Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный конструктор» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль II «Я создаю», предполагает участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных знаний; расширяет и применяет на практике материал стартового уровня. Этот уровень несколько увеличивает объем практической работы, помогает глубже понять основной материал, умение решать проблемные ситуации в рамках программы. Цель - развитие способностей к наглядному моделированию, планированию создания совместной модели, интереса к моделированию и конструированию, к техническому творчеству. Развитие познавательной активности обучающих, диалогической и монологической речи. Задачи модуля Обучающие: закрепить умение работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности; закрепить умение выделять, называть, классифицировать разные объемные геометрические тела/ кирпичики. научить создавать сюжетные композиции в процессе конструирования. Развивающие: научить видеть образ и соотносить его с деталями конструктора; научить использовать различные приемы создания конструкции, соединять и комбинировать детали в процессе конструктивной деятельности; научить создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с различными материалами, а также преобразовывать предлагаемые заготовки; продолжить формирование чувства формы при создании конструкций; способствовать овладению композиционными закономерностями: масштаб, пропорция, пластика, объем, фактура, динамика/статика; продолжать развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения, внимания, памяти; закрепить конструктивные умения: располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять их, соотносить постройки со схемами, подбирать адекватные приемы соединения; включить в словарь ребенка специальные понятия: «пропорция», «масштаб», «фактура», «пластика»; развивать умение руководствоваться словесными инструкциями педагога в процессе упражнений. Воспитательные: формировать интерес к конструированию и конструктивному творчеству; развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и постройкам других; выработать аккуратность при работе с конструкторами; сформировать умение совместно работать с детьми и педагогом в процессе создания одной постройки. Планируемые результаты освоения учащимися II модуля «Я создаю» Лего Duplo - Лего Education Образовательные: строительные детали (пластина, кирпичик, колесо, специальные элементы: рамы, двери, оградки) конструктивные свойства строительных деталей (устойчивость, форма, величина) Развивающие: умеют скреплять детали конструктора строить элементарные постройки конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции выделять части разных видов транспорта, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части устанавливать ассоциативные связи анализировать образец постройки самостоятельно изменять постройки соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции строить по образцу строить по схеме уметь рассказывать о постройке оценивать ситуацию (поступки, явления, события) сточки зрения собственных ощущений, отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие называть свои чувства и ощущения Воспитательные: воспитывать самостоятельность, доброжелательное отношение к сверстникам, желание совместно трудиться, реализовывать собственные замыслы. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: Методы и приемы обучения Методы Приёмы Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Информационнорецептивный Обследование Лего деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка. Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. Частичнопоисковый Решение проблемных задач с помощью педагога. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: - тематические картинки или фотографии, готовые образцы из лего конструктора. Второй год обучения Учебно-тематический план № Название темы Количество часов Знакомство с ЛЕГО конструктором Duplo - Лего Education Мой город Домашние животные/птицы Фермер Космодром Транспорт Природный мир Промежуточная аттестация Всего учебных часов: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 всего 2 теория 1 практика 1 4 4 4 4 6 10 2 36 1 1 1 1 1 1 7 3 3 3 3 5 9 2 29 Календарно-тематическое планирование Месяц Дата 09 09 Тема КолСодержание во занят ий №1 2 Знакомство с «Знакомство с ЛЕГО конструктором Лего конструктором Duplo Duplo - Лего Education - Лего Education» путем практического экспериментирования. Изучение, обследование деталейкирпичиков: форма – цвет; название, размер. Игровое упражнение «Найди и покажи» - Формы контроля Беседа/ инструктаж, наблюдение за работой детей на занятиях. Приме чание 09 №2 «Мой город» 4 09 10 10 11 11 12 №3 «Домашние животные/птицы» 4 кирпичик заданной формы, цвета, размера. Постройка по образцу. Рассказать о городе, показ достопримечательнос тей города. Познакомить детей с понятием «Малая Родина». Формировать у детей чувства любви к своему городу. Развитие творческого воображения, закрепление названий деталей, размер, способы соединения деталей. Строительство деревьев по образцу; использование знакомых способов перекрытия при постройке. Формировать восприятие цвета. Строительство скамейки по схеме. Постройка домов. Уточнить знания детей о домашних животных, их детенышей. Игровое упражнение «Кто как кричит?», «Чей ребёнок?». Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память. Строительство собаки по образцу из конструктора. Строительство кошки по образцу из конструктора. Беседа, наблюдение за работой детей на занятиях. Выставка творческих работ. Беседа, наблюдение за работой детей на занятиях. Выставка творческих работ. 12 12 №4 «Фермер» 4 01 01 01 01 №5 «Космодром» 4 Строительство козлика по образцу из конструктора. Познакомить с профессией фермера. Умение находить материал для постройки. Строить большой дом для фермера. Доводить начатое дело до конца. Постройка мельницы по условиям. Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику. Строительство загона для скота. Работать сообща, вместе, обыгрывать постройки. Строительство курятника. Рассказать о первом космонавте, о планетах, о космической технике. Учить детей идентифицировать детали lego, по образцу соединять их в конструктивную модель ракета. Развивать исследовательские навыки в использовании деталей конструктора. Прививать навык коллективной работы. Выработать способность осознанно заменять одни детали другими. Формировать навык в создании конструкции по словесной инструкции, Беседа, наблюдение за работой детей на занятиях. Выставка творческих работ. Беседа, наблюдение за работой детей на занятиях. Выставка творческих работ. 02 02 02 02 №6 «Транспорт» 6 №7 «Природный мир» 10 03 03 03 04 04 04 описанию, условиям, схемам. Строительство лунохода. Строительство инопланетян. Строительство сложной конструкции космический корабль. Знакомство обучающихся с профессиями людей, работающими на разных видах транспорта (в том числе - специальный транспорт). Познакомить с правилами сборки колес, с новыми деталями конструктора Лего: основа машины, полукруг, овал. Развивать навыки конструирования, фантазию. Сборка модели машины по схеме. Умение работать в паре. Развивать навыки конструирования, фантазию. Строительство трактора по схеме, выделяя основные части. Строительство экскаватора по схеме. Строительство корабля по образцу. Строительство вертолёта по образцу. Познакомить детей с цепочками питания как закономерным процессом. Рассказать о зоопарке, профессиях работающих в нем Беседа, наблюдение за работой детей на занятиях. Выставка творческих работ. Беседа, наблюдение за работой детей на занятиях. людей. Строительство Выставка животных и птиц по творческих предложенным работ. схемам, по показу педагога, выделяя части, цвет, форму. Закреплять полученные навыки. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Закреплять представления о природном мире, продолжать учить анализировать. Строительство леса. Строительство цветов. Строительство страуса. Строительство попугая. Строительство зебры. 04 05 05 05 05 05 05 06 06 06 06 №8 «Промежуточная аттестация» 2 Строительство слона. Строительство обезьяны. Строительство верблюда. Строительство динозавра. Выявить уровень Наблюдение развития у учащихся. за работой детей на занятиях.