Модуль 2

Управление образования Березовского городского округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 14.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 114 от 14.08.2024 г.

Рабочая программа
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
социально-гуманитарной направленности
«Искусство каллиграфии»
Модуль 2 «Пишем красиво»

Возраст учащихся: 7 -11 лет
Срок реализации модуля: 5 месяцев

Составитель программы:
Байнова А.В.,
педагог дополнительного образования

г. Березовский

Пояснительная записка
Рабочая программа является частью дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Искусство каллиграфии» и представляет собой календарнотематическое планирование модуля по текущему году обучения.
Модуль 2 «Пишем красиво» предполагает:
- изучение характеристик изучаемых букв, рассмотрение правил написания конкретных
букв, соединений с другими элементами;
- развитие мелкой моторики рук путем составления орнаментов, узоров и т.п.;
- упражнение в письме под диктовку, списывание с печатного текста;
- выполнение творческих работ.
Срок освоения первого модуля – 5 месяцев.
Цель и задачи модуля программы
Цель: формирование основ осознанного правильного
предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

каллиграфического

письма,

Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач:
Обучающие:
- учить писать быстро, правильно, красиво;
- формировать умение проводить графический анализ буквы;
- научить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости
вносить коррективы в первоначальный замысел.
Развивающие:
- способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);
- развивать наблюдательность, культуру речи;
- развивать творческое мышление и образное воображение, познавательные возможности
ребенка.
Воспитательные:
- воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость, сдержанность, трудолюбие,
положительное отношение к процессу письма;
- прививать любовь к русскому языку, литературе, желание успешно учиться;
- формировать умение работать в команде.
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на
развитие:
- творческого подхода к деятельности;
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления.
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
- объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- репродуктивный метод,
- метод стимулирования и мотивации,
- метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- метод создания ситуации успеха,
- методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;

- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятиях.
Наглядные пособия:
- иллюстрации;
- демонстрация выполнения задания на классной доске;
- модели, образцы работ.
Дидактическое обеспечение:
- листы прописей;
- карточки заданий.
Планируемые результаты
Модуль 2. «Пишем красиво»
Учащиеся знают:
- виды соединений букв в слогах, словах;
- алгоритмы безотрывного начертания букв и их соединений;
- название и формы 9-ти основных зрительных элементов;
- методы и приёмы каллиграфической творческой деятельности в основном учебном
процессе и повседневной жизни;
- традиционные и современные материалы для каллиграфического творчества, письма;
- способы поиска нужной информации для выполнения каллиграфической задачи с
использованием дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том
числе контролируемом пространстве Интернет.
Учащиеся умеют:
- каллиграфически правильно писать на доске и в тетрадях (в узкую и широкую линейку)
все буквы русского курсивного письма, соблюдая одинаковую высоту, ширину и правильный
угол наклона при письме под диктовку;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных
работ;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- совершенствовать навыки каллиграфической деятельности.
Личностные результаты:
- трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
- ответственность за произнесённое и написанное слово;
- проявление познавательной инициативы;
- развитие образного мышления, воображения, интеллекта, фантазии, творческих
способностей;
- самовыражение, целеустремленность в достижении поставленной цели, уважение к
творчеству других;
- уважение и ценностное отношение к своей Родине, через изучение традиций
отечественной культуры.

Учебно-тематический план
Модуль 1. «Пишем красиво»
№
п/п

Количество часов
Название темы

всего

теория

практика

1.

Сравнительные характеристики элементов букв С, О, Э

1

1

2.

Сравнительные характеристики элементов букв И, Й, Ш, Ц, Щ

1

1

3.

Сравнительные характеристики элементов букв Г, Р, П, Т

1

1

4.

Сравнительные характеристики элементов букв А, Л, М, Я

1

1

5.

Сравнительные характеристики элементов букв З, Е, Ё

1

1

6.

Сравнительные характеристики элементов букв Д, Ю, Ф, В, Б

1

1

7.

Сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж

1

1

8.

Сравнительные характеристики элементов букв У, Ч

1

1

9.

Работа по клеточкам. Орнамент

1

1

10.

Сравнительные характеристики элементов букв Н, К.

1

1

11.

Сравнительные характеристики элементов букв Ы, Ь, Ъ

1

1

12.

Рисование с использованием элементов букв. Весёлая азбука

2

13.

Выявление уровня подготовленности руки к письму

1

1

14.

Упражнение в письме под диктовку

1

1

15.

Списывание с печатного текста, под диктовку

2

2

16.

Творческая работа. Изготовление поздравительной открытки.

2

1

1

1

1

17.

Оформление выставки работ учащихся

1

1

18.

Итоговое занятие. Промежуточная аттестация

1

1

ИТОГО

21

2

19

Календарно-тематический план
Модуль 1. «Пишем красиво»
Месяц
Январь

№
п/п
1.

2.

Название темы

Содержание занятий

Часы Формы
Примечание
контроля
Сравнительные
Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил
1
Беседа
характеристики
написания конкретных букв, соединений с другими
элементов букв С, О, элементами. Подготовка к выполнению заданий для
Э
отработки правильной формы букв С, О, Э. Выявление
начала письма букв и последовательность движения
руки при их записи. Упражнение в написании
изучаемых букв, проговаривание последовательности
движения руки при письме букв. Сравнение
написанных буквы с образцом и оценивание их
начертания. Использование способов соединения
изучаемых букв с элементами и другими буквами,
осознанный подбор элементов для указанных
соединений
Сравнительные
Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил
1
Педагогическое
характеристики
и последовательности написания конкретных букв,
наблюдение,
элементов букв И, Й, соединений с другими элементами. Рассмотрение
беседа
Ш, Ц, Щ
образцов написания заглавных букв с нижними
элементами. Выявление начала письма букв и
последовательность движения руки при их записи.
Упражнение
в
написании
изучаемых
букв,
проговаривание последовательности движения руки
при письме букв. Сравнение написанных буквы с
образцом и оценивание их начертания. Использование
способов соединения изучаемых букв с элементами и

Февраль

3.

4.

другими буквами, осознанный подбор элементов для
указанных соединений. Отработка правильной формы
строчных букв и заглавных букв с нижним элементом
Сравнительные
Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил
характеристики
и последовательности написания букв, соединений с
элементов букв Г, Р, другими элементами. Рассмотрение образцов написания
П, Т
заглавных букв, особенности написания элемента
«шапочка». Выявление начала письма букв и
последовательность движения руки при их записи.
Упражнение
в
написании
изучаемых
букв,
проговаривание последовательности движения руки
при письме букв. Сравнение написанных буквы с
образцом и оценивание их начертания. Использование
способов соединения изучаемых букв с элементами и
другими буквами, осознанный подбор элементов для
указанных соединений. Отработка правильной формы
строчных и заглавных букв Г, Р, П, Т. Написание слов и
предложения под диктовку с опорой на схему.
Списывание напечатанного предложения, действуя по
памятке
Сравнительные
Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил
характеристики
и последовательности написания букв, соединений с
элементов букв А, Л, другими элементами. Рассмотрение образцов написания
М, Я
заглавных и строчных букв. Выявление начала письма
букв и последовательность движения руки при их
записи. Упражнение в написании изучаемых букв,
проговаривание последовательности движения руки
при письме букв. Сравнение написанных буквы с
образцом и оценивание их начертания. Использование
способов соединения изучаемых букв с элементами и
другими буквами, осознанный подбор элементов для
указанных соединений. Отработка правильной формы
строчных и заглавных букв А, Л, М, Я. Написание слов
и предложения под диктовку с опорой на схему.

1

Педагогическое
наблюдение,
беседа

1

Педагогическое
наблюдение,
беседа

5.

6.

Списывание напечатанного предложения, действуя по
памятке
Сравнительные
Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил
характеристики
и последовательности написания букв, соединений с
элементов букв З, Е, другими элементами. Рассмотрение образцов написания
Ё
заглавных и строчных букв. Выявление начала письма
букв и последовательность движения руки при их
записи. Упражнение в написании изучаемых букв,
проговаривание последовательности движения руки
при письме букв. Сравнение написанных буквы с
образцом и оценивание их начертания. Использование
способов соединения изучаемых букв с элементами и
другими буквами, осознанный подбор элементов для
указанных соединений. Отработка правильной формы
строчных и заглавных букв З, Е, Ё. Написание слов и
предложения под диктовку с опорой на схему.
Списывание напечатанного предложения, действуя по
памятке
Сравнительные
Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил
характеристики
и последовательности написания букв, соединений с
элементов букв Д, Ю, другими элементами. Рассмотрение образцов написания
Ф, В, Б
заглавных и строчных букв. Выявление начала письма
букв и последовательность движения руки при их
записи. Упражнение в написании изучаемых букв,
проговаривание последовательности движения руки
при письме букв. Сравнение написанных буквы с
образцом и оценивание их начертания. Использование
способов соединения изучаемых букв с элементами и
другими буквами, осознанный подбор элементов для
указанных соединений. Отработка правильной формы
строчных и заглавных букв Д, Ю, Ф, В, Б. Написание
слов и предложения под диктовку с опорой на схему.
Списывание напечатанного предложения, действуя по
памятке

1

Педагогическое
наблюдение,
беседа

1

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Март

7.

8.

9.

Сравнительные
характеристики
элементов букв Х, Ж

Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил
и последовательности написания букв, соединений с
другими элементами. Рассмотрение образцов написания
заглавных и строчных букв. Выявление начала письма
букв и последовательность движения руки при их
записи. Упражнение в написании изучаемых букв,
проговаривание последовательности движения руки
при письме букв. Сравнение написанных буквы с
образцом и оценивание их начертания. Использование
способов соединения изучаемых букв с элементами и
другими буквами, осознанный подбор элементов для
указанных соединений. Отработка правильной формы
строчных и заглавных букв Х, Ж. Написание слов и
предложения под диктовку с опорой на схему.
Списывание напечатанного предложения, действуя по
памятке
Сравнительные
Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил
характеристики
и последовательности написания букв, соединений с
элементов букв У, Ч
другими элементами. Рассмотрение образцов написания
заглавных и строчных букв. Выявление начала письма
букв и последовательность движения руки при их
записи. Упражнение в написании изучаемых букв,
проговаривание последовательности движения руки
при письме букв. Сравнение написанных буквы с
образцом и оценивание их начертания. Использование
способов соединения изучаемых букв с элементами и
другими буквами, осознанный подбор элементов для
указанных соединений. Отработка правильной формы
строчных и заглавных букв У, Ч. Написание слов и
предложения под диктовку с опорой на схему.
Списывание напечатанного предложения, действуя по
памятке
Работа по клеточкам. Понятие ритма в графике, правила выполнения
Орнамент
орнамента. Формирование графических навыков,

1

Педагогическое
наблюдение,
беседа

1

Педагогическое
наблюдение,
беседа

1

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Апрель

10.

11.

пространственных отношений. Контроль и оценивание
каллиграфической стороны работы
Сравнительные
Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил
характеристики
и последовательности написания букв, соединений с
элементов букв Н, К. другими элементами. Рассмотрение образцов написания
заглавных и строчных букв. Выявление начала письма
букв и последовательность движения руки при их
записи. Упражнение в написании изучаемых букв,
проговаривание последовательности движения руки
при письме букв. Сравнение написанных буквы с
образцом и оценивание их начертания. Использование
способов соединения изучаемых букв с элементами и
другими буквами, осознанный подбор элементов для
указанных соединений. Отработка правильной формы
строчных и заглавных букв Н, К. Написание слов и
предложения под диктовку с опорой на схему.
Списывание напечатанного предложения, действуя по
памятке
Сравнительные
Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил
характеристики
и последовательности написания букв, соединений с
элементов букв Ы, Ь, другими элементами. Рассмотрение образцов написания
Ъ
заглавных и строчных букв. Выявление начала письма
букв и последовательность движения руки при их
записи. Упражнение в написании изучаемых букв,
проговаривание последовательности движения руки
при письме букв. Сравнение написанных буквы с
образцом и оценивание их начертания. Использование
способов соединения изучаемых букв с элементами и
другими буквами, осознанный подбор элементов для
указанных соединений. Отработка правильной формы
строчных и заглавных букв Ы, Ь, Ъ. Написание слов и
предложения под диктовку с опорой на схему.
Списывание напечатанного предложения, действуя по
памятке

1

Педагогическое
наблюдение,
беседа

1

Педагогическое
наблюдение,
беседа

12.

Рисование
с
использованием
элементов
букв.
Весёлая азбука

13.
Май

14.

Выявление
уровня
подготовленности
руки к письму

15.

Упражнение в письме
под диктовку

16.

Списывание
с
печатного текста, под
диктовку

Рассматривание образцов, инструктаж к выполнению
творческой работы.
Выполнение упражнений в написании изученных букв,
их соединений. Работа на печатных основах прописей.
Сравнение и оценивание начертания изображений.
Самостоятельная работа по созданию изображений,
осознанный подбор и использование разных элементов
букв в своих изображениях
Проведение пальчиковой гимнастики, выполнение
тренировочных упражнений в каллиграфическом
письме по образцам в Прописях. Выявление начала
письма букв и последовательность движения руки при
их записи. Упражнение в написании изучаемых букв,
проговаривание последовательности движения руки
при письме букв, выполнение проблемных заданий,
отработка плавности и ритмичности письма.
Оценивание выполнения работы с точки зрения
каллиграфии и правильности письма, исправление
графических недочетов
Проведение пальчиковой гимнастики, выполнение
тренировочных упражнений в каллиграфическом
письме под диктовку. Соблюдение правил посадки,
контроль положения ручки в руке, ориентирование в
разлиновке тетради, планирование движение руки при
письме и сознательное выполнение их, отработка
плавности и ритмичности письма, контроль написания
элементов и оценивание результата, исправление
графических недочетов
Проведение пальчиковой гимнастики. Письмо под
диктовку,
регулирование
своих
действий
в
соответствии с принятой технологией. Оценивание
выполнения работы с точки зрения каллиграфии и
правильности письма

1

Педагогическое
наблюдение,
беседа

1

Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа

1

1

Педагогическое
наблюдение,
беседа

1

Педагогическое
наблюдение,
беседа

17.

Июнь

18.

19.

20.

21.

Итого

Письмо под диктовку, регулирование своих действий в
соответствии с принятой технологией. Оценивание
выполнения работы с точки зрения каллиграфии и
правильности письма
Творческая работа. Основы
проектирования,
алгоритм
работы,
Изготовление
необходимые для работы материалы и принадлежности.
поздравительной
Ознакомление с различными видами шрифтов,
открытки.
декоративная роль шрифта.
Творческая самостоятельная работа с элементами
моделирования, рисования, штриховки и надписей,
определение алгоритма работы, выполнение эскиза
открытки, изготовление открытки, написания текста
поздравления
правильным
и
красивым
каллиграфическим почерком, украшение открытки,
подготовка работы для выставки
Подготовка работ учащихся для выставки, организация
работ и оформление выставки детских работ

Оформление
выставки
учащихся
Итоговое
занятие. Обобщение знаний по программе, написание итоговой
Промежуточная
работы по чистописанию, списывание текста без
аттестация
ошибок с письменного и печатного шрифтов; грамотное
оформление на письме предложения

Педагогическое
наблюдение,
беседа
1

Педагогическое
наблюдение,
беседа

1

Педагогическое
наблюдение,
беседа

1

Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа

1

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».