Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «театральный кружок «Арлекино» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль 3. «Введение в мир театра» способствует приобретению знаний о театре, способах передачи информации (жесты, мимика), о профессиях театра, помогает раскрепощению, умению выступать на публике. Модуль рассчитан на 1 год обучения. Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Образовательные: Познакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.). Обучать детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов Развивающие: развить артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения развить у детей ряд психологических качеств: воображения, речи, чувства видения пространства сцены, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями). развивать творческую активность детей, участвующих в театрализованной деятельности. Воспитательные: сформировать у детей художественный вкус. сформировать морально-этические нормы поведения. сформировать в каждом ребенке творческую личность, обладающую бесконечной внутренней свободой и нравственной ответственностью. Планируемые результаты Образовательные: снимать напряжение с отдельных групп мышц; делать длинных выдох при незаметном коротком входе, не прерывать дыхание в середине фразы; произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями; инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах; самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему; принимает задачу на запоминание; умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; устанавливает последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра; выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передает несложный музыкальный ритмический рисунок; инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах; по-новому трактовать роль и исполнять ее. Развивающие: виды театров; приемы и манипуляции в пальчиковом и Би – ба – бо театрах; -театральные профессии (режиссер, гример, костюмер); -театральную культуру: правила поведения в театре; - историю театра. Воспитательные: проявляет чуткость к художественному слову, чувствует ритм и методику поэтического текста; использует различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.); эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей; проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа; понимает скрытые мотивы поведения героев произведения; проявляет чуткость к художественному слову, чувствует ритм и мелодику поэтического текста; проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству; придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Находит новую трактовку роли и исполняет ее. Может моделировать предметно-игровую среду. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: творческого подхода к деятельности; исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; потребности в самообразовании и саморазвитии; самостоятельности мышления; умения аргументировать свою позицию Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: Объяснительно-иллюстративный, наглядный, Репродуктивный метод, Метод стимулирования и мотивации Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, Метод создания ситуации успеха, Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: прием актуализации субъективного опыта; беседы. При проведении занятий учитываются: дидактические требования к занятию; психологические требования к занятию; возрастные особенности учащихся; гигиенические требования к занятию; требования к технике безопасности на занятия. Наглядные пособия: Дидактическое обеспечение: иллюстрации; тексты художественных произведений: сказки, стихотворения, рассказы, потешки; костюмы для ряжения; настольный, магнитный, конусный пальчиковый и би – ба – бо театры; - музыкальный репертуар. № Название темы Учебно-тематический план модуля Количество часов всего теория практика 2 - 2 2. «Наш любимый зал опять очень рад встречать ребят» «Курочка Ряба» 3 1 2 3. «Теремок» 6 1 5 4. «Сочиняем мы стихи» 2 1 1 5. «Хвостатый хвастунишка» 5 2 3 6. «Сочиняем новую сказку» 3 - 3 7. «Наши эмоции» 4 2 2 8. «Айболит и Воробей» 4 2 2 9. «У страха глаза велики» 5 2 3 10. «Если с другом ты поссорился» 5 3 2 11. Игровое занятие 21 - 21 12. Подготовка к утренникам 10 3 7 13. Проведение викторины. Драматизация любимой сказки. Моя роль 1 - 1 1 - 1 Всего учебных часов: 72 17 55 1. 14. Календарно-тематический план месяц/ тема дата/ срок Сентябрь «Наш любимый 1 неделя зал опять очень рад встречать ребят» Сентябрь Игровое занятие 2 неделя Сентябрь Курочка Ряба 3 неделя Сентябрь 4 неделя 1 занятие часы содержание 2 2 3 формы контроля 1.Первое посещение детьми беседа театральной комнаты в новом учебном году (беседа). 2.Упражнение: Снежный, Кактус и Ива Беседа о театре 1.Упражнение «Летит шар», Разогрев, Согреем бабочку, Теплый ветерок, Заколдованная тропинка 2.Работа над дикцией: зарядка для языка, артикуляционная гимнастика, игра Эхо 1.Игра: Веселые стихи (Летний день), Ворона, Семь сыновей 2.Игра: Цирк зверей, Молекулы 3.Упражнение: Сила воображения, Зеркало 1.Разогрев 2.Упражнение «Воздушный шарик», Что изменилось? Круг 3.Упражнения: Кактус и Ива, Найти пару 1.Рассказывание сказки «Курочка Ряба» 2.Вопросы детям. 3.Пантомимические загадки и упражнения 1.Упражнение: Разогрев 2.Упражнение: Ползущие змеи 3.Сказка Курочка Ряба 1.Игра: Разминка, Цирк зверей 2.Драматизация сказки «Курочка Ряба» наблюдение наблюдение наблюдение беседа наблюдение контрольное упражнение примечание Сентябрь Игровое занятие 4 неделя 2 занятие 2 Октябрь 1 неделя 1 занятие Октябрь 1 неделя 2 занятие Октябрь 2 неделя Теремок 6 Октябрь 3 неделя Октябрь 4 неделя 1 занятие Октябрь Игровое занятие 2 4 неделя 2 занятие Октябрь 5 неделя 1 занятие Октябрь Сочиняем стихи 5 неделя 2 занятие 1 1.Упражнение: Пень – колода, 2.Творческие игры: Чудо – лесенка, Самолет. 3.Скороговорки: Вез корабль 1. Игра: Дрессированные медведи и зайчики, Молекулы 2. Упражнение: Скульптор, Зеркало, Зернышко Этюд на расслабление и фантазия 1. Знакомство со сказкой В. Бианки «Теремок» Беседа о прочитанном 1.Беседа по содержанию сказки 2.Характеристика персонажей сказки. 1.Пересказ сказки 2Упражнения – этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов. Работа со сказкой В. Бианки «Теремок»: образы персонажей, темп и высота голоса, пластика движения 1.Повторение скороговорки. 2.Игра: Назови признак Подготовка к драматизации сказки. Драматизация сказки наблюдение наблюдение беседа беседа наблюдение наблюдение наблюдение контрольное упражнение 1.Этюд на расслабление и наблюдение фантазия: творческое воображение (4) 2. Импровизация: Первая потеря, Подарок, Бабочки 1.Разучивание беседа скороговорки: следующие три 2.Игры со скороговорками 3в. 3.Упражнение: Игра в стихи 1. Уточнить понятие наблюдение «скороговорка». 2. Познакомить с новым понятием «рифма». Ноябрь 1 неделя 1 занятие Сочиняем стихи 1 Ноябрь 1 неделя 2 занятие Ноябрь 2 неделя Игровое занятие 6 Игры на выразительность жестов, мимики и голоса. 1.Зарядка для губ «Веселый пятачок» 2.Игра: Веселые стихи, 3.Скороговорки (2в) и следующие 3 1. Заучивание стихов Проигрывание этюдов Ноябрь 3 неделя Ноябрь 4 неделя 1 занятие Ноябрь 4 неделя 2 занятие Декабрь 1 неделя Декабрь 2 неделя 3. Дидактическая игра «Придумай рифму». 4. Физкультминутка: 5.Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога. 1.Дидактическая игра наблюдение «Придумай как можно больше слов». 2.Придумывание рифмующихся слов. 1. Упражнение на дикцию 2. наблюдение Музыкально пластическая импровизация Подготовка к утренникам 6 наблюдение беседа наблюдение Поздравление с днем Матери контрольное упражнение 1.Пантомимическая игра: наблюдение Это я, узнай меня, Ходим кругом 2.Упражнения (скороговорки) на развитие дикции: Главное слово, 1.Слушаем сценарий беседа утренника 2. Обсуждение сценария Выбор роли на утреннике 1. Заучивание слов беседа Работа над интонацией характерного для персонажа 1. Работа над пластикой движений 2. Заучивание слов Работа в паре 1. Работа над пластикой движений, интонацией 2. Заучивание слов 3. Проигрывание этюдов наблюдение наблюдение Декабрь 3 неделя 1 занятие 1. Прогон утренника 2. Работа над неточностями Работа в паре беседа 1. Прогон утренника 2. Игры на расслабление «Зайки серые» беседа Декабрь Сочиняем 3 неделя новую сказку 2 занятие Декабрь 4 неделя 3 1. Январь Игровое 3 неделя занятие 1 занятие 1 Январь Хвостатый 3 неделя хвастунишка 2 занятие 5 1.Импровизация: Утро, В стране цветов 2.Упражнение: Насос 3.Игра: Насос и надувная игрушка Скороговорки 1. Рассказы по ассоциациям. Знакомство со сказкой Я. Тенясов «Хвостатый хвастунишка» 3.Вопросы по сказке 1.Беседа по содержанию сказки. 2.Слушание сказки с музыкальными фрагментами. 3.Рассматривание иллюстраций к сказке. 1. Рассказывание сказки по опорным картинкам Передача характерных черт персонажей 1. Подбор костюмов Показ этюдов Январь 4 неделя Январь 5 неделя 1 занятие Показ этюдов наблюдение Рассказываем любимую сказку 1.Знакомство со сказкой В. наблюдение Сутеева «Кораблик» 2.Беседа по содержанию. 3.Сочинение продолжения сказки. 4. Изготовление атрибутов для настольного театра 1. Проигрывание сказки с беседа продолжением Обсуждение показа сказки наблюдение беседа наблюдение наблюдение наблюдение Январь 5 неделя 2 занятие Февраль 1 неделя Подготовка к утренникам 4 Февраль 2неделя Февраль 3 неделя Наши эмоции 4 Февраль 4 неделя Март 1 неделя 1 занятие Игровое занятие Март Айболит и 1 неделя воробей 2 занятие 1 4 Драматизация сказки контрольное упражнение 1. Слушание сценария 2. Выбор роли Подбор декораций беседа 1. Заучивание стихов 2. Упражнения для дикции(индивидуально) 3. Заклички 1. Заучивание стихов 2. Работа над этюдами Музыкально – пластическая импровизация 1. Работа на голосом: темп, интонация 2. Прогон утренника Работа над этюдами 1. Объяснение понятия «эмоция». 2.Рассматривание картинок. 3.Упражнения на распознавание эмоций 1.Практическое задание «Какой я?» 2. Слушание английской дразнилки «Робин Бобин» 1. Этюды на изображение эмоций грусти, радости, страха, злости. 1.Рассматривание картинок. 2.Упражнения на распознавание эмоций 1. Упражнение: Шутка, Если бы 2.Упражнения на развитие дикции: СкороговоркиФраза по кругу 3.Игра: Мыльные пузыри, Горячий - холодный 4.Импровизация: Бабочки, В стране цветов 1.Знакомство со сказкой 2.Беседа о настроении героев сказки. 3. Практические задания: покажи понравившегося героя беседа наблюдение наблюдение беседа наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение беседа Март 2 неделя Март 3 неделя 1 занятие Март Игровое 3 неделя занятие 2 занятие Март 4 неделя У страха глаза велики 1 5 Апрель 1 неделя Апрель 2 неделя 1 занятие Апрель Игровое 2 неделя занятие 2 занятие Апрель 3 неделя Апрель 4 неделя 1 занятие Игровое занятие «Если с другом ты поссорился» 3 2 5 1.Слушание песни 2.Беседа о друге. 3.Рассказывание сказки 1.Разделить текст на части 2.Выучить текст 3.Показ этюда 1.Разделить текст на части 2.Выучить текст 3.Показ этюда 1. Упражнение: «Вышивание», «Тюльпан», «Ежик» Игра «Театральная разминка», «Мишка косолапый...» 1.Чтение сказки «У страха глаза велики» 2. Обсуждение героев сказки 1.Рассматривание картинки 2.Изображение различных степеней страха. Игра «Преодолеем страх». 3.Рассказывание и показывание детьми сказки «У страха глаза велики». 1.Рассказывание сказки 2 Покажи как ты видишь героев сказки 3.Этюды 1.Распределение ролей. 2. Ряжение в костюмы. Репетиция сказки Драматизация сказки беседа Упражнение: «Вышивание», «Тюльпан», «Ежик» Игра «Театральная разминка», «Мишка косолапый...» 1.Проиграть этюды знакомые сказки 2.Упражнения и игры 1.Упражнения на эмоции и пластику движений 2.Упражнения и игры на артикуляционный аппарат 1.Рассматривание картины с изображением двух мальчиком наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение беседа наблюдение беседа наблюдение контрольное упражнение наблюдение наблюдение наблюдение и беседа по ней. 2.Знакомство со сказкой 3.Упражнение для язычка и гимнастика для пальчиков. Чтение стихотворения 1.Рассматривание иллюстраций и подбор отрывка сказки 2.Слушание сказки 3.Беседа по её содержанию. 4.Упражнения на выразительность голоса, мимики, жестов. 1.Беседа о злости. 2.Слушание музыки и определение настроения музыки 3.Рассказывание детьми сказки 1.Распределение ролей, ряжение. 2.Драматизация сказки 3.Упражнение 4.Инсценировка Драматизация сказки «Как поссорились солнце и луна» Апрель 4 неделя 2 занятие Май 1 неделя Май 2 неделя 1 занятие Май Игровое 2 неделя занятие 2 занятие 3 Май 3 неделя Май Проведение 4 неделя викторины. 1 занятие Драматизация любимой сказки. Май Моя роль 4 неделя 1 1 наблюдение беседа наблюдение контрольное упражнение 1.Скороговорки на сонорные согласные 2.Упражнение: Цыплята 3.Импровизация: Заколдованный лес 1.Пантомимическая игра: Это я, узнай меня, Ходим кругом 2.Упражнения на развитие дикции: Главное слово, на выбор 1.Упражнение: Шутка, Если бы 2.Упражнения на развитие дикции: СкороговоркиФраза по кругу 3.Игра: Мыльные пузыри, Горячий - холодный 1.Проведение викторины (сценарий с родителями) 2. Драматизация любимой сказки. беседа Выбор ребенком роли и ее исполнение Контрольное упражнение наблюдение наблюдение контрольное упражнение