Модуль 4

Управление образования Березовского городского округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 14.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 114 от 14.08.2024 г.

Рабочая программа
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
технической направленности
«Основы графической грамотности»
Модуль 4 «Техническое черчение»

Возраст учащихся: 12 -16 лет
Срок реализации модуля: 3,5 месяца

Составитель программы:
Байнова А.В.,
педагог дополнительного образования

г. Березовский

Пояснительная записка
Рабочая программа является частью дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Основы графической грамотности» и представляет собой
календарно-тематическое планирование модуля по текущему году обучения.
Модуль 4 «Техническое черчение» предполагает:
- знакомство учащихся с особенностями технических чертежей по специальностям;
- формирование умения читать машиностроительные и строительные чертежи;
- выполнение графических работ;
- решение графических задач, в том числе занимательных;
- выполнение требований техники безопасности при работе.
Срок освоения первого модуля – 3,5 месяца.
Цель и задачи модуля программы
Цель: овладение обучающимися графического языка техники и способность применять
полученные знания для решения практических задач.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач:
Обучающие:
- формировать умение читать несложные машиностроительные чертежи, эскизы деталей
различного назначения;
- формировать умение читать и выполнять простейшие архитектурно-строительные
чертежи.
Развивающие:
- способствовать активизации познавательной деятельности при решении задач;
- способствовать развитию логического мышления, пространственного представления и
воображения;
- развивать конструкторские, технические способности учащихся;
- развивать умение самостоятельного подхода к решению различных задач, применения
полученных знаний в жизненных ситуациях;
- развивать навыки культуры труда: правильно организовывать рабочее место,
применять наиболее рациональные приёмы работы чертёжными инструментами, аккуратность
и точность в работе.
Воспитательные:
- прививать и поддерживать интерес к техническому образованию,
- содействовать формированию способностей осуществлять контроль, коррекцию и
оценку результатов своей деятельности;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, терпение, усидчивость, стремление
добиться понимания поставленной задачи и её решения.
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на
развитие:
- творческого подхода к деятельности;
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления.
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
- объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- репродуктивный метод,
- метод стимулирования и мотивации,
- метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- метод создания ситуации успеха,
- методы взаимоконтроля.

Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы;
- выполнение практических работ.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятиях.
Наглядные пособия:
- модели, образцы работ;
- иллюстрации;
- демонстрация выполнения задания на классной доске.
Дидактическое обеспечение:
- листы Рабочей тетради;
- карточки заданий.
Планируемые результаты
Модуль 4. Техническое черчение
Учащиеся знают:
- основные характеристики технологии конструирования и изготовления деталей;
- зависимость производства изделия от качества чертежа, технические требования к
чертежам деталей;
- правила и последовательность выполнения эскиза детали;
- виды соединения деталей, их изображения и обозначения на чертеже;
- техническую терминологию;
- назначение, содержание и оформление сборочного чертежа;
- правила заполнения спецификации;
- порядок чтения сборочного чертежа;
- правила деталирования по сборочному чертежу;
- особенности архитектурно-строительных чертежей;
- стадии проектирования зданий;
- виды объемно-планировочных решений зданий;
- классификации конструктивных элементов зданий по различным признакам;
- комплектность проекта здания и основные требования к архитектурно-строительным
чертежам;
- правила выполнения архитектурно-строительных чертежей.
Учащиеся умеют:
- выполнять чертежи деталей в соответствии с техническими требованиями;
- выполнять эскизы деталей в определенной последовательности;
- правильно компоновать чертеж;
- определять оптимальное количество изображений на чертеже, их содержание;
- изображать и обозначать на чертеже разъемные и неразъемные соединения деталей по
стандартам;
- оформлять сборочный чертёж;
- читать сборочный чертеж в определенной последовательности;
- разрабатывать чертежи деталей, входящих в состав изделия по сборочному чертежу;
- составлять функциональную схему здания;
- определять конструктивные элементы здания;
- применять специальную терминологию;
- читать и выполнять архитектурно-строительные чертежи.

Личностные результаты:
- проявление познавательной инициативы;
- целеустремленность в достижении поставленной цели;
- гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;
- развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
- формирование коммуникативной, информационной компетентности;
- подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или
профессиональной траектории;
- развитие индивидуальных творческих навыков, расширение кругозора;
- самостоятельную оценку достигнутых результатов.
- умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- использование знаний и технических средств графики в собственном творчестве.

Учебно-тематический план
Модуль 4 «Техническое черчение»
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Количество часов
Название темы
Резьба. Стандартные крепёжные резьбовые детали
Технические требования к чертежам деталей. Способы изготовления деталей
Эскизы
Выполнение графической работы № 13
Чертёж общего вида и сборочный чертёж
Разъёмные соединения деталей
Неразъёмные соединения деталей
Выполнение графической работы № 14
Передачи
Чтение сборочного чертежа
Деталирование по сборочному чертежу
Выполнение графической работы № 15
Архитектурно-строительные чертежи. Проектирование зданий и сооружений
Особенности оформления и выполнения АСЧ
Чертежи строительных генеральных планов. Условные графические
изображения. Антураж
Условные графические изображения строительных конструкций и их элементов
Чертежи планов зданий
Условное изображение мебели в плане
Выполнение графической работы № 16
Чертежи разрезов зданий
Чертежи фасадов зданий
Промежуточная аттестация. Защита проекта малоэтажного жилого здания
ИТОГО

всего

теория

1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
2
2
1
1

1
1

1
2
1
1
1
1
2
28

практика

1
2
1
1
1
1
1

1

7

2
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
21

Календарно-тематический план
Модуль 4 «Технические чертежи»
Месяц
Март

№
п/п
1.

Название темы
Резьба.
Стандартные
крепёжные
резьбовые детали

2.

Технические
требования к
чертежам деталей.
Способы
изготовления
деталей

3.

Эскизы

4.
5.

Выполнение
графической
работы № 13

6.

Чертёж общего
вида и сборочный

Содержание занятий

Часы Формы контроля

Винтовая линия на поверхности цилиндра и конуса.
Технология изготовления резьбы. Классификация
резьбы. Элементы профиля резьбы. Условное
изображение резьбы на чертеже. Обозначение
резьбы
на
чертеже.
Элементы
резьбовой
поверхности. Стандартные крепежные резьбовые
детали, их чертежи, параметры по стандарту,
обозначение
Чертёж детали – основной конструкторский
документ. Зависимость производства изделия от
качества чертежа конструкции. Технологичность.
Взаимозаменяемость. Конструирование формы.
Наиболее часто встречающиеся элементы деталей.
Способы нанесения размеров на
чертеже.
Конструкторские и технологические базы. Размеры
номинальные, действительные, предельные. Поле
допуска. Посадки. (3 группы). Шероховатость
поверхностей:
характеристики,
параметры,
обозначение на чертеже. Способы изготовления
деталей. Три группы производственных чертежей
Назначение, определение эскиза. Требования к
выполнению. Последовательность эскизирования.
Измерительные инструменты. Упражнения в
эскизировании предметов
Выполнение эскиза детали с натуры

1

Педагогическое
наблюдение, беседа,
демонстрация
наглядных пособий

1

Педагогическое
наблюдение, беседа,
демонстрация
наглядных пособий

1

Педагогическое
наблюдение, беседа,
практическая работа

2

Назначение, содержание, особенности оформления
сборочного чертежа. Спецификация, порядок

1

Педагогическое
наблюдение, беседа,
самостоятельная
работа
репродуктивного
характера
Педагогическое
наблюдение, беседа,

Примечание

чертёж

7.

8.

Апрель

9.

10.

заполнения. Правила нанесения позиций. Размеры
на сборочном чертеже. Упрощения, применяемые
при выполнении сборочного чертежа
Разъёмные
Виды соединения деталей. Разъемные соединения:
соединения деталей определение, виды. Непосредственное резьбовое
соединение. Соединения с помощью крепежных
резьбовых деталей – болтовое, шпилечное, винтовое.
Их технология. Условные соотношения между
элементами резьбовых деталей для вычерчивания
соединений. Соединение труб с помощью фитингов.
Стандартные формы фитингов. Обозначение,
изображение на чертеже. Соединение деталей с
помощью клина, штифтов. Назначение, изображение
на чертеже. Шпоночное соединение: назначение,
технология. Форма, размеры шпонок и пазов по
стандарту.
Обозначение
шпонок.
Шлицевое
(зубчатое) соединение: назначение, технология.
Форма профиля шлицев, условное изображение,
обозначение
Неразъёмные
Неразъемные соединения: определение, виды.
соединения деталей Сварные соединения: виды соединений, типы швов.
Изображение на чертеже, обозначение. Чертежи
сварных конструкций. Соединения клепаные,
технология.
Стандартные
заклёпки.
Виды
соединений.
Упрощенное
изображение
на
сборочных
чертежах.
Соединение
пайкой,
склеиванием.
Изображение,
обозначение
на
чертежах
Выполнение
Выполнение чертежа сварной конструкции по
графической
наглядному изображению
работы № 14

Передачи

Передачи. Основные определения. Виды передач в
зависимости от состава. Виды зубчатых передач.
Основные параметры зубчатого колеса. Зубчатое

демонстрация
наглядных пособий
1

Педагогическое
наблюдение, беседа,
демонстрация
наглядных пособий

1

Педагогическое
наблюдение, беседа,
демонстрация
наглядных пособий

1

Педагогическое
наблюдение, беседа,
самостоятельная
работа
репродуктивного
характера
Педагогическое
наблюдение, беседа

1

11.

Чтение сборочного
чертежа

12.

Май

13.

Деталирование по
сборочному
чертежу

14.
15.

Выполнение
графической
работы № 15

16.

Архитектурностроительные
чертежи.
Проектирование
зданий и
сооружений

17.

18.

Особенности

зацепление. Чертёж цилиндрической зубчатой
передачи
Последовательность чтения сборочного чертежа.
Определение формы деталей, входящих в состав
сборочной единицы. Изображение пограничных
деталей. Порядок сборки изделия, способы
соединения деталей.
Чтение сборочного чертежа изделия

1

Педагогическое
наблюдение, беседа

1

Педагогическое
наблюдение, беседа,
самостоятельная
работа
репродуктивного
характера
Педагогическое
наблюдение, беседа

Порядок деталирования по сборочному чертежу.
Определение количества, содержания, масштаба
изображений для каждой детали. Определение
размеров
детали
по
сборочному
чертежу
(графический способ). Сопрягаемые поверхности,
требования в отношении точности при нанесении
размеров
Выполнение чертежей деталей изделия по
сборочному чертежу

1

Стадии проектирования зданий. Основные
требования к зданиям. Классификация зданий по
разным признакам. Конструктивные элементы
зданий. Правила составления функциональных схем
зданий. Примеры функциональных схем: жилого
дома, общественного здания, производственного
здания.
Составление функциональной схемы жилого дома
или общественного здания

1

Виды

1

рабочих

чертежей.

Состав

основного

2

1

Педагогическое
наблюдение, беседа,
самостоятельная
работа
репродуктивного
характера
Педагогическое
наблюдение, беседа,
демонстрация
наглядных пособий

Педагогическое
наблюдение, беседа,
практическая работа
Педагогическое

оформления и
выполнения АСЧ

19.

20.

21.

Чертежи
строительных
генеральных
планов. Условные
графические
изображения.
Антураж
Условные
графические
изображения
строительных
конструкций и их
элементов
Чертежи планов
зданий

22.
Июнь

23.

Условное
изображение
мебели в плане

24.

Выполнение
графической
работы № 16

комплекта рабочих чертежей. Правила оформления
архитектурно-строительных
рабочих
чертежей
зданий и сооружений различного назначения.
Масштабы строительных чертежей. Изображения на
строительных
чертежах.
Правила
нанесения
размеров на архитектурно-строительных чертежах
Генплан.
Масштабы,
правила,
условные
изображения, правила выполнения и оформления.
Изображение инженерных сетей на генеральном
плане. Антураж. Работа над проектом малоэтажного
жилого
дома.
Разработка
строительного
генерального плана размещения здания

наблюдение, беседа

1

Педагогическое
наблюдение, беседа,
практическая работа

Условные графические изображения элементов
зданий
и
санитарно-технических
устройств.
Выполнение условных графических изображений
строительных конструкций и их элементов,
санитарно-технических устройств

1

Педагогическое
наблюдение, беседа,
практическая работа

Содержание
чертежей
планов
зданий:
координационные
оси,
размеры,
позиции,
наименования и площади помещений, условные
обозначения санитарно-технических устройств.
Экспликация. Последовательность вычерчивания
планов зданий.
Работа над проектом малоэтажного жилого здания.
Выполнение планов этажей здания

1

Педагогическое
наблюдение, беседа

1

Рекомендованное условное изображение мебели и
деталей интерьера на плане этажа здания. Работа с
чертежами планов этажа малоэтажного здания –
условное изображение мебели и основных деталей
интерьера
Работа над проектом малоэтажного жилого дома

1

Педагогическое
наблюдение, беседа,
практическая работа
Педагогическое
наблюдение, беседа,
практическая работа

1

Педагогическое
наблюдение, беседа,
самостоятельная
работа продуктивного

Итого

25.

Чертежи разрезов
зданий

26.

Чертежи фасадов
зданий

27.
28.

Обобщение знаний.
Защита проекта
малоэтажного
жилого здания

Архитектурные (контурные) разрезы здания.
Конструктивные разрезы здания: продольные и
поперечные, простые и сложные. Правила
выполнения и обозначения разрезов здания.
Нанесение высотных отметок. Последовательность
построения и вычерчивания разреза. Работа над
проектом малоэтажного жилого здания. Выполнение
простого разреза здания
Фасады. Правила выполнения чертежей фасадов
зданий.
Последовательность
построения
и
вычерчивания фасада здания. Работа над проектом
малоэтажного жилого здания. Выполнение главного
фасада здания
Защита
архитектурно-строительного
проекта
малоэтажного жилого дома

1

1

2

28

характера
Педагогическое
наблюдение, беседа,
практическая работа

Педагогическое
наблюдение, беседа,
самостоятельная
работа продуктивного
характера
Педагогическое
наблюдение, беседа,
Защита проекта


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».