Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «театральный кружок «Арлекино» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль 2. «Здравствуй, театр» способствует приобретению знаний о сюжетной композиции и разыгрывании сцен из сказок и рассказов. Позволяет формировать интерес к театральной деятельности, подбирать слова описания характера и внешности героев сказки. Развивает фантазию, воображение, образное мышление, монологическую и диалогическую речь. Модуль рассчитан на 1 год обучения. Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Образовательные: Познакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.). Обучать детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов Развивающие: развить артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения развить у детей ряд психологических качеств: воображения, речи, чувства видения пространства сцены, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями). развивать творческую активность детей, участвующих в театрализованной деятельности. Воспитательные: сформировать у детей художественный вкус. сформировать морально-этические нормы поведения. сформировать в каждом ребенке творческую личность, обладающую бесконечной внутренней свободой и нравственной ответственностью. Планируемые результаты Образовательные: проявляют интерес к театральной деятельности; планировать последовательность действий; в театрализованных играх воплощаться в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика); читать стихотворение, чистоговорку; драматизировать (инсценировать) с помощью взрослого небольшие сказки; выполнять упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений; интонационно выделять речь персонажей в театрализованных играх; придумывать небольшие сказки на заданную тему. Развивающие: некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский) приемы и манипуляции, применяемых в знакомых видах театров: настольный, настольно – плоскостной, конусной игрушки, магнитной доске, верховых кукол (би – ба – бо) правила поведения в театре; азбуку театра (виды театров, предметов, декораций); танцевальные движения при этом, продолжая имитировать характерные движения персонажей из театрализуемого произведения; - понимают и употребляют словаантонимы. Воспитательные: объединяются для совместных действий; проявляют инициативу в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения в театрализованных игра; эмоционально откликаются на переживания персонажей сказок, которые готовятся к постановке; проявляют умение объединяться с детьми для совместных действий; - разделяют игровые и реальные взаимодействия. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: творческого подхода к деятельности; исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; потребности в самообразовании и саморазвитии; самостоятельности мышления; умения аргументировать свою позицию Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: Объяснительно-иллюстративный, наглядный, Репродуктивный метод, Метод стимулирования и мотивации Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, Метод создания ситуации успеха, Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: дидактические требования к занятию; психологические требования к занятию; возрастные особенности учащихся; гигиенические требования к занятию; требования к технике безопасности на занятия. Наглядные пособия: Дидактическое обеспечение: иллюстрации; тексты художественных произведений: сказки, стихотворения, рассказы, потешки; костюмы для ряжения; настольный, магнитный, конусный пальчиковый и би – ба – бо театры; музыкальный репертуар. Учебно-тематический план № Название темы Количество часов всего теория практика 1. «Давайте познакомимся» 2 1 1 2. «Колобок» 3 1 2 3. «Друзья» 5 2 3 4. «Уточка и лисичка» 3 1 2 5. «Кто сказал мяу?» 5 1 4 6. «Добрые слова, добрые дела» 4 1 3 7. «Яблоко» 4 1 3 8. «Под грибом» 4 1 3 9. Пойми меня 2 1 1 10. Язык жестов 2 1 1 11. Игры с бабушкой Забавой 1 - 1 12. Маша наша 1 - 1 13. Вот как я умею 1 - 1 14. Подготовка к утренникам 13 4 9 15. Игровые занятия 20 - 20 16. Викторина «В мире театра» 1 - 1 1 - 1 72 15 57 17 Что такое театр Всего учебных часов: Календарно-тематический план часы содержание месяц/ тема дата/ срок Сентябрь Давайте познакомимся 1 неделя 2 1. Знакомство с помощью формы контроля наблюдение куклы Рассказ об истории театра 1. Упражнение «Снежный ком» 2. Упражнение «Клубочек» 3. Понятие саморегуляция 1. Беседа. 2. Игровые упражнения: Снеговик, Согреем бабочку, Ежик, Торт 1. Отгадывание загадок. 2. Беседа. 3. Игровые упражнения: Горячий мяч, Веселые обезьянки 1. Беседа с детьми. 2. Ряжение в костюмы. 3. Имитационные этюды: Броуновское движение, Слепой и поводырь 1. Беседа с детьми. 2. Ряжение в костюмы. 3. Имитационные этюды: Пианино, Ночь 1. Игра: Покажи, молча 2. Упражнение: Мешочек неожиданностей 1.Артикуляционная гимнастика для губ, шеи и челюсти, языка, выдыхания 2. Игра «Театральная разминка» 3. Этюд «Знакомство» 2. Сентябрь Пойми меня 2 неделя Сентябрь Игровые занятия 3 неделя Сентябрь Язык жестов 4 неделя Октябрь 1 неделя Игры с бабушкой Забавой 2 2 2 1 1.Упражнение «У Маланьи» 2.Изображение разных персонажей. Упражнения на движение: Не ошибись беседа наблюдение наблюдение беседа наблюдение беседа наблюдение беседа примечание Октябрь Игровые занятия 1 1.Упражнение: Снежная королева, Воздушный шарик, Броуновское движение, Пианино 2.Игра: Внимательные звери наблюдение Колобок 3 1. Слушание сказки В. Бианки «Колобок – колючий бок» 2.Рассматривание картинок с обсуждением характерных особенностей персонажей. 3. Игра: След в след 4. Упражнения на выдыхание 1в 1. Рассказывание сказки В. Бианки «Колобок – колючий бок» 2.Совместный показ и рассказывание сказки 3. Игра: След в след 4. Упражнения на выдыхание 1в. 1. Рассматривание костюмов 2.Драматизация сказки беседа 1. Игры и упражнения: Больной зуб, Птичий двор, В лесу, Воображаемое путешествие. 1. Упражнение: Парные предметы, Дрессированные собачки 2. Игра: Ручной мяч, Поймай хлопок, Угадай, что я делаю? Превращение предмета. 3.Игра на выразительность жестов, мимики, голоса 1. Упражнение: Насос и мяч, Одно и тоже поразному 2. Игра: Эстафета 3.Игра на выразительность жестов: Водоросль 1.Чтение стихотворения, беседа о друзьях. 2. Рассказывание сказки «Лучшие друзья» наблюдение 2 неделя Октябрь 3неделя 1 занятие Октябрь 3 неделя 2 занятие Игровые занятие 1 Октябрь 4 неделя Октябрь 5 неделя Друзья 5 наблюдение контрольное упражнение наблюдение наблюдение беседа 1.Отгадывание загадки по содержанию сказки. 2. Этюды на выразительность передачи образа 1. Выбор роли для инсценировки 2. Заучивание слов героя 3. Разбор характеров героев сказки Ноябрь 1 неделя Ноябрь 2 неделя 1 занятие Ноябрь Подготовка к 2 неделя утренникам 2 занятие Ноябрь 3 неделя 1 занятие Ноябрь 3неделя 2 занятие 2 1. Работа над интонацией 2. Музыкально – пластическая импровизация «Утро» Григ 1. Репетиция этюдов наблюдение наблюдение Чтение стихов Уточка и лисичка 3 1.Чтение сказки беседа 2. Упражнение на выразительность движений и мимики: Снежинки, Неожиданное превращение, Зеркало 3.Упражнение на интонационную выразительность: «Чудо – лесенка 1. Рассказывание сказки детьми наблюдение 2.Упражнение на выразительность движений: Неожиданное превращение, Зеркало 2. Мимические этюды у зеркала: Веселые обезьянки 1.Распределение ролей. наблюдение 2.Определение игрового пространства. 3.Драматизация сказки Подготовка к утренникам 6 1.Чтение сценария утренника 2.Разбор непонятных слов 3.Выбор роли или стихотворения На каждом 4 неделя 1 неделя наблюдение 1. Подготовка и драматизация наблюдение сказки 2.Изготовление атрибутов для инсценировки Подготовка и драматизация контрольное сказки упражнение Ноябрь Декабрь наблюдение беседа занятии разминка из сборника 1. Заучивание стихов, беседа слов Разбор сценки (роли) Определение характера героя 1. Заучивание стихов, слов Разбор сценки (роли) 3. Определение характера героя 2. Декабрь 2 неделя Декабрь 3 неделя Декабрь 4 неделя 1 занятие Декабрь 4 неделя 2 занятие Январь 3 неделя Игровое занятие Наша Маша Кто сказал, «Мяу?» 1 1 5 беседа 1. Заучивание стихов, слов 2. Уточнение движений, жестов, темпа речи сценки (роли) 3. Определение характера героя 1. Заучивание стихов, слов 2 Уточнение движений, жестов, темпа речи сценки (роли) 3. Определение характера героя Проведение утренника 1.Игры: Каша кипит 2.Упражнения: Колокольчики, Самолет 3.Разучивание считалок. 1.Беседа с детьми. Рассказывание стихотворения 2. Импровизация стихотворения 1.Рассказывание сказки 2.Игры и упражнения: Броуновское движение, Разные животные наблюдение Рассказывание сказки детьми. Пантомимическая игра: 3. Проговаривание чистоговорок беседа 1. беседа наблюдение наблюдение беседа наблюдение Январь 1.Упражнение в интонировании диалогов: между щенком и петухом, щенком и лягушкой, щенком и собакой и т.д 2 Пантомимическая игра: показ герое 4 неделя беседа 1. Подготовка к драматизации наблюдение 2. Упражнение на интонационную выразительность: Чудо – лесенка Январь 5 неделя 1 занятие Январь Игровые занятия 5 неделя 2 занятие 1. Драматизация сказки «Кто сказал «Мяу!»» 2 Февраль 1 неделя 1 занятие Февраль 1 неделя 2 занятие Февраль 2 неделя Февраль 3 неделя 1 занятие Февраль 3 неделя 2 занятие Февраль 4 неделя «Добрые слова, добрые дела» 4 1.Упражнения: По хлопку, А я наблюдение вот сегодня такой, Снеговик, Свет, Игрушка 2. Игры: Согреем бабочку, Внимательные звери 1.Упражнение: Не ошибись, наблюдение 2.Зарядка для шеи и челюсти, Колыбельная, 3.Игра: Веселые стихи или забавные стихи (Летний день), Превращение комнаты, Загадки превращения, Приветствие беседа 1. Чтение стихотворения Беседа 1.Чтение стихотворения. 2.Этюды на развитие пантомимики (1) 1.Загадывание загадок про сказочных героев. 2.Беседа по содержанию сказки. 3.Игра на интонирование вежливых слов. 1.Драматизация сказки «Не воспитанном мышонке» Подготовка к утренникам 4 наблюдение беседа беседа наблюдение беседа беседа Чтение стихов Разбор непонятных слов Заучивание слов На каждом занятии разминка из сборника 1.Заучивание стихов, слов беседа 1. 2. 2. Разбор сценки (роли) 3. Определение характера героя Март 1 неделя Март 2 неделя Март 2 неделя 1. слов Разбор сценки (роли) 3. Определение характера героя Проведение утренника Игровые занятия Яблоко 2 4 Март 3 неделя Март 4 неделя Апрель 1 неделя Апрель 2 неделя Заучивание стихов, Игровые занятия Под грибом 2 4 наблюдение наблюдение 1. Упражнения: Стоп – кадр, Одно и тоже по – разному, 1.Этюды на развитие пантомимики (2) 2.Этюды на развитие творческого воображения(1) 3.Музыкально – пластические импровизации 1. Показ кукольного театра. Беседа о прочитанном 1.Музыкальная загадка. 2.Рассматривание характерных особенностей героев сказки 3. Рассказывание сказки вместе 1.Сюрпризный момент. 2.Рассказывание и разыгрывание сказки, с помощью настольного театра 1.Подготовка к драматизации. 2.Драматизация сказки 1.Упражнение: Улица, Медвежонок 2.Игра: Есть или нет?, Волшебная палочка Игра на расширение диапазона голоса: Чудо – лесенка, Самолет 1. Упражнение: Бабушка Маланья, Японский Сад 2. Игра: Угадай, Этюды на развитие пантомимики: Загадки – пантомимы, диалоги – пантомимы 1. Рассказывание сказки 2.Беседа по содержанию 3. Импровизация: изображение героев сказки 1.Загадывание загадок. 2.Рассматривание иллюстрации к сказке 3. Рассказывание по картинкам наблюдение Показ сказки «Под грибом» наблюдение 1.Сюрпризный момент – загадка. наблюдение наблюдение беседа наблюдение наблюдение беседа наблюдение беседа наблюдение 2.Игра-конкурс Апрель Игровые занятия 3 неделя Апрель 4 неделя Май 1 неделя Май 2 неделя Май 3 неделя 1 занятие 8 1. Этюды: на развитие творческого воображения (2) - на «ситуации» 2. Музыкально – пластическая импровизация: Подарок Осенние листья Утро Этюды: - на развитие творческого воображения (3) - на «ситуации» 2. Музыкально – пластическая импровизация: - первая потеря - подарок 1.Музыкально – пластическая импровизация Осенние листья 2.Изготовление фигурок для настольного театра 1.Упражнение: Воздушный шар, Что слышно, Кто позвал? Телефон, Чудо - лесенка 2.Игра: Эстафета Чтение четверостиший 2.Игра: Веселые стихи или забавные стихи (В лесу) 3.Упражнение: Что мы делали не скажем, что мы делали покажем 1.Упражнение: Угадай: что я делаю? 2.Игра: Зернышко, Театральная разминка 1.Музыкально – пластическая импровизация Осенние листья 2.Изготовление фигурок для настольного театра 1.Упражнения на дыхание, артикуляционная гимнастика 2.Игры на внимание и память 3.Упражнения на координацию движения 4.Этюды 5.Игры на превращение Повторение понравившихся игр и упражнений наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение беседа Май 3 неделя 2 занятие Вот как я умею Май 4 неделя Викторина «В мире театра» Что такое театр 1 1 1 1. Чтение стихотворения 2.Игра: Капризуля, Эхо, дыхание 3 вид наблюдение Проведение викторины в музыкальном зале (сценарий) наблюдение беседа Беседа о видах театра Показы этюдов детьми беседа