Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Искусство каллиграфии» Модуль 2 «Пишем красиво» Возраст учащихся: 7 -11 лет Срок реализации модуля: 5 месяцев Составитель программы: Байнова А.В., педагог дополнительного образования г. Березовский Пояснительная записка Рабочая программа является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Искусство каллиграфии» и представляет собой календарнотематическое планирование модуля по текущему году обучения. Модуль 2 «Пишем красиво» предполагает: - изучение характеристик изучаемых букв, рассмотрение правил написания конкретных букв, соединений с другими элементами; - развитие мелкой моторики рук путем составления орнаментов, узоров и т.п.; - упражнение в письме под диктовку, списывание с печатного текста; - выполнение творческих работ. Срок освоения первого модуля – 5 месяцев. Цель и задачи модуля программы Цель: формирование основ осознанного правильного предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом. каллиграфического письма, Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Обучающие: - учить писать быстро, правильно, красиво; - формировать умение проводить графический анализ буквы; - научить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Развивающие: - способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение); - развивать наблюдательность, культуру речи; - развивать творческое мышление и образное воображение, познавательные возможности ребенка. Воспитательные: - воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость, сдержанность, трудолюбие, положительное отношение к процессу письма; - прививать любовь к русскому языку, литературе, желание успешно учиться; - формировать умение работать в команде. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - объяснительно-иллюстративный, наглядный, - репродуктивный метод, - метод стимулирования и мотивации, - метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - метод создания ситуации успеха, - методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: - иллюстрации; - демонстрация выполнения задания на классной доске; - модели, образцы работ. Дидактическое обеспечение: - листы прописей; - карточки заданий. Планируемые результаты Модуль 2. «Пишем красиво» Учащиеся знают: - виды соединений букв в слогах, словах; - алгоритмы безотрывного начертания букв и их соединений; - название и формы 9-ти основных зрительных элементов; - методы и приёмы каллиграфической творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни; - традиционные и современные материалы для каллиграфического творчества, письма; - способы поиска нужной информации для выполнения каллиграфической задачи с использованием дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет. Учащиеся умеют: - каллиграфически правильно писать на доске и в тетрадях (в узкую и широкую линейку) все буквы русского курсивного письма, соблюдая одинаковую высоту, ширину и правильный угол наклона при письме под диктовку; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи; - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; - использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, классификацию по разным критериям; - совершенствовать навыки каллиграфической деятельности. Личностные результаты: - трудолюбие, аккуратность, усидчивость; - ответственность за произнесённое и написанное слово; - проявление познавательной инициативы; - развитие образного мышления, воображения, интеллекта, фантазии, творческих способностей; - самовыражение, целеустремленность в достижении поставленной цели, уважение к творчеству других; - уважение и ценностное отношение к своей Родине, через изучение традиций отечественной культуры. Учебно-тематический план Модуль 1. «Пишем красиво» № п/п Количество часов Название темы всего теория практика 1. Сравнительные характеристики элементов букв С, О, Э 1 1 2. Сравнительные характеристики элементов букв И, Й, Ш, Ц, Щ 1 1 3. Сравнительные характеристики элементов букв Г, Р, П, Т 1 1 4. Сравнительные характеристики элементов букв А, Л, М, Я 1 1 5. Сравнительные характеристики элементов букв З, Е, Ё 1 1 6. Сравнительные характеристики элементов букв Д, Ю, Ф, В, Б 1 1 7. Сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж 1 1 8. Сравнительные характеристики элементов букв У, Ч 1 1 9. Работа по клеточкам. Орнамент 1 1 10. Сравнительные характеристики элементов букв Н, К. 1 1 11. Сравнительные характеристики элементов букв Ы, Ь, Ъ 1 1 12. Рисование с использованием элементов букв. Весёлая азбука 2 13. Выявление уровня подготовленности руки к письму 1 1 14. Упражнение в письме под диктовку 1 1 15. Списывание с печатного текста, под диктовку 2 2 16. Творческая работа. Изготовление поздравительной открытки. 2 1 1 1 1 17. Оформление выставки работ учащихся 1 1 18. Итоговое занятие. Промежуточная аттестация 1 1 ИТОГО 21 2 19 Календарно-тематический план Модуль 1. «Пишем красиво» Месяц Январь № п/п 1. 2. Название темы Содержание занятий Часы Формы Примечание контроля Сравнительные Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил 1 Беседа характеристики написания конкретных букв, соединений с другими элементов букв С, О, элементами. Подготовка к выполнению заданий для Э отработки правильной формы букв С, О, Э. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений Сравнительные Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил 1 Педагогическое характеристики и последовательности написания конкретных букв, наблюдение, элементов букв И, Й, соединений с другими элементами. Рассмотрение беседа Ш, Ц, Щ образцов написания заглавных букв с нижними элементами. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и Февраль 3. 4. другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Отработка правильной формы строчных букв и заглавных букв с нижним элементом Сравнительные Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил характеристики и последовательности написания букв, соединений с элементов букв Г, Р, другими элементами. Рассмотрение образцов написания П, Т заглавных букв, особенности написания элемента «шапочка». Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Отработка правильной формы строчных и заглавных букв Г, Р, П, Т. Написание слов и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывание напечатанного предложения, действуя по памятке Сравнительные Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил характеристики и последовательности написания букв, соединений с элементов букв А, Л, другими элементами. Рассмотрение образцов написания М, Я заглавных и строчных букв. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Отработка правильной формы строчных и заглавных букв А, Л, М, Я. Написание слов и предложения под диктовку с опорой на схему. 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа 5. 6. Списывание напечатанного предложения, действуя по памятке Сравнительные Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил характеристики и последовательности написания букв, соединений с элементов букв З, Е, другими элементами. Рассмотрение образцов написания Ё заглавных и строчных букв. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Отработка правильной формы строчных и заглавных букв З, Е, Ё. Написание слов и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывание напечатанного предложения, действуя по памятке Сравнительные Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил характеристики и последовательности написания букв, соединений с элементов букв Д, Ю, другими элементами. Рассмотрение образцов написания Ф, В, Б заглавных и строчных букв. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Отработка правильной формы строчных и заглавных букв Д, Ю, Ф, В, Б. Написание слов и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывание напечатанного предложения, действуя по памятке 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа Март 7. 8. 9. Сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил и последовательности написания букв, соединений с другими элементами. Рассмотрение образцов написания заглавных и строчных букв. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Отработка правильной формы строчных и заглавных букв Х, Ж. Написание слов и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывание напечатанного предложения, действуя по памятке Сравнительные Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил характеристики и последовательности написания букв, соединений с элементов букв У, Ч другими элементами. Рассмотрение образцов написания заглавных и строчных букв. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Отработка правильной формы строчных и заглавных букв У, Ч. Написание слов и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывание напечатанного предложения, действуя по памятке Работа по клеточкам. Понятие ритма в графике, правила выполнения Орнамент орнамента. Формирование графических навыков, 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа Апрель 10. 11. пространственных отношений. Контроль и оценивание каллиграфической стороны работы Сравнительные Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил характеристики и последовательности написания букв, соединений с элементов букв Н, К. другими элементами. Рассмотрение образцов написания заглавных и строчных букв. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Отработка правильной формы строчных и заглавных букв Н, К. Написание слов и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывание напечатанного предложения, действуя по памятке Сравнительные Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил характеристики и последовательности написания букв, соединений с элементов букв Ы, Ь, другими элементами. Рассмотрение образцов написания Ъ заглавных и строчных букв. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Отработка правильной формы строчных и заглавных букв Ы, Ь, Ъ. Написание слов и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывание напечатанного предложения, действуя по памятке 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа 12. Рисование с использованием элементов букв. Весёлая азбука 13. Май 14. Выявление уровня подготовленности руки к письму 15. Упражнение в письме под диктовку 16. Списывание с печатного текста, под диктовку Рассматривание образцов, инструктаж к выполнению творческой работы. Выполнение упражнений в написании изученных букв, их соединений. Работа на печатных основах прописей. Сравнение и оценивание начертания изображений. Самостоятельная работа по созданию изображений, осознанный подбор и использование разных элементов букв в своих изображениях Проведение пальчиковой гимнастики, выполнение тренировочных упражнений в каллиграфическом письме по образцам в Прописях. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв, выполнение проблемных заданий, отработка плавности и ритмичности письма. Оценивание выполнения работы с точки зрения каллиграфии и правильности письма, исправление графических недочетов Проведение пальчиковой гимнастики, выполнение тренировочных упражнений в каллиграфическом письме под диктовку. Соблюдение правил посадки, контроль положения ручки в руке, ориентирование в разлиновке тетради, планирование движение руки при письме и сознательное выполнение их, отработка плавности и ритмичности письма, контроль написания элементов и оценивание результата, исправление графических недочетов Проведение пальчиковой гимнастики. Письмо под диктовку, регулирование своих действий в соответствии с принятой технологией. Оценивание выполнения работы с точки зрения каллиграфии и правильности письма 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа 1 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа 17. Июнь 18. 19. 20. 21. Итого Письмо под диктовку, регулирование своих действий в соответствии с принятой технологией. Оценивание выполнения работы с точки зрения каллиграфии и правильности письма Творческая работа. Основы проектирования, алгоритм работы, Изготовление необходимые для работы материалы и принадлежности. поздравительной Ознакомление с различными видами шрифтов, открытки. декоративная роль шрифта. Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования, рисования, штриховки и надписей, определение алгоритма работы, выполнение эскиза открытки, изготовление открытки, написания текста поздравления правильным и красивым каллиграфическим почерком, украшение открытки, подготовка работы для выставки Подготовка работ учащихся для выставки, организация работ и оформление выставки детских работ Оформление выставки учащихся Итоговое занятие. Обобщение знаний по программе, написание итоговой Промежуточная работы по чистописанию, списывание текста без аттестация ошибок с письменного и печатного шрифтов; грамотное оформление на письме предложения Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа 1 21