Модуль 1

Управление образования Березовского муниципального округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025 г.

Рабочая программа
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
технической направленности
«Основы графической грамотности»
Модуль 1 «Правила оформления чертежей и геометрическое черчение»

Возраст учащихся: 12 -16 лет
Срок реализации модуля: 2 месяца

Составитель программы:
Байнова А.В.,
педагог дополнительного образования

г. Березовский

Пояснительная записка
Рабочая программа является частью дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Основы графической грамотности» и представляет собой
календарно-тематическое планирование модуля по текущему году обучения.
Модуль 1 «Правила оформления чертежей и геометрическое черчение» предполагает:
- знакомство учащихся с историей развития чертежа;
- изучение стандартов по выполнению и оформлению чертежей;
- выполнение графических работ;
- выполнение требований техники безопасности при работе.
Срок освоения первого модуля – 2 месяца.
Цель и задачи модуля программы
Цель: овладение обучающимися графического языка техники и способность применять
полученные знания для решения практических задач.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач:
Обучающие:
- формировать базовые знания, умения и навыки по выполнению чертежных и
графических работ;
- научить выполнять различные геометрические построения.
Развивающие:
- способствовать активизации познавательной деятельности при решении логических,
занимательных и других типов задач;
- способствовать развитию логического мышления, пространственного представления и
воображения;
- развивать умение самостоятельного подхода к решению различных задач, применения
полученных знаний в жизненных ситуациях;
- развивать навыки культуры труда: правильно организовывать рабочее место,
применять наиболее рациональные приёмы работы чертёжными инструментами, аккуратность
и точность в работе.
Воспитательные:
- прививать и поддерживать интерес к техническому образованию,
- содействовать формированию способностей осуществлять контроль, коррекцию и
оценку результатов своей деятельности;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, терпение, усидчивость, стремление
добиться понимания поставленной задачи и её решения.
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на
развитие:
- творческого подхода к деятельности;
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления.
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
- объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- репродуктивный метод,
- метод стимулирования и мотивации,
- метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- метод создания ситуации успеха,
- методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;

- беседы. - беседы;
- выполнение практических работ.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятиях.
Наглядные пособия:
- модели, образцы работ;
- иллюстрации;
- демонстрация выполнения задания на классной доске.
Дидактическое обеспечение:
- листы Рабочей тетради;
- карточки заданий.
Планируемые результаты
Модуль 1 «Правила оформления чертежей и геометрическое черчение»
Учащиеся знают:
- назначение и применение чертежа в практике;
- правила оформления чертежей по ГОСТ;
- терминологию, относящуюся к правилам оформления чертежей;
- процесс анализа графического состава изображения, последовательность вычерчивания
контура технической детали;
- методы решения различных графических задач; построения, основанные на
положениях геометрии;
Учащиеся умеют:
- правильно пользоваться чертежными инструментами;
- выполнять требования по оформлению чертежей;
- анализировать графический состав изображения;
- вычерчивать контур технической детали с применением геометрических построений;
Личностные результаты:
- интерес к черчению как к «языку техники»;
- развитие образного мышления и освоение способов творческого самовыражения
личности;
формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах
технического творчества;
- накопление опыта графической деятельности;
- мотивация к познавательной деятельности;
- уважительного отношения к иному мнению.

Учебно-тематический план
Модуль 1 «Правила оформления чертежей и геометрическое черчение»
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Количество часов
Название темы
Введение
Форматы. Линии чертежа. Основная надпись чертежа
Выполнение графической работы № 1
Шрифты чертёжные
Выполнение графической работы № 2
Масштаб. Нанесение размеров на чертежах
Выполнение графической работы № 3
Построение углов. Деление углов, отрезков, окружностей, другие
графические задачи
Сопряжение линий. Виды. Построение
Выполнение графической работы № 4
ИТОГО

всего

теория

1
1
1
1
2
2
1
2

1

практика
1
1

1
1

2
1
14

3

2
1
1
2
2
1
11

Календарно-тематический план
Модуль 1 «Правила оформления чертежей и геометрическое черчение»
Месяц
Сентябрь

№
п/п
1.
2.

Название темы
Введение

Содержание занятий

История развития чертежа. Чертежные материалы и
принадлежности
Форматы. Линии
Размеры, расположение и обозначение основных
чертежа.
форматов чертежа. Название, начертание, назначение
Основная надпись и толщина основных типов линий. Правила их
чертежа
выполнения. Назначение, расположение, размеры и

Часы Формы контроля
1

Беседа

1

Педагогическое
наблюдение, беседа,
практическая работа

Примечание

Октябрь

3.

Выполнение
графической
работы № 1

4.

Шрифты
чертёжные

5.
6.

Выполнение
графической
работы № 2

7.

Масштаб.
Нанесение
размеров на
чертежах

содержание основной надписи чертежа. Упражнения
по начертанию различных типов линий
Выполнение графической работы по начертанию
различных типов линий, основной надписи
(школьный вариант)

Типы чертёжных шрифтов. Параметры, пропорции,
начертание прописных и строчных букв русского и
латинского алфавитов, арабских цифр шрифта Б с
наклоном. Правила выполнения надписей
Выполнению надписей чертёжным шрифтом типа Б
разных номеров

1

1

1

9.

Выполнение
графической
работы № 3

Масштаб. Применение масштаба при выполнении
чертежа. Правила выполнения изображения в
масштабе
Правила выполнения выносных и размерных линий.
Размерные числа и условные знаки. Линейные и
угловые размеры. Единицы измерения
Выполнение чертежа деталей в одной проекции в
заданном масштабе с самостоятельным нанесением
размеров

10.

Построение
углов. Деление
углов, отрезков,
окружностей,
другие

Анализ графического состава изображения. Решение
графических задач: построение углов с помощью
угольников, деление угла пополам, прямого угла на 3
равные части; отрезка пополам, на любое количество
равных частей, построение угла, равного данному;

8.

1

2

Педагогическое
наблюдение, беседа,
самостоятельная
работа
репродуктивного
характера
Педагогическое
наблюдение, беседа
Педагогическое
наблюдение, беседа,
самостоятельная
работа
репродуктивного
характера
Педагогическое
наблюдение, беседа

1

Практическая работа

1

Педагогическое
наблюдение, беседа,
самостоятельная
работа
репродуктивного
характера
Педагогическое
наблюдение, беседа,
практическая работа

графические
задачи
Ноябрь

11.

12.
13.

14.

Итого

Сопряжение
линий. Виды.
Построение
Выполнение
графической
работы № 4

построение неправильного многоугольника, равного
данному (способ триангуляции); определение центра
дуги
деление окружности на 3,6,12,4,8,7,5,10 равных
частей (построение правильного многоугольника) с
помощью циркуля
Построение
сопряжений
пересекающихся
и
параллельных прямых, прямой и дуги окружности
Построение двух дуг окружностей дугой, проведение
касательной и окружностям. Последовательность
вычерчивания контура «плоской» технической детали
Выполнение чертежа «плоской» детали в одной
проекции с применением геометрических построений

1

Практическая работа

1

Педагогическое
наблюдение, беседа,
практическая работа

1

1

14

Самостоятельная
работа
репродуктивного
характера


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».