Жили – были…

Управление образования Березовского муниципального округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическим совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 6 от 18.08.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
Е.В. Комарова
Приказ № 120 от 18.08.2025г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Жили – были…»

Возраст учащихся: 3 – 5 лет
Срок реализации: 2 года

Разработала программу:
Лялина Светлана Сергеевна
педагог дополнительного образования

г. Березовский
Структура
1. Пояснительная записка

нормативно – правовые основания разработки программы;
сведения о программе;
характеристика программы (ее значимости);
направленность;
адресат;
срок реализации программы;
объем учебного времени, предусмотренный учебным планом;
режим занятий;
формы обучения и виды занятий;
- цель и задачи программы.
2.
Содержание программы
3.
Планируемые результаты
4.
Организационно-педагогические условия программы
материально-техническое обеспечение;
информационное обеспечение (печатное и электронное);
- кадровое обеспечение.
5.
Оценочные материалы
6.
Методические материалы
Приложение 1 – Учебный план
Приложение 2 – Календарно-учебный график
Приложение 3 – Рабочие программы модулей

1.

Пояснительная записка

Нормативно – правовые основания разработки программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Жили –
были…» разработана в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р (ред. от 15.05.2023)
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании

утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с
"Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года")»,
приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
приказом Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»,
постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», - приказа Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования»,
приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021
г.
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»,
Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ.
Сведения о программе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Жили –
были…» направлена на ознакомление детей с народными традициями, бытом и русским
фольклором.
Программа реализуется по адресу: 623720 Свердловская область Березовский
муниципальный округ, пос. Монетный, ул. Лермонтова строение 7, ул. Пушкина, строение
15 а.
Характеристика программы (ее значимости)
Актуальность данной программы заключается в ее способности интегрировать детей
дошкольного возраста в сложный и многослойный мир русского фольклора. Программа
направлена на формирование у них первичных представлений о национальных традициях,
обычаях и праздничных ритуалах, что способствует углублению их культурноисторической осведомленности и развитию этнографической компетентности.
Новизна данной программы заключается в том, что учебно-воспитательный
процесс осуществляется через разнообразные направления работы. Помимо простого
ознакомления дошкольников с народными сказками, песнями и преданиями, программа
активно вовлекает детей в практическую деятельность. Они участвуют в играх и
интерактивных образовательных мероприятиях, что позволяет глубже усвоить материал;
закрепить полученные знания; в доступной и увлекательной форме познакомиться с
культурными особенностями; узнать интересные факты о своих этнических корнях. Такой
подход делает процесс обучения более динамичным и интересным для детей, способствует
развитию их творческих способностей и лучшему пониманию культурных традиций.
Программа состоит из двух модулей: «Ручеек» и «Родничок», каждый из которых
рассчитан на один год обучения.
Уровни сложности разноуровневой программы:
«Стартовый»: модуль 1 «Ручеек» предполагает знакомство детей с устным
народным творчеством: сказками, потешками, формирование представления о быте и
домашней утвари: изба, печь, чугунок, люлька.

«Базовый»: модуль 2 «Родничок» предполагает знакомство с ремеслом, народной
росписью, национальной одеждой, народными праздниками, а также закрепление
полученных знаний об устной народном творчестве, о быте и домашней утвари.
Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки
образовательной деятельности по адресу места осуществления этой деятельности в связи с
ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями, а также во время проведения
ремонта здания, образовательный процесс может организовываться с применением
дистанционных технологий и электронного обучения.
Направленность
Направленность программы: художественная
Адресат программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
предусматривает обучение детей с 3 до 5 лет. К освоению дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы допускаются любые лица без
предъявления требований к уровню образования.
Ожидаемое количество детей в одной группе: до 18 человек.
Срок реализации программы
Срок освоения программы - 2 года.
Объем
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы составляет 72 часа, из них:
Первый год обучения – 36 учебных
часов;
Второй год обучения – 36 учебных
часов;
Режим занятий
Первый год обучения – 1 раз в неделю по 15 минут.
Второй год обучения – 1 раза в неделю по 20 минут.
После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв.
Формы обучения
Обучение по программе осуществляется в очной форме.
Виды занятий
теоретические;
практические.
Цель и задачи программы
Цель: познакомить детей с основами фольклора через игровые и развлекательные
формы, способствуя развитию интереса к народной культуре, обогащению словарного
запаса и формированию первичных представлений о традициях и обычаях.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных
задач:
Образовательные:
- сформировать представление о многообразии жанров устного народного
творчества;

- познакомить с народными обычаями и обрядами родной земли, праздниками
земледельческого и православного календаря.
Развивающие:
- развить эмоциональную отзывчивость на явления народной культуры;
- развить начальные ритмические навыки, навыки двигательной координации,
ориентации в пространстве.
Воспитательные:
- пробудить интерес к народному творчеству и самобытной русской культуре;
- пробудить интерес к занятиям;
- воспитать навыки доброжелательного поведения, взаимодействия друг с другом в
творческом коллективе.

36

2 Родничок
Итого учебных часов

36

6

30

Формы
аттестации
(контроля)

Практика

30

Теория

6

Всего

Практика

1. Ручеек

Теория

Всего

№ Модуль
п/
п

2. Содержание программы
Учебный план
Первый год
Второй год
обучения
обучения

36

5

31

36

5

31

Всего учебных часов

Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
аттестация

72

Модуль 1. «Стартовый». «Ручеек»
Учебно-тематический план
№

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

«Чудесный сундучок»

1

-

1

2.

Циклы праздников

8

2

6

3.

Устное творчество

8

1

7

4.

Быт и уклад

7

1

6

5.

Костюм

5

1

4

6.

Ремесло

6

1

5

7.

Промежуточная аттестация

1

-

1

Всего учебных часов:

36

6

30

1. «Чудесный сундучок»
Теория. Вводное занятие. Знакомство с сундучком, в котором живут загадки.
Практика. Загадывание загадок.
2. «Циклы праздников»
Теория. Знакомство с народными праздниками. Название, приметы.
Практика. «Осенины» – праздник сбора урожая. Загадывание загадок об урожае.
«Рождество». Игровая ситуация «Самовар – батюшка». «Масленица». Масленичные
традиции семьи.
3.«Устное творчество»
Теория. Сказки. Колыбельные. Пестушеки. Народные игры.
Практика. Рассказывание сказок «Пых», «Волк и козлята», «Три медведя», «Кот,
петух и лиса». Заучивание и рассказывание колыбельных «Баю – баю, баю, бай…», «Ай
люли – люли – люли», «Баю, баю, ты собаченька не лай»., «Вот и люди спят». Потешки
и пестушки: «Ладушки – ладушки», «Огуречик, огуречик.,», «Ай, лады, лады», «Как у
нашего кота», «Идет коза рогатая», «Ай дуду, дуду сидит ворон на суку». Знакомство
с народными играми: «Ваня – простота», «Жмурки». «Вейся, вейся капустка»
4.«Быт и уклад»
Теория. Знакомство с домашней утварью. Понятие утварь. Знакомство с
постройками и предметами на дворе. Игры.
Практика. Показ предметов для кухни: печка, чугунок, ухват, кочерга, самовар,
коромысло, корыто, глиняный горшок. Хлев – дом для животных. Баня. Телега. Колодец.
Игра «То это?». Прялка. Туески из бересты.
5.«Костюм»
Теория. Рассказ об одежде и символике в украшении.
Практика. Рассматривание костюма, обсуждение узора на одежде. Рисование
народных узоров, игра «Назови правильно», «Подбери по цвету». Слушание и
проговаривание пословиц об одежде.
6 «Ремесло»
Теория. Деревянное зодчество.
Практика. Рассматривание предметов из дерева. Слушание звучания предметов:
ложки, свистульки, гусли, гармонь, балалайка, трещетки. Расписные ставни, ворота,
наличники, мебель (люлька, табурет, стол, ковши, ложки).
7. Промежуточная аттестация
Теория. Ответы на вопросы, практическое выполнение творческой работы.
Модуль 2. «Базовый». «Родничок»
Учебно-тематический план
№

Название темы

Количество часов
всего

1.

Милости просим, гости дорогие

1

2.

Циклы праздников

7

теория
1

практика
1
6

3.

Устное творчество

8

1

7

4.

Быт и уклад

6

1

5

5.

Костюм

6

1

5

6

Ремесло

6

1

5

7.

Промежуточная аттестация

2

-

2

Всего учебных часов:

36

5

31

1. «Милости просим, гости дорогие».
Теория. Вводное занятие. «Милости просим, гости дорогие».
Практика. Знакомство в игровой форме с использованием «волшебного клубочка».
Игровое упражнение «Кто ты такой?»
2. «Циклы праздников»
Теория. Знакомство с понятиями «народный», «осенины».
Практика. «Как русский народ зиму встречал». «Чудесный сундучок» загадки про
зиму. «Зимние Святки», «Новый год – Васильев день», «Колядки».
«Встреча весны». Традиционные весенние заклички. Обрядовая выпечка - изготовление из
соленого теста жаворонков.
Традиции масленичной недели. «Зеленые святки».
3. «Устное творчество»
Теория. Знакомство с жанрами: потешки, прибаутки, загадки, сказки, пословицы и
поговорки, колыбельные.
Практика. «Чудесный сундучок»: загадки. Сказки. Слушаем аудиосказки «Гусилебеди», «Морозко». Разыгрываем сказочный кукольный театр. Пословицы и поговорки.
«Чудесный сундучок»: загадки о домашнем хозяйстве и полевых работах. Колыбельные.
Разучивание. Игра с куклой. «Чудесный сундучок»: загадки об игрушках.
4. «Быт и уклад»
Теория. Беседа «Что такое быт?»
Практика. «Бабушкино подворье» (домашние животные, их название, питание,
уход, значение для домашнего хозяйства). Дидактическая игра. «Чудесный сундучок»:
загадки о домашних животных. «Капустные вечера» (заготовка капусты). «Как на Руси
дома строили». «Чудесный сундучок»: загадки об устройстве дома. Дидактическая
игра. Домашняя посуда и хозяйская утварь. Дидактическая игра. Блины. Знакомство с
хозяйством (изба, двор, загон, гумно, амбар). Дидактическая игра. Работа в поле (как
крестьянин землю пахал, как сеял; как крестьянки хлеб убирали; о сенокосе). Лён. «Как
рубашка в поле выросла».
5. «Костюм»
Теория. Знакомство с народным костюмом.
Практика. Женский, мужской народный костюм. Основные компоненты
костюмов. Сезонная одежда и обувь. Дидактическая игра «Одень куклу». Зимние
виды мужской, женской и детской одежды. Детский народный костюм. Кушак –
оберег. Значения обережного пояса. Изготовление обережного пояса для куклы.
6. «Ремесло»
Теория. Ремесло, профессия.
Практика. «Золотая хохлома». Роспись хохломская Выставка хохломских изделий.
Работа с раскраской. Пряничных дел мастера - изготовление из соленого теста пряников.

Каргопольская игрушка – изображение игрушки. Работа аппликацией. Матрешка –
изготовление матрешки. Филимоновская игрушка. Каргопольская игрушка. Изображение
игрушки.
7. Промежуточная аттестация
Теория. Ответы на вопросы., практическое выполнение творческой работы.
3. Планируемые результаты
Модуль 1. «Стартовый»
«Ручеек»
Учащиеся умеют:
- различать фольклорные жанры;
- воспроизводить знакомые фольклорные произведения: сказки, потешки и
пестушки;
- играть в народные подвижные игры;
Учащиеся знают:
- содержание простейших фольклорных текстов;
- народные обычаи, праздники земледельческого и православного календаря.
Личностные результаты:
- проявляют доброжелательность в играх со сверстниками;
- проявляют интерес к народному творчеству и самобытной русской культуре.
Модуль 2. «Базовый»
«Родничок»
Учащиеся умеют:
- разгадывать загадки;
- различать домашних животных русского крестьянского двора;
- работать с раскраской, изготавливать подделки;
- различать музыкальные и шумовые народные инструменты.
Учащиеся знают:
- названия и календарную приуроченность праздников и обрядов: «Осенины»,
«Кузьминки», «Зимние святки», «Рождество», «Новый год – Васильев день»,
«Колядки», «Масленица», «Встреча Весны», «Зеленые святки»;
- наизусть 1-2 потешки и прибаутки, колыбельные, пословицы и поговорки;
- содержание народных сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», Гуси-лебеди»,
«Морозко»;
- элементы устройства дома и подворья крестьянина, названия домашней посуды,
хозяйской утвари; названия традиционных блюд и выпечки: каша, щи, блины,
«жаворонки», пряники;
- виды полевых работ: пахота, сев, сенокос, жатва;
- элементы русского костюма: сарафан, рубаха, порты, пояс-кушак, лапти, валенки,
тулуп, шуба, платок;
- народные ремёсла: матрёшка, хохлома, глиняные игрушки и свистульки,
тульский
пряник.
Личностные результаты:
- проявляет интерес к народному творчеству;
- взаимодействует со взрослыми и детьми.

4. Организационно-педагогические условия программы
Материально - техническое обеспечение
Организация образовательного процесса происходит в кабинете педагога
дополнительного образования, расположенном на первом этаже здания БМА ДОУ
«Детский сад № 18» п. Монетный ул. Лермонтова 7 и ул. Пушкина 15А Кабинет площадью
32 кв. м.
оборудован:
Стол взрослый 1 шт.;
Стул взрослый 1 шт.;
Стул детский 18 шт.;
Стол детский 18 шт.;
Доска настенная 1 шт.;
Настольно-печатные игры по фольклору
Музыкальные композиции по теме
Би- ба – бо
Настольный театр
Информационно-телекоммуникационные сети:
компьютер, подключен к сети Интернет.
Аппаратно-программные средства:
операционная система MicrosoftWindowsXP;
MicrosoftOffice 2007 (MicrosoftWord- текстовый процессор, MicrosoftExcel –
электронные таблицы, MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных
презентаций, InternetExplorer- веб- браузер).
Аудиовизуальные средства:
мультимедийный комплект (переносной) – проектор, экран, ноутбук.
Методически – информационное обеспечение
Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического издания и
(или) наименование электронного образовательного, информационного
ресурса (группы электронных образовательных, информационных
ресурсов), учебные, учебно-методические издания

Вид
образовательного
и
информационного
ресурса
(печатный/
электронный)
Калужникова Т. И. «Традиционный материнский и детский песенный Электронный
фольклор русского населения Среднего Урала». Екатеринбург, 2002г.
Заря-заряница. Русские народные песенки-потешки и загадки: Для Электронный
дошкольного возраста.
– СПб.: ТИД Амфора, 2011. – 48 с.: ил.
Русский народный календарь. (О. В. Третьякова, Н.В. Тверитинова) - М.:
Метафора,2004г.
Дымковская игрушка история. [Видеозапись]. – М: Студия «ГлиныКом». – Электронный
2018.
Пряничный домик. Городецкая роспись. [Видеозапись]. – М.: ГРДНТ. –
Электронный
2012.
Пряничный домик. Костюм русского севера. [Видеозапись]. – М.: ГРДНТ. – Электронный
2014

Пряничный домик. Кружева Рязанщины. [Видеозапись]. – М.: ГРДНТ. –
2020.
Пряничный домик. Льняная сказка. [Видеозапись]. – М.: ГРДНТ. – 2014.
Пряничный домик. Огненная хохлома. [Видеозапись]. – М.: ГРДНТ. – 2014.
Пряничный домик. Поющая глина. [Видеозапись]. – М.: ГРДНТ. – 2019.
Пряничный домик. Псковское ткачество. [Видеозапись]. – М.: ГРДНТ. –
2018.
Пряничный домик. Русский костюм. [Видеозапись]. – М.: ГРДНТ. – 2013.
Пряничный домик: Цветная гжель. [Видеозапись]. – М.: ГРДНТ. – 2013.
Ремесло: Гончарное дело. [Видеозапись]. – М.: Телеканал «Загородная
жизнь». – 2010.
Рождественские святки с Песнохорками. Телефильм Театра народной
музыки "Песнохорки". [Видеозапись]. – Барнаул: ГТРК "Алтай". – 2002.
Рождество твое, Христе-Боже наш. Телефильм Театра народной музыки
"Песнохорки", из видеофильма "Рождественские святки с «Песнохорками".
[Видеозапись]. – Барнаул: ГТРК "Алтай". – 2002.
Убранство русской избы. [Видеозапись]. – Подольск: Студия «Истоки». –
2020.
Устройство древнерусской избы. – М.: Телеканал «Загородная жизнь». –
2018.
Фрагмент фильма "Маслена-Блиноеда". Телефильм Театра народной
музыки "Песнохорки". [Видеозапись]. – Барнаул: ГТРК "Алтай". – 2009.

Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный

Кадровое обеспечение
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование в области, соответствующей профилю объединения без предъявления
требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы
и курсы повышения квалификации по направлению деятельности.
7

Оценочные материалы

5.1.
Итоговая
аттестация
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе не проводится.
5.2. Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной
программе осуществляется один раза в год, согласно календарному учебному графику.
Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация предусматривается
в конце учебного года, согласно календарному учебному графику.
5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для
определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения
цели и задач программы.
При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и методы:
устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение), практические (участие в творческих
мероприятиях, контрольное упражнение), дифференциация и подбор заданий с учетом
особенностей учащихся

Фамилия,
имя
ребенка

Условные обозначения:
3- высокий уровень
2- средний уровень
1-низкий уровень

Проявляет интерес к народному
творчеству, взаимодействует со
взрослыми и детьми

Разгадывает загадки фольклора

Называет народные ремесла

Знает виды полевых работ

Называет элементы русского
костюма

Называет традиционные блюда
и выпечку

Знает устройства дома,
крестьянского подворья,
хозяйственной утвари и посуды

Пересказывает содержание
народных сказки

Рассказывает 1 – 2 потешки,
прибаутки, колыбельные,
пословицы, поговорки

Знает календарные праздники и
обычаи

Знает музыкальные и шумовые
народные инструменты

православный
календарь

земледельческий
календарь

народные обычаи

Хороводные

Подвижные

сказки

пестушки

потешки

сказки

пестушки

потешки

Проявляет интерес к
народному
творчеству и
русской культуре

Проявляет
доброжелательность

Знает:

Играет в народные
игры

Воспроизводит
фольклорные
произведения

Различает
фольклорные жанры

Фамилия,
имя
ребенка

Различает домашних
животных русского двора

Критерии оценивания
для детей младшего возраста (3 – 4 года)

Критерии оценивания
для детей среднего возраста (4 – 5 лет)

Критерии оценки диагностического обследования детей
3 балла (высокий уровень)
Ребенок без помощи взрослого сам рассказывает о празднике и традиции выбранных им
самим народном празднике Ребенок отлично знает несколько народных игр, называет их
без помощи взрослого (3-4 игры) Владеет знаниями о жанрах малого фольклора (потешки,
считалки, поговорки) (5-6) Ребенок знает русские народные инструменты.
2 балла (средний уровень)
У ребенка имеется эмоционально оценочное отношение к фольклору. Ребенок хорошо
отвечает на вопрос, но после словесной помощи взрослого правильно воспроизвести
знакомую мелодию. Ребенок правильно 7 отвечает на вопрос взрослого о народных играх
после словесное помощи (2-3 игры) Знание жанров малого фольклора (4-5). Ребенок
называет народные шумовые инструменты после словесной помощи
1 балл (низкий уровень)
У ребенка имеется эмоциональное отношение к фольклору (используется зрительная
наглядность или моторные действия). Ребенок различает праздники и традиции с опорой
(используется зрительная наглядность). Ребенок правильно отвечает на вопрос взрослого о
народных играх после оказания ему моторной помощи (Показ действий к игре или название
игры) (1-2 игры). Знание перечисленных жанров малого фольклора (3-4). Ребенок называет
шумовые и музыкальные инструменты (используется зрительная наглядность).
6. Методические материалы
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является
ориентация на развитие:
- творческого подхода к деятельности;
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления;
- умения аргументировать свою позицию.
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
- Объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- Репродуктивный метод,
- Метод стимулирования и мотивации,
- Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- Метод создания ситуации успеха,
- Методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятиях.
Дидактические игры по темам
Список литературы для педагога
Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры,
упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003 -128с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей М.:
Мозаика-Синтез, 1999 - с. 99
1.

3. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М.,
1995
4. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для
воспитателя. - М.: Просвещение, 1983 - 192с.
5. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. — Иркутск, 1930 — Жаворонушки:
Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки/ Сост. Г. Науменко. М., 1998
6. Заря-заряница. Русские народные песенки-потешки и загадки: Для дошкольного
возраста. – СПб.: ТИД Амфора, 2011. – 48 с.: ил.
7. Ищук В. В., Нагибина М. И. Народные праздники/ Художник В.Х. Янаев. –
Ярославль: Академия развития: Академия, К°: Академия Холдинг, 2000. – 160 с.,
ил.
8. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. -М.: ЦГЛ, «Элизе
Трейдинг», 2004 г
9. Потешки, пословицы, загадки – М.: Дрофа-Плюс, 2005. – 256 с
10. Русский фольклор: Потешки, пословицы, загадки – М.: Дрофа-Плюс, 2005. – 256
с.
11. Русский народный календарь. (О. В. Третьякова, Н.В. Тверитинова) - М.:
Метафора,2004г.
12. Традиции и обычаи. Святки. Пасха. Красная горка. СОДФ, Екатеринбург, 2000 г.
Список видеоматериалов
1. Дымковская игрушка история. [Видеозапись]. – М: Студия «ГлиныКом». – 2018.
2. Пряничный домик. Городецкая роспись. [Видеозапись]. – М.: ГРДНТ. – 2012.
3. Пряничный домик. Костюм русского севера. [Видеозапись]. – М.: ГРДНТ. – 2014
4. Пряничный домик. Кружева Рязанщины. [Видеозапись]. – М.: ГРДНТ. – 2020.
5. Пряничный домик. Льняная сказка. [Видеозапись]. – М.: ГРДНТ. – 2014.
6. Пряничный домик. Огненная хохлома. [Видеозапись]. – М.: ГРДНТ. – 2014.
7. Пряничный домик. Поющая глина. [Видеозапись]. – М.: ГРДНТ. – 2019.
8. Пряничный домик. Псковское ткачество. [Видеозапись]. – М.: ГРДНТ. – 2018.
9. Пряничный домик. Русский костюм. [Видеозапись]. – М.: ГРДНТ. – 2013.
10. Пряничный домик: Цветная гжель. [Видеозапись]. – М.: ГРДНТ. – 2013.
11. Ремесло: Гончарное дело. [Видеозапись]. – М.: Телеканал «Загородная жизнь». –
2010.
13. Рождественские святки с Песнохорками. Телефильм Театра народной музыки
"Песнохорки". [Видеозапись]. – Барнаул: ГТРК "Алтай". – 2002.
14. Рождество твое, Христе-Боже наш. Телефильм Театра народной музыки
"Песнохорки", из видеофильма "Рождественские святки с «Песнохорками".
[Видеозапись]. – Барнаул: ГТРК "Алтай". – 2002.
15. Убранство русской избы. [Видеозапись]. – Подольск: Студия «Истоки». – 2020.
16. Устройство древнерусской избы. – М.: Телеканал «Загородная жизнь». – 2018. 28
17. Фрагмент фильма "Маслена-Блиноеда". Телефильм Театра народной музыки
"Песнохорки". [Видеозапись]. – Барнаул: ГТРК "Алтай". – 2009.
18. Активные игры. Сборник игр для детей. [Видеозапись]. – Новосибирск, 2009.

Список литературы для учащихся (родителей)
Русский фольклор для детей 3-4 лет
Песенки, потешки, заклички: «Пальчик-мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь
пришла...», «Сорока, сорока...?», «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»;
«Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качикачи-качи...», «Жили у
бабуси...», «Чики-чики-чикалочки...», «Кисонька мурысенъка...», «Заря-заряница...»;
«Травка-муравка.,.», «На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень..», «Курочкарябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка..,», «Радуга-дуга...».
Сказки: «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух
и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный
бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза
велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.
Русский фольклор для детей 4-5 лет
Песенки, потешки, заклички: «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...»: «Дон! Дон! Дон!»,
«Гуси, вы гуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?..». «Сидит, сидит зайка..», «Кот на печку
пошел...», «Сегодня день целый...», «Барашеньки...», «Идет лисичка по мосту...»,
«Солнышко-ведрышко...», «Иди, весна, иди, красна...».
Сказки: «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В.
Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И.
Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И.
Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лисалапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 6 от 18.08.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 120 от 18.08.2025 г.

Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
художественной направленности
«Жили – были…»

2 Родничок
Итого учебных часов
Всего учебных часов

36

6

30

Формы
аттестации
(контроля)

Практика

30

Теория

6

Всего

36

Практика

1. Ручеек

Второй год
обучения

Теория

Первый год
обучения

Всего

№ Модуль
п/
п

36

5

31

36

5

31
72

Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
аттестация

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 6 от 18.08.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 120 от 18.08.2025 г.

Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
художественной направленности
«Жили – были…»
на 2025 – 2026 учебный год
Этапы
образовательного
процесса
Начало учебного года

1 год обучения

2 год обучения

25.09.2025

25.09.2025

Продолжительность учебного года
36 недель
Продолжительность учебной недели 5 дней
Окончание учебного года
31.06.2026

36 недель
5 дней
31.06.2026

Резерв учебного
Времени

Летний период
Праздничные
нерабочие дни

2 часа

2 часа

примечание

Окончание
Учебного года
может быть
перенесено на
срок в
соответствии с
резервом
учебного
времени
5% от
Количества
часов

01.07. – 31.08.2026
04.11.2025; 01.01.-08.01.2026; 23.02.2026; 08.03 – 09.03.2026; 01.05.05.05.2026; 09.05 – 11.05 2026; 11.06 – 14.06. 2026

Управление образования Березовского муниципального округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическим совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 6 от 18.08.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
Е.В. Комарова
Приказ № 120 от 18.08.2025г.

Рабочая программа
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Жили – были…»
Модуль 1 «Ручеек»

Возраст учащихся: 3 – 4 года
Срок реализации: 1 год

Разработала программу:
Лялина Светлана Сергеевна
педагог дополнительного образования

г. Березовский

Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Жили – были…» является частью дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно тематическое планирование модулей по текущему году обучения.
Модуль 1 «Ручеек» предполагает знакомство детей с устным народным
творчеством: сказками, потешками, формирование представления о быте и домашней
утвари: изба, печь, чугунок, люлька. Модуль рассчитан на 1 год обучения.
Цель: знакомство детей с основами фольклора через игровые и развлекательные
формы, способствуя развитию интереса к народной культуре, обогащению словарного
запаса и формированию первичных представлений о традициях и обычаях.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных
задач:
Образовательные:
- сформировать представление о многообразии жанров устного народного творчества;
- познакомить с народными обычаями и обрядами родной земли, праздниками
земледельческого и православного календаря.
Развивающие:
- развить эмоциональную отзывчивость на явления народной культуры;
- развить начальные ритмические навыки, навыки двигательной координации, ориентации
в пространстве.
Воспитательные:
- пробудить интерес к народному творчеству и самобытной русской культуре;
- пробудить интерес к занятиям;
- воспитать навыки доброжелательного поведения, взаимодействия друг с другом в
творческом коллективе.
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является
ориентация на развитие:
исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
потребности в самообразовании и саморазвитии;
самостоятельности мышления;
умения аргументировать свою позицию
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
Объяснительно-иллюстративный, наглядный,
Репродуктивный метод,
Метод стимулирования и мотивации
Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
Метод создания ситуации успеха,
Методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
прием актуализации субъективного опыта;
беседы.
При проведении занятий учитываются:

дидактические требования к занятию;
психологические требования к занятию;
возрастные особенности учащихся;
гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятия.
Наглядные пособия:
Дидактическое обеспечение:
- Сюжетные картинки
- Дидактические игры
Учебно-тематический план
№

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

«Чудесный сундучок»

1

-

1

2.

Народные праздники

4

1

3

3.

Устное творчество

12

1

11

4.

Быт и уклад

9

1

8

5.

Костюм

3

1

2

6.

Ремесло

6

1

5

7.

Промежуточная аттестация

1

-

1

Всего учебных часов:

36

5

31

Календарно-тематический план

8месяц/ тема
дата/
срок
Сентябрь«Чудесный сундучок»
4 неделя
Октябрь Народные праздники
1неделя

часы содержание

1

1

формы
контроля

Знакомство с сундучком, в
Беседа
котором живут загадки.
Загадывание загадок.
Знакомство
с
народными Беседа
праздниками. Название, приметы.
Загадывание загадок по теме.
«Осенины» - праздник сбора

примечание

Октябрь «Устное творчество»
2неделя

1

Октябрь «Быт и уклад»
3 неделя

1

Октябрь «Костюм»
4 неделя

1

Октябрь «Ремесло»
5 неделя

1

Ноябрь
1 неделя

Народные праздники

1

Ноябрь «Устное творчество»
2 неделя

1

Ноябрь «Быт и уклад»
3 неделя

1

Ноябрь
4 неделя
Декабрь
1 неделя

Декабрь
2 неделя

«Костюм»

1

«Ремесло»

1

«Устное творчество»

1

Декабрь «Быт и уклад»
3 неделя

1

Декабрь «Костюм»
4 неделя

1

Январь
3 неделя

«Ремесло»

1

урожая.
Рассматривание
иллюстраций о теме
Понятие «устное творчество»
Народные сказки. Чтение сказки
«Пых»
Знакомство с домашней утварью.
Понятие утварь. Рассматривание
предметов: печка, чугунок, кочерга,
ухват.
Рассматривание кукол в народном
костюме. Обсуждение женского
костюма
Рассматривание предметов из дерева,
бересты. Обсуждение для чего
служили эти предметы.
Игровая ситуация «Самовар –
батюшка»
Знакомство с традицией чаепития
на Руси
Знакомство с потешкой «Ладушки
– ладушки» и «Огуречик,
огуречик».
Заучивание, протягивание при
проговаривании текста и
выполнения движений рук и тела
под слова текста.
Игровая ситуация: «Гости
пришли»
Потешка «Как у нашего кота»
Рассматривание узоров на одежде.
Д\игра «Назови правильно»
Рассматривание предметов из
дерева.
Беседа о деревянных предметах,
народных инструментах.
Знакомство детей с народными
играми «Жмурки», «Ваня –
простота»
Игра
Знакомство с постройками и
предметами на дворе. Беседа «Кто
в хлев живет?»
Слушание и рассуждение по
пословицам об одежде. Рисование
узора на одежде. Д\игра «подбери
по цвету»
Рассматривание иллюстраций
крестьянского дома. Знакомство с

Наблюдение

Наблюдение

Беседа
Беседа

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Беседа

Беседа

Январь
4 неделя

Народные праздники

1

Январь
5 неделя

«Устное творчество»

1

Февраль «Быт и уклад»
1 неделя
Февраль
2 неделя
Февраль «Устное творчество»
3 неделя

2

Февраль «Ремесло»
4 неделя
Март
1 неделя

2

Народные праздники
Март
2 неделя

1

Март
3 неделя

«Устное творчество»

1

Март
4 неделя

«Быт и уклад»

1

Март
5 неделя

«Ремесло»

1

Апрель
1 неделя

«Устное творчество»

4

Апрель
2 неделя
Апрель
3 неделя

1

предметами дома: ставни,
наличники.
Беседа «Зимушка – зима»
Православный календарный
праздник «Рождество».
Знакомство с колыбельными.
Слушание колыбельных.
Заучивание «Баю – баю, баю,
бай…»
Русская баня. Беседа «Как на Руси в
баню ходили»
Д\игра «Что это?» Предметы двора
«колодец, телега
Народная сказка «Три медведя»
Рассматривание иллюстраций.
Драматизация сказки с помощью
настольного театра.
Знакомство с глиной и лепка
игрушки.
Слушание музыкальных народных
инструментов. Рассматривание их
изображений. Раскрашивание
игрушки
«Масленица» беседа. Как
проводили в старину. Масленичные
традиции семьи.
Знакомство с новой колыбельной
«Ай люли – люли – люли».
Заучивание текста. Ситуативная
игра «Укладываем куклу спать»
Знакомство с прялкой. Беседа «Как
растет рубашка». Рассматривание
иллюстраций по теме.
«Звуки ремесла» - игра на
инструментах. Пропевание
пестушек и потешек «Ай, лады,
лады»
Чтение сказки «Волк и козлята».
Рассказывание потешки с
движением «Идет коза рогатая»
Колыбельная «Баю, баю, ты
собаченька не лай»
Игра «Лохматый пес»
Потешка «Ай, дуду, дуду сидит
ворон на суку»
Заучивание и рассказывание с
помощью пальчиков

Беседа

Наблюдение

наблюдение
Наблюдение
Беседа

Беседа
Беседа

Наблюдение

Наблюдение

Беседа

беседа

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Лепка
плоскостная

Апрель
4 неделя
Май
1неделя

«Быт и уклад»

3

Май
2 неделя
Май
3 неделя
Май
4 неделя

«Устное творчество»

2

Июнь
1 неделя

Июнь
Промежуточная
2 неделя аттестация
Июнь
3 неделя

1

Чтение сказки «Кот, петух и лиса» Беседа
Беседа рассуждение о роли в
народных сказках Петушка.
Знакомство с предметами быта:
Беседа
коромысло, корыто, глиняный
горшок.
Ситуативная игра «Пошли по воду»
Беседа «Как в народе продукты
Наблюдение
хранили». Рассматривание туесков
из бересты.
Раскрашивание предметов и макета
избы.
Колыбельная «Вот и люди спят».
Заучивание и пропевание.
Народная игра «Вейся, вейся
капустка»
Чтение понравившихся сказок,
Пропевание и проговаривание
потешек и пестушек
Ситуативная игра «Мой день»
Ответы на вопросы, практическое
выполнение творческой работы.

Наблюдение
беседа

Наблюдение

Беседа

Управление образования Березовского городского округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол №
от

УТВЕРЖДАЮ:
Директор БМАУДО ЦДТ
_______________Е.В. Комарова
Приказ №
от
г.

г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий БМА ДОУ «Детский сад
___________А.В. Устюжанина
Приказ №
от
г.

Рабочая программа
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Жили – были…»
Модуль 2 «Родничок»

Возраст учащихся: 4 – 5 лет
Срок реализации: 1 год

Разработала программу:
Лялина Светлана Сергеевна
педагог дополнительного образования

г. Березовский

Рабочая
программа
педагога
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Безопасность и ребенок» является частью дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно тематическое планирование модулей по текущему году обучения.
Модуль 2 «Родничок» предполагает закрепление полученных знаний об устной
народном творчестве, о быте и домашней утвари. Знакомство с ремеслом, народной
росписью, национальной одеждой, народными праздниками. Модуль рассчитан на 1 год
обучения.
Цель: знакомство детей с основами фольклора через игровые и развлекательные
формы, способствуя развитию интереса к народной культуре, обогащению словарного
запаса и формированию первичных представлений о традициях и обычаях.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных
задач:
Образовательные:
- сформировать представление о многообразии жанров устного народного
творчества;
- познакомить с народными обычаями и обрядами родной земли, праздниками
земледельческого и православного календаря.
Развивающие:
- развить эмоциональную отзывчивость на явления народной культуры;
- развить начальные ритмические навыки, навыки двигательной координации,
ориентации в пространстве.
Воспитательные:
- пробудить интерес к народному творчеству и самобытной русской культуре;
- пробудить интерес к занятиям;
- воспитать навыки доброжелательного поведения, взаимодействия друг с другом в
творческом коллективе.
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является
ориентация на развитие:
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления;
- умения аргументировать свою позицию
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
- Объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- Репродуктивный метод,
- Метод стимулирования и мотивации
- Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- Метод создания ситуации успеха,
- Методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;

- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
-

требования к технике безопасности на занятия.

Наглядные пособия:
Дидактическое обеспечение:
- Сюжетные картинки
- Дидактические игры

Учебно-тематический план
№

Название темы

Количество часов
всего

теория

практика

1.

Милости просим, гости дорогие

1

2.

Народные праздники

11

1

10

3.

Устное творчество

4

1

3

4.

Быт и уклад

6

1

5

5.

Костюм

6

1

5

6

Ремесло

6

1

5

7

Промежуточная аттестация

2

-

2

Всего учебных часов:

36

5

31

-

1

Календарно-тематический план

месяц/ тема
дата/
срок
Сентябрь «Милости просим,
4 неделя гости дорогие»

Октябрь «Народные
1 неделя праздники»

часы содержание

1

1

формы
контроля

Знакомство в игровой
Беседа
форме с использованием
«волшебного клубочка».
Игровое упражнение
«Кто ты такой?»
Знакомство с понятием
Наблюдение
народный, «осинины».
«Осенины» – праздник
сбора урожая.
Практическая работа –

примечание

Октябрь «Устное творчество»
2 неделя

Октябрь «Быт и уклад»
3 неделя
Октябрь «Быт и уклад»
4 неделя
Октябрь «Костюм»
5 неделя

Ноябрь «Костюм»
1 неделя

Ноябрь «Ремесло»
2 неделя

Ноябрь «Ремесло»
3 неделя

Ноябрь «Народные
4 неделя праздники»

Декабрь «Устное творчество»
1 неделя

подготовка реквизита к
театрализованной
постановке.
Театрализованная
постановка «Репка».
1 «Чудесный сундучок»
загадки. Знакомство с
жанрами. Потешки,
прибаутки.
1 Беседа «Что такое быт?»
«Бабушкино подворье»
(домашние животные)
1 «Капустные вечера»
(заготовка капусты)
1 Женский народный
костюм Основные
компоненты костюмов.
Сезонная одежда и обувь.
Дидактическая игра
«Одень куклу».
1 Мужской народный
костюм. Основные
компоненты костюмов.
Сезонная одежда
и обувь. Дидактическая
игра.
1 Ремесло, профессия
(определение понятий,
кто такие ремесленники,
виды ремёсел).
Дидактическая игра.
1 «Золотая хохлома».
Роспись хохломская
(история, география,
элементы узора,
основные цвета).
Выставка хохломских
изделий. Практическая
работа с раскраской.
1 «Как русский народ
зиму встречал».
«Чудесный сундучок»
загадки
про зиму.
1 Сказки. Слушаем
аудиосказки «Колобок».
Разыгрываем сказочный
кукольный театр.

Беседа

Наблюдение

Наблюдение
Беседа

Беседа

Беседа

Беседа

Наблюдение

Беседа

Декабрь «Быт и уклад»
2 неделя

1

Декабрь Промежуточная
3 неделя диагностика

1

Декабрь Народные праздники
4 неделя

1

Январь Народные праздники
3 неделя

1

Январь Народные праздники
4 неделя

1

Январь Народные праздники
5 неделя

1

Февраль
1 неделя

1

«Костюм»

Февраль Ремесло
2 неделя

Февраль Ремесло
3 неделя

1

1

Февраль Устное творчество
4 неделя

1

Март
Костюм
1 неделя

1

«Как на Руси дома
строили». «Чудесный
сундучок» загадки об
устройстве дома.
Дидактическая игра.
Ответы на вопросы.
Практическое
выполнение творческой
работы.
Беседа «Зима. Новый
год». «Зимние святки»
Беседа «Новый год –
Васильев день».
Как праздновали новый
год на Руси традиции
Беседа «Колядки».
Рассматривание
иллюстраций
«Колядок». Заучивание.
Изготовление масок.
Итоговое занятие
«Рождественские
святки»
Зимние виды мужской,
женской и детской
одежды. Дидактическая
игра.
Матрешка (история,
география,
разновидности
матрешек, основные
детали облика). Работа с
раскраской или
аппликацией.
Матрешка. Практическая
работа – изготовление
матрешки.
Колыбельные.
«Колыбельная ветровая»
(С. Городецкий)
Разучивание. Игра с
куклой. «Чудесный
сундучок»
загадки об игрушках
Детский народный
костюм. Беседа
рассуждение «Отличие и
схожесть»

Беседа

Беседа

Беседа

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Беседа

Март
Народные праздники
2 неделя
Март
Народные праздники
3 неделя

1

Март
Быт и уклад
4 неделя

1

Март
Ремесло
5 неделя

1

Апрель Народные праздники
1 неделя

1

Апрель Народные праздники
2 неделя

1

Апрель Ремесло
3 неделя

1

Апрель Быт и уклад
4 неделя

1

1

Май
Быт и уклад
1 неделя

1

Май
Устное творчество
2 неделя

1

Масленица. Традиции
масленичной недели.
Хороводные игры, песни
– слушание и
подпевание
Домашняя посуда и
хозяйская утварь.
Дидактическая игра.
Блины
Пряничных дел мастера
Практическая работа –
изготовление из
соленого теста
пряников.
«Встреча весны».
Традиционные весенние
заклички «Солнышко –
колоколнышко»
Обрядовая выпечка.
Практическая работа –
изготовление из
соленого теста
жаворонков.
Филимоновская игрушка
(история, география,
основные элементы
росписи, разновидности
фигур). Практическая
работа – изображение
игрушки. Работа с
раскраской или
аппликацией.
Знакомство с хозяйством
(изба, двор, загон,
гумно, амбар).
Дидактическая
игра
Работа в поле (как
крестьянин землю пахал,
как сеял; как крестьянки
хлеб убирали; о
сенокосе). Лён. «Как
рубашка в поле
выросла»
Пословицы и поговорки.
«Чудесный сундучок»
загадки о домашнем
хозяйстве и полевых
работах.

Беседа
Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Беседа

Май
Костюм
3 неделя

1

Май
Ремесло
4 неделя

1

Июнь
Народные праздники
1 неделя

1

Июнь
Промежуточная
2 неделя аттестация

1

Июнь
3 неделя

Кушак – оберег.
Значения обережного
пояса. Практическая
работа – изготовление
обережного пояса для
куклы.
Каргопольская игрушка
(история, география
основные элементы
росписи,
разновидности фигур).
Практическая работа –
изображение игрушки.
Работа с раскраской
или аппликацией.
«Зеленые святки»
(основные обряды
праздника: завивание
березы, плетение
венков).
Ответы на вопросы,
практическое
выполнение творческой
работы.

Наблюдение

Наблюдение

Беседа

Беседа

Управление образования Березовского муниципального округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическим совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 6 от 18.08.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
Е.В. Комарова
Приказ № 120 от 18.08.2025г.

Рабочая программа
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Жили – были…»
Модуль 2 «Родничок»

Возраст учащихся: 4 – 5 лет
Срок реализации: 1 год

Разработала программу:
Лялина Светлана Сергеевна
педагог дополнительного образования

г. Березовский

Рабочая
программа
педагога
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Безопасность и ребенок» является частью дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно тематическое планирование модулей по текущему году обучения.
Модуль 2 «Родничок» предполагает закрепление полученных знаний об устной
народном творчестве, о быте и домашней утвари. Знакомство с ремеслом, народной
росписью, национальной одеждой, народными праздниками. Модуль рассчитан на 1 год
обучения.
Цель: знакомство детей с основами фольклора через игровые и развлекательные
формы, способствуя развитию интереса к народной культуре, обогащению словарного
запаса и формированию первичных представлений о традициях и обычаях.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных
задач:
Образовательные:
- сформировать представление о многообразии жанров устного народного
творчества;
- познакомить с народными обычаями и обрядами родной земли, праздниками
земледельческого и православного календаря.
Развивающие:
- развить эмоциональную отзывчивость на явления народной культуры;
- развить начальные ритмические навыки, навыки двигательной координации,
ориентации в пространстве.
Воспитательные:
- пробудить интерес к народному творчеству и самобытной русской культуре;
- пробудить интерес к занятиям;
- воспитать навыки доброжелательного поведения, взаимодействия друг с другом в
творческом коллективе.
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является
ориентация на развитие:
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления;
- умения аргументировать свою позицию
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
- Объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- Репродуктивный метод,
- Метод стимулирования и мотивации
- Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- Метод создания ситуации успеха,
- Методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;

- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
-

требования к технике безопасности на занятия.

Наглядные пособия:
Дидактическое обеспечение:
- Сюжетные картинки
- Дидактические игры

Учебно-тематический план
№

Название темы

Количество часов
всего

теория

практика

1.

Милости просим, гости дорогие

1

2.

Народные праздники

11

1

10

3.

Устное творчество

4

1

3

4.

Быт и уклад

6

1

5

5.

Костюм

6

1

5

6

Ремесло

6

1

5

7

Промежуточная аттестация

2

-

2

Всего учебных часов:

36

5

31

-

1

Календарно-тематический план

месяц/ тема
дата/
срок
Сентябрь «Милости просим,
4 неделя гости дорогие»

Октябрь «Народные
1 неделя праздники»

часы содержание

1

1

формы
контроля

Знакомство в игровой
Беседа
форме с использованием
«волшебного клубочка».
Игровое упражнение
«Кто ты такой?»
Знакомство с понятием
Наблюдение
народный, «осинины».
«Осенины» – праздник
сбора урожая.

примечание

Октябрь «Устное творчество»
2 неделя

Октябрь «Быт и уклад»
3 неделя
Октябрь «Быт и уклад»
4 неделя
Октябрь «Костюм»
5 неделя

Ноябрь «Костюм»
1 неделя

Ноябрь «Ремесло»
2 неделя

Ноябрь «Ремесло»
3 неделя

Ноябрь «Народные
4 неделя праздники»

Декабрь «Устное творчество»
1 неделя

Практическая работа –
подготовка реквизита к
театрализованной
постановке.
Театрализованная
постановка «Репка».
1 «Чудесный сундучок»
загадки. Знакомство с
жанрами. Потешки,
прибаутки.
1 Беседа «Что такое быт?»
«Бабушкино подворье»
(домашние животные)
1 «Капустные вечера»
(заготовка капусты)
1 Женский народный
костюм Основные
компоненты костюмов.
Сезонная одежда и обувь.
Дидактическая игра
«Одень куклу».
1 Мужской народный
костюм. Основные
компоненты костюмов.
Сезонная одежда
и обувь. Дидактическая
игра.
1 Ремесло, профессия
(определение понятий,
кто такие ремесленники,
виды ремёсел).
Дидактическая игра.
1 «Золотая хохлома».
Роспись хохломская
(история, география,
элементы узора,
основные цвета).
Выставка хохломских
изделий. Практическая
работа с раскраской.
1 «Как русский народ
зиму встречал».
«Чудесный сундучок»
загадки
про зиму.
1 Сказки. Слушаем
аудиосказки «Колобок».

Беседа

Наблюдение

Наблюдение
Беседа

Беседа

Беседа

Беседа

Наблюдение

Беседа

Декабрь «Быт и уклад»
2 неделя

1

Декабрь Промежуточная
3 неделя диагностика

1

Декабрь Народные праздники
4 неделя

1

Январь Народные праздники
3 неделя

1

Январь Народные праздники
4 неделя

1

Январь Народные праздники
5 неделя

1

Февраль
1 неделя

1

«Костюм»

Февраль Ремесло
2 неделя

Февраль Ремесло
3 неделя
Февраль Устное творчество
4 неделя

1

1

1

Разыгрываем сказочный
кукольный театр.
«Как на Руси дома
Беседа
строили». «Чудесный
сундучок» загадки об
устройстве дома.
Дидактическая игра.
Ответы на вопросы.
Беседа
Практическое
выполнение творческой
работы.
Беседа «Зима. Новый
Беседа
год». «Зимние святки»
Беседа «Новый год –
Васильев день».
Как праздновали новый
год на Руси традиции
Беседа «Колядки».
Рассматривание
иллюстраций
«Колядок». Заучивание.
Изготовление масок.
Итоговое занятие
«Рождественские
святки»
Зимние виды мужской,
женской и детской
одежды. Дидактическая
игра.
Матрешка (история,
география,
разновидности
матрешек, основные
детали облика). Работа с
раскраской или
аппликацией.
Матрешка. Практическая
работа – изготовление
матрешки.
Колыбельные.
«Колыбельная ветровая»
(С. Городецкий)
Разучивание. Игра с
куклой. «Чудесный
сундучок»
загадки об игрушках

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Март
Костюм
1 неделя

1

Март
Народные праздники
2 неделя
Март
Народные праздники
3 неделя

1

Март
Быт и уклад
4 неделя

1

Март
Ремесло
5 неделя

1

Апрель Народные праздники
1 неделя

1

Апрель Народные праздники
2 неделя

1

Апрель Ремесло
3 неделя

1

Апрель Быт и уклад
4 неделя

1

Май
Быт и уклад
1 неделя

1

1

Детский народный
костюм. Беседа
рассуждение «Отличие и
схожесть»
Масленица. Традиции
масленичной недели.
Хороводные игры, песни
– слушание и
подпевание
Домашняя посуда и
хозяйская утварь.
Дидактическая игра.
Блины
Пряничных дел мастера
Практическая работа –
изготовление из
соленого теста
пряников.
«Встреча весны».
Традиционные весенние
заклички «Солнышко –
колоколнышко»
Обрядовая выпечка.
Практическая работа –
изготовление из
соленого теста
жаворонков.
Филимоновская игрушка
(история, география,
основные элементы
росписи, разновидности
фигур). Практическая
работа – изображение
игрушки. Работа с
раскраской или
аппликацией.
Знакомство с хозяйством
(изба, двор, загон,
гумно, амбар).
Дидактическая
игра
Работа в поле (как
крестьянин землю пахал,
как сеял; как крестьянки
хлеб убирали; о
сенокосе). Лён. «Как
рубашка в поле
выросла»

Беседа

Беседа
Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Май
Устное творчество
2 неделя

1

Май
Костюм
3 неделя

1

Май
Ремесло
4 неделя

1

Июнь
Народные праздники
1 неделя

1

Июнь
Промежуточная
2 неделя аттестация

1

Июнь
3 неделя

Пословицы и поговорки.
«Чудесный сундучок»
загадки о домашнем
хозяйстве и полевых
работах.
Кушак – оберег.
Значения обережного
пояса. Практическая
работа – изготовление
обережного пояса для
куклы.
Каргопольская игрушка
(история, география
основные элементы
росписи,
разновидности фигур).
Практическая работа –
изображение игрушки.
Работа с раскраской
или аппликацией.
«Зеленые святки»
(основные обряды
праздника: завивание
березы, плетение
венков).
Ответы на вопросы,
практическое
выполнение творческой
работы.

Беседа

Наблюдение

Наблюдение

Беседа

Беседа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».