модуль 2 театр

Управление образования Березовского городского округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 14.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 114 от 14.08.2024 г.

Рабочая программа педагога
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе художественной направленности
«Театр, в котором играют дети»
Модуль 2. «Театральная мастерская»

Возраст учащихся: 7-17 лет
Срок реализации: 3 года

Составитель программы:
Копенкина Галина Ивановна
педагог дополнительного образования

г. Березовский

Пояснительная записка.
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Театр, в котором играют дети» является частью
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет
собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения
Модуль «Творческая мастерская» предполагает взаимодействие детей разных
возрастов в одном коллективе, приоритетность игрового и импровизационных методов
работы.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что, обучаясь по данной
программе учащиеся учились выполнять коллективную работу, идти к общей цели, при
этом у каждого учащегося будет возможность раскрыть свой творческий потенциал,
внести свой неповторимый вклад, ощутить свою самостоятельность, успешность,
удовольствие от творческого процесса, удовольствие от общения друг с другом в
постановке спектакля. Первый и второй год обучения учащиеся осуществляют по одной
постановке за год, учащиеся третьего года – две постановки. Срок реализации 3 года.
Цель и задачи модуля
Цель: Развитие навыков исполнительской деятельности.
Исходя из цели модуля, предусматривается решение следующих задач:
Образовательные:
- научить основам актерского мастерства и исполнительской культуры;
- совершенствовать грамматический строй речи учащегося, его звуковую
культуру, монологическую и диалогическую формы речи, эффективное общение
и речевую выразительность при исполнительской деятельности
- сформировать художественный вкус.
Развивающие:
- развивать творческие артистические способности детей;
- развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие;
- развивать коммуникативные способности учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать социальную активность личности учащегося, чувство
патриотизма, гражданственности;
- воспитывать дружеские, партнерские отношения в совместной
деятельности;
- формировать культуру восприятия, исполнительства и творческого
самовыражения.
Особенностью обучения является ориентация на развитие:
- творческого подхода к работе;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления;
- умения аргументировать свою позицию.
Наиболее распространенные методы занятий в объединении:

Объяснительно-иллюстративный, наглядный метод

Репродуктивный метод

Игровой метод

Метод стимулирования и мотивации

Метод создания проблемно-поисковых ситуаций

Метод создания ситуации успеха



Методы взаимоконтроля.

При проведении занятий учитываются:

дидактические требования к занятию;

психологические требования к занятию;

возрастные особенности учащихся;

требования к технике безопасности на занятия.
Планируемые результаты
Первый год обучения
Образовательные



знают правила сценического этикета.
знают правила зрительского этикета.

Развивающие

действуют по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах».

владеют своим вниманием

используют воображение в исполнительской деятельности

работают с партнерами

определяют характер персонажа

анализируют свою работу на сценической площадке и работу своих
товарищей.

коллективно выполняют задания.
Воспитательные

готовность и способность к саморазвитию;

целеустремленность в достижении поставленной цели;

умение работать в коллективе

уважение к творчеству других.
Второй год обучения
Образовательные

знают
театральную
терминологию
«действие»,
«предлагаемые
обстоятельства», «событие», «конфликт», «мизансцена», «образ», «темпоритм»,
«простые словесные действия», «задача персонажа», «замысел отрывка, роли», «образ
как логика действий».
Развивающие

поддерживают свое дыхание и голос в рабочей форме самостоятельно.

выполняют словесное действие, заданное педагогом на знакомом
литературном материале.

выполняют индивидуальные задания, не реагируя на сигналы из внешнего
мира.

выполняют упражнения по памяти физических действий по выбору
учащихся.

передают пластическую форму живой природы, предмета через пластику
собственного тела.

используют необходимые актерские навыки: свободно взаимодействовать
с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать,
сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память.





оправдывают установленные мизансцены.
точно соблюдают авторский текст.
анализируют работу свою и товарищей с точки зрения реализации замысла

Воспитательные

готовность
и
способность
к
самоопределению;

ценностно-смысловые установки.

саморазвитию

и

личностному

Третий год обучения
Образовательные

знают
театральную
терминологию
«действие»,
«предлагаемые
обстоятельства», «событие», «конфликт», «мизансцена», «образ», «темпоритм»,
«простые словесные действия», «задача персонажа», «замысел отрывка, роли», «образ
как логика действий».
Развивающие

поддерживают свое дыхание и голос в рабочей форме самостоятельно.

выполняют словесное действие, заданное педагогом на знакомом
литературном материале.

выполняют индивидуальные задания, не реагируя на сигналы из внешнего
мира.

выполняют упражнения по памяти физических действий по выбору
учащихся.

передают пластическую форму живой природы, предмета через пластику
собственного тела.

используют необходимые актерские навыки: свободно взаимодействовать
с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать,
сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память.

оправдывают установленные мизансцены.

точно соблюдают авторский текст.

анализируют работу свою и товарищей с точки зрения реализации замысла
.
Воспитательные

готовность
и
способность
к
саморазвитию
и
личностному
самоопределению;

ценностно-смысловые установки.

Учебно-тематический план
№

Первый год обучения

Второй год обучения

Количество часов

Количество часов

Третий год обучения

Название темы
общее

теория

практ

общее

теория

Количество часов

практ. общее

теория

практ.

1.

Выбор и анализ
пьесы.

2

1

1

4

1

3

6

-

6

2.

Работа над
пьесой

8

1

7

12

1

11

18

4

14

3.

Художественное
и музыкальное
оформление
Постановка
спектакля
Промежуточная
аттестация

16

4

12

16

2

14

27

3

24

22

1

21

38

4

34

108

-

108

2

-

2

2

-

2

6

-

6

50

7

43

72

8

64

165

7

158

4.
5.

Итого:

287 часов
Календарно-тематическое планирование
первого года обучения

Месяц

Тема

Март

№ п/п
занятия
1

Март

2

Работа
над
пьесой
Пьеса – основа
спектакля

Содержание занятия

Часы

Выбор и анализ Теория: Работа за столом: 2
пьесы.
знакомство с литературным
произведением.
Общие
сведения об авторе Выбор и
анализ пьесы.
Теория: Работа за столом:
знакомство с литературным
произведением.
Общие
сведения об авторе
Теория:
Особенности 2
композиционного
построения
пьесы:
ее
экспозиция,
завязка,
кульминация и развязка.
Практика:
работа
над
выбранной
пьесой,
осмысление
сюжета,
выделение
основных
событий.

Формы
контроля
Беседа
наблюдение

Беседа
наблюдение

Примечание

Март

3

Работа
пьесой

над Время в пьесе. Персонажи - 2
действующие
лица
спектакля.
Определение
главной темы пьесы и идеи
автора.

Март

4.

Работа над
пьесой

Март

5.

Март

6.

Работа
над
пьесой
Художественное
и музыкальное
оформление

Март

7.

Март

8.

Март

9.

Апрель

10.

Апрель

11.

Апрель

12.

Апрель

13.

Апрель

14.

Апрель

15.

Постановка
спектакля

Апрель

16.

Постановка
спектакля

Художественное
и музыкальное
оформление
Художественное
и музыкальное
оформление
Художественное
и музыкальное
оформление
Художественное
и музыкальное
оформление
Художественное
и музыкальное
оформление
Художественное
и музыкальное
оформление
Художественное
и музыкальное
оформление
Постановка
спектакля

Беседа
наблюдение

Определение жанра
спектакля. Чтение и
обсуждение пьесы, ее темы,
идеи.
Общий разговор о замысле
спектакля
Костюм – один из основных
элементов, влияющих на
представление об образе и
характере.
Создание
и подбор
костюмов для выбранной
пьесы
Создание эскизов декораций

2

Беседа
наблюдение

2

Беседа
наблюдение
Беседа
наблюдение

2

2

Беседа
наблюдение

2

Беседа
наблюдение

Музыкальное и
пластическое решение
отдельных эпизодов.
Художественное
оформление

2

Беседа
наблюдение

2

Беседа
наблюдение

Музыкальное оформление

2

Беседа
наблюдение

Музыкальное оформление

2

Беседа
наблюдение

Музыкальное оформление

2

Беседа
наблюдение

Репетиция в костюмах, 2
репетиции с музыкальным и
световым оформлением
2
Репетиция Практика:
Основная этюднопостановочная работа по
ролям. Поиски
выразительности речи.
репетиция.

Беседа
наблюдение

Репетиция Репетиции в 2
декорациях, с реквизитом и
бутафорией

Беседа
наблюдение

Беседа
наблюдение

Апрель

17.

Постановка
спектакля

Соединение сцен, эпизодов; 2
репетиция,

Беседа
наблюдение

Май

18.

Постановка
спектакля

Репетиции с объединением
всех выразительных средств

2

Беседа
наблюдение

Май

19.

Постановка
спектакля

Репетиции с объединением
всех выразительных средств

2

Беседа
наблюдение

Май

20.

Постановка
спектакля

Репетиции с объединением
всех выразительных средств

2

Беседа
наблюдение

Май

21.

Постановка
спектакля

Сводные репетиции.

2

Беседа
наблюдение

Май

22.

Постановка
спектакля

Сводные репетиции.

2

Беседа
наблюдение

Май

23.

Постановка
спектакля

Сводные репетиции.

2

Беседа
наблюдение

Май

24.

Постановка
спектакля

Генеральная репетиция

2

Беседа
наблюдение

Май

25.

Промежуточная
аттестация

Выступление
Анализ 2
выступления
Конкурсная программа по
темам обучения за год
Итого: 50

Выступление
Показ
творческой
работы

Календарно-тематическое планирование
Второго года обучения
Месяц
Март

№ п/п
занятия
1

Март

2

Март

3

Тема

Содержание занятия

Часы Формы
контроля
2
Беседа,
Выбор и анализ Теория:
Работа за
наблюдение
пьесы
столом: знакомство с

литературным
произведением. Общие
сведения об авторе
Практика:
Выбор и
пьесы.
Выбор и анализ Практика. Выбор и 2
пьесы
анализ пьесы
Работа
над Пьеса
–
основа 2
пьесой
спектакля
Теория: Особенности
композиционного
построения пьесы: ее
экспозиция, завязка,
кульминация и
развязка.
Практика: работа над

Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение

Примечание

выбранной пьесой,
осмысление сюжета,
выделение основных
событий.
2
над Время в пьесе.
Персонажи действующие лица
спектакля.
Определение главной
темы пьесы и идеи
автора.
2
над Определение жанра
спектакля. Чтение и
обсуждение пьесы, ее
темы, идеи.
над Общий
разговор
о 2
замысле спектакля

Март

4

Работа
пьесой

Март

5.

Работа
пьесой

Март

6.

Работа
пьесой

Март

7.

Работа
пьесой

над Чтение по ролям

2

Беседа,
наблюдение

Март

8.

Работа
пьесой

над Обсуждение

2

Беседа,
наблюдение

Март

9.

2

Беседа,
наблюдение

Март

10.

2

Беседа,
наблюдение

Март

11.

2

Беседа,
наблюдение

Март

12.

2

Беседа,
наблюдение

Апрель

13.

2

Беседа,
наблюдение

Апрель

14.

2

Беседа,
наблюдение

Апрель

15.

2

Беседа,
наблюдение

Апрель

16.

Художественное Костюм – один из
и музыкальное основных
элементов,
оформление
влияющих
на
представление
об
образе и характере.
Художественное Создание эскизов
и музыкальное костюмов
оформление
Слушание музыки
Художественное Художественное
и музыкальное решение
оформление
подбор костюмов для
выбранной пьесы
Художественное Музыкальное и
и музыкальное пластическое решение
оформление
отдельных эпизодов.
Художественное Художественное
и музыкальное оформление
оформление
Презентации
Художественное Слушание
и музыкальное музыкальных
оформление
произведений
Художественное Подбор музыкального
и музыкальное оформления
оформление
Художественное Окончательный выбор
и музыкальное
оформление

2

Беседа,
наблюдение

Беседа,
наблюдение

Апрель

17.

Постановка
спектакля

Основная этюднопостановочная работа
по ролям. Пробы.
Поиски
выразительности речи
Поиски
выразительности речи
Соединение
сцен,
эпизодов; репетиция
Соединение
сцен,
эпизодов; репетиция

2

Беседа,
наблюдение

Апрель

18.

Апрель

19.

Апрель

20.

Апрель

21.

Постановка
спектакля
Постановка
спектакля
Постановка
спектакля
Постановка
спектакля

2

Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение

Апрель

22.

Постановка
спектакля

Репетиции
в
декорациях,
с
реквизитом
и
бутафорией
Репетиция в костюмах,
репетиции
с
музыкальным
и
световым
оформлением,
Репетиции
с
объединением
всех
выразительных средств
Репетиции
с
объединением
всех
выразительных средств
Сводные репетиции,
Сводные репетиции,
Репетиции с
объединением всех
выразительных средств
Сводная репетиция

2

Беседа,
наблюдение

Апрель

23.

Постановка
спектакля

2

Беседа,
наблюдение

Апрель

24.

Постановка
спектакля

2

Беседа,
наблюдение

Апрель

25.

Постановка
спектакля

2

Беседа,
наблюдение

Май

26.

Постановка
спектакля

2

Беседа,
наблюдение

Май

27.

Постановка
спектакля

2

Беседа,
наблюдение

Май

28.

Постановка
спектакля

Репетиция

2

Беседа,
наблюдение

Май

29.

Постановка
спектакля
Постановка
спектакля
Постановка
спектакля
Постановка
спектакля
Постановка
спектакля
Постановка
спектакля
Итоговое

Репетиция

2

Конкурсная программа

2

Репетиция

2

Репетиция

2

Репетиция

2

Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение

Май

30.

Май

31.

Май

32.

Май

33.

Май

34.

Генеральная репетиция

2

Май
Май

35.
36.

Выступление. Показ
Анализ выступления

2
2

Промежуточная

2
2
2

выступление

аттестация
Итого: 72

Месяц

Календарно-тематическое планирование
третьего года обучения
Содержание занятия
Час
ы
и анализ Работа за столом:
3
знакомство с
литературным
произведением.
Общие сведения об
авторе Выбор и
анализ пьесы.
Работа за столом:
знакомство с
литературным
произведением.
Общие сведения об
авторе

Тема

Ноябрь

№ п/п
занятия
1

Ноябрь

2

Работа над пьесой

Ноябрь

3

Работа над пьесой

Ноябрь

4.

Работа над пьесой

Ноябрь

5.

Художественное и
музыкальное
оформление

Выбор
пьесы

Время в пьесе.
Персонажи действующие лица
спектакля.
Определение
главной темы пьесы
и идеи автора.
Определение жанра
спектакля. Чтение и
обсуждение пьесы,
ее темы, идеи
Общий разговор о
замысле спектакля
.Осмысление
сюжета, Выделение
основных событий
Пьеса – основа
спектакля
Особенности
композиционного
построения пьесы: ее
экспозиция, завязка,
Кульминация и
развязка. работа над
выбранной пьесой
Основные принципы
подхода к
музыкальнохудожественному
оформлению
Музыкальное и

Формы
контроля

Беседа,
наблюдение

3

Беседа,
наблюдение

3

Беседа,
наблюдение

3

Беседа,
наблюдение

3

Беседа,
наблюдение

Примечание

пластическое
решение отдельных
эпизодов
Ноябрь

6.

Художественное и
музыкальное
оформление

Ноябрь

7.

Постановка
спектакля

Декабрь

8.

Постановка
спектакля

Декабрь

9.

Постановка
спектакля

Декабрь

10.

Постановка
спектакля

Декабрь

11.

Декабрь

12.

Декабрь

13.

Декабрь

14.

Декабрь

15.

Декабрь

16.

Январь

17.

Постановка
спектакля
Постановка
спектакля
Постановка
спектакля
Постановка
спектакля
Постановка
спектакля
Промежуточная
аттестация
Выбор и анализ
пьесы

Музыкальное
и 3
пластическое
решение отдельных
Художественное
решение. Создание
эскизов
Костюм – один из 3
основных элементов,
влияющих
на
представление
об
образе и характере.
Подбор
костюмов
для
выбранной
пьесы репетиция
Музыкальное
и 3
пластическое
решение отдельных
эпизодов
Этюдно 3
постановочная
работа по ролям.
Поиски
Основная этюдно3
постановочная
работа по ролям.
Поиски
выразительности
речи .
Музыкальное
и
пластическое
решение отдельных
эпизодов
Репетиции
отдельных сцен
Репетиции
отдельных сцен
Репетиции
отдельных сцен
Соединение
сцен,
эпизодов; репетиция
Соединение
сцен,
эпизодов; репетиция
Выступление

3

Работа за столом:
знакомство с

3

3
3
3
3
3

Беседа,
наблюдение

литературным
произведением.
Общие сведения об
авторе Выбор и
анализ пьесы.
Работа за столом:
знакомство с
литературным
произведением.
Общие сведения об
авторе
Январь

18.

Работа над пьесой

Январь

19.

Работа над пьесой

Январь

20.

Работа над пьесой

Январь

21.

Художественное и
музыкальное
оформление

Январь

22.

Художественное и
музыкальное
оформление

Февраль

23.

Художественное и
музыкальное
оформление

Время в пьесе.
Персонажи действующие лица
спектакля.
Определение
главной темы пьесы
и идеи автора.
Определение жанра
спектакля. Чтение и
обсуждение пьесы,
ее темы, идеи
Общий разговор о
замысле спектакля
.Осмысление
сюжета, Выделение
основных событий
Пьеса – основа
спектакля
Особенности
композиционного
построения пьесы: ее
экспозиция, завязка,
Кульминация и
развязка. работа над
выбранной пьесой
Основные принципы
подхода к
музыкальнохудожественному
оформлению

3

Беседа,
наблюдение

3

Беседа,
наблюдение

3

Беседа,
наблюдение

3

Беседа,
наблюдение

Музыкальное и
3
пластическое
решение отдельных
эпизодов
Костюм – один из
3
основных элементов,
влияющих на
представление об
образе и характере.

Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение

Февраль

24.

Февраль

25.

Февраль

26.

Февраль

27.

Февраль

28.

Февраль

29.

Февраль

Подбор костюмов
для выбранной
пьесы
Художественное и
Основная этюдно3
музыкльное
постановочная
оформление
работа по ролям.
Художественное и Подбор
3
музыкальное
музыкального
оформление
оформления
Художественное и Поиски
3
музыкальное
выразительности
оформление
речи .
Музыкальное
и
пластическое
решение отдельных
эпизодов
Художественное
музыкальное
оформление
Постановка
спектакля

и Художественное
оформление

Беседа,
наблюдение

Беседа,
наблюдение

3

Беседа,
наблюдение

3

Беседа,
наблюдение

Постановка
спектакля

Работа за столом. 3
Чтение по ролям

Беседа,
наблюдение

30.

Постановка
спектакля

Работа за столом. 3
Чтение по ролям

Беседа,
наблюдение

Февраль

31.

Постановка
спектакля

Мизансценирование

3

Беседа,
наблюдение

Март

32.

Постановка
спектакля

Репетиции
отдельных сцен

3

Беседа,
наблюдение

Март

33.

Постановка
спектакля

Репетиции
отдельных сцен

3

Беседа,
наблюдение

Март

34.

Постановка
спектакля

Репетиции
отдельных сцен

3

Беседа,
наблюдение

Март

35.

Постановка
спектакля

Соединение
сцен, 3
эпизодов; репетиция

Беседа,
наблюдение

Март

36.

Постановка
спектакля

Соединение
сцен, 3
эпизодов; репетиция

Беседа,
наблюдение

Март

37.

Постановка
спектакля

Закрепление
мизансцен. элизодов

3

Беседа,
наблюдение

Март

38.

Постановка
спектакля

Сводная репетиция 3
двух составов

Беседа,
наблюдение

Апрель

39.

Постановка

Сводная

Беседа,

Общий разговор о
замысле спектакля

репетиция 3

спектакля

двух составов

наблюдение

Апрель

40.

Постановка
спектакля

Сводная репетиция 3
двух составов

Беседа,
наблюдение

Апрель

41.

Постановка
спектакля

3

Беседа,
наблюдение

Апрель

42.

Постановка
спектакля

3

Беседа,
наблюдение

Апрель

43.

Постановка
спектакля

3

Беседа,
наблюдение

Апрель

44.

Постановка
спектакля

3

Беседа,
наблюдение

Апрель

45.

Постановка
спектакля

Репетиция в
сценической
выгородке
Репетиции
в
декорациях,
с
реквизитом
и
бутафорией
Подбор
музыкального
оформления
Репетиция
в
сценической
выгородке
Репетиции
с
объединением всех
выразительных
средств
Репетиция 1 состава

3

Беседа,
наблюдение

Апрель

46.

Постановка
спектакля

Беседа,
наблюдение

Апрель

47.

Постановка
спектакля

Репетиция
в 3
костюмах,
репетиции
с
музыкальным
и
световым
оформлением
Репетиция 2 состава 3

Май

48.

Постановка
спектакля

Беседа,
наблюдение

Май

49.

Постановка
спектакля

Май

50.

Постановка
спектакля

Репетиция
в 3
сценической
выгородке
Репетиция
в 3
сценической
выгородке
Репетиция сводная
3

Май

51.

Постановка
спектакля

Репетиции в
декорациях, с
реквизитом и
бутафорией и
музыкальным
оформлением

3

Беседа,
наблюдение

Май

52.

Постановка
спектакля

Репетиция

3

Беседа,
наблюдение

Беседа,
наблюдение

Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение

Май

53.

Постановка
спектакля

Генеральная
репетиция

3

Беседа,
наблюдение

Май

54.

Показ .выступление

3

Май

55.

Промежуточная
аттестация
Промежуточная
аттестация

Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение

Анализ выступления 3
Конкурсная
программа по темам
обучения за год
Итого: 165


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».