промежуточная аттестация. Практика. Изготовление коллективной работы. Наблюдение. Второй год обучения № Название темы Количество часов всего теория практика 1. Растительный мир 9 1 8 2. Мир животных 6 1 5 14 3. Традиционные праздники 6 1 5 12 Промежуточная аттестация. 3 1 2 Всего учебных часов: 24 4 20 Тема 1. Растительный мир Теория. Изучение основных методов и приемов работы в технике «оригами»: складывание. Практика. Изготовление разнообразных цветов с использованием изученных техник. Тема 2. Мир животных Изучение основных приемов техники «конструирование». Практика. Изготовление птиц и животных с использованием изученных техник. Тема 3. Традиционные праздники Теория. Закрепление изученных приемов «бумагопластики» Практика. Изготовление открыток к памятным датам. Тема 4. Промежуточная аттестация. Практика. Изготовление коллективной работы. Наблюдение. Третий год обучения № Название темы Количество часов всего теория практика 1. Растительный мир 9 1 8 2. Мир животных 6 1 5 3. Традиционные праздники 6 1 5 4. Промежуточная аттестация. 3 1 2 Всего учебных часов: 24 4 20 Тема 1. Растительный мир Теория. Изучение основных элементов техники «торцевание», методов и приемов работы с гофрированной бумагой. Практика. Изготовление разнообразных цветов с использованием изученных техник. Тема 2. Мир животных Изучение основных приемов техники «оригами», «бумагокручение». Практика. Изготовление птиц и животных с использованием изученных техник. Тема 3. Традиционные праздники Теория. Знакомство с декором, использование его в интерьере. Практика. Изготовление открыток и картин для интерьера. Тема 4. Промежуточная аттестация. 15 Практика. Изготовление работы на свободную тему. Выставка. Четвертый год обучения № Название темы Количество часов всего теория практика 1. Растительный мир 9 1 8 2. Мир животных 6 1 5 3. Традиционные праздники 6 1 5 4. Промежуточная аттестация. 3 1 2 Всего учебных часов: 24 4 20 Тема 1. Растительный мир Теория. Изучение основных элементов техники «квиллинг», методов и приемов работы с гофрированной бумагой Практика. Изготовление разнообразных цветов с использованием изученных техник. Тема 2. Мир животных Изучение основных приемов техники «оригами», «модульное оригами», «бумагокручение», «бумажная скульптура». Практика. Изготовление птиц и животных с использованием изученных техник. Тема 3. Традиционные праздники Теория. Знакомство с декором, использование его в интерьере. Практика. Изготовлениеоткрыток и картиндля интерьера. Тема 4. Промежуточная аттестация. Практика. Изготовление работы на свободную тему. Выставка. 3. Планируемые результаты Образовательные: - знают основные приемы работы в изобразительной деятельности и декоративноприкладном творчестве - сформированыть представления об основных понятиях: формы предмета, контрастные формы, симметрия и асимметрия, орнамент. - умеет использовать разные способы лепки; - умеет складывать бумагу разной формы в разных направлениях; - умеет создавать животных, птиц из нетрадиционных материалов. Развивающие: - создает предметные и сюжетные композиции; - развиты фантазия и воображение при создании образов. Воспитательные: - сформировано понимание об особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; - сформировано чувство уважения к художественно-творческой деятельности человека; - воспитание чувства гордости за культуру и искусство своего народа. 16 5. Организационно-педагогические условия программы Материально - техническое обеспечение Организация образовательного процесса происходит в группах БМАДОУ «Детский сад № 22» г. Березовский. Оборудование Стол рабочий 1 Стулья 10 Шкаф встроенный 1 Доска классная 1 Компьютер в сборе 1 Инструменты: Ножницы для бумаги Ножницы фигурные Резак канцелярский Линейки Фломастеры Акварель Гуашь Восковые карандаши Клей ПВА Клеевой пистолет Карандаши простые Карандаши цветные разные. Кисти разные Дыроколы резные Пластилин Глина Стеки Учебнонаглядные пособия: Демонстративный материал: - Предметное рисование (демонстративный альбом); -Дымковская игрушка (наглядно – дидактическое пособие «Мир в картинках»); - Лепка в детском саду (альбом); - Городецкая роспись по дереву; - Рисование – искусство для дошкольников (книга); - Шаблоны для художественного творчества (папка); - Деревья и листья деревьев (папка); - Гжель (папка); - «Обрывная техника» – аппликация; - «Волшебный поролон» – аппликация; - «Волшебные ладошки» – аппликация; - «Волшебные комочки» – аппликация; - «Волшебные горошки» – аппликация; - «Волшебные коврики» – аппликация. - Играя учимся рисовать (книга); - Плакаты: Домашние животные; Филимоновская свистулька; Полхов – Майдан; Хохлома примеры узоров и орнаментов; Гжель Стенд по ТБ. 17 Информационно-телекоммуникационные сети: - ноутбук, телевизор. Аппаратно-программные средства: - операционная система MicrosoftWindowsXP; - MicrosoftOffice 2007 (MicrosoftWord- текстовый процессор, MicrosoftExcel – электронные таблицы, MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных презентаций, InternetExplorer- веб- браузер). Аудиовизуальные средства: - мультимедийный комплект (переносной) – проектор, экран, ноутбук. Методическое и информационное обеспечение Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического издания и (или) наименование электронного образовательного, информационного ресурса (группы электронных образовательных, информационных ресурсов) учебные, учебно-методические издания 1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1996. – 208с., ил. 2. Богуславская И.Я.Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство,1975. 3. Вохринцева. С. Учимся рисовать. Городецкая роспись 4. Вохринцева. С. Учимся рисовать. Гжель роспись 5. Голицына Н. С., Скоролупова О. А., Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. Издательство «Скрипторий» 2000. 6. Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил. 7. Давыдова Г.Н. "Пластилинография"Издательство«Скрипторий», 2003 8. Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил. 9. Журнал «Аппликация и бумагопластика». – М.: АРТ, 2008.- 164с., ил. 10. Лыкова И. А Филимоновская игрушка 11. Проект Примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 12. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997. – 224с., ил. 13. Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». - СПб., «ДетствоПресс», 2002. 14. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил. 15. Шницкая И.О. Аппликация из пластилина Д.:Феникс, 2008. 16. Утробина К.К., Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка», Москва, 2015. Вид образовательно го и информационн ого ресурса (печатный / электронный) Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Кадровое обеспечение. Минимально допустимая квалификация педагога Профессиональная категория: Первая Уровень образования педагога: Высшее педагогическое Уровень соответствия квалификации: профессиональная переподготовка по профилю программы. 18 5. Оценочные материалы 5.1. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе не проводится. 5.2. Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной программе осуществляется два раза в год, согласно календарному учебному графику. Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация предусматривается в конце учебного года, согласно календарному учебному графику. 5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и методы: беседы, наблюдения, выставки работ. Достижения учащимися планируемых результатов оценивается по критериям: - по степени владения теоретическим материалом; - по качеству выполнения всех этапов технологического процесса; - по качеству выполнения изделий по образцу. Форма предъявления результатов – выставки - представления творческих работ учащихся. 19 Передает форму основной части и других частей, их пропорции , позу, характерн ые особеннос ти Лепка Обрабатыва ет поверхност ь формы движениям и пальцев, стекой Создает скульптурн ые группы из двухтрех фигур Декоративная лепка Умеет Создает использова предметн ть разные ые и способы сюжетные лепки композиц ии Умеет складывать бумагу разной формы в разных направлени ях Прикладное творчество Создает Умеет Умеет предмет делать создавать ы из аппликацию фигуры полосок из бумаг животных, цветной разнообразн птиц из бумаги ых фактур нетрадиционн ых материалов Развиты фантазия и воображен ие при создании образов Им я реб. Инструментарий диагностики 1- ребенок не может выполнить все предложенные задания даже при помощи взрослого (соответствует низкому уровню развития) 2- ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания (соответствует уровню развития ниже среднего) 3- ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого (соответствует среднему уровню развития) 4- ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью все предложенные задания (соответствует уровню развития выше среднего) 5- ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно (соответствует высокому уровню развития) 6. Методические материалы Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Репродуктивный метод, - Метод стимулирования и мотивации, - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - Метод создания ситуации успеха, - Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: - основные цвета - приемы пластилинографии - народное творчество - приемы оригами - основы квиллинга Дидактическое обеспечение: - презентации для занятий; -технологические карты для разных видов творчества; -раздаточный материал. Список литературы для педагога 1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1996. – 208с., ил. 2. Богуславская И.Я.Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство,1975. 3. Вохринцева. С. Учимся рисовать. Городецкая роспись 4. Вохринцева. С. Учимся рисовать. Гжель роспись 5. Голицына Н. С., Скоролупова О. А., Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. Издательство «Скрипторий» 2000. 6. Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил. 7. Давыдова Г.Н. "Пластилинография"Издательство«Скрипторий», 2003 8. Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил. 9. Журнал «Аппликация и бумагопластика». – М.: АРТ, 2008.- 164с., ил. 10. Лыкова И. А Филимоновская игрушка 11. Проект Примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 12. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997. – 224с., ил. 13. Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». - СПб., «Детство-Пресс», 2002. 14. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил. 15. Шницкая И.О. Аппликация из пластилина Д.:Феникс, 2008. 16. Утробина К.К., Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка», Москва, 2015. Литература для учащихся (родителей) 1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1996. – 208с., ил. 2. Голицына Н. С., Скоролупова О. А., Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. Издательство «Скрипторий» 2000. 3. Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил. 4. Давыдова Г.Н. "Пластилинография"Издательство«Скрипторий», 2003 5. Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил. 6. Журнал «Аппликация и бумагопластика». – М.: АРТ, 2008.- 164с., ил. 7. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997. – 224с., ил. 8. Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». - СПб., «Детство-Пресс», 2002. 9. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил. 10. Шницкая И.О. Аппликация из пластилина Д.:Феникс, 2008. 11. Утробина К.К., Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка», Москва, 2015. Пояснительная записка. Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фантазия» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль 1 «Основы пластилинографии». Пластилинография развивает ручную умелость и мелкую моторику рук, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности и способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей. Цель модуля: Творческое развитие учащихся на основе приобщения к изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Задачи: Образовательные: - научить основным приемам работы пластилинографии и декоративноприкладного творчества; - формировать представления об основных понятиях: формы предмета, контрастные формы, симметрия и асимметрия, орнамент. Развивающие: - развить мелкую моторику рук, воображение, образное мышление, пространственные представления, сенсорные навыки. - развить художественный кругозор и совершенствовать эстетический вкус. Воспитательные: - сформировать понимание об особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. - уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека. Планируемые результаты: Образовательные: - Умеет использовать основные приёмы лепки; - Умеет передавать форму животных, птиц с использованием пластилина; Развивающие: - Создает предметные и сюжетные композиции; - Развиты фантазия и воображение при создании образов. Воспитательные: - сформировано понимание об особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; - сформировано чувство уважения к художественно-творческой деятельности человека. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятий: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Репродуктивный метод, - Метод стимулирования и мотивации - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - Метод создания ситуации успеха, - Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: Дидактическое обеспечение: - технологические карты изготовления изделий; - иллюстрации; - образцы изделий для каждого занятия, по темам и по годам обучения. Первый год обучения № Учебно-тематический план Количество часов Название темы всего теория практика 1. Дары природы 7 1 6 2. Животный мир 6 1 5 3. Народное творчество 5 1 4 4. Традиционные праздники 4 1 3 5. Промежуточная аттестация. 2 - 2 Всего учебных часов: 24 4 20 Календарно-тематическое планирование дата тема сентябрь Яблоки в саду час ы 1 содержание Формы контроля Тема 1 «Дары природы» 6 часов Наблюдение Основные приемы пластилинографии: скатывание шариков и расплющивание. На заготовку яблони наклеить яблоки красного и желтого цвета Примечание сентябрь Чудо плоды 1 сентябрь Компот из фруктов 1 сентябрь Листопад 1 октябрь Букет 2 Основные приемы пластилинографии: размазывание. Плоскостные овощи приклеить на заготовку банки из картона. Приемы раскатывания сплющивания. Фрукты в банке Осенний листочк, Новый прием пластилинографии смешивание цветов Прием скатывания жгутиков и их закручивание. Цветы Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Тема 2 «Животный мир» 5 часов октябрь Клубочки для котенка 2 октябрь Улитка 1 октябрь Черепаха 2 октябрь Дымковский конь 2 ноябрь Филимоновс кая барышня 2 ноябрь Воздушные шары 1 ноябрь Бусы 1 ноябрь Букет для 1 мамы Промежуточ 2 ная аттестация ноябрь Прием скатывания жгутиков, скручивание в клубок не сплющивая. Клубочки разного цвета Наблюдение Приемы лепки раскатывание, скручивание. Наблюдение Приёмы сплющивания, Наблюдение скатывание жгутиков Тема 3 «Народное творчество» 4 часов Приёмы сплющивания, Наблюдение скатывание На заготовку из картона наклеить узоры с элементами дымковской росписи (кружочки, точки) Приемы раскатывания жгутиков Наблюдение (элементы филимоновской росписи) Филимоновская барышня Тема 4 «Традиционные праздники» 4 часа Приемы скатывание шариков и Наблюдение сплющивание, изобразить разноцветные шары, нитку использовать настоящую Скатывать шарики, прикрепляя Наблюдение их на нитку в цветовой последовательности Приемами пластилинографии, изобразить букет в вазе. Цветы в разных изученных Выставка техниках. Учебно-тематический план. Второй год обучения. № Название темы Количество часов всего теория практика 1. Дары природы 7 1 6 2. Животный мир 6 1 5 3. Народное творчество 5 1 4 4. Традиционные праздники 4 1 3 5. Промежуточная аттестация. 2 - 2 Всего учебных часов: 24 4 20 Календарно-тематическое планирование Второй год обучения дата сентябрь сентябрь тема Сбор фруктов часы 1 Овощи 1 сентябрь Ягоды 1 сентябрь Осенний листопад 1 октябрь Букет цветов 2 содержание Формы контроля Тема 1 «Дары природы» 6 часов Наблюдение Основные приемы пластилинографии, скатывание шариков и расплющивание. На заготовку деревьев наклеить фрукты: слива, яблоки вишня, груша Прием размазывание. Готовые овощи приклеить в ведерко из картона Наблюдение Приемы раскатывания сплющивания. Ягоды, дополненные листочком, веточкой Приемы пластилинографии скатывание прием жгутиков в спираль Приемы пластилинографии скатывание шариков, сплющивние. Наблюдение Наблюдение Наблюдение Примечание Тема 2 «Животный мир» 5часов октябрь Червячок на яблоке 2 октябрь октябрь ноябрь ноябрь Божья коровка 1 Змейка 2 Дымковск ая барышня Филимон овский конь ноябрь Наблюдение Приемы лепки из пластилина: раскатывание, сплющивание. Шарик красный, приклеить маленькие черные точки, и голову Наблюдение Приёмы скатывание жгутиков, из Наблюдение двух жгутиков скрутить один. Одну сторону заострить (хвост), с другой стороны разгладить и сделать надрез (рот), можно из тоненького жгутика сделать язык Тема 3 «Народное творчество» 4 часов 2 На заготовке узоры с элементами Наблюдение дымковской росписи (кружочки, точки) 2 Приемы раскатывания жгутиков Наблюдение (элементы филимоновской росписи) украсить филимоновского коня Тема 4 «Традиционные праздники» 3 часов 1 Воздушн ые шары ноябрь Бусы 1 ноябрь Цветы для мамы Промежу точная аттестаци я 1 ноябрь Приемы плющивание, скатывание. Дополнить листочком и веточкой, сверху из шариков гусеница. 2 Приемы скатывание шариков и Наблюдение сплющивание, изобразить разноцветные шары, нитку использовать настоящюю Скатывание шариков, Наблюдение прикрепляя их на нитку в цветовой последовательности Приемами пластилинографии, изобразить букет в вазе Работа на выбор Выставка Учебно-тематический план. Третий год обучения. № Название темы Количество часов всего теория практика 1. Дары природы 7 1 6 2. Животный мир 6 1 5 3. Народное творчество 5 1 4 4. Традиционные праздники 4 1 3 5. Промежуточная аттестация. 2 - 2 Всего учебных часов: 24 4 20 Календарно-тематическое планирование Третий год обучения дата сентябрь сентябрь тема Спелая вишня часы 1 Овощи 1 сентябрь Ягодамалинка 1 сентябрь Осенний листопад 1 сентябрь Букет цветов 2 октябрь Сова 2 октябрь Медведь целеполагание Формы контроля Тема 1 «Дары природы» 6 часов Приемы раскатывания. Наблюдение Из жгутиков ствол дерева, вишня шариками Наблюдение Овощей, объемные Готовые овощи положить на одну доску Наблюдение Приемы раскатывания сплющивания. Ягоды, дополняя листочком, веточкой, использовать стеку для прорисовки деталей Новый прием пластилинографии Наблюдение размазывание и смешивание. Осенние листочки Наблюдение Приемы раскатывания сплющивания. Из плоской полоски скатать цветок (роза), дополнить листочками Тема 2 «Животный мир» 5 часов Техника пластилинографии: мозаика. Сова, изображая перья мозаикой Наблюдение Метод размазывания. Наблюдение Примечание Готовый контур закрасить пластилином, Стекой нанести рубчики, изображая мех. Дополнить композицию ёлками и травой 1 октябрь Ежик 2 ноябрь Хохломск ие узоры 2 ноябрь Гжельско е блюдце 2 ноябрь День знаний 1 ноябрь Мой воспитате ль 1 ноябрь Цветы для мамы Промежу точная аттестаци я 1 ноябрь № 2 Скатывание, приплющивание. Наблюдение Семечками изобразить иголки Тема 3 «Народное творчество» 4 часов Техники пластилинографии. Наблюдение На заготовке узоры хохломской росписи (ветка, ягода,цветок) Приемы скатывания жгутиков Наблюдение Украсить блюдце элементами гжельской росписи Тема 4 «Традиционные праздники» 3 часа Техники пластилинографии. Наблюдение Композиция из принадлежностей для творчества (палитра, кисть, краски и д.д) используй Техника размазывание, Выставка скатывание жгутиков. Портрет любимого воспитателя, используя Приемы пластилинографии. Цветы «Осень», выполнят Выставка самостоятельно Название темы Учебно-тематический план. Четвертый год обучения. Количество часов всего теория практика 1. Дары природы 7 1 6 2. Животный мир 6 1 5 3. Народное творчество 5 1 4 4. Традиционные праздники 4 1 3 5. Промежуточная аттестация 2 - 2 Всего учебных часов: 24 4 20 дата тема сентяб рь Дары осени сентяб рь Лукошко с грибами сентяб рь Все деревья в разноцветн ом уборе сентяб рь Гроздья рябины сентяб рь Кленовый лист октябр ь Аквариум октябр ь Лебеди октябр ь Птицы ноябрь Гжель ноябрь Хохлома часы Календарно-тематическое планирование Четвертый год обучения содержание Формы контроля Тема 1 «Дары природы» 6 часов Приемы сплющивания, Наблюдение Нанесение рельефа на овощи стекой. Наблюдение Техника раскатывание и 1 сплющивание. Лукошко из жгутиков. Приемы аскатывание. Наблюдение Жгутики одинаковой толщины, в 2 спиральки, формировать из спиралек крону дерева, из жгутиков – ствол. Новая техника«сглаживание», Наблюдение 1 «сплющивание» Объемная композиция. 1 Приёмы надавливания, Наблюдение размазывания, Коллективная работа Тема 2 «Животный мир» 5 часов 2 Приемы Наблюдение для чешуек использовать арбузные семечки) и водоросли, дополнить композицию ракушками 1 Наблюдение Приемы лепки мозаика, размазывание Перья в технике мозаики. 2 Наблюдение Приемы лепки мозаика, размазывание Перья в технике мозаики. Тема 3 «Народное творчество» 4 часов 2 Техника мазка, спирали. Наблюдение Сказочный образ птицы, соблюдая элементы гжельской росписи. 2 Наблюдение Техника размазывание, сплющивание. Элементы хохломской росписи. 1 Тема 4 «Традиционные праздники» 3 часов ноябрь ноябрь Мамин портрет Букет для мамы 1 2 Приемы пластилинографии, размазывание и промазывание. Приемы пластилинографии. Цветы в букете Наблюдение Наблюдение Примечание Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фантазия» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно- тематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль 2 «Нетрадиционные техники». Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе. Цель и задачи модуля Цель: Творческое развитие учащихся на основе приобщения к изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Задачи: Образовательные: -научить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством нетрадиционных техник рисования. - формировать представления об основных понятиях: формы предмета, контрастные формы, симметрия и асимметрия, орнамент. Развивающие: - развить мелкую моторику рук, воображение, образное мышление, пространственные представления, сенсорные навыки. - развить художественный кругозор и совершенствовать эстетический вкус. Воспитательные: - сформировать понимание об особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. - уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека. Планируемые результаты: Образовательные: -Умеют выполнять действия в соответствии с заданной задачей; - Умеет использовать основные приёмы лепки; - Умеет передавать форму животных, птиц с использованием пластилина; Развивающие: - Создает предметные и сюжетные композиции; - Развиты фантазия и воображение при создании образов. Воспитательные: - сформировано понимание об особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; - сформировано чувство уважения к художественно-творческой деятельности человека. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятий: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Репродуктивный метод, - Метод стимулирования и мотивации - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - Метод создания ситуации успеха, - Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: Дидактическое обеспечение: - технологические карты изготовления изделий; - иллюстрации; - образцы изделий для каждого занятия, по темам и по годам обучения. Первый год обучения. Учебно-тематический план. № Название темы Количество часов всего теория практика 1. Природа 10 2 8 2. Интерьерная игрушка 6 1 5 3. Традиционные праздники 6 1 5 4 Промежуточная аттестация. 2 - 2 Всего учебных часов: 24 4 20 дата тема часы декаб рь «Снег» 1 декаб рь «Снежинка» 1 декаб рь февра ль «Снеговик » январь «Елка» 2 январь «Заяц» 2 Календарно-тематическое планирование содержание Формы контроля Тема 1 «Природа» 8 часов -широкой кистью на синем фоне нарисовать ствол дерева, немного веток, ватной палочкой изобразить снег (методом тычка) -нарисовать клеем пва снежинку, посыпать манкой, остатки стряхнуть наблюдение 1 -закрепит умение рисовать манкой Наблюдение 1 -на синем фоне нарисовать стволы березы, сухой кистью изобразить черные пятна на ней -круглым поролоновым штампом изобразить ель, соблюдая последовательность, вверху один оттиск, далее увеличивая на 1 -раскрасить зайца (готовое изображение) методом тычка, Наблюдение «Береза» Наблюдение Наблюдение Наблюдение Примечание штампом или ватными палочками Тема 2 «Интерьерная игрушка» 5 часов январь «Шар для елочки» 1 январь «Шапка снегурочки» 1 1 январь «Рукавички Деда мороза» «Свеча» декаб рь «Новогодня я открытка» 2 февра ль «Дерево с сердечками» 1 февра ль «Подарок для папы» 2 февра ль Промежуточ ная аттестация 1 2 -из готовой смеси (бумага и клей пва) скатать шарик, внутрь вставить нитку (готовое изделие высушить), раскрасить гуашью -заготовку шапки обклеить ватой (низ шапки), из ваты приклеить помпон, можно украсить снежинками (готовы украшения) -заготовки рукавичек украсить нитками , мелко настрижеными наблюдение -из готовой смеси (бумага и клей пва) скатать брусок, (готовое изделие высушить), раскрасить гуашью, огонь сделать из пластилина, поставить в подсвечник (готовый) Наблюдение Наблюдение Наблюдение Тема 3 «Традиционные праздники» 5 часов -с помощью штампов поставить оттиск разных по диаметру кружков, дорисовать нитку, украсить шары декором -готовый рисунок с деревом (без листьев) украсить отпечатками пальцев, изображая сердце -нарисовать фломастером круг или сердце(только контур) размыть водой с помощью кисти, дорисовать детали -подарок для солдат, технику выбирают самостоятельно Наблюдение наблюдение Наблюдение Выставка Второй год обучения. Учебно-тематический план. № Название темы Количество часов всего теория практика 1. Природа 10 2 8 2. Интерьерная игрушка 6 1 5 3. Традиционные праздники 6 1 5 4 Промежуточная аттестация. 2 - 2 Всего учебных часов: 24 4 20 часы Календарно-тематическое планирование содержание Формы контроля Тема 1 «Природа» 8 часов дата тема декаб рь «Пейзаж» 2 -знакомство с новой техникой «монотипия» наблюдение декаб рь «Снежинка» 1 -нарисовать клеем пва снежинку, посыпать солью, когда высохнет раскрасить краской Наблюдение декаб рь «Снеговик » 2 -на заготовку снеговика нанести клей пва, посыпать рисом, прижать ладошкой, остатки стряхнуть Высохшую работу дополнить деталями -на синем фоне нарисовать стволы березы , штампами белой краской изобразить снег -с помощью зубной щетки нарисовать ель, тычками сухой кисти изобразить снег -обвести контур лисы сухой пастелью, сырой кистью закрасить Наблюдение февра ль «Береза» январь «Елка» 1 январь «Лиса» 1 1 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Тема 2 «Интерьерная игрушка» 5 часов январь «Панно» 2 январь «Подсвечни к» 2 январь «Игрушка для елочки» 1 декаб рь «Новогодни й подарок» 2 февра ль «Ангелочек » 1 февра ль Кулон «Сердечко» 2 февра ль Промежуточ ная аттестация 2 -в технике мозаики создать декоративное панно, приклеить рамочку из полосок бумаги -с помощью техники «папье-маше», обклеить стеклянную баночку. Высохшее изделие украсить декором -Из «папье-маше» слепить снеговика, дополнить детялями наблюдение Наблюдение Наблюдение Тема 3 «Традиционные праздники» 5 часов -знакомство с техникой «декупаж» На готовую разделочную доску (деревянную или из толстого картона) нанести клей пва, сверху положить салфетку, кистью разгладить -плоские ракушки покрасит белой краской (2 маленьких,1 большая), соединить с помощью пластилина -из соленого теста слепить кулон в форме сердца( готовые формы), готовое изделие раскраситть Наблюдение наблюдение Выставка Примечание Третий год обучения. Учебно-тематический план. № Название темы Количество часов всего теория практика 1. Природа 10 2 8 2. Интерьерная игрушка 6 1 5 3. Традиционные праздники 6 1 5 4 Промежуточная аттестация. 2 - 2 Всего учебных часов: 24 4 20 дата тема часы декаб рь декаб рь «Осень» 2 «Лес» 1 декаб рь «Первый снег» 1 февра ль «Береза» 1 январь «Еловый лес» 1 январь «Узоры на окне» 2 январь «Рамка для фото» «Декоратив ная ваза» 2 январь «Снежинки» 1 декаб рь «Открытка новогодняя» 2 Календарно-тематическое планирование содержание Формы контроля Тема 1 «Природа» 8 часов -В технике «монотипия» нарисовать осенний пейзаж -оттиском сухих листьев изобразить лес, дополнить деталями наблюдение -используя технику кляксогрфия нарисовать деревья, оттиском штампа белой краской нанести снег -на синем фоне нарисовать стволы березы , штампами белой краской изобразить снег -с помощью зубной щетки нарисовать ели, тычками сухой кисти изобразить снег -используя технику ниткография нарисовать узоры, сверху наклеить раму (полоски белой бумаги0 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Тема 2 «Интерьерная игрушка» 5 часов январь 2 -в технике мозаики украсить рамку (заготовка из картона) -с помощью техники «декпаж» обклеить стеклянную бутылочку, дополнить деталями, горлышко обмотать шпагатом -из синельной проволоки изготовить снежинки, опираясь на схему наблюдение Наблюдение Наблюдение Тема 3 «Традиционные праздники» 5 часов -из картона от упаковочной коробки сделать круги, по кругу нарисовать узор белой гуашью, сам шар украсить ажурной салфеткой, с обратной стороны приклеить поздравление Наблюдение Примечание февра ль «Ангелочек » 2 февра ль «Сердечко» 1 февра ль Промежуточ ная аттестация 2 № -из ватных дисков изготовить ангелочка, для головы использовать крупную бусину -из пуговиц выложить сердечко, приклеить к основе на клей пва, дополнить деталями -изготовление поделки на выбор Наблюдение Наблюдение Выставка Четвертый год обучения. Учебно-тематический план. Количество часов Название темы всего теория практика 1. Природа 10 2 8 2. Интерьерная игрушка 6 1 5 3. Традиционные праздники 6 1 5 4 Промежуточная аттестация. 2 - 2 Всего учебных часов: 28 4 24 Календарно-тематическое планирование дата декаб рь декаб рь тема «Городско й пейзаж» «Волшебн ая зимняя ночь» часы содержание 1 Тема 1 «Природа» 8 часа - техника монотипия. Рисунок «пейзаж» 1 -зимний пейзаж, используя технику рисования манкой Наблюдение Наблюдение декаб рь Снегопад (коллектив ная работа) 2 - изготовления новогодних поделок (снежинок) с использованием нетрадиционного материала – макаронных изделий. Наблюдение февра ль «Я слеплю снеговика! » Беленький зайчик 1 -нарисовать снеговика, раскрасить с помощью риса Наблюдение 1 -нарисовать зайца, для раскрашивания использовать вату Наблюдение Ты малыш не болейодевайся теплей! 2 -изготовление зимней одежды, используя для раскрашивания шерстяные нитки Наблюдение январ ь январ ь Примечание Формы контроля . Тема 2 «Интерьерная игрушка» 5 часов январ ь январ ь Елочная игрушка Подставка для карандаше й 2 3 -изготовление елочной игрушки в технике «папье-маше» -изготовить подставку для карандашей из втулки от туалетной бумаги, украшая в технике «кракле» и «декупаж» Наблюдение Наблюдение Тема 3 «Традиционные праздники» 5 часов февр аль февр аль Открытка на День Святого Валентина. Подарок для папы (рамка для фото) 2 -изготовить ангелочка, макаронные изделия используя Наблюдение 3 -изволение рамки для фото, для украшения использовать «кракле» и «декупаж» Наблюдение Пояснительная записка. Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фантазия» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль 3 «Бумагопластика». Бумагопластика развивает у детей способность работать руками, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Моделирование из бумаги имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Цель и задачи модуля Цель: Всестороннее развитие личности ребёнка в процессе овладения приемами техники работы с бумагой. Задачи: Образовательные: -формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой; - формировать представления об основных понятиях: формы предмета, контрастные формы, симметрия и асимметрия, орнамент. Развивающие: - развить мелкую моторику рук, воображение, образное мышление, пространственные представления, сенсорные навыки. - развить художественный кругозор и совершенствовать эстетический вкус. Воспитательные: - сформировать понимание об особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. - уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека. Планируемые результаты: Образовательные: -Способствовать развитию умений у детей выполнять действия в соответствии с заданной задачей - Умеет передавать форму животных, птиц с использованием пластилина; Развивающие: - Создает предметные и сюжетные композиции; - Развиты фантазия и воображение при создании образов. Воспитательные: - сформировано понимание об особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; - сформировано чувство уважения к художественно-творческой деятельности человека. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятий: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Репродуктивный метод, - Метод стимулирования и мотивации - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - Метод создания ситуации успеха, - Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: Дидактическое обеспечение: - технологические карты изготовления изделий; - иллюстрации; - образцы изделий для каждого занятия, по темам и по годам обучения. Первый год обучения. Учебно-тематический план. № Название темы Количество часов всего теория практика 1. Растительный мир 9 1 8 2. Мир животных 6 1 5 3. Традиционные праздники 6 1 5 12 Промежуточная аттестация. 3 1 2 Всего учебных часов: 24 4 20 дата тема часы март «Мать-имачеха» 2 март «Верба» 2 апрель «Тюльпаны» 2 Календарно-тематическое планирование Содержание Формы контроля Тема 1 «Растительный мир» 9 --из желтых салфеток приготовить Наблюдение кружочки скрепить степлером середину, дети приклеивают к основе и поднимают каждый слой к середине из полосок зеленой бумаги стебель и листья -скатать из бумаги веточку вербы, Наблюдение из белой салфетки шарики (пушистики) -из бумажных заготовок, Наблюдение выполнить композицию тюльпаны Примечание апрель «Подснежник » 1 апрель «Мимоза» 1 апрель «Цветут сады» 1 май май май «Лиса» «Маска» «Рыбки» вазе. Цвет цветов и вазы выбирают сами -из полосок изготовить Наблюдение подснежник, зеленые полоски стебель и листья, белые полоски (3 шт.) склеить капелькой, приклеить к основе -из салфетки желтого цвета скатать Наблюдение шарики, приклеить к основе, ветка мимозы На ствол деревьев приклеить Наблюдение цветочки разного цвета и формы, яблоня, вишня, сирень Тема 2 «Мир животных» 6 2 2 2 -оригами для малышей -из готовых деталей собрать маску -используя приемы оригами изготовить рыбок Тема 3 «Традиционные праздники» 6 март март май май «Подарок для мамочки» «Открытка для бабушки» «салют» 2 Промежуточ ная аттестация 2 2 2 -из квадратика сложить тюльпаны, приклеить к основе, дополнить листьями -из полосок бумаги изготовить цветы, серединку скатать шарик из салфеток, дополнить деталями -из цветных полосок и готовых звездочек выполнить композицию -изготовление работы на свободную тему Наблюдение Наблюдение Наблюдение Выставки Второй год обучения. Учебно-тематический план. № Название темы Количество часов всего теория практика 1. Растительный мир 9 1 8 2. Мир животных 6 1 5 3. Традиционные праздники 6 1 5 12 Промежуточная аттестация. 3 1 2 Всего учебных часов: 24 4 20 Календарно-тематическое планирование часы Содержание Формы контроля Тема 1 «Ростительный мир» 8 дата тема март «Мать-имачеха» 2 март «Верба» 1 апрель «Тюльпаны» 1 апрель «Подснежник » 1 апрель «Мимоза» 1 апрель «Цветут сады» 1 март «Котенок» 2 март «Зайчик» 2 март «Мышонок» 2 --из желтых салфеток приготовить кружочки скрепить степлером середину, дети приклеивают к основе и поднимают каждый слой к середине из полосок зеленой бумаги стебель и листья -скатать из бумаги веточку вербы, из белой салфетки шарики (пушистики) -из бумажных заготовок, выполнить композицию тюльпаны вазе. Цвет цветов и вазы выбирают сами -из полосок изготовить подснежник, зеленые полоски стебель и листья, белые полоски (3 шт.) склеить капелькой, приклеить к основе -из салфетки желтого цвета скатать шарики, приклеить к основе, ветка мимозы На ствол деревьев приклеить цветочки разного цвета и формы, яблоня, вишня, сирень Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Тема 2 «Мир животных» 6 -из широких полос бумаги изготавливают кота, детали готовые(глаза, носик) -из полосок бумаги склеивают два шара(голова, туловище), соединяют, дополняют деталями -из готовой смеси (пва и бумага, скатывают овал, вытянутый с одной стороны, приклеивают уши и хвост Тема 3 «Традиционные праздники» 6 апрель «1мая» 2 март «8 марта» 2 май «Гвоздики на День Победы» 2 -объемные шары из 2 кружочков Наблюдение приклеивают на основу, дополняют ниткой -из цветных кружочков Наблюдение изготавливают объемные цветы, приклеивают на основу(цветной картон, декоративная ажурная салфетка) -несколько кружочков из красной салфетки, соединить степлером (готовит взрослый), поднять края к середине, приклеить на основу, из полосок сделать стебель и листья, дополнить открытку георгиевской лентой Примечание Промежуточ ная аттестация май № - изготавливают поделку, материал и технику выбирают самостоятельно 3 Выставки Третий год обучения. Учебно-тематический план. Количество часов Название темы всего теория практика 1. Растительный мир 9 1 8 2. Мир животных 6 1 5 3. Традиционные праздники 6 1 5 12 Промежуточная аттестация. 3 1 2 Всего учебных часов: 24 4 20 дата тема Календарно-тематическое планирование часы Содержание Формы контроля Тема 1 «Растительный мир» 8 март «Мать-имачеха» 2 март «Гроздь сирени» 2 апрель «Пионы» 1 апрель «Подснежник » 1 апрель «Мимоза» 2 -выполнить цветы в технике «квиллинг», листья вырезать из бумаги - цветы выполнить в технике «торцевание», листья из гофрированной бумаги -из бумажных полосок (приклеить полоски в центре, поднимая вверх) выполнить композицию пионы в вазе. Цвет цветов и вазы выбирают сами -из бумаги вырезать три лепестка, сложить подснежник - стебель (скрутить трубочку) и листья из цветной бумаги -из салфетки желтого цвета скатать шарики, листья выполнить в технике «квиллинг» Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Тема 2 «Мир животных» 6 «Котенок» 2 «Зайчик» 2 «Насекомые» 2 -из шариков мятой бумаги сделать котенка. Дополнить готовыми деталями (глаза. Нос) -из втулки от бумаги сделать зайца, детали вырезать из бумаги, глаза и нос приклеить готовые -из мятой бумаги сделать паука и Наблюдение Наблюдение Наблюдение Примечание муравья, из бумаги гармошкой бабочку сложенной Тема 3 «Традиционные праздники» 6 март «Вертушка» 2 март «Тюльпан» 2 май «День Победы» Промежуточ ная аттестация 2 май 3 -изготовит вертушку в качестве ручки использовать палочку от мороженого -выполнить в технике оригами -выполнить коллективную композицию в технике «квиллинг» - изготавливают поделку, материал и технику выбирают самостоятельно Наблюдение Наблюдение Выставки Четвертый год обучения Учебно-тематический план № Название темы Количество часов всего теория практика 1. Растительный мир 9 1 8 2. Мир животных 6 1 5 3. Традиционные праздники 6 1 5 4. Промежуточная аттестация. 3 1 2 Всего учебных часов: 24 4 20 Календарно-тематическое планирование дата апрель апрель апрель апрель тема часы «Подснеж 2 ники» «Когда 2 яблони цветут…» «Цветущая 2 сирень» «ветка мимозы» 2 содержание Формы контроля Тема 1 «Растительный мир» 8 часов -изготовление подснежника используя гофрированную бумагу -изготовление цветов яблони из гофрированной бумаги, прикрепить на веточку -изготовление веточек сирени, используя технику «торцевания», использовать для украшения группы -изготовить ветку мимозы используя технику «квиллинг» Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Примечание Тема 2 «Мир животных» 6 часов март «Белочка » 1 -изготовить белочку, используя технику мятой бумаги Наблюдение март «Кошки мышки» 2 -изготовить животных в технике оригами Наблюдение март «Грачи 2 -учить создавать сюжетную картину, продолжить знакомство с оригами, мозаикой, закрепить знания о перелетных птицах Наблюдение прилетел и» Тема 3 «Традиционные праздники» 6 часов «Картина для интерьер а» «Открыт ка для мамы» 2 -Учить детей составлять мозаику из Наблюдение бумаги, подбирать цветовую гамму, использовать в работе линейку. 1 май «Рамка для фото» 2 -с помощью техники «квиллинг» изготовить поздравительно открытку -в технике модульное оригами, изготовить рамку закрепить технику «квиллинг» май «День 1 март март победы» май Промежу точная аттестаци я 3 Наблюдение Наблюдение -изготовление гвоздик, используя Наблюдение гофрированную бумагу и проволоку для стебля -изготовление поделки, используя изученные техники Выставка