Юный художник АДООП

Управление образования Березовского муниципального округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическим совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025г.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Юный художник»

Возраст учащихся: 7-14 лет
Срок реализации: 2 года

Составитель программы:
Лисицина Елена Леонидовна
педагог дополнительного образования

г. Березовский

Структура
1. Пояснительная записка
- нормативно – правовые основания разработки программы;
- сведения о программе;
- характеристика программы (ее значимости);
- направленность;
- адресат;
- срок реализации программы;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом;
- режим занятий;
- формы обучения и виды занятий;
- цель и задачи программы.
2. Содержание программы
3. Планируемые результаты
4. Организационно-педагогические условия программы
- материально-техническое обеспечение;
- информационное обеспечение (печатное и электронное);
- кадровое обеспечение.
5. Оценочные материалы
6. Методические материалы
7. Приложение 1 – Учебный план
8. Приложение 2 – Календарно-учебный график
9. Приложение 3 – Рабочие программы модулей

1

1. Пояснительная записка
Нормативно – правовые основания разработки программы
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный художник» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»,
- распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года»,
- приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
- постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
- приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования»,
- приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г.
№
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»,
- Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ.
Сведения о программе
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный художник» составлена с учетом программы художественного воспитания, обучения и
развития детей «Цветные ладошки» Лыкова И.А. для детей младшего и среднего школьного
возраста с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития.
Характеристика предмета (его значимости)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный художник»
для детей с задержкой психического развития - это образовательная программа, адаптированная
для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию. Художественное творчество выступает как ведущий способ
эстетического воспитания и развития учащихся. В художественном развитии детей центральной
является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному
созданию нового образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью,
подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса
деятельности.
Актуальность программы в том, что включение нетрадиционных изобразительных
технологий является наиболее благоприятным для творческого развития способностей учащихся.
В программу включены здоровье сберегающие упражнения: физминутки, гимнастика для глаз и
пальцев. Программа решает задачи реализации образовательных потребностей детей с
ограниченными возможностями здоровья. Для таких детей свойственно:
2

- снижение работоспособности, быстрая утомляемость или наоборот, излишнее
возбуждение (поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после
наступления утомления);
- недостаточное формирование основных мыслительных операций (анализа, обобщения,
абстракции, переноса);
- дефекты речи (их активный словарь значительно сужен, понятия недостаточно точны);
- снижение долговременной и кратковременной памяти, произвольного и
непроизвольного запоминания, низкая продуктивность и неустойчивость запоминания;
- снижение интеллектуальной активности (проявляется в том, что сложные инструкции
им недоступны, необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку
поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно);
- низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально
организовывать и направлять внимание детей, рассеянность внимания, повышенная
отвлекаемость;
В связи с этим были изменены условия реализация программы: продолжительность
одного занятия и количество учащихся в группе.
Занятия направлены на формирование и развитие творческих способностей детей,
удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и
физическом совершенствовании, организацию их свободного времени. Данная программа
представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение
познавательного интереса, помогает корректировать мышление, внимание, память и проблемы
речи. Большей частью дети создают свои творческие работы по наглядному образцу или по
памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Эти представления
формируются в процессе познания объектов, в изображениях. В ходе освоения программы
учащийся формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы,
ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и
навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Предлагаемые графические задания отвечают программным требованиям. При их
выполнении формируется умение рисовать простые фигуры, чередовать элементы узоров,
соблюдать интервал между графическими элементами, аккуратность исполнения. Задания
способствуют усвоению и закреплению понятий вправо и влево вверх и вниз, а также развитию
умственных и творческих способностей, слуховой и зрительной памяти, глазомера, координации
движений, воображения, умения анализировать и сравнивать, концентрировать внимание. Для
расширения кругозора и воспитания нравственных качеств в занятия включены стихотворения
разных авторов, которые актуализируют имеющиеся у учащихся знания, побуждают их к анализу
собственных поступков, настраивают на рабочий лад, на творчество. Кроме этого, при
рисовании, штриховке, раскрашивании, учащиеся, как правило, испытывают удовольствие и
радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние учащегося. Результаты
задания обсуждаются, это приучает учащегося к самооценке и самоконтролю, что является
важным компонентом учебной деятельности.
Программа состоит из трех модулей: «Основы рисования», «Нетрадиционные техники
рисования», «Грамотность в рисовании».
Уровни сложности разноуровневой программы:
1 год обучения, состоящий из модуля 1 «Основы рисования» и модуля 2 «Нетрадиционные
техники рисования» - «Стартовый»: предполагает обязательный минимум и минимальную
сложность, предлагаемого для освоения содержания программы. Задания этого уровня просты,
носят в основном репродуктивный характер, имеют шаблонные решения.
2 год обучения, состоящий из модуля 3 «Грамотность в рисовании» - «Базовый»:
предполагает участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо
использование специализированных знаний; расширяет и применяет на практике материал
3

стартового уровня. Этот уровень несколько увеличивает объем практической работы, помогает
глубже понять основной материал, умение решать проблемные ситуации в рамках программы.
Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки
образовательной деятельности по адресу места осуществления этой деятельности в связи с
ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями, а также во время проведения
капитального ремонта здания, образовательный процесс может организовываться
- с применением дистанционных технологий и электронного обучения;
- по договорам, заключенными со сторонними образовательными и иными
организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности на право
оказывать образовательные услуги по подвиду «Дополнительное образование детей и взрослых»
(на основании договора безвозмездного пользования помещений или договора сетевого
взаимодействия).
Направленность
Направленность программы: художественная
Адресат программы
Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает
обучение детей ОВЗ с задержкой психического развития с 7 до 14 лет. К освоению программы
допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. Допускается
формирование разновозрастных групп. Общие особенности детей с ОВЗ поступающих на
обучение в БМАУДО ЦДТ:
- нарушения развития общей и мелкой моторики;
- нарушения интеллекта различной степени выраженности;
- нарушения в развитии познавательной и речевой деятельности.
Наполняемость группы
Ожидаемое максимальное количество детей в одной группе: 6 человек.
Срок реализации программы
Срок освоения программы - 2 года.
Объем
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы составляет 216 часов, из них:
1 год обучения - 108 учебных часа;
2 год обучения - 108 учебных часа.
Режим занятий
1 год обучения – 1 раз в неделю по 3 учебных часа; 2 год обучения – 1 раз в неделю по 3
учебных часа. Учебный час равен 30 мин. После каждого учебного часа предусмотрен 10
минутный перерыв.
Формы обучения
Обучение по программе осуществляется в очной форме.
Виды занятий
- теоретические;
- практические.
Цель и задачи программы.
Цель: развитие у учащихся психомоторных и художественных возможностей в
процессе доступной для их возраста и физического состояния деятельности.
4

Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач:
Образовательные:
- формировать навыки учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные
установки педагога;
- формировать умение действовать, повторяя показанный образец и правило.
Развивающие:
- развивать эстетическое восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и
предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
- развивать художественно-творческие способности;
- повышать уровень переключаемости, полноты объема движений пальцев рук;
- создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и
инструментами;
- совершенствовать умения управлять мышцами-сгибателями при удержании предмета пальцами
рук;
- развивать мышление, внимание, речь и воображение;
- развивать способность к координированной работе рук со зрительным и слуховым
восприятием;
- развивать пространственную ориентацию на листе бумаги, формата А4, А3 и окружающем
пространстве;
- расширять объем зрительной памяти;
- формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.
Воспитательные:
- воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать;
- воспитать художественный вкус и чувство гармонии;
- формировать интерес и положительную мотивацию обучения.
2. Содержание программы
Учебный план

1.

Основы рисования

33

4

29

2.

Нетрадиционные
техники рисования

75

21

54

3.

Грамотность в
рисовании
Итого учебных часов

108

25

83

Всего учебных часов

Теория

108

22

86

108

22

86

216

5

Формы аттестации
(контроля)

Практика

Второй год
обучения

Всего

Практика

Первый год
обучения

Теория

Модуль

Всего

№
п/п

Беседа, наблюдение
контрольное
упражнение, защита
творческой работы,
промежуточная
аттестация

Первый год обучения: «Стартовый»
Модуль 1. «Основы рисования»
Учебно-тематический план
Количество часов
№

Название темы
всего

теория

практика

1.

Введение

3

1

2

2.

Ориентация в пространстве

3

1

2

3.

Азбука художника. Изучаем цвета

9

1

8

4.

Формы в рисовании

9

1

8

5.

Работа по замыслу

6

0

6

6

Рисование посредством различных
геометрических фигур

3

0

3

Всего учебных часов:

33

4

29

1. Введение
Вводное занятие. Правила техники безопасности и ОБЖ на занятии. Знакомство с
художественными принадлежностями.
2. Ориентация в пространстве
Теория. Ориентация на плоскости листа. Вертикальное расположение листа. Середина
(центр) листа.
Ориентация на плоскости листа. Горизонтальное расположение листа. Середина (центр)
листа.
Верх и низ. Ориентация на плоскости листа.
Лево, право. Ориентация на плоскости листа.
Практика: рисование предметов на плоскости листа.
3. Азбука художника. Изучаем цвета.
Теория «Радужные ступени или нити жизни». Основные цвета в рисовании.
Оттенки цветов. Знакомство с оттенками различных цветов в рисовании.
Практика. Сказка превращений, или как из трёх цветов сделать шесть.
Итоговое занятие. Выставка рисунков.
4. Формы в рисовании
Теория
Круг. Овал. Квадрат. Треугольник. Прямоугольник. Ромб. Трапеция. Многоугольник.
Практика.
Что можно нарисовать из круга?
Что можно нарисовать из овала? Рисование фигур на основе овала.
Что можно нарисовать из квадрата? Рисование фигур на основе квадрата.
Что можно нарисовать из треугольника? Рисование фигур на основе треугольника.
Что можно нарисовать из прямоугольника? Рисование фигур на основе прямоугольника.
Рисование воздушного змея.
Рисование фигур на основе трапеции. Что можно нарисовать из многоугольника?
Рисование фигур на основе многоугольника.
5. Работа по замыслу.
Практика: Работа на воображение.
6

6. Рисование робота посредством различных геометрических фигур.
Выставка рисунков.
Модуль 2. «Нетрадиционные техники в рисовании»
Учебно-тематический план
№

Количество часов
Название темы

всего

теория

практика

3

1

2

2.
3.

Техника рисования
«Пальцами»
Рисование ладошкой
Оттиск

3
3

1
1

2
2

4.

Рисование ватной палочкой

3

1

2

5.

Техника «Акварель и восковые мелки».

3

1

2

6.

3

1

2

7.

Техника рисование «Восковые мелки +
гуашь»
Рисование мыльными пузырями.

3

1

2

8.

Рисование зубной щеткой

3

1

2

9.

Техника «Рисование тычком»

3

1

2

10.

3

1

2

11.

Рисование способом приманивания кисти
к листу бумаги.
Рисование нитками

3

1

2

12.

Техника «Скатывание бумаги»

3

1

2

13.

Рисование свечой и простым карандашом.

3

1

2

14.

Техника «Кляксография»

3

1

2

15.
16.

Техника «Набрызг»
Техника «Пластилинография».

3
6

1
1

2
5

17.

Рисование по воображению

9

2

7

18.

Эскиз

3

1

2

19.
20

Работа по замыслу
Промежуточная аттестация
Всего учебных часов:

9
3
75

1
1
21

8
2
54

1.

1. Техника рисования «Пальцами»
Теория: знакомство с техникой рисования «пальцами».
Практика: рисование (осень, машина, самолет).
2. Рисование ладошкой
Теория: знакомство с техникой. Монотипия.
Практика: Рисование жирафа, тюльпанов, деревьев, петушка.
3. Оттиск
7

Теория: Оттиск печатями из картофеля, пробкой. Оттиск печатками из листьев.
Практика: Получение изображений рыбки, фруктов, чашки.
Получение изображения стрекозы, бабочки, букета из осенних листьев.
4. Рисование ватной палочкой.
Теория: знакомство с техникой.
Практика: Получение изображения медвежонка, ландышей, букета.
5. Техника «Акварель и восковые мелки»
Теория: знакомство с техникой.
Практика: Рисование тюльпанов.
6. Техника рисование «Восковые мелки + гуашь»
Теория: знакомство с техникой.
Практика: Рисование бабочки, цветка.
7. Рисование мыльными пузырями.
Теория: знакомство с техникой.
Практика: Рисование одуванчиков, воздушных шаров, медведя.
8. Рисование зубной щеткой.
Теория: знакомство с техникой.
Практика: Получение изображения елочки, солнца над горами.
9. Техника «Рисование тычком»
Теория: Техника «Рисование тычком». Познакомить детей с новым видом
нетрадиционной техники – тычок.
Практика: рисование домашних животных.
10. Рисование способом примакивания кисти к листу бумаги
Теория: знакомство с техникой.
Практика: Получение изображения негритенка, ветки сакуры, осеннего пейзажа.
11. Рисование нитками
Теория: знакомство с техникой.
Практика: Получение изображения северного сияния, букета для мамы.
12. Техника «Скатывание бумаги»
Теория: знакомство с техникой.
Практика: Получение изображения фиалок, кораблика, дерева, зимнего пейзажа за
окном.
13. Рисование свечой и простым карандашом
Теория: знакомство с техникой.
Практика: Рисование букета нарциссов.
14. Техника «Кляксография»
Теория: знакомство с техникой.
Практика: Получение изображения паутинки, кактуса.
15. Техника «Набрызг»
Теория: знакомство с техникой.
Практика: рисование совы, волка и медведя.
16. Техника «Пластилинография»
Теория: знакомство с техникой.
Практика: выполнение задания «Дом мечты».
17. Рисование по воображению
Теория: воображение – что это и с чем его едят?
Практика: Рисование по воображению. Творческие работы на развитие воображения,
фантазии и мышления. Эстетические требования.
18. Эскиз
Теория: разбор понятия «эскиз».
Практика: Создание эскиза. Воплощение замысла на практике.
19. Работа по замыслу.
Теория: правила композиции, рисование по воображению.
8

Практика: выполнение итоговой работы. Оформление выставки рисунков.
20. Промежуточная аттестация. Выставка рисунков.
Второй год обучения: «Базовый»
Модуль 3. «Грамотность в рисовании»
Учебно-тематический план
Количество часов
№

Название темы
общее
3
3
6
6
9

теория
1
1
1
1
1

практика
2
2
5
5
8

1.
2.
3.
4.
5.

Вводное занятие. «Летние каникулы»
Работа красками
Графика
Человек и окружающий мир
Дикие и домашние животные

6.

Подводный мир

6

1

5

7.

Птицы

6

1

5

8.

Образ природы

6

1

5

9.

Творческая работа по замыслу

6

1

5

10

Моя семья

3

1

2

11

Наш город

3

1

2

12

Иллюстрация к произведению

6

1

5

13

Морской пейзаж

6

1

5

14

Городской пейзаж

3

1

2

15

Деревенский пейзаж

3

1

2

16

Горный пейзаж

3

1

2

17

Натюрморты в различных техниках

12

2

10

18

Пейзаж по временам года

12

2

10

19

Конкурсы, экскурсии, участие в
мероприятиях центра. Итоговая
аттестация.
Всего учебных часов:

6

2

4

108

22

86

1. Вводное занятие. «Летние каникулы»
Теория: Беседа о лете, каникулах. Просмотр работ, сделанных летом. Обсуждение темы.
Практика: Выполнение творческого занятия.
2. Работа красками
Теория: Цветовая палитра, цветовой круг, холодные и теплые цвета. Колорит. Правила
смешивания красок при работе с гуашью и акварелью.
Практика: Выполнение творческого задания.
9

Творческое задание с применением акварели.
Творческое задание с применением смешивания гуаши.
3. Графика
Теория: Графические материалы. Особенности работы с графитным карандашом и
ластиком. Приемы работы. Штриховка и ее виды. Техника работы фломастерами.
Техника работы с восковыми мелками.
Практика: Выполнение творческого задания.
Творческое задание с применением графитного карандаша и ластика.
Творческое задание с применением фломастеров.
Творческое задание с применением восковых мелков.
4. Человек и окружающий мир
Теория: Виды портрета. Портрет и фон.
Практика: Выполнение творческого задания.
5. Дикие и домашние животные
Теория: Беседа о животном мире. Особенности строения животных и их изображения.
Обсуждение темы.
Практика: Выполнение творческого задания.
6. Подводный мир
Теория: Беседа о подводном мире. Особенности строения рыб и окружающей среды.
Особенности изображения.
Практика: Выполнение творческого задания.
7. Птицы
Теория: Беседа о животном мире. Особенности строения птиц и их изображения.
Обсуждение темы.
Практика: Выполнение творческого задания.
8. Образ природы
Теория: Виды пейзажа. Образ пейзажа. Последовательность выполнения работы.
Практика: Выполнение творческого задания.
9. Творческая работа по замыслу
Теория: правила композиции, рисование по воображению.
Практика: выполнение итоговой работы. Оформление выставки рисунков.
Промежуточная аттестация.
10. Моя семья
Теория: Беседа о семье. Характер и образ в портрете.
Практика: Выполнение творческого задания.
11. Наш город
Теория: Обсуждение последовательности работы.
Практика: Выполнение творческого задания.
12. Иллюстрация к произведению
Теория: Беседа о произведении. Выбор сюжета. Характер образа.
Практика: Выполнение творческого задания.
13. Морской пейзаж
Теория: Пейзаж. Виды пейзажа. Особенности морского пейзажа. Колорит.
Практика: Выполнение творческого задания.
14. Городской пейзаж
Теория: Особенности городского пейзажа. Колорит.
Практика: Выполнение творческого задания.
15. Деревенский пейзаж
Теория: Особенности деревенского пейзажа. Образ природы. Колорит.
Практика: Выполнение творческого задания.
16. Горный пейзаж
Теория: Особенности горного пейзажа. Колорит.
Практика: Выполнение творческого задания.
10

17. Натюрморты в различных техниках
Теория: Натюрморт. Виды натюрмортов. Композиция натюрморта.
Последовательность выполнения работы. Колорит.
Практика: Выполнение творческого задания.
18. Пейзаж по временам года.
Теория: Беседа о временах года, об изменениях и особенностях в природе летом, зимой,
весной и осенью. Изменения растительного и животного мира. Последовательность
выполнения работы.
Практика: Выполнение творческого задания.
19. Конкурсы, экскурсии, участие в мероприятиях центра.
Практика. Беседы, экскурсии, изготовление творческих работ. Оформление выставки
рисунков. Итоговая аттестация.
5. Планируемые результаты
Первый год обучения: «Стартовый»
К концу первого года обучения ребенок умеет:
- проявлять художественный вкус и чувство гармонии;
- свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами;
– использовать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения;
- проявлять интерес и иметь положительную мотивацию к обучению;
- быть эмоционально отзывчивым, уметь сопереживать;
– уметь действовать, повторяя показанный образец;
– правильно держать карандаши, кисточку;
– координировать работу рук со зрительным и слуховым восприятием;
– ориентироваться на листе А4, А3 формата;
– рисовать разнообразные линии и геометрические фигуры;
– получать вторичные цвета путем смешивания;
– аккуратно выполнять эскиз рисунка;
– понимать и выполнять словесные установки педагога.
Второй год обучения: «Базовый»
К концу второго года обучения ребенок умеет:
– сравнивать
различные
виды изобразительного искусства (графики, живописи,
декоративно-прикладного искусства);
– различать основные и составные, теплые и холодные цвета
– использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель,
бумага);
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни: а) для самостоятельной творческой деятельности; б) обогащения опыта
восприятия произведений изобразительного искусства; в) оценки произведений искусства
(выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства,
народного творчества и др.
Освоив программу, у учащихся формируются:
личностные результаты:
- основы художественной культуры;
- эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус;
- навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих
заданий;
- умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой
деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка,
живописи, скульптуры и др.;
11

метапредметные результаты:
- художественно-образное воображение и мышление; художественная интуиция и память;
- восприятие и суждение о художественных произведениях как основы формирования
коммуникативных умений;
предметные результаты:
- основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной
выразительности;
- практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- эмоционально-ценностное отношение в коммуникативной сфере:
- основы коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных
художественно-творческих работ, а также освоение информационных коммуникаций;
- художественный вкус, воображение, фантазия;
- эмоциональное, интеллектуальное восприятие.
4. Организационно-педагогические условия программы
Материально - техническое обеспечение
Организация образовательного процесса происходит в кабинете № 2, расположенном на
первом этаже здания БМАУДО ЦДТ г. Березовский.
№
п/п
1

Наименование оборудованных учебных кабинетов

Адрес
(местоположение)
учебных кабинетов
2
3
Шкаф для хранения художественных материалов и Ул. Ленина 22, ЦДТ, 2 этаж,
пособий 1
кабинет № 20
Детские столы для рисования 5
Детские стулья 10
Мольберты 4
Инструменты:
Простые карандаши разной мягкости 30 шт.
Цветные карандаши 30 шт.
Акварель 10 шт.
Гуашь 10 упаковок
Цветная бумага, картон 10 шт.
Пластилин 10 упаковок
Клей – карандаш 5 шт.
Кисти 30 шт.
Фломастеры 30 упаковок.
Акварельная бумага формата А4, А3 10 упаковок
Бумага для рисования формата А4, А3 10 упаковок
Восковые мелки 9 упаковок
Глина 3 пачки по 1 кг.
Учебно-наглядные пособия:
Электронные презентации
Видеоматериалы
Фотографии, распечатки, иллюстрации
Книги о художниках и художественных стилях,
учебные пособия по академическому рисунку и
живописи, сборники иллюстраций, художественная
литература

12

Наглядно-дидактический материал: муляжи овощей и
фруктов, предметы для натюрмортов,
репродукции.

Информационно-телекоммуникационные сети:
- ноутбук, подключен к сети Интернет.
Аппаратно-программные средства:
- операционная система MicrosoftWindowsXP;
- MicrosoftOffice 2007 (MicrosoftWord- текстовый процессор,
MicrosoftExcel –
электронные таблицы, MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных
презентаций, InternetExplorer- веб- браузер).
Аудиовизуальные средства:
- мультимедийный комплект (переносной) – проектор, экран, ноутбук.
Методическое и информационное обеспечение
Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического
издания и (или) наименование электронного образовательного,
информационного ресурса (группы электронных образовательных,
информационных ресурсов)

Вид
образовательного и
информационного
ресурса

1. Антонова Т.В., Алиева Т.И. Истоки. Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного
образования. М.: ТЦ Сфера, 2011.
2. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М.: Лист, 1999.
3. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству/. – М.: ТЦ Сфера, 1999.

Печатный

4. Кихтева Е.Ю. Рисуют малыши: Игровые занятия с детьми 1-3
лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Печатный

5. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.
– М.: Мозаика-Синтез, 2008.
6. Комарова Т.С. Детское художественное творчество.
Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.:
Мозаика-Синтез, 2005

Печатный

7. Корнилова С.Н., Галанов А.С. Уроки изобразительного
искусства для детей 5-9 лет. - М.: Рольф, 2000.
8. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста:
Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты
занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
9. Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом» Учебно –
наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г

Печатный

10. Курочкина Н.А. «Знакомим с книжной графикой». Учебно –
наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г.
13

Печатный
Печатный

Печатный

Электронный
Печатный
Печатный

11. Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью".
Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г.
12. Цвитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования.
Интегрированные занятия в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2011.

Печатный
Печатный

Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования
Уровень образования педагога: среднее специальное
Профессиональная категория педагога: высшая
Уровень соответствия квалификации: Образование педагога соответствует профилю
программы.
Оценочные материалы
5.1. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе не проводится.
5.2. Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной программе
осуществляется два раза в год, согласно календарному учебному графику.
Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация предусматривается в
конце учебного года, согласно календарному учебному графику.
5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для
определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и
задач программы.
При проведении промежуточной аттестации используются следующие формы и методы:
устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение), практические (защита творческой работы),
метод взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное нахождение ошибок, устранение
обнаруженных пробелов), дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей учащихся.
Формы предъявления результатов – открытый урок, защита творческой работы, участие в
конкурсах, фестивалях.
Работы учащихся участвуют в конкурсах и выставках различного уровня.
Формы оценивания результатов
Общие критерии оценивания результатов:

Владение знаниями по программе.

Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.

Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.

Уровень воспитанности и культуры учащихся.

Творческий рост и личностные достижения учащихся.
Критерии замера прогнозируемых результатов:
1.
Педагогическое наблюдение
2.
Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через:

проведение открытых занятий с их последующим обсуждением;

участие в конкурсах, фестивалях, смотрах;

организацию выставок.
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов):

Педагогические наблюдения.

Открытые занятия с последующим обсуждением.

Выставки.

Конкурсы, фестивали, смотры.
Способы диагностики и контроля результатов:
14

Диагностика

Основные параметры

Период

Способ

сентябрь,
октябрь

Наблюдение,
диагностическое
обследование

май

Методическая
диагностика
Выставки, смотры
и конкурсы

степень
интересов
и
уровень
подготовленности детей к занятиям
Первичная

природные физические данные каждого
ребенка
уровень творческого развития

Промежуточная

выявление знаний и умений учащихся в
изобразительной деятельности

Методическая диагностика анализа продукта деятельности ставит перед собой
цель: выявить уровень знаний и умений у детей в изобразительной деятельности.
Диагностику (Методика Комаровой Т.С.) можно использовать как первичную, так и
промежуточную (в начале и в конце года).
Анализ продукта деятельности
1. Содержание изображения (полнота изображения образа)
2. Передача формы:
высокий уровень – форма передана точно;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета:
высокий уровень – части расположены верно;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – части предмета расположены неверно.
4. Передача пропорций предмета в изображении:
высокий уровень – пропорции предмета соблюдаются;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – пропорции предмета преданы неверно.
5. Композиция.
А) расположение на листе:
высокий уровень – по всему листу;
средний уровень – на полосе листа
низкий уровень – не продумана, носит случайный характер.
Б) отношение по величине разных изображений:
высокий уровень – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень - пропорциональность разных предметов передана неверно.
6. Передача движения:
высокий уровень – движение передано достаточно четко;
средний уровень – движение передано неопределённо, неумело
низкий уровень – изображение статическое.
7. Цвет.
А) цветовое решение изображения:
высокий уровень – реальный цвет предметов
средний уровень – есть отступления от реальной окраски;
низкий уровень – цвет предметов передан неверно;
Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и
выразительности изображения:
15

высокий уровень – многоцветная гамма;
средний уровень – преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные);
низкий уровень – безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
Анализ процесса деятельности.
1. Характер линии:
А) характер линии:
высокий уровень – линия прерывистая
средний уровень – дрожащая (жесткая, грубая)
низкий уровень – слитная
Б) нажим:
высокий уровень– сильный, энергичный
средний уровень – средний
низкий уровень – слабый
В) раскрашивание:
высокий уровень – мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура
средний уровень – крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за
пределы контура
низкий уровень – беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах
контура
Г) регуляция силы нажима:
высокий уровень – регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура
средний уровень – регулирует силу нажима, при раскрашивании иногда выходит за
пределы контура
низкий уровень – не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2. Регуляция деятельности.
А) отношение к оценке взрослого:
высокий уровень – адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить
ошибки, неточности
средний уровень – эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется,
темп работы увеличивается, при замечании – сникает, деятельность замедляется или вовсе
прекращается)
низкий уровень – безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется)
Б) оценка ребёнком созданного им изображения:
высокий уровень – адекватна
средний уровень – неадекватна (завышена, занижена)
низкий уровень – отсутствует
3. Уровень самостоятельности:
высокий уровень – выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае
необходимости обращается с вопросами;
средний уровень – требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому
обращается редко;
низкий уровень – необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого,
сам с вопросами к взрослому не обращается.
Творчество.
- Самостоятельность замысла
- Оригинальность изображения
- Стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

16

Уровень
самостоятельности
Всего баллов

Регуляция
деятельности

Характер линии

Цвет

Передача движения

Композиция

Пропорции

Строение предмета

Форма

Содержание
изображения

Ф. И. ребенка

№

1
2
Диагностическое обследование на выявление уровня творческого развития.
Задание: учащимся дается стандартный лист бумаги с нарисованными на нем в два ряда
кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Учащимся предлагается рассмотреть
нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить.
Анализ результатов выполнения задания.
Высокий уровень – наделяет предметы оригинальным образным содержанием
преимущественно без повторения одного и того же близкого образа.
Средний уровень – наделяет образным значением все или почти все круги, но допускает
почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляет предметы простыми, часто
встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, шар и т.д.)
Низкий уровень – не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не
до конца и небрежно.
Основные принципы оценивания
В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных
оценок:
- доброжелательное отношение к учащемуся как к личности;
- положительное отношение к усилиям учащегося;
- конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;
- конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также
качественная система оценок.
6. Методические материалы
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям
учащихся. В их основе лежит способ организации непосредственно образовательной
деятельности:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ т.д.),
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение),
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
В системе формирования художественных навыков наиболее предпочтительными
методами, помогающими решать поставленные задачи, являются:
- игры малой и средней подвижности (синхронизируют работу полушарий, способствуют
переключению импульса с одного полушария на другое при выполнении заданий, координируют
работу зрительного и аудиального восприятия, обучающихся с работой пишущей руки);
- упражнение (в результате многократных повторений способ выполнения
художественно-графического действия совершенствуется).
- также активно используются методы мотивации поведения и деятельности – одобрение,
похвала, игровые эмоциональные ситуации, что вызывает положительное отношение к обучению
у учащихся.

17

На занятиях ребенок сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный
эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые
задания.
Список литературы
1.
Корнилова С.Н., Галанов А.С. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет.
- М.: Рольф, 2000.
2.
Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом» Учебно – наглядное пособие СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
3.
Курочкина Н.А. «Знакомим с книжной графикой». Учебно – наглядное пособие
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
4.
Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью». Учебно – наглядное
пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
5.
Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина: Для работы с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Мозаика-синтез, 2011.
6.
Цвитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в
ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2011.

18

19

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025 г.

Учебный план
Адаптированной дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы «Юный художник»

1.

Основы рисования

33

4

29

2.

Нетрадиционные
техники рисования

75

21

54

3.

Грамотность в
рисовании
Итого учебных часов
Всего учебных часов

108

25

83

Формы аттестации
(контроля)

Теория

Практика

Второй год
обучения

Всего

Практика

Первый год
обучения

Теория

Модуль

Всего

№
п/п

108

22

86

108

22

86

216

Беседа, наблюдение
контрольное
упражнение, защита
творческой работы,
промежуточная
аттестация

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025 г.

Календарный учебный график
Адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Юный художник»
на 2025-2026 учебный год
Этапы
образовательного
процесса
Начало учебного года

1 год обучения

2 год обучения

1 сентября 2025 г.

1 сентября 2025 г.

Формирование
объединений
Продолжительность
учебного года
Промежуточная
аттестация (контроль)

25 августа 2025г.31 августа 2025г.
36 недель

25 августа 2025г.31 августа 2025г.
36 недель

нет

25-27 декабря 2025г.

Промежуточная
аттестация (контроль)
Окончание учебного года

20-21 мая 2026г.

20-21 мая 2026г.

22 мая 2026г.

22 мая 2026г.

Резерв учебного времени

7 часов

7 часов

Примечание

окончание
учебного года
может быть
перенесено на срок
в соответствии с
резервом учебного
времени
5% от
продолжительност
и ДООП

зимние

Каникулы
с 01 января 2026г. – 08 января 2026г.

летние

с 01 июня 2026г. – 31 августа 2026г.

праздничные нерабочие
дни

04.11.2025, 31.12.2025, 01-08.01.2026, 23.02.2026, 08.03.2026,
01.05.2026, 09.05.2026, 12.06.2026

Управление образования Березовского муниципального округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025 г.

Рабочая программа педагога
по адаптированной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
художественной направленности
«Юный художник»
Модуль 1: «Основы рисования»

Возраст учащихся: 7-14 лет
Срок реализации: 3 месяца

Составитель программы:
Лисицина Е.Л., педагог
дополнительного образования

г. Березовский

Пояснительная записка
Рабочая
программа
педагога
по
адаптированной
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный художник» является частью
адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и
представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году
обучения.
Рабочая программа «Основы рисования» предполагает обязательный минимум и
минимальную сложность, предлагаемого для освоения содержания программы. Задания
этого уровня просты, носят в основном репродуктивный характер, имеют шаблонные
решения.
В ходе освоения программы у обучающихся формируются определенные
способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение
кистью руки.
Цель и задачи модуля
Цель - формирование у учащихся художественного мышления, эстетического
отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи программы:
Развивающие:
• развить художественный вкус и чувство гармонии;
• развивать умение свободно экспериментировать с художественными материалами
и инструментами;
• свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.
Образовательные:
• сформировать умение правильно держать карандаши, кисточку;
• учить координировать работу рук со зрительным и слуховым восприятием;
• ориентироваться на листе А4, А3 формата;
• рисовать разнообразные линии и геометрические фигуры;
• получать вторичные цвета путем смешивания;
Воспитательные:
• воспитать терпение, настойчивость, самостоятельность;
• воспитать коммуникативные навыки в общении со сверстниками;
• воспитать интерес к предмету и процессу обучения в целом;
• воспитать адаптивность, инициативность, креативность.
Планируемые результаты
Развивающие:
• развит художественный вкус и чувство гармонии;
• развит умение свободно экспериментировать с художественными материалами и
инструментами;
• свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.
Образовательные:
• сформировано умение правильно держать карандаши, кисточку;
• умеют координировать работу рук со зрительным и слуховым восприятием;
• ориентируются на листе А4, А3 формата;
• умеют рисовать разнообразные линии и геометрические фигуры;
• умеют получать вторичные цвета путем смешивания;

Воспитательные:
• терпение, настойчивость, самостоятельность;
• коммуникативные навыки в общении со сверстниками;
• интерес к предмету и процессу обучения в целом;
• адаптивность, инициативность, креативность.

•
Учебно – тематический план
1 год обучения
Количество часов
№

Название темы
всего

теория

практика

1.

Введение

3

1

2

2.

Ориентация в пространстве

3

1

2

3.

Азбука художника. Изучаем цвета

9

1

8

4.

Формы в рисовании

9

1

8

5.

Работа по замыслу

6

0

6

6

Рисование посредством различных
геометрических фигур

3

0

3

Всего учебных часов:

33

4

29

Календарно-тематическое планирование
Месяц

Название темы

Содержание занятий

Часы

сентябрь

Вводное занятие.
Что такое
рисование?

Правила техники
безопасности и ОБЖ на
занятии. Знакомство с
художественными
принадлежностями.

3

сентябрь

Ориентация в
пространстве

3

сентябрь

Азбука

Ориентация
на
плоскости
листа.
Вертикальное
расположение
листа.
Середина (центр) листа.
Верх и низ. Лево,
право. Ориентация на
плоскости листа.
Рисование предметов
на плоскости листа.
«Радужные ступени

3

Формы
контроля
Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы

Беседа,

Примеча
ние

художника.
Изучаем цвета.

или нити жизни».
Основные цвета в
рисовании.

октябрь

Азбука
художника.
Изучаем цвета.

Оттенки
цветов.
Знакомство
с
оттенками различных
цветов в рисовании.

3

октябрь

Азбука
художника.
Изучаем цвета.

Сказка превращений,
или как из трёх цветов
сделать шесть.
«Осенний лес»

3

октябрь

Формы в
рисовании.

Круг. Овал. Квадрат.
Треугольник.
Прямоугольник. Ромб.
Трапеция.
Многоугольник.

3

октябрь

Формы в
рисовании.

3

ноябрь

Формы в
рисовании.

Прямоугольник. Ромб.
Трапеция.
Многоугольник.
Рисование на основе
геометрических фигур,
прямоугольник.
«Воздушный змей»

ноябрь

Работа
замыслу.

по Работа на воображение.

3

ноябрь

Работа
замыслу.

по Подготовка
выставочных
работ.
Оформление стенда с
работами.
Рисование
Знакомство
с
посредством
графическим
различных
искусством. Пробуем
геометрических
себя
в
графике.
фигур.
Рассматривание
графических картин.

3

ноябрь

3

3

наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы

Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Защита
творческой
работы
Выставка
рисунков.
Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы

Управление образования Березовского муниципального округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025 г.

Рабочая программа педагога
по адаптированной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
художественной направленности
«Юный художник»
Модуль 2: «Нетрадиционные техники рисования»

Возраст учащихся: 7-14 лет
Срок реализации: 6 месяцев

Составитель программы:
Лисицина Е.Л., педагог
дополнительного образования

г. Березовский

Пояснительная записка
Рабочая
программа
педагога
по
адаптированной
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный художник» является частью
адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и
представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году
обучения.
Рабочая программа «Нетрадиционные техники рисования» предполагает участие в
постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование
специализированных знаний; расширяет и применяет на практике материал предыдущего
уровня. Этот уровень несколько увеличивает объем практической работы, помогает
глубже понять основной материал, умение решать проблемные ситуации в рамках
программы.
В ходе освоения программы у обучающихся формируются определенные
способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение
кистью руки.
Цель и задачи модуля
Цель - формирование у учащихся художественного мышления, эстетического
отношения и творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи программы:
Развивающие:
• развить художественный вкус и чувство гармонии;
• развивать умение свободно экспериментировать с художественными материалами
и инструментами;
• свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.
Образовательные:
• сформировать умение правильно держать карандаши, кисточку;
• учить координировать работу рук со зрительным и слуховым восприятием;
• ориентироваться на листе А4, А3 формата;
• рисовать разнообразные линии и геометрические фигуры;
• получать вторичные цвета путем смешивания;
Воспитательные:
• воспитать терпение, настойчивость, самостоятельность;
• воспитать коммуникативные навыки в общении со сверстниками;
• воспитать интерес к предмету и процессу обучения в целом;
• воспитать адаптивность, инициативность, креативность.
Планируемые результаты
Развивающие:
• развит художественный вкус и чувство гармонии;
• развит умение свободно экспериментировать с художественными материалами и
инструментами;
• свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.
Образовательные:
• сформировано умение правильно держать карандаши, кисточку;
• умеют координировать работу рук со зрительным и слуховым восприятием;
• ориентируются на листе А4, А3 формата;

• умеют рисовать разнообразные линии и геометрические фигуры;
• умеют получать вторичные цвета путем смешивания;
Воспитательные:
• терпение, настойчивость, самостоятельность;
• коммуникативные навыки в общении со сверстниками;
• интерес к предмету и процессу обучения в целом;
• адаптивность, инициативность, креативность.

•
Учебно – тематический план
1 год обучения
№

Количество часов
Название темы

всего

теория

практика

3

1

2

2.
3.

Техника рисования
«Пальцами»
Рисование ладошкой
Оттиск

3
3

1
1

2
2

4.

Рисование ватной палочкой

3

1

2

5.

Техника «Акварель и восковые мелки».

3

1

2

6.

3

1

2

7.

Техника рисование «Восковые мелки +
гуашь»
Рисование мыльными пузырями.

3

1

2

8.

Рисование зубной щеткой

3

1

2

9.

Техника «Рисование тычком»

3

1

2

10.

3

1

2

11.

Рисование способом примакивания кисти
к листу бумаги.
Рисование нитками

3

1

2

12.

Техника «Скатывание бумаги»

3

1

2

13.

3

1

2

14.

Рисование
свечой
и
карандашом.
Техника «Кляксография»

3

1

2

15.
16.

Техника «Набрызг»
Техника «Пластилинография».

3
6

1
1

2
5

17.

Рисование по воображению

9

2

7

18.

Эскиз

3

1

2

19.
20.

Работа по замыслу
Промежуточная аттестация
Всего учебных часов:

9
3
75

1
1
21

8
2
54

1.

простым

Календарно-тематическое планирование
Месяц

Название темы

Содержание занятий

Часы

ноябрь

Техника
рисования
«Пальцами»

Рисование (осень,
машина, самолет).

3

декабрь

Рисование
ладошкой

Рисование жирафа,
тюльпанов, деревьев,
петушка.

3

декабрь

Оттиск

3

декабрь

Рисование ватной
палочкой

Получение
изображений
рыбки,
фруктов, чашки.
Получение
изображения стрекозы,
бабочки, букета из
осенних листьев
Получение
изображения
медвежонка, ландышей,
букета.

декабрь

Техника
«Акварель и
восковые мелки».

Рисование тюльпанов.

3

январь

Техника
рисование
«Восковые мелки
+ гуашь»

Рисование бабочки,
цветка.

3

январь

Рисование
мыльными

Рисование
одуванчиков,

3

3

Формы
контроля
Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Беседа,
наблюдение

Примеча
ние

пузырями.

воздушных шаров,
медведя.

январь

Рисование зубной Получение
щеткой
изображения
елочки,
солнца над горами.

3

февраль

Техника
«Рисование
тычком»

Рисование домашних
животных.

3

февраль

Рисование
способом
примакивания
кисти к листу
бумаги.

Получение
изображения
негритенка,
ветки
сакуры,
осеннего
пейзажа.

3

февраль

Рисование
нитками

3

февраль

Техника
«Скатывание
бумаги»

Получение
изображения северного
сияния, букета для
мамы.
Получение
изображения фиалок,
кораблика,
дерева,
зимнего пейзажа за
окном.

март

Рисование свечой Рисование
и
простым нарциссов.
карандашом.

март

Техника
«Кляксография»

3

букета

3

Получение
изображения паутинки,
кактуса.

3

контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Выставка
рисунков.

Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы

март

Техника
«Набрызг»

Рисование совы, волка
и медведя.

3

март

Техника
«Пластилинограф
ия».

выполнение задания
«Дом мечты».

3

апрель

Техника
«Пластилинограф
ия».

«Разнотравье»

3

апрель

Рисование
воображению

по Творческие работы на
развитие воображения,
фантазии и мышления.
Эстетические
требования.

3

апрель

Рисование
воображению

по Творческие работы на
развитие воображения,
фантазии и мышления.
Эстетические
требования.

3

апрель

Рисование
воображению

по Творческие работы на
развитие воображения,
фантазии и мышления.
Эстетические
требования.

3

апрель

Эскиз

Создание эскиза.
Воплощение замысла
на практике.

3

Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы

май

Работа по
замыслу

Выполнение итоговой
работы.

3

май

Работа по
замыслу

Выполнение итоговой
работы.

3

май

Работа по
замыслу

3

май

Промежуточная
аттестация

Оформление выставки
рисунков.
Выполнение тестовых
заданий.

3

Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Выставка
рисунков
Тестовые
задания

Управление образования Березовского муниципального округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025 г.

Рабочая программа педагога
по адаптированной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
художественной направленности
«Юный художник»
2 год обучения
Модуль 3: «Грамотность в рисовании»

Возраст учащихся: 7-14 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель программы:
Лисицина Е.Л., педагог
дополнительного образования

г. Березовский

1. Пояснительная записка
Рабочая
программа
педагога
по
адаптированной
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный художник» является частью
адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и
представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году
обучения.
3 Модуль рабочей программы «Грамотность в рисовании» предполагает
обязательный минимум и минимальную сложность, предлагаемого для освоения
содержания программы. Задания этого уровня просты, носят в основном репродуктивный
характер, имеют шаблонные решения.
В ходе освоения программы у обучающихся формируются определенные
способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение
кистью руки.
Цель и задачи модуля
Цель - формирование у учащихся художественного мышления, эстетического
отношения и творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи программы:
Развивающие:
• развить основы художественной культуры;
• развивать художественно-образное воображение и мышление; художественная
интуиция и память;
• свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.
Образовательные:
• сформировать основы изобразительной грамоты, особенности средств
художественной выразительности;
• сравнивают различные виды изобразительного искусства (графики, живописи,
декоративно-прикладного искусства);
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
• умеют использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши,
акварель, бумага);
• получать вторичные цвета путем смешивания;
Воспитательные:
• воспитать эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус;
• воспитать коммуникативные навыки в общении со сверстниками;
• воспитать навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественнотворческих заданий;
• воспитать адаптивность, инициативность, креативность.
Планируемые результаты
Развивающие:
• развиты основы художественной культуры;
• развито художественно-образное воображение и мышление; художественная
интуиция и память;
• свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.
Образовательные:

• сформированы

основы изобразительной грамоты, особенности средств
художественной выразительности;
• сравнивают различные виды изобразительного искусства (графики, живописи,
декоративно-прикладного искусства);
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
• умеют использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши,
акварель, бумага);
• умеют получать вторичные цвета путем смешивания;
Воспитательные:
• эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус;
• коммуникативные навыки в общении со сверстниками;
• навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих
заданий;
• адаптивность, инициативность, креативность.
Содержание программы
Учебно – тематический план
2 год обучения
3 модуль «Грамотность в рисовании»
Количество часов
№

Название темы
общее
3
3
6
6
9

теория
1
1
1
1
1

практика
2
2
5
5
8

1.
2.
3.
4.
5.

Вводное занятие. «Летние каникулы»
Работа красками
Графика
Человек и окружающий мир
Дикие и домашние животные

6.

Подводный мир

6

1

5

7.

Птицы

6

1

5

8.

Образ природы

6

1

5

9.

Творческая работа по замыслу

6

1

5

10

Моя семья

3

1

2

11

Наш город

3

1

2

12

Иллюстрация к произведению

6

1

5

13

Морской пейзаж

6

1

5

14

Городской пейзаж

3

1

2

15

Деревенский пейзаж

3

1

2

16

Горный пейзаж

3

1

2

17

Натюрморты в различных техниках

12

2

10

18

Пейзаж по временам года

12

2

10

19

Конкурсы, экскурсии, участие в
мероприятиях центра.. Итоговая аттестация.

6

2

4

108

22

86

Всего учебных часов:

Календарно-тематическое планирование
Месяц

Название темы

Содержание занятий

Часы

Формы контроля

сентябрь

Вводное занятие.
«Летние
каникулы»

Беседа
о
лете,
каникулах. Просмотр
работ,
сделанных
летом.
Обсуждение
темы.
Выполнение
творческого задания.

3

Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы

сентябрь

Работа красками

3

Беседа,
педагогическое
наблюдение

сентябрь

Графика

Цветовая палитра,
цветовой круг,
холодные и теплые
цвета. Колорит.
Правила смешивания
красок при работе с
гуашью и акварелью.
Графические
материалы.
Особенности работы с
графитным карандашом
и ластиком. Приемы
работы. Штриховка и ее
виды.

3

Контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы

сентябрь

Графика

Техника
работы
фломастерами. Техника
работы с восковыми
мелками.
Творческое задание с
применением
фломастеров.
Творческое задание с
применением восковых
мелков.

3

Контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы

октябрь

Человек и
окружающий мир

Виды портрета.
Портрет и фон.
Выполнение
творческого задания.

3

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Примеч
ание

октябрь

Человек и
окружающий мир

Портрет «Иванушка»

3

октябрь

Дикие и
домашние
животные

Беседа о животном
мире. Особенности
строения животных и
их изображения.
Обсуждение темы.

3

октябрь

Дикие и
домашние
животные

Рисование животного в
природе

3

Беседа,
педагогическое
наблюдение

ноябрь

Дикие и
домашние
животные

Домашние животные

3

Беседа,
педагогическое
наблюдение

ноябрь

Пейзаж по
временам года

Особенности осеннего
пейзажа. Признаки
осени.

3

Беседа,
педагогическое
наблюдение

ноябрь

Подводный мир

Беседа о подводном
мире. Особенности
строения рыб и
окружающей среды.
Особенности
изображения.

3

Беседа,
педагогическое
наблюдение

ноябрь

Подводный мир

3

Беседа,
педагогическое
наблюдение

декабрь

Птицы

3

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Морские обитатели

Беседа о животном
мире. Особенности
строения птиц и их
изображения.
Обсуждение темы.

Беседа,
педагогическое
наблюдение
Контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы

Птицы

Снегирь на ветке
рябины

3

Контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы

декабрь

Образ природы

3

Беседа,
педагогическое
наблюдение

декабрь

Образ природы

Виды пейзажа. Образ
пейзажа.
Последовательность
выполнения работы.
Творческая работа по
созданию новогоднего
пейзажа.

3

январь

Творческая работа Правила композиции,
по замыслу
рисование по
воображению.

3

Контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы

январь

Моя семья

3

Беседа,
педагогическое
наблюдение

январь

Наш город

Беседа о семье.
Характер и образ в
портрете.
Выполнение
творческого задания
Обсуждение
последовательности
работы.
Особенности городских
построек.

3

Беседа,
педагогическое
наблюдение

февраль

Пейзаж по
временам года

Особенности зимнего
пейзажа. Признаки
зимы.

3

Беседа,
педагогическое
наблюдение

февраль

Иллюстрация к
произведению

Беседа о произведении.
Выбор
сюжета.
Характер образа.
Выполнение
эскиза
работы.

3

Беседа,
педагогическое
наблюдение

февраль

Иллюстрация к
произведению

Выбор сюжета.
Выполнение
творческого задания

3

Беседа,
педагогическое
наблюдение

февраль

Морской пейзаж

Особенности морского
пейзажа. Колорит.
Выполнение
творческого задания

3

Беседа,
педагогическое
наблюдение

декабрь

март

Морской пейзаж

Пейзаж. Виды пейзажа

3

Беседа,
педагогическое
наблюдение

март

Городской пейзаж

3

Беседа,
педагогическое
наблюдение

март

Деревенский
пейзаж

3

Беседа,
педагогическое
наблюдение

март

Горный пейзаж

Особенности
городского
пейзажа.
Колорит.
Выполнение
творческого задания.
Особенности
деревенского пейзажа.
Образ природы.
Колорит.
Особенности горного
пейзажа. Колорит.

3

Беседа,
педагогическое
наблюдение

апрель

Пейзаж по
временам года

Особенности весеннего
пейзажа. Признаки
весны.

3

Контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы

апрель

Натюрморты в
различных
техниках

Натюрморт. Виды
натюрмортов. Колорит

3

Беседа,
педагогическое
наблюдение

апрель

Натюрморты в
различных
техниках

3

Беседа,
педагогическое
наблюдение

апрель

Натюрморты в
различных
техниках

Композиция
натюрморта.
Выбор натюрморта для
воплощения.
Последовательность
выполнения работы
Натюрморт с яблоками

3

Беседа,
педагогическое
наблюдение

май

Натюрморты в
различных
техниках

Натюрморт с посудой

3

Беседа,
педагогическое
наблюдение

май

Пейзаж по
временам года

Особенности летнего
пейзажа. Признаки
лета.

3

Беседа,
педагогическое
наблюдение

май

Конкурсы,
экскурсии, участие
в мероприятиях
центра. Итоговая

Беседы, экскурсии,
изготовление
творческих работ.
Оформление выставки

3

Контрольное
упражнение,
защита

аттестация.

рисунков.. Итоговая
аттестация.
май

Конкурсы,
экскурсии, участие
в мероприятиях
центра. Итоговая

аттестация.

Беседы, экскурсии,
изготовление
творческих работ.
Оформление выставки
рисунков.. Итоговая
аттестация.

творческой
работы
3

Контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».