Модуль1

Пояснительная записка
Рабочая
программа педагога
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Говорящие пальчики» является
частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и
представляет собой календарно - тематическое планирование модулей по текущему году
обучения.
Модуль 1. «Ловкие пальчики» способствует приобретению знаний о приемах и
способах манипуляции предметами, восприятии предметов и материалов, возможности
развития движений пальцев рук и ритмичности движений. Модуль рассчитан на 1 год
обучения.
Цель модуля
Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх,
упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных
задач:
Образовательные:
обучать произвольным координированным движениям пальцев рук, глаз,
гибкости рук, ритмичности, развитию осязательного восприятия (тактильной,
кожной чувствительности пальцев рук);
обучать практическим умениям и навыкам;
обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином, красками.
Развивающие:
развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
совершенствовать движения рук;
развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание,
логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память; - развивать речь
детей.
Воспитательные:
воспитывать в детях усидчивость;
воспитывать
внимательность
к
выполнению
заданий.
способствовать созданию игровых ситуаций;
расширять коммуникативные способности детей.
Планируемые результаты:
Образовательные:
манипулировать мелкими предметами;
согласовывать движения рук со словами пальчиковых игр, потешек ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз»; - изображать пальцами животных,
предметы.
Развивающие:
приемы работы с карандашами, пластилином, красками, бумагой; - простые
способы массажа и самомассажа пальчиками и предметами; - малоподвижные игры
и играет в них.
Воспитательные:
общаются со взрослыми и детьми
проявляют аккуратность в работе
использует речь, как средство общения, связно объясняет свои действия
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является
ориентация на развитие:
творческого подхода к деятельности;
исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;

-

потребности в самообразовании и саморазвитии;
самостоятельности мышления;
умения аргументировать свою позицию

Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
Объяснительно-иллюстративный, наглядный,
Репродуктивный метод,
Метод стимулирования и мотивации
Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
Метод создания ситуации успеха,
Методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
прием актуализации субъективного опыта;
беседы.
При проведении занятий учитываются: дидактические требования к занятию;
психологические требования к занятию;
возрастные особенности учащихся;
гигиенические требования к занятию;
требования к технике безопасности на занятия.
Наглядные пособия:
Дидактическое обеспечение и материалы:
Иллюстрации;
Потешки;
Интеллектуальные игры с мелкими элементами;
Бусы для игр;
Пуговки и шнуровки;
Природный материал (шишки, желуди);
Миски-вкладки;
Игра с крупой;
Песок;
Прищепки;
Бумага;
Бросовый материал (ватные палочки, крышки и т.д.)
Игрушки: мягкие, перчаточные, резиновые.

Учебно-тематический план модуля
Название темы

Количество часов
всего

теория

практика

1.

«Давайте познакомимся»

8

-

8

2.

Пальчикове игры

16

2

14

3.

Игры с предметами

20

3

17

4.

Сложи картинку

7

1

6

5.

Пальчики шагают по тропинке

12

-

12

6.

Массаж рук предметами, пальцами

7

1

6

7.

Малоподвижные (театрализованные) игры

2

1

1

Всего учебных часов

72

8

64

месяц/ дата/ тема
срок
Сентябрь
1 неделя

Давайте,
познакомимся.

Календарно – тематическое планирование
часы
содержание
формы
контроля
8

Познакомиться с ребенком
(спросить, как его зовут и
представиться самому)
Предложить ребенку
поиграть в его игрушку
Предложить игру в другие
игрушки

наблюдение

Познакомиться с ребенком
(спросить, как его зовут и
представиться самому)
Предложить ребенку
поиграть в его игрушку
Предложить игру в другие
игрушки

наблюдение

примеча
ние

Сентябрь
2 неделя

Сентябрь
3 неделя

Сентябрь
4 неделя

Поздороваться с уже
знакомыми детьми и
познакомиться с новыми.
Предложить посмотреть
иллюстрации в книжке.
Рассказать, что
изображено на картинке

наблюдение

Поздороваться с уже
знакомыми детьми и
познакомиться с новыми.
Предложить посмотреть
иллюстрации в книжке.
Рассказать, что
изображено на картинке

наблюдение

Предложить поиграть с
наблюдение
принесенной игрушкой.
Рассказать сказку (потешку,
колыбельную) с помощью
игрушки

Поздороваться с уже
наблюдение
знакомыми детьми и
познакомиться с новыми.
Предложить поиграть с
принесенной игрушкой.
Рассказать сказку (потешку,
колыбельную) с помощью
игрушки
Поздороваться с уже
наблюдение
знакомыми детьми и
познакомиться с новыми.
Поиграть с ребенком в игру
за столом. Рассмотреть
принесенную книгу,
поиграть с ней

Поздороваться с уже
наблюдение
знакомыми детьми и
познакомиться с новыми.
Поиграть с ребенком в игру
за столом. Рассмотреть
принесенную книгу,
поиграть с ней
Октябрь
1 неделя

Октябрь
2 неделя

Пальчиковые игры 1

«Моя семья»

наблюдение

Игры с
предметами

1

наблюдение

Игры с
предметами

1

Размазываем крем по
мисочке. Выравниваем по
кромке мисочки
Игра со шнурком или
ленточкой
«Пошел котик на базар»
проговариваем потешку и
показываем пальчиками
Игра со скотчем или
липучкой

беседа
наблюдение

Игры с предметами 1

Собираем изюм

наблюдение

Игры с предметами 1

Бросаем прищепки

наблюдение

Пальчиковые игры 1

Пляска с пальчиками

наблюдение

Игры с предметами 1

Игра со счетными
палочками

наблюдение

Сложи картинку

Сложить Зайку из двух
частей

наблюдение

Играем с пальчиковыми
куклами: одеваем на палец,
сгибаем и разгибаем
пальцы. Проговариваем,
что делаем
Разминка для ручек:
сжимание- разжимание
пальчиков, поворачиваем
кисть (Шарики –
фонарики)
Помоги щеночку найти
дорожку к домику

наблюдение
беседа

Пальчиковые игры 1
Октябрь
3 неделя

Октябрь
4 неделя

Октябрь
5 неделя

Ноябрь
1 неделя

Игры с предметами 1

1

Пальчиковые игры 1

Пальчиковые игры 1

Ноябрь
2 неделя

Пальчиковые игры 1

наблюдение

наблюдение

наблюдение

наблюдение

Ноябрь
3 неделя

Ноябрь
4 неделя

Декабрь
1 неделя

Массаж рук
предметами,
пальцами
Пальчики шагают
по тропинке

1

Пальчики шагают
по тропинке

1

Игры с
предметами

1

Пальчики шагают
по тропинке

1

Игры с
предметами

1

1

Пальчиковые игры 1
Декабрь
2 неделя

Пальчики шагают
по тропинке

1

Игры с предметами 1
Декабрь
3 неделя

Декабрь
4 неделя

Январь
3 неделя

Январь
4 неделя

Игры с
предметами

1

Пальчики шагают
по тропинке

1

Сложи картинку

1

Игры с
предметами

1

Игры с
предметами

1

Пальчики шагаю
по тропинке

1

Игры с предметами 1

Массаж пальчиков грецким
орехом
(круглым камешком).
Рассматриваем картинку и
изображаем куст малины
собираем ягодки
Изображаем «Черепаху»

наблюдение

Мнем, отрываем кусочки
пластилина, катаем между
ладоней
изображаем пальчиками
Пчелку

наблюдение
беседа

Откручиваем и
закручиваем крышку от
бутылочки

наблюдение

наблюдение
беседа
наблюдение

наблюдение

Круговыми движениями
наблюдение
рук катаем шарики из ваты
изображаем кистями рук
наблюдение
лягушонка: прыгает, сидит
Выкладываем
Снежинку по трафарету из
счетных палочек
Отрываем кусочки бумаги,
засовываем в бутылку,
закручиваем и трясем
бутылку «Снежинки летят»
изображаем Жучка
выполняем движения по
тексту
Собираем пазл из трех
частей: Веселый снеговик.
Человечек
Мелко рвем бумагу, и
укрываем кусочками –
снежинками «Берлогу
Мишке»
Кормим «Колобка»
зернышками

наблюдение

Изображаем Дерево
пальчиками

наблюдение
беседа

на ощупь из мешочка
достаем предмет и
называем его

наблюдение
беседа

контрольное
упражнение
наблюдение
беседа
наблюдение
наблюдение

наблюдение

Январь
5 неделя

Февраль
1 неделя

Пальчики шагают
по тропинке

1

Изображаем пальчиками
«Курочку и цыплят»

наблюдение

Массаж рук
предметами,
пальцами
Пальчики шагают
по тропинке

1

катаем круглый предмет
(мяч, камешек, шарик)

наблюдение

1

Изображаем улитку
пальцами рук,
проговариваем словами
Пальчиками проводим по
лабиринту от белочки до
орешков
Изображаем Сороку
пальчиками

наблюдение

Пальчиковые игры 1
Пальчики шагают
по тропинке

1

Февраль
2 неделя

Пальчики шагаю
по тропинке

1
1

Февраль
3 неделя

Массаж рук
предметами,
пальцами
Пальчики шагают
по тропинке
Сложи картинку

1

Февраль
4 неделя

1

Игры с предметами 1
Пальчиковые игры 1

Март
1 неделя

Игры с предметами 1
Пальчиковые игры 1

Март
2 неделя

Март
3 неделя

Пальчиковые игры 1

наблюдение
беседа
наблюдение

Изображаем ушки Зайчика, наблюдение
выполняем движения по
тексту
Круговыми движениями
наблюдение
массируем ладонь,
пальчики мячом
Изображаем лапки утенка, наблюдение
Клюв утенка
Выкладываем
«Солнышко» из счетных
палочек
Прищепками прицепляем
на веревочку платочки,
носочки и т.д.
Изображаем Ежика
пальчиками, выполняем
движения по тексту
Отыскиваем животное,
которое потеряла хвостик и
прикрепляем хвост
Изображаем пальчиками
гору и выполняем
движения пальцами по
тексту
Соприкасаемся пальцами,
проговаривая слова игры

контрольное
упражнение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

наблюдение
беседа

Сложи картинку

1

Собираем картинку из трех наблюдение
частей (божья коровка)

Игры с
предметами

1

Разворачиваем комочек
из бумаги и расправляем,
рассматриваем картинку и
говорят, что изображено

беседа

Март
4 неделя

Массаж рук
1
предметами,
пальцами
Пальчиковые игры 1
Игры с предметами 1

Апрель
1 неделя

Апрель
2 неделя

Апрель
3 неделя

Малоподвижная
1
(театрализованная)
игра
Сложи картинку

1

Сложи картинку

1

Малоподвижная
1
(театрализованная)
игра
Сложи картинку
1
Пальчиковая игра

Апрель
4 неделя

1

Игры с предметами 1

Пальчиковые игры 1
Май
1 неделя

Игры с предметами 1

Пальчиковые игры 1
Май
2 неделя

Массаж рук
предметами,
пальцами

1

Пальчики шагают
по тропинке

1

большими бусинами
проводим по руке до локтя,
по ладони по пальцам
Изображаем пальцами
какой предмет нарисован
на картинке
Посадим семечко и польем
ложечкой

наблюдение

Изображаем «Курочку и
цыплят» под музыкальное
сопровождение и
проговаривая слова
Собираем «Цветочек» из
частей (сердцевина и
лепестки)
Собираем картинку из 3
частей
выполняем движения под
стихотворение
«Одуванчик»
Собери цветочек из 2 – 3 х
частей
Заводим пальцы одной
руки между пальцами
другой руки. Сжимаем и
разжимаем пальцы рук
Застегиваем и расстегиваем
молнии
или пуговицы в игре
«Поможем сыну застегнуть
рубашку»
Рассказываем и
показываем героев истории
о Колобке
Застегиваем и расстегиваем
молнии
или пуговицы в игре
«Поможем сыну застегнуть
рубашку»
Выполняем движения рук
по тексту «Мы капусту
рубим...»
Массаж рук карандашами
по ладони и пальцам.
Камешками по длине руки
точечными движениями
Изображаем Уточку и
выполняем действия по
тексту

наблюдение
беседа

контрольное
упражнение
контрольное
упражнение

контрольное
упражнение
наблюдение
беседа
наблюдение
наблюдение

беседа
наблюдение

беседа
беседа
наблюдение

контрольное
упражнение
беседа

беседа

Май
3 неделя

Игры с предметами 1
Пальчиковые игры 1

Май
4 неделя

Массаж рук
предметами,
пальцами

1

Игры с предметами 1

Выкладываем бусины
«Гусеничку» по цвету
Изображаем пальчиками
Уточку
Пощипывание пальчиков
поочередно лево и правой
руки, поглаживание рук от
плеча до кончиков пальцев
Разложить предметы по
цвету

беседа
наблюдение
наблюдение
наблюдение

контрольное
упражнение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».