Говоруша

Управление образования Березовского муниципального округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическим совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Говоруша»

Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года

Составитель программы:
Лисая Оксана Адисоновна
педагог дополнительного образования

г. Березовский

Структура
1. Пояснительная записка
- нормативно – правовые основания разработки программы;
- сведения о программе;
- характеристика предмета (его значимости);
- направленность;
- адресат;
- срок реализации программы;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом;
- режим занятий;
- формы обучения и виды занятий;
- цель и задачи программы
2. Содержание программы
3. Планируемые результаты
4. Организационно-педагогические условия программы
- материально-техническое обеспечение;
- информационное обеспечение (печатное и электронное);
- кадровое обеспечение
5. Оценочные материалы
6. Методические материалы
Список литературы

1. Пояснительная записка
Нормативно – правовые основания разработки программы
Основой для разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы социально - гуманитарной «Говоруша» являются следующие нормативно правовые документы:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании
Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Постановление
Главного
государственного санитарного врача
РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20
«Санитарно - эпидемиологические
требования к организациям
воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее — СанПиН);
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г.
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»,
5.
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
6.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
7.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09 - 3432 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
8.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
9.
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации».
10.
Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ.
Сведения о программе
За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны
Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению
чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику
обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико - синтетический метод.
Программа предназначена для детей 5-7 лет, рассчитана на 2 года прохождения курса в
режиме дополнительных занятий.
Общая характеристика программы
В ходе реализации программы проводится целенаправленная работа по
обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию
звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической
речи. Программа предполагает сформировать у детей предпосылки для чтения на уровне
индивидуальных возможностей каждого ребенка, формирование языкового чутья
происходит в играх различной сложности и направленности.

С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям
и желание узнавать новое. На занятиях используются пальчиковые игры, элементы лепки,
рисования, аппликации, конструирования для развития мелкой моторики руки. Игровая
деятельность делает занятия увлекательными и желанными. Программа основана на
принципах доступности, посильности, систематичности и последовательности в обучении.
Актуальность
предлагаемой
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на
подготовку детей к дальнейшей адаптации детей в школе. От того, как ребенок будет
введен в грамоту, то есть, иметь развитый фонематический слух, хорошую устную речь,
правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в
делении слов на слоги, уметь правильно держать карандаш и свободно ориентироваться в
тетради. во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении
русского языка в целом.
Программа не дублирует ФГОС ДОО, но учитывает требования ФГОС к
направлениям развития ребенка.
Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки
образовательной деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными
инфекциями образовательный процесс организуется с применением дистанционных
технологий.
Направленность
Направленность программы: социально-гуманитарная
Адресат общеразвивающей программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
предусматривает обучение детей с 5 до 7 лет.
У детей в этом возрасте продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее
звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные
звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при
чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется
грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно
занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются
синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать
по картинке, передавая не только главное, но и детали. В высказываниях отражаются как
расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте.
Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы,
антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной
образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды
монологической речи.
К освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
допускаются все дети, без предъявления требований к уровню образования.
Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на обучение: без
ОВЗ.
Наполняемость группы
Форма занятий – групповая. Ожидаемое количество детей в одной группе: 10 человек.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа для учащихся в возрасте 5-6 лет - 25
минут.
для учащихся в возрасте 6-7 лет - 30 минут.
После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Объем и срок реализации программы
Объем программы – 144 часа. Программа рассчитана на 2 года обучения.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы – 144 часа, из них:
1 год обучения - 72 учебных часа;
2 год обучения - 72 учебных часа.
Формы обучения
Обучение осуществляется в очной форме.
Обучение осуществляется в очной форме.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы:
- диагностические срезы
- наблюдения за деятельностью детей во время занятий
- викторины
- праздники
Виды занятий
- теоретические;
- практические.
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие устойчивого интереса к процессу обучения, привитие
любви к родному языку, овладение навыками связной речи.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач:
Обучающие:

пополнить активный и пассивный словарный запас, и умение
использовать его в речи

формировать навык чтения: запоминание графического облика букв,
соотнесение звуков с буквами, чтение слогов, чтение односложных и двусложных
слов

получить навыки словообразования и словоизменения

формировать правильное звукопроизношение
Развивающие:

развить сенсорику, крупную и мелкую моторику, фонематический
слух

развивать память, внимание, творческое воображение

развивать грамматический строй речи

развивать речевую культуру дошкольника, формировать грамотный и
правильный строй речи.
Воспитательные:

пробуждать интерес к книге

развивать культуру речи

воспитать любовь и уважение к родному языку
2. Содержание программы
Учебный план

№
п/
п

Первый год обучения
Модули

Всего

Теория

Прак
тика

В мире
звуков и
слов

72

20

52

От буквы
к слову

_

_

_

Формы
аттестации
(контроля)
Контрольные
тесты, участие в
викторинах и
конкурсах,
графический
диктант,
шнуровка,
штриховка,
промежуточная
аттестация

1.

2.

Второй год обучения

Всего
учебных часов

Всего

Теория

Прак
тика

_

_

_

72

22

50

Формы
аттестации
(контроля)
Контрольные
тесты, участие
в викторинах и
конкурсах,
графический
диктант,
шнуровка,
штриховка,
промежуточная
аттестация

144

Учебно-тематический план
первый год обучения
Количество часов:
№
п/п

Названия модулей и
тем

Всего

Теория

Практика

72

20

52

1.

«В мире звуков и
букв»
«Звуки вокруг нас»

12

4

8

Знакомство с
терминами звук,
слог, слово
Звук и буква

20

6

14

8

4

4

Развитие навыков
общения и связной
речи
Развитие мелкой
моторики

20

4

16

12

2

10

Всего учебных
часов

72

20

52

2.

3.

4.

5.

Формы аттестации (контроля)

Контрольное упражнение,
педагогическое наблюдение
Контрольное упражнение,
опрос,
педагогическое наблюдение
Беседа, контрольное
упражнение,
педагогическое наблюдение
Контрольные тесты
Шнуровка, штриховка,
промежуточная аттестация

Содержание учебно-тематического плана
первого года обучения
Тема 1. «Звуки вокруг нас»
Теория
Звуки вокруг нас. Неречевые звуки. Речь окружающих. Дыхание и речь. Знакомство с
органами артикуляции, знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки.

Практика
Составление рассказа по сюжетной картине.
Упражнения на различие звуков. Звукоподражание.
Компьютерная игра «Мир звуков». Направление звуков в пространстве. Координация
движений и звуков. Викторина «Поиграй-ка».
Упражнения на развитие физиологического дыхания.
Тема 2. Знакомство с терминами звук, слог, слово
Теория
Слог, слово, предложение. Звуковой состав слова. Гласные звуки. Согласные звуки.
Практика
Определение положения звука в слове (начало, середина, конец).
Определение количества слогов, упражнения в определении первого звука в слове; в
выделении определенного звука в начале, середине, конце слова; дидактические игры на
придумывание слов с «заданным звуком». Звукоподражание. «Сказка про Оха и Аха».
Тема 3. Звук и буква
Теория
Дифференциация понятий «звук» и «буква».
Практика
Упражнения на дифференциацию гласных и согласных звуков.
Игровая познавательная деятельность на подбор слов с заданным количеством слогов,
определение количества слогов в слове.
Тема 4. Развитие связной речи
Теория
Обучение ответам на вопросы, диалогической речи. Мимика и речь.
Практика
Обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре, образовании слов с разными
смысловыми оттенками, подбор обобщающих определений к серии картинок,
использование образных слов, сравнений, эпитетов, подбор синонимов и антонимов,
упражнения в правильной постановке вопросов к словам.
Тема 5. Работа по развитию мелкой моторики руки
Теория
Виды штриховки. Знакомство с работой со специальными развивающими предметами.
Правила игр и упражнений.
Практика
Штриховка, обведение по контуру. Графический диктант. Работа со специальными
развивающими предметами, шнуровки, ниткопись, плетение, игры-головоломки.
Работа с трафаретами.
Рисование линий: прямые дорожки, фигурные; рисование по точкам, по контурам по
клеточкам; Рисование линий, фигурных дорожек.
Учебно-тематический план
второго года обучения
№п/п

Названия разделов и
тем
«От буквы к слову»

Всего

Теория

Практика

72

22

50

1.

«Слог, слово,
предложение»

14

4

10

2.

«Большой мир
звуков»

18

8

10

Формы аттестации
(контроля)
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Контрольное
упражнение,
педагогическое

наблюдение
3.

Понятия «звук» и
«буква»

12

2

10

4.

Сочиняем истории

16

6

10

5.

Готовим руку к
письму

12

2

10

Всего учебных часов

72

22

50

Контрольное
упражнение,
педагогическое
наблюдение
Беседа
Графический
диктант,
штриховка,
промежуточная
аттестация

Содержание учебно-тематического плана
Тема1. «Слог, слово, предложение»
Теория
Органы речи. Язык. Губы. Зубы. Движение артикуляционных органов.
Слог, слово, предложение. Звуковой состав слова. Гласные звуки. Согласные звуки.
закрепление зрительных образов букв и умения соотносить звук с буквой.
Практика
Упражнения на формирование правильного артикуляционного уклада. Загадки про
органы речи. Песенки – разминки.
Упражнения на дифференциацию гласных и согласных звуков. Э.Успенский
«Заколдованная буква».
Тема 2. «Большой мир звуков»
Теория.
Знакомство со способами деления слов на части, выделение сильного слога, повторение
классификации звуков.
Практика
Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих
согласных; деление слов на слоги, игра «Хлопок».
Тема 3. Понятия «звук» и «буква»
Теория
Образование звуков русского языка. Высота, сила, тембр голоса. Слоговая структура
слова. Слог и слово. Слово и предложение. Звуковой анализ состава слогов и слов;
дифференциация понятий «звук» и «буква»; соотнесение букв и звуков.
Практика
Игры на определение звуков в словах. Составление прямых и обратных слогов.
Дидактические и развивающие игры при знакомстве с понятием «звук» и «буква»,
закрепление навыков правильного грамматического строя предложения; восстановление
деформированного предложения; построение высказываний и самостоятельных
суждений; диалоги со сверстниками и педагогом. Творческая работа «Тайна волшебных
слов».
Тема 4. Сочиняем истории
Теория
Обучение ответам на вопросы, диалогической речи. Темп речи. Ритм речи.
Выразительность речи. Речь и движение. Фразовая речь.
Практика

Обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре.
Беседа «Когда один я дома». Творческая работа «Мы сочиняем сказку».
Тема 5. Готовим руку к письму
Теория
Изучение границ клетки и строк.
Практика
Штрихование и раскрашивание, рисование по памяти, рисование узоров по клеточкам на
слух, срисовывание предметов по клеткам и по точкам, дорисовывание недостающих
частей предметов, копирование точек, палочек, узоров, ломаных и кривых линий.
3. Планируемые результаты
Первый год обучения:
Метапредметные результаты:

будут уметь проводить слоговой анализ слов;

будут подбирать слова на заданное количество слогов;

будут составлять слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков
или слогов в названии картинок;
Предметные результаты:

будет сформировано понятие «звук»; органы артикуляции, способы
произнесения звука, его условное обозначение;

будут уметь давать акустические характеристики звука: согласные и гласные
звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
Личностные результаты:

будет воспитан интерес к книге

воспитать любовь и уважение к родному языку
Второй год обучения:
Метапредметные результаты:

будут выделять звук в начале, конце и середине слова, определять
положения звука в слове;

будут проводить звуковой анализ состава слогов и слов;

будут читать и составлять слоги и слова;

будут выделять в словах первый и последний слог;

будут подбирать слова на заданный слог;

будут соотносить букву и звук;
Предметные результаты:

будут развиты зрительно-пространственные представления;

будут владеть звуко - буквенными обозначениями;

будут правильно ставить ударение в знакомых словах;

будут владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение», знать
порядок букв и название (алфавит);

будут составлять простые предложения, обладать достаточным словарным
запасом для выражения своих мыслей.
Личностные результаты:

будет сформировано положительное отношение к школьному обучению.

будет воспитан интерес к предмету и процессу обучения в целом;

будет воспитано терпение, настойчивость, самостоятельность.

4. Организационно - педагогические условия программы
Материально-техническое обеспечение
Организация образовательной деятельности осуществляется в условиях кабинета,
оборудованного в соответствии с нормами техники безопасности и санитарногигиеническим правилам в здании БМАУДО ЦДТ г. Березовский. В кабинете имеется
дидактический, методический, демонстрационный материал, позволяющий полноценно
реализовать учебно-воспитательный процесс.
№
п/п

Технические средства и оборудование
Наименование
образовательной
программы

«Говоруша»
(развитие речи и
подготовка к
обучению грамоте)

Кабинет оборудован:
стол педагога – 1
стул для персонала -1
стул детский – 24
стол детский с регулируемыми опорами – 10
скамейка – 1
пристенная мебель (стенка) – 1
комплект мягких модулей – 1
лампа бактерицидная настенная – 1
шкаф-тумба для пособий (открытый) – 1
доска маркерная настенная – 1
Аудиовизуальные средства:
ВИДЕО -, CD – магнитофон с обучающими дисками и кассетами
интерактивная доска
ноутбук
Канцелярские товары:
Карандаши
цветные ручки
фломастеры
тетради
линейки
трафареты с буквами
стирательные резинки
Дидактические игры:
«Четвертый – лишний»
«Ты – откуда?»
«Противоположности»
«Назови одним словом»
«Подбери по смыслу»
«Антонимы» (Прилагательное)
«Антонимы» (Глаголы)
«Многозначные слова»
«Времена года» (Обобщение)
«Круглый год» (Сюжетные картины)
«Город мастеров»
«Знаю все профессии» (Обобщение)
«Профессии» (Знакомство)
«Моя первая книга о профессиях»

Наглядно – дидактические пособия:
магнитные буквы
«Инструменты»
«Мебель»
«Машины спец. назначения»
«Посуда»
«Одежда, обувь»
«Профессии. Человечки. Схемы»
«Продукты питания»
Рассказы по картинкам:
«Профессии»
«Подбери по смыслу»
«Назови одним словом» (трансп. средства)
«Противоположности»
Плакаты:
«Прогулки»
«Средства передвижения»
Раздаточный материал:
карточки с сюжетными картинками
веера гласных и согласных букв
сигнальные карточки для обозначения звуков

Методическое и информационное обеспечение

Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического издания и
(или) наименование электронного образовательного, информационного
ресурса (группы электронных образовательных, информационных
ресурсов)
1. http://www.ed.gov.ru/- сайт Министерства просвещения РФ
2. http://www.edu.ru/– каталог образовательных интернет-ресурсов;
3. www.vio.fio.ru - - Федерация Интернет-образования;
4. http://www.auditorium.ru/ - Российское образование – сеть порталов;
5. http://1september.ru - Сайт газеты «Первое сентября» /методические
материалы/;
6. http://som.fsio.ru/- сетевое сообщество методистов;
7. http://it-n.ru – Сеть творческих учителей;
8. http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека;
9. www.virlib.ru – Виртуальная библиотека;
10. www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека;
11. http://www.alleng.ru/edu - Образовательные ресурсы Интернета;
12. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов;
13. http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов;
14. http://www.academic.ru - словари и энциклопедии;
15. http://www.ug.ru - Сайт Учительской газеты;

Вид
образовательного и
информационного
ресурса
(печатный /
электронный)
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный

16. http://www.openclass.ru/ Открытый класс. Сетевые образовательные
сообщества;
17. http://www.vidod.edu.ru - Федеральный портал «Дополнительное
образование детей».
учебные, учебно-методические издания
Антопенков П.Е. Дошкольный проект «Готовимся к письму - М.: «РОСМЭН»,
2004.
Артикуляционная гимнастика «Тру – ля – ля» - М.: «АСТ АСТРЕЛЬ», 2002.
Арушанова А.Г. «Поговорки от Егорки» - М.: «Карапуз», 2003.
Бардышева Т.Ю. Учусь пересказывать, - М.: «Карапуз», 2003.
Гурин Ю.В. «Цикл: Развиваем речь»: «Чистоговорки и логопедические игры» М.: «ЛИТЕРА», 2006.
Ефимовский Е.С. «Игры, стихи, загадки для развития речи» - С.-Петербург:
«Литера», 2005.
Зуева Л.Н., Солошенко О.П. «400 необходимых заданий по обучению грамоте
для подготовки к школе» - М.: «АСТ АСТРЕЛЬ», 2004.
Казанская В.Г. «Личность ученика и учителя» - С.-Петербург: «КАРО», 2004.
Кожедуб Е. «Ступеньки от 4 до 5 лет», - М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.
Кожедуб Е. «Ступеньки от 5 от 6 лет», - М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.
Кожедуб Е. «Ступеньки от 6 о 7лет», - М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.
Колеченко А.К. «Энциклопедия пед. технологий», - С.-Петербург: «КАРО»,
2005.
Колтунова И.Р., Лазарева О.Н., Данилова М.Н. «Окружающий мир», Екатеринбург: «Е-Фактория», 1999.
Левина С.А., Тукачева С.И. «Физкультминутки», - Волгоград: «Учитель»,
2005.
Максакова А.Р. Логопедический материал «Жу-жу-жу, ля-ля-ля», - С.Петербург: «Карапуз», 2003.
Мюллер М. «Воздушные шары», (оформление праздников), - М.: «АРТРодник», 2004.
Нищева Н.В. «Будем говорить правильно», - С.-Петербург: «Детство-Пресс,
2002.
Нищева Н.В. «Играй-ка собирай-ка», - М.: «Детство-Пресс», 2004.
Нищева Н.В. «Играй-ка», - С.-Петербург: «Детство-Пресс», 2004.
Новикова и. «Спорил заяц с барсуком»: Стихи по развитию логического
мышления и речи, - М.: «ГНОМ», 2005.
Павлово – Зеленская Т. «Цикл: Гимнастика для языка», - М.: «ЛИТЕРА», 2004.
Русская азбука – зарядка «Тело человека», - С.-Петербург: «Карапуз», 2002.
Рычагова Е.С. «Я учу антонимы», - М.: «Карапуз», 2003.
Синицына Н.Ю. «Буква – озорница», (выпуск №1, №2). М.: «БАЛАСС», 2004.
Унзенкова А.В., Колтыгина Л.С. «Звукарик»: «Формирование навыков чтения
и грамотного письма у детей 5-6 лет», - Екатеринбург: «ЛИТУР», 2006.
Чернякова В.Н. «Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет», - М.:
«СФЕРА», 2004.
Информационно-телекоммуникационные сети:
-компьютер, подключен к сети Интернет.
Аппаратно-программные средства:
- операционная система MicrosoftWindowsXP;

Электронный
Электронный

печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный

- MicrosoftOffice 2007 (MicrosoftWord- текстовый процессор, MicrosoftExcel –
электронные таблицы, MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных
презентаций, InternetExplorer- веб- браузер).
Аудиовизуальные средства:
- мультимедийный комплект (переносной) – проектор, экран, ноутбук.
Кадровое обеспечение
Минимально допустимая квалификация педагога
Профессиональная категория: Первая категория
Уровень образования педагога: Высшее образование
Уровень соответствия квалификации: Образование педагога соответствует
профилю программы
5. Оценочные материалы.
5.1. Итоговая
аттестация
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе не проводится.
5.2. Промежуточная аттестация результатов освоения образовательной программы
осуществляется два раза в год, согласно календарному учебному графику.
Для
учащихся
первого
года
обучения
промежуточная
аттестация
предусматривается в конце учебного года, согласно календарному учебному графику.
5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для
определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели
и задач программы.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы:
- диагностические срезы
- наблюдения за деятельностью детей во время занятий
- викторины
- праздники
Оценочные материалы рабочей общеразвивающей программы дополнительного
образования «Говоруша»
Таблица 1
№ п\п
1.

Фамилия, имя
ребенка
Иванов П.

Обследование словаря
Последовательность
Главная тема
картинок
+
–

Рассказ
ребенка

Условные обозначения: «+» – задание выполнено правильно; «-» – задание не выполнено;
«×» – задание выполнено частично.
Таблица 2
Обследование звукопроизношения детей
№ Фамилия, [с] [с,] [з] [з,] [ц] [ш]
[ж]
[щ] [ч] [р] [р,] [л] [л,]
п\п имя
ребенка
1.
Иванов С.
+
+
+
+
+
ШЖ×
+
+
С
з
(суба) (зук)

Таблица 3
Обследование связной речи детей

[й]

+

№ п\п

1.

Фамилия, имя
ребенка
Иванов П.

Последователь
ность
картинок
+

Главная
тема

Рассказ ребенка

–

Условные обозначения: «+» – объект назван; логика описания выдержана или явно
прослеживается; минимум внеречевых реакций, практическое отсутствие замены слов
действиями(показом) или их количество минимально (1-2); «-» – объект не назван;
перечислено малое количество признаков из двух групп вперемежку; тенденции к
повествованию; «×» – объект не назван; перечисляются признаки из двух групп, но
вперемежку; интерес есть, явные внеречевые реакции, подмена слов показом
(больше, чем 2).
6. Методические материалы.
Основой для разработки методических материалов при организации работы
комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
является следующая система дидактических принципов:
создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих
факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его
детьми (принцип деятельности);
обеспечивается возможность продвижения каждого учащегося своим темпом
(принцип минимакса);
при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и
явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им
систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта
творческой деятельности (принцип творчества);
обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип
непрерывности).
Методы:
Игровой
Частично-поисковый
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Коллективной и индивидуальной работы
Технология проекта
Формы занятий
Занятие – игра
Занятие – сказка
Интегрированное занятие
Приемы:
Физкультурные паузы
Гимнастика для пальчиков
Гимнастика для глаз
Инструктажи и беседы по охране труда, правилам поведения и безопасности жизни
Список литературы для педагога

1.Антопенков П.Е. Дошкольный проект «Готовимся к письму», - М.: «РОСМЭН»,
2004.
2.Арушанова А.Г. «Поговорки от Егорки», - М.: «Карапуз», 2003.
3. Бардышева Т.Ю. Учусь пересказывать, - М.: «Карапуз», 2003.
4. Гурин Ю.В. «Цикл: Развиваем речь»: «Чистоговорки и логопедические игры», М.: «ЛИТЕРА», 2006.
5. Ефимовский Е.С. «Игры, стихи, загадки для развития речи», - С.-Петербург:
«Литера», 2005.
6. Зуева Л.Н., Солошенко О.П. «400 необходимых заданий по обучению грамоте
для подготовки к школе», - М.: «АСТ АСТРЕЛЬ», 2004.
7. Казанская В.Г. «Личность ученика и учителя», - С.-Петербург: «КАРО», 2004.
8. Колеченко А.К. «Энциклопедия пед. технологий», - С.-Петербург: «КАРО»,
2005.
9. Колтунова И.Р., Лазарева О.Н., Данилова М.Н. «Окружающий мир», Екатеринбург: «Е-Фактория», 1999.
10. Левина С.А., Тукачева С.И. «Физкультминутки», - Волгоград: «Учитель», 2005.
11. Нищева Н.В. «Будем говорить правильно», - С.-Петербург: «Детство-Пресс,
2002.
12. Новикова и. «Спорил заяц с барсуком»: Стихи по развитию логического
мышления и речи, - М.: «ГНОМ», 2005.
13. Павлово – Зеленская Т. «Цикл: Гимнастика для языка», - М.: «ЛИТЕРА», 2004.
14. Русская азбука – зарядка «Тело человека», - С.-Петербург: «Карапуз», 2002.
15. Рычагова Е.С. «Я учу антонимы», - М.: «Карапуз», 2003.
16. Синицына Н.Ю. «Буква – озорница», (выпуск №1, №2), - М.: «БАЛАСС», 2004.
17. Унзенкова А.В., Колтыгина Л.С. «Звукарик»: «Формирование навыков чтения и
грамотного письма у детей 5-6 лет», - Екатеринбург: «ЛИТУР», 2006.
Список литературы для детей:
1. Нищева Н.В. «Играй-ка собирай-ка», - М.: «Детство-Пресс», 2004.
2. Нищева Н.В. «Играй-ка», - С.-Петербург: «Детство-Пресс», 2004.
3. Кожедуб Е. «Ступеньки от 5 от 6 лет», - М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.
4. Кожедуб Е. «Ступеньки от 6 о 7лет», - М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.
5. Максакова А.Р. Логопедический материал «Жу-жу-жу, ля-ля-ля», - С.-Петербург:
«Карапуз», 2003.
6. Артикуляционная гимнастика «Тру – ля – ля», - М.: «АСТ АСТРЕЛЬ», 2002.
Список литературы для родителей:
1. Юлия Гиппенрейтер, «Общаться с ребенком. Как?», «Поведение ребенка в руках
родителей», «Чувства и конфликты».
2. Ирина Млодик , «Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную
тему» «Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить»
3. Людмила Петрановская, «Если с ребенком трудно», «Что делать если….»
4. Мария Осорина, «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
5. Ольга Владимировна Хухлаева, «В каждом ребенке – солнце? Родителям о
детской психологии»
6. Бретт Дорис, «Жила-была девочка, похожая на тебя...»

7. Адель Фабер, Элейн Мазлиш, "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать,
чтобы дети говорили"
8. Росс Грин, «Взрывной ребенок».
9. Джон грей, «Дети с небес»
10. Лютова Е.К., Монина Г.Б. "Шпаргалка для взрослых"

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025 г.

Учебный план
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
«Говоруша»
№
п/
п

Первый год обучения
Модули

Всего

Теория

Прак
тика

В мире
звуков и
слов

72

20

52

От буквы
к слову

_

_

_

1.

2.

Всего
учебных часов

Второй год обучения

Формы
аттестации
(контроля)
Контрольные
тесты, участие в
викторинах и
конкурсах,
графический
диктант,
шнуровка,
штриховка,
промежуточная
аттестация

Всего

Теория

Прак
тика

_

_

_

72

22

50

144

Формы
аттестации
(контроля)
Контрольные
тесты, участие
в викторинах и
конкурсах,
графический
диктант,
шнуровка,
штриховка,
промежуточная
аттестация

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025 г.

Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Говоруша»
на 2025-2026 учебный год
Этапы
образовательного
процесса
Начало учебного года

1 год обучения

2 год обучения

8 сентября 2025 г.

8 сентября 2025 г.

Формирование
объединений
Продолжительность
учебного года
Промежуточная
аттестация (контроль)

29 августа 2025г.5 сентября 2025г.
36 недель

29 августа 2025г.5 сентября 2025г.
36 недель

нет

25-27 декабря 2025г.

Промежуточная
аттестация (контроль)
Окончание учебного года

28-29 мая 2026г.

28-29 мая 2026г.

1 июня 2026г.

1 июня 2026г.

Резерв учебного времени

7 часов

7 часов

Примечание

окончание
учебного года
может быть
перенесено на срок
в соответствии с
резервом учебного
времени
5% от
продолжительност
и ДООП

зимние

Каникулы
с 01 января 2026г. – 08 января 2026г.

летние

с 01 июня 2026г. – 31 августа 2026г.

праздничные нерабочие
дни

04.11.2025, 31.12.2025, 01-08.01.2026, 23.02.2026, 08.03.2026,
01.05.2026, 09.05.2026, 12.06.2026

Управление образования Березовского муниципального округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическим совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025 г.

Рабочая программа педагога
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
социально-гуманитарной направленности
«Говоруша»
Модуль 1: «В мире звуков и слов»

Возраст учащихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель программы:
Лисая Оксана Адисоновна,
педагог дополнительного образования

г. Березовский

Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Говоруша» является частью дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения.
В ходе реализации модуля 1. «В мире звуков и слов» проводится целенаправленная
работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса,
совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний,
развитию диалогической речи.
С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям
и желание узнавать новое. На занятиях используются пальчиковые игры, элементы лепки,
рисования, аппликации, конструирования для развития мелкой моторики руки. Игровая
деятельность делает занятия увлекательными и желанными. Программа основана на
принципах доступности, посильности, систематичности и последовательности в обучении.
Цель и задачи модуля
Цель: всестороннее развитие личности ребенка, формирование его умственных
способностей и творческой активности, развитие его кругозора, интеллекта, личностных
качеств.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач:
Развивающие:

развить сенсорику, крупную и мелкую моторику, фонематический слух

развивать память, внимание, творческое воображение

развивать грамматический строй речи

развивать речевую культуру дошкольника, формировать грамотный и
правильный строй речи.
Образовательные:

пополнить активный и пассивный словарный запас, и умение использовать
его в речи

запоминание графического облика букв, соотнесение звуков с буквами,
чтение слогов, чтение односложных и двусложных слов

получить навыки словообразования и словоизменения

формировать правильное звукопроизношение
Воспитательные:

пробуждать интерес к книге

развивать культуру речи

воспитать любовь и уважение к родному языку
Планируемые результаты
Развивающие:

развита сенсорика, мелкая и крупная моторика, фонематический слух;

развита память, творческое воображение;

развит грамматический строй языка
Образовательные:

пополнен активный и пассивный словарь;

знают графический облик букв, умеют соотносить звуки с буквами;

сформировано правильное звукопроизношение
Воспитательные:

интерес книге;

творческое мышление и способность самовыражения;

любовь и уважение к родному языку.

Учебно-тематический план
1 год обучения
Количество часов:
№ п/п

Названия темы

Всего

Теория

Практика

1.

Развитие звуковой культуры речи

12

4

8

2.

Развитие фонематического слуха

18

4

14

3.

Обучение звуко-слоговому анализу

12

4

8

4.

Развитие связной речи

16

2

14

5.

Развитие мелкой моторики

4

2

2

6.

Промежуточная аттестация

2

0

2

Всего учебных часов

64

16

48

Календарно-тематическое планирование
Месяц
сентябрь

сентябрь

сентябрь

октябрь

Название темы

Содержание занятий

Развитие звуковой Игра «Угадай, что
культуры речи
звучит?» (колокольчик,
пение птиц, звук
автомобиля…)
Дидактическая игра
«Звуки вокруг нас»
Развитие звуковой Речевые-неречевые
культуры речи
звуки. Игра: «Что ты
слышишь?»
«Какое животное?»
(распознавание звуков
домашних животных)
Развитие звуковой Речь окружающих.
культуры речи
Игра «Разведчики»
(угадай, о ком идет
речь?)
Дыхание и речь.
Дыхательная гимнастика
с коктейльными
трубочками.
Развитие звуковой Знакомство с органами
культуры речи
артикуляции.
Игра «Веселый язычок»

Час
ы
2

Формы
контроля
Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

Приме
чание

октябрь

октябрь

октябрь

ноябрь

ноябрь

ноябрь

ноябрь

декабрь

декабрь

(упражнения с зеркалом)
Развитие звуковой Упражнения на различие
культуры речи
звуков,
звукоподражание.
Стихотворение «У меня
есть кошечка…»
Развитие звуковой Дидактическая игра «Кто
культуры речи
так говорит»
Логоритмика с гласными
а-о-у-и-э
Работа в прописи.
Развитие
Упражнения на различие
фонематического звуков, звуки гласные и
слуха
согласные.
«Сказка про гласные и
согласные звуки»
Развитие
Упражнения на различие
фонематического звуков, компьютерная
слуха
игра «Мир звуков»,
«Какой звук слышим?»
Работа в прописи.
Развитие
Направление звуков в
фонематического пространстве.
слуха
Игра с мячом «Верни
мой звук»
Работа в прописи.
Развитие
Координация движений
фонематического и звуков.
слуха
Разучивание
скороговорки «Ехал
Грека» и сопровождение
ее жестами и
движениями.
Развитие
Звуки гласные и
фонематического согласные.
слуха
Просмотр мультфильма
«Красный дом и синий
дом»
Развитие
Упражнения на развитие
фонематического физиологического
слуха
дыхания. Дыхательная
гимнастика.
Работа в прописи.
Развитие
Упражнения на различие
фонематического звуков. Назови первый
слуха
звук в слове ЖУК, МЕЛ,

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

декабрь

Развитие
фонематического
слуха

декабрь

Развитие
фонематического
слуха

январь

Обучение звукослоговому
анализу

январь

Обучение звукослоговому
анализу

январь

Обучение звукослоговому
анализу

февраль

Обучение звукослоговому
анализу

февраль

Обучение звукослоговому
анализу

февраль

Обучение звукослоговому
анализу

февраль

Развитие связной
речи

март

Развитие связной
речи

СОР…
Просмотр мультфильма
«Уроки тетушки Совы»
про гласные и согласные.
Работа в прописи.
Упражнения на
повторение ранее
изученного материала.
Викторина «Поиграйка».
Слог, слово,
предложение.
Разучивание стиха
«Тише мыши» определи
замененное слово.
(мнеморика)
Деление слов на слоги.
Определяем количество
слогов хлопками.
«Уроки тетушки Совы»
Звуковой состав слова
Упражнения на
определение первого
звука в слове.
Работа в прописи.
Дидактическая игра
«Определи место звука в
слове»
Работа в прописи.
Звуки М-Н
Дидактическая игра
«Эхо», работа по
карточкам.
Звуковой состав слова.
Дидактическая игра
«Придумай слово на
заданный звук»
Звук О.
«Сказка про Оха и Аха»
Дидактическая игра
«Живые звуки»,
«Веселая азбука» Работа
в прописи
Звук Ы
Дидактическая игра

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое

март

Развитие связной
речи

март

Развитие связной
речи

март

Развитие связной
речи

апрель

Развитие связной
речи

апрель

Развитие связной
речи

апрель

Развитие связной
речи

апрель

Развитие связной
речи

май

Развитие мелкой
моторики

май

Развитие мелкой
моторики

«Лишнее слово»
Механизм образования
звука Ы, составление
рассказа.
Артикуляция звуков Л-Р
«Логопедическое лото»
Упражнения на развитие
фонематического слуха,
Дидактическая игра
«Домик»
Звуковые схемы слов.
Обучение подробному
пересказу сказки
«Морозко» по
зрительной опоре.
Определение места звука
в слове.
Образовании слов с
разными
эмоциональными
оттенками.
Ласкательные суффиксы
–ЕНЬК,
-ОНЬК
Игра «улыбнись мне в
ответ».
Мимика и речь.
Чтение стишка
«Уронили мишку на
пол» с разными
эмоциональными
оттенками.
Обучение ответам на
вопросы, диалогическая
речь. Игра «Угадай меня
по описанию»
Составление
описательного рассказа
«Что я видел…»
Штриховка, обведение
по контуру. Работа с
трафаретами.
Графический диктант.
Работа со специальными
развивающими

наблюдение

2

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение
Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение
Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

2

Беседа по теме,

предметами, шнуровки,
ниткопись,
плетение,
игры-головоломки.
май

Промежуточная
аттестация

Написание проверочной
тестовой работы.

педагогическое
наблюдение

2

Тестовые
задания.

Управление образования Березовского муниципального округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическим совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025 г.

Рабочая программа педагога
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
социально-гуманитарной направленности
«Говоруша»
Модуль 2: «Учимся читать»

Возраст учащихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель программы:
Лисая Оксана Адисоновна,
педагог дополнительного образования

г. Березовский

Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Говоруша» является частью дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения.
В ходе реализации модуля «Учимся читать» проводится целенаправленная работа
по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию
звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической
речи.
С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям
и желание узнавать новое. На занятиях используются пальчиковые игры, элементы лепки,
рисования, аппликации, конструирования для развития мелкой моторики руки. Игровая
деятельность делает занятия увлекательными и желанными. Модуль основан на
принципах доступности, посильности, систематичности и последовательности в обучении.
Цель и задачи модуля
Цель: формирование устойчивого интереса к процессу обучения, привитие любви к
родному языку, овладению навыками связной речи.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач:
Развивающие:

развить сенсорику, крупную и мелкую моторику, фонематический слух

развивать память, внимание, творческое воображение

развивать грамматический строй языка
Образовательные:

пополнить активный и пассивный словарный запас, и умение использовать
его в речи

запоминание графического облика букв, соотнесение звуков с буквами,
чтение слогов, чтение односложных и двусложных слов

формировать правильное звукопроизношение
Воспитательные:

пробуждать интерес к книге

развивать культуру речи

воспитать любовь и уважение к родному языку
Планируемые результаты
Развивающие:

развита сенсорика, мелкая и крупная моторика, фонематический слух;

развита память, творческое воображение;

развит грамматический строй языка
Образовательные:

пополнен активный и пассивный словарь;

знают графический облик букв, умеют соотносить звуки с буквами;

сформировано правильное звукопроизношение
Воспитательные:

интерес книге;

творческое мышление и способность самовыражения;

любовь и уважение к родному языку.

Учебно-тематический план
№п/п

Названия разделов и тем

Всего

Теория

Практика

1.

Развитие звуковой культуры речи

12

4

8

2.

Развитие фонематического слуха

14

6

8

3.

Обучение звуко-слоговому анализу

8

2

6

4.

Развитие связной речи

16

6

10

5.

Развитие мелкой моторики

12

2

10

6.

Промежуточная аттестация

2

0

2

Всего учебных часов

64

20

44

Календарно-тематическое планирование
Месяц

сентябрь

сентябрь

сентябрь

октябрь

октябрь

октябрь

Название темы

Содержание занятий

Развитие звуковой Органы речи. Язык.
культуры речи
Губы. Зубы. Движение
артикуляционных
органов.
Загадки про органы речи.
Работа с зеркалом.
Развитие звуковой Движение органов речи.
культуры речи
Песенки – разминки,
логоритмика.
Развитие звуковой Слог, слово,
культуры речи
предложение.
Игра «МЯЧ»
Работа в прописях.
Развитие звуковой Гласные звуки культуры речи
согласные звуки. Игра:
«Рассели звуки в
домики». Работа в
прописях.
Развитие звуковой Звуковой состав слова.
культуры речи
Упражнения на
дифференциацию
гласных и согласных
звуков. Работа в
прописях.
Развитие звуковой Упражнения
на
культуры речи
дифференциацию
гласных и согласных
звуков.

Часы

Формы
контроля

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение
Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

Прим
ечани
е

октябрь

Развитие
фонематического
слуха

ноябрь

Развитие
фонематического
слуха

ноябрь

Развитие
фонематического
слуха

ноябрь

Развитие
фонематического
слуха

ноябрь

Развитие
фонематического
слуха

декабрь

Развитие
фонематического
слуха

декабрь

Развитие
фонематического
слуха

декабрь

Обучение звукослоговому
анализу

декабрь

Обучение звукослоговому
анализу

Э.Успенский
«Заколдованная буква».
Работа в прописях.
Выделение звука в
начале, конце и середине
слова.
Дидактические игры:
«Какой звук?», «Составь
слово из первых звуков»
Деление слов на слоги,
игра «Хлопок» (МЯЧ,
ТЕ-ЛЕ-ВИ-ЗОР ….)
Выделение сильного
слога. Просмотр
мультфильма «Уроки
тетушки Совы»
Выделение звука в
начале, конце и середине
слова. Игра «Найди, где
спрятался звук О (м, д,)
Определение положения
звука в слове. Составь
слово из первых звуков.
Работа в прописях.
Звуки твердые и мягкие.
Дидактическая игра
«Пушок-камешек»
Звуки твердые и мягкие.
Просмотр обучающего
мультфильма «Принц и
злая принцесса»
Определение положения
звука в слове.
Работа в прописях.
Построение
высказываний и
самостоятельных
суждений.
Выделение в слове
гласных. Составление
прямых и обратных
слогов АМ-МА, УМ-МУ,
АН-НА…
Восстановление
деформированного

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение
Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение
Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

январь

Обучение звукослоговому
анализу

январь

Обучение звукослоговому
анализу

январь

Развитие связной
речи

февраль

Развитие связной
речи

февраль

Развитие связной
речи

февраль

Развитие связной
речи

февраль

Развитие связной
речи

март

Развитие связной
речи

март

Развитие связной
речи

март

Развитие связной
речи

март

Работа
по
развитию мелкой

предложения.
Выделение в слове
гласных. Дидактическая
игра «Назови звук».
Работа в прописях.
Деление слов на слоги,
чтение слогов по таблице
слогов.
Творческая
работа
«Тайна
волшебных
слов».

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

Слоговой анализ слова.
Дидактическая игра
«Эхо».
Дидактическая игра
«Подбери словечко»
Составление прямых и
обратных слогов.
Анализ Слов ХОР, СОМ,
СОР. Фразовая речь.
Работа в прописях.
Дидактическая игра
«Подбери словечко».
Работа в прописях.
Слоговой и звуковой
анализ слов.

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение
Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

Твердый-мягкий
Дидактическая игра
«Тим и Том». Заме
ни звук. Анаграммы
(ПИЛ-БИЛ, МЕЛПЕЛ…)
Обучение ответам на
вопросы. Дидактическая
игра «Кто
внимательный?»
Дидактическая игра
«Придумай и скажи»
Обучение подробному
пересказу текста
по
зрительной опоре «Когда
один я дома».
Дидактическая
игра
«Договори слова»

2

2

2

2

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение
Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение
Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение
Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое

моторики руки
апрель

Работа по
развитию мелкой
моторики руки

апрель

Работа по
развитию мелкой
моторики руки

апрель

Работа по
развитию мелкой
моторики руки

апрель

Работа по
развитию мелкой
моторики руки

май

Работа по
развитию мелкой
моторики руки

май

Промежуточная
аттестация

Изучение границ клетки
и строк.
Графический диктант.
Штрихование и
раскрашивание,
рисование по памяти.
Работа в прописях.
Рисование узоров по
клеточкам на слух.
Графический диктант.
Работа в прописях.
Срисовывание
предметов по клеткам и
по точкам.
Копирование точек,
палочек, узоров,
ломаных и кривых
линий.
Работа в тетради дорисовывание
недостающих частей
предметов
Тестовая работа на
проверку полученных
компетенций.

наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение
Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение

2

Беседа по теме,
педагогическое
наблюдение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».