Модуль 2

Управление образования Березовского городского округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 14.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 114 от 14.08.2024 г.

Рабочая программа
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
технической направленности
«Основы графической грамотности»
Модуль 2 «Проекционное черчение»

Возраст учащихся: 12 -16 лет
Срок реализации модуля: 3 месяца

Составитель программы:
Байнова А.В.,
педагог дополнительного образования

г. Березовский

Пояснительная записка
Рабочая программа является частью дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Основы графической грамотности» и представляет собой
календарно-тематическое планирование модуля по текущему году обучения.
Модуль 2 «Проекционное черчение» предполагает:
- знакомство учащихся с процессом проецирования и его видами;
- формирование умения читать чертежи моделей;
- выполнение графических работ;
- решение графических задач, в том числе занимательных
- выполнение требований техники безопасности при работе.
Срок освоения первого модуля – 3 месяца.
Цель и задачи модуля программы
Цель: овладение обучающимися графического языка техники и способность применять
полученные знания для решения практических задач.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач:
Обучающие:
- научить выполнять проекционные изображения с помощью чертежных инструментов и
от руки в виде технического рисунка;
- научить читать несложные чертежи, аксонометрические проекции, технические
рисунки моделей.
Развивающие:
- способствовать активизации познавательной деятельности при решении логических,
занимательных и других типов задач;
- способствовать развитию логического мышления, пространственного представления и
воображения;
- развивать умение самостоятельного подхода к решению различных задач, применения
полученных знаний в жизненных ситуациях;
- развивать навыки культуры труда: правильно организовывать рабочее место,
применять наиболее рациональные приёмы работы чертёжными инструментами, аккуратность
и точность в работе.
Воспитательные:
- прививать и поддерживать интерес к техническому образованию,
- содействовать формированию способностей осуществлять контроль, коррекцию и
оценку результатов своей деятельности;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, терпение, усидчивость, стремление
добиться понимания поставленной задачи и её решения.
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на
развитие:
- творческого подхода к деятельности;
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления.
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
- объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- репродуктивный метод,
- метод стимулирования и мотивации,
- метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- метод создания ситуации успеха,
- методы взаимоконтроля.

Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы;
- выполнение практических работ.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятиях.
Наглядные пособия:
- модели, образцы работ;
- иллюстрации;
- демонстрация выполнения задания на классной доске.
Дидактическое обеспечение:
- листы Рабочей тетради;
- карточки заданий.
Планируемые результаты
Модуль 2 «Проекционное черчение»
Учащиеся знают:
- способы графических изображений;
- процесс проецирования, методы проецирования;
- приёмы построения комплексного чертежа точки, отрезка прямой, геометрической
фигуры, геометрических тел и их сочетаний (моделей);
- виды аксонометрических проекций;
- правила построения разверток поверхностей геометрических тел;
- правила технического рисования;
- последовательность чтения чертежей;
Учащиеся умеют:
- анализировать геометрическую форму предмета;
- выполнять комплексные чертежи геометрических тел и моделей по наглядному
изображению, по описанию (представлению), строить третью проекцию по двум данным;
- выполнять наглядные изображения геометрических тел и моделей;
- строить развёртки поверхностей геометрических тел;
- решать простые задачи начертательной геометрии по определению ортогональных и
аксонометрических проекций точек, расположенных на поверхностях геометрических тел;
- читать чертежи моделей.
Личностные результаты:
- трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
- проявление познавательной инициативы;
- развитие образного мышления, воображения, интеллекта;
- освоение способов творческого самовыражения личности;
- целеустремленность в достижении поставленной цели.

Учебно-тематический план
Модуль 2 «Проекционное черчение»
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Количество часов
Название темы
Процесс проецирования. Виды. Прямоугольное проецирование
Геометрические тела. Комплексные чертежи геометрических тел
Ортогональные проекции точек, принадлежащих поверхности
геометрических тел
Выполнение графической работы № 5
Развёртки поверхностей геометрических тел
Выполнение графической работы № 6
Аксонометрические проекции фигур, окружностей, геометрических тел
Аксонометрические проекции точек, расположенных на поверхности
геометрических тел
Выполнение графической работы № 7
Аксонометрические проекции моделей. Чертежи по наглядному
изображению
Построение чертежа модели по описанию. Решение занимательных задач
Построение третьей проекции модели по двум данным
Техническое рисование
Выполнение графической работы № 8
ИТОГО

всего

теория

1
2
2

1
1

практика

1
2

1
2
1
2
1

1
2
1
2
1

1
2

1
2

2
1
2
1
21

2
1
2
1
19

2

Календарно-тематический план
Модуль 2 «Проекционное черчение»
Месяц
Ноябрь

№
п/п
1.

2.

Название темы

Содержание занятий

Процесс
проецирования.
Виды.
Прямоугольное
проецирование

Процесс проецирования, его элементы. Центральное,
параллельное
косоугольное
и
параллельное
прямоугольное проецирование.
Прямоугольные
проекции отрезка прямой (ребра) и геометрической
фигуры
(грани),
различно
расположенных
относительно плоскости проекций. Проецирование
на
три
плоскости
проекции.
Получение
комплексного чертежа
Классификация геометрических тел. Их элементы.
Анализ
геометрической
формы
предмета.
Комплексные чертежи тел: цилиндра, конуса, призм,
пирамиды, шара, тора (кругового кольца)

1

Беседа, демонстрация
наглядных пособий

1

Выполнение комплексных чертежей геометрических
тел

1

Координаты точек, их обозначение на комплексном
чертеже. Выполнение упражнений по определению
ортогональных (прямоугольных) проекций точек,
принадлежащих поверхности призмы и цилиндра
Выполнение
упражнений
по
определению
ортогональных (прямоугольных) проекций точек,
принадлежащих поверхности конуса и пирамиды;
пирамиды; шара, других геометрических тел
Определение проекций точек, расположенных на
поверхностях геометрических тел

1

Педагогическое
наблюдение, беседа,
демонстрация
наглядных пособий,
практическая работа
Педагогическое
наблюдение, беседа,
самостоятельная
работа
репродуктивного
характера
Педагогическое
наблюдение, беседа,
практическая работа

Геометрические
тела. Комплексные
чертежи
геометрических тел

3.

4.

Декабрь

5.

6.

Ортогональные
проекции
точек,
принадлежащих
поверхности
геометрических тел

Выполнение
графической
работы № 5

Часы Формы контроля

1

1

Педагогическое
наблюдение, беседа,
самостоятельная

Примечание

7.
8.

Развёртки
поверхностей
геометрических тел

Построение развёрток поверхностей многогранников
Построение развёрток поверхностей тел вращения

1
1

9.

Выполнение
графической
работы № 6

Построение разверток и изготовление моделей
геометрических тел из бумаги

1

10.

Аксонометрические
проекции фигур,
окружностей,
геометрических тел

Аксонометрия. Виды аксонометрических проекций
по стандарту. Образование, оси, коэффициент
искажения косоугольной фронтально-диметрической
и прямоугольных изометрической проекций.
Аксонометрические
проекции
геометрических
фигур, окружности, геометрических тел. Построение
аксонометрических проекций многогранников и тел
вращения
Аксонометрические Последовательность построения аксонометрических
проекции точек,
проекций точек по координатам. Выполнение
расположенных на упражнений по определению аксонометрических
поверхности
проекций точек на поверхностях геометрических тел
геометрических тел
Выполнение
Построение
аксонометрических
проекций
графической
многогранников и тел вращения. Определение
работы № 7
аксонометрических проекций точек, принадлежащих
поверхностям геометрических тел

1

Аксонометрические Порядок построения аксонометрических проекций
проекции моделей. моделей. Выбор вида аксонометрии в зависимости

1

11.

12.

Январь

13.

работа
репродуктивного
характера
Педагогическое
наблюдение, беседа,
практическая работа,
моделирование
Педагогическое
наблюдение, беседа,
самостоятельная
работа
репродуктивного
характера,
моделирование
Педагогическое
наблюдение, беседа,
практическая работа

1

Практическая работа

1

Педагогическое
наблюдение, беседа,
практическая работа

1

Педагогическое
наблюдение, беседа,
самостоятельная
работа
репродуктивного
характера
Педагогическое
наблюдение, беседа,

14.

15.

16.

17.

18.

19.
20.

Итого

Чертежи
наглядному
изображению

по от геометрической формы модели. Выполнение
наглядного изображения модели с натуры
Правила выполнения комплексного чертежа модели
по наглядному изображению. Выполнение чертежа
модели по наглядному изображению
Построение
Методика
построения
чертежа
модели,
чертежа модели по представляющей из себя сочетание геометрических
описанию. Решение тел с вырезами и отверстиями по словесному
занимательных
описанию
задач
Выполнение чертежа модели по описанию –
самостоятельная работа. Решение занимательных
проекционных задач
Построение третьей Метод построения третьей проекции модели
проекции модели несложной формы по двум данным (проекционная
по двум данным
связь, пространственное представление). Построение
третей проекции модели по двум данным

Техническое
рисование

Выполнение
графической
работы № 8

Технический рисунок. Применение в практике.
Правила выполнения. Приемы приближенного
построения фигуры. Техника зарисовки, штриховки,
шраффировки.
Упражнения в проведении линий от руки на глаз
Выполнение технических рисунков геометрических
фигур, тел, моделей

1

1

1

самостоятельная
работа
репродуктивного
характера
Педагогическое
наблюдение, беседа,
самостоятельная
работа
репродуктивного
характера

1

Педагогическое
наблюдение, беседа,
самостоятельная
работа
репродуктивного
характера

1

Педагогическое
наблюдение, беседа,
практическая работа

1
1

21

Самостоятельная
работа
репродуктивного
характера


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».