Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фантазия» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно- тематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль 2 «Нетрадиционные техники». Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе. Цель и задачи модуля Цель: Творческое развитие учащихся на основе приобщения к изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Задачи: Образовательные: -научить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством нетрадиционных техник рисования. - формировать представления об основных понятиях: формы предмета, контрастные формы, симметрия и асимметрия, орнамент. Развивающие: - развить мелкую моторику рук, воображение, образное мышление, пространственные представления, сенсорные навыки. - развить художественный кругозор и совершенствовать эстетический вкус. Воспитательные: - сформировать понимание об особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. - уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека. Планируемые результаты: Образовательные: -Умеют выполнять действия в соответствии с заданной задачей; - Умеет использовать основные приёмы лепки; - Умеет передавать форму животных, птиц с использованием пластилина; Развивающие: - Создает предметные и сюжетные композиции; - Развиты фантазия и воображение при создании образов. Воспитательные: - сформировано понимание об особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; - сформировано чувство уважения к художественно-творческой деятельности человека. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятий: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Репродуктивный метод, - Метод стимулирования и мотивации - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - Метод создания ситуации успеха, - Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: Дидактическое обеспечение: - технологические карты изготовления изделий; - иллюстрации; - образцы изделий для каждого занятия, по темам и по годам обучения. Первый год обучения. Учебно-тематический план. № Название темы Количество часов всего теория практика 1. Природа 10 2 8 2. Интерьерная игрушка 6 1 5 3. Традиционные праздники 6 1 5 4 Промежуточная аттестация. 2 - 2 Всего учебных часов: 24 4 20 дата тема часы декаб рь «Снег» 1 декаб рь «Снежинка» 1 декаб рь февра ль «Снеговик » январь «Елка» 2 январь «Заяц» 2 Календарно-тематическое планирование содержание Формы контроля Тема 1 «Природа» 8 часов -широкой кистью на синем фоне нарисовать ствол дерева, немного веток, ватной палочкой изобразить снег (методом тычка) -нарисовать клеем пва снежинку, посыпать манкой, остатки стряхнуть наблюдение 1 -закрепит умение рисовать манкой Наблюдение 1 -на синем фоне нарисовать стволы березы, сухой кистью изобразить черные пятна на ней -круглым поролоновым штампом изобразить ель, соблюдая последовательность, вверху один оттиск, далее увеличивая на 1 -раскрасить зайца (готовое изображение) методом тычка, Наблюдение «Береза» Наблюдение Наблюдение Наблюдение Примечание штампом или ватными палочками Тема 2 «Интерьерная игрушка» 5 часов январь «Шар для елочки» 1 январь «Шапка снегурочки» 1 1 январь «Рукавички Деда мороза» «Свеча» декаб рь «Новогодня я открытка» 2 февра ль «Дерево с сердечками» 1 февра ль «Подарок для папы» 2 февра ль Промежуточ ная аттестация 1 2 -из готовой смеси (бумага и клей пва) скатать шарик, внутрь вставить нитку (готовое изделие высушить), раскрасить гуашью -заготовку шапки обклеить ватой (низ шапки), из ваты приклеить помпон, можно украсить снежинками (готовы украшения) -заготовки рукавичек украсить нитками , мелко настрижеными наблюдение -из готовой смеси (бумага и клей пва) скатать брусок, (готовое изделие высушить), раскрасить гуашью, огонь сделать из пластилина, поставить в подсвечник (готовый) Наблюдение Наблюдение Наблюдение Тема 3 «Традиционные праздники» 5 часов -с помощью штампов поставить оттиск разных по диаметру кружков, дорисовать нитку, украсить шары декором -готовый рисунок с деревом (без листьев) украсить отпечатками пальцев, изображая сердце -нарисовать фломастером круг или сердце(только контур) размыть водой с помощью кисти, дорисовать детали -подарок для солдат, технику выбирают самостоятельно Наблюдение наблюдение Наблюдение Выставка Второй год обучения. Учебно-тематический план. № Название темы Количество часов всего теория практика 1. Природа 10 2 8 2. Интерьерная игрушка 6 1 5 3. Традиционные праздники 6 1 5 4 Промежуточная аттестация. 2 - 2 Всего учебных часов: 24 4 20 часы Календарно-тематическое планирование содержание Формы контроля Тема 1 «Природа» 8 часов дата тема декаб рь «Пейзаж» 2 -знакомство с новой техникой «монотипия» наблюдение декаб рь «Снежинка» 1 -нарисовать клеем пва снежинку, посыпать солью, когда высохнет раскрасить краской Наблюдение декаб рь «Снеговик » 2 -на заготовку снеговика нанести клей пва, посыпать рисом, прижать ладошкой, остатки стряхнуть Высохшую работу дополнить деталями -на синем фоне нарисовать стволы березы , штампами белой краской изобразить снег -с помощью зубной щетки нарисовать ель, тычками сухой кисти изобразить снег -обвести контур лисы сухой пастелью, сырой кистью закрасить Наблюдение февра ль «Береза» январь «Елка» 1 январь «Лиса» 1 1 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Тема 2 «Интерьерная игрушка» 5 часов январь «Панно» 2 январь «Подсвечни к» 2 январь «Игрушка для елочки» 1 декаб рь «Новогодни й подарок» 2 февра ль «Ангелочек » 1 февра ль Кулон «Сердечко» 2 февра ль Промежуточ ная аттестация 2 -в технике мозаики создать декоративное панно, приклеить рамочку из полосок бумаги -с помощью техники «папье-маше», обклеить стеклянную баночку. Высохшее изделие украсить декором -Из «папье-маше» слепить снеговика, дополнить детялями наблюдение Наблюдение Наблюдение Тема 3 «Традиционные праздники» 5 часов -знакомство с техникой «декупаж» На готовую разделочную доску (деревянную или из толстого картона) нанести клей пва, сверху положить салфетку, кистью разгладить -плоские ракушки покрасит белой краской (2 маленьких,1 большая), соединить с помощью пластилина -из соленого теста слепить кулон в форме сердца( готовые формы), готовое изделие раскраситть Наблюдение наблюдение Выставка Примечание Третий год обучения. Учебно-тематический план. № Название темы Количество часов всего теория практика 1. Природа 10 2 8 2. Интерьерная игрушка 6 1 5 3. Традиционные праздники 6 1 5 4 Промежуточная аттестация. 2 - 2 Всего учебных часов: 24 4 20 дата тема часы декаб рь декаб рь «Осень» 2 «Лес» 1 декаб рь «Первый снег» 1 февра ль «Береза» 1 январь «Еловый лес» 1 январь «Узоры на окне» 2 январь «Рамка для фото» «Декоратив ная ваза» 2 январь «Снежинки» 1 декаб рь «Открытка новогодняя» 2 Календарно-тематическое планирование содержание Формы контроля Тема 1 «Природа» 8 часов -В технике «монотипия» нарисовать осенний пейзаж -оттиском сухих листьев изобразить лес, дополнить деталями наблюдение -используя технику кляксогрфия нарисовать деревья, оттиском штампа белой краской нанести снег -на синем фоне нарисовать стволы березы , штампами белой краской изобразить снег -с помощью зубной щетки нарисовать ели, тычками сухой кисти изобразить снег -используя технику ниткография нарисовать узоры, сверху наклеить раму (полоски белой бумаги0 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Тема 2 «Интерьерная игрушка» 5 часов январь 2 -в технике мозаики украсить рамку (заготовка из картона) -с помощью техники «декпаж» обклеить стеклянную бутылочку, дополнить деталями, горлышко обмотать шпагатом -из синельной проволоки изготовить снежинки, опираясь на схему наблюдение Наблюдение Наблюдение Тема 3 «Традиционные праздники» 5 часов -из картона от упаковочной коробки сделать круги, по кругу нарисовать узор белой гуашью, сам шар украсить ажурной салфеткой, с обратной стороны приклеить поздравление Наблюдение Примечание февра ль «Ангелочек » 2 февра ль «Сердечко» 1 февра ль Промежуточ ная аттестация 2 № -из ватных дисков изготовить ангелочка, для головы использовать крупную бусину -из пуговиц выложить сердечко, приклеить к основе на клей пва, дополнить деталями -изготовление поделки на выбор Наблюдение Наблюдение Выставка Четвертый год обучения. Учебно-тематический план. Количество часов Название темы всего теория практика 1. Природа 10 2 8 2. Интерьерная игрушка 6 1 5 3. Традиционные праздники 6 1 5 4 Промежуточная аттестация. 2 - 2 Всего учебных часов: 28 4 24 Календарно-тематическое планирование дата декаб рь декаб рь тема «Городско й пейзаж» «Волшебн ая зимняя ночь» часы содержание 1 Тема 1 «Природа» 8 часа - техника монотипия. Рисунок «пейзаж» 1 -зимний пейзаж, используя технику рисования манкой Наблюдение Наблюдение декаб рь Снегопад (коллектив ная работа) 2 - изготовления новогодних поделок (снежинок) с использованием нетрадиционного материала – макаронных изделий. Наблюдение февра ль «Я слеплю снеговика! » Беленький зайчик 1 -нарисовать снеговика, раскрасить с помощью риса Наблюдение 1 -нарисовать зайца, для раскрашивания использовать вату Наблюдение Ты малыш не болейодевайся теплей! 2 -изготовление зимней одежды, используя для раскрашивания шерстяные нитки Наблюдение январ ь январ ь Примечание Формы контроля . Тема 2 «Интерьерная игрушка» 5 часов январ ь январ ь Елочная игрушка Подставка для карандаше й 2 3 -изготовление елочной игрушки в технике «папье-маше» -изготовить подставку для карандашей из втулки от туалетной бумаги, украшая в технике «кракле» и «декупаж» Наблюдение Наблюдение Тема 3 «Традиционные праздники» 5 часов февр аль февр аль Открытка на День Святого Валентина. Подарок для папы (рамка для фото) 2 -изготовить ангелочка, макаронные изделия используя Наблюдение 3 -изволение рамки для фото, для украшения использовать «кракле» и «декупаж» Наблюдение