Творчество в русской избе

Структура
1. Пояснительная записка
- нормативно – правовые основания разработки программы;
- сведения о программе;
- характеристика программы (ее значимости);
- направленность;
- адресат;
- срок реализации программы;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом;
- режим занятий;
- формы обучения и виды занятий;
- цель и задачи программы.
2. Содержание программы.
3. Планируемые результаты
4. Организационно-педагогические условия программы
- материально-техническое обеспечение;
- информационное обеспечение (печатное и электронное);
- кадровое обеспечение.
5. Оценочные материалы
6. Методические материалы
Приложение 1 – Учебный план
Приложение 2 – Календарно-учебный график
Приложение 3 – Рабочие программы модулей

1. Пояснительная записка
Нормативно – правовые основания разработки программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творчество в
русской избе» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»,
- распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р (ред. от 15.05.2023) «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании
утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с
"Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года")»,
- приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
- приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ»,
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»,
- приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»,
- приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г.
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»,
- Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ.
Сведения о программе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творчество в
русской избе» составлена с учетом парциальной программы «Цветные ладошки», Лыковой
А.И., 2018 года, для детей 2-7 лет.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Творчество в русской избе» осуществляется с использованием сетевой формы реализации
образовательной программы между БМАДОУ «Детский сад №40 «Березонька» и БМАУДО
ЦДТ.
Характеристика программы (ее значимости)
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Творчество в русской избе» раскрывается через большой интерес и потребность детей в
творчестве, их потребность в самовыражении при помощи актуальных и доступных средств.
Данная программа предоставляет возможность попробовать себя в качестве художника,
создает условия для овладения основными навыками живописи, графики и композиции, через
приобщение детей к русским культурам.
В русских избах предметы быта украшались мастерами в разных техниках, поэтому
использование в программе необычные техники рисования, такие как: техника рисования, в
стиле ткачества, в стиле лоскутного шитья, в стиле вышивки, нетрадиционных техник
рисования: рисование методом тычка, смешивания цветов, оттиск и другие, что помогает
развитию творческих способностей через приобщения детей к народному творчеству.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творчество в
русской избе», реализуемая в сетевой форме – это первый муниципальный опыт организации
образовательной деятельности между организациями дошкольного и дополнительного
образования.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является ее реализация в сетевой форме, как
интеграция дополнительного и дошкольного образования.
Механизм (алгоритм) реализации образовательной программы в сетевой форме
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Творчество в русской избе» в сетевой форме с использованием кадровых ресурсов БМАУДО
ЦДТ и материально- технической базы БМА ДОУ «Детский сад №40 «Березонька».

БМА ДОУ № 40
образовательная
среда
БМАУДО ЦДТ
педагог
дополнительного
образования

БМА ДОУ № 40
воспитанники

реализация
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Творчество в русской
избе»

Механизм состоит из нескольких структурных элементов, каждый из которых имеет
свою значимость.
Между БМАУДО ЦДТ и БМА ДОУ «Детский сад №40 «Березонька» заключается
договор
о
сетевой
форме
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы, где прописаны условия взаимодействия.
Количество воспитанников – учащихся по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Творчество в русской избе» определяется на основании
муниципального задания, формируемым управлением образования Березовского городского
округа.
Документы, обеспечивающие реализацию программы в сетевой форме в БМАУДО
ЦДТ
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ в Березовском муниципальном автономном
учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» от 17.11.2022 № 134,
- договор о сетевой форме реализации образовательных программ между БМАУДО
ЦДТ и БМАДОУ «Детский сад №40 «Березонька» от 20.12.2022.
Программа состоит из четырех модулей: «Осень золотая», «Зима чародейка», «Весна красавица», «Лето красное», каждый из которых рассчитан на один год обучения.
Уровень сложности: «Стартовый», предполагает обязательный минимум и
минимальную сложность, предлагаемого для освоения содержания программы. Задания этого
уровня просты, носят в основном репродуктивный характер, имеют шаблонные решения.

Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки
образовательной деятельности по адресу места осуществления этой деятельности в связи с
ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями, а также во время проведения
ремонта здания, образовательный процесс может организовываться с применением
дистанционных технологий и электронного обучения.
Направленность
Направленность программы: художественная
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает
обучение детей с 5 до 7 лет. К освоению дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы допускаются любые лица без предъявления требований к
уровню образования.
Наполняемость группы
Ожидаемое количество детей в одной группе: 9 -14 человек.
Срок реализации программы
Срок освоения программы - 2 года.
Объем
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы составляет 144 часов, из них:
1 год обучения - 72 учебных часов;
2 год обучения - 72 учебных часов;
Режим занятий
Первый год обучения – 2 раза в неделю (2 учебных часа по 25 мин.);
Второй год обучения – 2 раза в неделю (2 учебных часа по 30 мин.);
После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв.
Формы обучения
Обучение по программе осуществляется в очной форме.
Виды занятий
- теоретические;
- практические.
Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих, художественных способностей и личностных качеств
учащихся, через различные художественные техники рисования.
Обучающие:
 Учить детей рисовать карандашом, фломастером, ручкой, при ознакомлении с
особенностями графики;
 Учить детей работать кистью и краской, при ознакомлении с особенностями
живописи;
 Познакомить с различными художественными техниками изобразительной
деятельности;
 Познакомить детей с обычаями, техниками рисования русской культуры.
Развивающие:
 Развивать мелкую моторику рук и координацию движений;

 Развивать цветоощущение, образное мышление, фантазию, творческое воображение;
 Закреплять приобретенные умения и навыки художественно – творческой
деятельности и показывать детям широту их возможного применения;
Воспитательные:
 Сформировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным
творчеством;
 Воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность;
 Развить навыки коллективной работы.
2. Содержание программы
Учебный план
№

Модуль

Первый год обучения
Второй год обучения
всего теория практика всего теория практика

1

Осень золотая

16

3

13

19

6

13

2

Зима чародейка

20

6

14

18

4

14

3

Веснакрасавица

23

6

17

19

2

17

4

Лето красное

13

4

9

16

4

12

Итого учебных
часов
Итого

72

19

53

72

16

56

144 учебных часов

Первый год обучения

Формы
аттестации
(контроля)
Беседа,
педагогическое
наблюдение,
контрольное
упражнение
Защита
творческой
работы,
импровизация,
контрольное
упражнение,
опрос,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение,
промежуточная
аттестация
Беседа,
педагогическое
наблюдение,
промежуточная
аттестация

Учебно-тематический план
Модуль 1. «Осень золотая».
Тема
Традиционное рисование
Нетрадиционное рисование
Изба
Итого

I год обучения
Всего Теория Практика
7
1
6
7
1
6
2
1
1
16
3
13

Традиционное рисование
Теория. Знакомство с графикой
Практика. Отработка техник рисования. Выполнение творческой работы: солнечный
зайчик, волшебная змейка, твой герой, сказочный лабиринт, природные формы.
Нетрадиционное рисование
Теория. Знакомство с техникой «рисование с использованием шаблона», с техникой
монотипия, техникой смешивание цветов,
Практика. Отработка техник рисования. Выполнение творческой работы: банка с
компотом, осенняя птица, веер, три цвета, цветик – семицветик.
Изба
Теория. Знакомство детей с предметами домашнего обиходами и старинными
орудиями труда, их назначением, отметить их пользу и с/х профессиями,
Практика. Приготовление соленой капусты.
Модуль 2. «Зима – чародейка».
Тема
Традиционное рисование
Нетрадиционное рисование
Изба
Промежуточная аттестация
Итого

I год обучения
Всего Теория Практика
9
3
6
8
2
6
2
1
1
1
1
20
6
14

Традиционное рисование
Теория. Знакомство с графикой
Практика. Отработка техник рисования. Выполнение творческой работы: солнечный
зайчик, волшебная змейка, твой герой, сказочный лабиринт, природные формы.
Нетрадиционное рисование
Теория. Знакомство с техникой примакивание, с техникой «рисование с
использованием шаблона», с техникой «рисование с использованием трафарета», с техникой
рисования штрихом, с техникой рисования гелевыми ручками, с техникой витража, с техникой
коллаж.
Практика. Отработка техник рисования. Выполнение творческой работы: следы на
снегу, новогодняя игрушка, санки деда мороза, ангел, рождественский пейзаж, ангел,
волшебное превращение, открытка для папы.
Изба
Теория. Знакомство детей с рождественскими праздниками, гаданиями, разучивание
песенок- колядок,
Практика. Беседа, игра, гадание.

Модуль 3. «Весна – красавица».
Тема

I год обучения
Всего Теория Практ
ика
1
6
7
5
11
16
-

Традиционное рисование
Нетрадиционное рисование
Изба
Итого

23

6

17

Традиционное рисование
Теория. Знакомство с графикой
Практика. Отработка техник рисования. Выполнение творческой работы: цветы,
масленица, логотип кошек, смешной портрет, верба, ракета, пасха.
Нетрадиционное рисование
Теория. Знакомство с техникой тычкование, с техникой оригами, со смешанной
техникой, с техникой гравюры, с техникой коллаж, с техникой по сырому.
Практика. Отработка техник рисования. Выполнение творческой работы: Подарок
маме, мимоза, ворона, восход солнца, сосулька, волшебный космос, солнечный зайчик.
Любимое животное, цветы, салют, радуга, одуванчик, ромашки, море, рыбки в аквариуме.
Модуль 4. «Лето красное».
Тема

I год обучения
Всего Теория Практ
ика
1
2
3
2
5
7
1
1
2
1
1

Традиционное рисование
Нетрадиционное рисование
Изба
Итоговая аттестация
Итого

13

4

9

1.Традиционное рисование
Теория. Знакомство с техникой рисования
Практика. Отработка техник рисования. Выполнение творческой работы: цветы,
насекомые
Нетрадиционное рисование
Теория. Знакомство с техникой по сырому, техникой оттиск, смешанная техника.
Практика. Отработка техник рисования. Выполнение творческой работы: рисунок на
асфальте, пейзаж, ладонь, пальцы, листья, портрет лето.
Изба
Теория. Знакомство детей с народным праздником Троица, приметами, традициями,
обрядами.
Практика. Разучивание песни и выполнение обряда – повязывание ленточки на
березу.

Второй год обучения

Учебно-тематический план
Модуль 1. «Осень золотая».
Тема
Всего
5
4
10
19

Традиционное рисование
Нетрадиционное рисование
Изба
Итого

I год обучения
Теория
Практика
2
3
1
3
3
7
6
13

Традиционное рисование
Теория. Знакомство с графикой, техникой рисования, в стиле ткачества, с техникой
рисования, в стиле лоскутного шитья, техникой рисования, в стиле вышивки.
Практика. Отработка техник рисования. Выполнение творческой работы: невидимый
друг, змейка, городской пейзаж, портрет королевы, ткем ковер, листочек, натюрморт, пейзаж.
Нетрадиционное рисование
Теория. Знакомство с техникой монотипия, смешанной техникой.
Практика. Отработка техник рисования. Выполнение творческой работы: листья,
пейзаж, осенняя птица, индейцы в лесу.
Изба
Теория. Строение. Последовательность рисования. Приемы стилизации. Знакомство
детей с предметами домашнего обиходами и старинными орудиями труда, их назначением,
отметить их пользу и с/х профессиями. с рябиной как деревом – оберегом и ягодой
целительницей, с традициями, приметами, связанными с рябиной.
Практика. Отработка техник рисования. Выполнение творческой работы: изба, яйца,
цыплёнок, курица. Петух, утка-гусь, собака, бусы из рябины, садовый инструмент, головные
уборы.
Модуль 2. «Зима – чародейка».
Учебно-тематический план
Тема
Традиционное рисование
Нетрадиционное рисование
Изба
Итого

I год обучения
Всего Теория Практика
5
5
1
1
2

11
18

3
4

8
14

Традиционное рисование
Теория. Знакомство с графикой через построение.
Практика. Отработка техник рисования. Выполнение творческой работы: елка, дед
мороз, Снегурочка, елка, военная техника,.
Нетрадиционное рисование
Теория. Знакомство с техникой рисование ручкой, с техникой рисования штрихом.
Практика. Отработка техник рисования. Выполнение творческой работы:
рождественских пейзаж, ангел.
Изба
Теория. Строение. Последовательность рисования. Приемы стилизации. Знакомство
детей с рождественскими праздниками, гаданиями, разучивание песенок - колядок.
Практика. Отработка техник рисования. Выполнение творческой работы: овца, коза,
свинья, корова, лошадь, изба, мебель, утварь, портрет, синица. Пение колядок, гадание.

Модуль 3. «Весна – красавица».
Тема
Традиционное рисование
Нетрадиционное рисование
Изба
Итого

I год обучения
Всего Теори Практ
я
ика
3
3
4
4
12
2
10
19
2
17

Традиционное рисование
Теория. Знакомство с графикой
Практика. Отработка техник рисования. Выполнение творческой работы: логотип
кошки, ледяной городок, пейзаж, пасха.
Нетрадиционное рисование
Теория. Знакомство с техникой кляксография,
Практика. Отработка техник рисования. Выполнение творческой работы:
кляксография, невиданный зверь, инопланетянин, на что похоже облако, цветы, закат.
Модуль 4. «Лето красное».
Тема
Традиционное рисование
Нетрадиционное рисование
Изба
Итоговая аттестация
Итого

I год обучения
Всего Теория Практика
10
2
8
3
1
2
2
1
1
1
1
16
4
12

Традиционное рисование
Теория. Знакомство с техникой рисования
Практика. Отработка техник рисования. Выполнение творческой работы: насекомое
на поляне.
Нетрадиционное рисование
Теория. Знакомство с техникой монотипия, с техникой по сырому.
Практика. Отработка техник рисования. Выполнение творческой работы: бабочка,
цветы, пейзаж, ладонь, пальчики, листья, портрет лето.
Изба
Теория. Строение. Последовательность рисования. Приемы стилизации. Знакомство
детей с народным праздником Троица, приметами, традициями, обрядами.
Практика. Отработка техник рисования. Выполнение творческой работы: улитка,
кукла – Березка
3. Планируемые результаты
Первый год обучения
Учащиеся умеют:
 правильно пользоваться гуашью, акварелью, фломастерами, карандашами;
 смешивать цвета на палитре,
 использовать различные техники рисования акварелью, гуашью,
Учащиеся знают:
 ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в
живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;
 общие закономерности цветовых сочетаний;
 обычаи русской культуры;
 Особенности техник рисования.
Личностные результаты:
 сформирована потребность в самоорганизации: аккуратность, бережливость;
 сформированы основы самоконтроля, умение доводить начатое дело до конца,
самостоятельность;
 проявляет личностные качества: инициативность, творчество, индивидуальность.
Второй год обучения
Учащиеся умеют:
 грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
 соблюдать последовательность в работе;
 рисовать орнаменты, узоры;
 самостоятельно применять освоенную технику рисования.
Учащиеся знают:
 художественные направления (графика, живопись, рисунок и др.);
 законы композиции;
 обычаи русской культуры;
 Особенности техник рисования.
Личностные результаты:
 активное участие в конкурсах различного уровня;
 совершенствовать умения детей изображать доступными им средствами
выразительности то, что для них интересно и эмоционально значимо;
 планирует свою деятельность, организует рабочее место, проявляет аккуратность,
организованность.
4. Организационно-педагогические условия программы

Материально - техническое обеспечение
Организация образовательного процесса происходит изостудии, расположенной на
первом этаже здания БМАДОУ «Детский сад № 40» г. Березовский.
Изостудия площадью 62,5 кв.м. оборудована:
 Парты учебные;
 Стол 2 шт.;
 Полки
 Мольберт 1 шт
 Доска школьная (магнитно-маркерная) 1 шт
 Музей (тематика - краеведение) 1 помещение
 Клей – карандаш
 Клей ПВА
 Ножницы
 Бумага белая;
 Бумага для акварели;
 Простые карандаши;
 Акварельные карандаши;
 Фломастеры;
 Гелевые ручки;
 Корректор;
 Кисти
 Гуашь
 Акварель
 Непроливайка
 Палитра
 Фломастеры
Методическое и информационное обеспечение
Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического
издания и (или) наименование электронного образовательного,
информационного ресурса (группы электронных образовательных,
информационных ресурсов)
учебные, учебно-методические издания
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. –
М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 80 с.
Дени Г. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. —
М.: Эксмо, 2020. 256 с.
Дрезнина М.Г. Каждый ребенок – художник: Обучение дошкольников
рисованию. – М.: Издательство «Ювента», 2022. – 200 с.: ил.
Дубровская
Н.В.
Парциальная
программа
художественноэстетического развития дошкольников. От 2 до 7 лет. — СПб.: ООО
«Издательство «Детство-пресс», 2019. 160 с.
Дубровская Н.В. Коллаж. Наглядно – методичсекое пособие. – СПб.:
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 64с.
Клам А. Оригами. Магия японского искусства. 50 моделей для
складывания / А. Клам. — М.: Эксмо, 2020. 224 с.
Князев О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е

Вид
образовательного и
информационного
ресурса
(печатный/
электронный)
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный

изд., перераб. и доп. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2016. – 304 с.: ил.
Савельева Н.М. В мире красок. – СПб.; ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- Печатный
ПРЕСС», 2019. – 32 с., цв. ил.
Потапова Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд с Печатный
использованием современных материалов в ДОУ: учеб. - метод.
пособие. — СПб.: ООО «Издательство «Детство- пресс», 2012. 96 с.
Цыгвинцева О.А. Мастерская народных кукол. Теоретические и Печатный
практические основы изготовления. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 80с., цв. ил.
Кадровое обеспечение
Профессиональная категория: Нет
Уровень образования педагога: Среднее профессиональное
Уровень соответствия квалификации: Педагогом пройдена
переподготовка по профилю программы.

профессиональная

5. Оценочные материалы
Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе не проводится.
Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной программе
осуществляется два раза в год, согласно календарному учебному графику.
Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация предусматривается в
конце учебного года, согласно календарному учебному графику.
Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для
определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и
задач программы.
При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и
методы:
беседа;
педагогическое наблюдение;
просмотр выполненной работы (творческой работы учащихся).
По итогам каждого года обучения на основании результатов, полученных в ходе
беседы, педагогического наблюдения, просмотра выполненной работы, заполняется личная
карточка учащегося, которая содержит определенные параметры результативности
реализации программы.
Результативность освоения программы оценивается по следующим параметрам:
- по степени владения теоретическим материалом;
- по степени овладения приемами практической работы с бумагой, природными и
декоративными материалами;
- по степени владения ножницами;
- по качеству выполнения всех этапов практической работы;
- по степени умения самостоятельно работать по образцу.
Кроме того, параметрами оценки освоения программы является развитие таких свойств
личности учащегося как трудолюбие, усидчивость, аккуратность, коллективизм,
любознательность, способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими
руками.
Личная карточка учащегося
ФИО учащегося (полностью)
Возраст
Группа

Педагог
Тема
Карта оценки результативности реализации образовательной программы
Цель: проверка результативности освоения Программы
Название программы, срок ее освоения:
Фамилия, имя, отчество педагога:
Фамилия, имя учащегося:
Возраст учащегося
личная карточка учащегося, которая содержит определенные параметры
результативности реализации программы.
Достижения учащимися планируемых результатов оцениваются по критериям:
 по степени владения теоретическим материалом;
 по степени владения кистью и краской, карандашом, фломастером, ручкой гелиевой,
ножницами;
 по степени владения различными художественными техниками изобразительной
деятельности;
 по качеству выполнения всех этапов практической работы;
 по степени умения самостоятельно работать по образцу.
Форма предъявления результатов – выставки - представления творческих работ
учащихся различного уровня.
Параметры
результативности Характеристика
реализации
результативности
программы
Опыт освоения
Информация не
теоретической
освоена
информации
Опыт
практической
деятельности

Способы
деятельности не
освоены

Опыт
эмоциональноценностных
отношений (вклад
в формирование
личностных
качеств
учащегося)

Отсутствует
позитивный опыт
эмоционально ценностных
отношений
(проявление
элементов
агрессии,
защитных реакций,
негативное,
неадекватное
поведение)

Опыт творчества

Освоены элементы

Оценка уровня
результативности
1

2

3

4

5

Характеристика
результативности
Информация
освоена полностью
соответствии с
задачами
программы
Способы
деятельности
освоены полностью
в соответствии с
задачами
Программы
Приобретён
полноценный,
разнообразный,
адекватный
содержанию
программы опыт
эмоциональноценностных
отношений,
способствующий
развитию
личностных качеств
учащегося
Приобретён опыт

репродуктивной
деятельности

Опыт общения

Общение
Отсутствует
(учащийся закрыт
для общения)

Осознание
учащимся
актуальных
достижений
Мотивация и
осознание
перспективы

Рефлексия
отсутствует

Опыт общения

Мотивация и
осознание
перспективы
отсутствуют

Общение
отсутствует
(учащийся закрыт
для общения)

самостоятельной
творческой
деятельности
(оригинальность,
индивидуальность,
качественная
завершенность
результата)
Приобретён опыт
взаимодействия и
сотрудничества в
системах «педагогучащийся» и
«учащийся учащийся».
Доминируют
субъектсубъектные
отношения
Актуальные
достижения
учащимся осознаны
и сформулированы
Стремление
учащегося к
дальнейшему
совершенствованию
в данной области (у
учащегося
активизированы
познавательные
интересы и
потребности)
Приобретён опыт
взаимодействия и
сотрудничества в
системах «педагогучащийся» и
«учащийся учащийся».
Доминируют
субъектсубъектные
отношения

6. Список литературы для педагога
 Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 80 с.
 Дени Г. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. —М.: Эксмо, 2020. 256
с.
 Дрезнина М.Г. Каждый ребенок – художник: Обучение дошкольников рисованию. –
М.: Издательство «Ювента», 2022. – 200 с.: ил.

 Дубровская Н.В. Парциальная программа художественно- эстетического развития
дошкольников. От 2 до 7 лет. — СПб.: ООО
 «Издательство «Детство-пресс», 2019. 160 с.
 Дубровская Н.В. Коллаж. Наглядно – методичсекое пособие. – СПб.:
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 64с.
 Клам А. Оригами. Магия японского искусства. 50 моделей для складывания / А. Клам.
— М.: Эксмо, 2020. 224 с.
 Князев О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 304 с.: ил.
 Савельева Н.М. В мире красок. – СПб.; ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.
– 32 с., цв. ил.
 Потапова Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд с
использованием современных материалов в ДОУ: учеб. - метод. пособие. — СПб.: ООО
«Издательство «Детство- пресс», 2012. 96 с.
 Цыгвинцева О.А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы
изготовления. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 80с., цв. ил.
Список литературы для учащихся (родителей)
 Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 80 с.
 Дени Г. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. —М.: Эксмо, 2020. 256
с.
 Потапова Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд с
использованием современных материалов в ДОУ: учеб. - метод. пособие. — СПб.: ООО
«Издательство «Детство- пресс», 2012. 96 с.
 Цыгвинцева О.А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы
изготовления. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 80с., цв. ил.

Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Творчество в русской избе» является частью
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет
собой календарно-тематическое планирование модулей на текущий год обучения.
Модуль 1. «Осень золотая» включает в себя: традиционное рисование – рисование
карандашом, акварелью, гуашью, фломастером; нетрадиционное рисование – монотипия,
текстильная графика, рисунок по шаблону, смешанная техника; изба – знакомство с избой,
техниками рисования русской культуры, соленье капусты и рисование. Модуль 1 рассчитан
на 2 года обучения.
Цель: развитие творческих, художественных способностей и личностных качеств
учащихся, через различные художественные техники рисования.
Задачи
Обучающие:
 Учить детей рисовать карандашом, фломастером, ручкой, при ознакомлении с
особенностями графики;
 Учить детей работать кистью и краской, при ознакомлении с особенностями
живописи;
 Познакомить с различными художественными техниками изобразительной
деятельности;
 Познакомить детей с обычаями, техниками рисования русской культуры.
Развивающие:
 Развить мелкую моторику рук и координацию движений;
 Развить цветоощущение, образное мышление, фантазию, творческое
воображение;
 Закрепить приобретенные умения и навыки художественно – творческой
деятельности и показывать детям широту их возможного применения;
Воспитательные:
 Сформировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям
художественным творчеством;
 Воспитать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность;
 Развить навыки коллективной работы;
Планируемые результаты
Обучающие:
 Грамотно передает основные пропорции и силуэт простых предметов;
 Соблюдает последовательность в работе;
 Рисует орнаменты, узоры;
 Самостоятельно применяет освоенную технику рисования.
Развивающие:
 Развиты художественные направления (графика, живопись, рисунок и др.);
 Знаком с законами композиции;
 Сформированы основы обычаи русской культуры;
 Сформированы основы особенности техник рисования.
Воспитательные:
 Активно участие в конкурсах различного уровня;

 Совершенствовать умения детей изображать доступными им средствами
выразительности то, что для них интересно и эмоционально значимо;
 Планирует свою деятельность, организует рабочее место, проявляет
аккуратность, организованность.
Особенности технологий обучения, используемых на занятиях, является
ориентация на развитие:
 творческого подхода к деятельности;
 самостоятельного применения освоенной техники рисования;
 совершенствование умения детей изображать доступными им средствами
выразительности то, что для них интересно и эмоционально значимо;
 планирование своей деятельности, проявление аккуратности, организованности.
Первый год обучения
Учебно – тематический план
Тема

Всего
7
7
2
16

Традиционное рисование
Нетрадиционное рисование
Изба
Итого

I год обучения
Теория Практика
1
6
1
6
1
1
3
13

Календарно - тематическое планирование первого года обучения
Дата

Тема

Традиционное
рисование

1

Изба
Традиционное
рисование

1
1

Нетрадиционно
е рисование

1

Нетрадиционно
е рисование

2

Октябрь

Сентябрь

Традиционное
рисование

Колич
ество
часов
1

Содержание

Форма
контроля

Вот они
педагогическое
фломастеры.
наблюдение
Знакомство с
графикой. Отработка
техник рисования.
Солнечный зайчик.
Знакомство с
графикой. Отработка
техник рисования.
Знакомство с избой.
Волшебная змейка.
Знакомство с
графикой. Отработка
техник рисования.
Пейзаж. Знакомство
с техникой
Монотипия.
Отработка техник
рисования.
Веер. Знакомство с
техникой

Педагогическое
наблюдение

Беседа
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Примеча
ние

Ноябрь

Ноя
брь

Нетрадиционно
е рисование

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Изба

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Традиционное
рисование

2

смешивание цветов.
Отработка техник
рисования.
Три цвета.
Знакомство с
техникой
смешивание цветов.
Отработка техник
рисования.
Цветик –
семицветик.
Знакомство
техникой
смешивание цветов.
Отработка техник
рисования.
Знакомство детей с
предметами
домашнего
обиходами и
старинными
орудиями труда, их
назначением,
отметить их пользу и
с/х профессиями.
Приготовление
соленой капусты.
Банка с компотом.
Знакомство с
техникой «рисование
с использованием
шаблона».
Отработка техник
рисования.
Осенняя птица.
Знакомство с
техникой
монотипия.
Отработка техник
рисования.
Природные формы.
Знакомство с
графикой. Отработка
техник рисования.

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Беседа,
педагогическое
наблюдение.

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Традиционное
рисование

1

Традиционное
рисование

1

Итого

16

Твой герой.
Знакомство с
графикой. Отработка
техник рисования.
Сказочный
лабиринт.
Знакомство с
графикой. Отработка
техник рисования.

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Второй год обучения
Учебно-тематический план
Тема

I год обучения
Всего Теория
Практика
5
2
3
4
1
3
10
3
7
19
6
13

Традиционное рисование
Нетрадиционное рисование
Изба
Итого

Календарно тематическое планирование второго года обучения
Дата

Тема

Традиционное
рисование

Колич
ество
часов
1

Традиционное
рисование

1

Изба

1

Содержание

Линия с характером.
Невидимый друг.
Знакомство с
графикой. Отработка
техник рисования.
Выполнение
творческой работы.
Портрет королевы.
Знакомство с
графикой. Отработка
техник рисования.
Выполнение
творческой работы.
Изба. Знакомство с
предметами
домашнего
обиходами и
старинными
орудиями труда, их
назначением,

Форма
контроля
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Беседа

Примеча
ние

1

Традиционное
рисование

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Изба

1

Изба

1

Изба

1

Октябрь

Традиционное
рисование

отметить их пользу и
с/х профессиями.
Ткем ковер.
Знакомство в стиле
ткачества. Отработка
техник рисования.
Выполнение
творческой работы.
Натюрморт.
Знакомство с
техникой рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Листья. Знакомство
с техникой
рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Яички. Строение.
Последовательность
рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Цыпленок.
Строение.
Последовательность
рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Курица. Строение.
Последовательность
рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Беседа

Ноябрь

Традиционное
рисование

1

Изба

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Изба

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Изба

1

Изба

1

Пейзаж. Знакомство
с техникой
рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Петух. Строение.
Последовательность
рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Пейзаж. Знакомство
с техникой
монотипия.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Утка-гусь. Строение.
Последовательность
рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Осенняя птица.
Знакомство со
смешанной
техникой. Отработка
техник рисования.
Выполнение
творческой работы.
Собака. Строение.
Последовательность
рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Бусы из рябины.
Знакомство с
рябиной как деревом

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Беседа

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Изба

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Изба

1

Итого

19

– оберегом и ягодой
целительницей, с
традициями,
приметами,
связанными с
рябиной.
Выполнение
творческой работы.
Садовый
инструмент.
Строение.
Последовательность
рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Индеец в осеннем
лесу. Знакомство со
смешанной
техникой. Отработка
техник рисования.
Выполнение
творческой работы.
Головные уборы.
Строение.
Последовательность
рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Беседа

Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Творчество в русской избе» является частью
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет
собой календарно-тематическое планирование модулей на текущий год обучения.
Модуль 2 «Зима - чародейка» включает в себя: традиционное рисование –
рисование карандашом, акварелью, гуашью, фломастером; нетрадиционное рисование –
техника «Витраж», техника «Монотипия», рисунок по шаблону, рисунок по трафарету,
рисование гелевыми ручками, штрихом, техника примакивание; изба – знакомство с
рождественскими обычаями, техниками рисования русской культуры.
Модуль 2 рассчитан на 2 года обучения.
Цель: развитие творческих, художественных способностей и личностных качеств
учащихся, через различные художественные техники рисования.
Задачи
Обучающие:
 Учить детей рисовать карандашом, фломастером, ручкой, при ознакомлении с
особенностями графики;
 Учить детей работать кистью и краской, при ознакомлении с особенностями
живописи;
 Познакомить с различными художественными техниками изобразительной
деятельности;
 Познакомить детей с обычаями, техниками рисования русской культуры.
Развивающие:
 Развить мелкую моторику рук и координацию движений;
 Развить цветоощущение, образное мышление, фантазию, творческое
воображение;
 Закрепить приобретенные умения и навыки художественно – творческой
деятельности и показывать детям широту их возможного применения;
Воспитательные:
 Сформировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям
художественным творчеством;
 Воспитать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность;
 Развить навыки коллективной работы;
Планируемые результаты
Обучающие:
 Грамотно передает основные пропорции и силуэт простых предметов;
 Соблюдает последовательность в работе;
 Рисует орнаменты, узоры;
 Самостоятельно применяет освоенную технику рисования.
Развивающие:
 Развиты художественные направления (графика, живопись, рисунок и др.);
 Знаком с законами композиции;
 Сформированы основы обычаи русской культуры;
 Сформированы основы особенности техник рисования.
Воспитательные:
 Активно участие в конкурсах различного уровня;

 Совершенствовать умения детей изображать доступными им средствами
выразительности то, что для них интересно и эмоционально значимо;
 Планирует свою деятельность, организует рабочее место, проявляет
аккуратность, организованность.
Особенности технологий обучения, используемых на занятиях, является
ориентация на развитие:
 творческого подхода к деятельности;
 самостоятельно применять освоенную технику рисования;
 совершенствовать умения детей изображать доступными им средствами
выразительности то, что для них интересно и эмоционально значимо;
 планирует свою деятельность, организует рабочее место, проявляет аккуратность,
организованность.
Первый год обучения
Учебно-тематический план
Тема
Всего

Традиционное рисование
Нетрадиционное рисование
Изба
Промежуточная аттестация
Итого

9
8
2
1
20

I год обучения
Теория
Практика
3
6
2
6

1
6

1
1
14

Календарно тематическое планирование первого года обучения
Дата

Тема

Традиционное
рисование

Колич
ество
часов
1

Нетрадиционно
е рисование

1

Традиционное
рисование

1

Содержание

Форма похожая на
рыбку. Знакомство с
графикой. Отработка
техник рисования.
Выполнение
творческой работы.
Следы на снегу.
Знакомство с
техникой
примакивание.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы
Елка. Знакомство с
техникой
примакивание.
Отработка техник

Форма
контроля
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Примеча
ние

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Традиционное
рисование

1

Традиционное
рисование

1

Промежуточная
аттестация

1

Традиционное
рисование

1

Январь

Декабрь

Нетрадиционно
е рисование

рисования.
Выполнение
творческой работы
Новогодняя
игрушка. Знакомство
с техникой
«рисование с
использованием
шаблона».
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы
Санки деда мороза.
Знакомство с
техникой «рисование
с использованием
трафарета».
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы
Веселые строчки.
Знакомство с
графикой. Отработка
техник рисования.
Выполнение
творческой работы.
Чудесное
ритмопревращение.
Знакомство с
графикой. Отработка
техник рисования.
Выполнение
творческой работы.
Промежуточная
мониторинг
освоения программы
Новогодний
подарок. Знакомство
с графикой.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Выставка работ

Педагогическое
наблюдение

Февраль

Нетрадиционно
е рисование

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Изба

1

Изба

1

Традиционное
рисование

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Ангел. Знакомство с
техникой рисования
штрихом. Отработка
техник рисования.
Выполнение
творческой работы
Пейзаж. Знакомство
с техникой
рисования гелевыми
ручками. Отработка
техник рисования.
Выполнение
творческой работы
Колядки. Знакомство
детей с
рождественскими
праздниками,
гаданиями,
разучивание
песенок- колядок,
Беседа, игра,
гадание.
Рождественские
гадания. Знакомство
детей с
рождественскими
праздниками,
гаданиями,
разучивание
песенок- колядок,
Беседа, игра,
гадание.
Дед мороз.
Знакомство с
графикой. Отработка
техник рисования.
Выполнение
творческой работы.
Ангел. Знакомство с
техникой витраж.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Беседа

Беседа

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Традиционное
рисование

1

Традиционное
рисование

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Традиционное
рисование

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Ледяная горка.
Знакомство с
техникой «рисование
с использованием
шаблона».
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы
Маленькие
строители.
Знакомство с
техникой «рисование
с использованием
шаблона».
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы
Волшебное
превращение.
Знакомство с
техникой «рисование
с использованием
трафарета».
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы
Военная техника.
Знакомство с
техникой «рисование
с использованием
трафарета».
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы
Открытка для папы.
Знакомство с
техникой коллаж.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Итого

20
Второй год обучения
Учебно-тематический план
Тема

I год обучения
Всего Теория Практика
5
5
1
1
2

Традиционное рисование
Нетрадиционное рисование
Изба
Итого

11
18

3
4

8
14

Календарно тематическое планирование второго года обучения
Дата

Тема

Декабрь

Традиционное
рисование

Колич
ество
часов
1

Изба

1

Традиционное
рисование

1

Изба

1

Содержание

Елка. Знакомство с
графикой, через
построение.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Овца. Строение.
Последовательность
рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Дед Мороз.
Знакомство с
графикой, через
построение.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Коза. Строение.
Последовательность
рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.

Форма
контроля
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Примеча
ние

Январь

Традиционное
рисование

1

Изба

1

Традиционное
рисование
Промежуточная
аттестация

1

Изба

1

Изба

1

Изба

1

Снегурочка.
Знакомство с
графикой, через
построение.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Свинья. Строение.
Последовательность
рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Елка. Знакомство с
графикой, через
построение.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Корова. Строение.
Последовательность
рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Колядки. Знакомство
детей с
рождественскими
праздниками,
гаданиями,
разучивание песенок
- колядок. Пение
колядок.
Лошадь. Строение.
Последовательность
рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

импровизация,
контрольное
упражнение,

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

1

Изба

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Изба

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Изба

1

Традиционное
рисование

1

Февраль

Изба

Гадание. Знакомство
детей
с
рождественскими
праздниками,
гаданиями,
разучивание песенок
- колядок. Гадание.
Изба. Строение.
Последовательность
рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Рождественский
пейзаж. Знакомство
с техникой
рисование ручкой.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Мебель. Строение.
Последовательность
рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Ангел. Знакомство с
техникой рисования
штрихом. Отработка
техник рисования.
Выполнение
творческой работы
Утварь. Строение.
Последовательность
рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Военная техника.
Знакомство с
графикой, через
построение.
Отработка техник
рисования.

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Изба.

1

Итого

18

Выполнение
творческой работы.
Портрет. Строение.
Последовательность
рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.

Педагогическое
наблюдение

Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Творчество в русской избе» является частью
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет
собой календарно-тематическое планирование модулей на текущий год обучения.
Модуль 3. «Весна - красавица» включает в себя: традиционное рисование –
рисование карандашом, акварелью, гуашью, фломастером; нетрадиционное рисование –
техника «Тычкование», коллаж, смешанная техника, гравюра, техника по сырому; изба –,
техника рисования русской культуры.
Модуль 3 рассчитан на 2 года обучения.
Цель: развитие творческих, художественных способностей и личностных качеств
учащихся, через различные художественные техники рисования.
Задачи
Обучающие:
 Учить детей рисовать карандашом, фломастером, ручкой, при ознакомлении с
особенностями графики;
 Учить детей работать кистью и краской, при ознакомлении с особенностями
живописи;
 Познакомить с различными художественными техниками изобразительной
деятельности;
 Познакомить детей с обычаями, техниками рисования русской культуры.
Развивающие:
 Развить мелкую моторику рук и координацию движений;
 Развить цветоощущение, образное мышление, фантазию, творческое
воображение;
 Закрепить приобретенные умения и навыки художественно – творческой
деятельности и показывать детям широту их возможного применения;
Воспитательные:
 Сформировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям
художественным творчеством;
 Воспитать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность;
 Развить навыки коллективной работы;
Планируемые результаты
Обучающие:
 Грамотно передает основные пропорции и силуэт простых предметов;
 Соблюдает последовательность в работе;
 Рисует орнаменты, узоры;
 Самостоятельно применяет освоенную технику рисования.
Развивающие:
 Развиты художественные направления (графика, живопись, рисунок и др.);
 Знаком с законами композиции;
 Сформированы основы обычаи русской культуры;
 Сформированы основы особенности техник рисования.
Воспитательные:
 Активно участие в конкурсах различного уровня;

 Совершенствовать умения детей изображать доступными им средствами
выразительности то, что для них интересно и эмоционально значимо;
 Планирует свою деятельность, организует рабочее место, проявляет
аккуратность, организованность.
Особенности технологий обучения, используемых на занятиях, является
ориентация на развитие:
 творческого подхода к деятельности;
 самостоятельно применять освоенную технику рисования;
 совершенствовать умения детей изображать доступными им средствами
выразительности то, что для них интересно и эмоционально значимо;
 планирует свою деятельность, организует рабочее место, проявляет аккуратность,
организованность.
Первый год обучения
Учебно-тематический план
Тема

I год обучения
Всего Теория Практ
ика
1
6
7
5
11
16
-

Традиционное рисование
Нетрадиционное рисование
Изба
Итого

23

6

17

Календарно тематическое планирование первого года обучения
Дата

Тема

Традиционное
рисование

Колич
ество
часов
1

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Март

Традиционное
рисование

Содержание

Цветы. Знакомство с
графикой. Отработка
техник рисования.
Выполнение
творческой работы.
Масленица.
Знакомство с
графикой. Отработка
техник рисования.
Выполнение
творческой работы.
Подарок маме.
Продолжение
знакомство с
техникой коллаж.
Отработка техник
рисования.

Форма
контроля
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Примеча
ние

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Традиционное
рисование

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Апрель

Традиционное
рисование

Выполнение
творческой работы.
День кошек.
Знакомство с
графикой. Отработка
техник рисования.
Выполнение
творческой работы.
Мимоза. Знакомство
с техникой
тычкование.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Ворона. Знакомство
с техникой оригами.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Восход солнца.
Знакомство со
смешанной
техникой. Отработка
техник рисования.
Выполнение
творческой работы.
Сосулька.
Знакомство со
смешанной
техникой. Отработка
техник рисования.
Выполнение
творческой работы.
Смешной портрет.
Знакомство с
графикой. Отработка
техник рисования.
Выполнение
творческой работы.
Верба. Знакомство с
графикой. Отработка
техник рисования.

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Май

Нетрадиционно
е рисование

1

Традиционное
рисование

1

Традиционное
рисование

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Выполнение
творческой работы.
Волшебный космос.
Знакомство с
техникой гравюры.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Ракета. Знакомство с
графикой. Отработка
техник рисования.
Выполнение
творческой работы.
Пасха. Знакомство с
графикой. Отработка
техник рисования.
Выполнение
творческой работы.
Солнечный зайчик.
Знакомство с
техникой по сырому.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Любимое животное.
Знакомство с
техникой по сырому.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Цветы. Знакомство с
техникой по сырому.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Салют. Знакомство с
техникой гравюры.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Нетрадиционно
е рисование

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Нетрадиционно
е рисование.
Промежуточная
аттестация

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Итого

23

Радуга. Знакомство с
техникой по сырому.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Одуванчик.
Знакомство с
техникой по сырому.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Ромашки.
Знакомство с
техникой по сырому.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Море. Знакомство с
техникой по сырому.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Рыбки в аквариуме.
Знакомство с
техникой по сырому.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Лес. Знакомство с
техникой по сырому.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.

Второй год обучения
Учебно-тематический план

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Тема

I год обучения
Всего Теори Практ
я
ика
3
3
4
4
12
2
10
19
2
17

Традиционное рисование
Нетрадиционное рисование
Изба
Итого

Календарно тематическое планирование второго года обучения
Дата

Тема

Традиционное
рисование

Колич
ество
часов
1

1

Нетрадиционно
е рисование
Изба

1

Изба

1

Апрель

Март

Традиционное
рисование

1

Содержание

Кошка логотип.
Знакомство с
графикой
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы
Ледяной городок.
Знакомство с
графикой
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Кляксография
Голубь. Строение.
Последовательность
рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Жук. Строение.
Последовательность
рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.

Форма
контроля
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Примеча
ние

1

Изба

1

Изба

1

Изба

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Изба

1

Изба

1

Май

Изба

Тряпичная птица.
Знакомство детей с
народными
праздниками,
приметами,
традициями,
обрядами.
Выполнение
творческой работы.
Ласточка. Строение.
Последовательность
рисования.
Отработка
техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Невиданный друг.
Знакомство с
техникой «рисование
с использованием
шаблона».
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы
Стрекоза. Строение.
Последовательность
рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Инопланетянин.
Знакомство с
техникой смещение
ракурсов. Отработка
техник рисования.
Выполнение
творческой работы.
Мотылек. Строение.
Последовательность
рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Лягушка. Строение.
Последовательность

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Традиционное
рисование

1

Изба

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Изба

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Изба

1

рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Пасха. Знакомство с
графикой.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Рыба. Строение.
Последовательность
рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
На что похоже
облако.
Продолжение
знакомство с
техникой по сырому.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы
Оса .Строение.
Последовательность
рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Цветы. Продолжение
знакомство с
техникой по сырому.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы
Заяц. Строение.
Последовательность
рисования.
Отработка техник

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Изба

1

Итого

19

рисования.
Выполнение
творческой работы.
Закат. Продолжение
знакомство с
техникой рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы

Педагогическое
наблюдение

Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Творчество в русской избе» является частью
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет
собой календарно-тематическое планирование модулей на текущий год обучения.
Модуль 4. «Лето красное» включает в себя: традиционное рисование – рисование
карандашом, акварелью, гуашью, фломастером; нетрадиционное рисование – акварель по
сырому, оттиск, смешанная; изба – техниками рисования русской культуры, весенние
празники.
Модуль 4 рассчитан на 2 года обучения.
Цель: развитие творческих, художественных способностей и личностных качеств
учащихся, через различные художественные техники рисования.
Задачи
Обучающие:
 Учить детей рисовать карандашом, фломастером, ручкой, при ознакомлении с
особенностями графики;
 Учить детей работать кистью и краской, при ознакомлении с особенностями
живописи;
 Познакомить с различными художественными техниками изобразительной
деятельности;
 Познакомить детей с обычаями, техниками рисования русской культуры.
Развивающие:
 Развить мелкую моторику рук и координацию движений;
 Развить цветоощущение, образное мышление, фантазию, творческое
воображение;
 Закрепить приобретенные умения и навыки художественно – творческой
деятельности и показывать детям широту их возможного применения;
Воспитательные:
 Сформировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям
художественным творчеством;
 Воспитать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность;
 Развить навыки коллективной работы;
Планируемые результаты
Обучающие:
 Грамотно передает основные пропорции и силуэт простых предметов;
 Соблюдает последовательность в работе;
 Рисует орнаменты, узоры;
 Самостоятельно применяет освоенную технику рисования.
Развивающие:
 Развиты художественные направления (графика, живопись, рисунок и др.);
 Знаком с законами композиции;
 Сформированы основы обычаи русской культуры;
 Сформированы основы особенности техник рисования.
Воспитательные:
 Активно участие в конкурсах различного уровня;
 Совершенствовать умения детей изображать доступными им средствами
выразительности то, что для них интересно и эмоционально значимо;

 Планирует свою деятельность,
аккуратность, организованность.

организует

рабочее

место,

проявляет

Особенности технологий обучения, используемых на занятиях, является
ориентация на развитие:
 творческого подхода к деятельности;
 самостоятельно применять освоенную технику рисования;
 совершенствовать умения детей изображать доступными им средствами
выразительности то, что для них интересно и эмоционально значимо;
 планирует свою деятельность, организует рабочее место, проявляет аккуратность,
организованность.
Первый год обучения
Учебно-тематический план
I год обучения
Всего Теория Практ
ика
1
2
3
2
5
7
1
1
2
1
1

Тема

Традиционное рисование
Нетрадиционное рисование
Изба
Итоговая аттестация
Итого

13

4

9

Календарно тематическое планирование первого года обучения
Дата

Тема

Июнь

Изба

Колич
ество
часов
2

Нетрадиционно
е рисование

1

Содержание

Веточка с ленточкой.
Знакомство детей с
народным
праздником Троица,
приметами,
традициями,
обрядами.
Разучивание песни и
выполнение обряда –
повязывание
ленточки на березу.
Рисунок на асфальте.
Знакомство с
техникой рисования
Отработка техник
рисования.

Форма
контроля
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Примеч
ание

Июль

Нетрадиционно
е рисование

3

Традиционное
рисование

1

Традиционное
рисование

2

Нетрадиционно
е рисование

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Промежуточная
аттестация

1

Выполнение
творческой работы
Пейзаж.
Продолжение
знакомство с
техникой по сырому.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы
Цветы. Знакомство с
техникой рисования
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы
Насекомые.
Знакомство с
техникой рисования
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы
Ладонь. Знакомство
с техникой оттиск.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы
Пальцы. Знакомство
с техникой оттиск.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы
Листья. Знакомство
с техникой оттиск.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы
Портрет. Лето.
Продолжение
знакомство со
смешанная техника.

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Выставка работ.

Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Итого

13

Второй год обучения
Учебно-тематический план
I год обучения
Всего Теория Практика
2
8
10
1
2
3
1
1
2
1
1

Тема
Традиционное рисование
Нетрадиционное рисование
Изба
Итоговая аттестация
Итого

16

4

12

Календарно тематическое планирование второго года обучения
Дата

Тема

Изба

Колич
ество
часов
1

Традиционное
рисование

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Содержание

Улитка. Строение.
Последовательность
рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Насекомое на
поляне.
Продолжение
знакомство с
техникой рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы
Бабочка.
Продолжение
знакомство с

Форма
контроля
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Примеча
ние

Изба

1

Традиционное
рисование

2

Нетрадиционно
е рисование

2

Нетрадиционно
е рисование

3

Нетрадиционно
е рисование

1

техникой
монотипия.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы
Кукла. Березка.
Знакомство детей с
народными
праздниками,
приметами,
традициями,
обрядами.
Выполнение
творческой работы.
Насекомое.
Продолжение
знакомство с
техникой рисования.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы
Цветы. Продолжение
знакомства с
техникой по сырому.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы
Пейзаж.
Продолжение
знакомство с
техникой по сырому.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы
Ладонь. Знакомство
с техникой оттиск.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Нетрадиционно
е рисование

1

Нетрадиционно
е рисование

1

Портрет лето

1

Промежуточная
аттестация

1

Итого

16

Пальцы. Знакомство
с техникой оттиск.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы
Листья. Знакомство
с техникой оттиск.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы
Портрет лето.
Продолжение
знакомство со
смешанная техника.
Отработка техник
рисования.
Выполнение
творческой работы.
Мониторинг
освоения
программы.

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Беседа,
Педагогическое
наблюдение

Выставка работ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».