Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическим совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024г. Рабочая программа педагога к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Конструирование и моделирование одежды «ШИК», модуль 1 «Кукольный гардероб» Возраст учащихся: 9 -16 лет Срок реализации: 1 год Составитель программы: Илютина Ольга Юрьевна педагог дополнительного образования г. Березовский Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Моделирование и конструирование одежды «ШИК» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модуля по текущему году обучения. Модуль 1. «Кукольный гардероб» состоит из определенного количества тем, которые составлены по возрастанию степени сложности как теоретического, так и практического материала. Это позволяет учащимся с разным уровнем подготовки и с разными способностями поэтапно, успешно и основательно овладевать программой. Срок освоения 1 год. Принцип «от простого к сложному» рассматривается во всех аспектах: ткани, используемые для изготовления моделей (ситец, сатин, фланель на начальном этапе; далее трикотаж, более сложный в работе; в завершении – искусственный мех, флок); навыки кроя и шитья (от простых, состоящих из двух деталей, до сложных образцов одежды и изготовления моделей в технике Пэчворк); преемственность тем (усложнение и закрепление полученных ранее навыков на всех этапах работы); внешнее оформление работы (от выбора готовой фурнитуры до самостоятельной разработки внешнего вида модели с использованием вышивальных швов). Использование современных образовательных технологий позволяет комплексно решать задачи обучения, воспитания и развития личности. Занятия носят комплексный характер, включают в себя теоретическую и практическую подготовку: рассматривание образцов изделий; беседы педагога с учащимися о тканях, их свойствах, процессе кроя, способах соединения деталей; самостоятельная работа учащихся; консультативная работа педагога в процессе занятия; изготовление моделей по образцу. Цель: обучить технологическим приемам обработки материалов; Задачи модуля: Образовательные: -- привить знания о видах и свойствах материалов; -- учить эстетически оформлять свои изделия; -- привить знания о цвете и основам композиционного содержания модеели; -- учить изготовлять модели по образцу и по замыслу. Развивающие: -- развивать интерес к швейному делу, способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками; -- развивать творческие способности учащихся и их эстетический вкус. Воспитательные: -- прививать навыки ручного труда; -- воспитывать самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность, бережливость и уважение к творчеству других; -- формировать эстетическую культуру учащихся. Особенностью обучения является ориентация на развитие: - творческого подхода к работе; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы занятий в объединении: Объяснительно-иллюстративный, наглядный метод Репродуктивный метод Игровой метод Метод стимулирования и мотивации Метод создания проблемно-поисковых ситуаций Метод создания ситуации успеха Методы взаимоконтроля. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - требования к технике безопасности на занятия. Планируемые результаты Образовательные: - разрабатывать эскиз модели; - изготовлять модели по образцу и по замыслу; - эстетически оформлять изделия. Развивающие: - виды и свойства материалов; - технологические приемы и способы обработки материалов; - основы цветоведения и композиции; - технику безопасности во время работы. Воспитательные: - трудолюбие, аккуратность, бережливость; - целеустремленность в достижении поставленной цели; - творческое мышление и способность самовыражения; - способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками. Учебно-тематический план первого года обучения Название темы № Количество часов всего теория практ. Основные понятия моды: «Путешествие в королевство Моды». Азбука моды. Пришивание пуговиц, крючков, петель, тесьмы, кружева. Азбука моды. Ручные швы 6 1 5 12 3 9 12 1 11 Знакомство со швейной машиной. Машинные швы. Поясные изделия. Юбки. Брюки. 12 1 11 30 2 28 Нижнее белье. Гарнитур. Ночная сорочка. Знакомство с выкройкой. Плечевые изделия. Блузки, блузы, жакеты. «Маленькое черное платье». Домашняя одежда. Утилитарные требования. 18 1 17 36 2 33 21 1 20 12 2 10 10. Рабочая одежда. Зависимость фасона от вида деятельности. Одежда для спорта и отдыха. 12 4 8 11. Нарядная одежда. 18 3 15 12. Сезонная одежда. Головные уборы. 12 4 8 13. Национальный костюм. Использование национальных костюмов в современной одежде. Экскурсии, выставки, конкурсы, изготовление сувениров, промежуточная аттестация. Всего учебных часов: 6 2 4 9 - 9 216 27 189 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 14. Календарно-тематическое планирование первого года обучения Месяц число № сентябрь 1 Название темы Содержание занятий Ча сы Формы контроля Основные понятия моды: «Путешествие в королевство Моды». Знакомство. Содержание курса. Режим работы объединения. Цели и задачи. Демонстрация наглядности. ТБ. Вопросы охраны труда при работе с инструментами. 3 Опрос Примечание сентябрь 2 Основные понятия моды: «Путешествие в королевство Моды». Азбука моды. Пришивание пуговиц, крючков, петель, тесьмы, кружева. Азбука моды. Пришивание пуговиц, крючков, петель, тесьмы, кружева. Азбука моды. Пришивание пуговиц, крючков, петель, тесьмы, кружева. Азбука моды. Пришивание пуговиц, крючков, петель, тесьмы, кружева. Азбука моды. Ручные швы. Беседы. Просмотр готовых изделий. Составление плана на год. 3 Опрос Основные понятия моды. Просмотр видеоматериалов. Зарисовка моделей. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Работа с цветом и образцами тканей. Разновидности пуговиц. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Выполнение орнамента из пуговиц. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Выполнение орнамента из пуговиц. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Применение ручных швов в отделке изделий. 3 сентябрь 8 Азбука моды. Ручные швы. Разновидности ручных швов. 3 октябрь 9 Азбука моды. Ручные швы. Оформление детали кармана ручными швами. 3 октябрь 10 Азбука моды. Ручные швы. Оформление детали кармана ручными швами. 3 октябрь 11 Заправка нитей. Выполнение машинных швов по линиям на бумаге. 3 октябрь 12 Знакомство со швейной машиной. Машинные швы. Знакомство со швейной машиной. Опрос Педагогичес кие наблюдения Опрос Педагогичес кие наблюдения Опрос Педагогичес кие наблюдения Опрос Педагогичес кие наблюдения Опрос Педагогичес кие наблюдения Выполнение машинных швов по линиям на бумаге. 3 сентябрь 3 сентябрь 4 сентябрь 5 сентябрь 6 сентябрь 7 Опрос Педагогичес кие наблюдения Машинные швы. октябрь 13 Знакомство со швейной машиной. Машинные швы. Знакомство со швейной машиной. Машинные швы. Поясные изделия. Юбки. Брюки. Выполнение машинных швов по линиям на ткани. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения октябрь 14 Выполнение машинных швов по линиям на ткани. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения октябрь 15 Разновидности юбок и брюк. Просмотр журналов мод. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Опрос Педагогичес кие наблюдения Опрос Педагогичес кие наблюдения Опрос Педагогичес кие наблюдения Опрос Педагогичес кие наблюдения Опрос Педагогичес кие наблюдения Опрос Педагогичес кие наблюдения Опрос Педагогичес кие наблюдения Опрос Педагогичес кие наблюдения Опрос Педагогичес кие наблюдения Опрос Педагогичес кие октябрь 16 Поясные Знакомство со снятием изделия. Юбки. мерок. Снятие мерок. Брюки. 3 ноябрь 17 Поясные Конструирование прямой изделия. Юбки. юбки. Брюки. 3 ноябрь 18 Поясные Конструирование прямой изделия. Юбки. юбки. Брюки. 3 ноябрь 19 Поясные Расход ткани для прямой изделия. Юбки. юбки. Раскладка лекал на Брюки. ткани. Припуски на швы. 3 ноябрь 20 Поясные Раскладка лекал на ткани. изделия. Юбки. Припуски на швы. Брюки. 3 ноябрь 21 Поясные Пошив прямой юбки. изделия. Юбки. Брюки. 3 ноябрь 22 Поясные Пошив прямой юбки. изделия. Юбки. Брюки. 3 ноябрь 23 Поясные Обработка пояса у прямой изделия. Юбки. юбки. Брюки. 3 ноябрь 24 Поясные Обработка пояса у прямой изделия. Юбки. юбки. Брюки. 3 декабрь 25 Нижнее белье. Гарнитур. Ночная 3 Основные понятия домашнего гардероба. декабрь 26 декабрь 27 декабрь 28 декабрь 29 декабрь 30 декабрь 31 декабрь 32 декабрь 33 сорочка. Знакомство с выкройкой. Нижнее белье. Гарнитур. Ночная сорочка. Знакомство с выкройкой. Нижнее белье. Гарнитур. Ночная сорочка. Знакомство с выкройкой. Нижнее белье. Гарнитур. Ночная сорочка. Знакомство с выкройкой. Нижнее белье. Гарнитур. Ночная сорочка. Знакомство с выкройкой. Нижнее белье. Гарнитур. Ночная сорочка. Знакомство с выкройкой. Нижнее белье. Гарнитур. Ночная сорочка. Знакомство с выкройкой. Плечевые изделия. Блузки, блузы, жакеты. «Маленькое черное платье». Плечевые изделия. Блузки, блузы, жакеты. «Маленькое черное платье». наблюдения Построение выкройки. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Ткани для пошива нижнего белья. Технология пошива нижнего белья. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Технология пошива нижнего белья. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Пошив ночной сорочки. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Пошив ночной сорочки. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Промежуточная аттестация. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Блузы, блузки и жакеты: сходство и различия. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Просмотр фильма «Коко Шанель». 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения январь 34 январь 35 январь 36 январь 37 январь 38 январь 39 январь 40 январь 41 февраль 42 Плечевые изделия. Блузки, блузы, жакеты. «Маленькое черное платье». Плечевые изделия. Блузки, блузы, жакеты. «Маленькое черное платье». Плечевые изделия. Блузки, блузы, жакеты. «Маленькое черное платье». Плечевые изделия. Блузки, блузы, жакеты. «Маленькое черное платье». Плечевые изделия. Блузки, блузы, жакеты. «Маленькое черное платье». Плечевые изделия. Блузки, блузы, жакеты. «Маленькое черное платье». Плечевые изделия. Блузки, блузы, жакеты. «Маленькое черное платье». Плечевые изделия. Блузки, блузы, жакеты. «Маленькое черное платье». Плечевые изделия. Блузки, блузы, жакеты. Разработка индивидуального эскиза «маленького черного платья». Снятие мерок. Расход ткани. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Снятие мерок. Расход ткани. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Раскладка лекал на ткани, намелка изделия и раскрой. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Подготовка примерки. Примерка. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Обмелка. Пошив. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Пошив. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Пошив. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Пошив. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Пошив. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения «Маленькое черное платье». февраль 43 февраль 44 февраль 45 февраль 46 февраль 47 февраль 48 февраль 49 март 50 март 51 март 52 Плечевые изделия. Блузки, блузы, жакеты. «Маленькое черное платье». Домашняя одежда. Утилитарные требования. Домашняя одежда. Утилитарные требования. Домашняя одежда. Утилитарные требования. Домашняя одежда. Утилитарные требования. Домашняя одежда. Утилитарные требования. Домашняя одежда. Утилитарные требования. Домашняя одежда. Утилитарные требования. Домашняя одежда. Утилитарные требования. Рабочая одежда. Зависимость фасона от вида деятельности. Окончательная отделка изделия. Выставка. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Виды домашней одежды и ткани для домашнего гардероба. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Свойства тканей. Разработка эскиза для домашней одежды. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Работа с цветовыми решениями и разновидностями расцветок в тканях. Составление коллажа. Составление коллажа. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Коллективная работа: «Домашний костюм поновому». 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Коллективная работа: «Домашний костюм поновому». 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Выставка и защита коллективных работ. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Изготовление сувениров для мам. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Мир профессий. Профессии моих родителей -беседа. Классификация рабочей одежды и разновидности тканей для рабочей Опрос 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения Педагогические наблюдения одежды. март 53 Рабочая одежда. Зависимость фасона от вида деятельности. Рабочая одежда. Зависимость фасона от вида деятельности. Рабочая одежда. Зависимость фасона от вида деятельности. Нарядная одежда. Разработка эскиза. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения март 54 Подбор ткани для своего эскиза и обоснование выбора. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения март 55 Подбор ткани для своего эскиза и обоснование выбора. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения март 56 Одежда для торжественного случая. Классификация нарядных тканей. Просмотр видеоматериалов. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения март 57 Нарядная одежда. 3 Нарядная одежда. Разработка эскиза нарядной модели «Выпускной бал». 3 59 Нарядная одежда. Составление коллажа с 3 подбором тканей, отделки, фурнитуры. апрель 60 Нарядная одежда. Изготовление нарядной модели. 3 апрель 61 Нарядная одежда. Изготовление нарядной модели. 3 апрель 62 Одежда для спорта и отдыха. 3 апрель 63 Одежда для спорта и отдыха. апрель 64 Одежда для спорта и отдыха. Виды спорта и одежда для этих видов спорта. Технология пошива спортивной одежды. Технология изготовления тканей для спортивной одежды. Просмотр видеоматериалов и журналов мод и спортивных каталогов. Разработка эскиза и подбор ткани для своей модели. Опрос Педагогичес кие наблюдения Опрос Педагогичес кие наблюдения Опрос Педагогичес кие наблюдения Опрос Педагогичес кие наблюдения Опрос Педагогичес кие наблюдения Опрос Педагогичес кие наблюдения апрель 58 апрель 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения апрель 65 Одежда для спорта и отдыха. Разработка эскиза и подбор ткани для своей модели. 3 май 66 67 Смена гардероба на каждый сезон. Разработка эскиза для летнего головного убора. Подбор ткани и сопутствующих дополнений. 3 май 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения май 68 Пошив летнего головного убора. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения май 69 Пошив летнего головного убора. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения май 70 Знакомимся с этнографическим костюмом среднего Урала и разновидностями его отделки. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения май 71 Изготовление пояса. 3 Опрос Педагогичес кие наблюдения май 72 Сезонная одежда. Головные уборы. Сезонная одежда. Головные уборы. Сезонная одежда. Головные уборы. Сезонная одежда. Головные уборы. Национальный костюм. Использование национальных костюмов в современной одежде. Национальный костюм. Использование национальных костюмов в современной одежде. Промежуточна я аттестация Выставка работ учащихся. Подведение итогов за учебный год. Конкурсы. 3 Выставка Итого: 216 Опрос Педагогичес кие наблюдения Опрос Педагогичес кие наблюдения