Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Рабочая программа педагога к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Художественная обработка камня мягких пород» Модуль 3. Изготовление комплексных изделий со сложной монтировкой и отделкой Возраст учащихся: 12-18 лет. Срок реализации: 1 год Составитель программы: Донина Нина Дмитриевна, педагог дополнительного образования г. Березовский Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Художественная обработка камня мягких пород» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль 3. «Изготовление комплексных изделий со сложной монтировкой и отделкой» способствует приобретению знаний о минералогии, освоению в ходе изучения камнерезного дела умения, специфического для данной предметной области, дает возможность сделать интересные поделки из камня мягких пород с применением механической обработки камня. Модуль рассчитан на 1 год обучения. Цель и задачи модуля Цель: обучить технологии обработки камня мягких пород. Задачи: Образовательные: - привить знания о минералогии, разновидностях, свойствах и характеристике камней; - обучить технологии обработки поделочных камней; - освоить в ходе изучения камнерезного дела умения, специфические для данной предметной области; - учить изготовлять изделия из камня мягких пород с применением механической обработки камня. - сформировать у учащихся навыки и приемы обработки поделочных камней. Развивающие: - развивать интерес к истории народных промыслов, способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками; - развивать творческие способности учащихся и их эстетический вкус. Воспитательные: - воспитывать самостоятельность, целеустремленность в достижении поставленной цели, трудолюбие, пунктуальность, аккуратность, бережливость, патриотизм, уважение к творчеству других. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Репродуктивный метод, - Метод стимулирования и мотивации, - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - Метод создания ситуации успеха, - Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: - стенд «В удивительном мире камня»; - шкала твердости Мооса; - коллекции поделочных камней по классификации; - стенд «Техника безопасности при работе на станках»; - стенд «Разновидности яшмы»; - стенд «Разновидности мрамора»; - стенд «Разновидности змеевика»; - ранее выполненные работы; - коллекции минералов; - разработки бесед. Дидактическое обеспечение: - технологические карты изготовления изделий; - иллюстрации; - набор фотографий изделий; - набор фотографий минералов; - образцы изделий для каждого занятия, по темам и по годам обучения. Планируемый результат второго года обучения Образовательные: - знают историю местного художественного промысла; - знают основы традиции и организации камнерезного производства; - знают наименования и свойства камней, применяемых для изготовления художественных изделий; - знают правила пользования инструментами, оборудованием и приспособлениями, применяемыми для обработки камней; - знают способы механической обработки камней; - знают правила безопасности труда и личной гигиены при обработке камня; - знают основные виды брака в работе и способы их устранения. Развивающие: - умеют резать камни на камнерезных станках; - умеют шлифовать и полировать заготовки из камня мягких пород; - умеют изготавливать художественные изделия из камня; - умеют выбирать тему и разрабатывать эскиз; - умеют творчески подходить к выбору темы; - умеют использовать технологические приемы в соответствии с выбранной темой; - умеют эстетически оформлять изделие; - умеют анализировать и давать оценку выполненным работам. Воспитательные: - проявляют интерес к истории народных промыслов, - способность ценить прекрасное и стремятся создавать его своими руками, - патриотизм, - сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. № п/п Учебно-тематический план Третий год обучения Общее Количество часов количество на теорию часов 4 4 Название тем Количество часов на практику 1. Вводное занятие. 2. Изготовление комплексных изделий со сложной монтировкой и отделкой. 206 20 186 3. Промежуточная аттестация 6 6 - 216 30 186 Итого - Календарно – тематическое планирование Третий год обучения Месяц № п/п занят ий Название темы Содержание Часы Сентябрь 1 Вводное занятие. 4 2 Беседа, педагогическое наблюдение Сентябрь 2 Правила поведения в учебной мастерской. Оборудование учебной мастерской. Правила безопасности труда и личной гигиены. Основные причины травматизма и виды травматизма, законодательство по труду и организационного надзора за охраной труда. Художественное и техническое качество изготовляемого ассортимента. Экскурсия в музей истории камнерезного искусства. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Сентябрь 3 Изготовление 206 Формы контроля Примечани е комплексных изделий со сложной монтировкой и отделкой. Изготовление копий изделий, действующег о ассортимента базового предприятия. Последовательность технологических операций. Способы монтирования и крепления частей и деталей изделий. Экскурсия на камнерезное производство. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Сентябрь 4 Изготовление коробочки для мелочей. Последовательность технологических операций. Способы монтирования и крепления частей и деталей изделий. Выбор сырья – офиокальцит. 2 Педагогическое наблюдение Сентябрь 5 2 Педагогическое наблюдение Сентябрь 6 2 Педагогическое наблюдение Сентябрь 7 2 Педагогическое наблюдение Сентябрь 8 Сентябрь 9 Сентябрь 10 Изготовление коробочки для мелочей. Резка камнеблока офиокальцита На плиты. Изготовление коробочки для мелочей. Раскрой на пластинки, резка. Изготовление коробочки для мелочей. Заточка заготовок, склеивание на сургуч параллельных сторон. Изготовление коробочки для мелочей. Заточка заготовок, склеивание на сургуч параллельных сторон. Изготовление коробочки для мелочей. Шлифовка стенок внутренних сторон. Изготовление 2 2 2 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Сентябрь 11 Сентябрь 12 Сентябрь 13 Сентябрь 14 Октябрь 15 Октябрь 16 Октябрь 17 Октябрь 18 Октябрь 19 Октябрь 20 Октябрь 21 коробочки для мелочей. Шлифовка стенок внутренних сторон. Изготовление коробочки для мелочей. Полировка внутренних сторон. Изготовление коробочки для мелочей. Полировка внутренних сторон. Изготовление коробочки для мелочей. Расклеивание стенок. Изготовление коробочки для мелочей. Склеивание на клей (эпоксидную смолу) стенок коробочки. Изготовление коробочки для мелочей. Шлифовка стенок коробочки. Изготовление коробочки для мелочей. Шлифовка стенок коробочки. Изготовление коробочки для мелочей. Полировка стенок коробочки. Изготовление коробочки для мелочей. Полировка стенок коробочки. Изготовление коробочки для мелочей. Оформление. Изготовление шкатулки с простейшим соединением стенок и днища впритык. Последовательность технологических операций. Способы монтирования и крепления частей и деталей изделий. Выбор сырья – змеевик. Изготовление шкатулки с простейшим соединением стенок и 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Выставка 2 Беседа, педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение Октябрь 22 Октябрь 23 Октябрь 24 Октябрь днища впритык. Раскрой на пластинки. Изготовление шкатулки с простейшим соединением стенок и днища впритык. Резка камнеблока змеевика на пластины. Изготовление шкатулки с простейшим соединением стенок и днища впритык. Обдирка заготовок. 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение Изготовление шкатулки с простейшим соединением стенок и днища впритык. Заточка заготовок, 2 Педагогическое наблюдение 25 Изготовление шкатулки с простейшим соединением стенок и днища впритык. Заточка заготовок, склеивание на сургуч параллельных сторон 2 Педагогическое наблюдение Октябрь 26 2 Педагогическое наблюдение Ноябрь 27 2 Педагогическое наблюдение Ноябрь 28 2 Педагогическое наблюдение Ноябрь 29 Изготовление шкатулки с простейшим соединением стенок и днища впритык. Шлифовка стенок внутренних сторон. Изготовление шкатулки с простейшим соединением стенок и днища впритык. Шлифовка стенок внутренних сторон. Изготовление шкатулки с простейшим соединением стенок и днища впритык. Полировка внутренних сторон. Изготовление шкатулки с простейшим соединением стенок и днища впритык. Полировка внутренних сторон. Расклеивание 2 Педагогическое наблюдение Ноябрь 30 Ноябрь 31 Ноябрь 32 Ноябрь 33 Ноябрь 34 Ноябрь 35 Ноябрь 36 Ноябрь 37 стенок. Изготовление шкатулки с простейшим соединением стенок и днища впритык. Склеивание на клей (эпоксидную смолу) стенок шкатулки. Изготовление шкатулки с простейшим соединением стенок и днища впритык. Шлифовка стенок шкатулки. Изготовление шкатулки с простейшим соединением стенок и днища впритык. Шлифовка стенок шкатулки. Изготовление шкатулки с простейшим соединением стенок и днища впритык. Полировка стенок шкатулки. Изготовление шкатулки с простейшим соединением стенок и днища впритык. Полировка стенок шкатулки. Отклеивание крышки. Изготовление шкатулки с простейшим соединением стенок и днища впритык. Изготовление пластинок, направляющих крышку. Изготовление шкатулки с простейшим соединением стенок и днища впритык. Изготовление пластинок, направляющих крышку. Наклеивание направляющих. Изготовление шкатулки с простейшим 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение Ноябрь 38 Ноябрь 39 Декабрь 40 Декабрь 41 Декабрь 42 Декабрь 43 Декабрь 44 Декабрь 45 Декабрь 46 Декабрь 47 соединением стенок и днища впритык. Изготовление пластинок – ножек для шкатулки. Наклеивание ножек. Изготовление шкатулки с простейшим соединением стенок и днища впритык. Оформление шкатулки. Изготовление шкатулки с простейшим соединением стенок и днища впритык. Наклеивание на крышку камушка (хрусталика). Изготовление шкатулки – книги. Последовательность технологических операций. Выбор сырья – листвинит, мрамор. Изготовление шкатулки – книги. Раскрой на пластинки. Изготовление шкатулки – книги. Резка камнеблока листвинита на плиты. Изготовление шкатулки – книги. Обдирка заготовок. Изготовление шкатулки – книги. Заточка заготовок, склеивание на сургуч боковых стенок, дна и крышки. Изготовление шкатулки – книги. Заточка заготовок, склеивание на сургуч боковых стенок, дна и крышки. Изготовление шкатулки – книги. Шлифовка стенок, дна и крышки. Изготовление шкатулки – книги. Шлифовка стенок, дна и крышки. 2 Педагогическое наблюдение 2 Выставка 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение Декабрь 48 Декабрь 49 Декабрь 50 Декабрь 51 Декабрь 52 Январь 53 Январь 54 Январь 55 Январь 56 Январь 57 Январь 58 Январь 59 Январь 60 Изготовление шкатулки – книги. Полировка стенок, дна и крышки. Изготовление шкатулки – книги. Полировка стенок, дна и крышки. Изготовление шкатулки – книги. Шлифовка, полировка корешка Изготовление шкатулки – книги. Резка, шлифовка, полировка направляющих крышку. Изготовление шкатулки – книги. Расклеивание стенок, наклеивание на клей (эпоксидную смолу). 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение Изготовление шкатулки – книги. Шлифовка внешних сторон. Изготовление шкатулки – книги. Шлифовка внешних сторон. Изготовление шкатулки – книги. Полировка внешних сторон. Изготовление шкатулки – книги. Полировка внешних сторон. Изготовление шкатулки – книги. Оформление шкатулки. Изготовление картинки. Выбор сырья. Изготовление картинки. Последовательность технологических операций. Раскрой на пластинки. Изготовление картинки. Последовательность технологических операций. Резка камнеблока змеевика на плиты. 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Выставка 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение Январь 61 Февраль 62 Февраль 63 Февраль 64 Февраль 65 Февраль 66 Февраль 67 Февраль 68 Февраль 69 Февраль 70 Февраль 71 Февраль 72 Февраль 73 Март 74 Март 75 Изготовление картинки. Обдирка заготовок картинки и рамки. Изготовление картинки. Заточка картинки. 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение Изготовление картинки. Шлифовка заготовок. Изготовление картинки. Шлифовка заготовок. Изготовление картинки. Полировка заготовок. Изготовление картинки. Изготовление петельки. Склеивание. Изготовление карандашницы. Выбор сырья. Изготовление карандашницы. Раскрой на пластинки. Изготовление карандашницы. Резка камнеблока родонит на плиты. Изготовление карандашницы. Обдирка заготовок. Изготовление карандашницы. Заточка заготовок, склеивание на сургуч. Изготовление карандашницы. Шлифовка стенок, дна внутренних сторон. Изготовление карандашницы. Шлифовка стенок, дна внутренних сторон. Изготовление карандашницы. Полировка стенок, дна внутренних сторон. Изготовление карандашницы. 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 3 Выставка 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение Март 76 Март 77 Март 78 Март 79 Март 80 Март 81 Март 82 Март 83 Март 84 Март 85 Полировка стенок, дна внутренних сторон. Изготовление карандашницы. Склеивание на клей (эпоксидную смолу). Изготовление карандашницы. Шлифовка стенок, дна внутренних сторон. Изготовление карандашницы. Шлифовка стенок, дна внутренних сторон. Изготовление карандашницы. Полировка внешних сторон. Изготовление карандашницы. Полировка внешних сторон. Изготовление карандашницы. Оформление карандашницы. Экскурсия в Геологический музей Изготовление письменного прибора с простейшим соединением стенок и днища впритык. Последовательность технологических операций. Апрель Способы монтирования и крепления частей и деталей изделий. Выбор сырья – змеевик. Изготовление письменного прибора с простейшим соединением стенок и днища впритык. Раскрой на пластинки. Изготовление письменного прибора с простейшим соединением стенок и днища впритык. Резка камнеблока змеевика на 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение Выставка 2 Педагогическое наблюдение Беседа, Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Март 86 Апрель 87 Апрель 88 Апрель 89 Апрель 90 Апрель 91 Апрель 92 Апрель 94 плиты. Изготовление письменного прибора с простейшим соединением стенок и днища впритык. Обдирка заготовок. Изготовление письменного прибора с простейшим соединением стенок и днища впритык. Заточка заготовок, склеивание на сургуч параллельных сторон Изготовление письменного прибора с простейшим соединением стенок и днища впритык. Шлифовка стенок внутренних сторон. Изготовление письменного прибора с простейшим соединением стенок и днища впритык. Шлифовка стенок внутренних сторон. Изготовление шкатулки с простейшим соединением стенок и днища впритык. Полировка внутренних сторон. Изготовление шкатулки с простейшим соединением стенок и днища впритык. Расклеивание стенок. Изготовление письменного прибора с простейшим соединением стенок и днища впритык. Склеивание на клей (эпоксидную смолу) стенок письменного прибора. Изготовление письменного прибора с 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение простейшим соединением стенок и днища впритык. Шлифовка стенок письменного прибора. Апрель 95 Изготовление письменного прибора с простейшим соединением стенок и днища впритык. Шлифовка стенок письменного прибора. 2 Педагогическое наблюдение Апрель 96 Изготовление письменного прибора с простейшим соединением стенок и днища впритык. Полировка стенок письменного прибора. 2 Педагогическое наблюдение Апрель 97 Изготовление письменного прибора с простейшим соединением стенок и днища впритык. Полировка стенок письменного прибора. 2 Педагогическое наблюдение Апрель 98 Изготовление письменного прибора с простейшим соединением стенок и днища впритык. Изготовление подставки. Шлифовка подставки. 2 Педагогическое наблюдение Апрель 99 Изготовление письменного прибора с простейшим соединением стенок и днища впритык. Изготовление подставки. Полировка подставки 2 Педагогическое наблюдение Май 100 Изготовление письменного прибора с простейшим соединением стенок и 2 Выставка днища впритык. Наклеивание письменного прибора на подставку. Май 101 Май 102 Май 103 Май 104 Май 105 Май 106 Май 107 Май 108 Подведение итогов Изготовление панно «Цветы». Выбор сырья. Изготовление панно «Цветы». Резка заготовок. Изготовление панно «Цветы». Шлифовка заготовок. Изготовление панно «Цветы». Полировка заготовок. Изготовление панно «Цветы». Наклеивание на пластинку. Организация выставки работ Подведение итогов выставки Подведение итогов за 3года 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 6 2 2 Выставка 2