Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Говорящие пальчики» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль 2. «Говорящие пальчики» способствуют приобретению знаний о свойствах материалов для рисования, лепки, аппликации; о способах рассказывания стихотворений, потешек пальчиками; о пальчиковых упражнениях, кукол для совместных игр. Цель и задачи модуля Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация) Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Образовательные: обучать произвольным координированным движениям пальцев рук, глаз, гибкости рук, ритмичности, развитию осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук); обучать практическим умениям и навыкам; обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином, красками. Развивающие: развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; совершенствовать движения рук; развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память; - развивать речь детей. Воспитательные: воспитывать в детях усидчивость; воспитывать внимательность к выполнению заданий. способствовать созданию игровых ситуаций; расширять коммуникативные способности детей. Планируемые результаты: Образовательные: манипулировать мелкими предметами; согласовывать движения рук со словами пальчиковых игр, потешек ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз»; - изображать пальцами животных, предметы. Развивающие: приемы работы с карандашами, пластилином, красками, бумагой; - простые способы массажа и самомассажа пальчиками и предметами; - малоподвижные игры и играет в них. Воспитательные: общаются со взрослыми и детьми проявляют аккуратность в работе использует речь, как средство общения, связно объясняет свои действия Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: творческого подхода к деятельности; исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; потребности в самообразовании и саморазвитии; самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: Объяснительно-иллюстративный, наглядный, Репродуктивный метод, Метод стимулирования и мотивации Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - Метод создания ситуации успеха, Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: прием актуализации субъективного опыта; беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; психологические требования к занятию; возрастные особенности учащихся; гигиенические требования к занятию; требования к технике безопасности на занятия. Наглядные пособия: Дидактическое обеспечение: Интеллектуальные игры с мелкими элементами; Бусы для игр; Пуговки и шнуровки; Природный материал (шишки, желуди); Миски-вкладки; Игра с крупой; Песок; Прищепки; Бумага; Бросовый материал (ватные палочки, крышки и т.д.) иллюстрации; потешки; игрушки: мягкие, перчаточные, резиновые музыкальный репертуар. Учебно-тематический план № Название темы Количество часов всего теория практика 1. «Давайте познакомимся» 8 - 8 2. Пальчикове игры 11 1 10 3. Игры с предметами 9 - 9 4. Пальчики шагают по тропинке 26 4 22 5. Самомассаж рук предметами, пальцами 9 1 8 6. Малоподвижные (театрализованные) игры 9 1 8 Всего учебных часов: 72 7 65 Календарно – тематическое планирование месяц/ дата/ срок тема Сентябрь 1 неделя Давайте, познакомимся. часы 8 содержание формы контроля Поздороваться с уже знакомыми детьми и познакомиться с новыми. Предложить ребенку посмотреть книжку «Бушки – топотушки» Рассмотреть иллюстрации и поиграть в игры наблюдение Поздороваться с уже знакомыми детьми и познакомиться с новыми. Продолжить рассматривать книжку и выполнять задания в ней наблюдение примеча ние Сентябрь 2 неделя Сентябрь 3 неделя Сентябрь 4 неделя Поздороваться с уже знакомыми детьми и познакомиться с новыми. Предложить детям нарисовать карандашами линии разной длины. Рассказать и показать интересную историю наблюдение Поздороваться с уже знакомыми детьми и познакомиться с новыми. Предложить детям нарисовать карандашами линии разной длины. Рассказать и показать интересную историю наблюдение наблюдение Поздороваться с уже знакомыми детьми и познакомиться с новыми. Предложить детям поиграть в музыкальную игру Предложить показать пальчиками знакомых животных и птиц наблюдение Поздороваться с уже знакомыми детьми и познакомиться с новыми. Предложить детям поиграть в музыкальную игру Предложить показать пальчиками знакомых животных и птиц наблюдение Поздороваться с уже знакомыми детьми и познакомиться с новыми. Предложить детям нарисовать солнышко, полянку (травку, цветочки) и поиграть на ней пальчикам – человечкам. Октябрь 1 неделя Пальчиковые игры 1 Самомассаж рук предметами, пальцами Октябрь 2 неделя Октябрь 3 неделя Октябрь 4 неделя 1 наблюдение Массируем скорлупой ореха ладони и пальцы рук Пальчиковые игры 1 беседа Выполняем движения пальцев рук в соответствии тексту «Прятки» наблюдение Выполняем движение пальцев рук в соответствии текса стихотворения «Кошка» Выполняем движение рук наблюдение «Зайка» три пальца в кулак два прямые в верх Пальчики шагают по тропинке 1 Пальчики шагают по тропинке... 1 Пальчики шагают по тропинке 1 Пальчики шагают по тропинке 1 Малоподвижные 1 (театрализованные) игры Октябрь 5 неделя наблюдение Поздороваться с уже знакомыми детьми и познакомиться с новыми. Предложить детям дорисовать картинку (деревья, ручеек) и продолжить играть в новую историю пальчикам – человечкам наблюдение Выполняем движение пальцами по тексту «Сорока – белобока» Самомассаж рук предметами, пальцами 1 Выполняем движение рук наблюдение «Коза» и выполняем движения в соответствии с текстом слушаем рассказ о беседа «Петушке, курочке и цыплятах». Изображаем Петушка, Курочку и Цыплят. Звукоподражание в соответствии с текстом наблюдение Играем в музыкальную игру «Вышла Курочка гулять» наблюдение Выполняем массаж палочками круглыми и ребристыми по длине руки от плеча до кончиков пальцев Пальчики шагают по тропинке Ноябрь 1 неделя Игры с предметами 1 Самомассаж рук предметами, пальцами Ноябрь 2 неделя 1 1 Пальчиковые игры 1 Малоподвижные 1 (театрализованные) игры Ноябрь 3 неделя Ноябрь 4 неделя Пальчики шагают по тропинке 1 Пальчики шагают по тропинке 1 Пальчиковые игры 1 Пальчиками шагают по тропинке Декабрь 1 неделя 1 Пальчики шагают 1 по тропинке Пальчиковые игры 1 Декабрь 2 неделя Самомассаж рук предметами, пальцами 1 Малоподвижные 1 (театрализованные) игры Декабрь 3 неделя Пальчиковые игры 1 беседа Изображаем пальцами «Уточку» в соответствии текста Выкладывание картинок из наблюдение счетных палочек по схеме Массаж пальчиков камешками округлой формы наблюдение Выполняем движения согласно тексту «Мы капусту солим, солим...» Катим большой мяч друг другу беседа Выполняем движения, согласно тексту, «Гусь» пальчиками Выполняем движение пальцев, согласно тексту, «Ежик» Выполняем движение рук согласно тексту п\игры «Замок» Согласно тексту, выполняем движение рук и пальцев «Строим дом» беседа наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение Рассказываем пальчиками наблюдение стихотворения «Чай», «Дом» наблюдение Выполняем движения пальчиками «Жил был зайчик» наблюдение Поглаживание руками пальчики слегка надавливая Слушаем игру, проговариваем текст и выполняем движение согласно тексту, играем в игру «Мышки в лесу» Играем пальчиками в человечков, выполняем движения п\ игры «Человечек» беседа наблюдение Малоподвижные 1 (театрализованные) игры Декабрь 4 неделя Малоподвижные 1 (театрализованные) игры Игры с предметами Январь 3 неделя 1 Малоподвижные 1 (театрализованные) игры Пальчиковые игры 1 Январь 4 неделя Самомассаж рук предметами, пальцами 1 Игры с предметами 1 Январь 5 неделя Пальчиковые игры 1 Пальчики шагают по тропинке Февраль 1 неделя Игры с предметами 1 Пальчики шагают по тропинке Февраль 2 неделя 1 1 Игры с предметами 1 наблюдение Жестовая игра «Бежит Зайка по дорожи» выполняем движения игры по тексту. Выполнение движений под музыкальное сопровождение «Маленькая елочка» наблюдение Сминание бумаги в комочки Слушаем текст и затем играем «Погулять язык собрался». Изображаем героев движениями рук, тела. Выполняем и проговариваем п\игру «Повстречались» Массаж мячиками Су джок ладони, пальцы наблюдение беседа Рассматриваем изображения паровозиков и расставляем их по размеру от большого к маленькому и наоборот. Показываем пальчиками предмет, сжимаем и разжимаем пальцы и проговариваем текст п\игры «Апельсин» Рассматриваем иллюстрацию к пальчиковым играм «Пять братцев», «Мои вещи». И рассказываем пальцами. Выкладывание лучиков счетными палочками наблюдение рассматриваем проговариваем что изображено и выполняем движения пальцами Пальчиком проводим по линии лабиринту, потом берем веревочку и завязываем узелок как в лабиринте. беседа наблюдение наблюдение наблюдение беседа наблюдение наблюдение Февраль 3 неделя 3 неделя Февраль 4 неделя Март 1 неделя Пальчики шагают по тропинке 1 Пальчики шагают по тропинке 1 Самомассаж рук предметами, пальцами 1 Пальчики шагают 1 по тропинке Игры с предметами 1 Пальчики шагают по тропинке 1 Пальчиковые игры 1 Март 2 неделя Пальчики шагают по тропинке 1 Игры с предметами 1 Март 3 неделя Пальчики шагают по тропинке 1 Пальчики шагают по тропинке 1 Изображаем медведя, который спит и по тексту выполняем движения рук «Берлога», «Часы» Рассматриваем изображения на картинке и показываем пошагово по тексту движения пальцев рук «Черепашка», «Помощники» Массаж мячиками «су -джо» рук, ладоней. беседа Рассматриваем Кролика (игрушка). Показываем ушки у зайки пальцами и рассказываем текст пальцами «Кролик» Детям берут деревья и прикладывают к веточкам листочки «Дерево с листочками» Рассмотрим картину «Утро» и расскажем пальчиками стихотворение «Утро». Согласно тексту, выполняем движения «Замок» В книге рассматриваем изображение зайца в огороде. Пошагово выполняем движение и рассказываем «Зайка и капуста» пальцами Выкладывает предметы из счетный палочек по схеме беседа наблюдение контрольное упражнение наблюдение наблюдение беседа наблюдение наблюдение Рассматриваем наблюдение иллюстрации к стихам «Гав беседа – гав», «Пять поросят» и выполняем движения рук и пальцами Выполняем по тексту беседа движения пальцев рук «Котята» проговаривая слова и зовем котят попить молоко Март 4 неделя Апрель 1 неделя Апрель 2 неделя Апрель 3 неделя Апрель 4 неделя Май 1 неделя Пальчики шагают по тропинке 1 Самомассаж рук 1 предметами, пальцами Пальчиковые игры 1 Пальчики шагают по тропинке 1 Пальчики шагают по тропинке 1 Пальчики шагают по тропинке 1 Пальчики шагают по тропинке 1 Пальчики шагают по тропинке 1 Самомассаж рук предметами, пальцами Пальчики шагают по тропинке 1 Пальчики шагают по тропинке 1 1 Малоподвижная 1 (театрализованная) игры Май 2 неделя Пальчиковые игры 1 Слушаем стих «В гнезде» и наблюдение выполняем движения рук и пальцев по тексту Выполняем карандашом наблюдение массаж пальцев, ладони Выполняем движения пальцев рук, согласно тексту, «Пальчики» Слушание звуков леса. Рассказываем стих пальцами и руками «Лес» Показывает пальцами «Цветочек» и «Пчелки» в соответствии с текстом Рассматриваем иллюстрации в книге. Выполняем движения пальцами «Маленькая мышка» Рассматриваем свою ладошку и выполняем движения руками и пальцами «Дружные пальчики», «Паучок» Слушаем звуки природы: ветерка, всплески рыб, дождя. Выполняем движения согласно тексту стиха «Ветер», «Рыбки», «Радуга» Поглаживание, пощипывание тыльной стороны руки и ладони контрольное упражнение Рассматриваем ракушки слушаем звуки моря. Выполняем упражнение пальцами «Ракушки» Рассматриваем картинки, проговариваем что изображено. Выполняем, согласно тексту, стих «Нелепица» Изображаем Петушка, рассказываем потешку «Петушок, петушок золотой гребешок» Выполняем игру «Барабанчики» с наблюдение беседа наблюдение наблюдение беседа беседа наблюдение беседа наблюдение беседа наблюдение наблюдение Игры с предметами 1 Май 3 неделя Май 4 неделя Малоподвижные 1 (театрализованные) игры 1 Самомассаж рук предметами, пальцами Игры с предметами 1 Малоподвижные 1 (театрализованные) игры замедлением и с ускорением темпа, громко и тихо Разложить фасоль (белую, коричневую) в разные кастрюльки Показываем потешку «Идет коза рогатая» наблюдение наблюдение Массажируем пальцы мячиками «су – джо» контрольные упражнения Игра с резиновыми игрушками, проговаривание стихотворения или рассказывание о игрушке Музыкальная игра «Шел по улице…» наблюдение