Творческая каллиграфия

Управление образования Березовского муниципального округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»

ПРИНЯТО:
На педагогическим совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Творческая каллиграфия»

Возраст учащихся: 8 -12 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель программы:
Байнова А.В.,
педагог дополнительного образования

г. Березовский

СОДЕРЖАНИЕ
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3. Планируемые результаты
1.4. Содержание общеразвивающей программы
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации, контроля и оценочные материалы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1 – Учебный план
Приложение 2 – Календарно-учебный график
Приложение 3 – Рабочие программы модулей

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Пояснительная записка

1.1.

Основой для разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Творческая каллиграфия» являются следующие нормативны-правовые
документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»,
- распоряжение Правительства РФ от 29. 05. 2015 № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»,
- распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»,
- приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
- постановление Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил
применения

организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»,
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»,
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»,
- приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г.
652н

«Об

утверждении

профессионального

стандарта

«Педагог

№

дополнительного

образования детей и взрослых»,
-

«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (направлены письмом
Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242),
- Устав и локальные нормативные, распорядительные акты БМАУДО «Центр
детского творчества».
Направленность (профиль). Направленности общеразвивающей программы:

художественная и социально-гуманитарная.
Актуальность общеразвивающей программы. Каллиграфия - это искусство
красивого письма. Одно из древнейших искусств, появившихся очень давно и развивавшихся
вместе с ростом стремления человека к прекрасному. Наступивший век компьютерных
технологий дал каллиграфии новую жизнь, обострив контраст между машинным и ручным
трудом, выявив отрицательное влияние на процесс развития человека избытка первого и
недостатка второго.
Каллиграфия призвана развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимание,
терпеливость, аккуратность. Письмо каллиграфическими инструментами способствует
активизации «спящих» зон головного мозга, которые не задействованы при письме
шариковой ручкой, в результате чего лучше развивается способность учащегося
координировать свои действия, точнее выполнять сложные манипуляционные движения.
Каллиграфия

способствует

развитию

оптической

точности

(глазомера),

развитию

трехмерного пространственного видения.
В настоящее время каллиграфия приобретает особую ценность, как занятие для
развития и формирования личности молодого поколения, она снимает стрессовое состояние,
успокаивает нервную систему, способствует нормализации состояния гиперактивных детей,
помогает структурировать мысли и ощущения. Для способных в изобразительной области
детей каллиграфия станет подспорьем к освоению в дальнейшем профессии графического
дизайнера, художника, архитектора.
Отличительная особенность программы. Работа с произведениями каллиграфов и
создание по их образцу своих рукописных форм призваны воспитать в учащихся высокий
эстетический вкус, открывать современному поколению богатейшую кладезь достижений
мировой каллиграфии. Работа с русскими рукописными почерками познакомит учащихся с
историей России, а через проникновенное изучение исторических форм русской
письменности будет способствовать развитию чувства национальной гордости и
самоуважения, а также сохранению культурного достояния нашего народа.
Адресат общеразвивающей программы. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Творческая каллиграфия» предусматривает обучение детей
младшего и среднего школьного возраста (8-12 лет). К освоению программы допускаются
любые лица без предъявления требований к предварительной подготовке. Категория
состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на обучение: без ОВЗ.
Позитивные проявления возрастных особенностей детей 8-12 лет: повышенная
самостоятельность,

расширение

интересов,

появление

планов

на

будущее.

Для

совершенствования их психического развития необходимо постепенно увеличивать
нагрузку: больше ответственности, больше возможностей. Важно прививать навыки

взаимодействия с группой сверстников и умения заводить новых друзей, развивать
социальные навыки, речь, а также произвольность психических процессов, то есть
сознательное регулирование своего поведения, деятельности, внимания, подчинения цели.
Успешная деятельность, осознание своих способностей и умений качественно выполнять
различные задания приводит повышению самооценки, становлению чувства компетентности
- это главное в формировании личности.
Количество учащихся в группе: от 6 до 8 человек.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 2-х академических
часов с 10 минутным перерывом. Итого 2 часа в неделю, 72 часа в год.
Объем и срок реализации общеразвивающей программы. Объем программы – 72
часа. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Форма обучения: очная.
Виды занятий:
- комбинированные (теория и практика) занятия;
- практические занятия.
Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы:
- выполнение и защита итоговой творческой работы – каллиграфического
произведения;
- выставка работ учащихся.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель общеразвивающей программы: формирование знаний и развитие способностей
учащихся в области каллиграфического искусства, приобщение к общечеловеческим
нравственным ориентациям посредством создания творческих каллиграфических работ.
Задачи:
Обучающие:

- дать представление об истоках становления и развития письменности,
каллиграфического искусства;

- подчеркнуть важность навыков чистописания как основы процесса образования и
формирования духовных и личностных качеств человека;

- познакомить с каллиграфическими почерками и стилями;
- обучить приемам работы с основными видами каллиграфических инструментов;
- обучить формированию текстового массива,
- обучить основам проектирования: принципам построения макета будущего

произведения и поэтапной реализации творческой задумки от момента идеи до готового
произведения,
- обучить

применению

методов и

приёмов каллиграфической

творческой

деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни,
- привить правила санитарно-гигиенических условий письма, научить организовывать
своё рабочее место для практической работы,
Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук;
- развивать изобразительные способности, эстетический вкус, композиционное
чувство в шрифтовой графике;

- развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер;
- развивать творческое мышление и образное воображение;
- развивать эмоциональную устойчивость, трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
- совершенствование умения поиска нужной для выполнения поставленной задачи
информации с использованием различных источников.
Воспитательные:

- помочь учащимся обогатить свой внутренний мир;
- формировать общую культуру учащихся;
- воспитывать художественный вкус,
- прививать уважительное отношение к иному мнению, к творчеству других;
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, волю, способность концентрировать
внимание.
- воспитывать ценностное отношение к своей Родине через изучение традиций
отечественной культуры.

1.3.

Планируемые результаты

Метапредметные результаты
- знание истории появления и развития русского письма, книжных традиций, роли
языка и речи в жизни людей;
- понимание важности навыков чистописания как основы процесса образования и
формирования духовных и личностных качеств человека;
- соблюдение санитарно-гигиенических условий письма, умение организовывать своё
рабочее место для практической работы;
- знание основ проектирования, умение работать по плану, сверяя свои действия с

целью, контролировать и корректировать свою деятельность в процессе выполнения задания;
- умение найти нужную для выполнения поставленной задачи информацию с
использованием дополнительных возможностей сети Интернет, библиотек;
- умение оценивать качество исполненной работы, видеть недостатки и исправлять их,
- применение методов и приёмов каллиграфической творческой деятельности в
основном учебном процессе и повседневной жизни.
Предметные результаты
- знание, что такое искусство каллиграфии и как оно помогает человеку в его
самосовершенствовании;
- знание основных шрифтовых стилей и форм, областей их применения;
- знание видов каллиграфических инструментов, умение ими пользоваться;

- знание правил формирования текстового массива: оценивание равномерности
написания текста, расстановка межбуквенных интервалов;
- умение использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- определение элементов художественно-каллиграфической композиции на листе.
Личностные результаты
- познавательный интерес к языковой и речевой деятельности,
- отношение к каллиграфии как к творчеству, способу самовыражения;
- развитие мелкой моторики рук, устойчивого почерка;
- развитие трудолюбия, аккуратности, усидчивости, эмоциональной устойчивости;
-

проявление

образного

мышления,

воображения,

фантазии,

творческого

самовыражения, эстетического вкуса;
- целеустремленность в достижении поставленной цели;
- уважительное отношения к иному мнению, к творчеству других;
- стремление к координации при выполнении коллективных работ;
- ценностное отношение к своей Родине через изучение традиций отечественной
культуры.

1.4.

Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план

№
п/п

Количество часов
Название темы

1. 1Введение.
История
каллиграфии.
. Инструменты и материалы
2. 3Организационные и гигиенические
. требования к письму. Устройство и

всего теория

практ.

2

2

-

2

1

1

Формы
аттестации/
контроля
Беседа, пед.
наблюдение
Беседа, практич.
работа, пед.

принципы работы пера, положение
держателя
3.

наблюдение
2

-

2

2

-

2

2

-

2

Анатомия шрифта. Названия и формы
основных элементов букв

2

1

1

7. 4Почерк
«Древнерусский
Устав».
. История
русской
письменности.
Происхождение
«Древнерусского
Устава». Понятие ритма
8. Построение букв Древнерусского
Устава. Элементы росписи

2

1

1

2

-

2

Композиция с Древнерусским Уставом

4

-

4

10. Почерк Русская Скоропись. История
происхождения и развития Скорописи.
Основные типы скорописи
11. Пластические особенности Русской
Скорописи. Остроконечное перо

2

1

1

2

1

1

12. Вариативность букв Скорописи

2

-

2

13. Композиционно-ритмическое
воспроизведение текста Скорописью

2

-

2

14. Композиция с Русской Скорописью

4

-

4

15. Почерк Русская Вязь. История и
пластические особенности почерка
16. Воспроизведение и декорирование
отдельных букв Вязи

2

2

-

2

-

2

Понятие горизонтали. Наклон пера
«без наклона» 0 градусов. Письмо
элементов пером без наклона.
4.

5.

6.

9.

Понятие вертикали. Наклон
«вертикальный» - 90 градусов
Наклон пера «полунаклон» - 45
градусов

пера

Практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение,
анализ
Практич. работа,
пед. наблюдение,
анализ
Практич. работа,
пед. наблюдение,
анализ
Беседа,
практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение
Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение
Практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение,
анализ
Творческая
работа, пед.
наблюдение,
выставка работ
Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение
Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение,
анализ
Практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение
Практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение,
анализ
Творческая
работа, пед.
наблюдение,
выставка работ
Беседа,
пед. наблюдение
Практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение,
анализ

17. Воспроизведение
буквосочетаний,
слов и строк, способы сокращений и
декорирования в Русской Вязи.
Орнаменты. Орнаментальные цепочки
18. Композиция с Русской Вязью

2

-

2

Практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение

4

-

4

19. Каллиграфическое рисование. Рисунки
монолинией
20. Стиль письма Копперплейт.
Специфика обращения с
остроконечным пером во время
письма элементов Английского
курсива. Особенности позы и
постановки пальцев для выполнения
элементов. Ритмические элементарные
ряды
21. Начертание базовых букв
Английского курсива

2

-

2

2

1

1

Творческая
работа, пед.
наблюдение,
выставка работ
Практич. работа,
пед. наблюдение
Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение,
анализ

2

-

2

22. Воспроизведение декоративных букв
Английского курсива. Завитки

2

-

2

23. Орнаментальные изображения в стиле
Английский курсив

2

-

2

24. Шрифтовая культура. Акцидентные и
текстовые форматы письма
25. Изготовление
поздравительных
открыток, карточек

2

1

1

4

-

4

26. Леттеринг

4

1

3

27. Леттеринг в силуэте.Творческая работа
«Шрифтовые картинки»

2

-

2

28. Творческая
шрифт»

«Авторский

2

-

2

29. Выпускная работа. Создание макета и
эскиз будущего произведения.
Построение полей, разметка строк,
выбор художественного решения.
Подготовка эскиза.
Анализ
недочетов
и
решение.
Реализация итоговой работы по эскизу
на оригинальном материале
30. Итоговое
занятие.
Защита
произведения. Выставка работ

4

-

4

2

-

2

работа

Практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение
Практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение
Практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение
Беседа,
пед. наблюдение
Творческая
работа,
пед. наблюдение
Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение
Творческая
работа, пед.
наблюдение,
выставка работ
Творческая
работа, пед.
наблюдение,
выставка работ
Творческая
работа, пед.
наблюдение,
анализ, выставка
работ

Защита итоговой
работы, выставка

работ
ИТОГО

72

10

62

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Введение. История каллиграфии. Инструменты и материалы (2 часа).
Теория. Ознакомление с программой курса. Польза письма и каллиграфии. История
рукописных шрифтов, письменности и письменных принадлежностей. Инструменты и
материалы для занятий каллиграфией. Виды перьев, кистей и держателей. Виды бумаги.
Чернила и краски.
Тема 2. Организационные и гигиенические требования к письму. Устройство и
принципы работы пера, положение держателя. (2 часа).
Теория. Правила посадки при письме. Основы правильного владения рукой во время
письма. Организация рабочего пространства каллиграфа. Гигиенические требования к
письму.
Практика. Упражнения в положении тела и рук при письме. Проведение пальчиковой
гимнастики перед работой. Тренировка правильного владения рукой во время письма.
Подготовка бумаги для работы пером, разлиновка.
Тема 3. Техника письма плоским пером. Понятие горизонтали. Наклон пера «без
наклона» 0 градусов (2 часа).
Практика. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на наклон пера. Письмо элементов
пером без наклона. Упражнение на развитие мелкой моторики.
Тема 4. Понятие вертикали. Наклон пера «вертикальный» - 90 градусов (2 часа).
Практика. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на наклон пера. Письмо элементов
пером в положении «вертикально». Упражнение на развитие мелкой моторики.
Тема 5. Наклон пера «полунаклон» - 45 градусов (2 часа).
Практика. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на наклон пера. Письмо элементов
пером в положении «полунаклон». Упражнение на развитие мелкой моторики.
Тема 6. Анатомия шрифта. Названия и формы основных элементов букв (2 часа).
Теория. История, виды шрифтов. Названия и формы основных элементов букв.
Практика. Пальчиковая гимнастика. Работа в печатных прописях. Написание
основных штрихов плоским пером. Упражнение на развитие мелкой моторики.
Тема

7.

Почерк

Древнерусский

Устав.

История

русской

письменности.

Происхождение Древнерусского Устава. Понятие ритма (2 часа).
Теория. История русской письменности. Происхождение шрифта Древнерусский
Устав. Рассмотрение и анализ образцов каллиграфических произведений. Понятие

дуктальности. Понятие ритма.
Практика. Пальчиковая гимнастика. Работа в печатных прописях. Написание
элементов букв почерком Древнерусский Устав дуктальным методом. Соблюдение ритма.
Тема 8. Азбука Древнерусского Устава. Элементы росписи (2 часа).
Практика.

Пальчиковая гимнастика. Работа в печатных прописях. Дуктальное

построение букв

алфавита почерком Древнерусский

Устав.

Ритмикопластические

тренировки. Упражнения в начертании линий росписи.
Тема 9. Композиция с Древнерусским Уставом (4 часа).
Практика.

Пальчиковая гимнастика. Создание макета и эскиз будущего

произведения. Построение полей, разметка строк, выбор художественного решения.
Подготовка эскиза. Анализ недочетов и решение. Реализация работы по эскизу.
Тема 10. Почерк Русская Скоропись. История происхождения и развития Скорописи.
Основные типы скорописи (2 часа).
Теория. Русская Скоропись как традиционный вид славянского текстового письма у
славян. История происхождения и развития. Основные типы скорописи. Рассмотрение и
анализ образцов каллиграфических произведений.
Практика.

Пальчиковая гимнастика. Работа в печатных прописях брашпеном.

Дуктальное построение букв алфавита почерком Русская Скоропись.
Тема 11. Пластические особенности Русской Скорописи. Остроконечное перо (2 часа).
Теория. Пластические особенности Русской Скорописи. Понятие нажима и
особенности ритма в работе остроконечным пером.
Практика. Пальчиковая гимнастика. Работа в печатных прописях остроконечным
пером. Дуктальное построение букв алфавита почерком Русская Скоропись.
Тема 12. Вариативность букв Скорописи (2 часа).
Практика. Пальчиковая гимнастика. Работа в печатных прописях Дуктальное
воспроизведение отдельных букв. Упражнение на развитие мелкой моторики.
Тема 13. Композиционно-ритмическое воспроизведение текста Скорописью (2 часа).
Практика. Пальчиковая гимнастика. Композиционно-ритмическое воспроизведение
текста Скорописью.
Тема 14. Композиция с Русской Скорописью (4 часа).
Практика.

Пальчиковая гимнастика. Создание макета и эскиз будущего

произведения. Построение полей, разметка строк, выбор художественного решения.
Подготовка эскиза. Анализ недочетов и решение. Реализация работы по эскизу.
Тема 15. Почерк Русская Вязь. История и пластические особенности почерка (2 часа).
Теория. Русская Вязь как традиционный вид декоративного письма. История и
пластические

особенности.

Рассмотрение

и

анализ

образцов

каллиграфических

произведений.
Тема 16. Воспроизведение и декорирование отдельных букв Вязи (2 часа).
Практика. Пальчиковая гимнастика. Работа в печатных прописях. Воспроизведение и
декорирование отдельных букв Вязи. Упражнение на развитие мелкой моторики.
Тема 17. Воспроизведение буквосочетаний, слов и строк в Русской Вязи. Орнаменты
(2 часа).
Практика. Пальчиковая гимнастика. Воспроизведение буквосочетаний, слов и строк,
способы сокращений и декорирования в Русской Вязи. Выполнение орнаментальных
цепочек.
Тема 18. Композиция с Русской Вязью (4 часа).
Практика. Пальчиковая гимнастика. Создание макета и эскиз будущего произведения.
Построение полей, разметка строк, выбор художественного решения. Подготовка эскиза.
Анализ недочетов и решение. Реализация работы по эскизу.
Тема 19. Каллиграфическое рисование (2 часа).
Практика. Пальчиковая гимнастика. Выполнение рисунков монолинией в прописях и
повторение. Упражнение на развитие мелкой моторики.
Тема 20. Стиль письма Копперплейт. Специфика обращения с остроконечным пером
во время письма элементов Английского курсива. Особенности позы и постановки пальцев
для выполнения элементов. Ритмические элементарные ряды (2 часа).
Теория. Стиль письма Копперплейт (английский курсив). Морфологическая основа
Английского Курсива. Специфика обращения с остроконечным пером во время письма
элементов Английского курсива. Особенности позы при письме и способы постановки
пальцев для выполнения элементов различного характера.
Практика. Пальчиковая гимнастика. Упражнения в положении тела и рук при письме
Английским курсивом. Тренировка правильного владения рукой во время письма.
Упражнения для развития свободных движений руки. Упражнение на развитие мелкой
моторики.
Тема 21. Начертание базовых букв Английского курсива (2 часа).
Практика. Пальчиковая гимнастика. Работа в печатных прописях. Дуктальное
воспроизведение базовых букв Английского Курсива без декоративно-орнаментальной
нагрузки. Упражнение на развитие мелкой моторики.
Тема 22. Воспроизведение декоративных букв Английского курсива. Завитки (2 часа).
Практика. Пальчиковая гимнастика. Работа в печатных прописях. Дуктальное
воспроизведение декоративных букв Английского Курсива. Завитки в Английском Курсиве.
Написание строчных буквы и прописных букв.
Тема 23. Орнаментальные изображения в стиле Английский курсив (2 часа).

Практика. Пальчиковая гимнастика. Работа в печатных прописях. Выполнение
орнаментальных изображений остроконечным пером в пластике Английского Курсива.
Тема 24. Шрифтовая культура. Акцидентный и текстовый форматы письма (2 часа).
Теория. Шрифтовая культура. Понятие акцидентной и текстовой форматов письма.
Рассмотрение и анализ примеров каллиграфических произведений.
Практика. Пальчиковая гимнастика. Выполнение практической работы по написанию
текста с применение акцидентной и текстовой форматов письма.
Тема 25. Изготовление поздравительных открыток, карточек (4 часа).
Практика. Демонстрация примеров поздравительных открыток, карточек. Подготовка
рабочего места, инструментов и материалов. Выполнение творческой работы по алгоритму:
создание макета, разметка, выбор художественного решения, написание текста, оформление
работы.
Тема 26. Леттеринг (4 часа).
Теория. Леттеринг, определение. Отличие от каллиграфии и шрифта. Сфера
применения. Терминология. Основные стили в Леттеринге. Необходимые инструменты.
Демонстрация примеров, идеи для Леттеринга.
Практика. Упражнения по созданию произведений в стиле Леттеринг, используя
базовые навыки, знания и фантазию. Разбор вариантов.
Тема 27. Леттеринг в силуэте. Творческая работа «Шрифтовые картинки» (2 часа).
Практика. Выполнение творческой работы по созданию произведения в стиле
Леттеринг-силуэт. Создание композиций из слов.
Тема 28. Творческая работа «Авторский шрифт» (2 часа).
Практика. Выполнение творческой работы по созданию авторского шрифта.
Тема 29. Выпускная работа (4 часа).
Практика. Создание макета и эскиз будущего произведения. Построение полей,
разметка строк, выбор художественного решения. Подготовка эскиза. Анализ недочетов и
решение. Реализация выпускной работы по эскизу.
Тема 30. Итоговое открытое занятие. Защита произведений. Выставка работ (2 часа).
Практика.

Защита

учащимися

произведений. Выставка работ учащихся.

своих

итоговых

работ

-

каллиграфических

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Период
обучения

Дата
начала
обучения

Сроки
проведения
промежут.
контроля
декабрь,
май

8
сентября

1 год

Дата
окончания
обучения

Кол-во
учебных
недель

31 мая

Кол-во
учебных
дней

36

Кол-во
учебных
часов

36

Режим
занятий

1
занятие
по 2
акад.
часа в
неделю

72

Каникулы: 30 декабря – 12 января
2.2. Условия реализации программы
Материально - техническое обеспечение
Организация образовательного процесса происходит в кабинете здания БМАУДО
ЦДТ г. Березовский.
Материально-технические
достижения

условия

обучающимися

общеобразовательной

учреждения

результатов,

общеразвивающей

обеспечивают

предусмотренных

программой

возможность

дополнительной

«Творческая

каллиграфия» и

соответствуют санитарным и противопожарным нормам, требованиям охраны труда.
Кабинет оборудован:
Наименование

Количество, шт.
Мебель

Рабочее место педагога

1

Стол рабочий

5

Планшет с наклонной поверхностью

10

Стулья

12

Шкаф для пособий и материалов

1

Шкаф-стеллаж для хранения работ

1

Доска поворотная маркерная и
специальной разлиновкой
Копировальный стол с подсветкой

меловая

со

Подставка для ног

1
1
6

Материалы и инструменты
Бумага писчая (пачка 250 листов)

1

Бумага плотная для каллиграфии (пачка 100 листов)

1

Бумага цветная (набор) А4

1

Калька для дизайнерских работ (пачка 20 листов)

3

Ручки шариковые

10

Держатели для перьев ( прямые, косые)

10

Перья (набор)

10

Чернила, тушь

5

Чернильницы

10

Ручки для каллиграфии – брашпены (набор 24 шт.)

1

Кисти (набор)

3

Карандаши простые мягкие

10

Ластики белые

10

Карандаши цветные (набор 12 шт.)

2

Линейка пластиковая прозрачная 30 см.

2

Точилка для карандашей механическая

1

Ножницы

2

Папки-скоросшиватели для ученических работ

30

Учебно-наглядные пособия
Наглядно-дидактический

материал:

печатные

15

основы, прописи, иллюстрации, шаблоны, образцы
работ
Литература (книги, журналы, методички)

4

Мультимедийные презентации по темам

2

Информационно-телекоммуникационные сети
Компьютер, подключен к сети Интернет.

1

Проектор мультимедийный

1

Кадровое обеспечение
Минимально допустимая квалификация педагога
Уровень образования педагога: среднее профессиональное.
Профессиональная категория: первая квалификационная.
Уровень соответствия квалификации: профессиональная переподготовка по профилю
программы.

Методические материалы
№
п/п

Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического
Вид
издания и (или) наименование электронного образовательного, образовательного
информационного ресурса (группы электронных образовательных,
и
информационных ресурсов)
информационного
ресурса
(печатный /
электронный)
Учебно-методические издания
Агаркова Н.Г. Русская графика: Книга для учителя / Н.Г. Агаркова,
– М.: Дрофа, 2015. – 125 с.
Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и
анализ ошибок при письме // Начальная школа. - 2015. - №8.
Каллиграфия. Рукописные шрифты Запада и Востока / К.И.
Клеминсон. – М.: ЗАО Издательская группа «Контент», 2008
Лиепина А. Курс по леттерингу и каллиграфии. - М.: Издательство
АСТ, 2022
Основы каллиграфического письма: теория и методика: учебнометодическое пособие / авт-сост. Ю.М. Ивкина, Ж.С. Искужиева. –
Оренбург: «Южный Урал», 2019. – 64с.
Проненко Л.И. Каллиграфия для всех. – М.: «Книга», 1990

электронный

Рычкова М.А. Каллиграфия для взрослых. Учебное пособие. –
Улан-Удэ, 2009
8. Ферраро Кери и др. Основы каллиграфии и леттеринга. М.:
Издательство АСТ, 2018
9. Умпелева О. Основы каллиграфии и леттеринга. Прописи. - М.:
Издательство АСТ, 2019
10. Чулюскина Т. Буква к букве. Леттеринг для начинающих. - М.:
Манн, Иванов и Фербер, 2018
Пособия

электронный

1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.

Азбука древнерусского письма «Азбуковник». - Школа
каллиграфии «От аза до ижицы», 2015
Введение в каллиграфию. Методическое пособие. - Школа
каллиграфии «От аза до ижицы», 2015
Лиепина А. Курс по леттерингу и каллиграфии. - М.: Издательство
АСТ, 2022
«Искусство красивого письма». Прописи каллиграфические. –
Школа каллиграфии «От аза до ижицы», 2017
Умпелева О. Основы каллиграфии и леттеринга. Прописи. - М.:
Издательство АСТ, 2019
Учебное пособие по русской каллиграфии – Прописи и рабочая
тетрадь. - Школа каллиграфии «От аза до ижицы», 2015
Дидактические материалы

электронный
электронный
электронный
электронный

электронный

электронный
электронный
электронный

печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный

1. Листы прописей по темам

печатный

2. Печатные основы для выполнения каллиграфических работ по
темам

печатный

3. Образцы работ по темам
4. Репродукции с работ каллиграфов (плакаты, фотоальбомы)

печатный
печатный,
электронный

Описание общей методики
Основными направлениями реализации программы являются три взаимосвязанных
компонента: обучение теоретическим и практическим навыкам, развитие и воспитание.
Учебные темы взаимосвязаны и реализуются последовательно. Обязательным в
обучения является освоение исторических форм рукописных почерков и реализация на
основе изученных почерков творческих композиций. Для раскрытия тематического
материала привлекается большое количество визуального материала, показываются лучшие
примеры работ старых и современных мастеров, проводится их сравнительный анализ, перед
учащимися ставится задача рассмотреть и сравнить, сделать вывод.
Для изучения выбран почерк «Древнерусский Устав», морфологические свойства
которого в преимущественной степени по сравнению с другими рукописными почерками,
воспроизводящими латинские и кириллические алфавиты, основаны на простейших
геометрических фигурах - прямоугольник, треугольник, круг. Этот вид письма, несмотря на
первичную сложность, закладывает понятия об отличительных от шариковой ручки
свойствах плоского пера - наклоне и ширине пера, о повороте пера.
Учащиеся учатся воспроизводить и собирать из простейших фигур более сложную:
по принципу от простого - к сложному обучаются конструктивному мышлению,
логическому и формальному мышлению на основе дуктального способа формирования
буквы. Также учащиеся осваивают необходимый терминологический объем. Важнейшим
понятием является ритм, подобно музыкальному ритму, выстраивающему живые буквы,
рождаемые рукой каллиграфа, по команде его мысли в стройный равномерный ряд.
В программу обучения входит еще один вид письма плоским пером - Русская Вязь
(позднего периода), в которой усиливается роль вертикали. Учащиеся должны научиться
воспроизводить довольно длинные прямые отрезки с высокой точностью. В Вязи
проявляется также глубина формального аспекта каллиграфической буквы, предлагается
более сложная логическая задача: необходимо совершить поиск наилучшего сопряжения
форм из разнообразия нескольких формальных логических решений. Обогащается
декоративная составляющая воспроизводимой формы, изучаются готовые решения
наполнения буквы декоративным изображением, а на их основе создаются свои.
Далее учащиеся знакомятся с остроконечным пером, которое намного «моложе»
плоского. В качестве базового почерка, который пишется остроконечным пером, берется
Русская Скоропись, дающая достаточную свободу в движениях без ущерба эстетике буквы,

но позволяющая освоить главное пластическое свойство остроконечного пера - нажим, когда
линия может расширяться при плавном нажиме и становиться тоньше, когда перо
«отпускается».
В программе обучения включен один из труднейших видов письма остроконечным
пером - Копперплейт. Несмотря на то, что буквы Копперплейта (или Английского курсива)
очень напоминают письмена в школьной тетради (только гораздо эстетичнее), они очень
«капризны» к малейшим неточностям со стороны каллиграфа. Воспроизведение правильной
курсивной буквы требует от пишущего проявления воли, высокой степени сосредоточения,
концентрации и способности управлять своими движениями и эмоциями. Без глубокого
анализа формы буквы, осмысленного понимания алгоритма воспроизведения этой формы, а
также устойчивого механического навыка невозможно получить положительный результат.
В процессе обучения перед практической работой в обязательном порядке проводится
пальчиковая гимнастика. В программе выделено время для проведения разнообразных и
увлекательных упражнений для развития мелкой моторики, которая, как и каллиграфия,
играет важную роль в развитии внимания, памяти, мышления, речи и ориентации в
пространстве.
Особое внимание уделяется постановке руки при письме, правильному держанию
пишущего инструмента. Учащиеся с неправильно сформированным захватом ручки
получают рекомендации по исправлению захвата и обучаются специальным упражнениям,
исправляющим захват. Выявляются правши и левши, каждая группа учащихся обучается
правильному расположению письменного листа и захвату инструмента в зависимости от
природных склонностей.
Формы организации образовательного процесса:

групповая,

индивидуально-

групповая. Занятие представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения
знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление,
запоминание, применение, обобщение.
Деятельность обучающихся организуется с разной степенью самостоятельности:
репродуктивная (воспроизведение полученных на данный момент знаний и навыков),
продуктивная

и

творческая

(принятие

самостоятельных

творческих

решений,

соответственно собственному опыту и вкусу). Задания подбираются дифференцированно с
учетом особенностей учащихся.
Методы, используемые на занятиях:
- словесный: при объяснении нового материала и самостоятельной работе, через
созерцание, диалог, беседу;
- наглядный: педагогический показ, демонстрация слайдов и видеоматериалов,
репродукций и реальных объектов; сравнение многообразных форм каллиграфических

шрифтов и написаний;
- практический: выполнение упражнений, дидактических упражнений и игр,
самостоятельных творческих заданий и коллективных работ.
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на
формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода;
- здоровьесберегающие технологии.
В результате освоения программы у обучающихся развиваются устойчивые навыки
каллиграфического письма, расширяется кругозор и значительно увеличивается объем
знаний в области культуры, этики, эстетики, декоративно-прикладного творчества, общей
истории и истории письменности.
2.3. Формы аттестации, контроля и оценочные материалы
Измерение и оценка результатов лежит в основе определения эффективности и
дальнейшего пути совершенствования содержания, методов и организации обучения. В
образовательном процессе по обучению каллиграфии педагог применяет следующие формы
контроля: фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная.
При проведении контроля используются следующие методы: устные (беседа,
педагогическое наблюдение, педагогический анализ), практические (практическая работа,
творческая работа, презентации и выставки работ), метод самоконтроля (самостоятельное
нахождение ошибок, анализ причины неправильного исполнения элементов, устранение
обнаруженных

пробелов).

Для

отслеживания

результативности

образовательной

деятельности по программе проводится входной, текущий, и заключительный контроль.
Входной контроль проводится в сентябре на вводном занятии, по итогам которого
выявляются основные трудности детей, оценивается их стартовый уровень.
Текущий контроль проводится по итогам освоения каждой темы в виде наблюдения
педагога и поэтапно в ходе практических работ: прогностический - проигрывание всех
операций учебного действия до начала его реального выполнения; пооперационный контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций,
входящих в состав действия; контроль по результату, который проводится после
осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или
выполненных операций с образцом.
Заключительный контроль проводится в ходе выполнения итоговой творческой

работы – каллиграфического произведения. Форма предъявления результатов – защита
произведения. Обучающийся должен обосновать выбор изобразительных средств, дать
самостоятельную оценку своей работы. Другие обучающиеся так же должны уметь оценить
предъявляемую работу на степень соответствия правилам каллиграфии. Для демонстрации
образовательных результатов организуется выставка творческих работ учащихся.
Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе не проводится.
Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной программе
осуществляется два раза в год, согласно календарному учебному графику. Формы
промежуточных

аттестаций

разрабатываются

и

обосновываются

для

определения

результативности освоения программы.
Достижения учащимися планируемых результатов оценивается по критериям
Критерии

Соблюдение
гигиенических
требований письма
Степень владения
теоретическим
материалом
Овладение
необходимыми
практическими
навыками
Соблюдение правил
композиции
текстового массива
Умение выполнять
работу по алгоритму

Мелкая моторика рук

Культура общения в
группе, чувство
взаимовыручки и
коллективизма

Уровни освоения программы «Творческая каллиграфия»

высокий
Контролирует
осанку и положение
рук при письме,
доведя до
автоматизма
Отлично знает и
правильно
использует
теоретический
материал

средний
Иногда теряет контроль
над положением
корпуса, рук и пальцев
при письме

низкий
Самостоятельно не
контролирует
положение корпуса,
рук и пальцев. Пишет
с напряжением

Теоретический материал
усвоен
удовлетворительно

Плохо знает

Успешное развитие
практических
навыков письма
различными
инструментами
Правильно выполняет
компоновку текста на
листе
Выполняет работу
поэтапно в
соответствии с
алгоритмом
реализации
творческой задумки
Штрихует,
раскрашивает, обводит, не выходя за
границы, без
затруднений

Владеет базовыми
практическими навыками

Испытывает
затруднения при
выполнении
практических работ

Делает небольшие
ошибки в компоновке
текста
Испытывает трудности в
создании алгоритма
выполнения работы и
реализации творческой
задумки

Выполняет композицию
тестового массива на
листе с ошибками
Нуждается в помощи
педагога при создании
алгоритма и реализации
работы

Штрихует, раскрашивает,
обводит, немного выходя
за границы

Ребенок вежлив и
доброжелателен в
общении со взрослыми и сверстниками.
Активно участвует в
совместной
деятельности.

Ребенок участвует в
совместной деятельности,
но без интереса.

Испытывает
затруднения при
выполнении заданий на
штриховку,
раскрашивание, обведение. Нуждается в
помощи педагога
Ребенок избегает
участия в совместной
деятельности

теоретический
материал

Ребенок оказывает посильную помощь
нуждающимся в ней
Старание,
Очень ответственный, Достаточно
прилежность,
дисциплинированный, ответственный, но иногда
аккуратность в
аккуратный
может проявлять лень и
работе
недисциплинированность.
Не всегда выполняет
задания
Заинтересованность Испытывает
Недостаточная
в
мотивацию к
заинтересованность в
совершенствовании познанию и развитию совершенствовании
знаний и умений
навыков

знаний и умений

Безответственный,
недисциплинированный,
не проявляет
трудолюбия

Не заинтересован в
совершенствовании
знаний и умений

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
1. Агаркова Н.Г. Русская графика: Книга для учителя / Н.Г. Агаркова, – М.: Дрофа,
2015. – 125 с.
1. Введение в каллиграфию. Методическое пособие. - Школа каллиграфии «От аза до
ижицы», 2015
2. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок
при письме // Начальная школа. - 2015. - №8.
3. Каллиграфия. Рукописные шрифты Запада и Востока / К.И. Клеминсон. – М.: ЗАО
Издательская группа «Контент», 2008
4. Основы каллиграфического письма: теория и методика: учебно- методическое
пособие / авт-сост. Ю.М. Ивкина, Ж.С. Искужиева. – Оренбург: «Южный Урал», 2019. – 64с.
5. Проненко Л.И. Каллиграфия для всех. – М.: «Книга», 1990
6. Рычкова М.А. Каллиграфия для взрослых. Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2009
7. Ферраро Кери и др. Основы каллиграфии и леттеринга. М.: Издательство АСТ,
2018
8. Ферраро Кери и др. Основы каллиграфии и леттеринга. М.: Издательство АСТ,
2018
9. Чулюскина Т. Буква к букве. Леттеринг для начинающих. - М.: Манн, Иванов и
Фербер, 2018
Для учащихся (родителей)
2. Азбука древнерусского письма «Азбуковник». - Школа каллиграфии «От аза до
ижицы», 2015
3. Лиепина А. Курс по леттерингу и каллиграфии. - М.: Издательство АСТ, 2022
4. «Искусство красивого письма». Прописи каллиграфические. – Школа каллиграфии
«От аза до ижицы», 2017
5. Умпелева О. Основы каллиграфии и леттеринга. Прописи. - М.: Издательство АСТ,
2019
6. Учебное пособие по русской каллиграфии – Прописи и рабочая тетрадь. - Школа
каллиграфии «От аза до ижицы», 2015

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025 г.

Учебный план
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
«Творческая каллиграфия»
№
п/п

Количество часов
Название темы

Формы аттестации/
контроля

всего

теория

практ.

1. 1Введение.
История
каллиграфии.
. Инструменты и материалы
2. 3Организационные
и
гигиенические
. требования к письму. Устройство и
принципы работы пера, положение
держателя
3. Понятие горизонтали. Наклон пера «без
наклона» 0 градусов. Письмо элементов
пером без наклона.
4.
Понятие
вертикали.
Наклон
пера
«вертикальный» - 90 градусов
5. Наклон пера «полунаклон» - 45 градусов

2

2

-

2

1

1

2

-

2

2

-

2

2

-

2

Анатомия шрифта. Названия и формы
основных элементов букв

2

1

1

7. 4Почерк «Древнерусский Устав». История
. русской письменности. Происхождение
«Древнерусского Устава». Понятие ритма
8. Построение букв Древнерусского Устава.
Элементы росписи

2

1

1

2

-

2

Композиция с Древнерусским Уставом

4

-

4

10. Почерк Русская Скоропись. История
происхождения и развития Скорописи.
Основные типы скорописи
11. Пластические
особенности
Русской
Скорописи. Остроконечное перо

2

1

1

2

1

1

12. Вариативность букв Скорописи

2

-

2

13. Композиционно-ритмическое
воспроизведение текста Скорописью

2

-

2

14. Композиция с Русской Скорописью

4

-

4

6.

9.

Беседа, пед.
наблюдение
Беседа, практич.
работа, пед.
наблюдение
Практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение, анализ
Практич. работа,
пед. наблюдение,
анализ
Практич. работа,
пед. наблюдение,
анализ
Беседа,
практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение
Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение
Практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение, анализ
Творческая работа,
пед. наблюдение,
выставка работ
Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение
Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение,
анализ
Практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение
Практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение, анализ
Творческая работа,
пед. наблюдение,

выставка работ
15. Почерк Русская Вязь. История и
пластические особенности почерка
16. Воспроизведение
и
декорирование
отдельных букв Вязи

2

2

-

2

-

2

17. Воспроизведение буквосочетаний, слов и
строк,
способы
сокращений
и
декорирования
в
Русской
Вязи.
Орнаменты. Орнаментальные цепочки
18. Композиция с Русской Вязью

2

-

2

4

-

4

19. Каллиграфическое рисование. Рисунки
монолинией
20. Стиль письма Копперплейт. Специфика
обращения с остроконечным пером во
время письма элементов Английского
курсива. Особенности позы и постановки
пальцев для выполнения элементов.
Ритмические элементарные ряды
21. Начертание базовых букв Английского
курсива

2

-

2

2

1

1

2

-

2

22. Воспроизведение декоративных букв
Английского курсива. Завитки

2

-

2

23. Орнаментальные изображения в стиле
Английский курсив

2

-

2

24. Шрифтовая культура. Акцидентные и
текстовые форматы письма
25. Изготовление поздравительных открыток,
карточек
26. Леттеринг

2

1

1

4

-

4

4

1

3

27. Леттеринг в силуэте.Творческая работа
«Шрифтовые картинки»

2

-

2

28. Творческая работа «Авторский шрифт»

2

-

2

29. Выпускная работа. Создание макета и
эскиз будущего произведения.
Построение полей, разметка строк, выбор
художественного решения. Подготовка
эскиза.
Анализ недочетов и решение. Реализация
итоговой
работы
по
эскизу
на
оригинальном материале
30. Итоговое занятие. Защита произведения.
Выставка работ

4

-

4

2

-

2

72

10

62

ИТОГО

Беседа,
пед. наблюдение
Практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение, анализ
Практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение
Творческая работа,
пед. наблюдение,
выставка работ
Практич. работа,
пед. наблюдение
Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение,
анализ
Практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение
Практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение
Практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение
Беседа,
пед. наблюдение
Творческая работа,
пед. наблюдение
Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение
Творческая работа,
пед. наблюдение,
выставка работ
Творческая работа,
пед. наблюдение,
выставка работ
Творческая работа,
пед. наблюдение,
анализ, выставка
работ

Защита итоговой
работы, выставка
работ

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
________ Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025 г.

Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Творческая каллиграфия»
на 2025-2026 учебный год
Этапы
образовательного
процесса
Начало учебного года

1 год обучения

Примечание

16 сентября 2025 г.

Формирование
объединений
Продолжительность
учебного года
Промежуточная
аттестация (контроль)

1 сентября 2025г.15 сентября 2025г.
36 недель

Промежуточная
аттестация (контроль)
Окончание учебного года

1 июня 2026г.

Резерв учебного времени

3 часа

нет

2 июня 2026г.

окончание учебного года
может быть перенесено на
срок в соответствии с
резервом учебного
времени
5% от продолжительности
ДООП

зимние

Каникулы
с 01 января 2026г. – 08 января 2026г.

летние

с 01 июня 2026г. – 31 августа 2026г.

праздничные нерабочие
дни

04.11.2025, 31.12.2025, 01-08.01.2026, 23.02.2026, 08.03.2026,
01.05.2026, 09.05.2026, 12.06.2026

Управление образования Березовского муниципального округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025 г.

Рабочая программа
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
социально-гуманитарной направленности
«Творческая каллиграфия»

Возраст учащихся: 8 - 12 лет
Срок реализации программы: 1 год

Составитель программы:
Байнова А.В.,
педагог дополнительного образования

г. Березовский

Пояснительная записка
Рабочая программа является частью дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Творческая каллиграфия» и представляет собой календарнотематическое планирование программы на текущий год обучения.
Срок освоения программы - 1 год
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель общеразвивающей программы: формирование знаний и развитие способностей
учащихся в области каллиграфического искусства, приобщение к общечеловеческим
нравственным ориентациям посредством создания творческих каллиграфических работ.
Исходя из цели программы предусматривается решение следующих задач:
Обучающие:
- дать представление об истоках становления и развития письменности,
каллиграфического искусства;
- подчеркнуть важность навыков чистописания как основы процесса образования и
формирования духовных и личностных качеств человека;
- познакомить с каллиграфическими почерками и стилями;
- обучить приемам работы с основными видами каллиграфических инструментов;
- обучить формированию текстового массива,
- обучить основам проектирования: принципам построения макета будущего
произведения и поэтапной реализации творческой задумки от момента идеи до готового
произведения,
- обучить применению методов и приёмов каллиграфической творческой
деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни,
- привить правила санитарно-гигиенических условий письма, научить организовывать
своё рабочее место для практической работы.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать изобразительные способности, эстетический вкус, композиционное
чувство в шрифтовой графике;
- развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер;
- развивать творческое мышление и образное воображение;
- развивать эмоциональную устойчивость, трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
- совершенствование умения поиска нужной для выполнения поставленной задачи
информации с использованием различных источников.
Воспитательные:
- помочь учащимся обогатить свой внутренний мир;
- формировать общую культуру учащихся;
- воспитывать художественный вкус,
- прививать уважительное отношение к иному мнению, к творчеству других;
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, волю, способность концентрировать
внимание.
- воспитывать ценностное отношение к своей Родине через изучение традиций
отечественной культуры.
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация
на развитие:
- творческого подхода к деятельности;
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления.
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:

- объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- репродуктивный метод,
- метод стимулирования и мотивации,
- метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- метод создания ситуации успеха,
- методы самоконтроля и взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседа;
- выполнение практических работ.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятиях.
Наглядные пособия:
- образцы работ;
- иллюстрации;
- демонстрация выполнения задания на классной доске.
Дидактическое обеспечение:
- листы прописей;
- карточки заданий.
Планируемые результаты
Учащиеся знают:
- историю появления и развития русского письма, книжных традиций, роли языка и
речи в жизни людей;
- что такое искусство каллиграфии и как оно помогает человеку в его
самосовершенствовании;
- о важности навыков чистописания как основы процесса образования и
формирования духовных и личностных качеств человека;
- основы проектирования;
- основные шрифтовых стили и формы, области их применения;
- виды каллиграфических инструментов, правила пользования ими;
- правила формирования текстового массива.
Учащиеся умеют:
- соблюдать санитарно-гигиенические условия письма, организовывать своё рабочее
место для практической работы;
- пользоваться каллиграфическими инструментами;
- найти нужную для выполнения поставленной задачи информацию с использованием
дополнительных возможностей сети Интернет, библиотек;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, контролировать и корректировать
свою деятельность в процессе выполнения задания;
- определять элементы художественно-каллиграфической композиции на листе;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- оценивать качество исполненной работы, видеть недостатки и исправлять их,
- применять методы и приёмы каллиграфической творческой деятельности в
основном учебном процессе и повседневной жизни.
Личностные результаты:
- познавательный интерес к языковой и речевой деятельности,
- отношение к каллиграфии как к творчеству, способу самовыражения;
- развитие мелкой моторики рук, устойчивого почерка;

- развитие трудолюбия, аккуратности, усидчивости, эмоциональной устойчивости;
- проявление образного мышления, воображения, фантазии, творческого
самовыражения, эстетического вкуса;
- целеустремленность в достижении поставленной цели;
- уважительное отношения к иному мнению, к творчеству других;
- стремление к координации при выполнении коллективных работ;
- ценностное отношение к своей Родине через изучение традиций отечественной
культуры.
Учебный (тематический) план
на 2025-2026 учебный год
№
п/п

Количество часов
Название темы

всего теория

практ.

1. 1Введение.
История
каллиграфии.
. Инструменты и материалы
2. 3Организационные и гигиенические
. требования к письму. Устройство и
принципы работы пера, положение
держателя
3.
Понятие горизонтали. Наклон пера
«без наклона» 0 градусов. Письмо
элементов пером без наклона.
4.
Понятие вертикали. Наклон пера
«вертикальный» - 90 градусов
5. Наклон пера «полунаклон» - 45
градусов

2

2

-

2

1

1

2

-

2

2

-

2

2

-

2

Анатомия шрифта. Названия и формы
основных элементов букв

2

1

1

7. 4Почерк
«Древнерусский
Устав».
. История
русской
письменности.
Происхождение
«Древнерусского
Устава». Понятие ритма
8. Построение букв Древнерусского
Устава. Элементы росписи

2

1

1

2

-

2

Композиция с Древнерусским Уставом

4

-

4

10. Почерк Русская Скоропись. История
происхождения и развития Скорописи.
Основные типы скорописи
11. Пластические особенности Русской
Скорописи. Остроконечное перо

2

1

1

2

1

1

6.

9.

Формы
аттестации/
контроля
Беседа, пед.
наблюдение
Беседа, практич.
работа, пед.
наблюдение
Практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение,
анализ
Практич. работа,
пед. наблюдение,
анализ
Практич. работа,
пед. наблюдение,
анализ
Беседа,
практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение
Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение
Практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение,
анализ
Творческая
работа, пед.
наблюдение,
выставка работ
Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение
Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение,

анализ
12. Вариативность букв Скорописи

2

-

2

13. Композиционно-ритмическое
воспроизведение текста Скорописью

2

-

2

14. Композиция с Русской Скорописью

4

-

4

15. Почерк Русская Вязь. История и
пластические особенности почерка
16. Воспроизведение и декорирование
отдельных букв Вязи

2

2

-

2

-

2

17. Воспроизведение
буквосочетаний,
слов и строк, способы сокращений и
декорирования в Русской Вязи.
Орнаменты. Орнаментальные цепочки
18. Композиция с Русской Вязью

2

-

2

4

-

4

19. Каллиграфическое рисование. Рисунки
монолинией
20. Стиль письма Копперплейт.
Специфика обращения с
остроконечным пером во время
письма элементов Английского
курсива. Особенности позы и
постановки пальцев для выполнения
элементов. Ритмические элементарные
ряды
21. Начертание базовых букв
Английского курсива

2

-

2

2

1

1

2

-

2

22. Воспроизведение декоративных букв
Английского курсива. Завитки

2

-

2

23. Орнаментальные изображения в стиле
Английский курсив

2

-

2

24. Шрифтовая культура. Акцидентные и
текстовые форматы письма
25. Изготовление
поздравительных
открыток, карточек

2

1

1

4

-

4

26. Леттеринг

4

1

3

Практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение
Практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение,
анализ
Творческая
работа, пед.
наблюдение,
выставка работ
Беседа,
пед. наблюдение
Практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение,
анализ
Практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение
Творческая
работа, пед.
наблюдение,
выставка работ
Практич. работа,
пед. наблюдение
Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение,
анализ

Практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение
Практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение
Практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение
Беседа,
пед. наблюдение
Творческая
работа,
пед. наблюдение
Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение

27. Леттеринг в силуэте. Творческая
работа «Шрифтовые картинки»

2

-

2

28. Творческая
шрифт»

«Авторский

2

-

2

29. Выпускная работа. Создание макета и
эскиз будущего произведения.
Построение полей, разметка строк,
выбор художественного решения.
Подготовка эскиза.
Анализ
недочетов
и
решение.
Реализация итоговой работы по эскизу
на оригинальном материале
30. Итоговое
занятие.
Защита
произведения. Выставка работ

4

-

4

2

-

2

72

10

62

ИТОГО

работа

Творческая
работа, пед.
наблюдение,
выставка работ
Творческая
работа, пед.
наблюдение,
выставка работ
Творческая
работа, пед.
наблюдение,
анализ, выставка
работ

Защита итоговой
работы, выставка
работ

Календарно-тематический план
на 2024 – 2025 учебный год
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Творческая каллиграфия»

Месяц
Сентябрь

№
п/п
1.

2.

Октябрь

3.

4.

5.

6.

Название темы

Содержание занятий

Введение.
История Ознакомление с программой курса. Польза
каллиграфии. Инструменты и письма и каллиграфии. История рукописных
материалы
шрифтов, письменности и письменных
принадлежностей. Инструменты и материалы
для занятий каллиграфией. Виды перьев, кистей
и держателей. Виды бумаги. Чернила и краски.
Организационные
и Правила посадки при письме. Основы
гигиенические требования к правильного владения рукой во время письма.
письму.
Устройство
и Организация
рабочего
пространства
принципы
работы
пера, каллиграфа. Гигиенические требования к
положение держателя
письму. Упражнения в положении тела и рук
при
письме.
Проведение
пальчиковой
гимнастики перед работой. Тренировка
правильного владения рукой во время письма.
Подготовка бумаги для работы пером,
разлиновка.
Понятие горизонтали. Наклон Упражнения на наклон пера. Письмо элементов
пера «без наклона» 0 градусов. пером без наклона. Упражнение на развитие
Письмо элементов пером без мелкой моторики.
наклона.
Понятие вертикали. Наклон Упражнения на наклон пера. Письмо элементов
пера «вертикальный» - 90 пером
в
положении
«вертикально».
градусов
Упражнение на развитие мелкой моторики.
Наклон пера «полунаклон» - Упражнения на наклон пера. Письмо элементов
45 градусов
пером в положении «полунаклон». Упражнение
на развитие мелкой моторики
Анатомия шрифта. Названия и История, виды шрифтов. Названия и формы
формы основных элементов основных элементов букв. Работа в печатных
букв
прописях. Написание основных штрихов
плоским пером. Упражнение на развитие

Часы

Формы контроля

2

Беседа, пед.
наблюдение

2

Беседа, практич.
работа, пед.
наблюдение

2

Практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение, анализ

2

Практич. работа, пед.
наблюдение, анализ

2

Практич. работа, пед.
наблюдение, анализ

2

Беседа, практич.
работа,самоконтроль,
пед. наблюдение

Примечание

Ноябрь

Декабрь

7.

Почерк
«Древнерусский
Устав». История русской
письменности.
Происхождение
«Древнерусского
Устава».
Понятие ритма

8.

Построение
Древнерусского
Элементы росписи

9.

Композиция с Древнерусским
Уставом (1)

10.

Композиция с Древнерусским
Уставом (2)

11.

Почерк Русская Скоропись.
История происхождения и
развития
Скорописи.
Основные типы скорописи

12.

13.

букв
Устава.

мелкой моторики
История
русской
письменности.
Происхождение шрифта Древнерусский Устав.
Рассмотрение
и
анализ
образцов
каллиграфических произведений. Понятие
дуктальности. Понятие ритма. Работа в
печатных прописях. Написание элементов букв
почерком Древнерусский Устав дуктальным
методом. Соблюдение ритма
Работа в печатных прописях. Дуктальное
построение
букв
алфавита
почерком
Древнерусский Устав. Ритмикопластические
тренировки. Упражнения в начертании линий
росписи
Создание
макета
и
эскиз
будущего
произведения. Построение полей, разметка
строк, выбор художественного решения.
Подготовка эскиза. Анализ недочетов и
решение.
Реализация работы по эскизу

Русская Скоропись как традиционный вид
славянского текстового письма у славян.
История происхождения и развития. Основные
типы скорописи. Рассмотрение и анализ
образцов каллиграфических произведений.
Работа в печатных прописях брашпеном.
Дуктальное
построение
букв
алфавита
почерком Русская Скоропись
Пластические
особенности Пластические особенности Русской Скорописи.
Русской
Скорописи. Понятие нажима и особенности ритма в работе
Остроконечное перо
остроконечным пером. Работа в печатных
прописях остроконечным пером. Дуктальное
построение букв алфавита почерком Русская
Скоропись
Вариативность
букв Работа в печатных прописях Дуктальное

2

Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение

2

Практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение, анализ

2

Творческая работа,
пед. наблюдение

2

Творческая работа,
пед. наблюдение,
выставка работ
Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение

2

2

Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение,
анализ

2

Практич. работа,

Скорописи
14.
Январь

15.

16.

17.

Февраль

18.

19.

20.

21.
Март

22.

воспроизведение отдельных букв. Упражнение
на развитие мелкой моторики
Композиционно-ритмическое Композиционно-ритмическое воспроизведение
воспроизведение
текста текста Скорописью
Скорописью
Композиция
с
Русской Создание
макета
и
эскиз
будущего
Скорописью (1)
произведения. Построение полей, разметка
строк, выбор художественного решения.
Подготовка эскиза. Анализ недочетов и
решение.
Композиция
с
Русской Реализация работы по эскизу
Скорописью (2)

2

2

2

самоконтроль, пед.
наблюдение
Практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение, анализ
Творческая работа,
пед. наблюдение

Творческая работа,
пед. наблюдение,
выставка работ
Беседа,
пед. наблюдение

Почерк Русская Вязь. История Русская Вязь как традиционный вид
и пластические особенности декоративного письма. История и пластические
почерка
особенности. Рассмотрение и анализ образцов
каллиграфических произведений
Воспроизведение
и Работа в печатных прописях. Воспроизведение
декорирование
отдельных и декорирование отдельных букв Вязи.
букв Вязи
Упражнение на развитие мелкой моторики

2

2

Практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение, анализ

Воспроизведение
буквосочетаний, слов и строк,
способы
сокращений
и
декорирования в Русской
Вязи.
Орнаменты.
Орнаментальные цепочки
Композиция с Русской Вязью
(1)

Воспроизведение буквосочетаний, слов и строк,
способы сокращений и декорирования в
Русской Вязи. Выполнение орнаментальных
цепочек

2

Практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение

Создание
макета
и
эскиз
будущего
произведения. Построение полей, разметка
строк, выбор художественного решения.
Подготовка эскиза. Анализ недочетов и
решение.
Композиция с Русской Вязью Реализация работы по эскизу
(2)

2

Творческая работа,
пед. наблюдение

2

Каллиграфическое рисование. Выполнение рисунков монолинией в прописях

2

Творческая работа,
пед. наблюдение,
выставка работ
Практич. работа, пед.

Рисунки монолинией
23.

24.

25.

Апрель

26.

27.

и повторение. Упражнение на развитие мелкой
моторики
Стиль письма Копперплейт.
Стиль письма Копперплейт (английский
Специфика обращения с
курсив). Морфологическая основа Английского
остроконечным пером во
Курсива.
Специфика
обращения
с
время письма элементов
остроконечным пером во время письма
Английского курсива.
элементов Английского курсива. Особенности
Особенности позы и
позы при письме и способы постановки пальцев
постановки пальцев для
для
выполнения
элементов
различного
выполнения элементов.
характера. Упражнения в положении тела и рук
Ритмические элементарные
при письме Английским курсивом. Тренировка
ряды
правильного владения рукой во время письма.
Упражнения для развития свободных движений
руки. Упражнение на развитие мелкой
моторики
Начертание базовых букв
Работа в печатных прописях. Дуктальное
Английского курсива
воспроизведение базовых букв Английского
Курсива без декоративно-орнаментальной
нагрузки. Упражнение на развитие мелкой
моторики
Воспроизведение
Работа в печатных прописях. Дуктальное
декоративных букв
воспроизведение
декоративных
букв
Английского курсива. Завитки Английского Курсива. Завитки в Английском
Курсиве. Написание строчных буквы и
прописных букв
Орнаментальные изображения Работа в печатных прописях. Выполнение
в стиле Английский курсив
орнаментальных изображений остроконечным
пером в пластике Английского Курсива
Шрифтовая культура.
Шрифтовая культура. Понятие акцидентной и
Акцидентные и текстовые
текстовой форматов письма. Рассмотрение и
форматы письма
анализ
примеров
каллиграфических
произведений. Выполнение практической
работы по написанию текста с применение
акцидентной и текстовой форматов письма

наблюдение
2

Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение,
анализ

2

Практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение

2

Практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение

2

Практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение
Беседа,
пед. наблюдение

2

Май

Июнь

28.

Изготовление
поздравительных открыток,
карточек (1)

29.

Изготовление
поздравительных открыток,
карточек (2)

30.

Леттеринг (1)

31.

Леттеринг (2)

32.

Творческая работа
«Шрифтовые картинки»

33.

Творческая работа
«Авторский шрифт»

34.

Выпускная работа (1)

35.

Выпускная работа (2)

36.

Итоговое занятие. Защита

Демонстрация примеров поздравительных
открыток, карточек. Подготовка рабочего
места,
инструментов
и
материалов.
Выполнение творческой работы по алгоритму:
создание
макета,
разметка,
выбор
художественного решения, написание текста,
оформление работы
Выполнение творческой работы по алгоритму:
создание
макета,
разметка,
выбор
художественного решения, написание текста,
оформление работы (окончание)
Леттеринг,
определение.
Отличие
от
каллиграфии и шрифта. Сфера применения.
Терминология. Основные стили в Леттеринге.
Необходимые инструменты. Демонстрация
примеров, идеи для Леттеринга. Упражнения по
созданию произведений в стиле Леттеринг,
используя базовые навыки, знания и фантазию.
Разбор вариантов для творческой работы
Творческая работа в стиле Леттеринг

2

Творческая работа,
пед. наблюдение

2

Творческая работа,
пед. наблюдение

2

Творческая работа,
пед. наблюдение

2

Выполнение творческой работы по созданию
произведения в стиле Леттеринг-силуэт.
Создание композиций из слов
Выполнение творческой работы по созданию
авторского шрифта

2

Создание
макета
и
эскиз
будущего
произведения. Построение полей, разметка
строк, выбор художественного решения.
Подготовка эскиза. Анализ недочетов и
решение. Реализация выпускной работы по
эскизу
Реализация итоговой работы по эскизу на
оригинальном материале

2

Творческая работа,
пед. наблюдение
Творческая работа,
пед. наблюдение,
выставка работ
Творческая работа,
пед. наблюдение,
выставка работ
Творческая работа,
пед. наблюдение,
анализ

Защита учащимися своих каллиграфических

2

2

2

Творческая работа,
пед. наблюдение,
анализ
Творческая работа,

произведения. Выставка работ
Итого

произведений. Выставка работ учащихся

пед. наблюдение,
анализ, выставка
работ
72


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».