Радиоконструирование

Управление образования Березовского городского округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическим совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 8 от 10.09.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
Е.В. Комарова
Приказ № 142 от 10.09.2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Радиоконструирование»

Возраст учащихся: 7 – 15 лет
Срок реализации: 2 года

Составитель программы:
Журавлев Константин Владимирович,
педагог дополнительного образования

г. Березовский

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
- нормативно – правовые основания разработки программы
- характеристика программы и ее актуальность
- адресат
- срок реализации программы
- направленность
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
- режим занятий
- формы обучения и виды занятий
- цель и задачи программы
2. Содержание программы
3. Планируемые результаты
4. Организационно-педагогические условия программы
- материально-техническое обеспечение
- информационное обеспечение (печатное и электронное)
- кадровое обеспечение
5. Оценочные материалы
6. Методические материалы
Приложение 1 – Учебный план
Приложение 2 – Календарно-учебный график
Приложение 3 – Рабочие программы

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно – правовые основания разработки программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая «Радиоконструирование»
разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями),
- распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»,
- приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
- постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»,
- приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»,
- приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. №
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»,
- Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ.
Сведения о программе
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Радиоконструирование» разработана с использованием учебного пособия Борисова В.Г.
«Кружок радиотехнического конструирования» и книги Галагузовой М. А., Комского Д.
М. «Первые шаги в электротехнику».
Характеристика программы (его значимости)
Техническое творчество способствует раскрытию и развитию творческих
способностей учащихся, их инициативе, самостоятельности и самоопределению в жизни,
повышению качества трудовой подготовки и профессиональной ориентации, умению
ориентироваться в мире техники как неотъемлемой составной части образования каждого
современного человека. Оно развивает инициативу, способствует приобщению молодежи к
инновационной и исследовательской деятельности, требует творческого подхода и
подготовленности к освоению достижений науки и техники. Творческая активность
учеников зависит от их подготовки к исследовательской и рационализаторской
деятельности. Стойкий интерес к радиоэлектронике вызван массовым внедрением
электронных устройств во все сферы нашей жизни: науку, производство и быт.
Радиолюбительство помогает учащимся углублять знания школьных предметов, приобщает
к общественно полезному труду, расширяет общетехнический кругозор. Через
радиотехническое творчество учащиеся делают первые шаги к познанию специальностей,
связанных с радиотехникой и электроникой.
Новизна программы состоит в том, что обучаясь по программе, дети самостоятельно
разрабатывают технико-технологические проекты, радиоэлектронные устройства, изучают

и составляют техническую документацию, приобретают графические навыки в процессе
выполнения эскизов, технических рисунков, чертежей, совершенствуют навыки
самостоятельной работы со справочной литературой.
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы. Неотъемлемой
составляющей частью образования каждого современного человека является умение
ориентироваться в потоке разнообразной информации в мире техники, что способствует
развитию самостоятельности, самоопределению личности в жизни. Занятие техническим
творчеством является одним из интереснейших форм свободного времяпровождения
учащихся. Данная программа в полной мере способна удовлетворить образовательные
потребности учащихся в области радиоэлектроники, а также увлечь и заинтересовать такой
важной составляющей технического творчества, как радиоэлектронное конструирование.
Уровни сложности разноуровневой программы
Модуль 1. Первый год обучения – «Стартовый»: предполагает обязательный
минимум и минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Задания этого уровня просты, носят в основном репродуктивный характер, имеют
шаблонные решения.
Модуль 2. Второй год обучения – «Базовый»: предполагает участие в постановке и
решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование
специализированных знаний; расширяет и применяет на практике материал стартового
уровня. Этот уровень несколько увеличивает объем практической работы, помогает глубже
понять основной материал, умение решать проблемные ситуации в рамках программы.
Направленность
Направленность программы: техническая.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на
обучение учащихся от 7 до 15 лет. К освоению дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы допускаются любые лица без предъявления требований к
уровню образования.
Наполняемость группы
Ожидаемое количество учащихся в одной группе: 6 человек.
Срок реализации программы
Срок освоения программы – 2 года обучения.
Объем
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы составляет 288 часов, из них:
1 год обучения - 144 учебных часов;
2 год обучения - 144 учебных часов.
Режим занятий
Для учащихся технических объединений длительность одного занятия
составляет не более 2 учебных часов.
2 раза в неделю (2 учебных часа по 45 мин.). После каждого учебного часа
предусмотрен 10 минутный перерыв.
Формы обучения
Обучение по программе осуществляется в очной форме.
Виды занятий
- теоретические;
- практические;

- экскурсии.
Цель и задачи программы
Цель: удовлетворение образовательных потребностей учащихся в области
радиоэлектроники и формирование навыков конструирования радиотехнических и
радиоэлектронных приборов.
Задачи:
Образовательные:
 знакомство с основными законами электрорадиотехники;
 способствовать приобретению знаний об истории развития радиоэлектроники;
 научить основам радиомонтажа;
 познакомить с назначением, конструкцией, техническими данными различных
приборов;
 познакомить с устройством, принципом работы радиодеталей, их соединением;
Развивающие:
 развивать профессиональное и конструкторское мышление;
 сформировать у учащихся навыки и приемы работы с инструментами, станками
сборки электронных устройств определенной сложности;
 подготовить учащихся к применению полученных знаний в практической
деятельности.
Воспитательные:
 воспитывать самостоятельность, целеустремленность в достижении поставленной
цели, трудолюбие, усидчивость, аккуратность, адекватную самооценку, уважение к
творчеству других;
 прививать этику поведения на занятиях, с младшими, со сверстниками и взрослыми;
индивидуальную и коллективную ответственность и дисциплину;
 прививать эстетику при выполнении моделей.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
модуль

Первый год обучения

Всего

Второй год обучения

Теория Практика Всего

Теория Практика

1.

Стартовый

144

29

115

-

-

-

2.

Базовый

-

-

-

144

17

127

Всего
часов

10
20

2
4

8
16

5.

Радиотехнические измерения
Электро-радиокомпоненты,
материалы и условно
графические обозначения
Печатные платы

20

4

16

6.

Основы радиосвязи

20

4

16

7.

Полупроводниковая техника

16

4

12

8.

Электронная схемотехника

10

2

8

Конструирование
радиоэлектронных приборов
10. Ознакомление с
компьютерными программами
11. Экскурсии
12. Промежуточная аттестация

12

4

8

12

2

10

2
2

0
0

2
2

144

29

115

9.

Общее количество часов:

Беседа,
наблюдение,
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы,
промежуточная
аттестация

288

Учебный (тематический) план
первого года обучения
№ п/п
Название темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1. Введение
2
1
1
2. Электротехника
18
2
16
3.
4.

Формы
контроля
(аттестации)

Форма
аттестации
Беседа,
наблюдение,
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы,
промежуточная
аттестация

1. Введение (2 ч.)
Теоретическая часть. Цель и задачи обучения по программе.
Правила внутреннего распорядка учащихся. Права и обязанности обучающихся.
Режим занятий. Организационные вопросы.
Инструктаж по технике безопасности. Правила противопожарной безопасности и
безопасности жизнедеятельности.
Практическая работа. Пайка проводов.
2. Электротехника (18 ч.)
Теоретическая часть. Электрическое поле. Электрическая емкость. Виды
электрического тока, их характерные признаки. Резисторы. Магнитное поле.
Практическая работа. Исследование физических явлений и законов постоянного
тока и магнетизма. Составление электрической цепи и изучение ее свойств и составных
элементов. Решение задач с применением закона Ома и Кирхгофа. Расчет элементов
электрической цепи и их соединение.
3. Радиотехнические измерения (10 ч.)
Теоретическая часть. Магнитно-электрические приборы. Электромагнитные
индикаторы. Измерение параметров электрического тока при помощи комбинированного
прибора.
Практическая работа. Ознакомление с единицами измерения электрических
величин в Международной системе единиц. Изучение строения измерительных приборов.
Практическое измерение параметров электрического тока, конденсаторов, резисторов,
полупроводников, проводников при помощи амперметра, вольтметра, омметра и
мультиметра.
4. Электро-радиокомпоненты, материалы и условно графические обозначения (20
ч.)
Теоретическая часть. Электро-радио материалы. Основные характеристики и
виды. Буквенно-цифровые обозначения в схемах: типы отметок и правила их построения,
буквенные коды. Буквенно-цифровая маркировка электро-радиоэлементов. Условные
графические изображения элементов в электро-радио схемах.
Практическая работа. Изучение условно-графических обозначений элементов,
электрических параметров электро-радиокомпонентов и материалов. Изучение маркировки
радиодеталей. Соединение радиотехнических кабелей, проводов.
5. Печатные платы (20 ч.)
Теоретическая часть. Общие сведения о печатном монтаже. Требования к платам
печатного монтажа. Типы, виды печатных плат. Материалы для печатных плат. Топология
печатных плат. Технологи производства печатных плат. Шелкографический метод,
фоторезистивный метод нанесения рисунка печатной платы. Монтажный инструмент и
материалы. Технология монтажа деталей на печатные платы. Монтажные материалы,
флюсы, припои. Подготовка проводников и радиодеталей к пайке. Пайки монтажных
проводников и радиодеталей.
Практическая работа. Усвоения правил работы с электромонтажным
инструментом.
Подготовка проводников к пайке. Соединение проводников пайкой. Изготовление эскиза
печатной платы. Подготовка радиодеталей к монтажу и их пайки. Изготовление жгутов
электропроводов.
Изготовление несложного электронного прибора (мультивибратор).
Демонтаж радиодеталей из электронных плат радиоэлектронной аппаратуры.
6. Основы радиосвязи (20 ч.)
Теоретическая часть. Понятие радиосвязи. История радиотехники. Радиосвязь и
радиовещание. Колебательные контуры. Свободные электрические колебания. Резонансы
напряжения и тока (последовательный и параллельный резонансы). Параметры контура.

Модуляция, основные виды модуляции. Антенны и распространение радиоволн.
Радиоприемники.
Практическая работа. Расчет параметров колебательного контура: резонансной
частоты, добротности, полосы пропускания частот.
Изготовление приемника прямого усиления 1-V-1. Ознакомление с конструкцией
супергетеродинного приемника. Моделирование процессов в узлах радиоприемника на ПК
в программном комплексе SystemView.
7. Основы полупроводниковой техники. (16 ч.)
Теоретическая часть. Основы электронной теории. Электрофизические свойства
полупроводников.
Практическая работа. Исследование вольтамперной характеристики диода и
транзистора. Изготовление простых электронных устройств и изучение их принципов
работы: детектор, диодный мост, выпрямитель тока.
8. Электронная схемотехника (10 ч.)
Теоретическая часть. Усилители электрических сигналов. Классификация.
Основные характеристики. Классическая схема усилителя на транзисторе, его работа.
Схемы усилителей с общим коллектором, общим эмиттером, общей базой, их свойства и
применение.
Практическая работа. Изготовление транзисторного двухкаскадного усилителя
низкой частоты. Исследование его электрических характеристик. Исследование влияние
обратной связи.
Исследование операционного усилителя, его характеристик на ПК в программном
комплексе SystemView и ElectronicsWorkbench.
9. Конструирование радиоэлектронных приборов (12 ч.)
Теоретическая часть. Общая характеристика радиоэлектронного оборудования.
Требования к радиоэлектронному оборудованию. Климатические и механические
воздействия на радиоэлектронное оборудование. Надежность, отказоустойчивость.
Состав, содержание и требования к технической эксплуатационной и
конструкторско-производственной документации. Требования к документации на
радиоэлектронное оборудование.
Порядок разработки радиоэлектронного оборудования. Виды компоновки
радиоэлементов на плате. Модель компоновки. Группировка элементов.
Простейшие конструкторские расчеты (плоскость, объем, коэффициент
использования плоскости и объема) для радиоэлементов, платы и узла.
Оценка тепловых режимов радиоэлементов, платы, узла и прибора.
Практическая работа. Изучение перечня, содержания и требований к технической
эксплуатационной документации. Ознакомление с технической эксплуатационной и
конструкторско-производственной документацией к конкретному радиоэлектронному
устройству.
Изучение видов компоновок радиоэлементов (узлов) на примере радиоэлектронных
приборов промышленного изготовления.
Составление конструкторской документации на приборы, разработанные и
изготовленные самостоятельно.
10. Компьютерное моделирование (12 ч.)
Теоретическая часть. Работа с программами ElectronicsWorkbench, SystemView для
моделирования процессов в электронике и при составлении чертежей радиоэлектронных
схем и монтажных плат для печатного монтажа.
Интерфейс программ. Методика чертежа радиоэлектронной схемы (выбор формата,
настройки сетки, перенос символов и элементов из библиотеки на лист, проведение линий,
соединения элементов и линий, образование электрических контактов, маркировка
элементов, хранение намеченной схемы, печать схемы).

Практическая работа. Составление схемы электрической принципиальной и
рисунка платы для печатного монтажа радиоэлектронного устройства с помощью
компьютерных программ ElectronicsWorkbench, SystemView
11. Экскурсии (2ч.)
12. Промежуточная аттестация (2ч.)
Тестирование. Выставка работ учащихся.
Учебный (тематический) план
второго года обучения
№ п/п

Название темы
Всего
2
8

Количество часов
Теория
Практика
1
1
2
6

1.
2.

Введение
Основы радиопередачи

3.
4.

Полупроводниковая техника
Электронная схемотехника

20
20

4
4

16
16

5.

Радиотехнические измерения

8

2

6

6.

Интегральные микросхемы

6

2

4

7.

Компьютерное моделирование

12

2

10

62

0

62

4
2
144

0
0
17

4
2
127

Изготовление
радиоэлектронных приборов
9. Экскурсии
10. Промежуточная аттестация
Общее количество часов:
8.

Форма
аттестации
Беседа,
наблюдение,
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы,
промежуточная
аттестация

1. Введение (2 ч.)
Теоретическая часть. Цель и задачи обучения по программе.
Правила внутреннего распорядка учащихся. Права и обязанности обучающихся.
Режим занятий. Организационные вопросы.
Инструктаж по технике безопасности. Правила противопожарной безопасности и
безопасности жизнедеятельности.
Практическая работа. Сборка генератора гармонических колебаний на
полупроводниковых приборах и его отладки.
2. Основы радиопередачи (8 ч.)
Теоретическая
часть.
Радиопередатчики.
Радиоприемники.
Основные
характеристики. Генератор. Модуляция электрических колебаний
Практическая работа. Сборка генератора гармонических колебаний на
полупроводниковых приборах и его отладки. Исследование модулированного сигнала с
помощью осциллографа, вычисления коэффициента модуляции.
3. Полупроводниковая техника (20 ч.)
Теоретическая часть. Полупроводниковые приборы. Типы, строение, принцип их
действия, параметры, применение.
Практическая работа. Изготовление пульта дистанционного управления
электронным реле, в качестве исполняющего элемента - симистор. Изготовление
однокаскадного усилителя прямоугольных импульсов, настройка и исследование режимов
его работы, установление режима «ключ».
4. Электронная схемотехника (20 ч.)
Теоретическая часть. Автогенератор. Выпрямители переменного тока.
Стабилизаторы напряжения и тока.

Практическая
работа. Изготовление
регулируемого
стабилизированного
выпрямителя и его отладки. Изготовление RC автогенератора, исследования его
параметров.
5. Радиотехнические измерения (8 ч.)
Теоретическая часть. Измерительные приборы. Классификация.
Практическая работа. Ознакомление с типами осциллографов и генераторов.
Практическая работа с осциллографом и генератором: измерение параметров отдельных
узлов радиоустройств, прохождение сигнала, отслеживание его изменений.
6. Интегральные микросхемы (6 ч.)
Теоретическая часть. Аналоговые и цифровые интегральные микросхемы. Типы,
характеристики, конструкции, назначения.
Практическая работа. Изучение с помощью справочников электрических и
физических свойств и характеристик элементов аналоговых и цифровых интегральных
микросхем. Применение и построение в генераторе сигналов, детекторе, модуляторе,
преобразователях; триггере, регистре, сумматоре, дешифраторе, счетчике.
7. Компьютерное моделирование (12 ч.)
Теоретическая часть. Знакомство с программами Auto-CAD при составлении
чертежей радиоэлектронных схем и монтажных плат для печатного монтажа. Интерфейс
программ. Методика черчения радиоэлектронной схемы.
Практическая
работа. Проведение
анализа
разработанного
устройства,
составление принципиальной электрической схемы и изготовление платы для печатного
монтажа с помощью компьютерных программ auto-CAD .
8. Изготовление радиоэлектронных приборов (62 ч.)
Практическая работа. Разработка и изготовление радиоэлектронных приборов.
Выполнение исследовательских задач по индивидуальному плану обучающегося.
9. Экскурсии (4 ч.)
10. Промежуточная аттестация (2ч.)
Тестирование. Выставка работ учащихся.
3. Планируемые результаты
Модуль 1. «Стартовый»
Учащиеся знают:
 правила техники безопасности и безопасности жизнедеятельности;
 физические процессы, основные термины, законы, положения, формулы и единицы
измерения электрических величин в международной системе единиц;
 строение атома, структуру электрического поля, действие электрического,
потенциал электрического поля;
 явления электрической емкости, сопротивления и индуктивности, строение
конденсатора, резистора и катушки индуктивности;
 состав элементов электрической цепи, их свойства, способы их соединения,
вычисления общей величины сопротивления, емкости, индуктивности в
электрической цепи;
 виды электрического тока, характерные признаки каждого из них;
 сущность законов Ома и Кирхгофа, порядок расчета параметров звена и
электрической цепи в целом;
 электрический ток в электронагревательных приборах;
 принцип действия и устройство химических элементов питания и аккумуляторов,
способы их соединения, расчет общего напряжения и тока батареи;
 действие магнитного поля на проводник с током, взаимодействие проводников с
током, сущность магнитной индукции, электромагнитной индукции, самоиндукции,
взаимоиндукции, понятие ЭДС, строение электромагнита;
 структурную схему радиосвязи и радиовещания, диапазоны радиоволн;

































устройство и принцип действия магнитно-электрических и электромагнитных
индикаторов;
методы измерения постоянного тока, напряжения, сопротивления, емкости,
индуктивности;
основные характеристики электро-радиотехнических материалов и электро-радио
компонентов: резисторов, конденсаторов, катушек индуктивности,
полупроводников, трансформаторов, коммутационного оборудования, акустических
приборов, химических источников питания;
условные графические изображения элементов электро-радиосхем, их буквенноцифровые обозначения в схемах и буквенно-цифровая маркировка электрорадиокомпонентов: резисторов, конденсаторов, катушек индуктивности,
полупроводников, микросхем, трансформаторов, коммутационного оборудования,
источников питания, акустических приборов;
организацию рабочего места монтажника, перечень монтажного инструмента и
материалов, необходимых для пайки, правила пользования ими;
технологические операции пайки электро-радиокомпонентов и проводов;
общие сведения про печатный монтаж, технологии изготовления плат для печатного
монтажа и требования к ним;
общие представления о научных сообщениях;
основные возможности программного обеспечения ElectronicsWorkbench,
SystemViewдля моделирования и исследования электронных схем.
Учащиеся умеют:
исследовать физические явления и законы электричества и магнетизма;
составлять электрическую цепь и исследовать ее свойства;
рассчитывать общую величину емкости, сопротивления и индуктивности при
последовательном, параллельном и смешанном соединениях;
решать задачи с использованием законов Ома и Кирхгофа и рассчитывать параметры
электрической цепи;
соединять источники питания в батарею, вычислять ее электрические параметры;
вычислять величину магнитной индукции и силы, с которой действует магнитное
поле на проводник с током;
рассчитывать длину и частоту радиоволны;
использовать измерительные приборы для измерения электрических параметров
постоянного тока;
определять с помощью справочника электрические и физико-технические
характеристики и параметры электро-радиотехнических материалов и компонентов;
определять номиналы резисторов и конденсаторов по их буквенно-цифровой и
цветовой маркировкой;
готовить рабочее место к работе, правильно применять индивидуальный
электромонтажный инструмент, выполнять основные технологические операции
пайки, монтажных и слесарных работ;
подготавливать провода и электро-радиокомпоненты к пайке, соединять их методом
пайки;
самостоятельно изготавливать несложные печатные монтажные платы;
изготавливать несложные электронные приборы;
выполнять демонтаж радиодеталей с плат радиоэлектронной аппаратуры;
пользоваться справочниками;
подготовить реферат на заданную тему;
пользоваться программным обеспечением ElectronicsWorkbench, SystemViewдля
моделирования и исследования электронных схем;

Личностные результаты:

сформированность их мотивации к обучению и
познавательной деятельности.

интерес к технике и техническим видам деятельности;

трудолюбие, аккуратность, усидчивость, бережливость;

уважение к творчеству других.

целенаправленной

Модуль 2. «Базовый».
Учащиеся знают:
 правила техники безопасности и безопасности жизнедеятельности;
 физические процессы, основные термины, законы, положения, формулы и единицы
измерения физических величин;
 принцип получения переменного электрического тока, параметры электрического
тока, переменного тока, типы и характеристики нагрузок переменного тока;
 строение и принцип действия трансформатора,
 типы колебаний в параллельном и последовательном колебательных контурах,
явление резонанса в последовательном и параллельном контуре;
 основные параметры антенн, диаграмма излучения антенны, типы и конструкции
антенн;
 характер распространения радиоволн;
 основные параметры и типы радиоприемников, их структурные схемы, работа;
 электрофизические свойства полупроводников, оптические, фотоэлектрические
явления и электромагнитное излучение в полупроводниках;
 классификацию и основные характеристики усилителей, их схемы, свойства и
применение;
 явления межкаскадных связей и обратной связи в усилителях;
 единицы измерения электро- и радиотехнических параметров, погрешности
измерений, классификация и типы электрорадиотехнических измерительных
приборов;
 методику измерения параметров электрорадиокомпонентов;
 общую характеристику радиоэлектронного оборудования и требования к ним;
 состав, содержание и требования к технической эксплуатационной и
конструкторско-производственной документации;
 порядок разработки радиоэлектронного оборудования, проведение простейших
расчетам;
 классификацию, основные характеристики, типы, устройство и применение диодов,
варикапов, стабилитронов, тиристоров, транзисторов, оптоэлектронных и
фотоэлектронных приборов;
 классификацию схем и их обозначений, правила, порядок выполнения и оформления
структурных, функциональных, принципиальных схем и схемы соединений;
 условные графические изображения элементов электрорадиосхем;
 правила работы с программами для составления чертежей радиоэлектронных схем,
монтажных плат для печатного монтажа, программами моделирования радиосхем;
 правила выполнения навесного и печатного монтажа, монтажа проводов и жгутов в
корпусах приборов;
 требования к монтажу элементов радиоэлектронных устройств и контроль качества
и надежности монтажа;
 основные характеристики: диодов, тиристоров, транзисторов, опто- и
фотоэлектронных приборов, светоизлучающих приборов;
 требования к монтажу элементов радиосхем и оборудования;
 основные требования к подготовке рефератов и докладов.














Учащиеся умеют:
соблюдать правила техники безопасности;
исследовать электрические параметры электро-радиокомпонентов, усилителей и
радиоприемников;
вычислять параметры электрической цепи переменного тока, параметры
колебательного контура, параметры многокаскадного усилителя, трансформатора
малой мощности, погрешности измерения электрических параметров;
измерять параметры электро-радиодеталей, полупроводниковых приборов,
радиоприемников, усилителей;
изготавливать самую простую антенну для радио и телеприемников, несложные
радиоэлектронные приборы;
налаживать радиоприемники;
составлять схемы принципиальные электрические и рисунки плат для печатного
монтажа радиоэлектронного устройства с помощью компьютерных программ;
изготавливать платы радиоэлектронных устройств методом навесного и печатного
монтажа;
осуществлять демонтаж блоков и узлов радиоэлектронного оборудования;
чертить электрические схемы по требованиям ГОСТ;
составлять конструкторскую документацию на приборы, которые они
разрабатывают и изготавливают.

Личностные результаты:

сформированность их мотивации к обучению и
познавательной деятельности;

интерес к технике и техническим видам деятельности;

трудолюбие, аккуратность, усидчивость, бережливость;

уважение к творчеству других.

целенаправленной

4. Организационно-педагогические условия программ
Материально - техническое обеспечение
Организация образовательного процесса происходит в кабинете №8, расположенном на
первом этаже здания БМАУДО ЦДТ г. Березовский. Кабинет площадью 33 кв.м.
оборудован:
оборудование
количество
Паяльники различной мощности
по количеству обучающихся
Паяльная станция
1
Наборы инструментов для монтажа радиоэлектронного
по количеству обучающихся
оборудования
Вертикальный сверлильный станок
1
Генератор НЧ и ВЧ
1
Линейка металлическая, штангельциркуль, микрометр.
2-3
Лабораторный блок питания
1
Источник переменного тока
1
Мультиметр
2-3
Осциллограф
1
Отдельные радиодетали, узлы, блоки РЭС (платы,
В ассортименте
микросхемы, электровакуумные приборы, микросборки).
Кабели, разъемы и расходные материалы (клей, хлорное
В ассортименте
железо, скотч)
Персональный компьютер
1
Фольгированный стеклотекстолит
В ассортименте

Макетные платы
Стол
Вытяжная вентиляция
№

1

2

3
4
5

6
7

8
9

10
11
12
13
14

15

16
17

по количеству обучающихся
6-8
1

Методическое и информационное обеспечение
Автор, название, год издания: учебного, учебнометодического издания и (или) наименование
электронного образовательного, информационного
ресурса (группы электронных образовательных,
информационных ресурсов)
Учебные. Учебно-методические издания
Борисов В.Г. Юный радиолюбитель. –М.: Радио и связь,
1992.
Борисов
В.Г.
Кружок
радиотехнического
конструирования: Пособие для руководителей кружков –
2-ое изд., перераб. и доп. – М.: «Просвещение», 1990.
Борисов В. Г., Партин А. С. Практикум радиолюбителя по
цифровой технике.— М.: Патриот, МП «Символ-Р», 1991.
Борисов В. Г. Практикум начинающего радиолюбителя.
— М.: ДОСААФ, 1984.
Гаврилов С.А. Схемотехника. Мастер класс. СПб.: Наука
и техника, 2016.
Галагузова М. А., Комский Д. М. «Первые шаги в
электротехнику». - М.: Просвещение, 1988.
Гряник В. Н., Павликов С.Н., Убанкин Е.И. Средства
радиоэлектронного наблюдения. - Владивосток: ВГУЭС
2006.
Золотов В.П. Электроника: курс лекций – Самара: СГТУ,
2011.
Иванов Б. С. В помощь радиокружку — М. :Радио и связь,
1982.
Казанский И.В., Поляков В.Т Азбука коротких волн. М.,
ДОСААФ, 1978.
Лозицкий Б. Н., Мельниченко И. И. Электрорадиоизмерения. —М.: Энергия, 1976.
Марченко А.Л. Основы электроники, учебное пособие для
вузов— М. : 2009.
Москатов Е.А. Электронная техника. – Таганрог, 2004.
Охрименко А. Е., Олейников О. А. Основы радиолокации
и радиоэлектронная борьба. Часть 1, - Основы
радиолокации. – М.: Воениздат, 1983.
Поляков В.Т. Трансиверы прямого преобразования. – М.:
ДОСААФ, 1984.
Поляков В.Т. Техника радиоприема: простые приемники
АМ сигналов. – М.: ДМК Пресс, 2001.
Поляков В.Т. Радиолюбителям о технике прямого
преобразования. – М.: Патриот , 1990.
Поляков В.Т. Приемники прямого преобразования для
любительской связи. – М.: ДОСААФ, 1981.
Ротхаммель К. Антенны. – М.: Энергия. 1979.
Синдеев
Ю.Г.
Электротехника
с
основами
электроники. Учебное пособие для профессиональных

Вид
образовательного и
информационного
ресурса (печатный
/электронный)
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный

18
19
20

21
22

училищ и колледжей. Ростов на Дону,1990.
Сосулин Ю. Г. Теоретические основы радиолокации и
радионавигации. –М.: Радио и связь, 1992.
Усольцев А.А. Общая электроника. Учебное пособие –
СПб.:СПбГУ ИТМО, 2009.
Черных С.В. Электроника: Лабораторный практикум Печатный
на Electronics Workbench. Учебное пособие для студентов,
2008.
Печатный
Юревич Е.И. Основы робототехники: учебник для
втузов Л. : Машиностроение, 1985.
Печатный

Информационно-телекоммуникационные сети:
Компьютер, подключенный к сети Интернет.
Аппаратно-программные средства:
- Операционная система MicrosoftWindows7;
- MicrosoftOffice 2010 MicrosoftWord- текстовый процессор;
- MicrosoftExcel – электронные таблицы;
- MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных презентаций;
- InternetExplorer- веб - браузер.
Кадровое обеспечение
Минимально допустимая квалификация педагога
Профессиональная категория: Первая категория
Уровень образования педагога: высшее
Уровень соответствия квалификации: Образование педагога соответствует профилю
программы
5. Оценочные материалы
5.1. Итоговая аттестация
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе не проводится.
5.2. Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация
предусматривается в конце учебного года, согласно календарному учебному графику.
5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для
определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели
и задач программы.
Результативность освоения программы оценивается по следующим критериям:
- по степени владения теоретическим материалом, терминологией;
- по умению выполнять и читать рабочие чертежи моделей;
- по качеству выполнения всех этапов технологического процесса;
- по качеству выполнения изделий по образцу.
Кроме того, критериями оценки освоения программы является развитие таких
свойств личности учащегося как трудолюбие, усидчивость, аккуратность, коллективизм,
любознательность.
Используются следующие методы отслеживания результатов:
- устные (опрос, беседа). Практические (выполнение изделия)
- метод взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное нахождение ошибок,
анализ причины брака в работе и способы его устранения),
- дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей учащихся.
Форма предъявления результатов:
1). Тестирование; 2). Выставка - представление творческих работ учащихся
различного уровня.

Вопросы тестирования
1. Укажите основную единицу измерения сопротивления.
2. Закончите предложение:
Электрический ток – это упорядоченное движение ________.
3. Выберите правильный ответ:
К полупроводниковым приборам относятся:
А) Конденсатор
Б) Резистор
В) Диод
Г) Транзистор
4. Приведите в соответствие элементы и электрические параметры
А) Конденсатор 1) Ампер
Б) Резистор 2) Емкость
В) Ампер 3) Сопротивление
Г) Вольт 4) Ток
5. Закончите предложение:
Для защиты оборудования при коротком замыкании устанавливают плавкий
_______.
6. Какие параметры можно определить по условно-графическому обозначению
резистора?
7. Дополните предложение.
По обозначению на электролитическом конденсаторе можно определить его
номинальную ______ и предельно допустимое ______
8. Лампу можно отнести к
А) Полупроводниковый прибор.
Б) Электровакуумный прибор.
В) Контрльно-измерительный прибор.
9. Укажите напряжение опасное для жизни.
А) 9В.
Б) 36В.
В) 12В.
Г) 220В.
10. Укажите функции трансформатора
А) Повышение напряжения
Б) Усиление тока
В) Понижение напряжения
Г) Выпрямление напряжения
11. Как ты понимаешь понятие прочность?
12. Что такое мощность двигателя? В каких единицах она выражается?
13. Напишите формулу закона Ома.
6. Методические материалы
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является
ориентация на развитие:
- творческого подхода к деятельности;
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления;
- умения аргументировать свою позицию.
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:

- Объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- Репродуктивный метод,
- Метод стимулирования и мотивации,
- Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- Метод создания ситуации успеха,
- Методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятиях.
Учебно-воспитательный процесс в объединении организован на принципах
добровольности, научности, доступности, наглядности, цикличности и индивидуальности.
Это предполагает самостоятельное принятие обучающимися решения в выборе вида
обучения, темы разработки или исследования; выбор темы разработки или исследования на
основе современных достижений науки и техники.
Учитывая уровень подготовки и возраст воспитанников, в учебно-воспитательном
процессе применяются беседы, консультации, объяснения, личный пример.
Организуется самостоятельная работа обучающихся с научно-технической
литературой, выполнение графических работ с применением чертежных наборов или
специальных
компьютерных
программ,
выполнение
научно-исследовательских,
конструкторских и экспериментальных работ. Практическая работа по дублированию,
конструированию, изготовлению, наладке и совершенствованию приборов.
Проводятся встречи обучающихся с выдающимися учеными, конструкторами и
инженерами; выступления обучающихся с докладами, рефератами, сообщениями; участие
воспитанников в конкурсах, выставках, конференциях; экскурсии в научноисследовательские институты, конструкторские бюро; на предприятия, посещение
тематических выставок.
Формы, методы и приемы работы
На начальном уровне до 3 месяцев применяется групповая форма обучения – это
решение задач на законы Ома, изучение законов физики для радиоэлектроники, повторение
схем,
технология
пайки,
монтаж
радиодеталей,
изготовление
простейших
радиоэлектронных устройств, а также конкурсы- соревнования, экскурсии, знакомство
ребят с воспитанниками из других кружков, участие в праздничных мероприятиях.
На основном уровне применяются как групповые, так и индивидуальные формы
работы. Здесь учащиеся осваивают:
составление схем, таблиц, графиков, исследования физических явлений, снятие
характеристик устройств и т.п.);
работа со справочниками и научно-технической литературой; выполнение научноисследовательских работ;
участие в научно-технических чтениях, конференциях, конкурсах, выставках,
олимпиадах;
защиту собственных разработок;
воспитательные беседы, экскурсии в научно-исследовательские институты, на
предприятия, тематические выставки.
Практические занятия по собственному плану;
выполнение научно-исследовательских работ;

конструирование
и
изготовление
радиотехнических,
радиоэлектронных,
электротехнических приборов;
занятия рационализаторской и изобретательской деятельностью;
написание докладов, рефератов, сообщений;
участие в лекториях и научно-технических чтениях, конференциях, конкурсах,
выставках, олимпиадах;
защита авторских разработок;
работа с научно-технической литературой; встречи с выдающимися учеными,
конструкторами, изобретателями и рационализаторами;
экскурсии в ведущих конструкторских бюро и предприятий радиоэлектронного
направления и тому подобное.
По структуре занятия – комбинированные. Это теоретическая и практическая часть.
Теоретические занятия и практическая работа проводятся в соответствии с
возрастными особенностями обучающихся. Предполагается использование на занятиях
современных дидактических и технических средств обучения, преподавания нового
материала на основе знаний полученных по школьной программе и на занятиях
предыдущих лет обучения. Преподавателем учитывается индивидуальность и
психологическая особенность обучающихся, уровень их развития, способностей и
склонностей. Для оптимального усвоения обучающимися учебного материала, педагог
может корректировать продолжительность теоретической и практической части.
На теоретических и практических занятиях применяются персональные компьютеры
и программы, электронные мультимедийные средства, как для конструирования
монтажных плат, так и для решения конструкторских задач в целом.
В учебно-воспитательном процессе используется справочная литература,
периодические научно-технические издания, техническая документация на оборудование,
схемы, таблицы, компьютерные программы и т.д.
ТЕМАТИКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ










История развития электроники, перспективы развития науки и инженерии в СССР и
РФ.
Анализ перспектив развития инженерных производств в Свердловской области
(телерадиовещание, сеть интернет).
Изучить способы стабилизации тока и напряжения для изготовления лабораторного
блока питания со стабилизацией тока и напряжения, изучить влияние
дестабилизирующих факторов на схему регулировки напряжения и тока.
Изучить и изготовить УНЧ на транзисторах для изучения принципов работы
усилителей, как класса. Для изучения положительной и отрицательной обратных
связей, режимов работы транзисторов, произвести тепловой расчет работы УНЧ.
Освоить работу с мультиметром, осциллографом, генератором.
Изучить, как устроен телевизор, радиоприемник.
Изготовить простейший укв чм радиоприемник
Изготовить формирователь сообщений для системы RDS (RadioDataSystem) и
изучить его принципы работы.
Изучение методов и способов детектирования радиоизлучения и подавления
радиосигнала.

Список литературы для педагога
1.
Борисов В.Г. Юный радиолюбитель. –М.: Радио и связь, 1992.
2.
Борисов В.Г. Кружок радиотехнического конструирования: Пособие для
руководителей кружков – 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: «Просвещение», 1990.
3.
Борисов В. Г., Партин А. С. Практикум радиолюбителя по цифровой
технике.— М.: Патриот, МП «Символ-Р», 1991.
4.
Борисов В. Г. Практикум начинающего радиолюбителя. — М.: ДОСААФ,
1984.
5.
Гаврилов С.А. Схемотехника. Мастер класс. СПб.: Наука и техника, 2016.
6.
Галагузова М. А., Комский Д. М. «Первые шаги в электротехнику». - М.:
Просвещение, 1988.
7.
Гряник В. Н., Павликов С.Н., Убанкин Е.И. Средства радиоэлектронного
наблюдения. - Владивосток: ВГУЭС 2006.
8.
Золотов В.П. Электроника: курс лекций – Самара: СГТУ, 2011.
9.
Иванов Б. С. В помощь радиокружку — М. :Радио и связь, 1982.
10. Казанский И.В., Поляков В.Т Азбука коротких волн. М., ДОСААФ, 1978.
11. Лозицкий Б. Н., Мельниченко И. И. Электро-радиоизмерения. —М.: Энергия,
1976.
12. Марченко А.Л. Основы электроники, учебное пособие для вузов— М. : 2009.
13. Москатов Е.А. Электронная техника. – Таганрог, 2004.
14. Охрименко А. Е., Олейников О. А. Основы радиолокации и радиоэлектронная
борьба. Часть 1, - Основы радиолокации. – М.: Воениздат, 1983.
15. Поляков В.Т. Трансиверы прямого преобразования. – М.: ДОСААФ, 1984.
16. Поляков В.Т. Техника радиоприема: простые приемники АМ сигналов. – М.:
ДМК Пресс, 2001.
17. Поляков В.Т. Радиолюбителям о технике прямого преобразования. – М.:
Патриот , 1990.
18. Поляков В.Т. Приемники прямого преобразования для любительской связи. –
М.: ДОСААФ, 1981.
19. Ротхаммель К. Антенны. – М.: Энергия. 1979.
20. Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники. Учебное пособие для
профессиональных училищ и колледжей. Ростов на Дону,1990.
21. Сосулин Ю. Г. Теоретические основы радиолокации и радионавигации. –М.:
Радио и связь, 1992.
22. Усольцев А.А. Общая электроника. Учебное пособие – СПб.:СПбГУ ИТМО,
2009.
23. Черных С.В. Электроника: Лабораторный практикум на Electronics
Workbench. Учебное пособие для студентов, 2008.
24. Юревич Е.И. Основы робототехники: учебник для втузов Л. :
Машиностроение, 1985.
Список литературы для учащихся (родителей)
1.
Борисов В.Г. Юный радиолюбитель. –М.: Радио и связь, 1992.
2.
Борисов В. Г. Практикум начинающего радиолюбителя. — М.: ДОСААФ, 1984.
3.
Гаврилов С.А. Схемотехника. Мастер класс. СПб.: Наука и техника, 2016.
4.
Галагузова М. А., Комский Д. М. «Первые шаги в электротехнику». - М.:
Просвещение, 1988.
5.
Москатов Е.А. Электронная техника. – Таганрог, 2004.
6.
Поляков В.Т. Техника радиоприема: простые приемники АМ сигналов. – М.:
ДМК Пресс, 2001.

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 14.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 114 от 14.08.2024 г.

Учебный план
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
«Радиоконструирование»
модуль

Первый год обучения

Всего

Теория

Второй год обучения

Практика Всего

Теория Практика

1.

Стартовый

144

29

115

-

-

-

2.

Базовый

-

-

-

144

17

127

Всего
часов

Формы
контроля
(аттестации)

288

Беседа,
наблюдение,
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы,
промежуточная
аттестация

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 14.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 114 от 14.08.2024 г.

Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Радиоконструирование»
на 2024-2025 учебный год
Этапы образовательного
процесса
Начало учебного года
Формирование объединений
Продолжительность учебного года

1 год обучения

2 год обучения

2 сентября 2024 г.

2 сентября 2024 г.

19 августа 2024г.31 августа 2024г.
36 недель

26 августа 2024г.31 августа 2024г
36 недель

Промежуточная аттестация
(контроль)

нет

Промежуточная аттестация
(контроль)
Окончание учебного года

21-22 мая 2025г.

21-22 мая 2025г.

23 мая 2025г.

23 мая 2025г.

Резерв учебного времени

7 часов

7 часов

Примечание

окончание
учебного года
может быть
перенесено на
срок в
соответствии с
резервом
учебного
времени
5% от
продолжительно
сти ДООП

зимние

Каникулы
с 01 января 2025г. – 08 января 2025г.

летние

с 01 июня 2025г. – 31 августа 2025г.

праздничные нерабочие дни

04.11.2024, 31.12.2024, 01-07.01.2025, 22-24.02.2025, 0810.03.2025, 01-04.05.2025, 09-11.05.2025, 12-15.06.2025

Управление образования Березовского городского округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическим совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 14.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
Е.В. Комарова
Приказ № 114 от 14.08.2024г.

Рабочая программа педагога
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе
«Радиоконструирование»
Модуль 1 «Стартовый»

Возраст учащихся: 7-15 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель программы:
Журавлев Константин Владимирович,
педагог дополнительного образования

г. Березовский

Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Радиоконструирование» является частью дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование по текущему году обучения.
Цель и задачи программы
Цель: удовлетворение образовательных потребностей учащихся в области
радиоэлектроники и формирование навыков конструирования радиотехнических и
радиоэлектронных приборов.
Задачи:
Образовательные:
 знакомство с основными законами электрорадиотехники;
 способствовать приобретению знаний об истории развития радиоэлектроники;
 научить основам радиомонтажа;
 познакомить с назначением, конструкцией, техническими данными различных
приборов;
 познакомить с устройством, принципом работы радиодеталей, их соединением;
Развивающие:
 развивать профессиональное и конструкторское мышление;
 сформировать у учащихся навыки и приемы работы с инструментами, станками
сборки электронных устройств определенной сложности;
 подготовить учащихся к применению полученных знаний в практической
деятельности.
Воспитательные:
 воспитывать самостоятельность, целеустремленность в достижении поставленной
цели, трудолюбие, усидчивость, аккуратность, адекватную самооценку, уважение к
творчеству других;
 прививать этику поведения на занятиях, с младшими, со сверстниками и
взрослыми; индивидуальную и коллективную ответственность и дисциплину;
 прививать эстетику при выполнении моделей.
Планируемые результаты
Учащиеся знают:
 правила техники безопасности и безопасности жизнедеятельности;
 физические процессы, основные термины, законы, положения, формулы и единицы
измерения электрических величин в международной системе единиц;
 строение атома, структуру электрического поля, действие электрического,
потенциал электрического поля;
 явления электрической емкости, сопротивления и индуктивности, строение
конденсатора, резистора и катушки индуктивности;
 состав элементов электрической цепи, их свойства, способы их соединения,
вычисления общей величины сопротивления, емкости, индуктивности в
электрической цепи;
 виды электрического тока, характерные признаки каждого из них;
 сущность законов Ома и Кирхгофа, порядок расчета параметров звена и
электрической цепи в целом;
 электрический ток в электронагревательных приборах;





























принцип действия и устройство химических элементов питания и аккумуляторов,
способы их соединения, расчет общего напряжения и тока батареи;
действие магнитного поля на проводник с током, взаимодействие проводников с
током, сущность магнитной индукции, электромагнитной индукции,
самоиндукции, взаимоиндукции, понятие ЭДС, строение электромагнита;
структурную схему радиосвязи и радиовещания, диапазоны радиоволн;
устройство и принцип действия магнитно-электрических и электромагнитных
индикаторов;
методы измерения постоянного тока, напряжения, сопротивления, емкости,
индуктивности;
основные характеристики электро-радиотехнических материалов и электро-радио
компонентов: резисторов, конденсаторов, катушек индуктивности,
полупроводников, трансформаторов, коммутационного оборудования,
акустических приборов, химических источников питания;
условные графические изображения элементов электро-радиосхем, их буквенноцифровые обозначения в схемах и буквенно-цифровая маркировка электрорадиокомпонентов: резисторов, конденсаторов, катушек индуктивности,
полупроводников, микросхем, трансформаторов, коммутационного оборудования,
источников питания, акустических приборов;
организацию рабочего места монтажника, перечень монтажного инструмента и
материалов, необходимых для пайки, правила пользования ими;
технологические операции пайки электро-радиокомпонентов и проводов;
общие сведения про печатный монтаж, технологии изготовления плат для
печатного монтажа и требования к ним;
общие представления о научных сообщениях;
основные возможности программного обеспечения ElectronicsWorkbench,
SystemViewдля моделирования и исследования электронных схем.
Учащиеся умеют:
исследовать физические явления и законы электричества и магнетизма;
составлять электрическую цепь и исследовать ее свойства;
рассчитывать общую величину емкости, сопротивления и индуктивности при
последовательном, параллельном и смешанном соединениях;
решать задачи с использованием законов Ома и Кирхгофа и рассчитывать
параметры электрической цепи;
соединять источники питания в батарею, вычислять ее электрические параметры;
вычислять величину магнитной индукции и силы, с которой действует магнитное
поле на проводник с током;
рассчитывать длину и частоту радиоволны;
использовать измерительные приборы для измерения электрических параметров
постоянного тока;
определять с помощью справочника электрические и физико-технические
характеристики и параметры электро-радиотехнических материалов и
компонентов;
определять номиналы резисторов и конденсаторов по их буквенно-цифровой и
цветовой маркировкой;











готовить рабочее место к работе, правильно применять индивидуальный
электромонтажный инструмент, выполнять основные технологические операции
пайки, монтажных и слесарных работ;
подготавливать провода и электро-радиокомпоненты к пайке, соединять их
методом пайки;
самостоятельно изготавливать несложные печатные монтажные платы;
изготавливать несложные электронные приборы;
выполнять демонтаж радиодеталей с плат радиоэлектронной аппаратуры;
пользоваться справочниками;
подготовить реферат на заданную тему;
пользоваться программным обеспечением ElectronicsWorkbench, SystemViewдля
моделирования и исследования электронных схем;

Личностные результаты:

сформированность их мотивации к обучению и
познавательной деятельности.

интерес к технике и техническим видам деятельности;

трудолюбие, аккуратность, усидчивость, бережливость;

уважение к творчеству других.

целенаправленной

Учебный (тематический) план
первого года обучения
№ п/п
Название темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1. Введение
2
1
1
2. Электротехника
18
2
16

Форма
аттестации
Беседа,
наблюдение,

10
20

5.

Радиотехнические измерения
Электро-радиокомпоненты,
материалы и условно
графические обозначения
Печатные платы

20

4

16

творческой

6.

Основы радиосвязи

20

4

16

работы,

7.

Полупроводниковая техника

16

4

12

промежуточная

8.

Электронная схемотехника

10

2

8

аттестация

Конструирование
радиоэлектронных приборов
10. Ознакомление с
компьютерными программами
11. Экскурсии
12. Промежуточная аттестация

12

4

8

12

2

10

2
2

0
0

2
2

144

29

115

3.
4.

9.

Общее количество часов:

2
4

8
16

контрольное
упражнение,
защита

Календарно-тематическое планирование
Месяц
сентябрь

дат
а
2

Название
темы
Введение

Содержание

Часы Формы
контроля
2
Опрос\
Цель и задачи обучения по
практиче
программе.
Правила
внутреннего
ское
распорядка учащихся. Права и
занятие

обязанности обучающихся. Режим
занятий. Организационные вопросы.
Инструктаж
по
технике
безопасности.
Правила
противопожарной безопасности и
безопасности
жизнедеятельности.
Пайка проводов.
сентябрь

7

Электроте
хника
(теория)

сентябрь

9

Электроте
хника

Электрическое поле. Электрическая
емкость. Виды электрического тока,
их характерные признаки. Резисторы.
Магнитное поле.
Исследование
физических
явлений и законов постоянного тока
и магнетизма...

2

Составление
электрической
Электроте
цепи и изучение ее свойств и
хника
составных элементов.
Решение задач с применением
Электроте
закона Ома
хника

2

Опрос

Опрос
2

сентябрь

14

сентябрь

16

сентябрь

21

Решение задач с применением
Электроте
закона Кирхгофа.
хника

2

сентябрь

23

Расчет
элементов
Электроте
электрической цепи и их соединение.
хника

2

сентябрь

28

Расчет
элементов
Электроте
электрической цепи и их соединение.
хника

2

сентябрь

30

Электроте
хника

Создание простейших участков
электрической цепи

2

октябрь

5

Создание простейших участков
электрической цепи

2

октябрь

7

теория

12

Магнитно-электрические
приборы.
Электромагнитные
индикаторы.
Измерительные
приборы.
Ознакомление с единицами
измерения электрических величин в

2

октябрь

Электроте
хника
(практика)
Радиотехн
ические
измерения(
теория)
Радиотехн
ические

2

Практиче
ская

2

Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Практиче
ское
занятие

Примечание

октябрь

14

октябрь

19

октябрь

21

октябрь

26

октябрь

28

ноябрь

2

ноябрь

9

измерения
(практика)

Международной системе единиц.
Изучение строения измерительных
приборов. Практическое измерение
параметров электрического тока,
конденсаторов,
резисторов,
полупроводников, проводников при
помощи амперметра, вольтметра,
омметра и мультиметра.

Радиотехн
ические
измерения(
практика)
Радиотехн
ические
измерения(
практика)
Радиотехн
ические
измерения(
практика)
Электрорадиокомп
оненты,
материалы
и условно
графическ
ие
обозначен
ия (теория)

Измерение
параметров
электрического тока при помощи
комбинированного прибора.

2

Практиче
ская
работа

Измерение
параметров
конденсатора, резистора, диода.

2

Практиче
ская
работа

Измерение транзисторов.

2

Практиче
ская
работа

Электрорадиокомп
оненты,
материалы
и условно
графическ
ие
обозначен
ия (теория)
Электрорадиокомп
оненты,
материалы
и условно
графическ
ие
обозначен
ия(практик
а)
Эл
ектрорадиокомп

Буквенно-цифровая
маркировка электро-радиоэлементов.
Условные графические изображения
элементов в электро-радио схемах.

Электро-радио
материалы.
Основные характеристики и виды.
Буквенно-цифровые обозначения в
схемах: типы отметок и правила их
построения, буквенные коды.

Изучение
условнографических обозначений элементов,
электрических параметров электрорадиокомпонентов и материалов.
(Практика)

Изучение
условно-графических
обозначений
элементов,
электрических параметров электро-

работа

опрос
2

2

2

Практиче
ская
работа

2

Практиче
ская
работа

ноябрь

11

ноябрь

16

ноябрь

18

ноябрь

23

ноябрь

25

оненты,
материалы
и условно
графическ
ие
обозначен
ия(практик
а)
Эл
ектрорадиокомп
оненты,
материалы
и условно
графическ
ие
обозначен
ия(практик
а)
Эл
ектрорадиокомп
оненты,
материалы
и условно
графическ
ие
обозначен
ия(практик
а)
Эл
ектрорадиокомп
оненты,
материалы
и условно
графическ
ие
обозначен
ия(практик
а)
Эл
ектрорадиокомп
оненты,
материалы
и условно
графическ
ие
обозначен
ия(практик
а)
Эл
ектрорадиокомп
оненты,
материалы
и условно

радиокомпонентов
(Практика)

и

материалов.

Изучение маркировки радиодеталей.

2

Практиче
ская
работа

Соединение
радиотехнических кабелей, проводов.
(Практика)

2

Практиче
ская
работа

Кодирование
радиодеталей.
Нахождение в платах.

2

Практиче
ская
работа

Флюсы,
кислоты.

2

Практиче
ская
работа

2

Практиче
ская
работа

припои,

Учимся паять

лаки,

жиры,

графическ
ие
обозначен
ия(практик
а)
Эл
ектрорадиокомп
оненты,
материалы
и условно
графическ
ие
обозначен
ия

ноябрь

30

декабрь

2

Пе
чатные
платы

декабрь

7

Печатные
платы

декабрь

9

декабрь

Учимся паять

2

Практиче
ская
работа

Теоретическая часть. Общие
сведения о печатном монтаже.
Требования к платам печатного
монтажа. Типы, виды печатных плат.
Материалы для печатных плат.
Топология печатных плат. Технологи
производства печатных плат.
Шелкографический метод,
фоторезистивный метод нанесения
рисунка печатной платы.
Монтажный инструмент и материалы

2

наблюде
ние

2

Печатные
платы

Монтажные
материалы,
флюсы, припои, кислоты, лаки.

2

14

Печатные
платы

Разработка,
нанесение
печатных проводников.

рисунка

2

декабрь

16

Печатная
плата

Нанесение
рисунка
проводников.

печатных

2

декабрь

21

Печатная
плата

Травление печатной платы.

2

декабрь

23

Печатные
платы

Очистка,
сверление
отверстий,
лужение печатной платы.

2

январь

11

Печатные
платы

Технология монтажа
печатные платы.

на

2

январь

13

Печатные
платы

Подготовка
проводников
радиодеталей к пайке

и

2

январь

18

Печатная
плата

Пайки монтажных проводников и
радиодеталей.

2

Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа

деталей

январь

20

январь

25

январь

27

февраль

1

февраль

3

Теоретическая часть. Понятие
радиосвязи. История радиотехники.
Радиосвязь
и
радиовещание.
Колебательные контуры. Свободные
электрические колебания.
Основы
Резонансы напряжения и тока
радиосвязи (последовательный и параллельный
резонансы). Параметры контура.
Основы
Практическая работа.
радиосвязи
Расчет
параметров
колебательного контура:
Основы
Практическая работа.
радиосвязи Расчет
резонансной
частоты,
добротности, полосы пропускания
частот.
Основы
Детекторный приемник
Основы
радиосвязи

2

опрос

2

опрос

2

Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа

2

2

радиосвязи

Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа

февраль

8

Основы
радиосвязи

Изготовление
приемника
прямого усиления 1-V-1.

2

февраль

10

Основы
радиосвязи

Изготовление
приемника
прямого усиления 1-V-1.

2

февраль

15

Основы
радиосвязи

Ознакомление с конструкцией
супергетеродинного приемника

2

февраль

17

Основы
радиосвязи

2

февраль

22

Моделирование процессов в
узлах радиоприемника на ПК в
программном комплексе SystemView.
Основы
Настройка радиоприемника с
радиосвязи помощью генератора, осциллографа.

март

1

Теоретическая
часть.
Основы электронной теории.

2

март

3

Теоретическая
Электрофизические
полупроводников.

часть.
свойства

2

опрос

март

15

Практическая
работа.
Исследование
вольтамперной
характеристики диода и транзистора.

2

Практиче
ская
работа

март

17

Изготовление
простых
электронных устройств и изучение
их принципов работы: диодный мост

2

Практиче
ская
работа

март

22

Основы
полупрово
дниковой
техники
Основы
полупрово
дниковой
техники
Основы
полупрово
дниковой
техники
Основы
полупрово
дниковой
техники
Основы

2

Практиче

Конструирование,

источника

2

март

24

март

29

март

31

апрель

5

апрель

7

апрель

12

апрель

14

апрель

19

апрель

21

полупрово
дниковой
техники
Основы
полупрово
дниковой
техники
Основы
полупрово
дниковой
техники
Основы
полупрово
дниковой
техники
Электронн
ая
схемотехн
ика

Электронн
ая
схемотехн
ика
Электронн
ая
схемотехн
ика
Электронн
ая
схемотехн
ика
Электронн
ая
схемотехн
ика
Конструир
ование
радиоэлект
ронных
приборов

стабилизированного напряжения и
тока

ская
работа

Расчет
и
изготовление
понижающего трансформатора

2

Практиче
ская
работа

Изготовление
стабилизированного источника тока
и напряжения

2

Практиче
ская
работа

Изготовление
стабилизированного источника тока
и напряжения

2

Практиче
ская
работа

Теоретическая
часть.
Усилители электрических сигналов.
Классификация.
Основные
характеристики. Классическая схема
усилителя на транзисторе, его работа.
Схемы
усилителей
с
общим
коллектором, общим эмиттером,
общей базой, их свойства и
применение.
Практическая работа.
Изготовление
транзисторного
двухкаскадного усилителя низкой
частоты.
Исследование электрических
характеристик
двухкаскадного
усилителя низкой частоты

2

Практиче
ская
работа

2

Практиче
ская
работа

2

Практиче
ская
работа

Исследование
обратной связи.

влияние

2

Практиче
ская
работа

Исследование операционного
усилителя, его характеристик на ПК
в
программном
комплексе
SystemView и ElectronicsWorkbench.
Теоретическая часть. Общая
характеристика радиоэлектронного
оборудования.
Требования
к
радиоэлектронному оборудованию.
Климатические
и
механические
воздействия на радиоэлектронное
оборудование.
Надежность,
отказоустойчивость.
Состав,
содержание
и
требования
к
технической
эксплуатационной и конструкторскопроизводственной
документации.

2

Практиче
ская
работа

2

Практиче
ская
работа

апрель

26

апрель

28

май

5

май

12

май

17

май

19

май

24

Требования к документации на
радиоэлектронное оборудование.
Порядок
разработки
радиоэлектронного
оборудования.
Виды компоновки радиоэлементов на
плате.
Модель
компоновки.
Группировка элементов.
Конструир
Простейшие конструкторские
ование
расчеты
(плоскость,
объем,
коэффициент
использования
радиоэлект
плоскости
и
объема)
для
ронных
радиоэлементов,
платы
и
узла.
приборов
Оценка
тепловых
режимов
радиоэлементов, платы, узла и
прибора.
Конструир
Практическая работа.
ование
Изучение перечня, содержания и
к
технической
радиоэлект требований
эксплуатационной документации.
ронных
приборов
Конструир
ование
радиоэлект
ронных
приборов

Ознакомление
с
технической
эксплуатационной и конструкторскопроизводственной документацией к
конкретному
радиоэлектронному
устройству
Конструир Ознакомление
с
технической
ование
эксплуатационной и конструкторскорадиоэлект производственной документацией к
ронных
конкретному
радиоэлектронному
приборов
устройству
Конструир
Изучение видов компоновок
ование
радиоэлементов (узлов) на примере
приборов
радиоэлект радиоэлектронных
промышленного изготовления.
ронных
приборов
Компьюте
рное
моделиров
ание
Компьюте
рное
моделиров
ание

Составление конструкторской
документации
на
приборы,
разработанные
и
изготовленные самостоятельно
Теоретическая часть.
Работа с программами
Electronics
Workbench, SystemView
для
моделирования
процессов
в
электронике и при составлении
чертежей радиоэлектронных схем и
монтажных плат для печатного
монтажа.
Интерфейс
программ.
Методика чертежа радиоэлектронной
схемы (выбор формата, настройки
сетки, перенос символов и элементов
из библиотеки на лист, проведение
линий, соединения элементов и

2

Практиче
ская
работа

2

Практиче
ская
работа

2

Практиче
ская
работа

2

Практиче
ская
работа

2

Практиче
ская
работа

2

Практиче
ская
работа

2

опрос

май

26

май

31

июнь

2

июнь

7

июнь

9

июнь

14

июнь

16

Компьюте
рное
моделиров
ание
Компьюте
рное
моделиров
ание
Компьюте
рное
моделиров
ание
Компьюте
рное
моделиров
ание
Компьюте
рное
моделиров
ание
экскурсии
Промежут
очная
аттестация

линий, образование электрических
контактов, маркировка элементов,
хранение намеченной схемы, печать
схемы).
Составление
схемы
электрической принципиальной с
помощью
компьютерных
программ ElectronicsWorkbench,
составление рисунка платы
для
печатного
монтажа
радиоэлектронного устройства с
помощью
компьютерных
программ ElectronicsWorkbench,
Составление
схемы
электрической принципиальной с
помощью компьютерных программ
SystemView
составление рисунка платы
для
печатного
монтажа
радиоэлектронного устройства с
помощью компьютерных программ
SystemView
Проверка рисунка, печатного
монтажа, закрепление, оформление
по гост.

2

Практиче
ская
работа

2

Практиче
ская
работа

2

Практиче
ская
работа

2

Практиче
ская
работа

2

Практиче
ская
работа

Практическая часть

2

Тестирование

2

Посещен
ие
Практиче
ская
работа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».