Управление образования Березовского городского округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 14.08.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 114 от 14.08.2024 г.
Рабочая программа педагога
к адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Природа и фантазия»
модуль 1 «Декоративно-прикладное творчество»
Возраст учащихся: 7-16 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель программы:
Лисицина Елена Леонидовна
педагог дополнительного образования
г. Березовский
Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Декоративно-прикладное творчество» является частью
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет
собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения.
Модуль «Декоративно-прикладное творчество» позволяет познакомиться с
изделиями народных мастеров, сделать интересные поделки из разнообразного
природного и бросового материалов. Чувства и эмоции, которые дети испытывают в
данный момент, выражают через творческую деятельность. В процессе занятий у детей
развиваются наблюдательность, воображение, фантазия, зрительная и слуховая память,
логика, формируются и уточняются многие представления об окружающем мире. Дети
получают навыки ручного труда по разным видам деятельности: обработка природного и
бросового материалов, лепка, бумагопластика, плетение и др., знакомятся с разнообразием
техник, материалов и способами их обработки. Все это способствует развитию
творческих способностей, уверенности в себе, мелкой моторики рук. Срок реализации 2
года.
Цель и задачи модуля
Цель: развитие у учащихся психомоторных и художественных возможностей в
процессе доступной для их возраста и физического состояния деятельности.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач:
Образовательные:
1.
научить технологическим приемам обработки природного и бросового
материалов;
2.
привить навыки ручного труда;
3.
научить изготовлять сувениры и поделки по образцу и по замыслу.
Развивающие:
1.
развивать художественно-творческие, индивидуально выраженные
способности, образное мышление, воображение, фантазию, память, внимание, речь и
познавательную активность детей с ЗПР;
2.
развивать позитивное мышление об окружающем мире, о себе, готовность к
преодолению трудностей;
3.
развивать интерес к истории народных промыслов, способность ценить
прекрасное и стремление создавать его своими руками;
4.
способствовать социализации ребенка в окружающем мире, саморазвитию и
личностному самоопределению;
5.
формировать умения и навыки ручного труда.
Воспитательные:
1.
воспитывать самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие,
аккуратность, бережливость, уважение к творчеству других, способность ценить
прекрасное и стремление создавать его.
Особенностью обучения является ориентация на развитие:
- творческого подхода к работе;
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления;
- умения аргументировать свою позицию.
Наиболее распространенные методы занятий в объединении:
Объяснительно-иллюстративный, наглядный метод
Репродуктивный метод
Игровой метод
Метод стимулирования и мотивации
Метод создания проблемно-поисковых ситуаций
Метод создания ситуации успеха
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- требования к технике безопасности на занятия.
Планируемые результаты
Первый год обучения.
Образовательные:
- изготовление сувениров и поделок по образцу и по замыслу;
- эстетически оформлять изделия.
Развивающие:
- виды и свойства природного и бросового материалов;
- технологические приемы и способы обработки материала;
- основы цветоведения и композиции;
- технику безопасности во время работы.
Воспитательные:
- трудолюбие, аккуратность, бережливость;
- целеустремленность в достижении поставленной цели;
- творческое мышление и способность самовыражения;
- способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками.
Второй год обучения.
Образовательные:
- подбирать технологические приемы к выбранной теме;
- эстетически оформлять изделие;
- изготовлять сувениры по образцу и по замысду;
Развивающие:
- виды и свойства природного материала;
- народные промыслы: природный материал в изделиях народных мастеров;
- технологические приемы и способы обработки материала;
- основы цветоведения и композиции;
- технику безопасности во время работы.
Воспитательные:
- трудолюбие, аккуратность, бережливость;
- целеустремленность в достижении поставленной цели;
- творческое мышление и способность самовыражения;
- способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками.
Учебно-тематический план
№
Первый год обучения
Второй год обучения
Количество часов
Количество часов
Название темы
общее
теория
практ.
общее
теория
практ.
1.
Поделки из природного
материала
12
2
10
15
2
13
2.
24
3
21
21
3
18
3.
Бросовый материал и смешанные
техники
Лепка
9
2
7
9
2
7
4.
Бумагопластика
18
3
15
12
2
10
5.
Работа по замыслу
12
2
10
15
2
13
6.
Промежуточная аттестация
-
-
-
3
1
2
75
12
63
75
12
63
Всего учебных часов:
Итого:
150 часов
Календарно-тематическое планирование
первого года обучения
Месяц
Название
темы
Содержание занятий
Ча
сы
Форма
контроля
сентябрь Поделки из
природного
материала
Содержание курса. Режим работы
объединения. Классификация природного
материала. Техника безопасности. «Грибподберезовик».
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
сентябрь Поделки из
природного
материала
Аппликация «Осенний лес». Цветные
камни, песок и правила их приклеивания.
Композиция, цвет, оформление.
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
сентябрь Бросовый
материал и
смешанные
техники
Аппликация из ткани на картоне
«Павлин». Подбор ткани по цвету, форме.
Композиция, размер.
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
сентябрь Бросовый
материал и
смешанные
техники
Кукла-носок «Чудик» для игры в
3
настольный кукольный театр. Игра с
куклой. Имя, характер и настроение куклы,
диалог. Оригами-куклы «Веселые зверята»
для игры в настольный кукольный театр.
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
октябрь
Куклы на ложках. Изготовление кукол для
кукольного театра на выбор: «Заяц»,
Педагогичес
кое
Бросовый
материал и
3
Приме
чание
смешанные
техники
«Кот», «Бабочка», «Придумай свою
куклу». Имя, характер и настроение куклы.
октябрь
Работа по
замыслу
«Изготовь куклу для кукольного театра».
Выбор материала, способа изготовления,
имя, характер.
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
октябрь
Бумагопласти
ка
Объемная скульптура «Белочка и зайчик».
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
октябрь
Лепка
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
октябрь
Поделки из
природного
материала.
Соленое тесто. Рецептура, свойства и
возможности теста. Простые формы,
дополнительный материал и инструменты
для лепки. «Яблоки». Роспись и
оформление поделок в единую
композицию.
Фоторамка. Цветной песок и галька.
Правила рисования песком. Выбор цвета,
рисунка.
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
ноябрь
Бумагопласти
ка
Плетение из бумажных лент «Коврик»
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
ноябрь
Поделки из
природного
материала.
Аппликация (скорлупа фисташек, крупа,
семена)
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
ноябрь
Лепка
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
ноябрь
Работа по
замыслу
Соленое тесто. «Овощи и фрукты». Лепка
3
объемных поделок и на плоскости. Виды
овощей и фруктов, их различия. Способы и
секреты лепки. . Оформление и роспись
поделок из теста «Овощи и фрукты». Цвет
и оттенки
Аппликация из цветного песка
3
«Волшебный цветок»
декабрь
Бросовый
материал и
смешанные
техники
Новогодние открытки и аппликации.
Маски
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
наблюдение,
беседа
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
декабрь
Бумагопласти
ка
Бумажная мозаика. Виды, форма и цвет
морских раковин. Расположение квадратов
на рисунке, выбор цвета
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
декабрь
Бумагопласти
ка
«Конфетки». Интерьерные новогодние
украшения. Закручивание и скручивание
бумаги.
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
декабрь
Бросовый
материал и
смешанные
техники
«Говорящая морковка». Кукла для
настольного кукольного театра и игра.
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
декабрь
Работа по
замыслу
Деревце из природного материала на
выбор
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
январь
Лепка
Пластилин. Аппликация на тарелочке
«Красивый узор». Выбор цвета, орнамента
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
январь
Работа по
замыслу
Фигурки из природного материала и
пластилина
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
январь
Бумагопласти
ка
«Жираф-длинноножка». Бумажная
скульптура – игрушка-длинноножка.
Склеивание, роспись, декорирование.
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
январь
Бросовый
материал и
смешанные
техники
«Мышка-балерина» (1 часть). Объемная
скульптура из пробок
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
февраль
Бумагопласти
ка
Блокноты
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
февраль
Бросовый
материал и
смешанные
техники
«Кактус в горшке». Роспись морских
камней. Объемная аппликация.
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
февраль
Бросовый
материал и
смешанные
техники
«Синяя птица». Скульптура из бумажного
стаканчика.
3
Всего:
75
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
Календарно-тематическое планирование
второго года обучения
Месяц
Название
темы
Содержание занятий
Ча
сы
Форма
контроля
Содержание курса. Режим работы
объединения. Классификация
природного материала. Техника
безопасности. Аппликация «Осень».
Цветные камни, песок и правила их
приклеивания. Композиция, цвет,
оформление.
Аппликация из ткани на картоне
«Петушок». Подбор ткани по цвету,
форме. Композиция, размер.
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
сентябрь Поделки из
природного
материала.
Изделие из шишек «Жар-птица».
Правила соединения деталей,
дополнительный материал.
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
сентябрь Бросовый
материал и
смешанные
техники
Куклы на ложках. Изготовление кукол
для кукольного театра на выбор:
«Девочка», «Кот», «Придумай свою
куклу». Имя, характер и настроение
куклы.
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
октябрь
Лепка
Пластилин. Аппликация на тарелочке
«Волшебный сад». Лепка мелких
деталей. Композиция, пропорция.
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
октябрь
Бросовый
материал и
смешанные
техники
«Пингвин на лыжах». Сувенир из
бумажных стаканчиков и
дополнительного материала.
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
октябрь
Лепка
Соленое тесто. Рецептура, свойства и
возможности теста. Простые формы,
дополнительный материал и
3
Педагогичес
кое
сентябрь Поделки из
природного
материала
сентябрь Бросовый
материал и
смешанные
техники
Приме
чание
инструменты для лепки. «Овощи,
фрукты».
наблюдение,
беседа
октябрь
Поделки из
природного
материала.
Аппликация. Цветной песок и галька.
Правила рисования песком. Выбор цвета,
рисунка.
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
ноябрь
Поделки из
природного
материала.
Аппликация (скорлупа фисташек, крупа,
семена)
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
ноябрь
Лепка
Соленое тесто. «Поросенок», «Кот».
Лепка объемных поделок. Способы и
секреты лепки. Оформление и роспись
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
ноябрь
Поделки из
природного
материала.
Панно из семян, зерен, скорлупы. Виды,
размер и цвет материала, правила
приклеивания.
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
ноябрь
Бумагопласти
ка
Бумажная мозаика «Бабочка», «Морской
конек». Расположение квадратов на
рисунке, выбор цвета.
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
ноябрь
Работа по
замыслу
Аппликация из цветного песка
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
декабрь
Бумагопласти
ка
«Клоун». Бумажная скульптура –
игрушка-длинноножка. Склеивание,
роспись, декорирование.
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
декабрь
Бросовый
материал и
смешанные
техники
«Коктейль». Кукла для настольного
кукольного театра и игра.
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
декабрь
Работа по
замыслу
Цветы из природного материала на выбор 3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
декабрь
Бросовый
Новогодние открытки. Маски
Педагогичес
3
материал и
смешанные
техники
кое
наблюдение,
беседа
декабрь
Работа по
замыслу
Фигурки из скорлупы орехов и
пластилина
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
декабрь
Бумагопласти
ка
«Гирлянда». Интерьерные новогодние
украшения. Закручивание и скручивание
бумаги.
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
декабрь
Бумагопласти
ка
«Денежное дерево». Объемная
аппликация.
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
январь
Бросовый
материал и
смешанные
техники
«Кот» . Объемная скульптура из пробок
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
январь
Бросовый
материал и
смешанные
техники
Роспись морских камней. Объемная
аппликация.
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
февраль
Работа по
замыслу
Поделка из втулок и бумажных
стаканчиков.
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
февраль
Работа по
замыслу
Аппликация из цветного песка и опила.
3
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
февраль
Промежуточн
ая аттестация
Выставка. Тест-опрос.
3
Выставка
работ,
беседа
Всего:
75