Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театральный кружок «Арлекино» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно - тематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль 1. «В гости к сказкам» способствует приобретению знаний о сюжетной композиции и разыгрывании сцен из сказок. Позволяет формировать интерес к театральной деятельности, подбирать слова описания характера и внешности героев сказки. Развивает фантазию, воображение, образное мышление, монологическую и диалогическую речь. Модуль рассчитан на 1 год обучения. Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Образовательные: Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.). Обучать детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов Развивающие: развить артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения развить у детей ряд психологических качеств: воображения, речи, чувства видения пространства сцены, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями). развивать творческую активность детей, участвующих в театрализованной деятельности. Воспитательные: сформировать у детей художественный вкус. сформировать морально-этические нормы поведения. сформировать в каждом ребенке творческую личность, обладающую бесконечной внутренней свободой и нравственной ответственностью. Планируемые результаты Модуль 1. Образовательные: разыгрывает с помощью воспитателя знакомые сказки; применяет в спектаклях инсценировках полученные знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, используют различные средства выразительности речи; имитировать характерные действия персонажей; подбирает атрибуты для роли; действует с элементами костюмов и атрибутами ка внешними символами роли; инсценирует небольшие отрывки из сказок с помощью взрослого; слушать сказки, рассказы, стихи, следит за развитием действия; делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями; пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, с использованием настольного или магнитного театров, на вопросы воспитателя; выразительно и эмоционально передавать игровые и сказочные образы: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д. Развивающие: приемы вождения настольных кукол; элементарные средства выразительности (движение, жесты); знает небольшие стихотворения и потешки, отрывки из любимых произведений; танцевальные движения под плясовые мелодии; движения, передающие характер изображаемых животных Воспитательные: проявляет интерес к театрализованной игре; передает эмоциональное состояние человека; сопереживает героям произведения; проявляет умение взаимодействовать и ладит со сверстниками в непродолжительных инсценировках или драматизациях. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: творческого подхода к деятельности; исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; потребности в самообразовании и саморазвитии; самостоятельности мышления; умения аргументировать свою позицию Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: Объяснительно-иллюстративный, наглядный, Репродуктивный метод, Метод стимулирования и мотивации Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, Метод создания ситуации успеха, Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: прием актуализации субъективного опыта; беседы. При проведении занятий учитываются: дидактические требования к занятию; психологические требования к занятию; возрастные особенности учащихся; гигиенические требования к занятию; требования к технике безопасности на занятия. Наглядные пособия: Дидактическое обеспечение: потешки; иллюстрации; тексты художественных произведений: сказки, стихотворения, рассказы, - костюмы для ряжения; настольный, магнитный, конусный пальчиковый и би – ба – бо театры; музыкальный репертуар. Учебно-тематический план № Название темы Количество часов всего теория практика 1. «Давайте познакомимся» 4 1 3 2. «Котенок» 4 1 3 3. «Цыпленок» 4 1 3 4. «Перчатки» 2 1 1 5. «Репка» 4 1 3 6. «Друзья» 4 2 2 7. «Воробей» 4 - 4 8. «Лисичка и заяц» 5 - 5 9. «Теремок» 5 - 5 Всего учебных часов: 36 7 29 месяц/ дата/ срок тема Сентябрь 1 Давайте неделя знакомимся Сентябрь 2 неделя Сентябрь 3 неделя часы 4 Календарно-тематический план содержание формы контроля 1.Игра «Назови свое имя»» 2.Чтение стихотворения «Таня» 3.Пальчиковые игры 1. Рассказывание русской народной сказки 2. Беседа по содержанию сказки. Веселый танец с детьми по теме сказки. наблюдение беседа 1.Пересказ сказки с использованием перчаточного театра 2.Малоподвижная игра «Вышла Курочка гулять...» беседа наблюдение наблюдение беседа примечание Сентябрь 4 неделя Октябрь 1 неделя 1. Подвижная игра цыплята». Разыгрывание сказки Котенок 4 Октябрь 2 неделя Октябрь 4 неделя. Цыпленок 4 Ноябрь 1 неделя Ноябрь 2 неделя Ноябрь 3 неделя Ноябрь 4 неделя Декабрь 1 неделя Декабрь 2 неделя Декабрь 3 неделя Декабрь 4 неделя Перчатки Репка 2 4 беседа наблюдение 1. Рассказывание сказки с использованием беседа настольного театра 2.Беседа по содержанию сказки. 3.Малоподвижная игра 1.Рассказывание сказки 2. Упражнение «Изобрази героя» 3.Веселый танец Октябрь 3 неделя Октябрь 5 неделя «Курочка и 1.Отгадывание загадок 2. Пересказ сказки «Почему плакал котенок» 1.Малоподвижная игра «Котята» 2. Драматизация сказки «Почему плачет котенок» 1.Отгадывание загадки. 2.Имитационные упражнения. 3.Знакомство со сказкой К. Чуковского «Цыпленок». 4.Беседа по содержанию сказки. 1.Рассказывание сказки К. Чуковского «Цыпленок» 2Беседа по содержанию сказки. 3.Имитационные упражнения 1.Отгадывание загадок 2. Ряжение в костюмы 3.Имитационные упражнения (герои сказки) 1.Сюрпризный момент 2. Драматизация сказки К. Чуковского «Цыпленок» 1.Знакомство со стихотворением 2.Беседа по содержанию 3. Изображаем героев стиха 1.Отгадывание загадок 2.Драматизация стихотворения 1. Слушание сказки в исполнении педагога с использованием кукольного театра 2. Имитационные упражнения 3.Драматизация сказки 1.Пересказ сказки с использованием кукольного театра 2.Имитационные упражнения 1.Отгадывание загадки 2. Ряжение 3.Имитационные упражнения «изобрази героя» наблюдение беседа наблюдение беседа наблюдение беседа контрольное упражнение беседа наблюдение беседа беседа наблюдение Январь 3 неделя Январь 4 неделя Друзья 4 Январь 5 неделя Февраль 1 неделя Февраль 2 неделя Февраль 3 неделя Воробей 4 Февраль 4 неделя Март 1 неделя Март 2 неделя Март 3 неделя Март 4 неделя Апрель 1 неделя Апрель 2 неделя Лисичка и заяц 5 1.Игра «изобрази героев» 2. Драматизация сказки «Репка» 3.Заучивание стихотворения «Вместе репку мы тащили» 1.Игра «назови друга ласково» 2.Рассказывание сказки «Как собака друга искала» 3.Беседа по содержанию сказки 1.Отгадывание загадки 2.Рассказывание сказки 3.Подвижная игра детьми 2. Пантомимические упражнения: Изобрази героя 3.Разучивание стихотворения «Пес Барбос» 1.Отгадывание загадок 2. Рассказывание сказки 1.Сюрпризный момент 2.Рассказывание сказки 3.Имитация движений и голосов героев сказки 1.Отгадывание музыкальных загадок. 2.Рассказывание сказки 3.Этюд «Встреча кота и воробья» 1.Слушание песни 2.Отгадывание музыкальных загадок 3.Рассказывание сказки с имитацией действий персонажей. 4.Рассказывание сказки с имитацией действий персонажей. 5.Чтение стихотворения 1.Драматизация сказки 2. Чтение стихотворения «Где обедал Воробей?»» 1.Рассказывании сказки с помощью кукольного театра. 2.Рассматривание иллюстрации к сказке 3. Танец под русскую народную 1.Беседа по сказке 2. Имитационные упражнения 3.Чтение знакомых стихов. 1. Рассказывание сказки вместе с детьми, используя кукольный театр 2. Имитационные движения под музыку с использованием элементов костюмов 1.Отгадывание загадок 2. Ряжение в костюмы 3.Имитационные упражнения под музыку контрольное упражнение беседа наблюдение контрольное упражнение беседа наблюдение наблюдение беседа наблюдение беседа беседа наблюдение наблюдение Апрель 3 неделя Апрель 4 неделя Май 1 неделя Май 2 неделя Май 3 неделя Май 4 неделя 1.Отгадывание загадки. 2.Показ настольного театра 3. Драматизация сказки Теремок 5 беседа 1.Рассказывание сказки с показом настольного театра. 2.Беседа по содержанию сказки 3.Упражнения на интонационную выразительность 1.Игра 2.Рассказывание сказки вместе с детьми 3.Имитационные упражнения беседа 1.Отгадывание загадок. 2.Играимитация 3.Веселый танец. 1.Отгадывание загадки по сказке 2. Имитационные упражнения под музыку 3.Чтения четверостиший 4. Веселый танец наблюдение беседа наблюдение