Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Рабочая программа педагога к адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Природа и фантазия» модуль 1 «Декоративно-прикладное творчество» Возраст учащихся: 7-16 лет Срок реализации: 2 года Составитель программы: Лисицина Елена Леонидовна педагог дополнительного образования г. Березовский Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Декоративно-прикладное творчество» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль «Декоративно-прикладное творчество» позволяет познакомиться с изделиями народных мастеров, сделать интересные поделки из разнообразного природного и бросового материалов. Чувства и эмоции, которые дети испытывают в данный момент, выражают через творческую деятельность. В процессе занятий у детей развиваются наблюдательность, воображение, фантазия, зрительная и слуховая память, логика, формируются и уточняются многие представления об окружающем мире. Дети получают навыки ручного труда по разным видам деятельности: обработка природного и бросового материалов, лепка, бумагопластика, плетение и др., знакомятся с разнообразием техник, материалов и способами их обработки. Все это способствует развитию творческих способностей, уверенности в себе, мелкой моторики рук. Срок реализации 2 года. Цель и задачи модуля Цель: развитие у учащихся психомоторных и художественных возможностей в процессе доступной для их возраста и физического состояния деятельности. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач: Образовательные: 1. научить технологическим приемам обработки природного и бросового материалов; 2. привить навыки ручного труда; 3. научить изготовлять сувениры и поделки по образцу и по замыслу. Развивающие: 1. развивать художественно-творческие, индивидуально выраженные способности, образное мышление, воображение, фантазию, память, внимание, речь и познавательную активность детей с ЗПР; 2. развивать позитивное мышление об окружающем мире, о себе, готовность к преодолению трудностей; 3. развивать интерес к истории народных промыслов, способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками; 4. способствовать социализации ребенка в окружающем мире, саморазвитию и личностному самоопределению; 5. формировать умения и навыки ручного труда. Воспитательные: 1. воспитывать самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность, бережливость, уважение к творчеству других, способность ценить прекрасное и стремление создавать его. Особенностью обучения является ориентация на развитие: - творческого подхода к работе; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы занятий в объединении: Объяснительно-иллюстративный, наглядный метод Репродуктивный метод Игровой метод Метод стимулирования и мотивации Метод создания проблемно-поисковых ситуаций Метод создания ситуации успеха При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - требования к технике безопасности на занятия. Планируемые результаты Первый год обучения. Образовательные: - изготовление сувениров и поделок по образцу и по замыслу; - эстетически оформлять изделия. Развивающие: - виды и свойства природного и бросового материалов; - технологические приемы и способы обработки материала; - основы цветоведения и композиции; - технику безопасности во время работы. Воспитательные: - трудолюбие, аккуратность, бережливость; - целеустремленность в достижении поставленной цели; - творческое мышление и способность самовыражения; - способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками. Второй год обучения. Образовательные: - подбирать технологические приемы к выбранной теме; - эстетически оформлять изделие; - изготовлять сувениры по образцу и по замысду; Развивающие: - виды и свойства природного материала; - народные промыслы: природный материал в изделиях народных мастеров; - технологические приемы и способы обработки материала; - основы цветоведения и композиции; - технику безопасности во время работы. Воспитательные: - трудолюбие, аккуратность, бережливость; - целеустремленность в достижении поставленной цели; - творческое мышление и способность самовыражения; - способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками. Учебно-тематический план № Первый год обучения Второй год обучения Количество часов Количество часов Название темы общее теория практ. общее теория практ. 1. Поделки из природного материала 12 2 10 15 2 13 2. 24 3 21 21 3 18 3. Бросовый материал и смешанные техники Лепка 9 2 7 9 2 7 4. Бумагопластика 18 3 15 12 2 10 5. Работа по замыслу 12 2 10 15 2 13 6. Промежуточная аттестация - - - 3 1 2 75 12 63 75 12 63 Всего учебных часов: Итого: 150 часов Календарно-тематическое планирование первого года обучения Месяц Название темы Содержание занятий Ча сы Форма контроля сентябрь Поделки из природного материала Содержание курса. Режим работы объединения. Классификация природного материала. Техника безопасности. «Грибподберезовик». 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа сентябрь Поделки из природного материала Аппликация «Осенний лес». Цветные камни, песок и правила их приклеивания. Композиция, цвет, оформление. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа сентябрь Бросовый материал и смешанные техники Аппликация из ткани на картоне «Павлин». Подбор ткани по цвету, форме. Композиция, размер. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа сентябрь Бросовый материал и смешанные техники Кукла-носок «Чудик» для игры в 3 настольный кукольный театр. Игра с куклой. Имя, характер и настроение куклы, диалог. Оригами-куклы «Веселые зверята» для игры в настольный кукольный театр. Педагогичес кое наблюдение, беседа октябрь Куклы на ложках. Изготовление кукол для кукольного театра на выбор: «Заяц», Педагогичес кое Бросовый материал и 3 Приме чание смешанные техники «Кот», «Бабочка», «Придумай свою куклу». Имя, характер и настроение куклы. октябрь Работа по замыслу «Изготовь куклу для кукольного театра». Выбор материала, способа изготовления, имя, характер. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа октябрь Бумагопласти ка Объемная скульптура «Белочка и зайчик». 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа октябрь Лепка 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа октябрь Поделки из природного материала. Соленое тесто. Рецептура, свойства и возможности теста. Простые формы, дополнительный материал и инструменты для лепки. «Яблоки». Роспись и оформление поделок в единую композицию. Фоторамка. Цветной песок и галька. Правила рисования песком. Выбор цвета, рисунка. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа ноябрь Бумагопласти ка Плетение из бумажных лент «Коврик» 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа ноябрь Поделки из природного материала. Аппликация (скорлупа фисташек, крупа, семена) 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа ноябрь Лепка Педагогичес кое наблюдение, беседа ноябрь Работа по замыслу Соленое тесто. «Овощи и фрукты». Лепка 3 объемных поделок и на плоскости. Виды овощей и фруктов, их различия. Способы и секреты лепки. . Оформление и роспись поделок из теста «Овощи и фрукты». Цвет и оттенки Аппликация из цветного песка 3 «Волшебный цветок» декабрь Бросовый материал и смешанные техники Новогодние открытки и аппликации. Маски Педагогичес кое наблюдение, беседа наблюдение, беседа 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа декабрь Бумагопласти ка Бумажная мозаика. Виды, форма и цвет морских раковин. Расположение квадратов на рисунке, выбор цвета 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа декабрь Бумагопласти ка «Конфетки». Интерьерные новогодние украшения. Закручивание и скручивание бумаги. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа декабрь Бросовый материал и смешанные техники «Говорящая морковка». Кукла для настольного кукольного театра и игра. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа декабрь Работа по замыслу Деревце из природного материала на выбор 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа январь Лепка Пластилин. Аппликация на тарелочке «Красивый узор». Выбор цвета, орнамента 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа январь Работа по замыслу Фигурки из природного материала и пластилина 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа январь Бумагопласти ка «Жираф-длинноножка». Бумажная скульптура – игрушка-длинноножка. Склеивание, роспись, декорирование. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа январь Бросовый материал и смешанные техники «Мышка-балерина» (1 часть). Объемная скульптура из пробок 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа февраль Бумагопласти ка Блокноты 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа февраль Бросовый материал и смешанные техники «Кактус в горшке». Роспись морских камней. Объемная аппликация. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа февраль Бросовый материал и смешанные техники «Синяя птица». Скульптура из бумажного стаканчика. 3 Всего: 75 Педагогичес кое наблюдение, беседа Календарно-тематическое планирование второго года обучения Месяц Название темы Содержание занятий Ча сы Форма контроля Содержание курса. Режим работы объединения. Классификация природного материала. Техника безопасности. Аппликация «Осень». Цветные камни, песок и правила их приклеивания. Композиция, цвет, оформление. Аппликация из ткани на картоне «Петушок». Подбор ткани по цвету, форме. Композиция, размер. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа сентябрь Поделки из природного материала. Изделие из шишек «Жар-птица». Правила соединения деталей, дополнительный материал. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа сентябрь Бросовый материал и смешанные техники Куклы на ложках. Изготовление кукол для кукольного театра на выбор: «Девочка», «Кот», «Придумай свою куклу». Имя, характер и настроение куклы. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа октябрь Лепка Пластилин. Аппликация на тарелочке «Волшебный сад». Лепка мелких деталей. Композиция, пропорция. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа октябрь Бросовый материал и смешанные техники «Пингвин на лыжах». Сувенир из бумажных стаканчиков и дополнительного материала. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа октябрь Лепка Соленое тесто. Рецептура, свойства и возможности теста. Простые формы, дополнительный материал и 3 Педагогичес кое сентябрь Поделки из природного материала сентябрь Бросовый материал и смешанные техники Приме чание инструменты для лепки. «Овощи, фрукты». наблюдение, беседа октябрь Поделки из природного материала. Аппликация. Цветной песок и галька. Правила рисования песком. Выбор цвета, рисунка. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа ноябрь Поделки из природного материала. Аппликация (скорлупа фисташек, крупа, семена) 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа ноябрь Лепка Соленое тесто. «Поросенок», «Кот». Лепка объемных поделок. Способы и секреты лепки. Оформление и роспись 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа ноябрь Поделки из природного материала. Панно из семян, зерен, скорлупы. Виды, размер и цвет материала, правила приклеивания. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа ноябрь Бумагопласти ка Бумажная мозаика «Бабочка», «Морской конек». Расположение квадратов на рисунке, выбор цвета. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа ноябрь Работа по замыслу Аппликация из цветного песка 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа декабрь Бумагопласти ка «Клоун». Бумажная скульптура – игрушка-длинноножка. Склеивание, роспись, декорирование. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа декабрь Бросовый материал и смешанные техники «Коктейль». Кукла для настольного кукольного театра и игра. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа декабрь Работа по замыслу Цветы из природного материала на выбор 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа декабрь Бросовый Новогодние открытки. Маски Педагогичес 3 материал и смешанные техники кое наблюдение, беседа декабрь Работа по замыслу Фигурки из скорлупы орехов и пластилина 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа декабрь Бумагопласти ка «Гирлянда». Интерьерные новогодние украшения. Закручивание и скручивание бумаги. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа декабрь Бумагопласти ка «Денежное дерево». Объемная аппликация. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа январь Бросовый материал и смешанные техники «Кот» . Объемная скульптура из пробок 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа январь Бросовый материал и смешанные техники Роспись морских камней. Объемная аппликация. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа февраль Работа по замыслу Поделка из втулок и бумажных стаканчиков. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа февраль Работа по замыслу Аппликация из цветного песка и опила. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа февраль Промежуточн ая аттестация Выставка. Тест-опрос. 3 Выставка работ, беседа Всего: 75