Ритмика АДООП

Управление образования Березовского муниципального округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025г.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Ритмика»

Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель программы:
Саксонова Анастасия Ивановна
педагог дополнительного образования

г. Березовский

Структура
1. Пояснительная записка
- нормативно – правовые основания разработки программы;
- сведения о программе;
- общая характеристика программы;
- направленность;
- адресат;
- срок реализации программы;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом;
- режим занятий;
- формы обучения и виды занятий;
- цель и задачи программы.
2. Содержание программы
3. Планируемые результаты
4. Организационно-педагогические условия программы.
- материально-техническое обеспечение;
- информационное обеспечение (печатное и электронное);
- кадровое обеспечение.
5. Оценочные материалы
6. Методические материалы
Список литературы
Приложение 1 – Учебный план
Приложение 2 – Календарно-учебный график
Приложение 3 – Рабочая программа модулей

1. Пояснительная записка
Нормативно – правовые основания разработки программы
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ритмика» разработана в соответствии с:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантияхправ
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия
развития
воспитания в
РФ
на
период
до
2025 года(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-p);
4.
Постановление
Главного
государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические
требования к
организациям
воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

6.

Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
8.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018
г. № 196«;
9.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09—3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK-2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ

7.

12. Письмо Минобрнауки

России от 29.03.2016 № BK-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
14. Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ.
Сведения о программе
Адоптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Ритмика» составлена с учетом программы дополнительного образования
«Ритмика» педагога дополнительного образования БМАУДО ЦДТ Саксоновой А.И. для
детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста с ограниченными
возможностями здоровья с задержкой психического развития.
Характеристика предмета (его значимости)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмика» для
детей с задержкой психического развития - это образовательная программа, адаптированная
для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
Адаптированный комплекс занятий хореографическим творчеством является продуктивным
фактором социализации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья с
задержкой психического развития. Приобщение детей данной категории к основам
хореографического творчества – один из самых простых, доступных и увлекательных
способов гармоничного развития личности Танцы являются хорошим средством борьбы с
гиподинамией, оказывают благоприятное влияние на сердечно - сосудистую, дыхательную и
нервную системы организма. Позволяют поддерживать гибкость позвоночника, содействуют
подвижности в суставах и развивают выносливость, способствуют формированию правильной
осанки, красивой и легкой походки, плавности, грациозности и изящества движений. С
помощью танцевальных движений можно воспитывать внимание, умение ориентироваться во
времени и пространстве, способствовать развитию координации движений.
Выразительные возможности человеческого тела безграничны. Но для того, чтобы
тело было более выразительным, необходима постоянная тренировка мышц.
Актуальность программы обусловлена тем, что связана с использованием
нетрадиционных разнообразных средств и методов физического, эстетического и
музыкального воспитания детей, она решает задачи реализации образовательных
потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Отличительная особенность данной образовательной программы от уже
существующих в этой области заключается в том, что система обучения танцу строится с
учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка, а
основной подачей обучающего материала является игра.
Программа «Ритмика» состоит из двух модулей: «Азбука танца» и «Основы
хореографии».

Направленность
Направленность программы - художественная.
Адресат общеразвивающей программы
Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает
обучение детей ОВЗ с задержкой психического развития от 5 до 7 лет. К освоению
программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования.
Допускается формирование разновозрастных групп. Общие особенности детей с ОВЗ
поступающих на обучение в БМАУДО ЦДТ:
- нарушения развития общей и мелкой моторики;
- нарушения интеллекта различной степени выраженности;
- нарушения в развитии познавательной и речевой деятельности.
Возраст 5-7 лет характеризуется активизацией ростового процесса. Изменяются пропорции
тела. Развиваются и совершенствуются двигательные способности. Улучшается
координация и устойчивость равновесия, необходимые при выполнении большинства
движений. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными,
уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив
психически.
Наполняемость группы
Ожидаемое максимальное количество детей в одной группе: 6 человек.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 30 мин.
Перерыв между учебными занятиями — 10 минут.
Общее количество часов в неделю — 2 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Объем и срок реализации программы
Объем программы – 72 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Программа «Ритмика» состоит из двух модулей: «Азбука танца» и «Основы
хореографии».
Уровни сложности разноуровневой программы:
Модуль 1. «Стартовый»: Позволяет познакомиться с искусством танца, происходит
формирование знаний в области хореографической культуры и развитие творческих
способностей учащихся. Происходит мотивация личности к познанию, творчеству, труду и
искусству.
Модуль 2. «Базовый»: Расширяет материал стартового уровня, доказывает и
конкретизирует основное знание.
Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки
образовательной деятельности по адресу места осуществления этой деятельности в связи с
ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями, а также во время проведения
капитального ремонта здания, образовательный процесс может организовываться
- с применением дистанционных технологий и электронного обучения;
- по договорам, заключенными со сторонними образовательными и иными
организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности на

право оказывать образовательные услуги по подвиду «Дополнительное образование детей
и взрослых» (на основании договора безвозмездного пользования помещений или договора
сетевого взаимодействия).
Формы обучения
Обучение по программе осуществляется в очной форме.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы:
беседа, мастер-класс, творческий отчет, фестиваль, практическое занятие, открытое
занятие, беседа и т.д.
Виды занятий
Теоретические занятия.
Практических занятия.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: художественно-эстетическое развитие учащихся средствами танцевального
искусства, социализация, адаптация, формирование гармонично развивающейся личности.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных
задач:
Обучающие:
 Научить детей владеть своим телом;
 Научить вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать
свои движения с музыкой;
Развивающие:
 Развитие у детей с ОВЗ творческого потенциала, психологической уверенности в
собственной социальной значимости;
 Развивать репродуктивное и продуктивное воображение, фантазию, творчество,
наглядно-образное, ассоциативное мышление;
 Выявлять и развивать заложенные в учащемся способностей: музыкальный слух,
память, чувство ритма, формирование умений говорить на языке танца через эмоции,
жесты, пластику, мимику, умение двигаться грациозно.
Воспитательные:
 Воспитывать самостоятельность, пунктуальность, аккуратность, бережливость,
трудолюбие, патриотизм, целеустремленность в достижении поставленной цели,
умение работать в коллективе и в парах, уважение к творчеству других;
 Воспитывать навыки культурного поведения не только на сцене, но и в обществе.

2. Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Модуль

Первый год обучения
Всего

Теория

Практика

1.

«Азбука танца»

42

22

20

2.

Основы
хореографии

30

10

20

Итого:

72

32

40

Всего по
программе:

Формы аттестации (контроля)
Беседа, педагогическое
наблюдение, контрольное
упражнение
Защита творческой работы,
импровизация, контрольное
упражнение, опрос,
педагогическое наблюдение

72 учебных часов
Модуль 1. «Азбука танца»
Учебно-тематический план

№

Первый год обучения
Название темы
Количество часов
общее

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Подготовительные упражнения

20

10

10

3.

Играя – танцуем

20

3

17

Всего учебных часов:

42

14

28

Содержание тем
Тема 1. Вводное занятие (2 часа)
Теория (1 час):
Содержание и форма занятий. Внешний вид. Костюм для занятий. Дисциплина на занятиях.
Взаимоотношение «обучающийся-преподаватель» и отношения между детьми, отношение
к группе. Режим занятий.
Практика (1 часа):
Организация групп. Знакомство с детьми. Беседа с родителями.
Тема 2. Подготовительные упражнения (20 час)
Теория (10 часов):
Первые анатомические сведенья о строении тела. Развитие мышечных ощущений (понятие
«твердые и мягкие мышцы»). Понятие «тяжесть тела», «перенос тяжести тела» (упражнение

по переносу тяжести тела вперед, назад, в сторону, с одной ноги на другую). Понятие
«исходное положение».
Практика (10 часов):
Постановка корпуса. Простые танцевальные шаги. Движения рук, включая ходьбу. Бег.
Прыжки. Упражнение на расслабление и напряжение мышц, в положении стоя, сидя, лежа.
Подготовительные упражнения. Основные исходные положения. Основные положения ног.
Основное положение рук. Примерное распределение музыкального материала по ритмике
и танцу. Движения и элементы танца. Ориентация в пространстве. Круг (один круг, два
круга). Полуприседание: «пружинки». Вынос ноги на каблук. Хлопки. Различные виды
прыжков. Амплитуда прыжка. Прыжки используются в образе. Парные движения.
Тема 3. Играя – танцуем (20 часов)
Теория (3 часа):
Образы: радостный, добрый, сердитый, грустный, удивленный, испугавшийся. Слушанье
музыки.
Практика (17 часов):
Этюды, танцевальные игры, массовые танцы.
«Прощаться - здороваться»
«Петрушки - заводные игрушки»
«Куклы - неваляшки»
«Танец кукол»
«Прогулка в лес».
Репертуар может меняться в зависимости тематики мероприятий.
Модуль 2. «Основы хореографии»
Учебно-тематический план
№

Первый год обучения
Название темы
Количество часов
общее

теория

практика

1.

Организационное занятие

2

1

1

2.

Танцевальные элементы

10

5

5

3.

Репертуар

16

6

10

4.

Концертная деятельность

2

1

1

Всего учебных часов:

30

13

17

Содержание тем
Тема 1. Организационное занятие (2 часа)
Теория (1 часа)
Беседа с детьми и родителями о целях, задачах обучения, требованиях. Подготовка
и проведение открытых занятий.
Практика (1час)
Работа над выразительностью мимики лица. Образы: радостный, добрый, сердитый,
грустный, удивленный, испугавшийся. Слушанье музыки.
Тема 2. Танцевальные элементы (10 часов)

Теория (5 часов):
Танцевальные элементы: простой танцевальный шаг, приставной шаг (с
последующим приседанием. Прослушивание музыкального произведения. Характеристика
детьми этого произведения. Акцентировка хлопками и притопами сильной доли.
Исполнение этюдов, танцевальных игр и массовых танцев на музыку различных жанров и
на мелодии детских песен, мелодии из мультфильмов, сказок, знакомых и любимых, детям.
Связь содержания песни с содержанием этюда танцевальной игры, танца.
Практика (5 часов):
Ходьба: различные виды шагов. Шаги в рисунках танца.
Бег: легкий, поднимая колено высоко вперед, с захлестом голени назад, выбрасывая
прямые ноги вперед. Прыжки: высокие, с акцентом вверх, с сильно вытянутыми коленями
и стопами, на 1\4 такта. Варианты прыжков: на двух ногах, на одной ноге, с двух на одну, с
одной на одну. Упражнения для рук, кистей, пальцев. Упражнения для туловища: включая
как элемент разминки. Переменный шаг: все виды шагов проучиваются в статическом
положении рук на поясе. Хлопки: варианты в паре по ладоням партнера. Ориентация в
пространстве: использовать все разнообразия композиционного рисунка. Способствовать
самостоятельному выбору рисунка детьми, развивать способность разводить любой
рисунок самостоятельно, под разнохарактерную музыку.
Тема 3. Репертуар (16 часов)
Теория (6 часа):
Слушание музыки и импровизации. Этюды: массовые, создание образа, заложенного
в музыке.
Практика (10 часов):
К ранее проученным положениям в паре («лодочка») разучиваются следующие
положения: руки «крест- накрест», мальчик держит девочку за талию, девочка кладет руки
мальчику на плечи.
«Полька-тройка»;
«Зимний сон»;
«Полька - приглашение»;
«Мышиный рок-н-ролл»;
«миллион алых роз»;
«Мухоморы - пареньки»;
«Танец помидорчиков».
Репертуар может меняться в зависимости тематики мероприятий.
Тема 4. Концертная деятельность (2 часа)
Теория (1 час):
Обмен впечатлениями. Подведение итогов. Перспективный план на будущий год.
Практика (1 часа)
Репетиция номеров. Концертная программа.
3. Планируемые результаты
Модуль 1. «Азбука танца»



Предметные:
динамические оттенки в музыке;
несколько исходных положений для исполнения движений в паре, правила
исполнения движений в паре.

Метапредметные:
 откликаться на ритмические рисунки (уметь воспроизвести их в хлопках, шлепках,
притопах);



делать поклон на музыкальное вступление, в соответствии с характером и темпом
музыки;
правильно исполнять танцевальные элементы;
иметь навыки элементарных упражнений «партерной» гимнастики;




Личностные результаты:
 готовность и способность к саморазвитию;
 активное творческое мышление.
Модуль 2. «Основы хореографии»
Предметные:
 правила исполнения движений;
 значение хореографии для человека.
Метапредметные:
двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным
характером музыки;
 реагировать на начало музыки и её окончание, исполнить музыкальное вступление
preparation;
 исполнять движения в соответствии с темпом и ритмом музыки;
 давать характеристику прослушанному музыкальному произведению.


Личностные результаты:
 готовность и способность к саморазвитию;
 целеустремленность в достижении поставленной цели;
 умение работать в коллективе и в парах;
 уважение к творчеству других.
4. Организационно-педагогические условия программы
Материально - техническое обеспечение
Организация образовательного процесса происходит в кабинете №20,
расположенном на втором этаже здания БМАУДО ЦДТ г. Березовский.
Материально-технические условия учреждения обеспечивают возможность
достижения
обучающимися
результатов,
предусмотренных
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой «Ритмика» и соответствуют
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Кабинет площадью 59,1 кв.м. оборудован:
Наименование

Количество, шт.

Стул для педагога

1

Стол педагога

1

Балетный станок

2

Вешалка

2

Зеркала

10

Шкаф для хранения сценических костюмов и

1

методической литературы
Скубы для хранения

8

Костюмы сценические

80

Коврики гимнастические

30

Блоки для растяжки

10

Музыкальная колонка

1

Наглядно-дидактический материал: фото,

10

иллюстрации, распечатки.
Литература (книги, журналы, методички)

4

Информационно-телекоммуникационные сети
Компьютер, подключен к сети Интернет.
Аппаратно-программные средства
- операционная система Microsoft Windows XP;
- MicrosoftOffice (MicrosoftWord- текстовый процессор, MicrosoftExcel
- электронные таблицы, MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных
презентаций, веб- браузер).
Методическое и информационное обеспечение
Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического
издания и (или) наименование электронного образовательного,
информационного ресурса (группы электронных образовательных,
информационных ресурсов)

Учебные, учебно-методические издания
1.Колодницкий Г.А. «Музыкальные игры, ритмические
упражнения и танцы для детей» 1997г., 64с
2. Конорова Е.В. «Методическое пособие по ритмике» выпуск 1
3. Прибылов Г.Н. Методическое пособие по классическому танцу
для педагогов-хореографов младших и средних классов. - М.: АО
Талерия, 1999г
4. Федотова М.К. Методическая разработка «Специфика работы
хореографического коллектива» 2012г
5. Федотова М.К. Методический доклад «Формы и методы
воспитательной работы в хореографическом коллективе» 2013г
6. Федотова М.К. Методическая разработка «Игры и игровые
приемы, используемые на занятиях хореографии» 2011г.
7. Федотова М.К. Методическая разработка «Методы и приёмы
обучения в танцевальном коллективе» 2012г.

Вид
образовательн
ого и
информацион
ного ресурса
(печатный /
электронный)
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный

8. Федотова М.К. Методическая разработка «Танцевальные
комбинации для занятий с детьми младшего школьного возраста» 2012г.
9. Федотова М.К. Методическая разработка «Работа
балетмейстера по постановке танца» 2012г
10. Федотова М.К. Методическая разработка «Партерная
растяжка для детей младшего школьного возраста в хореографическом
коллективе» 2012г

Печатный
Печатный
Печатный
Печатный

Наименование электронного образовательного, информационного
ресурса
1. Детский шоу-балет «Экситон». Концертные выступления. 2010;
2. Иржи Киллиан «Шесть танцев», «Маленькая смерть» 2011г.
3. Михаил Барышников. Телефильм Jodavproductions INC.
«Барышников в Голливуде»,1982.
4. Михаил Барышников. «Frank Sinatra and more…», 2001;
5. Морис Бежар «Моцарт танго», 2005;
6. Художественный фильм «Авансцена», 2000, «Авансцена»,
2008;
7. С. Прокофьев «Romeo and Juliet»., 2011.
8. «Notre Dame de Paris» Рачард Кочанте, Люк Пламондон, 2009.

Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный

Аудиовизуальные средства:
- мультимедийный комплект (переносной) – проектор, экран, ноутбук.
Электронные образовательные и информационные ресурсы:
• http://www.ed.gov.ru/- сайт Министерства образования РФ
• http://www.edu.ru/– каталог образовательных интернет-ресурсов;
• www.vio.fio.ru - - Федерация Интернет-образования
• http://www.auditorium.ru/ - Российское образование – сеть порталов
• http://1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября" /методические материалы/
• http://som.fsio.ru/- сетевое сообщество методистов
• http://it-n.ru – Сеть творческих учителей
• http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека
• www.virlib.ru – Виртуальная библиотека
• www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека
• http://www.alleng.ru/edu - Образовательные ресурсы Интернета.
• http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов
• http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
• http://www.academic.ru - словари и энциклопедии
• http://www.ug.ru - Сайт Учительской газеты
• http://www.openclass.ru/ Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества
• http://www.vidod.edu.ru - Федеральный портал «Дополнительное образование
детей»
Кадровое обеспечение
Минимально допустимая квалификация педагога
Профессиональная категория: Первая категория
Уровень образования педагога: Среднее специальное

Уровень соответствия квалификации: Образование педагога соответствует профилю
программы
5. Оценочные материалы
5.1. Итоговая
аттестация
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе не проводится.
5.2. Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация
предусматривается в конце учебного года, согласно календарному учебному графику.
5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для
определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели
и задач программы.
При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и
методы: устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение), практические (контрольное
упражнение), метод взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное нахождение
ошибок).
Достижения учащимися планируемых результатов оценивается по критериям:
- хореографические данные (осанка, выворотность, танцевальный шаг, подъем стопы,
гибкость, прыжок);
- музыкально-ритмические способности (чувство ритма, координация движений:
мышечная, двигательная, музыкально-ритмическая координация);
- сценическая культура (эмоциональная выразительность, создание сценического образа).
Формы предъявления результатов – открытый урок, защита творческой работы,
участие в конкурсах, фестивале хореографического творчества, отчетном концерте.
№

ФИО
учащегося

Хореографические Музыкально- Сценическая
данные
ритмические
культура
способности

Опрос

Общее
кол-во
баллов

1.






Примерные вопросы к опросу:
Музыка, ритм и движения;
Работа мышц и суставов;
Понятие правильной осанки;
Образное мышление и воображение.

Критерии оценивания:
Высокий уровень - 3 балла
Средний уровень - 2 балла
Низкий уровень - 1 балл

6. Методические материалы
Программа построена на обобщении опыта работы с детьми этого возраста. В ней
использованы методические рекомендации из учебных пособий по ритмопластике,
бальному танцу. Так же используются некоторые требования по преподаванию основ

классического, народного, историко-бытового танцев. Программа строится на
традиционных знаниях психолого-физических особенностей детей, в ней учитывается
различия природных способностей детей и их физические данные.
Главный принцип работы с детьми - это дифференциация, внимательность и
доброжелательное отношение к детям. Занятие хореографией должно приносить радость.
Все занятия по данной программе проводятся в игровой форме. На первом году
обучения учащиеся занимаются танцевально-ритмической гимнастикой, в которую входят:
1. Игроритмика - помогает ребенку развить чувство ритма, двигательных
способностей, учит красиво и координационно правильно выполнять движения под
музыку.
В этом разделе рекомендуются такие музыкально-ритмические упражнения, как:
марш, спокойная ходьба, бег, шаг с носка, шаг с хлопком на каждый счет, «пружинка», шаг
с высоким подъемом ног, приставной шаг в сторону, прыжки, упражнения для рук, притопы
и хлопки на разные ритмические рисунки.
На втором году обучения игроритмика заменяется на ритмические упражнения,
задача которых научиться переходить от медленных движений к быстрым и обратно.
Для закрепления навыков выполнения упражнений в соответствии с темпом
музыкального произведения, можно провести игру «Передача мяча по кругу».
Описание игры. Участники построены в круг лицом к центру. У одного из играющих
в руках волейбольный мяч (если круг большой, то можно дать 2-3 мяча). Звучит музыка в
различном темпе: медленном, среднем, быстром. При медленном темпе участники
передают мяч соседу вправо по кругу; при среднем темпе - передают мяч на уровне груди;
при быстром темпе - перекатывают по полу.
2. Игрогимнастика – укрепляет осанку, развивает эластичность и гибкость суставов
и позвоночника, а также осваиваются различные виды движений.
В этот раздел входит изучение строевых приемов («Направо», «Налево», «Кругом»).
Строевой шаг на месте, бег и ходьба по звуковому сигналу (хлопку); упражнения на
внимание. Например, один хлопок – выполнение ходьбы на месте; два хлопка - бег по кругу.
Так же в этот раздел входит изучение упражнений с различными предметами.
Упражнения с предметами - ценное средство для развития выносливости, ловкости,
быстроты, смелости и настойчивости. Броски, ловля, перекаты, вращения и другие
упражнения с предметами, связанные с умением распределять движения в пространстве и
во времени, и сочетать их с движениями тела, требуют разносторонней координации и
тонких мышечных ощущений.
Среди движений, которые выполняются в контакте «человек - предмет», наиболее
простыми являются махи, круги и вращения. При этом важное значение имеет правильный
хват предмета.
Упражнения с обручем - это прекрасное средство для развития координации,
быстроты, двигательной реакции, точности движений. Упражнения с обручем увеличивают
силу рук, особенно пальцев и кисти, эффективно влияют на формирование правильной
осанки.
Упражнения с обручем подразделяются на: повороты, вращения, броски и ловля,
прыжки в обруч и через него, маховые движения, перекаты обруча. Все движения с обручем
выполняют одной или двумя руками, в различных направлениях и плоскостях, в сочетании
с движениями туловища и ног.
Хваты. Начинать занятия рекомендуется со знакомства детей с хватами обруча и
способами их изменения. Хваты обруча бывают: двумя руками снаружи и изнутри. Обруч
держат тремя пальцами (большим, указательным, средним) легко и свободно. Хват обруча
одной рукой бывает сверху и снизу. Обхватывают обруч всеми пальцами без напряжения
(большой палец снаружи). Хват меняют либо небольшим броском обруча, либо перебором
пальцев. Положение обруча по отношению к полу может быть: горизонтальным,
вертикальным и наклонным.

По отношению к телу обруч может находиться в лицевой, боковой и промежуточной
плоскостях.
Повороты обруча являются подготовительными к изучению вращений. Выполняют
их двумя или одной рукой в различных плоскостях и направлениях, в сочетании с
движением туловища и ног.
Последовательность занятий.
1. Вертикальные повороты обруча в лицевой плоскости.
И.п. - стоя, ноги врозь, обруч вертикально вперед, хват снаружи.
1-2 - передавая тяжесть на правую ногу, левую в сторону на носок, поворот обруча
книзу - направо с наклоном туловища влево;
3-4 - выпрямиться, повернуть обруч направо, и.п.;
5-8 - то же, что на счет 1-4, но в другую сторону.
И.п. - обруч вертикально вперед хватом снаружи.
1-2 - приставной шаг влево, поворот обруча направо,
3 - шаг влево, правая нога в сторону на носок,
4 - наклон туловища вправо,
5-8 - выпрямляясь повторить движение в другую сторону.
2. Повороты обруча в горизонтальной плоскости.
И.п. - руки вверх, хват снаружи с боков. Выполнить повороты направо и налево до
скрещивания рук.
При выполнении поворотов обруча надо следить за точным сохранением плоскости
его движения (вертикальной или горизонтальной). Для сохранения обруча в нужной
плоскости необходимо ощущать его вес. Этого можно добиться, только выполняя
упражнение ненапряженной рукой.
Перекаты. При выполнении перекатов в сторону, тяжесть тела следует переносить с
одной ноги на другую. К перекатам обруча по полу присоединяют добавочные действия:
бег, прыжки, равновесия и т.д. Во время перекатов обруч не должен колебаться.
1) И.п. - левая нога в сторону на носок, обруч вертикально на полу справа в лицевой
плоскости. Левая рука лежит сверху на обруче, слегка его, поддерживая, правая рука с
правого бока хватом снаружи.
1 - шаг влево, правая нога в сторону на носок, толкнуть обруч правой рукой влево, 2
- остановить катящийся обруч левой рукой, принять и.п.
2) То же, заменив шаги выпадом влево и вправо, перекатывая обруч за спиной,
догоняя катящийся обруч легким бегом.
3. Игропластика – развивает мышечную силу, гибкость. Учит свободно выражать
свои эмоции. Сюда входит изучение упражнений на гибкость, на укрепление мышц живота,
для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра.
1). И.п. - стоя на левом колене согнутая правая нога впереди, руки на правом колене.
На счет раз-два-три подать левое бедро и таз вперед- вниз, на счет четыре - вернуться в и.п.
То же с другой ноги.
Повторить упражнение 16 раз.
2). И.п. - стоя, ноги шире плеч. На счет «раз» - наклоны вперед, положить ладони на
пол, на счет «два» - развести пятки в стороны, на счет «три» - развести носки в стороны, на
счет «четыре», как на счет «два», на счет «пять» - перевести пятки вовнутрь, на счет
«шесть» перевести носки вовнутрь, на счет «семь», как на счет «пять», на счет «восемь» вернуться в и.п. Повторить упражнение 10 раз.
Упражнения для развития мышечной силы в образных и игровых двигательных
действиях и заданиях.
1) «Ежик». И.п. - сесть на корточки, лицо спрятать в колени.
Черный носик показался (поднять головы), ежик нас не испугался (улыбнуться,
повороты головой вправо, влево) и, обнюхав все следы, (обнюхивание носом пространства

вокруг себя) зашагал по грибы (семенящими шагами разойтись в разные стороны, имитируя
поиск и сбор грибов).
2) «Воробьи».
И.п. - основная стойка - руки на поясе.
Мы прыгаем на месте, (прыжки на месте, вперед, назад) прыг да скок, носочки
вместе, и вперед, и назад. Воробьишка прыгать рад (имитация воробьиных трелей) и
правей, и левей,
(прыжки вправо, влево) прыгай выше, не робей! (прыжки вверх, рукикрылья свободно двигаются).
3) «Лодочка», «Лягушка», «Часики-ходики», «Медвежонок», «Ласточка» и другие.
В этом разделе используются также упражнения пальчиковой гимнастики:
- «Улитка»: Ладонь опущена вниз, указательный и средний пальцы выставлены
вперед и изображают рожки улитки, остальные прижаты к ладони. Сгибаем и разгибаем
указательный и средний пальцы, показывая, как прячутся рожки.
Осторожная улитка
Может рожки прятать прытко:
Лишь дотронемся до них –
Уберет их в тот же миг.
- «Бабочка»: Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.
Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.
Ах, красавица, какая –
Эта бабочка большая!
Над цветами полетала –
И мгновенно вдруг пропала.
- «Червячок»: Указательный и большой пальцы подушечками стоят на столе и
делают шажки, изображая движения гусеницы. Остальные пальцы прижаты к ладони.
Червячок ползет по травке
Вдоль опушки, вдоль канавки.
Он короткою тропой
Возвращается домой.

Список литературы для педагога
1. Базарова Н.П. Азбука классического танца – Л.: Искусство, 1983-207 с.;
2. Барышникова Т.К. Азбука хореографии – М.: Айрис, 1999-266 с.;
3 Ваганова А.Я. Основы классического танца – М.: Просвещение, 2004. – 48 с.
6. Захаров Р. В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта - М.: Искусство
1989 – 238 с.;
7. Костровицкая В.С.100 уроков классического танца – Л.: Искусство, 1981 – 263с.;
8. Лопухов. А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца – М.: Лань,
Планета музыки., 2000 – 344 с.;
9. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика – М.: ГИТИС.,
2000-200с.;
10. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца – М.: Просвещение 1985 – 223с.;
11. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология – М.: Просвещение.,
1999 – 288с.;
12. Поталицина О.В. Образовательная программа дополнительного образования
детей художественно - эстетической направленности «Современные танцы» 2000-20с.;
13. Рутберг И.Г. Пантомима. Движение и образ – М.: Советская Россия 1981-160с.;
14.Серебренников Н.Н. Поддержка в дуэтном танце - Л.: Искусство 1969-133с.;
15. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера - М.: Просвещение 1986 – 192с;
16. Фокин М.М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Сценарии и
замыслы балетов. Статьи, интервью и письма - Л.: Искусство 1981 – 79с.;
17. Хавилер Д.С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки – М.:
«Новое слово» 2004-60с.;
18. Плисецкая М.М. Я, Майя Плисецкая – М.: Новости 1997 – 472с.
Список литературы для учащихся (родителей)
1. Бахрушин Ю. А. История русского балета – М.: Советская Россия 1965-227 с.;
2. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность – М.: Искусство 1987- 556
с.;
3. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца – М.: Просвещение 1985 – 223с.;
4. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология – М.: Просвещение., 1999
– 288с.;
5. Плисецкая М.М. Я, Майя Плисецкая – М.: Новости 1997 – 472с.

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025 г.

Учебный план
адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы художественной направленности
«Ритмика»
№
п/п

Модуль

Первый год обучения
Всего

Теория

Практика

1.

«Азбука танца»

42

22

20

2.

Основы
хореографии

30

10

20

Итого:

72

32

40

Всего по
программе:

Формы аттестации (контроля)
Беседа, педагогическое
наблюдение, контрольное
упражнение
Защита творческой работы,
импровизация, контрольное
упражнение, опрос,
педагогическое наблюдение

72 учебных часов

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025 г.

Календарный учебный график
адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
художественной направленности
«Ритмика»
на 2025-2026 учебный год
Этапы образовательного
процесса
Начало учебного года

1 год обучения

Примечание

29 сентября 2025 г.

Формирование
объединений
Продолжительность
учебного года
Промежуточная аттестация
(контроль)

15 сентября 2025г.27 сентября 2025г.
36 недель

Промежуточная аттестация
(контроль)
Окончание учебного года

22-23 июня 2026г.

Резерв учебного времени

5 часов

нет

29 июня 2026г.

окончание учебного года может
быть перенесено на срок в
соответствии с резервом
учебного времени
5% от продолжительности
ДООП

зимние

Каникулы
с 01 января 2026г. – 08 января 2026г.

летние

с 01 июня 2026г. – 31 августа 2026г.

праздничные нерабочие
дни

04.11.2025, 31.12.2025, 01-08.01.2026, 23.02.2026,
08.03.2026, 01.05.2026, 09.05.2026, 12.06.2026

Управление образования Березовского муниципального округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025 г.

Рабочая программа педагога
по адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Ритмика»
Модуль 1 «Танцевальная мозаика»

Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 4 месяца

Составитель программы:
Саксонова Анастасия Ивановна
педагог дополнительного образования

г. Березовский

Пояснительная записка
Рабочая
программа
педагога
по
адаптированной
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Ритмика» является частью
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет
собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения.
Модуль 1 «Танцевальная мозаика» позволяет познакомиться с искусством танца,
происходит формирование знаний в области хореографической культуры и развитие
творческих способностей учащихся. Модуль рассчитан на 4 месяца обучения.
Цель и задачи модуля
Цель: развить физические, эстетические и творческие способности учащихся.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач:
Образовательные:

Научить детей владеть своим телом;

Обучить культуре движения;

Научить вслушиваться в музыку;

Различать выразительные средства, согласовывать свои движения с
музыкой.
Развивающие:

Развивать и функционально совершенствовать органы дыхания,
кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма;

Совершенствовать психомоторные способности детей, мышечную силу,
гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
Воспитательные:

Воспитать интерес к танцевальной культуре;

Воспитывать самостоятельность, пунктуальность, аккуратность;

Воспитать умение работать в коллективе и в парах;

Воспитывать навыки культурного поведения не только на сцене, но и в
обществе.
Особенностью обучения является ориентация на развитие:
- творческого подхода к работе;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления;
- умения аргументировать свою позицию.
Наиболее распространенные методы занятий в объединении:

Объяснительно-иллюстративный, наглядный метод

Репродуктивный метод

Игровой метод

Метод стимулирования и мотивации

Метод создания проблемно-поисковых ситуаций

Метод создания ситуации успеха

Методы взаимоконтроля.
При проведении занятий учитываются:

дидактические требования к занятию;

психологические требования к занятию;

возрастные особенности учащихся;

требования к технике безопасности на занятиях.

Планируемые результаты
Учащиеся умеют:

двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным
характером музыки;

реагировать на начало музыки и её окончание, исполнить музыкальное
вступление preparation;

исполнять движения в соответствии с темпом и ритмом музыки;

давать характеристику прослушанному музыкальному произведению.
Учащиеся знают:

правила исполнения движений;

значение хореографии для человека.
Личностные результаты:
 готовность и способность к саморазвитию;
 целеустремленность в достижении поставленной цели;
 умение работать в коллективе и в парах;
 уважение к творчеству других.
Учебно-тематический план
№

Первый год обучения
Название темы
Количество часов
общее

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Подготовительные упражнения

16

6

10

3.

Играя – танцуем

10

3

7

Всего учебных часов:

28

10

18

Календарно-тематическое планирование
Формы
контроля

Месяц

Тема занятия

Содержание занятия

Часы

Сентябрь

Вводное занятие

2

Беседа

Октябрь

Играя-танцуем

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Октябрь

Играя-танцуем

Знакомство. Беседа с
учащимися и родителями о
целях, задачах обучения,
требованиях.
Танцевальная музыка:
марши, польки, вальсы,
пляски, хороводы. Песенная
музыка.
Танцевальная музыка:
пляски, хороводы. Песенная
музыка.

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Примечание

Октябрь

Играя-танцуем

Музыкальный размер.
Сильная доля. Музыкальное
вступление. Акцентировка
хлопками и притопами
сильной доли.
Развитие мышц шеи и
плечевого пояса.

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Октябрь

Подготовительные
упражнения

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Ноябрь

Подготовительные
упражнения

Упражнение «Шарик» движение округлых рук
«Воротца», «Корзиночка»,
«Замочек», «Лодочка»
Развитие силы мышц и
подвижности суставов ног.
Развитие подвижности и
натянутости стоп. Развитие
выворотности в
тазобедренном и коленном
суставах. Умение
ориентироваться в движении.
В положении лёжа на спине и
на боку поднимать
вытянутые ноги
Упражнение «Лягушка»
исполняется лёжа на спине.
Перестроение одного круга
на два и наоборот

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Ноябрь

Подготовительные
упражнения

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Ноябрь

Подготовительные
упражнения

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Ноябрь

Играя-танцуем

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Декабрь

Подготовительные
упражнения

Упражнение «Змейка»,
«Улитка»
Растяжка и шпагат. Работа в
парах.
Упражнения на доверие
Растяжка и шпагат.

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Декабрь

Подготовительные
упражнения

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Декабрь

Играя – танцуем

Разучивание
танцевального номера.

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Декабрь

Подготовительные
упражнения

Повторение пройденного
материала, растяжка,
шпагат.

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Декабрь

Подготовительные
упражнения

Репетиция танцевального
номера

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Всего:

28

Управление образования Березовского мцниципального округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025 г.

Рабочая программа педагога
по адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Ритмика»
Модуль 2 «Основы хореографии»

Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 6 месяцев

Составитель программы:
Саксонова Анастасия Ивановна
педагог дополнительного образования

г. Березовский

Пояснительная записка
Рабочая
программа
педагога
по
адаптированной
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Ритмика» является частью
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет
собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения.
Модуль 2 «Основы хореографии» происходит формирование знаний в области
хореографической культуры и развитие творческих способностей учащихся. Модуль
рассчитан на 6 месяцев обучения.
Цель и задачи модуля
Цель: способствовать формированию личности ребенка с развитым
художественно-эстетическим вкусом и системой ценностей в восприятии современной
культуры.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач:
Образовательные:

Расширить кругозор учащихся в области истории балета;

Научить детей владеть своим телом;

Сформировать у детей музыкально-ритмические навыки правильного и
выразительного движения.
Развивающие:

Развить музыкально-ритмические способности детей, творческое мышление,
воображение, фантазию;

Развивать и функционально совершенствовать органы дыхания,
кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма;

Совершенствовать психомоторные способности детей, мышечную силу,
гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности.
Воспитательные:

Воспитать эстетический вкус, интерес к творческой деятельности;

Воспитать активную жизненную позицию, лидерские качества;

Сформировать общую культуру поведения ребенка в обществе.
Особенностью обучения является ориентация на развитие:
- творческого подхода к работе;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления;
- умения аргументировать свою позицию.
Наиболее распространенные методы занятий в объединении:

Объяснительно-иллюстративный, наглядный метод

Репродуктивный метод

Игровой метод

Метод стимулирования и мотивации

Метод создания ситуации успеха

Методы взаимоконтроля.
При проведении занятий учитываются:

дидактические требования к занятию;

психологические требования к занятию;




возрастные особенности учащихся;
требования к технике безопасности на занятия.
Планируемые результаты

Учащиеся умеют:

реагировать на начало музыки и её окончание, исполнить музыкальное
вступление preparation;

исполнять движения в соответствии с темпом и ритмом музыки.
Учащиеся знают:

правила исполнения движений;

значение хореографии для человека.
Личностные результаты:
 целеустремленность в достижении поставленной цели;
 умение работать в коллективе и в парах;
 уважение к творчеству других.
Учебно-тематический план
№

Первый год обучения
Название темы
Количество часов
общее

теория

практика

1.

Организационное занятие

2

1

1

2.

Танцевальные элементы

30

15

15

3.

Репертуар

8

2

6

4.

Концертная деятельность

4

1

3

Всего учебных часов:

44

19

25

Календарно-тематическое планирование
Формы
контроля

Месяц

Тема занятия

Содержание занятия

Часы

Январь

Организационное
занятие

Повторение пройденного
материала.

2

Январь

Танцевальные
элементы

Танцевальные элементы: 2
простой шаг, простой
танцевальный шаг.

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Январь

Танцевальные
элементы

Репетиция танцевальных
номеров

Февраль

Танцевальные
элементы

Хлопки: варианты в паре 2
по ладоням партнера.

Беседа,
педагогическое
наблюдение,
контрольное
упражнение
Беседа,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа

Примечание

Февраль

Репертуар

Февраль

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Танцевальные
элементы

Ориентация в пространстве:
использовать все
разнообразия
композиционного рисунка.
Репетиция танцевальных
номеров

2

Март

Танцевальные
элементы

Этюды, танцевальные
игры, массовые танцы.

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение,
контрольное
упражнение
Беседа,
педагогическое
наблюдение

Март

Репертуар

Разучивание нового
танцевального номера.

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Март

Танцевальные
элементы

Повторение пройденного
материала.

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Март

Танцевальные
элементы

Растяжка и шпагат.

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Апрель

Танцевальные
элементы

Репетиция танцевальных
номеров, разучивание новых
танцевальных связок

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Апрель

Танцевальные
элементы

Прослушивание
музыкального
произведения.
Характеристика детьми
этого произведения.

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Апрель

Репертуар

Повторение танцевального
номера.

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Апрель

Репертуар

Разучивание новых
танцевальных элементов.

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Май

Танцевальные
элементы

Акцентировка хлопками и
притопами сильной доли.

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Май

Танцевальные
элементы

Исполнение этюдов,
танцевальных игр и
массовых танцев на
музыку различных жанров
и на мелодии детских
песен, мелодии из
мультфильмов, сказок,

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Май

Танцевальные
элементы

Май

Танцевальные
элементы

знакомых и любимых,
детям.
Ходьба. Шаги с
одновременной работой
рук, корпуса, головы.

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

2

высоко поднятым
коленом, бег с остановкой.
Упражнения для рук.

Беседа,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Бег с захлестом голени назад,
выбросом ног вперед, легкий
бег на полупальцах. Бег с

Июнь

Танцевальные
элементы

Июнь

Танцевальные
элементы

ОФП, растяжка

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Июнь

Концертная
деятельность

Повторение пройденного
материала. Репетиция.

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Июнь

Концертная
деятельность

Отчетный концерт

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Всего:

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».