модуль1

Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной̆ общеобразовательной̆
общеразвивающей программе «Театральный сундучок» является частью дополнительной̆
общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения.
Модуль рассчитан на 4 года обучения.
Модуль 1. «Основы театральной культуры» способствует приобретению знаний о
театре. Знакомит учащихся с законами сцены, основами актерского мастерства и
ориентирована на развитие навыков культуры речи, пластики движений.
Цель: Выявление артистических способностей, раскрытие коммуникативных
умений и навыков у детей через вовлечение их в театральную деятельность.
Задачи модуля
Обучающие:
• Постановка правильного сценического дыхания;
• Развитие мимики, разработка мимических мышц лица;
• Получение навыков эмоционального окрашивания реплик.
Развивающие:
• Обучение детей работе с голосом, раскрытие его возможностей;
• Улучшение дикции, работа над правильной и выразительной речью.
Воспитательные:
• Развитие общей культуры речи.
Планируемые результаты освоения учащимися I модуля
Обучающие:
• Значение понятий «театр», «артикуляция», «дикция», «мимика», «эмоции»,
«внимание»;
• Устройство и значение в работе актёра дыхательного, голосового и речевого
аппаратов, а также артикуляционных мышц лица;
• Упражнения для разминки речевого аппарата;
• Упражнения для правильной подачи звука.
Развивающие:
• Правильно использовать дыхательный и голосовой аппараты для получения
оптимального звука во время работы на сцене;
• Правильно и уверенно произносить реплики на сцене;
• Пластичность как способ показа эмоций.
Воспитательные:
• Чётко и правильно произносить слова, а также их сложные сочетания;
• Самостоятельно осуществлять расстановку смысловых ударений в предложениях;
• Эмоционально окрашивать различными способами любые слова, словосочетания,
предложения, монологи.
• Эмоционально – образный показ(сцена)
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
- Объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- Репродуктивный метод,
- Метод стимулирования и мотивации,
- Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- Метод создания ситуации успеха,

- Методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятиях.
Наглядные пособия:
- театрально – игровой материал
Дидактическое обеспечение:
- иллюстрации по сказкам
- картинки «Эмоции»
- книжные издания
Особенностью обучения, используемых на занятиях, является индивидуальный
подход:
- творческий подход к деятельности;
- потребность в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельность мышления;

Первый год обучения
Учебно – тематический план
№

Первый год обучения
Название темы
Количество часов
общее

теория

практика

1.

Речевая деятельность

9

5

4

2.

Сценическая речь

8

4

4

3.

9

4

5

4.

Эмоционально-образное
развитие
Ритмопластика

6

3

3

5.

Промежуточная аттестация

2

1

3

34

15

19

Календарно - тематическое планирование
Месяц

Тема

Сентябрь «Речевая
деятельность»

Часы

1

Содержание

Формы
контроля

Первое посещение детьми
Диалог, беседа
театральной комнаты (зала) в
новом учебном году (беседа).
Освоение значений слов и их
уместное употребление в
соответствии с ситуацией.

Сентябрь «Сценическая речь» 1

Беседа о правилах гигиены
Игры, диалог
голоса. Изображение эмоций
используя голос. Игра
«Назови ласково соседа».
Вопросы к детям.
Творческое задание.

Сентябрь «Сценическая речь» 2

Тренировка мышц
Этюды,
дыхательного аппарата.,
импровизация
сознательного управления
речеголосовым аппаратом
при произношении. Игра
«Театральная разминка».
Конкурс на лучшую
драматизацию сказки
«Курочка Ряба».
Особенности Внимания.
Игры,этюды
Образ на сцене. Комплекс
упражнений на практическое

Сентябрь «Эмоционально – 2
образное развитие»

Примеча
ние

Сентябрь «Ритмопластика»» 1

Октябрь

«Ритмопластика»

1

Октябрь

«Речевая
деятельность»

2

Октябрь

«Эмоционально – 2
образное развитие»

Октябрь

«Сценическая речь» 1

Октябрь

«Ритмопластика»

1

знакомство с действием в
условиях вымысла. Игры на
выразительность жестов,
мимики, голоса.
Пластичность. Связь с телом.
Пантомимическая игра.
Введение понятия
«пантомима».
Творческая игра «Что это за
сказка?»
Повторение и закрепление
понятия «пантомима»,
Игра-инсценировка с
помощью пальчиков.
Речь как средство общения и
культуры. Упражнения на
снятие
мышечных
и
психологических
зажимов
(упражнения
«Расслабляющий массаж»,
«Марионетки», и т.д.).
Игра-загадка «Узнай, кто
это?»
Знакомство со сказкой В.
Бианки «Теремок».
Комплекс упражнений на
практическое знакомство с
действием в условиях
вымысла: действие с
реальными предметами в
вымышленных
обстоятельствах; действие с
воображаемыми предметами.
Пересказ сказки В. Бианки
«Теремок»
детьми по частям.
Упражнения-этюды,
отражающие образы
персонажей сказки и
предметов. Тренировка
мышц дыхательного
аппарата., сознательного
управления речеголосовым
аппаратом при
произношении.
Пластический тренинг.
прыжковые упражнения с
разнообразными
движениями различных
частей тела.Релаксация.
Пластические этюды. Игра
«Угадай героя».

Этюды,
инсценировки,
диалог,
импровизация.

Инсценировка
сказки

Игры,этюды

Ноябрь

«Сценическая речь» 2

Ноябрь

«Речевая
деятельность»

Ноябрь

«Сценическая речь» 2

Ноябрь

«Ритмопластика»

Ноябрь
Декабрь

«Эмоционально – 2
образное развитие»

1

1

Драматизация сказки.
Вводная беседа.
Отработка навыка
правильного дыхания
(упражнения «Кубик»,
«Разминка» и т.д.).
Объяснение понятия
«интонация»
Погружение в сказочную
ситуацию.
Введение понятия
«скороговорка».
Игра-упражнение «Едем на
паровозе».
Повторение понятия
«скороговорка».
Игра «Едем на поезде».
Введение понятия «рифма».
Дидактическая игра
«Придумай рифму».
Придумывание
стихотворения с детьми с
помощью педагога.
Вводная беседа.
Знакомство со сказкой Я.
Тенясова «Хвостатый
хвастунишка». Пластический
тренинг. прыжковые
упражнения с
разнообразными
движениями различных
частей тела. Пластические
этюды. Сценическое
движение.
Мизансцена.
Особенности
сценического
внимания.
Сценическое действие
Беседа по содержанию
сказки.

Диалог,
игры,этюды

Этюды,
инсценировки,
диалоги,
импровизация.
Этюды,
инсценировки,
диалоги,
импровизация.

Этюды,
инсценировки,
диалоги

Этюды,
инсценировки,
диалоги,
импровизация

Слушание сказки с
музыкальными фрагментами.
Рассматривание
иллюстраций к сказке.
Характеристика персонажей
сказки.
Декабрь

«Речевая
деятельность»

2

Погружение в сказку.
Пантомимические
упражнения. Беседа о
прочитанном произведении,

Этюды,
инсценировки

игры на основе
литературного произведения.
Интонационные упражнения.
Отгадывание загадок.
Упражнения у зеркала
«Изобрази настроение».
Артикуляционная
гимнастика: упражнения на
мимику, гимнастика,
тренировка мышц языка,
нижней челюсти упражнения
для губ «Что случилось?»,
«Часы», «Качели»;
упражнения для языка:
«Футбол», «Лопата».
Драматизация сказки.
Заключительный танец.
Освоение значений слов и их
уместное употребление в
соответствии с ситуацией.
Эмоциональное развитие.

Декабрь

«Сценическая речь» 1

Декабрь

«Речевая
деятельность»

Декабрь

«Сценическая речь» 1

Упражнения
по Игры, диалог
скороговоркам
и
чистоговоркам. Разучивание
простых скороговорок с
постепенным
увеличение
темпа («От топота копыт»,
«Заклинание»,
«Бык
тупогуб», «Медведь в лесу»,
и т.д.).
Беседа о правилах гигиены
голоса. Изображение эмоций
используя голос. Игра
«Назови ласково соседа».
Вопросы к детям.
Творческое задание.

Январь

«Ритмопластика»

Январь

«Эмоционально – 2
образное развитие»

Пластическая разминка.
Этюды,
Комплекс общеразвивающих импровизация
упражнений (разминка
плечевого пояса: «Ветряная
мельница», «Миксер»,
«Пружина», «Кошка лезет на
забор», «Гуттаперчевый
мальчик, «Шарниры» и т.д.).
Упражнения
и
этюды, Игры,этюды
развивающие
способности
отвечать
на
изменения
условий вымысла. Комплекс
упражнений на практическое

2

1

Этюды,
инсценировки,
диалоги,
импровизация.

Диалог, беседа

Январь

«Речевая
деятельность»

1

Январь

«Ритмопластика»

1

Январь
Февраль

«Эмоционально – 1
образное развитие»

знакомство с действием в
условиях вымысла. Игры на
выразительность
жестов,
мимики, голоса.
Разучивание
простых Игры, диалог
скороговорок с постепенным
увеличение
темпа
(«От
топота
копыт»,
«Заклинание»).Игра «Назови
ласково соседа».Вопросы к
детям.Творческое задание.
Пластическая
разминка. Этюды,
Комплекс общеразвивающих импровизация
упражнений
(разминка
плечевого пояса: «Ветряная
мельница»,
«Миксер»,
«Пружина», «Кошка лезет на
забор»,
«Гуттаперчевый
мальчик, «Шарниры» и т.д.).
Упражнения
и
этюды, Игры,этюды
развивающие
способности
отвечать
на
изменения
условий вымысла. Комплекс
упражнений на практическое
знакомство с действием в
условиях вымысла. Игры на
выразительность
жестов,
мимики, голоса.
Второй год обучения
Учебно – тематический план
Второй год обучения

№
Название темы

Количество часов
общее

теория

практика

1.

Речевая деятельность

6

3

3

2.

Сценическая речь

6

2

4

3.

Эмоционально-образное
развитие
Ритмопластика

6

3

3

9

6

4

Промежуточная
аттестация

3

1

3

30

13

17

4.
5.

Месяц
Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь
Октябрь

Календарно – тематическое планирование
Тема
Часы
Содержание
Формы
контроля
«Речевая
1
История развития
Диалог
деятельность»
театра. Беседа о роли
театральной
деятельности в
жизни человека.
«Сценическая
1
Интонационная
Этюды
речь»
выразительность.
Установка
правильного дыхания.
Развитие внимания,
наблюдательности,
воображения детей.
«Эмоционально – 2
Эмоции
в
театре. Этюды, беседа
образное
Особенности
развитие»
сценического
внимания.
Развитие внимания,
памяти, образного
мышления детей.
«Речевая
1
Развитие речи,
Этюды,
деятельность»
отгадывание загадок, инсценировки
имитационные
упражнения.
2
Развитие правильного Игры,беседа,
«Сценическая
речевого дыхания;
этюды
речь»
совершенствование
двигательных
способностей,
пластической
выразительности.
«Ритмопластика» 2
Пластическая
Инсценировка,
разминка. Комплекс
импровизация
общеразвивающих
упражнений (разминка
плечевого пояса:
«Ветряная мельница»,
«Миксер»,
«Пружина», «Кошка
лезет на забор»,
«Гуттаперчевый
мальчик, «Шарниры»
и т.д.). Комплекс
упражнений на
ориентировку в
пространстве с
элементами пластики
(«Ветер», «Ветряная
мельница», «Змея» и
т.д.).Чтение сказки В.

Примечание

Сутеева «Яблоко»;
беседа по
содержанию,
мимические этюды.
Октябрь

«Сценическая
речь»

1

Комплекс упражнений Этюды, игры
на практическое
знакомство с
действием в условиях
вымысла: действие с
реальными
предметами в
вымышленных
обстоятельствах
Развитие действия с
воображаемыми
предметами, умение
действовать
согласовано.

Октябрь

«Речевая
деятельность»

2

Формирование четкой,
грамотной речи,
совершенствование
умения создавать
образы с
помощью мимики и
жестов.
Эмоции
в
театре. Особенности
сценического
внимания.
Беседа о дружбе и
доброте; этюды на
выразительность
движений; этюды на
выражение основных
эмоций.
Пластичность. Связь с
телом. Пластика как
выразительное
средство.
Драматизация сказки
В.Сутеева «Яблоко».
Пляски героев.
Упражнения и этюды,
развивающие
способности отвечать
на изменения условий
вымысла. Развитие
воображения и
фантазии;; продолжать
создавать образы с

Октябрь

1
«Эмоционально –
образное
развитие»

Октябрь

«Ритмопластика» 2

Ноябрь

«Эмоционально – 2
образное
развитие»

Этюды,
инсценировки,
диалоги.

Этюды,
инсценировки,
диалоги.

Этюды

Ноябрь

«Речевая
деятельность

1

Ноябрь

«Сценическая
речь»

1

Ноябрь

«Ритмопластика» 2

Декабрь

«Эмоционально – 1
образное
развитие»

помощью
выразительных
движений.
Развитие у детей
творческого
воображения.
Активный словарь.
Эмоциональное
развитие.
Театрализованные
игры, игры на основе
литературных
произведений.
Последовательно
излагать мысли по
ходу
сюжета,
совершенствовать
навыки групповой
работы
Упражнения на
укрепление мышц,
участвующих в
речевом процессе.
Упражнения на снятие
мышечных и
психологических
зажимов (упражнения
«Марионетка»,
«Расслабляющий
массаж», «Железное
тело»,
«Шалтайболтай» и т.д.).Чтение
сказки В. Катаева
«Дудочка и
кувшинчик»; беседа по
содержанию.
.). Пластический
тренинг. прыжковые
упражнения с
разнообразными
движениями
различных частей
тела. Релаксация.
Пластичность. Связь с
телом. Пластика как
выразительное
средство.
Упражнения и этюды,
развивающие
способности отвечать
на изменения условий

Этюды,
инсценировки,
диалоги,
импровизация.

Этюды,
инсценировки,
импровизация.

Этюды,
инсценировки,
диалоги.

Этюды

вымысла. Развитие
воображения и
фантазии.
Драматургия как часть
одного целого. Речь
как средство общения
и культуры. Активный
словарь.
Эмоциональное
развитие.
Театрализованные
игры, игры на основе
литературных
произведений.

Декабрь

«Речевая
деятельность»

1

Этюды,
инсценировки,
диалоги,
импровизация.

Декабрь

«Сценическая
речь»

1

Упражнения на
Этюды,
укрепление мышц,
инсценировки,
участвующих в
импровизация.
речевом процессе.
Упражнения на снятие
мышечных и
психологических
зажимов (упражнения
«Марионетка»,
«Расслабляющий
массаж», «Железное
тело»,
«Шалтайболтай» и т.д.).

Декабрь

«Речевая
деятельность»

1

Эмоциональное
развитие.
Театрализованные
игры, игры на основе
литературных
произведений.

Декабрь
Январь

«Ритмопластика» 3

Этюды,
инсценировки

Пластический тренинг. Этюды,
прыжковые
инсценировки,
упражнения с
диалоги.
разнообразными
движениями
различных частей
тела. Релаксация.
Пластичность. Связь с
телом. Пластика как
выразительное
средство. Комплекс
упражнений на
напряжение и
расслабление мышц
живота, спины, на
выпрямление

позвоночника
(«Эйфелева башня»,
«Толстый и тонкий»,
«Кощей Бессмертный
» и т.д.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».