Оригами – искусство складывания фигурок из бумаги

Управление образования Березовского городского округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическим совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 14.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
Е.В. Комарова
Приказ № 114 от 14.08.2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Оригами – искусство складывания фигурок из бумаги»

Возраст учащихся: 7-9 лет
Срок реализации: 2 года

Составитель программы:
Михеева Наталья Павловна
педагог дополнительного образования

г. Березовский

Структура
1. Пояснительная записка.
- нормативно – правовые основания разработки программы;
- сведения о программе;
- характеристика программы (ее значимости);
- направленность;
- адресат;
- срок реализации программы;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом;
- режим занятий;
- формы обучения и виды занятий;
- цель и задачи программы.
2. Содержание программы.
3. Планируемые результаты.
4. Организационно-педагогические условия программы.
- материально-техническое обеспечение;
- информационное обеспечение (печатное и электронное);
- кадровое обеспечение.
5. Оценочные материалы.
6. Методические материалы.
7. Приложение 1 – Учебный план
8. Приложение 2 – Календарно-учебный график
9. Приложение 3 – Рабочие программы модулей

1. Пояснительная записка
Нормативно – правовые основания разработки программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Оригами –
искусство складывания фигурок из бумаги» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»,
- распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»,
- приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
- постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»,
- приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»,
- приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. №
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»,
- Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ.
Сведения о программе
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Оригамиискусство складывания фигурок из бумаги» составлена с учетом авторской
лицензированной образовательной программы «Оригами - искусство складывания фигурок
из бумаги» автора Осеевой З.П. (Областной Дворец Молодежи г. Екатеринбург, 1987г.), для
детей младшего школьного возраста.
Характеристика программы (ее значимости)
Искусство оригами имеет многовековую историю. Начинаясь от ритуальных
фигурок буддистских монахов, оно вышло за пределы Японии и поднялось на мировой
уровень. Оригинальность концепции и заложенные в нем развивающие возможности
сделали оригами особенно востребованным при работе с детьми. Работа с бумагой наиболее доступный вид творчества с раннего возраста, а использование техники оригами
позволяет получить результат - готовую поделку максимально быстро, что очень важно для
ребенка младшего возраста. Огромнейший арсенал фигурок разной степени сложности
позволяет обеспечить практику в оригами как для новичка, так и для опытного любителя
восточного искусства.
Занятия способствуют развитию внимания, мелкой моторики, любознательности,
мышления, эстетического вкуса, креативных способностей. Прививаются такие качества
личности как: целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, аккуратность.
Практическая работа по изготовлению фигурки сочетается с познавательной
беседой, оригами комбинируется с другими видами творчества, а бумага – с
разнообразными дополнительными материалами.
Актуальность программы состоит в том, что развитие творческих способностей и
инженерного мышления учащихся является приоритетным направлением образования.
Творческий потенциал молодого поколения стал гарантом процветания и
безопасности государства.

Каждый этап изготовления фигурки оригами фиксируется в чертеже, что,
несомненно, делает вполне уместным использование оригами в востребованном ныне
инженерном направлении образования.
Используя устное объяснение, наглядную демонстрацию, работу по чертежу и
комбинацию всех этих методов, можно подобрать наиболее благоприятный и
продуктивный способ обучать оригами детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа «Оригами-искусство складывания фигурок из бумаги» состоит из двух
модулей «Волшебный квадрат» и «Оригами Плюс», каждый из которых рассчитан на два
года обучения.
Уровни сложности программы разноуровневой программы:
1 год обучения «Стартовый»: предполагает обязательный минимум и минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Задания этого уровня
просты, носят в основном репродуктивный характер, имеют шаблонные решения.
2 год обучения «Базовый»: предполагает участие в постановке и решении таких
заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных знаний;
расширяет и применяет на практике материал стартового уровня. Этот уровень несколько
увеличивает объем практической работы, помогает глубже понять основной материал,
умение решать проблемные ситуации в рамках программы.
Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки
образовательной деятельности по адресу места осуществления этой деятельности в связи с
ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями, а также во время проведения
капитального ремонта здания, образовательный процесс может организовываться
- с применением дистанционных технологий и электронного обучения;
- по договорам, заключенными со сторонними образовательными и иными
организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности на
право оказывать образовательные услуги по подвиду «Дополнительное образование детей
и взрослых» (на основании договора безвозмездного пользования помещений или
договора сетевого взаимодействия).
Направленность
Направленность программы - художественная.
Адресат программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
предусматривает обучение детей 7-9 лет.
К освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
допускаются любые лица этого возраста без предъявления требований к уровню
образования.
Наполняемость группы
Ожидаемое количество детей в одной группе:10 человек.
Срок реализации программы
Срок освоения программы – 2 года
Объем
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы - 252 часов.
1 год обучения - 108 учебные часа;
2 год обучения - 144 учебные часов.
Режим занятий
1 год обучения – 3 раза в неделю (1 учебный час по 45 мин.);
2 года обучения – 2 раза в неделю (2 учебных часа по 45 мин.).
После каждого учебного часа предусмотрен 10-минутный перерыв.

Формы обучения
Обучение осуществляется в очной форме.
Виды занятий
- теоретические,
- практические.
Цель и задачи программы
Цель программы – удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в
интеллектуальном, эстетическом, социальном развитии через формирование и развитие
образовательных и творческих способностей учащихся средствами искусства оригами,
содержащим основы востребованного ныне инженерного образования .
Для достижения цели программы предусматривается решение следующих задач:
образовательные:
- обучить способам, приемам, терминам оригами;
- обучить работе по устно – наглядному инструктажу, объемной схеме, чертежу;
- обучить основам составления чертежа;
- обучить складыванию базовых форм и производных от них фигурок;
- обучить основам материаловедения;
- обучить основам цветоведения и композиции;
- обучить работать по образцу и по замыслу;
- обучить изготовлять плоские и объемные композиции;
развивающие:
- развивать память, воображение, фантазию, творчество;
- развивать способность творчески использовать полученные знания и умения;
- способствовать социализации ребенка в окружающем мире, саморазвитию и
личностному самоопределению;
воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, трудолюбие,
целеустремленность, уважение к труду других;
- воспитывать понимание качества труда,
- воспитывать способность ценить прекрасное и стремление создавать его.
2. Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Модули

Первый год обучения
Всего

1.

Волшебный
квадрат

60

10

Практик
а
50

2.

Оригами
Плюс

48

8

40

Всего
учебных
часов
Итого

108

Теория

18

90

Второй год обучения
Всего

Теория

Практика

64

8

56

80

10

70

144

18

252 учебных часов

Формы
аттестации
(контроля)

126

Беседа,
наблюдение,
задания по
теме, тестопрос,
выставка
Беседа, тестопрос,
защита
творческой
работы,
выставка

Модуль 1. Стартовый «Волшебный квадрат»
Учебно-тематический план
№

Первый год обучения

Второй год обучения

Количество часов

Количество часов

Название темы
общее

теория

практ.

общее

теория

практ.

1.

Базовая форма «треугольник»

12

2

10

-

-

-

2.

Базовая форма «дверь»

12

2

10

-

-

-

3.

14

2

12

-

-

-

4.

Базовая форма «воздушный
змей»
Базовая форма «блинчик»

12

2

10

-

5.

Базовая форма «дом»

10

2

8

-

-

-

6.

-

-

-

12

2

10

7.

Базовая форма «водяная
бомбочка»
Базовая форма «катамаран»

-

-

-

12

1

11

8.

Базовая форма «рыба»

-

-

-

12

1

11

9.

Базовая форма «квадрат»

-

-

-

10

1

9

10.

Базовая форма «птица»

-

-

-

10

1

9

11.

Базовая форма «лягушка»

-

-

-

8

2

6

60

10

50

64

8

56

Всего учебных часов:
Итого:

-

-

124

Первый год обучения
Тема 1.
Базовая форма «треугольник».
Теория.
Вводное занятие: знакомство, правила поведения в ЦДТ, режим занятий,
техника безопасности. Геометрические понятия, используемые в оригами. Условные знаки,
приемы, термины оригами. Способы изготовления квадрата. Беседы об объектах
практической работы. Сказка оригами. История изобретения бумаги. Некоторые вопросы
защиты природы. История оригами.
Практика. Технологические свойства бумаги. Изготовление квадратов методом
треугольника Складывание базовой формы. Складывание фигурок: «стаканчик», «слон»,
«медвежонок», «белый медведь», «тюльпан», «лиса», «ежик», «парусник», «самолеты»,
«собачка», «котенок», «голубь», «снегирь», «лиса-2», «курочка», «черепаха», «зайчик»,
«мышь». Декоративное оформление изготовленных фигурок.
Тема 2.
Базовая форма «дверь».
Теория.
Геометрические понятия, используемые в оригами. Условные знаки,
приемы, термины оригами. Способы изготовления квадрата Беседы об объектах
практической работы. Цветовое решение объекта. Пропорции.
Практика. Изготовление квадратов методом шаблона. Складывание базовой
формы.
Складывание фигурок: «сюрикен», «кубики», «коробочка», «автомобиль»,
«шапка», «пилотка», «змейка», «кролик», «цыпленок», «капустница».
Тема 3. Базовая форма «Воздушный змей».

Теория. Геометрические понятия, используемые в оригами. Условные знаки,
приемы, термины оригами. Модульное оригами. Способы изготовления квадрата. Беседы
об объектах практической работы. Праздник мальчиков. Праздник девочек.
Практика. Изготовление квадратов методом наложения прямоугольников.
Складывание базовой формы «воздушный змей». Складывание фигурок: «лебедь»,
«воробей», «зайчик», «тюлень», «утка»,
«яхта», «жираф», «звездочки», «петух»,
«цветок», «японцы», «мамонт», «креветка», «рыбки». Декоративное оформление фигурок.
Тема 4. Базовая форма «Блинчик»
Теория. Геометрические понятия, используемые в оригами. Условные знаки,
приемы, термины оригами. Способы изготовления квадрата. Беседы об объектах
практической работы. Кусудама – традиция Японии.
Практика. Изготовление квадратов методом черчения. Складывание базовой
формы. Складывание фигурок: «ниндзя», «солонка», «пароходик», «птица», «кобра»,
«петушок», «шарик», «кусудама», «тарелочка», «короны», «тюльпан», «лотос», «грибок»,
«космонавт», «звезда».
Тема 5. Базовая форма «Дом».
Теория.
Геометрические понятия, используемые в оригами. Условные знаки,
приемы, термины оригами. Способы изготовления квадрата. Беседы об объектах
практической работы.
Практика. Изготовление квадратов вышеуказанными способами. Складывание
базовой формы «дом». Складывание изделий: «домики», «пианино», «попугай», «чайка»,
«индюк», «шмель».
Второй год обучения
Тема 1. Базовая форма «водяная бомбочка»
Теория. Правила поведения в ЦДТ. Техника безопасности на занятиях.
Геометрические понятия, используемые в оригами. Условные знаки, приемы, термины
оригами. Способы изготовления квадрата. Беседы об объектах практической работы.
Практика.
Изготовление квадратов. Складывание базовой формы «дом».
Складывание фигурок: «Елочка», «рыбки», «летучая мышь», «лягушка». «бабочки»,
«планер», «тюльпан», «корзинка», «ракета», «японская лягушка», «церковь», «снеговик»,
«фонарик», «пагода», «елочное украшение», «заяц», «письмо с сердечком», «тропическая
рыбка».
Тема 2. Базовая форма «катамаран»
Теория. Геометрические понятия, используемые в оригами. Условные знаки,
приемы, термины оригами. Способы изготовления квадрата. Беседы об объектах
практической работы.
Практика. Изготовление квадратов. Складывание базовой формы «катамаран».
Складывание фигурок: «катамаран с парусом», «кусудама», «кораблики», «бабочка»,
«вертушка», «морская звезда», «цветы», «веселый модуль», «ниндзя», «космонавт».
Тема 3.
Базовая форма «рыба».
Теория. Геометрические понятия, используемые в оригами. Приемы, термины
оригами. Условные обозначения в оригами: стрелки, линии и знаки. Способы изготовления
квадрата. Беседы об объектах практической работы
Практика.
Изготовление квадратов. Складывание базовой формы «рыба».
Складывание фигурок: «лебедь», «белка», «тюлень», «ворона», «петух», «кит», «морской
котик», «краб», «кашалот», «жираф», «лиса», дракончик».
Тема 4. Базовая форма «квадрат»
Теория. Геометрические понятия, используемые в оригами. Условные знаки,
приемы, термины оригами. Способы изготовления квадрата Беседы об объектах
практической работы
Практика. Изготовление квадратов. Складывание базовой формы «квадрат».
Складывание фигурок: «подарочная коробочка», «цветы», «лягушка». «ворон»,
«крокодил», «улитка», «звезда». «коробочка - санбо», «черепаха», «котенок», «петух»,
«лилия».

Тема 5. Базовая форма «птица».
Теория. Геометрические понятия, используемые в оригами. Условные знаки,
приемы, термины оригами. Способы изготовления квадрата. Беседы об объектах
практической работы.
Практика.
Изготовление квадратов. Складывание базовой формы «птица».
Складывание фигурок: «журавлик», «ирис», «классический журавлик», «колокольчик».
цапля», «собака», «Змей Горыныч», «журавль», «стебель с листом», «дерево».
Тема 6. Базовая форма «лягушка»
Теория. Геометрические понятия, используемые в оригами. Условные знаки,
приемы, термины оригами. Способы изготовления квадрата. Беседы об объектах
практической работы.
Практика. Изготовление квадратов. Складывание базовой формы «лягушка».
Складывание фигурок: «лягушка»: «китайская лягушка», «лилия», «ирис», «лиса»,
«барсук».
Модуль 2. «Оригами Плюс»
Учебно-тематический план
№

Первый год обучения

Второй год обучения

Количество часов

Количество часов

Название темы
общее

теория

практ.

общее

теория

практ.

1.

Плоскостные композиции
оригами

34

4

30

40

5

35

2.

Объемные композиции оригами

14

3

11

40

5

35

Всего учебных часов:

48

7

41

80

10

70

Итого:

128

Первый год обучения
Тема 1. Плоскостные композиции оригами.
Теория. Аппликация в оформлении фигурок оригами. Виды аппликации: орнамент,
мозаика, аппликация предметная, сюжетная.
Новые направления в оригами.
Иллюстрации.
Нетрадиционные материалы в оригами: бумажные салфетки, фольга, калька,
бумажные упаковки от чая, конфет и т. п.
Практика. Изготовление праздничных открыток с применением фигурок оригами.
Изготовление панно с применением фигурок оригами. Натюрморт оригами. Пейзаж
оригами. Рамки. Маски оригами. Изготовление рамок. Квадрат Воскобовича.
Дополнительные техники работы с бумагой: декупаж. Работы по образцу и по замыслу.
Тема 2. Объемные композиции
Теория. Создание объемных композиций по образцу, заданным темам и по замыслу.
Дополнительные техники работы с бумагой: квиллинг.
Практика. Аэрогами. Алфавит оригами (буквы и цифры из полосок). Вазы оригами.
Складывание «гармошкой». Гохеи.. «Елочные» структуры. Кирикоми оригами.
Динамические оригами. Коробки оригами. Оригами из круга. Кусудамы. Многогранники.
Мобиле. Модульное оригами. Упаковки «носи». Настольный кукольный театр оригами.

Второй год обучения
Тема 1. Плоскостные композиции оригами.
Теория. Аппликация в оформлении фигурок оригами. Виды аппликации: орнамент,
мозаика, аппликация предметная, сюжетная.
Иллюстрации.
Дополнительные техники работы с бумагой: декупаж.
Практика. Изготовление праздничных открыток с применением фигурок оригами.
Новые направления в оригами. Изготовление панно с применением фигурок оригами.
Натюрморт оригами. Пейзаж оригами. Рамки. Маски оригами. Нетрадиционные материалы
в оригами: бумажные салфетки, фольга, калька, бумажные упаковки от чая, конфет и т. п.
Изготовление рамок. Квадрат Воскобовича.
Работы по образцу и по замыслу.
Тема 2. Объемные композиции
Теория. Создание объемных композиций по образцу, заданным темам и по замыслу.
Аэрогами.
Практика. Алфавит оригами (буквы и цифры из полосок). Вазы оригами.
Складывание «гармошкой». Гохеи. Дополнительные техники работы с бумагой: квиллинг.
«Елочные» структуры. Кирикоми оригами. Динамические оригами. Коробки оригами.
Оригами из круга. Кусудамы. Многогранники. Мобиле. Модульное оригами. Упаковки
«носи». Настольный кукольный театр оригами.
Промежуточная аттестация.
3. Планируемые результаты
Личностными результатами освоения программы учащимися являются:
- воспитание трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности,
навыков культурного поведения;
- ответственное отношение к учению;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку;
- развитие пространственного воображения, творческого мышления, эстетического
вкуса и фантазии;
- самостоятельное выполнение творческих проектов.
Учащиеся знают:
- термины, приемы и понятия оригами;
- основные правила композиции и цветоведения;
- знаки и обозначения, принятые в чертежах оригами.
Учащиеся умеют:
- выполнять под руководством педагога и самостоятельно по чертежам и схемам
фигурки оригами;
- составлять композиции плоскостные и объемные;
- фиксировать в чертеже элементы складывания фигурки.
Учащиеся
- знают и соблюдают нормы и правила безопасности труда, пожарной
безопасности, правил санитарии и гигиены;
- применяют полученные на занятиях знания и умения в практической
жизнедеятельности, имеют устойчивый интерес к оригами.
4. Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Организация образовательного процесса происходит в кабинете №1, расположенном
на первом этаже здания БМАУДО ЦДТ г. Березовский. Кабинет площадью 32 кв.м.
оборудован:
1.
столы ученические – 6 шт.
2.
стулья ученические – 10 шт.
3.
стол канцелярский – 1 шт.

4.
5.
6.
7.
8.
9.

стул канцелярский – 1 шт.
шкафы пристенные – 4 шт.
тумба пристенная – 1шт.
полка настенная -1шт.
лампы общего освещения – 4 шт.
доска настенная магнитная – 1 шт.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Инструменты:
Ножницы детские прямой линии резки с закругленными кончиками
ножницы детские фигурной линии резки
просечки для бумаги фигурные
инструмент для гофрирования бумаги
резак для бумаги
доска для резки бумаги
подкладки для работы клеем
карандаши простые и цветные
фломастеры
линейки ученические

развития

Учебно-наглядные пособия:
- коллекция образцов бумаги;
- схематические и символические (схемы и чертежи складывания фигурок);
- картинные (картины, иллюстрации, фотографии, распечатки, образцы);
- дидактические пособия (карточки, раздаточный материал и др.);
- учебные пособия (тематические подборки по истории предмета для
общего кругозора учащегося и т.д.).

Методическое и информационное обеспечение
Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического издания и (или)
наименование электронного образовательного, информационного ресурса (группы
электронных образовательных, информационных ресурсов)

учебные, учебно-методические издания
1. Астахов А.И. Воспитание творчеством - М.: Просвещение, 1986 – 170с.
2. Алексеева Н.М. Озорной карандаш. – М.: Лист, 2006.-194с.
3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома – М.:
Аким , 1996-208с.
4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Ферма Оригами – СПб: Химия, 1996 – 78с.
5. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты – СПб:
Химия , 1996 – 86с.
6. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Энциклопедия оригами для детей и
взрослых – СПб: Кристалл, 2000 - 271стр
7. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация СПб: Кристалл, 1998 – 128с.
8. Белополова Ю. Диагностика познавательных процессов - М.: Инфра-М,
2013 -245с.
9. Блисс Х. Бумага – СПб :Норинт, 2000 – 56с.
10. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей - М.: Академия,
2002-320с.
11. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве.
Пособие для педагогов - М.: Мозаика- Синтез, 2008 - 70с.
12. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей - М.: Академия,
1994-110с.
13. Боровик О.В. Развитие воображения - М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2002- 112с.
14. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду-М.
Академия, 2001 – 89с.
15. Венгер Л.А. Педагогика способностей - М.: Просвещение, 1988 -106с.
16. Венгер Л.А. Психология - М.: Просвещение, 1988 – 120с.
17. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве М.: Мозаика- Синтез, 2008 - 70с.
18. Ветлугина Н.А., Ветлугина В.А. Художественное творчество и ребенок М.: Просвещение, 2005 – 81с.
19. Выготский Л.С. Психология творчества - М.: Инфра – М, 2011 – 106с.
20. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте М.: Просвещение, 1997 – 178с.
21.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной
деятельности М.: Просвещение, 1999 – 130с.
22. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления –
М.: Прогресс, 1965 – 79с.
23. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях
по изобразительной деятельности – М.: Дошкольное воспитание, 1989 – 27с.
24. Докучаева Н. Игрушки из бумаги и картона - СПб: Кристалл, 1997 – 102с.
25. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей –
М.: «Академия», 134 – 86с.
26. Докучаева Н. Мастерим бумажный мир - СПб: Кристалл, 1997 – 90с.
27. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника - М.: Знание, 1986 – 102с.
28. Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей - М.:
Наука, 1991 - 140с.
29. Дубровина И.В. Психология. Учебник для студентов средних

Вид
образовательн
ого и
информационн
ого ресурса
(печатный /
электронный)
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный

педагогических учебных заведений - М.: Издательский центр «Академия»,
2002 – 230с.
30. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества - М.:
Инфра-М, 2012 – 170с.
31. Зельцфман Б. Учись. Твори. Развивайся - Рига: «Эксперимент», 1997 – 72с.
32. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей - М.:
Российское педагогическое агентство, 1998 – 190с.
33. Комарова Т.С. Эстетическая развивающая среда в ДОУ.
Учебно - методическое пособие - М.: Педагогическое общество России,
2007 – 128с.
34. Концепция развития дополнительного образования от 4 сентября 2014г
№ 1726-р
35. Коротеев И.А. Оригами для малышей – М.: Просвещение, 1996 - 72с.
36. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника - М.: Просвещение,
1996 – 56с.
37. Левина М. 365 веселых уроков труда – М.: Айрис Пресс, 2000 – 110с.
38. Лисина М.И. Формирование личности ребенка. Психологапедагогические проблемы становления личности и индивидуальности
в детском возрасте - М.: Педагогика, 1980- 92с.

Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный

Информационно – телекоммуникационные сети:
- компьютер, подключенный к сети Интернет.
Аппаратно-программные средства:
- операционная система MicrosoftWindowsXP;
- MicrosoftOffice 2007 (MicrosoftWord - текстовый процессор, MicrosoftExcel –
электронные таблицы, MicrosoftPowerPoint - программа для создания мультимедийных
презентаций, InternetExplorer - веб-браузер).
Аудиовизуальные средства:
- мультимедийный комплект (переносной) – проектор, экран, ноутбук.
Кадровое обеспечение
Минимально допустимая квалификация педагога
Профессиональная категория: Первая категория
Уровень образования педагога: Среднее профессиональное
Уровень соответствия квалификации: Педагогом пройдена профессиональная
переподготовка по профилю программы
5. Оценочные материалы
5.1. Итоговая
аттестация
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе не проводится.
5.2. Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной
программе осуществляется два раза в год, согласно календарному учебному графику.
Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация предусматривается
в конце учебного года, согласно календарному учебному графику.
5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для
определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели
и задач программы.
При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и методы:
устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение), практические (защита творческой
работы, контрольное упражнение), метод взаимоконтроля и самоконтроля.

Формой оценивания результативности освоения программы двух лет обучения являются
самостоятельные творческие работы учащихся, представляемые на выставки декоративноприкладного творчества разного уровня.
Результативность освоения программы оценивается по следующим критериям:
- по степени владения теоретическим материалом;
- по степени овладения приемами практической работы с бумагой;
- по качеству выполнения всех этапов практической работы;
- по степени умения самостоятельно работать по чертежу.
Кроме того, критериями оценки освоения программы является развитие таких свойств
личности учащегося как трудолюбие, усидчивость, аккуратность, коллективизм,
любознательность, способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими
руками.
1. Личные карточки учащихся
Фамилия, имя учащегося:
Группа:
Год обучения
Объединение:
Педагог:
Тема:
Карта оценки результативности реализации образовательной программы
Цель: проверка результативности освоения образовательной программы
Название программы, модуль, срок ее освоения:
Фамилия, имя, отчество педагога:
Фамилия, имя учащегося:
Год обучения по программе:

3

Очень
хорошо

2

Хорошо

1

Удовлетв
орительно

Оценка уровня результативности

Слабо

Характеристика низкого
уровня
результативнос
ти

Очень
слабо

Параметры результативности
реализации программы

4

5

Характеристика
высокого уровня
результативности

Опыт освоения теоретической
информации

Информация не
освоена

Информация
освоена полностью
в соответствии с
задачами
программы

Опыт практической
деятельности

Способы
деятельности
не освоены

Опыт эмоциональноценностных отношений (вклад
в формирование личностных
качеств учащегося)

Отсутствует
позитивный
опыт
эмоционально
-ценностных
отношений
(проявление
элементов
агрессии,
защитных

Способы
деятельности
освоены полностью
в соответствии с
задачами
программы
Приобретён
полноценный,
разнообразный,
адекватный
содержанию
программы опыт
эмоциональноценностных
отношений,
способствующий

реакций,
негативное,
неадекватное
поведение)

развитию
личностных качеств
учащегося

Опыт творчества

Освоены
элементы
репродуктивной
деятельности

Опыт общения

Общение
отсутствовало
(учащийся
закрыт для
общения)

Осознание учащимся
актуальных достижений.
Фиксированный успех и вера
учащегося в свои силы
(позитивная «Я-концепция»)
Мотивация и осознание
перспективы

Рефлексия
отсутствует

Приобретён опыт
самостоятельной
творческой
деятельности
(оригинальность,
индивидуальность,
качественная
завершенность
результата)
Приобретён опыт
взаимодействия и
сотрудничества в
системах «педагогучащийся» и
«учащийся учащийся».
Доминируют
субъект-субъектные
отношения
Актуальные
достижения
учащимся осознаны
и сформулированы

Мотивация и
осознание
перспективы
отсутствуют

Стремление
учащегося к
дальнейшему
совершенствовани
ю в данной области
(у учащегося
активизированы
познавательные
интересы и
потребности)

Общая оценка уровня результативности:
7-20 баллов – программа в целом освоена на низком уровне;
21-28 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне;
29-35 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне.
2. Примерные задания для диагностики уровня знаний
1. Распределить фигурки оригами относительно их базовых форм.
2. Восстановить правильный порядок изготовления фигурки.
3. Разложить базовые формы по их взаимосвязи.
4. Распределить базовые формы и их названия.
5. Рассказать и показать любимую сказку оригами.
6. Изготовить квадраты всеми способами, которые знает.
7. Объяснить отличие классического направления оригами от его современных
направлений.

6. Методические материалы
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является
ориентация на развитие:
- творческого подхода к деятельности ;
-исследовательских умений в практоко-ориентированной деятельности;
-потребности в самообразовании и саморазвитии;
- умение аргументировать свою позицию.
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
- Объяснительно-иллюстративный,
- Репродуктивный,
- Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- Метод стимулирования и мотивации,
- Метод создания ситуации успеха,
- Метод взаимоконтроля.
Ведущие приемы:
- прием актуализации субъективного опыта,
- беседы.
При проведении занятий учитываются:
-дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятиях.
Наглядные пособия:
- коллекция образцов бумаги;
- схематические и символические (схемы и чертежи складывания фигурок);
- картинные (картины, иллюстрации, фотографии, распечатки, образцы);
- дидактические пособия (карточки, раздаточный материал и др.);
- учебные пособия (тематические подборки по истории предмета для развития общего
кругозора учащегося и т.д.).
Папки:
- Комплект объемных схем оригами;
- Цветоведение. Основы композиции;
- Иллюстрации;
- Схемы, чертежи, фигуры;
- Новый год. Рождество;
- Цветы;
- Пасха;
- Бумагопластика;
- Аппликация;
- День Победы 9 мая;
- 23 февраля;
- День Космонавтики;
- Животный мир;
- Открытки;
-Мозаика.

Список литературы
1. Астахов А.И. Воспитание творчеством - М.: Просвещение, 1986 – 172с.
2. Алексеева Н.М. Озорной карандаш – М.: Лист, 2006 -194с.
3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома – М.: Аким,
1996 - 108с.
4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Ферма Оригами – СПб: Химия, 1996 – 56с.
5. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты – СПб,
Химия, 1996 -56с.
6. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Энциклопедия оригами для детей и
взрослых – СПб: Кристалл, 2000 - 271с.
7. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация СПб:
Кристалл, 1998 – 130с.
8. Белополова Ю. Диагностика познавательных процессов - М.: Инфра-М,
2013
-245с.
9. Блисс Х. Бумага – СПб: Норинт, 2000 – 56с.
10. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей - М.: Академия,
2002 -320с.
11. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве.
Пособие
для педагогов в дошкольном детстве - М.: Мозаика- Синтез, 2008- 70 с.
12. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей - М.: Академия, 1994 –
156с.
13. Боровик О.В. Развитие воображения - М.: ООО «ЦГЛ Рон, 2002 - 112с.
14. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду – М.:
Академия, 1996 – 210с.
15. Венгер Л.А. Педагогика способностей - М.: Просвещение, 1988 - 106с.
16. Венгер Л.А. Психология - М.: Просвещение, 1988 – 236с.
17. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве – М.:
Мозаика - Синтез, 2008 - 70с.
18. Ветлугина Н.А., Ветлугина В.А. Художественное творчество и ребенок М.:
Просвещение, 2005 – 86с.
19. Выготский Л.С. Психология творчества - М.: Инфра – М, 2011 – 126с.
20. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте М.:
Просвещение, 1997 – 160с.
21. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной
деятельности М.: Просвещение, 1999г – 128с.
22. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления - М.: Прогресс,
1965 – 108с.
23. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях
по
изобразительной деятельности – М.: Дошкольное воспитание, 1989 – 27с.
24. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования – М.: Дошкольное
воспитание, 1998 – 48с.
25. Докучаева Н. Игрушки из бумаги и картона – СПб: Кристалл, 1997 – 98с.
26. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей – М.:
Дошкольное воспитание, 1988 – 98с.
27. Докучаева Н. Мастерим бумажный мир – СПб: Кристалл, 1997 – 88с.
28. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника - М.: Знание, 1986 – 210с.
29. Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей - М.: Наука, 1991 – 110с.
30. Дубровина
И.В.
Психология.
Учебник
для
студентов
средних
педагогических учебных заведений - М.: Издательский центр Академия, 2002 – 270с.
31. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества - М.:
Инфра-М, 2012 – 160с.
32. Зельцфман Б. Учись. Твори. Развивайся – Рига: Эксперимент, 1997 – 90с.
33. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей - М.:
Российское педагогическое агентство, 1998 – 150с.

34. Комарова Т.С., Эстетическая развивающая среда в ДОУ: учебно –
методическое пособие - М.: Педагогическое общество России, 2007 – 128с.
35. Концепция развития дополнительного образования от 4 сентября 2014г
№
1726-р
36. Коротеев И.А. Оригами для малышей – М.: Просвещение, 1996 – 62с.
37. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника - М.: Просвещение, 1996 – 72с.
38. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников – Киев: Родяньска
Украина, 1986 – 80с.
39. Левина М. 365 веселых уроков труда – М.: Айрис Пресс, 2000 – 130с.
40. Лисина М.И. Формирование личности ребенка. Психолога- педагогические
проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте - М.: Педагогика,
1980 – 156с.

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 14.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 114 от 14.08.2024 г.

Учебный план
дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы «Оригами»

Практика

Теория

Второй год
обучения

Всего

Практика

Первый год обучения

Теория

Модули

Всего

№
п/п

Формы
аттестации
(контроля)

1.

Волшебный
квадрат

60

10

50

64

8

56

Беседа,
наблюдение,
задания по теме,
тест-опрос,
выставка

2.

Оригами
Плюс

48

8

40

80

10

70

Беседа, тестопрос, защита
творческой
работы, выставка

Всего
учебных
часов
Итого

108

18

90

144

18

252 учебных часов

126

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 14.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 114 от 14.08.2024 г.

Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Оригами»
на 2024-2025 учебный год
Этапы
образовательного
процесса
Начало учебного года

1 год обучения

2 и 3 год обучения

2 сентября 2024 г.

2 сентября 2024 г.

Формирование
объединений
Продолжительность
учебного года
Промежуточная
аттестация (контроль)

19 августа 2024г.31 августа 2024г.
36 недель

26 августа 2024г.31 августа 2024г.
36 недель

нет

25-27 декабря 2024г.

Промежуточная
аттестация (контроль)
Окончание учебного года

21-22 мая 2025г.

21-22 мая 2025г.

23 мая 2025г.

23 мая 2025г.

Резерв учебного времени

5 часов

7 часов

Примечание

окончание учебного
года может быть
перенесено на срок в
соответствии с
резервом учебного
времени
5% от
продолжительности
ДООП

зимние

Каникулы
с 01 января 2025г. – 08 января 2025г.

летние

с 01 июня 2025г. – 31 августа 2025г.

праздничные нерабочие
дни

04.11.2024, 31.12.2024, 01-07.01.2025, 22-24.02.2025, 08-10.03.2025,
01-04.05.2025, 09-11.05.2025, 12-15.06.2025

Управление образования Березовского городского округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 14.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 114 от 14.08.2024 г.

Рабочая программа педагога
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Оригами – складывание фигурок из бумаги»
модуль 1 «Волшебный квадрат»

Возраст учащихся: 7- 9 лет
Срок реализации: 2 года

Составитель программы:
Михеева Наталья Павловна
педагог дополнительного образования

г. Березовский

Пояснительная записка
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Оригами- искусство складывания фигурок из бумаги» является частью этой
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет
собой календарно – тематическое планирование модулей по текущему году обучения.
Модуль «Волшебный квадрат» вводит учащихся в мир искусства оригами,
выдержавшего многовековое испытание временем и распространившегося ныне по всему
миру. Занятия по программе модуля способствуют развитию внимания, памяти, мелкой
моторики, любознательности. Учащийся постигает азы превращения бумажного квадрата
в фигурку. Изготавливаются отдельные простые фигурки оригами по устно-наглядному
инструктажу. Даются основы работы по объемной схеме и чертежу.
Цель и задачи модуля
Цель: обучение учащихся основам оригами.
Для достижения цели программы предусматривается решение следующих задач:
Образовательные:
- обучить способам, приемам, терминам оригами;
- обучить работе по устно-наглядному инструктажу, объемной схеме, чертежу;
- обучить складыванию базовых форм и производных от них фигурок;
Развивающие:
- развивать память, воображение, фантазию, творчество;
- способствовать социализации ребенка в окружающем мире.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, трудолюбие,
целеустремленность, уважение к труду других;
- воспитывать понимание качества труда,
- воспитывать способность ценить прекрасное и стремление создавать его.
Наиболее распространенные методы занятий по модулю:
o
Объяснительно-иллюстративный, наглядный метод
o
Репродуктивный метод
o
Игровой метод
o
Метод стимулирования и мотивации
o
Метод создания ситуации успеха
o
Методы взаимоконтроля.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- требования к технике безопасности на занятия.
Планируемые результаты
К концу обучения по программе модуля учащиеся знают:
- свойства бумаги;
- термины оригами;
- используемые в оригами геометрические понятия;
- условные знаки оригами;

учащиеся знают и выполняют:
- правила техники безопасности, правила поведения на занятиях и общие правила
поведения в ЦДТ;
- основные способы и приемы складывания, используемые в оригами;
- порядок складывания изученных фигурок;
учащиеся умеют:
- работать по памяти, устно - демонстративному инструктажу, схемам-чертежам,
образцу;
- изготавливать квадрат несколькими способами;
- повторить ранее изученное и применить его в новой работе;
- адекватно оценить свою работу;
- эстетически оформить изготовленные фигурки;
учащиеся имеют личностные результаты:
- аккуратность, экономность, бережливость;
- целеустремленность в достижении поставленной цели;
- коммуникабельность.
Учебно-тематический план
модуль 1 «Волшебный квадрат»
№

Первый год обучения

Второй год обучения

Количество часов

Количество часов

Название темы
общее

теория

практ.

общее

теория

практ.

1.

Базовая форма «треугольник»

14

2

12

2.

Базовая форма «дверь»

14

2

12

3.

Базовая форма «воздушный змей»

12

2

10

4.

Базовая форма «блинчик»

12

1

11

5.

Базовая форма «дом»

12

1

11

6.

12

2

10

7.

Базовая форма «водяная
бомбочка»
Базовая форма «катамаран»

12

2

10

8.

Базовая форма «рыба»

12

2

10

9.

Базовая форма «квадрат»

12

2

10

10.

Базовая форма «птица»

10

2

8

11.

Базовая форма «лягушка»

6

1

5

Промежуточная аттестация

_

_

_

2

1

1

Итого:

64

8

56

66

12

54

Всего:

110 учебных часов

Календарно-тематическое планирование
модуль 1 «Волшебный квадрат»
первый год обучения
уровень стартовый
Месяц
Номер
занятия
Сентябрь

Название темы

Базовая форма
«треугольник» (14
часов)

2

Базовая форма
«треугольник»

Технологические свойства бумаги.
Геометрические понятия в оригами. Приемы,
способы и термины оригами. Изготовление
квадрата. Зайчик, лиса-1, лиса-2.
Декоративное оформление фигурок.

2

Базовая форма
«треугольник»

Геометрические понятия в оригами. Приемы,
способы и термины оригами. Изготовление
квадрата. Пропорции деталей. Белый
медведь, медвежонок. Оформление фигурок.

2

Базовая форма
«треугольник»

Работа по объемной карте. Стаканчик.
Изготовление тюльпанов, листьев и стеблей в
разной технике.

2

Базовая форма
«треугольник»

Работа по объемной карте. Птицы оседлые,
перелетные, кочующие, дикие и домашние.
Голубь, снегирь, курочка. Двухслойное
оригами. Оформление аппликацией и
рисунком.
Традиции Японии. Классическое оригами.
Сюрикен. Работа по объемной карте и
чертежу. Изготовление квадратов по размеру.
Соревнование в меткости.

2

Базовая форма
«треугольник»

2
Сентябрь

Базовая форма
«треугольник»

3

Сентябрь
4

Сентябрь
5
Сентябрь

Часы

Знакомство с учащимися. Сказка оригами. ТБ
и правила поведения в ЦДТ . Геометрические
понятия в оригами. Приемы, способы и
термины оригами. Способы изготовления
квадрата . Мордочки животных.
Геометрические понятия в оригами. Приемы,
способы и термины оригами. Способы
изготовления квадрата.Собачка,
котенок, мышь. Оформление поделок.
История изобретения бумаги.
Геометрические понятия в оригами. Приемы,
способы и термины оригами. Способы
изготовления квадрата. Самолеты ,
парусники. Оформление поделок.

1
Сентябрь

Содержание занятий

2

2

6
Сентябрь
7
Сентябрь
8

Базовая форма
«дверь» (14 часов)

2

Примеча
ние

Октябрь
9
Октябрь
10
Октябрь
11

Октябрь
12
Октябрь
13

Октябрь

Базовая форма
«дверь»

Кубики. Работа по объемной карте и по
чертежу. Цветоведение.

2

Базовая форма
«дверь»

Коробочка. Работа по объемной карте.
Оригами из прямоугольника. Органайзер
оригами.
Геометрические понятия в оригами. Приемы,
способы и термины оригами. Складывание из
прямоугольника. Метаморфозы.
Цыпленок, капустница.

2

Базовая форма
«дверь»

Из истории российской армии. Шапка,
пилотка.

2

Базовая форма
«дверь»

Безопасное дорожное движение.
Автомобиль. Авторская модель. Макет
перекрестка. Оформление аппликацией.

2

Базовая форма
«дверь»

Параллели. Работа по памяти. Змейка.
Минигами. Кролик.

2

Базовая форма
«воздушный змей»
(12часов)

Упражнения на качество изготовления
острого угла и приема «клюв». Перелетные
птицы: лебедь, утка.

2

Базовая форма
«воздушный змей»

Закрепление приема «клюв». Оседлые и
домашние птицы. Воробей. Петух.
Декоративное оформление готовых фигурок.

2

Базовая форма
«воздушный змей»

Классическое направление оригами. Куклы –
«японцы». Коллективная работа «Цветок
сакуры». Панно.

2

Базовая форма
«воздушный змей»

История мореходства. Яхта. Фольга в
оригами. Звездочка.

2

Базовая форма
«воздушный змей»

Киригами. Креветка. Изготовление
квадратов по размеру. Фольга в оригами.
Рыбки.

2

Базовая форма
«воздушный змей»

Фигурки из нескольких частей. Мамонт
Жираф. Декоративное оформление фигурок.

2

Базовая форма
«дверь»

2

14

Октябрь
15

Октябрь
16
Ноябрь
17

Ноябрь
18

Ноябрь
19

Ноябрь
20

Ноябрь

Базовая форма
«блинчик» (12
часов)

Сказка оригами. Иллюстрирование
фигурками. Пароходик. Сапоги. Ковер.
Солонка. Самолет.

2

Базовая форма
«блинчик»

Изготовление элементов праздничного
декора. Корона. Галстук – «бабочка».
Звезда

2

Базовая форма
«блинчик»

Новогодние маски : птица , петушок, лиса.
Декоративное оформление поделок.

2

Базовая форма
«блинчик»

Игрушки – подвески. Шишки.
Грибы. Оформление.

2

Базовая форма
«блинчик»

Изготовление декора для праздника.
Тюльпан. Лотос. Материал – бумажные
салфетки.

2

Базовая форма
«блинчик»

Человечки оригами. История Японии.
Ниндзя.
История космонавтики.
Космонавт.
Коллективная работа. Панно «Наш
Березовский». Домики. Оформление
аппликацией.

2

Базовая форма
«дом»

Складывание «гармошкой». История
открытия Америки. Индюк.

2

Базовая форма
«дом»

Ферма оригами. Изготовление квадратов по
размеру.

2

Базовая форма
«дом»

Елочные украшения оригами. Попугай.
Самостоятельная работа по чертежам и
объемным схемам
Елочные украшения оригами. Сова.
Самостоятельная работа по чертежам и
объемным схемам
Елочные украшения оригами. Шмель.
Самостоятельная работа по чертежам и
объемным схемам

2

21
Ноябрь
22
Ноябрь
23

Ноябрь
24
Декабрь
25
Декабрь
26
Декабрь
27
Декабрь
28
Декабрь
29
Декабрь
30
Декабрь
31
Декабрь
32

Базовая форма
«дом» (12 часов)

Базовая форма
«дом»
Базовая форма
«дом»

2

2

2

Итого часов: 64

Календарно – тематическое планирование
модуля 1 «Волшебный квадрат»
второго года обучения
уровень стартовый
Месяц
Номер
занятия
Сентябрь

Название темы

Содержание занятий

Базовая форма
«водяная
бомбочка»
(12часов)

Вводное занятие. Сказка оригами. ТБ и
правила поведения в ЦДТ . Геометрические
понятия в оригами. Приемы, способы и
термины оригами. Способы изготовления
квадрата. Водяная бомбочка. Водяная
бомбочка с крылышками. Летучая мышь
Динамические оригами. Лягушка. Японская
лягушка. Соревнования по прыжкам.
Бабочка. Декоративное оформление поделок.

2

Базовая форма
«водяная
бомбочка»
Базовая форма
«водяная
бомбочка»

Мобиле. Фольгированная бумага.
Рыбка.Тропическая рыбка. Подвеска.

2

Композиция «Зима». Елочка. Снеговик.
Отделка сопутствующими материалами.

2

Базовая форма
«водяная
бомбочка»

Прием оригами «надуть». Тюльпаны.
Композиция в корзинке.

2

Базовая форма
«водяная
бомбочка»

Традиции Японии. Пагода. Фонарики.

2

Базовая форма
«катамаран»
(12 часов)

Технические виды спорта. Катамаран.
Катамаран с парусом

2

Базовая форма
«катамаран»

Динамические фигурки. Вертушка. Веселый
модуль.

2

Базовая форма
«катамаран»

Человечки оригами. Ниндзя.
Водолаз.

2

Базовая форма
«катамаран»

Оригами из кругов. Бабочка. Цветы.
Оформление аппликацией.

2

1
Сентябрь

Базовая форма
«водяная
бомбочка»

Часы

2

2
Сентябрь
3
Сентябрь
4
Сентябрь
5
Сентябрь
6
Октябрь

7
Октябрь
8
Октябрь
9
Октябрь

10

Примеча
ние

Базовая форма
«катамаран»

История мореплавания. Кораблики. Морская
звезда.

2

Базовая форма
«катамаран»

Кусудама – традиция Японии. Кусудама
классическая и современная.

2

Базовая
форма
«рыба» (12 часов)

Герои русских народных сказок: лиса,
ворона, петушок. Инсценирование сказок.

2

Базовая форма
«рыба»

Элементы игры «Рыбаки и рыбки»: кит,
кашалот.

2

Базовая форма
«рыба»

Фигурки для открыток. Жираф. Белка.
Оформление цветными карандашами.

2

Базовая форма
«рыба»

Самостоятельная работа по чертежу. Лебедь
– элемент декора.

2

Базовая форма
«рыба»

Самостоятельная работа с книгой. Тюлень.
Морской котик.

2

Базовая форма
«рыба»

Оригами из круга. Работа с шаблоном.
Дракончики.

2

Базовая форма
«квадрат» (12
часов)

Упаковка для подарков. Подарочная
коробочка.
Коробочка-«санбо»

2

Базовая форма
«квадрат»

Цветы. Поделки по воображению. Квиллинг.
Подарки для девочек, бабушек, мам.

2

Базовая форма
«квадрат»

Цветы для мамы. Лилия. Оформление
декоративными элементами. Часть
композиции – улитка.

2

Базовая форма
«квадрат»

Водный мир : крокодил, черепаха.

2

Октябрь
11
Октябрь
12
Октябрь

13
Октябрь
14
Октябрь
15
Ноябрь

16
Ноябрь
17
Ноябрь
18
Ноябрь

19
Ноябрь
20
Ноябрь

21
Ноябрь
22

Ноябрь

Базовая форма
«квадрат»

Звезды Оригами из нетрадиционных
материалов.

Базовая форма
«квадрат»

Самостоятельная работа . Подбор и
2
изготовление элементов композиции «А у нас
во дворе».

Базовая форма
«птица» (10 часов)

Праздничный декор. Журавлик.
Классический журавлик. История Хиросимы
и Нагасаки.

2

Базовая форма
«птица»

Дерево и птицы. Коллективная работа.

2

Базовая форма
«птица»

Игра: «Цапля на болоте». Цапля, лягушки.
Игровое поле.

2

Базовая форма
«птица»

Русские народные сказки. Змей Горыныч.

2

Базовая форма
«лягушка»

Весенние цветы. Ирис. Колокольчик. Стебель
с листом. Способы соединения деталей.

2

2

23
Декабрь

24
Декабрь
25
Декабрь
26
Декабрь
27
Декабрь
28
Декабрь

(10часов)
29
Базовая форма
«лягушка»

Работа по воображению.

Декабрь

2

30
Декабрь
31

Базовая форма
«лягушка»

Метаморфоза – превращение икринки.
Японская лягушка. Оригами из
прямоугольника . Соревнования на дальность
прыжка.
Прыгающая лягушка.

2

29
декабря
32

Промежуточная
аттестация

2
Итого часов:

66

Управление образования Березовского городского округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 14.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 114 от 14.08.2024 г.

Рабочая программа педагога
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Оригами – складывание фигурок из бумаги»
модуль 2 «Оригами Плюс»

Возраст учащихся: 7- 9 лет
Срок реализации: 2 года

Составитель программы:
Михеева Наталья Павловна
педагог дополнительного образования

г. Березовский

Пояснительная записка
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Оригами- искусство складывания фигурок из бумаги» является частью этой
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет
собой календарно- тематическое планирование модуля по текущему году обучения.
Каждый человек стремится не только получить знания и умения, но и применить их.
Модуль «Оригами Плюс» станет следующей, более высокой ступенью в освоении
искусства оригами, поможет подняться от репродукции к творчеству. Предлагается
возможность изготовить уникальные открытки,
картины, композиции, сувениры,
сюрпризы для друзей и родных и украсить свой быт изделиями, сделанными своими руками
в технике оригами. Изготовление поделок потребует больше времени и старания, но и
позволит проявить свои способности и вкус.
Цель и задачи
Цель: развитие творческих способностей учащихся средствами оригами.
Для достижения цели программы предусматривается решение следующих задач:
Образовательные:
- обучить основам цветоведения и композиции;
- обучить работать по замыслу;
- обучить изготовлять плоские и объемные композиции;
Развивающие:
- развивать воображение, фантазию, творчество;
- развивать способность творчески использовать полученные знания и умения;
- способствовать социализации ребенка в окружающем мире, саморазвитию и
личностному самоопределению.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, трудолюбие,
целеустремленность, уважение к труду других;
- воспитывать понимание качества труда,
- воспитывать способность ценить прекрасное и стремление создавать его.
Особенностью обучения является ориентация на развитие:
- творческого подхода к работе;
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления;
- умения аргументировать свою позицию.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- требования к технике безопасности на занятия.
Планируемые результаты
К концу обучения по программе модуля
учащиеся знают:
- технологические свойства бумаги и сопутствующих материалов;
- основы композиции и цветоведения;
учащиеся знают и выполняют:
- правила техники безопасности, правила поведения на занятиях и общие правила
поведения в ЦДТ;
- приемы обработки и соединения используемых материалов;

учащиеся умеют:
- работать по памяти, схемам, чертежам, образцам и замыслу;
- работать индивидуально и в группе;
- повторить ранее изученное и применить его в новой работе;
- адекватно оценить свою работу;
- эстетически оформить изготовленные фигурки;
- создавать плоскостные и объемные композиции;
учащиеся имеют личностные результаты:
- аккуратность, экономность, бережливость;
- целеустремленность в достижении поставленной цели;
- коммуникабельность.
Учебно-тематический план
модуля 2 «Оригами Плюс»
№

Первый год обучения

Второй год обучения

Количество часов

Количество часов

Название темы
общее

теория

практ.

общее

теория

практ.

1.

Плоскостные композиции
оригами

40

5

35

40

5

45

2.

Объемные композиции оригами

38

4

34

38

4

42

3.

Промежуточная аттестация

2

1

1

2

1

1

Итого:

80

10

70

80

10

70

Часы

Примеча
ние

Всего на программу модуля 2

160 учебных часов

Календарно-тематическое планирование
модуль 2 «Оригами Плюс»
1 год обучения
Месяц

Название темы

Содержание занятий

Номер
занятия
Январь
1
Январь
2
Январь
3
Январь
4

Плоскостные
композиции
оригами
Плоскостные
композиции
оригами
Плоскостные
композиции
оригами
Плоскостные
композиции
оригами

Вводное занятие. Правила поведения в ЦДТ. ТБ.
Новые направления в оригами. Оригами и
аппликация. Орнамент. Основы композиции и
цветоведения. Открытка с орнаментом оригами.
Кирикоми. Мозаика и оригами. Мозаичное панно
оригами: «Калейдоскоп».

2

Сюжетная аппликация. Примерная тема
«Крещенские морозы».

2

Иллюстрация оригами. Примерная тема:
«Двенадцать месяцев»

2

2

Январь
5
Январь
6
Январь
7
Январь

Плоскостные
композиции
оригами
Плоскостные
композиции
оригами
Плоскостные
композиции
оригами
Плоскостные
композиции
оригами

8
Февраль
9
Февраль

Плоскостные
композиции
оригами
Плоскостные
композиции
оригами

Нетрадиционные материалы в оригами: калька.
Панно «Звезды Оригами»

2

Рамочки оригами.

2

Иллюстрации оригами. Примерная тема:
«Белоснежка и семь гномов»

2

Панно в комбинированной технике (двухслойное
оригами из треугольников, кирикоми, вырезание,
просечки, аппликация). Примерная тема:
«Снегирь на рябине»
Сюжетная аппликация. Примерная тема:
« Зимние виды спорта»

2

Сюжетная аппликация. Примерная тема:
«Автомобили».

2

2

10
Февраль
11
Февраль
12
Февраль

Плоскостные
композиции
оригами
Плоскостные
композиции
оригами
Плоскостные
композиции
оригами

Орнамент: гвардейская лента, красная звезда,
2
лавровая ветвь. Цифры и буквы из бумажных
ленточек. Открытки ко Дню защитника Отечества
Красная гвоздика – цветок памяти.
2
Морские суда. Панно «На море».

2

Плоскостные
композиции
оригами
Плоскостные
композиции
оригами

Панно на наборном полотне. Примерная тема:
«Десант»

2

Самолеты. Летные соревнования.

2

Плоскостные
композиции
оригами
Плоскостные
композиции
оригами
Плоскостные
композиции
оригами
Плоскостные
композиции
оригами
Плоскостные
композиции
оригами

Японские традиции – Праздник мальчиков.

2

Японские традиции – Праздник девочек.

2

Изготовление и оформление рамок. Примерная
тема: «Приятного путешествия».

2

Панно «Букет оригами».

2

Орнамент. Праздничная открытка.

2

13
Февраль
14
Февраль
15
Февраль
16
Март
17
Март
18
Март
19
Март
20

Март

Объемные
композиции
оригами

Натюрморт оригами: «Землянички в коробочке
«санбо».

2

Объемные
композиции
оригами

Композиция « Крокусы» в вазочке оригами

2

Объемные
композиции
оригами

Игрушка - шутка «Веселый модуль»

2

Объемные
композиции
оригами
Объемные
композиции
оригами
Объемные
композиции
оригами
Объемные
композиции
оригами

Композиция для интерьера: «Бабочки и цветы»

2

Мобиле «Звезды». Нетрадиционные материалы.

2

Композиция «В Космосе». Использование фольги
в оригами. Кусудама классическая как планета.

2

Многогранники

2

Объемные
композиции
оригами

Композиция для пасхального стола.

2

Объемные
композиции
оригами

Оригами на панорамной экспозиции. Пасхальная
композиция.

2

Объемные
композиции
оригами
Объемные
композиции
оригами

Мобиле «Аквариум».

2

Проект ландшафтного дизайна «Весенний сад»

2

Объемные
композиции
оригами

Композиция «Букет тюльпанов»

2

Объемные
композиции
оригами

Зоопарк оригами «Где обедал воробей»

2

Объемные
композиции
оригами

Птичий двор оригами (по сказке Андерсена
«Гадкий утенок»)

2

21
Март
22
Март
23
Март
24
Апрель
25
Апрель
26
Апрель
27
Апрель
28
Апрель
29
Апрель
30
Апрель
31
Апрель
32
Май
33
Май
34

Май

Объемные
композиции
оригами

Собачья выставка

2

Объемные
композиции
оригами

Ферма оригами

2

Объемные
композиции
оригами
Объемные
композиции
оригами

Композиция «Майские ландыши»

2

Мебель оригами

2

Объемные
композиции
оригами
Промежуточная
аттестация

Тематическая выставка

2

35
Май
36
Май
37
Май
38
Май
39
25 мая
40

2
Всего часов

80

Календарно – тематическое планирование
модуль 2 «Оригами Плюс»
2 год обучения
Месяц

Название темы

Содержание занятий

Часы

Номер
занятия
Январь
1
Январь
2
Январь
3
Январь
4
Январь
5
Январь
6
Январь
7

Плоскостные
композиции
оригами
Плоскостные
композиции
оригами
Плоскостные
композиции
оригами
Плоскостные
композиции
оригами
Плоскостные
композиции
оригами
Плоскостные
композиции
оригами
Плоскостные
композиции
оригами

Вводное занятие. Правила поведения в ЦДТ. ТБ.
2
Новые направления в оригами. Оригами и
аппликация. Орнамент. Основы композиции и
цветоведения. Открытка с орнаментом оригами.
Мозаика оригами. Обложка для записной книжки. 2
Сюжетная аппликация. Примерная тема
«Рождественский лес».

2

Иллюстрация оригами. Примерная тема:
«Лисичка – сестричка и серый волк»

2

Нетрадиционные материалы в оригами: чайные
бумажные пакетики и фольга. Панно «Звезды
Оригами»
Рамочки оригами.

2

Иллюстрации оригами. Примерная тема:
«Русские народные сказки»

2

2

Примеча
ние

Январь

Плоскостные
композиции
оригами

Кукла – оберега с применением оригами из
бумажных салфеток.

2

Плоскостные
композиции
оригами
Плоскостные
композиции
оригами

Сюжетная аппликация. Примерная тема:
« хоккеисты»

2

Сюжетная аппликация. Примерная тема: « Наш
город Березовский».

2

Плоскостные
композиции
оригами

Орнамент: гвардейская лента, красная звезда,
лавровая ветвь. Цифры и буквы из бумажных
ленточек. Фигурки оригами. Открытки ко Дню
защитника Отечества
Коллективная работа «За Родину!».

2

Морские суда. Панно «Моряки».

2

8
Февраль
9
Февраль
10
Февраль
11
Февраль
12
Февраль

Плоскостные
композиции
оригами
Плоскостные
композиции
оригами

2

13
Февраль
14
Февраль

Плоскостные
композиции
оригами
Плоскостные
композиции
оригами

Панно на наборном полотне. Примерная тема: «В 2
небесах, на земле и на море»
Самолеты и динамические игрушки.
Соревнования. Праздник мальчиков.

2

Плоскостные
композиции
оригами
Плоскостные
композиции
оригами
Плоскостные
композиции
оригами
Плоскостные
композиции
оригами
Плоскостные
композиции
оригами

КошМарт – кошачья выставка

2

Японские традиции – Праздник девочек. Цветы
сакуры.

2

Изготовление и оформление рамок.

2

Панно «Букет оригами».

2

Орнамент. Праздничная открытка.

2

Объемные
композиции
оригами

Букет цветов в вазе

2

Объемные
композиции
оригами

Композиция « Крокусы в корзиночке» оригами

2

15
Февраль
16
Март
17
Март
18
Март
19
Март
20
Март
21
Март
22

Март

Объемные
композиции
оригами

Кукольный театр оригами.

2

Объемные
композиции
оригами
Объемные
композиции
оригами
Объемные
композиции
оригами
Объемные
композиции
оригами

Кукольный театр оригами

2

Мобиле «Воздушный аквариум».
Нетрадиционные материалы.

2

Композиция «В Космосе». Кусудамы как
планеты.

2

Многогранники

2

Объемные
композиции
оригами

Композиция для пасхального стола.

2

Объемные
композиции
оригами

Пасхальная композиция.

2

Объемные
композиции
оригами
Объемные
композиции
оригами

Коробочки оригами

2

Проект ландшафтного дизайна «Сад оригами»

2

Объемные
композиции
оригами

Композиция «Букет лилий»

2

Объемные
композиции
оригами

Японский журавлик – символ мира и жизни.

2

Объемные
композиции
оригами

Птицы оригами

2

Объемные
композиции
оригами

Собачья выставка

2

Объемные
композиции
оригами

Ферма оригами

2

Объемные
композиции
оригами

Насекомые оригами

2

23
Март
24
Апрель
25
Апрель
26
Апрель
27
Апрель
28
Апрель
29
Апрель
30
Апрель
31
Апрель
32
Май
33
Май
34
Май
35
Май
36
Май
37

Май

Объемные
композиции
оригами

Зоопарк оригами.

2

Объемные
композиции
оригами
Промежуточная
аттестация

Кошачья выставка

2

38
Май
39
25 мая
40

2

Всего часов 80


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».