Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическим совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Хореографическое искусство» Возраст учащихся: 14 - 18 лет. Срок реализации: 1 год Составитель программы: Саксонова Анастасия Ивановна педагог дополнительного образования г. Березовский Структура 1. Пояснительная записка - нормативно – правовые основания разработки программы; - сведения о программе; - характеристика программы (ее значимости); - направленность; - адресат; - срок реализации программы; - объем учебного времени, предусмотренный учебным планом; - режим занятий; - формы обучения и виды занятий; - цель и задачи программы 2. Содержание программы 3. Планируемые результаты 4. Организационно-педагогические условия программы. - материально-техническое обеспечение; - информационное обеспечение (печатное и электронное); - кадровое обеспечение 5. Оценочные материалы 6. Методические материалы Приложение 1 – Учебный план Приложение 2 – Календарно-учебный график Приложение 3 – Рабочая программа 1. Пояснительная записка Основой для разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Хореографическое искусство» являются следующие нормативны-правовые документы: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года», - приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», - постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», - постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», - приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», - приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», - Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ. Сведения о программе Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореографическое искусство» составлена на основе дополнительной образовательной программы «Современный танец» (раздел комплексной авторской образовательной программы «Образцовая хореографическая студия «Фантазия»/ авторы И.Н. Игумнова, Н.А. Митина, педагоги ДО МОУ ДОД ЦДТ. - г. о. Жуковский, 2012 год), в соответствии с требованиями и нормами СанПиН 2.4.4.3172-14. Характеристика программы (ее значимости) Танец имеет огромное значение как средство воспитания самосознания учащихся. Получение сведений о танцах разных народов мира знакомит детей с особенностями своей культуры и расширяет кругозор знаний о мире. Каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Танец, волнуя исполнителей, вызывая яркие эмоциональные переживания, формирует способность чувствовать, сопереживать, проявлять своё отношение к происходящему. Всё это создаёт необходимые условия для воспитания нравственных качеств личности ребёнка. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время особое внимание уделяется искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, укреплению психического и физического здоровья, а также получению общего эстетического и физического развития. Хореография является важной составляющей в проведении культурномассовых мероприятий города. Новизна программы состоит в том, что объединяет в себе несколько танцевальных направлений современной хореографии, таких как: - направления современной хореографии; - контемпорари и импровизация. Это позволяет в дальнейшем смешивать элементы этих направлений и получать совершенно новые танцевальные связки, расширяя возможности импровизации под любое музыкальное сопровождение. Направленность Направленность программы - художественная. Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает обучение с 14 до 18 лет. К освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. Наполняемость группы Ожидаемое количество учащихся в одной группе: 10 - 12 человек. Срок реализации программы Программа рассчитана на 1 год обучения (144 часов) и предназначена обучающихся в возрасте 14-18 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. для Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Учебный час равен 45 мин. После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв. Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Виды занятий: Теоретические занятия. Практических занятия. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: удовлетворение реальных потребностей и интересов, обучающихся в хореографическом искусстве. Задачи программы: Обучающие: ознакомление со стилями современного танца, а также с особенностями ритмического строения музыки; освоение техники различных стилей современной хореографии, обучение основам свободной импровизации; Развивающие: раскрытие творческой индивидуальности обучающихся; развитие физической выносливости и силы, силы духа; формирование умения передавать стиль и манеру исполнения различных стилей, создавать яркие сценические образы. Воспитательные: воспитывать самостоятельность, пунктуальность, аккуратность, бережливость, трудолюбие, патриотизм, целеустремленность в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе и в парах, уважение к творчеству других; воспитывать навыки культурного поведения не только на сцене, но и в обществе. 2. Содержание программы Учебный план № п Темы 1 год обучения Всего 1 2 3. Направления 1 хореографии Контемпорари и импровизация Общая 3 физическая подготовка Итоговая 4 аттестация Всего учебных часов теория практика 48 8 40 47 7 40 48 8 40 1 - Беседа, наблюдение контрольное упражнение, опрос, итоговая аттестация 1 144 Формы аттестации (контроля) Учебно-тематический план № 1 2 3 4 5 6 Наименование тем Вводное занятие Азбука классического танца Эстрадные, современные танцы Основные движения (импровизация) Упражнения направленные на развитие общей физической подготовки Репетиционная деятельность, итоговая аттестация Итого Количество часов теория практика всего 1 1 2 6 20 26 2 30 32 3 17 20 3 29 32 2 30 32 17 127 144 Тема 1. Вводное занятие. Теория. Организационные вопросы. Знакомство с программой обучения. Правила дорожного движения и правила поведения на занятиях. Форма одежды для занятий. Тема 2. Азбука классического танца Теория. Классический танец и современность. Творчество Дидло. А. Бурновиля, А. Петипа. История развития. Создание Академии танца в Париже в 1661г. Старейшие профессиональные школы классического танца: французская, итальянская, русская. Единство и различия трех школ и их взаимодействие. Школа Вагановой - основа российской балетной школы. Практика. Экзерсис у станка: - Постановка корпуса лицом к палке: позиции ног I, II, III, V и IV выворотные позиции. - Позиции рук: подготовительное положение, I, II, III (вначале изучаются на середине зала при неполной выворотности ног). - Demi – plies: I, II, III, V, IV позиции. - Battements tendus в сторону, вперед, назад (сначала на 4 т 4/4, позже на 1 т. 4/4): по I позиции; - Demi – plies по V позиции; - Passe par terre по I позиции. - Понятие направлений en dehors en dedans . - Demi rond de jambe par terre en dehors en dedans. - Rond de jambe par terre en dehors en dedans с остановкой по ¼ круга. - Battements releves lents на 45 градусов в сторону, вперёд, назад как подготовка к battements tendus jetes. - Положение ноги sur le cou – de – pied основное и условное спереди и сзади. - Releves на п/п по I, II позициям с вытянутых ног и с demi – plie. - Battements releves lents на 90 градусов с I и V позиций в сторону, вперёд и назад. Экзерсис на середине зала: - Позиции рук: подготовительное положение, I, II, III. - Поклон по I позиции. - Demi – plies по I, II, III, V, IV позиция en face. - Battements tendus в сторону, вперед, назад по I позиции - Demi rond de jambe par terre en dehors en dedans. - Battements releves lents на 45 градусов в сторону, вперёд, назад поI позиции. - I port de bras. 1.4. Allegro: - Трамплинные прыжки по VI, I, II позициям. - Temps saute по I, II на середине, V позиции лицом к палке. - Changement de pied по V позиции лицом к палке. Тема 3. Эстрадные, современные танцы Теория История развития современного или модерн-джаз танца:1917-1930 гг. – вершина развития джазового танца, 1915 г. – открытие первой школы танца – модерн «Денишоу», конец 60-х годов – возникновение нового художественного явления – модерн-джаз танца. Практика. Изучение основных принципов современного танца в технике движения. - поза коллапса. - изоляция и полицентрия. - полиритмия. - мультиципликация. - Координация. - импульс и управление. - сontraction and release. - уровни. Постановка корпуса рук и ног, их положения в современном танце. Основные принципы движения. Постановка корпуса: - «вертикаль» - «лифт» - «сontraction» - «спираль» - «flat back» - «баланс» - «параллель» Позиции рук: - нейтральное или подготовительное положение - press-position - I позиция - II позиция - III позиция; - jerk position Положение рук: - V положение - А – Б – В – положения Позиция ног. - I позиция; - II позиция; - III позиция; - IV позиция; - V позиция. Положение ног: - point; - flax. - принципы движения рук. - принципы движения ног. Тема 4. Основные движения (импровизация) Разогрев: - упражнение у станка: перегибы и наклоны торса, растяжки в положениях «рабочая нога на полу» и «рабочая нога на станке», demi plié и grand plié, упражнения для разогрева стопы и голеностопа; - разогрев на середине зала: спирали и изгибы торса, наклоны, упражнения на напряжения и расслабление, упражнения для разогрева позвоночника; - в партере: упражнения для позвоночника, упражнения стрэтч-характера, упражнения для разогрева стопы и голеностопа; - маленькие прыжки: типа pas sauté, подскоки. Изоляция: - голова: наклоны, повороты, круги, полукруги, движения используются вперед-назад, диагонально, крестом, из стороны в сторону, квадратом; - плечи: прямые направления, крест, квадрат, полукруги и круги, «восьмерка», твист, шейк; - грудная клетка: движения из стороны в сторону, квадраты и кресты, вперед-назад; - пелвис: крест, квадрат, полукруги, «восьмерка», shimmi, jelly roll; - руки: движения изолированными ареалами, круги и полукруги кистью, предплечьем, всей рукой, переводы из положения в положение; - ноги: движения стопой и голеностопом, переводы из параллельного в выворотное положение, ротация бедра, исполнение движений выворотной и невыворотной ногой. Упражнения для позвоночника: - flat back вперед, назад, в сторону, лимбо, полукруги и круги – торсом. Deep body bend, твист и спирали; - contraction, release, high release, contraction в центре тела, side contraction, положение arch, low back, cure и body roll, «волны». Координация: - свинговое раскачивание двух центров; - параллель и оппозиция в движении двух центров; - принцип управления, «импульсные цепочки»; - координация движений рук и ног, без передвижения. Уровни: - основные уровни: стоя, сидя, лежа; - управления стрэтч-характера в различных положениях; - переходы из уровня в уровень. Смена положения на 8, 4, 2 счета; - упражнения на contraction и release в положении «сидя»; - твист и спирали торса в положении «сидя»; - движения изолированных центров. Кросс. Перемещение в пространстве: - шаги с трамплинным сгибанием коленей при передвижении из стороны в сторону и вперед-назад; - шаги по квадрату; - шаги с мультипликацией; - основные шаги афро-танца; - прыжки: hop, jump, leap. Комбинация или импровизация: - изучение комбинаций на 32 и 64 такта, включающие движения изолированных центров, шаги, смену уровней и т.д. Тема 5. Упражнения, направленные на развитие общей физической подготовки. Теория. Что такое общая физическая подготовка (ОФП). Задачи ОФП. Техника выполнения упражнений. Распространенные ошибки. Практика. Разминка тела общая. Суставная разминка и на разработку сердечно-сосудистой системы. Функциональные тренировки. Интервальные тренировки (табата). Кардиотренировки. Упражнения на работу ног, стоп, бедер, ягодиц, тазобедренного сустава. Упражнения на пресс. Упражнения на мышцы спины. Тема 6. Репетиционная деятельность, итоговая аттестация Теория. Обмен впечатлениями. Подведение итогов. Практика. Разучивание новых танцевальных комбинаций, элементов, танцевальных номеров. Повторение ранее пройденного материала. Репетиция танцевальных номеров. Концертная программа. 3. Планируемые результаты. Предметные: - элементарные приёмы разминки на середине зала; - основные шаги джаз- модерн танца; - основы работы мышц и правильного дыхания; - терминологию танца. Метапредметные: - самостоятельно выполнять разминку; - исполнять синхронно движения и комбинации; - под контролем педагога исполнять выученные связки и компоновать их в комбинацию; - выделять сильную и слабую долю. Личностные результаты: - уважительное отношение к педагогу и занятиям; - корректность и такт по отношению к другим учащимся; - дисциплина; - опрятность; - привычка к соблюдению правил личной гигиены. 4. Организационно-педагогические условия программы Материально - техническое обеспечение Организация образовательного процесса происходит в кабинете №20, расположенном на втором этаже здания БМАУДО ЦДТ г. Березовский. Материально-технические условия учреждения обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Хореографическое искусство» и соответствуют санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Кабинет площадью 59,1 кв.м. оборудован: Наименование Стул для педагога Стол педагога Балетный станок Вешалка Зеркала Шкаф для хранения сценических костюмов и методической литературы Скубы для хранения Костюмы сценические Коврики гимнастические Блоки для растяжки Музыкальная колонка Наглядно-дидактический материал: фото, иллюстрации, распечатки. Количество, шт. 1 1 2 2 10 1 Литература (книги, журналы, методички) 4 8 80 30 10 1 10 Образовательные и информационные ресурсы 1. Мелехов А.В.Методическое пособие «Современные направления хореографии» 1999г. 2. Никитин. В.Ю. Методическая разработка «Модерн-джаз танец» этапы развития. Метод. Техника. 2004г. 3.Никитин. В.Ю. Методическая разработка «Стречинг в профессиональном обучении хореографии» 2005г. 4. Поталицина О.В. Учебное пособие «Джазовый танец» 2005г. 5. Федотова М.К. Методическая разработка «Специфика работы хореографического коллектива» 2012г 6. Федотова М.К. Методический доклад «Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе» 2013г 7. Федотова М.К. Методическая разработка «Игры и игровые приемы, используемые на занятиях хореографии» 2011г. 8. Федотова М.К. Методическая разработка «Методы и приемы обучения в танцевальном коллективе» 2012г. 9. Федотова М.К. Методическая разработка «Работа балетмейстера по постановке танца» 2012г Дидактическое обеспечение: 1. Детский шоу-балет «Экситон». Концертные выступления. 2010г. 2. Иржи Киллиан «Шесть танцев», «Маленькая смерть» 2011г. 3. Михаил Барышников. Телефильм Jodavproductions INC. «Барышников в Голливуде», 1982. 4. Михаил Барышников. «Frank Sinatra and more…», 2001 5. Морис Бежар. «Метаморфозы Мориса Бежара», 2000. 6. Морис Бежар «BBC». «Моцарт танго», 2005. 7. Художественный фильм «Авансцена», 2008. 8. С.Прокофьев «Romeo and Juliet». Opera national de Lion, 2011. 9. «Notre Dame de Paris» Рачард Кочанте, Люк Пламондон, 2009. 10. Использование видеоматериалов с видеохостингов: YouTube, RuTube, Vimeo, Яндекс. Информационно - телекоммуникационные сети: -компьютер, подключен к сети Интернет. Аппаратно-программные средства: - операционная система MicrosoftWindowsXP; - MicrosoftOffice 2007 (MicrosoftWord- текстовый процессор, MicrosoftExcel – электронные таблицы, MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных презентаций, InternetExplorer- веб- браузер). Аудиовизуальные средства: - мультимедийный комплект (переносной) – проектор, экран, ноутбук. Электронные образовательные и информационные ресурсы: • • • • • • • • • • • • • • • • • http://www.ed.gov.ru/- сайт Министерства образования РФ http://www.edu.ru/– каталог образовательных интернет-ресурсов; www.vio.fio.ru - - Федерация Интернет-образования http://www.auditorium.ru/ - Российское образование – сеть порталов http://1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября" /методические материалы/ http://som.fsio.ru/- сетевое сообщество методистов http://it-n.ru – Сеть творческих учителей http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека www.virlib.ru – Виртуальная библиотека www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека http://www.alleng.ru/edu - Образовательные ресурсы Интернета. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://www.academic.ru - словари и энциклопедии http://www.ug.ru - Сайт Учительской газеты http://www.openclass.ru/ Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества http://www.vidod.edu.ru - Федеральный портал «Дополнительное образование детей» Кадровое обеспечение Минимально допустимая квалификация педагога Профессиональная категория: Высшая категория Уровень образования педагога: Среднее специальное Уровень соответствия квалификации: Образование педагога соответствует профилю программы 5. Оценочные материалы 5.1. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе не проводится. 5.2. Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной программе осуществляется два раза в год, согласно календарному учебному графику. Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация предусматривается в конце учебного года, согласно календарному учебному графику. 5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и методы: устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение), практические (защита творческой работы, контрольное упражнение), метод взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное нахождение ошибок, анализ причины неправильного исполнения элементов, устранение обнаруженных пробелов), дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей учащихся. Достижения учащимися планируемых результатов оценивается по критериям: - по степени владения теоретическим материалом, терминологией; - по умению применять теоретический материал на практике; - по качеству выполнения всех этапов; Кроме того, критериями оценки освоения программы является развитие таких свойств личности учащегося как трудолюбие, аккуратность, коллективизм, любознательность, способность ценить прекрасное. Форма предъявления результатов – открытые уроки, самостоятельные творческие работы, опрос, отчётные концерты, мастер- классы, фестивали, конкурсы. ФИО № учащегося Хореографичес кие данные Музыкально- Сценическая ритмические культура способности Опрос Общее колво баллов 1 . 6. Методическое обеспечение 1. Мелехов А.В.Методическое пособие «Современные направления хореографии» 1999г. 2. Никитин. В.Ю. Методическая разработка «Модерн-джаз танец» этапы развития. Метод. Техника. 2004г. 3.Никитин. В.Ю. Методическая разработка «Стречинг в профессиональном обучении хореографии» 2005г. 4. Поталицина О.В. Учебное пособие «Джазовый танец» 2005г. 5. Федотова М.К. Методическая разработка «Специфика работы хореографического коллектива» 2012г 6. Федотова М.К. Методический доклад «Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе» 2013г 7. Федотова М.К. Методическая разработка «Игры и игровые приемы, используемые на занятиях хореографии» 2011г. 8. Федотова М.К. Методическая разработка «Методы и приемы обучения в танцевальном коллективе» 2012г. 9. Федотова М.К. Методическая разработка «Работа балетмейстера по постановке танца» 2012г Список литературы для педагога 1. Базарова Н.П. Азбука классического танца – Л.: Искусство, 1983-207 с.; 2. Барышникова Т.К. Азбука хореографии – М.: Айрис, 1999-266 с.; 3 Ваганова А.Я. Основы классического танца – М.: Просвещение, 2004. – 48 с. 6. Захаров Р. В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта - М.: Искусство 1989 – 238 с.; 7. Костровицкая В.С.100 уроков классического танца – Л.: Искусство, 1981 – 263с.; 8. Лопухов. А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца – М.: Лань, Планета музыки., 2000 – 344 с.; 9. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика – М.: ГИТИС., 2000200с.; 10. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца – М.: Просвещение 1985 – 223с.; 11. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология – М.: Просвещение., 1999 – 288с.; 12. Поталицина О.В. Образовательная программа дополнительного образования детей художественно - эстетической направленности «Современные танцы» 2000-20с.; 13. Рутберг И.Г. Пантомима. Движение и образ – М.: Советская Россия 1981-160с.; 14.Серебренников Н.Н. Поддержка в дуэтном танце - Л.: Искусство 1969-133с.; 15. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера - М.: Просвещение 1986 – 192с; 16. Фокин М.М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Сценарии и замыслы балетов. Статьи, интервью и письма - Л.: Искусство 1981 – 79с.; 17. Хавилер Д.С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки – М.: «Новое слово» 2004-60с.; 18. Плисецкая М.М. Я, Майя Плисецкая – М.: Новости 1997 – 472с. Список литературы для учащихся (родителей) 1. 2. Бахрушин Ю. А. История русского балета – М.: Советская Россия 1965-227 с.; Блок Л.Д. Классический танец. История и современность – М.: Искусство 1987- 556 с.; 3. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца – М.: Просвещение 1985 – 223с.; 4. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология – М.: Просвещение., 1999 – 288с.; 5. Плисецкая М.М. Я, Майя Плисецкая – М.: Новости 1997 – 472с. ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Учебный план дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Хореографическое искусство» Темы № п 1 2 3. 1 год обучения Всего Направления 1 хореографии Контемпорари и импровизация Общая 3 физическая подготовка Итоговая 4 аттестация Всего учебных часов теория практика 48 8 40 47 7 40 48 8 40 1 - Беседа, наблюдение контрольное упражнение, опрос, итоговая аттестация 1 144 Формы аттестации (контроля) ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Хореографическое искусство» на 2024-2025 учебный год Этапы образовательного процесса Начало учебного года Формирование объединений Продолжительность учебного года 1 год обучения Примечание 01 сентября 2024 г. 19 августа 2024г.31 августа 2024г. 36 недель Промежуточная аттестация (контроль) нет Промежуточная аттестация (контроль) Окончание учебного года 21-22 мая 2025г. Резерв учебного времени 7 часов 23 мая 2025г. окончание учебного года может быть перенесено на срок в соответствии с резервом учебного времени 5% от продолжительности ДООП зимние Каникулы с 01 января 2025г. – 08 января 2025г. летние с 01 июня 2025г. – 31 августа 2025г. праздничные нерабочие дни 04.11.2024, 31.12.2024, 01-07.01.2025, 22-24.02.2025, 0810.03.2025, 01-04.05.2025, 09-11.05.2025, 12-15.06.2025 Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Рабочая программа педагога к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Хореографическое искусство» Возраст учащихся: 14-18 лет Срок реализации: 1 год Составитель программы: Саксонова Анастасия Ивановна педагог дополнительного образования г. Березовский Пояснительная записка. Танец имеет огромное значение как средство воспитания самосознания учащихся. Получение сведений о танцах разных народов мира знакомит детей с особенностями своей культуры и расширяет кругозор знаний о мире. Каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Программа позволяет уделить особое внимание искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, укреплению психического и физического здоровья, а также получению общего эстетического и физического развития. Хореография является важной составляющей в проведении культурномассовых мероприятий города. Цель программы: удовлетворение реальных обучающихся в хореографическом искусстве. потребностей и интересов, Задачи программы: Обучающие: ознакомление со стилями современного танца, а также с особенностями ритмического строения музыки; освоение техники различных стилей современной хореографии, обучение основам свободной импровизации; Развивающие: раскрытие творческой индивидуальности обучающихся; развитие физической выносливости и силы, силы духа; формирование умения передавать стиль и манеру исполнения различных стилей, создавать яркие сценические образы. Воспитательные: воспитывать самостоятельность, пунктуальность, аккуратность, бережливость, трудолюбие, патриотизм, целеустремленность в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе и в парах, уважение к творчеству других; воспитывать навыки культурного поведения не только на сцене, но и в обществе. Планируемые результаты. Предметные: - элементарные приёмы разминки на середине зала; - основные шаги джаз- модерн танца; - основы работы мышц и правильного дыхания; - терминологию танца. Метапредметные: - самостоятельно выполнять разминку; - исполнять синхронно движения и комбинации; - под контролем педагога исполнять выученные связки и компоновать их в комбинацию; - выделять сильную и слабую долю. Личностные результаты: - уважительное отношение к педагогу и занятиям; - корректность и такт по отношению к другим учащимся; - дисциплина; - опрятность; - привычка к соблюдению правил личной гигиены. Учебно-тематический план № 1 2 3 4 5 6 Наименование тем Вводное занятие Азбука классического танца Эстрадные, современные танцы Основные движения (импровизация) Упражнения направленные на развитие общей физической подготовки Репетиционная деятельность, итоговая аттестация Итого Количество часов теория практика всего 1 1 2 6 20 26 2 30 32 3 17 20 3 29 32 2 30 32 17 127 144 Календарно-тематическое планирование на 2024-2025 учебный год. Месяц Название темы Содержание занятий Ча сы сентябрь Вводное занятие Организационные вопросы. Знакомство с 2 программой обучения. Правила дорожного движения и правила поведения на занятиях. Форма одежды для занятий. сентябрь Азбука классического танца Классический танец и современность. Творчество Дидло. А. Бурновиля, А. Петипа 2 сентябрь Азбука классического танца Экзерсис у станка 2 сентябрь Азбука классического танца История развития. Создание Академии танца в Париже в 1661г. Старейшие профессиональные школы классического танца: французская, итальянская, русская. Единство и различия трех школ и их взаимодействие. Экзерсис у станка Школа Вагановой - основа российской балетной школы. Экзерсис у станка 2 сентябрь Азбука классического танца Экзерсис у станка 2 сентябрь Азбука классического танца Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала. 2 сентябрь Азбука классического танца 2 Примечание сентябрь Азбука классического танца Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала. 2 сентябрь Эстрадные, современные танцы История развития современного или модернджаз танца:1917-1930 гг. – вершина развития джазового танца, 1915 г. – открытие первой школы танца – модерн «Денишоу», конец 60-х годов – возникновение нового художественного явления – модерн-джаз танца. 2 октябрь Эстрадные, современные танцы Эстрадные, современные танцы Эстрадные, современные танцы Изучение основных принципов современного танца в технике движения 2 Изучение основных принципов современного танца в технике движения 2 Постановка корпуса рук и ног, их положения в современном танце. Основные принципы движения. 2 октябрь Эстрадные, современные танцы Постановка корпуса рук и ног, их положения в современном танце. Основные принципы движения. 2 октябрь Азбука классического танца Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала. 2 октябрь Упражнения, направленные на развитие общей физической подготовки Что такое общая физическая подготовка (ОФП). Задачи ОФП. Техника выполнения упражнений. Распространенные ошибки. 2 октябрь Упражнения, направленные на развитие общей физической подготовки Разминка тела общая. Суставная разминка и на разработку сердечно-сосудистой системы. Функциональные тренировки. 2 октябрь Репетиционная деятельность, итоговая аттестация Разучивание новых танцевальных комбинаций, элементов, танцевальных номеров. Повторение ранее пройденного материала. Репетиция танцевальных номеров 2 октябрь октябрь октябрь ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь декабрь декабрь декабрь декабрь декабрь Эстрадные, современные танцы Эстрадные, современные танцы Основные движения (импровизация) Упражнения, направленные на развитие общей физической подготовки Репетиционная деятельность, итоговая аттестация Азбука классического танца Упражнения, направленные на развитие общей физической подготовки Репетиционная деятельность, итоговая аттестация Основные движения (импровизация) Репетиционная деятельность, итоговая аттестация Эстрадные, современные танцы Эстрадные, современные танцы Основные движения (импровизация) Изучение основных принципов современного танца в технике движения 2 Постановка корпуса рук и ног, их положения в современном танце. Основные принципы движения. Разогрев, изоляция, упражнения для позвоночника, координация, кросс/ перемещение в пространстве, комбинация или импровизация. Разминка тела общая. Суставная разминка и на разработку сердечно-сосудистой системы. Интервальные тренировки (табата). Кардиотренировки 2 Разучивание новых танцевальных комбинаций, элементов, танцевальных номеров. Повторение ранее пройденного материала. Репетиция танцевальных номеров Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала. 2 Упражнения на работу ног, стоп, бедер, ягодиц, тазобедренного сустава 2 Разучивание новых танцевальных комбинаций, элементов, танцевальных номеров. Повторение ранее пройденного материала. Репетиция танцевальных номеров Разогрев, изоляция, упражнения для позвоночника, координация, кросс/ перемещение в пространстве, комбинация или импровизация. Разучивание новых танцевальных комбинаций, элементов, танцевальных номеров. Повторение ранее пройденного материала. Репетиция танцевальных номеров Изучение основных принципов современного танца в технике движения 2 Постановка корпуса рук и ног, их положения в современном танце. Основные принципы движения. Разогрев, изоляция, упражнения для позвоночника, координация, кросс/ перемещение в пространстве, комбинация или импровизация. 2 2 2 2 2 2 2 2 декабрь Азбука классического танца декабрь Основные Разогрев, изоляция, упражнения для движения позвоночника, координация, кросс/ (импровизация) перемещение в пространстве, комбинация или импровизация. Упражнения, Разминка тела общая. Суставная разминка и на направленные разработку сердечно-сосудистой системы. на развитие общей физической подготовки Репетиционная Разучивание новых танцевальных комбинаций, деятельность, элементов, танцевальных номеров. Повторение итоговая ранее пройденного материала. Репетиция аттестация танцевальных номеров Эстрадные, Постановка корпуса рук и ног, их положения в современные современном танце. Основные принципы танцы движения. Основные Разогрев, изоляция, упражнения для движения позвоночника, координация, кросс/ (импровизация) перемещение в пространстве, комбинация или импровизация. Репетиционная Разучивание новых танцевальных комбинаций, деятельность, элементов, танцевальных номеров. Повторение итоговая ранее пройденного материала. Репетиция аттестация танцевальных номеров Упражнения, Упражнения на пресс. направленные Упражнения на мышцы спины. на развитие общей физической подготовки Эстрадные, Изучение основных принципов современного современные танца в технике движения танцы Азбука Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала. классического танца 2 Основные Разогрев, изоляция, упражнения для движения позвоночника, координация, кросс/ (импровизация) перемещение в пространстве, комбинация или импровизация. Эстрадные, Изучение основных принципов современного современные танца в технике движения танцы Эстрадные, Постановка корпуса рук и ног, их положения в современные современном танце. Основные принципы танцы движения. Упражнения, Разминка тела общая. Суставная разминка и на направленные разработку сердечно-сосудистой системы. 2 декабрь декабрь январь январь январь январь январь январь февраль февраль февраль февраль Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 февраль февраль февраль февраль март март март март март март март на развитие общей физической подготовки Репетиционная деятельность, итоговая аттестация Азбука классического танца Функциональные тренировки. Разучивание новых танцевальных комбинаций, элементов, танцевальных номеров. Повторение ранее пройденного материала. Репетиция танцевальных номеров Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала. 2 Репетиционная деятельность, итоговая аттестация Упражнения, направленные на развитие общей физической подготовки Основные движения (импровизация) Разучивание новых танцевальных комбинаций, элементов, танцевальных номеров. Повторение ранее пройденного материала. Репетиция танцевальных номеров Разминка тела общая. Суставная разминка и на разработку сердечно-сосудистой системы. Интервальные тренировки (табата). Кардиотренировки 2 Разогрев, изоляция, упражнения для позвоночника, координация, кросс/ перемещение в пространстве, комбинация или импровизация. Разминка тела общая. Суставная разминка и на разработку сердечно-сосудистой системы. Функциональные тренировки. 2 Разучивание новых танцевальных комбинаций, элементов, танцевальных номеров. Повторение ранее пройденного материала. Репетиция танцевальных номеров Упражнения на работу ног, стоп, бедер, ягодиц, тазобедренного сустава 2 Изучение основных принципов современного танца в технике движения 2 Постановка корпуса рук и ног, их положения в современном танце. Основные принципы движения. Упражнения на пресс. Упражнения на мышцы спины. 2 Упражнения, направленные на развитие общей физической подготовки Репетиционная деятельность, итоговая аттестация Упражнения, направленные на развитие общей физической подготовки Эстрадные, современные танцы Эстрадные, современные танцы Упражнения, направленные на развитие общей физической подготовки 2 2 2 2 2 март март апрель апрель апрель апрель апрель апрель апрель апрель апрель май Основные Разогрев, изоляция, упражнения для движения позвоночника, координация, кросс/ (импровизация) перемещение в пространстве, комбинация или импровизация. Репетиционная Разучивание новых танцевальных комбинаций, деятельность, элементов, танцевальных номеров. Повторение итоговая ранее пройденного материала. Репетиция аттестация танцевальных номеров Основные Разогрев, изоляция, упражнения для движения позвоночника, координация, кросс/ (импровизация) перемещение в пространстве, комбинация или импровизация. Упражнения, Разминка тела общая. Суставная разминка и на направленные разработку сердечно-сосудистой системы. на развитие общей физической подготовки Репетиционная Разучивание новых танцевальных комбинаций, деятельность, элементов, танцевальных номеров. Повторение итоговая ранее пройденного материала. Репетиция аттестация танцевальных номеров Упражнения, Упражнения на работу ног, стоп, бедер, ягодиц, направленные тазобедренного сустава на развитие общей физической подготовки Репетиционная Разучивание новых танцевальных комбинаций, деятельность, элементов, танцевальных номеров. Повторение итоговая ранее пройденного материала. Репетиция аттестация танцевальных номеров Упражнения, Упражнения на пресс. направленные Упражнения на мышцы спины. на развитие общей физической подготовки Эстрадные, Изучение основных принципов современного современные танца в технике движения танцы Основные Разогрев, изоляция, упражнения для движения позвоночника, координация, кросс/ (импровизация) перемещение в пространстве, комбинация или импровизация. Репетиционная Разучивание новых танцевальных комбинаций, деятельность, элементов, танцевальных номеров. Повторение итоговая ранее пройденного материала. Репетиция аттестация танцевальных номеров Упражнения, Упражнения на работу ног, стоп, бедер, ягодиц, направленные тазобедренного сустава на развитие общей 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 май май май май физической подготовки Репетиционная деятельность, итоговая аттестация Репетиционная деятельность, итоговая аттестация Упражнения, направленные на развитие общей физической подготовки Репетиционная деятельность, итоговая аттестация Разучивание новых танцевальных комбинаций, элементов, танцевальных номеров. Повторение ранее пройденного материала. Репетиция танцевальных номеров Разучивание новых танцевальных комбинаций, элементов, танцевальных номеров. Повторение ранее пройденного материала. Репетиция танцевальных номеров Разминка тела общая. Суставная разминка и на разработку сердечно-сосудистой системы. Функциональные тренировки. 2 Концертная программа. 2 Итого: 144 часа. 2 2