Искусство вязания крючком

Управление образования Березовского городского округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»

ПРИНЯТО:
На педагогическим совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 14.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
Е.В. Комарова
Приказ № 114 от 14.08.2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Искусство вязания крючком»

Возраст учащихся: 8-15 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель программы:
Тимофеева Надежда Олеговна,
педагог дополнительного образования

г. Березовский

Структура
1. Пояснительная записка.
- нормативно – правовые основания разработки программы;
- сведения о программе;
- характеристика программы (ее значимости);
- направленность;
- адресат;
- срок реализации программы;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом;
- режим занятий;
- формы обучения и виды занятий;
- цель и задачи программы.
2. Содержание программы.
3. Планируемые результаты.
4. Организационно-педагогические условия программы.
- материально-техническое обеспечение;
- информационное обеспечение (печатное и электронное);
- кадровое обеспечение.
5. Оценочные материалы.
6. Методические материалы.
Приложение 1 – Учебный план
Приложение 2 – Календарно-учебный график
Приложение 3 – Рабочая программа модулей

1. Пояснительная записка
Нормативно – правовые основания разработки программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы
вязания крючком» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»,
- распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»,
- приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
- постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»,
- приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»,
- приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г.
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»,
- Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ.
Сведения о программе
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа: «Искусство
вязания крючком» составлена с учетом программы дополнительного образования
«Волшебный крючок» педагога дополнительного образования Трубникова Т.А., для детей
младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Характеристика программы (ее значимости)
Вязание – вид рукоделия очень полезный для развития мелкой моторики руки,
формирования положительных качеств личности, необходимых ребенку в его дальнейшем
обучении в школе. Вязание крючком – прекрасное и не стареющее рукоделие. Оно является
подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного
творчества всех эпох и народов. Вязание постоянно развивается и совершенствуется,
поэтому не одна работа по вязанию не может быть исчерпывающе полной и законченной.
Увлекает сам процесс, открывающий безграничный простор для фантазии и творчества.
Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и
возможностью изготовить разнообразные изделия. Изготовление своими руками красивых
предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение
результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Направленность
Направленность программы: художественная.

Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на
обучение учащихся от 8 до 15 лет. К освоению дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы допускаются любые лица без предъявления требований к
уровню образования. Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на
обучение: без ОВЗ.
Наполняемость группы
Ожидаемое количество детей в одной группе: 8 человек.
Срок реализации программы
Срок освоения программы 1 года.
Объем
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы составляет 144 часа, из них:
1 год обучения - 144 учебных часа.
Режим занятий
Год обучения – 2 раза в неделю (2 учебных часа по 45 мин.).
После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв.
Формы обучения
Обучение по программе осуществляется в очной форме.
Виды занятий
- теоретические;
- практические.
Цель и задачи программы
Цель:
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
учащихся
в
интеллектуальном, эстетическом, социальном развитии через формирование и развитие
творческих способностей учащихся через вязание крючком.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных
задач:
Образовательные:
- Освоить техники вязания крючком.
- Освоить правила техники безопасности труда.
- Научить основам цветоведения и композиции.
- Научить изготавливать изделия по схеме, образцу и по замыслу.
Развивающие:
- Развивать творческое мышление и способность самовыражения.
- Формировать художественно-эстетический вкус у учащихся.
- Развивать интерес к истории народных промыслов, способность ценить прекрасное
и стремление создать его своими руками.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, усидчивость,
терпение, аккуратность.
- Способствовать социализации учащихся в окружающем мире.

2. Содержание программы
Учебно-тематический план
Темы
Вводное занятия
Основные приемы вязания крючком
Упражнение из столбиков и воздушных петель
Плед
Шарф, снуд
Шапка, капор
Варежки, метейки
Носки, тапочки
Манишка
Толстовка, пончо
Игрушка с наполнением
Брелки
Летние шляпы
Промежуточная аттестация
Всего учебных часов
Итого

всего

Теория

Практика

2
4
4
8
14
14
12
12
10
24
20
10
8
2
144

2
2
1
1
2
2
1
1
2
4
2
2
1
2
25
144

2
3
7
12
12
11
11
8
20
18
8
7
119

Тема 1. Вводное занятие.
Теория. История развития художественного вязания. Знакомство с программой и
правилами поведения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для
занятий.
Тема 2. Основные приемы вязания крючком.
Теория. Правила безопасности труда при вязании. Правило положения рук во время
работы. Подготовка рабочего места. Зарисовка основных символов схем вязания.
Практика. Освоение приемов вязания.
Тема 3. Упражнение из столбиков и воздушных петель.
Теория. Зарисовка условных обозначений столбиков и воздушных петель. Запись и
зарисовка схем упражнений.
Практика. Выполнение упражнений.
Тема 4. Плед.
Теория. Подготовка пряжи и крючка, подобранный под выбранную пряжу. Выбор
узора, зарисовка схемы.
Практика. Вязание образца, для определения плотности вязания. Вязание пледа.
Тема 5. Шарф, снуд.
Теория. Подбор пряжи и узора. Зарисовка схем выполнения узоров. Понятия о
рапорте. Значение цвета. Свойства цвета: цветовой тон, яркость или светлота,
насыщенность. Взаимодополнительные цвета, теплые и холодные.
Практика. Проработка узора из столбиков с накидом (лицевые и изнаночные).
Вязание образца, для расчет плотности полотна. Вывязывание и оформления изделия.
Тема 6. Шапка, капор.
Теория. Два способа вязания шапки (поперечный и круговой). Подбор пряжи и
узора. Зарисовка схем выполнения узоров. Построение чертежа. Как прибавлять и убавлять
петельки.
Практика. Вязание образца, для определения плотности вязания и расчет петель.
Вывязывание шапочки или капора.
Тема 7. Варежки, метейки.

Теория. Способы вязания манжеты. Подбор пряжи и узора. Зарисовка схем
выполнения узоров.
Практика. Вязание образца, для определения плотности вязания и расчет петель.
Вывязывание варежек или метеек.
Тема 8. Носки, тапочки.
Теория. Два способа вязания носков. Подбор пряжи и узора. Зарисовка схем
выполнения узоров.
Практика. Вязание образца, для определения плотности вязания и расчет петель.
Вывязывание носков или тапочек.
Тема 9. Манишка.
Теория. Виды манишек и способы их вязания. Подбор пряжи и узора. Зарисовка схем
выполнения узоров. Построение чертежа.
Практика. Вязание образца, для определения плотности вязания и расчет петель.
Вывязывание манишки.
Тема 10. Толстовка, пончо.
Теория. Виды толстовок и пончо и способы их вязания. Подбор пряжи и узора.
Зарисовка схем выполнения узоров. Построение чертежа.
Практика. Вязание образца, для определения плотности вязания и расчет петель.
Вывязывание пончо или толстовки.
Тема 11. Игрушка с наполнением.
Теория. Виды игрушек и способы их вязания. Виды наполнителя, для игрушек.
Подбор пряжи. Построение чертежа.
Практика. Вывязывание частей игрушки. Сборка готового изделия. Наполнение
игрушки. Украшение.
Тема 12. Брелки.
Теория. Виды брелков (с наполнением и без наполнения). Подбор пряжи.
Построение чертежа.
Практика. Вязание брелка. Украшение. Фиксация фурнитуры.
Тема 13. Летние шляпы.
Теория. Виды шляп. Из чего шляпы вяжут (пряжа из хлопка, рафии). Что такое
регилин и зачем он нужен. Подбор пряжи и узора. Зарисовка схем выполнения узоров.
Построение чертежа.
Практика.Вывязывание шляпы с ввязыванием регилина. Украшение.
Тема 14. Промежуточная аттестация
Отбор работ и оформление выставки. Выполнение рекламного плаката. Подготовка
«гидов», знакомящих с выставкой.
Просмотр стендов с работами. Обмен впечатлениями. Подведение итогов.
3. Планируемые результаты
Учащиеся знают:
- общие сведения о художественном вязании;
- историю развития вязания;
- материалы, инструменты и приспособления;
- требования безопасности труда;
- технологию вязания крючком;
- основные сведения о композиции и световой гармонии.
Учащиеся умеют:
- организовать свой труд на рабочем месте;
- соблюдать правила техники безопасности;
- составлять схемы и работать по ним;
- использовать цвет, как средство выразительности, сочетать цвета;
- видеть красоту и изящество в изделиях;
- оценивать свою работу с точки зрения эстетики.
Личностные результаты:

- трудолюбие, усидчивость, аккуратность;
- целеустремленность в достижении поставленной цели;
- творческое мышление и способность самовыражения.
4. Организационно-педагогические условия программы
Материально-техническое обеспечение
Организация образовательного процесса происходит в кабинете № 3, расположенном на
первом этаже здания БМАУДО ЦДТ г. Березовский.
Кабинет площадью 24 кв. м. оборудован:
№
п/п
1

Наименование оборудованных учебных
кабинетов
2
Шкаф книжный
- 1 шт.
Стол демонстрационный
- 1 шт.
Стол рабочий
- 4 шт.
Стулья ученические
- 10 шт.
Освещение (люстры)
- 4 шт.
Инструменты:
Ножницы
- 8 шт.
Крючок №5
- 8 шт.
Крючок №6
- 8 шт.
Крючок №7
- 8 шт.
Тунисский крючок № 5
- 8 шт.
Тунисский крючок № 6
- 8 шт.
Тунисский крючок № 7
- 8 шт.
Метр
- 4 шт.
Иголки для пряжи
- 8 шт.
Маркеры для вязания
- 8 шт.
Учебно-наглядные пособия:
Наглядно-дидактический материал :
- схематические и символические (схемы,
рисунки, эскизы,шаблоны);
- образцы работ
- дидактические пособия (карточки,
раздаточный материал, образцы и др.).
- учебные пособия (тематические подборки по
истории предмета для развития общего
кругозора учащегося и т.д.).
Тематические папки:
- Новый год. Рождество.
- Головные уборы.
- Шарфы, снуды, манишки.
- Узоры.
- Одежда.
- Цветоведение. Основы композиции.

Адрес (местоположение)
учебных кабинетов
3
Ул. Ленина 22, ЦДТ, 1 этаж,
кабинет № 3

Информационно-телекоммуникационные сети:
-компьютер, подключен к сети Интернет.
Аппаратно-программные средства:
- операционная система MicrosoftWindowsXP;
- MicrosoftOffice 2007 (MicrosoftWord- текстовый процессор, MicrosoftExcel –
электронные таблицы, MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных
презентаций, InternetExplorer- веб- браузер).

Аудиовизуальные средства:
- мультимедийный комплект (переносной) – проектор, экран, ноутбук.
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Методическое и информационное обеспечение
Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического издания
и (или) наименование электронного образовательного, информационного
ресурса (группы электронных образовательных, информационных
ресурсов)

Гирич В.П. Вязание крючком – М., «Народное творчество», 2000г
Гурбина Е.А. Технология. Поурочные планы по разделу «Вязание» 5-7
классы Волгоград: Учитель, 2007.
Максимова М.В. Азбука вязания. Часть 3 – М., 1991г.
Ракова С.А. вязание крючком. – Ярославль: Академия развития, 2002.г.
Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. –М.,
«Просвещение»
Терешкович Т.А. Школа вязания крючком. Мн., «Полымя», 1995.
Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком. – М.:
Просвещение, 2010.
Э. Боровская «Лучшая энциклопедия для современных девчонок», 2007г.
«Секреты красоты для девочек» издательство «Семейный досуг», 2007г.
Р.А. Бударина. «Пособие для юных мастериц. Вязание». 2005г.
Д.Р. Ханашевич «Подружки – рукодельницы» М. 1981г.

Вид
образовательно
го и
информационн
ого ресурса
(печатный /
электронный)
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный

Кадровое обеспечение
Минимально допустимая квалификация педагога
Уровень образования педагога: Высшее
Уровень соответствия квалификации: Педагогом пройдена профессиональная
переподготовка по профилю программы.
5. Оценочные материалы
5.1. Итоговая
аттестация
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе не проводится.
5.2. Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной
программе осуществляется два раза в год, согласно календарному учебному графику.
Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация предусматривается
в конце учебного года, согласно календарному учебному графику.
5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для
определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели
и задач программы.
При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и
методы: устные (тест-опрос, тест-рисунок, беседа, педагогическое наблюдение),
практические (выполнение изделия, защита творческой работы по замыслу, выставка
работ), метод взаимоконтроля и самоконтроля (самоанализ), дифференциация и подбор
заданий с учетом особенностей учащихся.
Достижения учащимися планируемых результатов оценивается по критериям:
- по степени владения теоретическим материалом;
- по качеству выполнения всех этапов технологического процесса.
Форма предъявления результатов – выставки - представления творческих работ
учащихся различного уровня.

«Искусство вязания крючком»
1.Тест по художественному вязанию.
Общая осведомленность по предмету.
Ф.И.О._____________________________________________________
С какими видами творчества (рукоделия) вы знакомы?
___________________________________________________________
1. Из чего изготавливают пряжу?
Ниток;
Шерсти;
Соломы.
2. Какой вид крючка не существует?
Тунисский крючок;
Спицевидный крючок.
3. Материал для укрепления полей шляпы:
Проволока;
Регилин;
Фольга.
4. Из чего сделана рафия:
Из акрила;
Из микрофибры;
Из листьев пальмы.
5. Что может понадобиться во время изготовления изделия?
Маркеры;
Ножницы;
Пряжа;
Крючок;
Метр;
Все, вышеперечисленное.
Критерии оценивания к тесту «Общая осведомленность по предмету»
За каждый правильный ответ 2 балла.
Максимальное количество баллов 10.
2. Тест результативности реализации образовательной программы.
Фамилия, имя учащегося:
Группа:
Год обучения
Объединение:
Педагог:
Тема:
Предметное творчество
Техника исполнения работы
Организация труда на рабочем
месте
Составление и чтение схем
Вязание основных столбиков
(без накида, с накидом)

Удовлетворительно

Качественно

Безупречно

Творческая сторона работы
Использование и понимание
специальной терминологии
Цветоведение и композиция
Импровизация
Коммуникативные умения
Содержательная сторона
общения

Творчество в общении
Пассивность
Средний уровень

Высокая активность

Негативные формы
общения
Отзывчивость,
равноправное общение
Сопереживание, помощь
Сводная таблица педагогических наблюдений
Оцениваемые показатели
Месяцы
Сентябрь –
ноябрь

Декабрь –
февраль

Март –
май

Примечания

Июнь –
август

Предметное творчество
Саморазвитие
Общение
3. Игровой тест
«Формирование творческого мышления»
Детям предлагается в течение пяти минут придумать и записать как можно больше
вариантов изделий из простых геометрических форм, такие как квадрат, круг,
прямоугольник и т.д. (различными считаются те варианты, которые существенно
отличаются друг от друга).
6. Методические материалы
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является
ориентация на развитие:
- творческого подхода к деятельности;
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления;
- умения аргументировать свою позицию.
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
- Объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- Репродуктивный метод,
- Метод стимулирования и мотивации,
- Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- Метод создания ситуации успеха,
- Методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы.

При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятиях.
Учебно-наглядные пособия:
- схематические и символические (схемы, рисунки, эскизы, шаблоны).
- дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, образцы и др.)
- учебные пособия (тематические подборки по истории предмета для развития
общего кругозора учащегося и т.д.).
Тематические папки:
- Новый год. Рождество.
- Головные уборы.
- Шарфы, снуды, манишки.
- Узоры.
- Одежда.
- Цветоведение. Основы композиции.
Список литературы
Литература для педагога:
1.
Гирич В.П. Вязание крючком – М., «Народное творчество», 2000г.
2.
Гурбина Е.А. Технология. Поурочные планы по разделу «Вязание» 5-7
классы Волгоград: Учитель, 2007.
3.
Максимова М.В. Азбука вязания. Часть 3 – М., 1991г.
4.
Ракова С.А. вязание крючком. – Ярославль: Академия развития, 2002.г.
5.
Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. –М., «Просвещение»
6.
Терешкович Т.А. Школа вязания крючком. Мн., «Полымя», 1995.
7.
Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком. – М.: Просвещение,
2010.

1.
2.
3.
4.

Литература для учащихся:
Э. Боровская «Лучшая энциклопедия для современных девчонок», 2007г.
«Секреты красоты для девочек» издательство «Семейный досуг», 2007г.
Р.А. Бударина. «Пособие для юных мастериц. Вязание». 2005г.
Д.Р. Ханашевич «Подружки – рукодельницы» М. 1981г.

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 14.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 114 от 14.08.2024 г.

Учебный план
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
«Искусство вязания крючком»
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Темы

всего

Теория

Практика

Вводное занятия
Основные приемы
вязания крючком
Упражнение из столбиков
и воздушных петель
Плед
Шарф, снуд
Шапка, капор
Варежки, метейки
Носки, тапочки
Манишка
Толстовка, пончо
Игрушка с наполнением
Брелки
Летние шляпы
Промежуточная
аттестация
Всего учебных часов

2
4

2
2

2

4

1

3

8
14
14
12
12
10
24
20
10
8
2

1
2
2
1
1
2
4
2
2
1
2

7
12
12
11
11
8
20
18
8
7
-

144

25

119

Формы
аттестации

Педагогические
наблюдения.
Выставка

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 14.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 114 от 14.08.2024 г.

Учебный план
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
«Искусство вязания крючком»
на 2024-2025 год
Этапы образовательного
процесса
Начало учебного года
Формирование объединений
Продолжительность учебного года

1 год обучения

Примечание

2 сентября 2024 г.
19 августа 2024г.31 августа 2024г.
36 недель

Промежуточная аттестация
(контроль)

нет

Промежуточная аттестация
(контроль)
Окончание учебного года

21-22 мая 2025г.

Резерв учебного времени

7 часов

23 мая 2025г.

окончание учебного года
может быть перенесено на
срок в соответствии с
резервом учебного времени
5% от продолжительности
ДООП

зимние

Каникулы
с 01 января 2025г. – 08 января 2025г.

летние

с 01 июня 2025г. – 31 августа 2025г.

праздничные нерабочие дни

04.11.2024, 31.12.2024, 01-07.01.2025, 22-24.02.2025,
08-10.03.2025, 01-04.05.2025, 09-11.05.2025, 1215.06.2025

Управление образования Березовского городского округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 14.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 114 от 14.08.2024 г.

Рабочая программа педагога
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Искусство вязания крючком»

Возраст учащихся: 8 - 15 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель программы:
Тимофеева Надежда Олеговна
педагог дополнительного образования

г. Березовский

Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Искусство вязания крючком» является частью дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование
первого года обучения
Программа «Искусство вязания крючком» позволяет наглядно познакомиться с большим
разнообразием пряжи, получить знания о цвете и композиции, познакомиться с изделиями,
выполненными в разных техниках, связать разнообразные вещи и носить их в повседневной
жизни, так же связать игрушки и сувениры. Срок реализации 1 года.
Цель и задачи
Цель: привить знания о художественном вязании и изучить разные техники вязания
крючком для формирования художественно-эстетического вкуса у учащихся.
Исходя из цели, предусматривается решение следующих задач:
Образовательные:
- привить знания о художественном вязании;
- обучить техники изготовления изделия;
- учить эстетически оформлять свои изделия;
- научить основам цветоведения и композиции;
- учить изготовлять изделия по схеме.
Развивающие:
- развивать интерес к народным промыслам, способность ценить прекрасное и стремление
создавать его своими руками;
- развивать творческие способности учащихся и их эстетический вкус.
Воспитательные:
- прививать навыки ручного труда;
- воспитывать самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность,
внимание, усидчивость, терпение и уважение к творчеству других;
- формировать эстетическую культуру учащихся.
Особенностью обучения является ориентация на развитие:
- творческого подхода к работе;
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления;
- умения аргументировать свою позицию.
Наиболее распространенные методы занятий в объединении:

Объяснительно-иллюстративный, наглядный метод








Репродуктивный метод
Игровой метод
Метод стимулирования и мотивации
Метод создания проблемно-поисковых ситуаций
Метод создания ситуации успеха
Методы взаимоконтроля.

При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- требования к технике безопасности на занятия.
Планируемый результат
Образовательные
- общие сведения о художественном вязании крючком;

- историю развития вязального ремесла;
- материалы, инструменты и приспособления;
- требования безопасности труда;
- технологию изготовления изделий;
- основные сведения о композиции и световой гармонии.
Развивающие:
- организовать свой труд на рабочем месте;
- соблюдать правила техники безопасности;
- составлять несложные схемы и работать по ним;
- вязать основные элементы;
- использовать цвет, как средство выразительности, сочетать цвета;
- видеть красоту и изящество в изделиях декоративно-прикладного творчества;
Воспитательные:
- трудолюбие, усидчивость, аккуратность;
- целеустремленность в достижении поставленной цели;
- творческое мышление и способность самовыражения.
Учебно-тематический план
Темы
Вводное занятия
Основные приемы вязания крючком
Упражнение из столбиков и воздушных петель
Плед
Шарф, снуд
Шапка, капор
Варежки, митенки
Носки, тапочки
Манишка
Толстовка, пончо
Игрушка с наполнением
Брелки
Летние шляпы
Промежуточная аттестация
Всего учебных часов
Итого

всего

Теория

Практика

2
4
4
8
14
14
12
12
10
24
20
10
8
2
144

2
2
1
1
2
2
1
1
2
4
2
2
1
2
25
144

2
3
7
12
12
11
11
8
20
18
8
7
119

Календарно-тематическое планирование
Месяц

№п/п

Название темы

Содержание

Часы

Формы
контроля

сентябрь

Вводное занятия

История развития
художественного
вязания. Знакомство с
программой и
правилами поведения.
Знакомство с
инструментами и
материалами,
необходимыми для
занятий.

2

Опрос

сентябрь

Основные приемы
вязания крючком

Правила безопасности
труда при вязании.
Правило положения рук
во время работы.
Подготовка рабочего
места. Зарисовка
основных символов
схем вязания. Освоение
приемов вязания.

2

Опрос

сентябрь

Основные приемы
вязания крючком

Зарисовка основных
символов схем вязания.
Освоение приемов
вязания.

2

Опрос

сентябрь

Упражнение из
столбиков и
воздушных петель.

Зарисовка условных
обозначений столбиков
и воздушных петель.

2

Опрос

сентябрь

Упражнение из
столбиков и
воздушных петель.

Запись и зарисовка схем
упражнений.
Выполнение
упражнений.

2

Опрос

сентябрь

Плед

Подготовка пряжи.
Подбор крючка, под
выбранную пряжу.

2

Опрос

сентябрь

Плед

Выбор узора, зарисовка
схем. Вязание образца.

2

Опрос

сентябрь

Плед

Вязание пледа.

2

Опрос

октябрь

Плед

Вязание пледа.

2

Опрос

Примечание

октябрь

Шарф, снуд.

Подбор пряжи и узора.
Зарисовка схем
выполнения узоров.

2

Опрос

октябрь

Шарф, снуд.

Понятия о рапорте.
Значение цвета.
Свойства цвета:
цветовой тон, яркость
или светлота,
насыщенность.
Взаимодополняющие
цвета, теплые и
холодные.

2

Опрос

октябрь

Шарф, снуд.

Проработка узора из
столбиков с накидом
(лицевые и
изнаночные). Вязание
образца.

2

Опрос

октябрь

Шарф, снуд.

Вязание изделия.

2

Опрос

октябрь

Шарф, снуд.

Вязание изделия.

2

Опрос

октябрь

Шарф, снуд.

Вязание изделия.

2

Опрос

октябрь

Шарф, снуд.

Обвязка изделия.

2

Опрос

октябрь

Шапка, капор.

Два способа вязания
шапки (поперечный и
круговой). Подбор
пряжи и узора.

2

Опрос

ноябрь

Шапка, капор.

Зарисовка схем
выполнения узоров.

2

Опрос

ноябрь

Шапка, капор.

Построение чертежа.
Как прибавлять и
убавлять петельки.

2

Опрос

ноябрь

Шапка, капор.

Вязание образца.

2

Опрос

ноябрь

Шапка, капор.

Вязание изделия.

2

Опрос

ноябрь

Шапка, капор.

Вязание изделия.

2

Опрос

ноябрь

Шапка, капор.

Обвязка изделия.

2

Опрос

ноябрь

Варежки, митенки.

Способы вязания
манжеты. Подбор
пряжи и узора.

2

Опрос

ноябрь

Варежки, митенки.

Зарисовка схем
выполнения узоров.

2

Опрос

ноябрь

Варежки, митенки.

Вязание образца.

2

Опрос

декабрь

Варежки, митенки.

Вязание изделия.

2

Опрос

декабрь

Варежки, митенки.

Вязание изделия.

2

Опрос

декабрь

Варежки, митенки.

Обвязка изделия.

2

Опрос

декабрь

Носки, тапочки

Два способа вязания
носков. Подбор пряжи и
узора.

2

Опрос

декабрь

Носки, тапочки

Зарисовка схем
выполнения узоров.

2

Опрос

декабрь

Носки, тапочки

Вязание образца.
Вязание изделия.

2

Опрос

декабрь

Носки, тапочки

Вязание изделия.

2

Опрос

декабрь

Носки, тапочки

Вязание изделия.

2

Опрос

январь

Носки, тапочки

Обвязка изделия.

2

Опрос

январь

Манишка.

Виды манишек и
способы их вязания.
Подбор пряжи и узора.

2

Опрос

январь

Манишка.

Зарисовка схем
выполнения узоров.
Построение чертежа.

2

Опрос

январь

Манишка.

Вязание изделия.

2

Опрос

январь

Манишка.

Вязание изделия.

2

Опрос

январь

Манишка.

Обвязка изделия.

2

Опрос

январь

Толстовка, пончо

Виды толстовок и
пончо и способы их
вязания. Подбор пряжи
и узора.

2

Опрос

февраль

Толстовка, пончо

Зарисовка схем
выполнения узоров.
Построение чертежа.

2

Опрос

февраль

Толстовка, пончо

Вязание образца.
Вязание изделия.

2

Опрос

февраль

Толстовка, пончо

Вязание изделия.

2

Опрос

февраль

Толстовка, пончо

Вязание изделия.

2

Опрос

февраль

Толстовка, пончо

Вязание изделия.

2

Опрос

февраль

Толстовка, пончо

Вязание изделия.

2

Опрос

февраль

Толстовка, пончо

Вязание изделия.

2

Опрос

февраль

Толстовка, пончо

Вязание изделия.

2

Опрос

февраль

Толстовка, пончо

Вязание изделия.

2

Опрос

февраль

Толстовка, пончо

Обвязка изделия.

2

Опрос

март

Толстовка, пончо

Декорирование изделия. 2

Опрос

март

Игрушка с
наполнением

Виды игрушек и
способы их вязания.
Виды наполнителя, для
игрушек. Подбор
пряжи.

2

Опрос

март

Игрушка с
наполнением

Построение чертежа.

2

Опрос

март

Игрушка с
наполнением

Вывязывание частей
игрушки.

2

Опрос

март

Игрушка с
наполнением

Вывязывание частей
игрушки.

2

Опрос

март

Игрушка с
наполнением

Вывязывание частей
игрушки.

2

Опрос

март

Игрушка с
наполнением

Вывязывание частей
игрушки.

2

Опрос

март

Игрушка с
наполнением

Вывязывание частей
игрушки.

2

Опрос

апрель

Игрушка с
наполнением

Сборка готового
изделия.

2

Опрос

апрель

Игрушка с
наполнением

Наполнение игрушки.

2

Опрос

апрель

Игрушка с
наполнением

Декорирование
игрушки.

2

Опрос

апрель

Брелки

. Виды брелков (с
наполнением и без
наполнения). Подбор
пряжи.

2

Опрос

апрель

Брелки

Построение чертежа.

2

Опрос

апрель

Брелки

Вязание брелка.

2

Опрос

апрель

Брелки

Декорирование брелка.

2

Опрос

апрель

Брелки.

Фиксация фурнитуры.

2

Опрос

апрель

Летние шляпы

Виды шляп. Из чего

2

Опрос

шляпы вяжут (пряжа из
хлопка, рафии). Что
такое регилин и зачем
он нужен. Подбор
пряжи и узора.
май

Летние шляпы

Зарисовка схем
выполнения узоров.
Построение чертежа.

2

Опрос

май

Летние шляпы

Вывязывание шляпы с
ввязыванием регилина.

2

Опрос

май

Летние шляпы

Декорирование изделия. 2

Опрос

май

Промежуточная
аттестация

Написание теста. Отбор
работ и оформление
выставки.

Тест

2

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 14.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 114 от 14.08.2024 г.

Учебный план
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
«Искусство вязания крючком»
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Темы

всего

Теория

Практика

Вводное занятия
Основные приемы
вязания крючком
Упражнение из столбиков
и воздушных петель
Плед
Шарф, снуд
Шапка, капор
Варежки, метейки
Носки, тапочки
Манишка
Толстовка, пончо
Игрушка с наполнением
Брелки
Летние шляпы
Промежуточная
аттестация
Всего учебных часов

2
4

2
2

2

4

1

3

8
14
14
12
12
10
24
20
10
8
2

1
2
2
1
1
2
4
2
2
1
2

7
12
12
11
11
8
20
18
8
7
-

144

25

119

Формы
аттестации

Педагогические
наблюдения.
Выставка

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 14.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 114 от 14.08.2024 г.

Учебный план
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
«Искусство вязания крючком»
на 2024-2025 год
Этапы образовательного
процесса
Начало учебного года
Формирование объединений
Продолжительность учебного года

1 год обучения

Примечание

2 сентября 2024 г.
19 августа 2024г.31 августа 2024г.
36 недель

Промежуточная аттестация
(контроль)

нет

Промежуточная аттестация
(контроль)
Окончание учебного года

21-22 мая 2025г.

Резерв учебного времени

7 часов

23 мая 2025г.

окончание учебного года
может быть перенесено на
срок в соответствии с
резервом учебного времени
5% от продолжительности
ДООП

зимние

Каникулы
с 01 января 2025г. – 08 января 2025г.

летние

с 01 июня 2025г. – 31 августа 2025г.

праздничные нерабочие дни

04.11.2024, 31.12.2024, 01-07.01.2025, 22-24.02.2025,
08-10.03.2025, 01-04.05.2025, 09-11.05.2025, 1215.06.2025

Управление образования Березовского городского округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 14.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 114 от 14.08.2024 г.

Рабочая программа педагога
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Искусство вязания крючком»

Возраст учащихся: 8 - 15 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель программы:
Тимофеева Надежда Олеговна
педагог дополнительного образования

г. Березовский

Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Искусство вязания крючком» является частью дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование
первого года обучения
Программа «Искусство вязания крючком» позволяет наглядно познакомиться с большим
разнообразием пряжи, получить знания о цвете и композиции, познакомиться с изделиями,
выполненными в разных техниках, связать разнообразные вещи и носить их в повседневной
жизни, так же связать игрушки и сувениры. Срок реализации 1 года.
Цель и задачи
Цель: привить знания о художественном вязании и изучить разные техники вязания
крючком для формирования художественно-эстетического вкуса у учащихся.
Исходя из цели, предусматривается решение следующих задач:
Образовательные:
- привить знания о художественном вязании;
- обучить техники изготовления изделия;
- учить эстетически оформлять свои изделия;
- научить основам цветоведения и композиции;
- учить изготовлять изделия по схеме.
Развивающие:
- развивать интерес к народным промыслам, способность ценить прекрасное и стремление
создавать его своими руками;
- развивать творческие способности учащихся и их эстетический вкус.
Воспитательные:
- прививать навыки ручного труда;
- воспитывать самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность,
внимание, усидчивость, терпение и уважение к творчеству других;
- формировать эстетическую культуру учащихся.
Особенностью обучения является ориентация на развитие:
- творческого подхода к работе;
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления;
- умения аргументировать свою позицию.
Наиболее распространенные методы занятий в объединении:

Объяснительно-иллюстративный, наглядный метод








Репродуктивный метод
Игровой метод
Метод стимулирования и мотивации
Метод создания проблемно-поисковых ситуаций
Метод создания ситуации успеха
Методы взаимоконтроля.

При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- требования к технике безопасности на занятия.
Планируемый результат
Образовательные
- общие сведения о художественном вязании крючком;

- историю развития вязального ремесла;
- материалы, инструменты и приспособления;
- требования безопасности труда;
- технологию изготовления изделий;
- основные сведения о композиции и световой гармонии.
Развивающие:
- организовать свой труд на рабочем месте;
- соблюдать правила техники безопасности;
- составлять несложные схемы и работать по ним;
- вязать основные элементы;
- использовать цвет, как средство выразительности, сочетать цвета;
- видеть красоту и изящество в изделиях декоративно-прикладного творчества;
Воспитательные:
- трудолюбие, усидчивость, аккуратность;
- целеустремленность в достижении поставленной цели;
- творческое мышление и способность самовыражения.
Учебно-тематический план
Темы
Вводное занятия
Основные приемы вязания крючком
Упражнение из столбиков и воздушных петель
Плед
Шарф, снуд
Шапка, капор
Варежки, митенки
Носки, тапочки
Манишка
Толстовка, пончо
Игрушка с наполнением
Брелки
Летние шляпы
Промежуточная аттестация
Всего учебных часов
Итого

всего

Теория

Практика

2
4
4
8
14
14
12
12
10
24
20
10
8
2
144

2
2
1
1
2
2
1
1
2
4
2
2
1
2
25
144

2
3
7
12
12
11
11
8
20
18
8
7
119

Календарно-тематическое планирование
Месяц

№п/п

Название темы

Содержание

Часы

Формы
контроля

сентябрь

Вводное занятия

История развития
художественного
вязания. Знакомство с
программой и
правилами поведения.
Знакомство с
инструментами и
материалами,
необходимыми для
занятий.

2

Опрос

сентябрь

Основные приемы
вязания крючком

Правила безопасности
труда при вязании.
Правило положения рук
во время работы.
Подготовка рабочего
места. Зарисовка
основных символов
схем вязания. Освоение
приемов вязания.

2

Опрос

сентябрь

Основные приемы
вязания крючком

Зарисовка основных
символов схем вязания.
Освоение приемов
вязания.

2

Опрос

сентябрь

Упражнение из
столбиков и
воздушных петель.

Зарисовка условных
обозначений столбиков
и воздушных петель.

2

Опрос

сентябрь

Упражнение из
столбиков и
воздушных петель.

Запись и зарисовка схем
упражнений.
Выполнение
упражнений.

2

Опрос

сентябрь

Плед

Подготовка пряжи.
Подбор крючка, под
выбранную пряжу.

2

Опрос

сентябрь

Плед

Выбор узора, зарисовка
схем. Вязание образца.

2

Опрос

сентябрь

Плед

Вязание пледа.

2

Опрос

октябрь

Плед

Вязание пледа.

2

Опрос

Примечание

октябрь

Шарф, снуд.

Подбор пряжи и узора.
Зарисовка схем
выполнения узоров.

2

Опрос

октябрь

Шарф, снуд.

Понятия о рапорте.
Значение цвета.
Свойства цвета:
цветовой тон, яркость
или светлота,
насыщенность.
Взаимодополняющие
цвета, теплые и
холодные.

2

Опрос

октябрь

Шарф, снуд.

Проработка узора из
столбиков с накидом
(лицевые и
изнаночные). Вязание
образца.

2

Опрос

октябрь

Шарф, снуд.

Вязание изделия.

2

Опрос

октябрь

Шарф, снуд.

Вязание изделия.

2

Опрос

октябрь

Шарф, снуд.

Вязание изделия.

2

Опрос

октябрь

Шарф, снуд.

Обвязка изделия.

2

Опрос

октябрь

Шапка, капор.

Два способа вязания
шапки (поперечный и
круговой). Подбор
пряжи и узора.

2

Опрос

ноябрь

Шапка, капор.

Зарисовка схем
выполнения узоров.

2

Опрос

ноябрь

Шапка, капор.

Построение чертежа.
Как прибавлять и
убавлять петельки.

2

Опрос

ноябрь

Шапка, капор.

Вязание образца.

2

Опрос

ноябрь

Шапка, капор.

Вязание изделия.

2

Опрос

ноябрь

Шапка, капор.

Вязание изделия.

2

Опрос

ноябрь

Шапка, капор.

Обвязка изделия.

2

Опрос

ноябрь

Варежки, митенки.

Способы вязания
манжеты. Подбор
пряжи и узора.

2

Опрос

ноябрь

Варежки, митенки.

Зарисовка схем
выполнения узоров.

2

Опрос

ноябрь

Варежки, митенки.

Вязание образца.

2

Опрос

декабрь

Варежки, митенки.

Вязание изделия.

2

Опрос

декабрь

Варежки, митенки.

Вязание изделия.

2

Опрос

декабрь

Варежки, митенки.

Обвязка изделия.

2

Опрос

декабрь

Носки, тапочки

Два способа вязания
носков. Подбор пряжи и
узора.

2

Опрос

декабрь

Носки, тапочки

Зарисовка схем
выполнения узоров.

2

Опрос

декабрь

Носки, тапочки

Вязание образца.
Вязание изделия.

2

Опрос

декабрь

Носки, тапочки

Вязание изделия.

2

Опрос

декабрь

Носки, тапочки

Вязание изделия.

2

Опрос

январь

Носки, тапочки

Обвязка изделия.

2

Опрос

январь

Манишка.

Виды манишек и
способы их вязания.
Подбор пряжи и узора.

2

Опрос

январь

Манишка.

Зарисовка схем
выполнения узоров.
Построение чертежа.

2

Опрос

январь

Манишка.

Вязание изделия.

2

Опрос

январь

Манишка.

Вязание изделия.

2

Опрос

январь

Манишка.

Обвязка изделия.

2

Опрос

январь

Толстовка, пончо

Виды толстовок и
пончо и способы их
вязания. Подбор пряжи
и узора.

2

Опрос

февраль

Толстовка, пончо

Зарисовка схем
выполнения узоров.
Построение чертежа.

2

Опрос

февраль

Толстовка, пончо

Вязание образца.
Вязание изделия.

2

Опрос

февраль

Толстовка, пончо

Вязание изделия.

2

Опрос

февраль

Толстовка, пончо

Вязание изделия.

2

Опрос

февраль

Толстовка, пончо

Вязание изделия.

2

Опрос

февраль

Толстовка, пончо

Вязание изделия.

2

Опрос

февраль

Толстовка, пончо

Вязание изделия.

2

Опрос

февраль

Толстовка, пончо

Вязание изделия.

2

Опрос

февраль

Толстовка, пончо

Вязание изделия.

2

Опрос

февраль

Толстовка, пончо

Обвязка изделия.

2

Опрос

март

Толстовка, пончо

Декорирование изделия. 2

Опрос

март

Игрушка с
наполнением

Виды игрушек и
способы их вязания.
Виды наполнителя, для
игрушек. Подбор
пряжи.

2

Опрос

март

Игрушка с
наполнением

Построение чертежа.

2

Опрос

март

Игрушка с
наполнением

Вывязывание частей
игрушки.

2

Опрос

март

Игрушка с
наполнением

Вывязывание частей
игрушки.

2

Опрос

март

Игрушка с
наполнением

Вывязывание частей
игрушки.

2

Опрос

март

Игрушка с
наполнением

Вывязывание частей
игрушки.

2

Опрос

март

Игрушка с
наполнением

Вывязывание частей
игрушки.

2

Опрос

апрель

Игрушка с
наполнением

Сборка готового
изделия.

2

Опрос

апрель

Игрушка с
наполнением

Наполнение игрушки.

2

Опрос

апрель

Игрушка с
наполнением

Декорирование
игрушки.

2

Опрос

апрель

Брелки

. Виды брелков (с
наполнением и без
наполнения). Подбор
пряжи.

2

Опрос

апрель

Брелки

Построение чертежа.

2

Опрос

апрель

Брелки

Вязание брелка.

2

Опрос

апрель

Брелки

Декорирование брелка.

2

Опрос

апрель

Брелки.

Фиксация фурнитуры.

2

Опрос

апрель

Летние шляпы

Виды шляп. Из чего

2

Опрос

шляпы вяжут (пряжа из
хлопка, рафии). Что
такое регилин и зачем
он нужен. Подбор
пряжи и узора.
май

Летние шляпы

Зарисовка схем
выполнения узоров.
Построение чертежа.

2

Опрос

май

Летние шляпы

Вывязывание шляпы с
ввязыванием регилина.

2

Опрос

май

Летние шляпы

Декорирование изделия. 2

Опрос

май

Промежуточная
аттестация

Написание теста. Отбор
работ и оформление
выставки.

Тест

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».