Управление образования Березовского муниципального округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическим совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025
г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Думовенок»
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель программы:
Лисая Оксана Адисоновна
педагог дополнительного образования
г. Березовский
Структура
1. Пояснительная записка
- нормативно – правовые основания разработки программы;
- сведения о программе;
- характеристика программы (ее значимости);
- направленность;
- адресат;
- срок реализации программы;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом;
- режим занятий;
- формы обучения и виды занятий;
- цель и задачи программы
2. Содержание программы
3. Планируемые результаты
4. Организационно-педагогические условия программы
- календарный учебный график;
- материально-техническое обеспечение;
- кадровое обеспечение;
- методические материалы;
- информационное обеспечение (печатное и электронное);
5. Оценочные материалы
6. Методические материалы
Список литературы
Приложение 1 – Учебный план
Приложение 2 – Календарно-учебный график
Приложение 3 – Рабочая программа модулей
1. Пояснительная записка
Нормативно – правовые основания разработки программы
Основой для разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы социально - гуманитарной «Думовенок» являются следующие нормативно правовые документы:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании Российской
Федерации»;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия
развития
воспитания в
РФ
на
период
до
2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-p);
4.
Постановление
Главного
государственного санитарного врача
РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20
«Санитарно - эпидемиологические
требования к организациям
воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее — СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г.
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»,
7.
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
8.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 9 ноября 2018 г. № 196;
9.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09 - 3432 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK-2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ);
12.
Письмо Минобрнауки
России от 29.03.2016 №
BK-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально - психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
13.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
15.
Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами
ЦДТ.
Сведения о программе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Думовенок»
предлагает систему адаптированных занятий для развития математических и логических
представлений детей 5 – 7 лет, основана на методических пособиях и рекомендациях
Колесниковой Е.В., Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е., а также, на основе примерной
общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика Синтез», 2014
г. (образовательная область «Познание»), комплексной программы «Общеобразовательная
программа «Школа 2100 (Детский сад 2100)». Реализация данной программы позволяет
приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические
представления, интеллектуально развивать дошкольника.
Общая характеристика программы
Программа «Думовенок» позволяет учащимся приобрести элементарные
математические представления, развивать логическое мышление, осуществлять общее
интеллектуальное развитие. Полученные знания станут основой для дальнейшего
обучения и воспитания, кроме того, открывается возможность раннего выявления
математических способностей учащегося. Обучение представляет систему увлекательных
игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами. Деятельность
организуется на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым
стимулируя желания детей заниматься математикой.
Новизна программы в том, что учащиеся овладевают элементами логических
действий сравнения, классификации, обобщения.
Актуальность программы в том, что она позволяет в доступной и интересной
форме целенаправленно и ускоренно формировать мышление. В ней прослеживается
последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети в
игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять
последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и
синтеза. Занятия составлены по принципу «от простого к сложному» и построены с
использованием
ребусов,
красочных
иллюстраций,
индивидуальных
заданий, мультимедийного сопровождения. Предполагается не только развитие эрудиции
дошкольника, но и создание условий для стимулирования творческого мышления,
развития речи. Основной акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать.
Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки
образовательной деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными
инфекциями образовательный процесс организуется с применением дистанционных
технологий.
Направленность
Направленность программы – социально-гуманитарная
Адресат общеразвивающей программы
Дополнительная
общеобразовательная
предусматривает обучение с 5 до 7 лет.
общеразвивающая
программа
В этот возрастной период развития ребенка совершенствуется образное
мышление. Дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме.
Развивается способность схематизации и представления о цикличности изменений.
Важным в развитии мышления 5-6 летнего ребенка становится способность к
обобщению, которое является основой развития словесно-логического мышления, то есть
способности рассуждать, анализировать и делать выводы на основе заданных параметров.
То есть, например, при формировании групп предметов, ребенок способен учесть уже два
признака.
К освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования.
Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на обучение: без
ОВЗ.
Наполняемость группы
Форма занятий – групповая. Ожидаемое количество детей в группе – 10 человек.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа
для учащихся в возрасте 5-6 лет - 25 минут
для учащихся в возрасте 6-7 лет - 30 минут.
После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Объем и срок реализации программы
Объем программы – 144 часа. Программа рассчитана на 2 года обучения.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы – 144 часа, из них:
1 год обучения – 72 часа;
2 год обучения – 72 часа.
Формы обучения
Обучение осуществляется в очной форме.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы:
- диагностические срезы
- наблюдения за деятельностью детей во время занятий
- математические викторины
- математические праздники
Виды занятий
Теоретические занятия.
Практические занятия.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: развитие логических способностей учащихся, как необходимого условия
развития личности, его индивидуальных способностей, интеллекта через накопление,
обогащение и систематизацию элементарных математических представлений.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач:
Обучающие:
• сформировать необходимый уровень математических представлений о
натуральном числе и арифметических действиях (числовая грамотность), величине
и геометрических фигурах;
• знакомить с цифрами и знаками;
• учить ориентироваться в пространстве и времени, а также на листе;
• учить составлять и решать простые задачи на нахождение суммы и остатка, на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в пределах 10;
• способствовать формированию понимания отношений между числами
натурального ряда.
Развивающие:
• развить логическое мышление;
• развивать умение решать творческие и проблемные задачи;
• развить речь с введением математических терминов, активно использовать знания
и умения, полученные в организованной деятельности на занятиях.
Воспитательные:
• воспитать терпение, настойчивость, самостоятельность;
• воспитать коммуникативные навыки в общении со сверстниками;
• воспитать интерес к предмету и процессу обучения в целом;
• воспитать адаптивность, инициативность, креативность.
2. Содержание программы
Учебный план
№
Первый год обучения
Второй год обучения
п/п
Модули
1.
2.
3.
Всего Теория Прак
тика
Формы
аттестации
(контроля)
Всего
Теория
Практи
ка
Формы
аттестации
(контроля)
Беседа,
участие в
конкурсах,
викторина,
наблюдени
е во время
занятий,
промежуто
чная
аттестация.
18
7
11
22
7
15
Беседа,
участие в
конкурсах,
викторина,
наблюдени
е во время
занятий,
промежуто
чная
аттестация.
Математика –
это интересно
16
6
10
Геометрическа
я мозаика
24
8
16
Мир
занимательных
задач
32
12
20
32
12
20
Итого учебных
часов
72
26
46
72
26
46
Всего учебных
часов
144
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
Названия разделов и
тем
Математика – это
интересно
Из истории
математики
Цифры и операции
над ними
Кто нам помогает
чертить и писать
Геометрическая
мозаика
Путешествие в страну
Геометрия
Решение задач на
развитие смекалки и
сообразительности
Геометрические
фигуры. Их
преображение
Мир занимательных
задач
Игры с числами
Логический
конструктор
Проектная
деятельность.
Выпуск газеты
«Математический
калейдоскоп»
Итого
Учебно – тематический план
первый год обучения
Количество часов:
Всего
Теория
Практика
16
6
10
Формы аттестации
(контроля)
Беседа, наблюдение во
время занятий
Викторина
4
2
2
8
2
6
4
2
2
24
8
16
8
2
6
Занятие - путешествие
6
2
4
10
4
6
Беседа, наблюдение во
время занятий
Викторина
Беседа, наблюдение во
время занятий
32
12
20
12
16
4
6
8
10
Викторина
Беседа, наблюдение во
время занятий
4
2
2
Беседа, наблюдение во
время занятий
Промежуточная
аттестация
72
26
46
Беседа, наблюдение во
время занятий
Содержание учебно - тематического плана
первого года обучения
Модуль 1. Математика – это интересно
Тема 1. Из истории математики.
Теория. Из истории цифр: правила счета и запись чисел у древних людей.
Вклад Архимеда в развитие математики. История возникновения знаков «+», «-», «=».
Линейке 220 лет. Презентации: «Как люди научились считать и записывать числа»,
«Знакомьтесь: Архимед!», «Математические знаки».
Практика. Игры «Сколько», «Поставь числа». Приемы измерения длины, игра
«Математический поезд».
Тема 2. Цифры и операции над ними.
№
п/п
1.
2.
Теория. Загадочная цифра 0. История цифр от 1 до 10. Презентации: «От 1 до 10»,
«Праздник числа».
Практика. Игры «Число и цифру знаю я», «Занимайка». Математические загадки и
ребусы.
Тема 3. Кто нам помогает чертить и писать.
Теория. Беседа о предметах, помогающих учиться в школе.
Практика. Просмотр мультфильма «Карандаш и ластик». Составление сказочных задач о
школьных принадлежностях.
Модуль 2. Геометрическая мозаика
Тема 1. Путешествие в страну Геометрия.
Теория. Геометрия – математическая наука. Презентация «Геометрия вокруг нас».
Практика. Просмотр мультфильма «В стране Геометрия». Решение геометрических
задач.
Тема 2. Решение задач на развитие смекалки и сообразительности
Теория: Что такое задача?
Практика. Решение геометрических задач, формирующих наблюдательность.
Тема 3. Геометрические фигуры. Их преображение
Теория. Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник и треугольник, их свойства.
Презентация «Наглядная геометрия». «Танграм» – древняя китайская головоломка.
Практика. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и
составление своих подобных заданий. Спичечный конструктор: веселые палочки для
составления геометрических фигур. Игры-головоломки: «Танграм», «Пифагор».
Модуль 3. Мир занимательных задач.
Тема 1. Игры с числами.
Теория. Логические задачки
Практика. Задачи-шутки и задачи в стихах: решение задач, требующих применения
сообразительности и умения проводить в уме несложные рассуждения. Игра-презентация
«Рыбалка с Леопольдом»
Тема 2. Логический конструктор.
Теория. Знакомство с числовыми головоломками
Практика. Решение головоломок-шуток и головоломок на логику и смекалку. Решение и
составление ребусов, содержащих числа
Тема 3. Проектная деятельность. Выпуск газеты «Математический калейдоскоп».
Теория. Создание проекта «Газета «Математический калейдоскоп»
Практика. Самостоятельный поиск информации, оформление проекта, изготовление
математической газеты «Математический калейдоскоп»
Учебно-тематический план
второй год обучения
Названия разделов и тем
Количество часов:
Формы аттестации
(контроля)
Всего
Теория
Практика
Математика – это
интересно
Математическое
путешествие
Секреты задач
20
8
12
4
2
2
12
4
8
Беседа, наблюдение во
время занятий
Беседа, наблюдение во
время занятий
4
2
2
26
6
10
2
16
4
2.
«Часы нас будят по
утрам…»
Геометрическая мозаика
Геометрический
калейдоскоп
Геометрия вокруг нас
12
4
8
3.
Путешествие точки
4
2
2
4.
Тайны окружности
4
2
2
Мир занимательных
задач
Интеллектуальная
разминка
26
8
18
10
2
8
Викторина
Мир занимательных
задач
12
4
8
Беседа, наблюдение во
время занятий
4
2
2
Беседа, наблюдение во
время занятий
Промежуточная
аттестация
3.
1.
1.
2.
3.
Проектная
деятельность.
Выпуск газеты
«Веселый счет»
Итого
72
Беседа, наблюдение во
время занятий
Беседа, наблюдение во
время занятий
Беседа, наблюдение во
время занятий
Беседа, наблюдение во
время занятий
Беседа, наблюдение во
время занятий
26
46
Содержание учебного плана
второго года обучения
Модуль 1. Математика – это интересно.
Тема 1. Математическое путешествие.
Теория. Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание в пределах 20.
Практика. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и
вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)», Работа с палитрой — основой с
цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до
20». Игра «Математическое домино». Математический набор «Карточки-считалочки»
(сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне – задание, на другой – ответ.
Тема 2. Секреты задач.
Теория. Способы решения нестандартных задач.
Практика. Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. Задачи с
лишними, недостающими либо некорректными данными.
Тема 3. «Часы нас будят по утрам…».
Теория. Беседа на тему: «Часы нас будят по утрам…».
Практика. Определение времени по часам с точностью до минут. Конструктор «Часы» из
электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Модуль 2. Геометрическая мозаика.
Тема 1. Геометрический калейдоскоп.
Теория. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия.
Практика. Закономерности в геометрических узорах. Игра «Крестики-нолики». Игрыголоволомки конструктора «Танграм». Игра «Волшебная палочка». Игра «Лучший
лодочник». Спичечный конструктор: построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями.
Тема 2. Геометрия вокруг нас.
Теория. Геометрия вокруг нас. Задачи, формирующие геометрическую
наблюдательность.
Практика. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Поиск
заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной
фигуры на равные части.
Тема 3. Путешествие точки.
Теория. Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с
заданной последовательностью шагов (по алгоритму).
Практика. Построение различных геометрических фигур по образцу. Самостоятельное
построение геометрической фигуры, описание шагов построения.
Тема 4. Тайны окружности.
Теория. Окружность. Центр окружности.
Практика. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному
замыслу).
Модуль 3. Мир занимательных задач.
Тема 1. Интеллектуальная разминка.
Теория. Интеллектуальная разминка. Способы решения ребусов и кроссвордов.
Практика. Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить,
какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. Решение и составление ребусов,
содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.
Конструктор «Спички». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник»,
«Чья сумма больше?»
Тема 2. Мир занимательных задач.
Теория. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи.
Практика. Решение задач, имеющих несколько решений, нестандартных задач. Задача «о
волке, козе и капусте».
Тема 3. Проектная деятельность. Выпуск газеты «Веселый счет».
Теория. Создание проекта «Газета «Веселый счет».
Практика. Самостоятельный поиск информации, оформление проекта, изготовление
математической газеты «Веселый счет». Оформление проекта в виде презентации.
3. Планируемые результаты
Метапредметные результаты освоения программы:
• будет развито логическое мышление;
• будет увеличен объем внимания и памяти;
• будут введены в активную речь математические термины, активно использоваться
знания и умения, полученные в организованной деятельности на занятиях.
Предметные результаты освоения программы:
будет сформирован необходимый уровень математических представлений о
натуральном числе и арифметических действиях (числовая грамотность), величине
и геометрических фигурах;
Личностные результаты освоения программы:
• будет воспитано терпение, настойчивость, самостоятельность;
• будут воспитаны коммуникативные навыки в общении со сверстниками;
• будет воспитан интерес к предмету и процессу обучения в целом;
• будет воспитана адаптивность, инициативность, креативность.
4. Организационно-педагогические условия программы
Организация образовательной деятельности осуществляется в условиях кабинета,
оборудованного в соответствии с нормами техники безопасности и санитарногигиеническим правилам в здании БМАУДО ЦДТ г. Березовский. В кабинете имеется
дидактический, методический, демонстрационный материал, позволяющий полноценно
реализовать учебно-воспитательный процесс.
Материально-техническое обеспечение
Название реализуемой
программы
Наименование оборудования учебного кабинета
«Думовенок» (развитие
элементарных математических
представлений и логики)
стул для персонала – 1
стул детский – 12
стол педагога –1
стол детский с регулируемыми опорами – 10
пристенная мебель (стенка) – 1
комплект мягких модулей – 1
лампа бактерицидная настенная – 1
шкаф-тумба для пособий (открытый) – 1
доска маркерная настенная – 1
Аудиовизуальные средства:
ВИДЕО -, CD – магнитофон
интерактивная доска
ноутбук
магнитофон, аудио – кассеты
Канцелярские товары:
карандаши
цветные ручки
фломастеры
тетради
линейки
трафареты с геометрическими фигурами
Дидактические игры:
«Сказка за сказкой», (окружающий мир и порядковый счет)
«Обобщение», (классифицируем и изучаем порядковый счет)
«Кто что делает», (состояние объекта)
«Закономерности», (развиваем логическое мышление)
«Логика», (развиваем логическое мышление)
«Игры с буквами», (сопоставь картинку, букву, слово)
«Половинки»:
«Хочу кушать», «Кто в домике живет», «Куда нитка…», «Что
получится»
ЛОТО: «Кем быть?», «Лето в деревне», «Знаю все профессии»
«Времена года»
«Чудо – дерево»
«Часть и целое»
«Противоположности»
«Собери картинки» - (Классифицируем предметы, находим
четвертый лишний); «Растения и животные»
«Буквы – цифры»
«Ассоциации»
«Найди кубик» - (развиваем зрительное восприятие и
пространственное мышление);
«Кто где живет?»
«Цифры» (умное домино)
«Учусь, играя: Фигуры, Формы»
«Ты откуда?»
Кубики «Собери картинку» (12 шт., 9 шт., 6 шт.)
Наглядно – дидактические пособия:
магнитные цифры
«Поиграй и сосчитай», (лето)
«Поиграй и сосчитай», (зима)
«Поиграй и сосчитай», (водоем)
«Поиграй и сосчитай», (осень)
игрушки
инструменты
спортивный инвентарь
инструменты
мебель
машины спец. назначения
посуда
одежда, обувь
«Веселые числа» (считаем в пределах 10)
«Профессии. Человечки. Схемы»
«Продукты питания»
Рассказы по картинкам:
«Профессии», «Подбери по смыслу», «Назови одним словом»
(трансп. средства) «Противоположности»
Плакаты:
«Прогулки»
«Средства передвижения»
Раздаточный материал:
кнопочная мозаика
счетный геометрический материал
мягкий пазл (картинки для самых маленьких) – 11шт.
мягкий конструктор (коврики с окошечками) – 18 шт.
игра «Шнурочки», (1, 2,3 вариант)
шнуровки объемные: (Башмак – 2 шт., Пуговка – 1шт., Дерево
– 1шт., Домик – 1шт., Подошва – 1шт.)
игра «Шнуровка», (разноуровневые варианты) – 15 шт.
мягкий конструктор (фигуры животных) – 10 шт.
Методическое и информационное обеспечение
Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического издания и (или)
наименование электронного образовательного, информационного ресурса
(группы электронных образовательных, информационных ресурсов)
1. http://www.ed.gov.ru/- сайт Министерства образования РФ
2. http://www.edu.ru/– каталог образовательных интернет-ресурсов;
3. www.vio.fio.ru - - Федерация Интернет-образования;
Вид
образовательн
ого и
информацион
ного ресурса
(печатный /
электронный)
Электронный
Электронный
Электронный
4. http://www.auditorium.ru/ - Российское образование – сеть порталов;
5. http://1september.ru - Сайт газеты «Первое сентября» /методические
материалы/;
6. http://som.fsio.ru/- сетевое сообщество методистов;
7. http://it-n.ru – Сеть творческих учителей;
8. http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека;
9. www.virlib.ru – Виртуальная библиотека;
10. www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека;
11. http://www.alleng.ru/edu - Образовательные ресурсы Интернета;
12. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов;
13. http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсов;
14. http://www.academic.ru - словари и энциклопедии;
15. http://www.ug.ru - Сайт Учительской газеты;
16. http://www.openclass.ru/ Открытый класс. Сетевые образовательные
сообщества;
17. http://www.vidod.edu.ru - Федеральный портал «Дополнительное
образование детей».
учебные, учебно-методические издания
Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по
развивающим играм Воскобовича. – Воронеж: ООО «Метода», 2013.
Венгер А.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения
по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.,
1999 г.
Волина В.В., Праздник числа. Москва, «Знание», 1993 г.
Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. «Я развиваю логику» – Ярославль, Академия
развития, 2009.
Гончаров М.А., Кочурова Е.Э. «Занимательная математика» М. – Планета
детства, 2000г.
Гришечкина Н. В., 365 лучших развивающих игр для детей 5 – 7 лет на каждый
день. – Ярославль, Академия развития, 2010г.
Квач Н.В. «Развитие образного мышления и графических навыков у дутей 5-7
лет» 2009г.
Колесова Л.В. «Математическое развитие детей 4 – 7 лет» игровые занятия.
Волгоград: Учитель 2014г. -251с.
Колесникова Е.В. «Я решаю логические задачи: Математика для детей 5 – 7
лет» – МТЦ Сфера, 2015 г.
Михайлова З.А., Носова Е.А. «Логико – математическое развитие
дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками
Кюизенера» СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2015г. – 128с.
Михайлова З.А., Кларина Л.М., Чеплашкина И.Н. «Веселые цветные числа»
СПб. Корвет, 2013г.
Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для
воспитателей д/с. - Просвещение, 1990 г.
Новикова В. П., Тихонова Л. И. «Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.
Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. «Формирование математических
представлений» (Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного
образования) - М.: ВАКО, 2005 г.
Информационно-телекоммуникационные сети:
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
-компьютер, подключен к сети Интернет.
Аппаратно-программные средства:
- операционная система Microsoft Windows XP;
- Microsoft Office 2007 (Microsoft Word- текстовый процессор, Microsoft Excel –
электронные таблицы, Microsoft Power Point- программа для создания мультимедийных
презентаций, Internet Explorer- веб- браузер).
Аудиовизуальные средства:
- мультимедийный комплект (переносной) – проектор, экран, ноутбук.
Кадровое обеспечение
Минимально допустимая квалификация педагога
Профессиональная категория: Первая категория
Уровень образования педагога: Высшее образование
Уровень соответствия квалификации: Образование педагога соответствует
профилю программы
5. Оценочные материалы.
5.1. Итоговая
аттестация
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе не проводится.
5.2. Промежуточная аттестация результатов освоения образовательной программы
осуществляется два раза в год, согласно календарному учебному графику.
Для
учащихся
первого
года
обучения
промежуточная
аттестация
предусматривается в конце учебного года, согласно календарному учебному графику.
5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для
определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели
и задач программы.
При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и
методы:
- педагогическое наблюдение
- проекты
- тематические праздники
- открытые уроки
- участие в городском фестивальном движении
Оценочные материалы общеразвивающей общеобразовательной программы
дополнительного образования «Думовенок»
Формами контроля дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Думовенок» (развитие элементарных математических представлений и
логики) являются:
- диагностические срезы
- наблюдения за деятельностью детей во время занятий
- математические викторины
- математические праздники
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической
диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных
следующих процессов:
1. Развитие внимания
2. Развитие памяти
3. Развитие восприятия
4. Развитие воображения
5. Развитие мышления
Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий
уровень развития познавательных процессов дошкольников.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение
первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения
программного материала на каждом этапе реализации программы.
Критерии оценки усвоения программы:
Высокий уровень:
Владеет основными логическими операциями.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным
признакам.
Способен объединять и распределять предметы по группам.
Свободно оперирует обобщающими понятиями.
Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое,
устанавливая между ними связь.
Находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.
Может при помощи суждений делать умозаключения.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний.
Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы.
Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень:
Владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение,
классификация, систематизация.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит
все их существенные признаки.
Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в
самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими
понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью
взрослого справляется с заданиями.
Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить
описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Имеет
достаточный словарный запас.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.
Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
6. Методические материалы.
Основой для разработки методических материалов при организации работы
комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
является следующая система дидактических принципов:
создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих
факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его
детьми (принцип деятельности);
обеспечивается возможность продвижения каждого учащегося своим темпом
(принцип минимакса);
при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и
явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им
систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта
творческой деятельности (принцип творчества);
обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип
непрерывности).
Методы:
Игровой
Частично-поисковый
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Коллективной и индивидуальной работы
Технология проекта
Формы занятий
Занятие – игра
Занятие – сказка
Интегрированное занятие
Приемы:
Физкультурные паузы
Гимнастика для пальчиков
Гимнастика для глаз
Инструктажи и беседы по охране труда, правилам поведения и безопасности жизни
Список литературы для педагога
1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты
2. занятий по развивающим играм Воскобовича. – Воронеж: ООО «Метода», 2013.
2. Венгер А.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения
по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1999 г.
3. Волина В.В., Праздник числа. –Москва, «Знание», 1993 г.
4. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. «Я развиваю логику» – Ярославль, Академия
развития, 2009.
5. Гончаров М.А., Кочурова Е.Э. «Занимательная математика» М. – Планета
детства, 2000г.
6. Гришечкина Н. В., 365 лучших развивающих игр для детей 5 – 7 лет на каждый
день. – Ярославль, Академия развития, 2010г.
7. Квач Н.В. «Развитие образного мышления и графических навыков у дутей 5-7
лет» 2009г.
8. Колесова Л.В. «Математическое развитие детей 4 – 7 лет» игровые занятия. –
Волгоград: Учитель 2014г. -251с.
9. Колесникова Е.В. «Я решаю логические задачи: Математика для детей 5 – 7 лет»
– МТЦ Сфера, 2015 г.
10. Михайлова З.А., Носова Е.А. «Логико – математическое развитие
дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера»
– СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2015г. – 128с.
11. Михайлова З.А., Кларина Л.М., Чеплашкина И.Н. «Веселые цветные числа». –
СПб. Корвет, 2013г.
12. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для
воспитателей д/с. – Просвещение, 1990 г.
13. Новикова В. П., Тихонова Л. И. «Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.
14. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. «Формирование математических
представлений» (Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного
образования) – М.: ВАКО, 2005 г.
Список литературы для учащихся
.
«Дошкольная математика» М.А. Косицына; В.а, Смирнова 1-2 года обучения.
Москва – 2001г.
.
«Игровые задачи для дошкольников» З.А. Михайлова. Санкт – Петербург 2001г.
.
«Занятия по развитию математических способностей 6-7 лет». А.В. Белошистая.
Москва – 2004г.
.
«Формирование математических представлений 4-7 лет» программа по математике.
Т.А. Фалькович; Л.П, Барылкина. Москва – 2005г.
.
«Развивающие игры» Б.П.Никитина. Москва – 1994г.
.
«И учеба, и игра: математика. Т.И. Тарабарина; Н.В, Елкина. Ярославль – 2003г.
.
«Математика до школы» З.А.Михайлова; Р.Л. Непомнящая. Санкт – Петербург –
2002г.
.
«Логика и математика для дошкольников» Е.А.Носова; Р.Л.Непомнящая. Санкт –
Петербург – 2004г.
.
«Математика от 3 до 7» З.А.Михайлова; Н.С. Камышан; Т.В. Лагода».
.
«Раз ступенька, два ступенька…» Л.Г. Петерсон; Н.П.Холина. Москва – 2004г.
.
«Математика: числа второго десятка» Т.Н.Канашевич. Минск – 2008г.
.
«Математика для детей дошкольного возраста» В.В.Зайцев. Москва – 2001г.
.
«Занимательная математика» Г.П.Попова; В.И.Усачева. Волгоград – 2007г.
.
Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дъеныша и
логическими играми. Н.О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн. Санкт – Петербург ООО «Корвет»
.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля»
Ю.В.Карпова, В.В.Кожевникова, А.В.Соколова. Москва ООО «Издательство «Варсон» 2014г,
Самара ООО «ТД «Светоч» 2014г.
Список литературы для родителей
Юлия Гиппенрейтер, «Общаться с ребенком. Как?», «Поведение ребенка в руках
родителей», «Чувства и конфликты».
2.
Ирина Млодик , «Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную
тему» «Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить»
3.
Людмила Петрановская, «Если с ребенком трудно», «Что делать если….»
4.
Мария Осорина, «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
5.
5. Ольга Владимировна Хухлаева, «В каждом ребенке – солнце? Родителям о
детской психологии»
6.
Бретт Дорис, «Жила-была девочка, похожая на тебя...»
7.
Адель Фабер, Элейн Мазлиш, "Как говорить, чтобы дети слушали, и как
слушать, чтобы дети говорили"
8.
Росс Грин, «Взрывной ребенок».
9.
Джон грей, «Дети с небес»
10.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. "Шпаргалка для взрослых".
1.
ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025 г.
Учебный план
дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы «Думовенок»
1.
Математика –
это интересно
2.
Геометрическая
мозаика
3.
Мир
занимательных
задач
Итого учебных
часов
Всего учебных
часов
16
6
10
24
8
16
24
10
64
24
Формы
аттестации
(контроля)
Беседа,
участие в
конкурсах,
викторина,
наблюдение
во время
занятий,
промежуточ
ная
аттестация.
Практика
Практика
Теория
Всего
Модули
Второй год обучения
Теория
Первый год обучения
Всего
№
п/п
18
7
11
22
7
15
14
24
8
16
40
64
22
42
128
Формы
аттестации
(контроля)
Беседа, участие
в конкурсах,
викторина,
наблюдение во
время занятий,
промежуточная
аттестация.
ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025 г.
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Думовенок»
на 2025-2026 учебный год
Этапы
образовательного
процесса
Начало учебного года
1 год обучения
2 год обучения
8 сентября 2025 г.
8 сентября 2025 г.
Формирование
объединений
Продолжительность
учебного года
Промежуточная
аттестация (контроль)
29 августа 2025г.5 сентября 2025г.
36 недель
29 августа 2025г.5 сентября 2025г.
36 недель
нет
25-27 декабря 2025г.
Промежуточная
аттестация (контроль)
Окончание учебного года
28-29 мая 2026г.
28-29 мая 2026г.
1 июня 2026г.
1 июня 2026г.
Резерв учебного времени
7 часов
7 часов
Примечание
окончание
учебного года
может быть
перенесено на срок
в соответствии с
резервом учебного
времени
5% от
продолжительност
и ДООП
зимние
Каникулы
с 01 января 2026г. – 08 января 2026г.
летние
с 01 июня 2026г. – 31 августа 2026г.
праздничные нерабочие
дни
04.11.2025, 31.12.2025, 01-08.01.2026, 23.02.2026, 08.03.2026,
01.05.2026, 09.05.2026, 12.06.2026
Управление образования Березовского муниципального округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическим совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025 г.
Рабочая программа педагога
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
социально-гуманитарной направленности
«Думовенок»
Модуль 1: «Математика – это интересно»
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 месяца
Составитель программы:
Лисая Оксана Адисоновна,
педагог дополнительного образования
г. Березовский
Пояснительная записка
Рабочая программа «Математика – это интересно», по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Думовенок» является частью
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет
собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения.
1 Модуль «Математика – это интересно», позволяет учащимся приобрести
элементарные математические представления, развивать логическое мышление,
осуществлять общее интеллектуальное развитие.
Цель и задачи модуля
Цель – развитие и формирование основных структур мышления дошкольников,
развитие логических способностей учащихся.
Задачи программы:
Развивающие:
• развить логическое мышление;
• развивать умение решать творческие и проблемные задачи;
• развить речь с введением математических терминов, активно использовать знания
и умения, полученные в организованной деятельности на занятиях.
Образовательные:
• сформировать необходимый уровень математических представлений о
натуральном числе и арифметических действиях (числовая грамотность), величине
и геометрических фигурах;
• знакомить с цифрами и знаками;
• учить ориентироваться в пространстве и времени, а также на листе;
• учить составлять и решать простые задачи на нахождение суммы и остатка, на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в пределах 10;
• способствовать формированию понимания отношений между числами
натурального ряда.
Воспитательные:
• воспитать терпение, настойчивость, самостоятельность;
• воспитать коммуникативные навыки в общении со сверстниками;
• воспитать интерес к предмету и процессу обучения в целом;
• воспитать адаптивность, инициативность, креативность.
Планируемые результаты
Развивающие:
• развитие логическое мышление;
• развитие умения решать творческие и проблемные задачи;
• введение в активную речь математических терминов, активное использование
знаний и умений, полученных в организованной деятельности на занятиях.
• Образовательные:
• формирование необходимого уровня математических представлений о числе и
арифметических действиях (числовая грамотность).
• знакомы с цифрами и знаками;
• ориентируются в пространстве и времени, а также на листе;
• составляют и решают простые задачи на нахождение суммы и остатка, на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в пределах 10;
• формирование понимания отношений между числами натурального ряда.
Воспитательные:
•
•
•
•
терпение, настойчивость, самостоятельность;
коммуникативные навыки в общении со сверстниками;
интерес к предмету и процессу обучения в целом;
адаптивность, инициативность, креативность.
№
п/п
1.
1 год обучения
Учебно – тематический план
Названия темы
Количество часов:
Всего
Теория
Практика
Из истории математики
4
2
2
2.
Цифры и операции над ними
8
2
6
3.
Кто нам помогает чертить и
писать
Всего учебных часов
4
2
2
16
6
10
Календарно-тематическое планирование
Месяц
Название темы
Содержание занятий
Часы
Формы контроля
сентябрь
Из истории цифр
2
Беседа
сентябрь
Вклад Архимеда в
развитие
математики
2
Педагогическое
наблюдение,
беседа
сентябрь
Правила счета и
запись чисел у
древних людей
Дидактические игры
«Поставь числа»,
«Математический
поезд».
Просмотр обучающего
мультфильма
«Знакомьтесь,
Архимед!».
Работа в тетрадях.
Презентация: «Как
люди научились
считать и записывать
числа».
Работа в прописях:
обведи цифры, добавь
недостающие цифры.
2
Педагогическое
наблюдение,
беседа
сентябрь
Правила счета
2
Педагогическое
наблюдение,
беседа
октябрь
Знаки «+», «_»,
«=»
История
возникновения
Устный счет.
Игра «Сколько».
Математические
загадки и ребусы.
Дидактическая игра
«Поставь числа»
Обучающий
мультфильм «Как
минус и плюс
2
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Прим
ечани
е
октябрь
Загадочная цифра
0. История цифр
от 1 до 10.
октябрь
Веселый Плюс
октябрь
Кто нам чертить
помогает?
поссорились».
Презентации: «От 1 до
10».
Игра «Праздник
числа».
Игра «Занимай-ка».
Решение веселых
задачек.
Игра «Число и цифру
знаю я».
Просмотр видеофильма
«Линейке 220 лет».
Изучение делений на
линейке. Измерение
клеток в тетради,
черчение отрезков
разной длины.
2
Педагогическое
наблюдение
2
Педагогическое
наблюдение,
беседа
2
Педагогическое
наблюдение,
беседа
2 год обучения
Учебно – тематический план
№
п/п
1.
2.
3.
Названия темы
Математическое
путешествие
Секреты задач
«Часы нас будят по
утрам…»
Всего учебных часов
Количество часов:
Всего
Теория
Практика
4
1
3
10
4
6
4
2
2
18
7
11
Календарно-тематическое планирование
Месяц
сентябрь
Название темы
Содержание занятий
Часы
Математическое
путешествие
Числа от 1 до 20.
Игра «Русское лото»
Построение
математических
пирамид: «Сложение и
вычитание в пределах
20 (с переходом через
разряд)»
Работа с
математическим
набором «Карточкисчиталочки»
(сорбонки): карточки
2
Формы
контроля
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
Приме
чание
сентябрь
Математическое
путешествие
сентябрь
Секреты задач.
сентябрь
Секреты задач.
октябрь
Секреты задач.
октябрь
Секреты задач.
октябрь
Секреты задач.
октябрь
«Часы нас будят
по утрам…»
октябрь
«Часы нас будят
по утрам…»
двусторонние: на одной
стороне – задание, на
другой – ответ.
Работа в тетрадях.
Работа с палитрой —
основой с цветными
фишками и комплектом
заданий к палитре по
теме «Сложение и
вычитание до 20».
Игра «Математическое
домино».
Что такое задача, как
их рещать.
Математические знаки
«+», «-», «=»
Работа в тетради.
Примеры и их решение.
Игра «Найди отличия».
Работа в прописи.
Решение
нестандартных и
занимательных задач.
Задачи с лишними,
недостающими либо
некорректными
данными
Задачи в стихах.
Определение времени
по часам с точностью
до минут. Конструктор
«Часы» из
электронного учебного
пособия «Математика и
конструирование».
Время суток: утро,
день, вечер, ночь.
Работа в тетрадях.
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
2
2
2
2
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
Управление образования Березовского муниципального округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическим совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025 г.
Рабочая программа педагога
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
социально-гуманитарной направленности
«Думовенок»
Модуль 2: «Геометрическая мозаика»
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 3 месяца
Составитель программы:
Лисая Оксана Адисоновна,
педагог дополнительного образования
г. Березовский
Пояснительная записка
Рабочая программа «Геометрическая мозаика» педагога по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Думовенок» является частью
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет
собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения.
2 Модуль «Геометрическая мозаика» программы «Думовенок» позволяет учащимся
приобрести элементарные математические представления, развивать логическое
мышление, осуществлять общее интеллектуальное развитие.
Цель и задачи модуля
Цель - создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного
возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений
математического содержания.
Задачи программы:
Развивающие:
• развить логическое мышление;
• развивать умение решать творческие и проблемные задачи;
• развить речь с введением математических терминов, активно использовать знания
и умения, полученные в организованной деятельности на занятиях.
Образовательные:
• сформировать необходимый уровень математических представлений о натуральном
числе и арифметических действиях (числовая грамотность), величине и
геометрических фигурах;
• знакомить с цифрами и знаками;
• учить ориентироваться в пространстве и времени, а также на листе;
• учить составлять и решать простые задачи на нахождение суммы и остатка, на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в пределах 10;
• способствовать формированию понимания отношений между числами
натурального ряда.
Воспитательные:
• воспитать терпение, настойчивость, самостоятельность;
• воспитать коммуникативные навыки в общении со сверстниками;
• воспитать интерес к предмету и процессу обучения в целом;
• воспитать адаптивность, инициативность, креативность.
Планируемые результаты
Развивающие:
• развитие логическое мышление;
• увеличение объема внимания и памяти;
• введение в активную речь математических терминов, активное использование
знаний и умений, полученных в организованной деятельности на занятиях.
• Образовательные:
• формирование необходимого уровня математических представлений о числе и
арифметических действиях (числовая грамотность).
Воспитательные:
целеустремленность в достижении поставленной цели;
умение работать в коллективе и в парах;
творческое мышление и способность самовыражения.
№
п/п
1.
2.
3.
Учебно – тематический план
1 год обучения
Названия темы
Количество часов:
Всего
Теория Практика
Путешествие в страну
8
2
6
Геометрия
Решение задач на развитие
6
2
4
смекалки и
сообразительности
Геометрические фигуры. Их
10
4
6
преображение
Всего учебных часов
24
8
16
Календарно-тематическое планирование
Месяц
Название темы
Презентация
«Геометрия вокруг
нас»
2
ноябрь
Путешествие в
страну Геометрия
ноябрь
Путешествие в
страну Геометрия
2
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
ноябрь
Путешествие в
страну Геометрия
2
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
ноябрь
Путешествие в
страну Геометрия
Просмотр
мультфильма «В
стране Геометрия».
Решение
геометрических задач.
Геометрические
фигуры. Построение
абстрактных объектов
из геометрических
фигур.
Работа в тетрадях.
Танграм. Построение
фигур по образцу.
2
Логические задачки
Задачи-шутки и
задачи в стихах.
Работа в тетради.
Решение задач,
требующих
применения
сообразительности и
умения проводить в
уме несложные
рассуждения.
2
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
декабрь
декабрь
Решение задач на
развитие смекалки
и
сообразительности
Решение задач на
развитие смекалки
и
сообразительности
Содержание занятий
Часы
2
Формы
контроля
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
Примечание
декабрь
Решение задач на
развитие смекалки
и
сообразительности
Дидактическая игра
«На что это похоже?»
Игра «Найди
отличия»
2
декабрь
Геометрические
фигуры. Их
преображение
2
январь
Геометрические
фигуры. Их
преображение
Геометрические
фигуры: квадрат,
прямоугольник и
треугольник, их
свойства.
Работа в прописях.
Спичечный
конструктор: веселые
палочки для
составления
геометрических
фигур.
Преобразование
геометрических
фигур.
Игры-головоломки:
«Танграм»,
«Пифагор».
Геометрические
фигуры: квадрат,
прямоугольник и
треугольник, их
свойства Решение
геометрических задач
Решение задач на
развитие смекалки и
сообразительности.
январь
Геометрические
фигуры. Их
преображение
январь
Геометрические
фигуры. Их
преображение
январь
Геометрические
фигуры. Их
преображение
№
п/п
1.
2.
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
2
Педагоги
ческое
наблюден
ие
2
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
2
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
2
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
Учебно – тематический план
2 год обучения
Названия темы
Количество часов:
Всего
Теория Практика
Геометрический
6
1
5
калейдоскоп
Геометрия вокруг нас
10
4
6
3.
Путешествие точки
4
1
3
4.
Тайны окружности
Всего учебных часов
4
24
1
7
3
17
Календарно-тематическое планирование
Месяц
Название темы
ноябрь
Геометрический
калейдоскоп
ноябрь
Геометрический
калейдоскоп
ноябрь
Геометрический
калейдоскоп
ноябрь
Геометрия вокруг
нас
декабрь
Геометрия вокруг
нас
декабрь
Геометрия вокруг
нас
декабрь
Геометрия вокруг
нас
декабрь
Геометрия вокруг
нас
Содержание занятий
Часы
Геометрические
узоры.
Игра «Крестикинолики».
Закономерности в
узорах. Симметрия.
Игры-головоломки
конструктора
«Танграм»
Поиск заданных
фигур в фигурах
сложной
конфигурации.
Построение
геометрической
фигуры (на листе в
клетку) в
соответствии с
заданной
последовательностью
шагов (по алгоритму)
Графический диктант.
Сравнение величин.
Окружность. Центр
окружности.
Распознавание
(нахождение)
окружности на
орнаменте.
Задачи,
формирующие
геометрическую
наблюдательность.
2
Решение задач,
формирующих
геометрическую
наблюдательность.
Поиск заданных
фигур в фигурах
сложной
конфигурации.
2
2
2
Формы
контроля
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
2
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
2
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
2
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
2
Примечание
январь
Путешествие точки
январь
Путешествие точки
январь
Тайны окружности
январь
Тайны окружности
Решение задач на
деление заданной
фигуры на равные
части.
Построение
различных
геометрических
фигур по образцу.
Самостоятельное
построение
геометрической
фигуры, описание
шагов построения.
Распознавание
(нахождение)
окружности на
орнаменте.
Составление
(вычерчивание)
орнамента с
использованием
циркуля (по образцу,
по собственному
замыслу).
2
2
2
2
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
Управление образования Березовского муниципального округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическим совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025 г.
Рабочая программа педагога
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
социально-гуманитарной направленности
«Думовенок»
Модуль 3: «Мир занимательных задач»
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 4 месяца
Составитель программы:
Лисая Оксана Адисоновна,
педагог дополнительного образования
г. Березовский
1. Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Думовенок» является частью дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения.
3 Модуль «Мир занимательных задач», позволяет учащимся приобрести
элементарные математические представления, развивать логическое мышление,
осуществлять общее интеллектуальное развитие.
Цель и задачи модуля
Цель - развитие логических способностей учащихся, как необходимого условия
развития личности, его индивидуальных способностей, интеллекта через накопление,
обогащение и систематизацию элементарных математических представлений.
Задачи программы:
Развивающие:
• развить логическое мышление;
• развивать умение решать творческие и проблемные задачи;
• развить речь с введением математических терминов, активно использовать знания
и умения, полученные в организованной деятельности на занятиях.
Образовательные:
• сформировать необходимый уровень математических представлений о
натуральном числе и арифметических действиях (числовая грамотность), величине
и геометрических фигурах;
• знакомить с цифрами и знаками;
• учить ориентироваться в пространстве и времени, а также на листе;
• учить составлять и решать простые задачи на нахождение суммы и остатка, на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в пределах 10;
• способствовать формированию понимания отношений между числами
натурального ряда.
Воспитательные:
• воспитать терпение, настойчивость, самостоятельность;
• воспитать коммуникативные навыки в общении со сверстниками;
• воспитать интерес к предмету и процессу обучения в целом;
• воспитать адаптивность, инициативность, креативность.
Планируемые результаты
Развивающие:
• развитие логическое мышление;
• увеличение объема внимания и памяти;
• введение в активную речь математических терминов, активное использование
знаний и умений, полученных в организованной деятельности на занятиях.
Образовательные:
• формирование необходимого уровня математических представлений о числе и
арифметических действиях (числовая грамотность).
Воспитательные:
целеустремленность в достижении поставленной цели;
умение работать в коллективе и в парах;
творческое мышление и способность самовыражения.
№
п/п
1.
1 год обучения
Учебно – тематический план
Названия темы
Количество часов:
Всего
Теория
Практика
Игры с числами
12
4
8
2.
Логический конструктор
8
4
4
3.
Проектная деятельность.
Выпуск газеты
«Математический
калейдоскоп»
Всего учебных часов
4
2
2
24
10
14
Календарно-тематическое планирование
Месяц
Название темы
Содержание занятий
Часы
Формы
контроля
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
Игры с числами
Состав чисел.
Игра-презентация
«Рыбалка с
Леопольдом».
2
февраль
Игры с числами
Задачи-шутки.
Работа в прописях.
Составление ребусов,
содержащих числа
2
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
февраль
Игры с числами
2
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
февраль
Игры с числами
Логические задачки
Задачи в стихах.
Соотношение числа и
цифры, соседи числа
Работа в прописях.
Состав чисел
Заселение числовых
домиков
2
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
февраль
март
Игры с числами
Дидактическая игра
«Много-мало»
Дидактическая игра:
«Найди и промолчи»
2
март
Игры с числами
2
март
Логический
конструктор
Соотнесение числа и
цифры, графический
диктант.
Упражнения на
развитие внимания
Решение задач,
требующих
2
Педагоги
ческое
Примечание
применения
сообразительности и
умения проводить в
уме несложные
рассуждения
наблюден
ие, беседа
апрель
Логический
конструктор
2
апрель
Логический
конструктор
2
Логический
конструктор
2
апрель
май
Проектная
деятельность
Создание проекта
«Математический
калейдоскоп»
2
май
Изготовление
математической
газеты
«Математический
калейдоскоп»
Самостоятельный
поиск информации,
оформление проекта
2
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
Педагоги
ческое
наблюден
ие
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
2 год обучения
Учебно – тематический план
№
п/п
1.
Интеллектуальная разминка
2.
Мир занимательных задач
3.
4.
Названия темы
Проектная
деятельность. Выпуск
газеты «Веселый
счет»
Промежуточная
аттестация
Всего учебных часов
Количество часов:
Всего
Теория
Практика
10
2
8
10
4
6
2
1
1
2
1
1
24
8
16
Календарно-тематическое планирование
Месяц
Название темы
Содержание занятий
Часы
Интеллектуальная
разминка.
Способы решения
ребусов и
кроссвордов.
2
февраль
Интеллектуальная
разминка.
Расшифровка
закодированных слов.
2
февраль
Интеллектуальная
разминка.
2
март
Интеллектуальная
разминка.
Восстановление
примеров: объяснить,
какая цифра скрыта;
проверить,
перевернув карточку.
Решение и
составление ребусов,
содержащих числа:
ви3на, 100л, про100р,
ко100чка, 40а, 3буна,
и100рия и др.
Конструктор
«Спички». Игры:
«Волшебная
палочка», «Лучший
лодочник»,
«Чья сумма больше?»
февраль
март
Интеллектуальная
разминка.
Формы
контроля
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
2
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
2
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
март
Мир
занимательных
задач.
Задачи и задания,
допускающие
нестандартные
решения.
2
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
март
Мир
занимательных
задач.
Обратные задачи.
2
апрель
Мир
занимательных
задач.
Решение задач,
имеющих несколько
решений,
нестандартных задач.
2
апрель
Мир
занимательных
задач.
Задача «о волке, козе
и капусте».
2
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
Примечание
Мир
занимательных
задач.
Интерактивная игра
«Веселые задачки для
дошколят»
2
май
Проектная
деятельность.
Создание проекта
«Газета «Веселый
счет».
2
май
Промежуточная
аттестация.
Самостоятельный
поиск информации,
оформление проекта,
изготовление
математической
газеты «Веселый
счет». Оформление
проекта в виде
презентации.
Выполнение тестовых
заданий.
апрель
2
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа
Педагоги
ческое
наблюден
ие, беседа