Управление образования Березовского муниципального округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическим совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 6 от 18.08.2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
Е.В. Комарова
Приказ № 120 от 18.08.2025г.
Рабочая программа
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Жили – были…»
Модуль 2 «Родничок»
Возраст учащихся: 4 – 5 лет
Срок реализации: 1 год
Разработала программу:
Лялина Светлана Сергеевна
педагог дополнительного образования
г. Березовский
Рабочая
программа
педагога
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Безопасность и ребенок» является частью дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно тематическое планирование модулей по текущему году обучения.
Модуль 2 «Родничок» предполагает закрепление полученных знаний об устной
народном творчестве, о быте и домашней утвари. Знакомство с ремеслом, народной
росписью, национальной одеждой, народными праздниками. Модуль рассчитан на 1 год
обучения.
Цель: знакомство детей с основами фольклора через игровые и развлекательные
формы, способствуя развитию интереса к народной культуре, обогащению словарного
запаса и формированию первичных представлений о традициях и обычаях.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных
задач:
Образовательные:
- сформировать представление о многообразии жанров устного народного
творчества;
- познакомить с народными обычаями и обрядами родной земли, праздниками
земледельческого и православного календаря.
Развивающие:
- развить эмоциональную отзывчивость на явления народной культуры;
- развить начальные ритмические навыки, навыки двигательной координации,
ориентации в пространстве.
Воспитательные:
- пробудить интерес к народному творчеству и самобытной русской культуре;
- пробудить интерес к занятиям;
- воспитать навыки доброжелательного поведения, взаимодействия друг с другом в
творческом коллективе.
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является
ориентация на развитие:
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления;
- умения аргументировать свою позицию
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
- Объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- Репродуктивный метод,
- Метод стимулирования и мотивации
- Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- Метод создания ситуации успеха,
- Методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
-
требования к технике безопасности на занятия.
Наглядные пособия:
Дидактическое обеспечение:
- Сюжетные картинки
- Дидактические игры
Учебно-тематический план
№
Название темы
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Милости просим, гости дорогие
1
2.
Народные праздники
11
1
10
3.
Устное творчество
4
1
3
4.
Быт и уклад
6
1
5
5.
Костюм
6
1
5
6
Ремесло
6
1
5
7
Промежуточная аттестация
2
-
2
Всего учебных часов:
36
5
31
-
1
Календарно-тематический план
месяц/ тема
дата/
срок
Сентябрь «Милости просим,
4 неделя гости дорогие»
Октябрь «Народные
1 неделя праздники»
часы содержание
1
1
формы
контроля
Знакомство в игровой
Беседа
форме с использованием
«волшебного клубочка».
Игровое упражнение
«Кто ты такой?»
Знакомство с понятием
Наблюдение
народный, «осинины».
«Осенины» – праздник
сбора урожая.
примечание
Октябрь «Устное творчество»
2 неделя
Октябрь «Быт и уклад»
3 неделя
Октябрь «Быт и уклад»
4 неделя
Октябрь «Костюм»
5 неделя
Ноябрь «Костюм»
1 неделя
Ноябрь «Ремесло»
2 неделя
Ноябрь «Ремесло»
3 неделя
Ноябрь «Народные
4 неделя праздники»
Декабрь «Устное творчество»
1 неделя
Практическая работа –
подготовка реквизита к
театрализованной
постановке.
Театрализованная
постановка «Репка».
1 «Чудесный сундучок»
загадки. Знакомство с
жанрами. Потешки,
прибаутки.
1 Беседа «Что такое быт?»
«Бабушкино подворье»
(домашние животные)
1 «Капустные вечера»
(заготовка капусты)
1 Женский народный
костюм Основные
компоненты костюмов.
Сезонная одежда и обувь.
Дидактическая игра
«Одень куклу».
1 Мужской народный
костюм. Основные
компоненты костюмов.
Сезонная одежда
и обувь. Дидактическая
игра.
1 Ремесло, профессия
(определение понятий,
кто такие ремесленники,
виды ремёсел).
Дидактическая игра.
1 «Золотая хохлома».
Роспись хохломская
(история, география,
элементы узора,
основные цвета).
Выставка хохломских
изделий. Практическая
работа с раскраской.
1 «Как русский народ
зиму встречал».
«Чудесный сундучок»
загадки
про зиму.
1 Сказки. Слушаем
аудиосказки «Колобок».
Беседа
Наблюдение
Наблюдение
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Наблюдение
Беседа
Декабрь «Быт и уклад»
2 неделя
1
Декабрь Промежуточная
3 неделя диагностика
1
Декабрь Народные праздники
4 неделя
1
Январь Народные праздники
3 неделя
1
Январь Народные праздники
4 неделя
1
Январь Народные праздники
5 неделя
1
Февраль
1 неделя
1
«Костюм»
Февраль Ремесло
2 неделя
Февраль Ремесло
3 неделя
Февраль Устное творчество
4 неделя
1
1
1
Разыгрываем сказочный
кукольный театр.
«Как на Руси дома
Беседа
строили». «Чудесный
сундучок» загадки об
устройстве дома.
Дидактическая игра.
Ответы на вопросы.
Беседа
Практическое
выполнение творческой
работы.
Беседа «Зима. Новый
Беседа
год». «Зимние святки»
Беседа «Новый год –
Васильев день».
Как праздновали новый
год на Руси традиции
Беседа «Колядки».
Рассматривание
иллюстраций
«Колядок». Заучивание.
Изготовление масок.
Итоговое занятие
«Рождественские
святки»
Зимние виды мужской,
женской и детской
одежды. Дидактическая
игра.
Матрешка (история,
география,
разновидности
матрешек, основные
детали облика). Работа с
раскраской или
аппликацией.
Матрешка. Практическая
работа – изготовление
матрешки.
Колыбельные.
«Колыбельная ветровая»
(С. Городецкий)
Разучивание. Игра с
куклой. «Чудесный
сундучок»
загадки об игрушках
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Март
Костюм
1 неделя
1
Март
Народные праздники
2 неделя
Март
Народные праздники
3 неделя
1
Март
Быт и уклад
4 неделя
1
Март
Ремесло
5 неделя
1
Апрель Народные праздники
1 неделя
1
Апрель Народные праздники
2 неделя
1
Апрель Ремесло
3 неделя
1
Апрель Быт и уклад
4 неделя
1
Май
Быт и уклад
1 неделя
1
1
Детский народный
костюм. Беседа
рассуждение «Отличие и
схожесть»
Масленица. Традиции
масленичной недели.
Хороводные игры, песни
– слушание и
подпевание
Домашняя посуда и
хозяйская утварь.
Дидактическая игра.
Блины
Пряничных дел мастера
Практическая работа –
изготовление из
соленого теста
пряников.
«Встреча весны».
Традиционные весенние
заклички «Солнышко –
колоколнышко»
Обрядовая выпечка.
Практическая работа –
изготовление из
соленого теста
жаворонков.
Филимоновская игрушка
(история, география,
основные элементы
росписи, разновидности
фигур). Практическая
работа – изображение
игрушки. Работа с
раскраской или
аппликацией.
Знакомство с хозяйством
(изба, двор, загон,
гумно, амбар).
Дидактическая
игра
Работа в поле (как
крестьянин землю пахал,
как сеял; как крестьянки
хлеб убирали; о
сенокосе). Лён. «Как
рубашка в поле
выросла»
Беседа
Беседа
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Май
Устное творчество
2 неделя
1
Май
Костюм
3 неделя
1
Май
Ремесло
4 неделя
1
Июнь
Народные праздники
1 неделя
1
Июнь
Промежуточная
2 неделя аттестация
1
Июнь
3 неделя
Пословицы и поговорки.
«Чудесный сундучок»
загадки о домашнем
хозяйстве и полевых
работах.
Кушак – оберег.
Значения обережного
пояса. Практическая
работа – изготовление
обережного пояса для
куклы.
Каргопольская игрушка
(история, география
основные элементы
росписи,
разновидности фигур).
Практическая работа –
изображение игрушки.
Работа с раскраской
или аппликацией.
«Зеленые святки»
(основные обряды
праздника: завивание
березы, плетение
венков).
Ответы на вопросы,
практическое
выполнение творческой
работы.
Беседа
Наблюдение
Наблюдение
Беседа
Беседа