Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Играем в театр» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль I «Основы театрального искусства» направлен на развитие основных навыков и способностей самовыражения через слова. Развитие диапазона голоса, работа над дыханием и дикцией, изучение логико-интонационных закономерностей - вот основные задачи дисциплины. Речь любого актёра должна быть чистой, чёткой, внятной и охватывающей глубину зала, это неотъемлемые качества, необходимые для сценической деятельности. Однако они необходимы и в жизни, следовательно, их развитие благотворно влияет и на внесценическую деятельность ребёнка. В первую очередь изучается сама работа артикуляционной системы организма: мимика, дыхание, работа с тембром голоса. И в последствии развиваются дикция, эмоциональная окраска речи, и т.д. Срок освоения модуля «Основы театрального искусства» - 3 года. Цель - развитие речевого и голосового аппаратов у учащихся для успешного осуществления сценической деятельности. Задачи модуля Обучающие: • Постановка правильного сценического дыхания; • Развитие мимики, разработка мимических мышц лица; • Получение навыков эмоционального окрашивания реплик. Развивающие: • Обучение детей работе с голосом, раскрытие его возможностей; • Улучшение дикции, работа над правильной и выразительной речью. Воспитательные: • Развитие общей культуры речи. Планируемые результаты освоения учащимися I модуля Обучающие: • Значение понятий «дыхательный аппарат», «артикуляция», «дикция», «скороговорение», «мимика» и «стихотворная речь»; • Устройство и значение в работе актёра дыхательного, голосового и речевого аппаратов, а так же артикуляционных мышц лица; • Упражнения для разминки, необходимой чтецу перед выходом на сцену. Развивающие: • Правильно использовать дыхательный и голосовой аппараты для получения оптимального звука во время работы на сцене; • Управлять мышцами лица для отражения различных эмоциональных окрасов речи; • Правильно и уверенно произносить реплики на сцене; • Самостоятельно готовиться к выступлению с речевым материалом. Воспитательные: • Чётко и правильно произносить слова, а так же их сложные сочетания; • Самостоятельно осуществлять расстановку смысловых ударений в предложениях (репликах); • Эмоционально окрашивать различными способами любые слова, словосочетания, предложения, монологи. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Репродуктивный метод, - Метод стимулирования и мотивации, - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - Метод создания ситуации успеха, - Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: - разработки бесед. Дидактическое обеспечение: - иллюстрации по сказкам; - картинки на тему «Эмоции»; - картинки по теме «Узнай сказку»; - картинки для составления рассказов. Первый год обучения Учебно-тематический план Номер п/п Название разделов, тем. Количество часов. Теория Практика Всего 1 Литературная деятельность 3 7 10 2 Культура и техника речи 2 6 8 3 Игровая деятельность 0 7 7 4 Промежуточная аттестация 1 1 21 26 Всего учебных часов 5 Календарно-тематическое планирование Месяц Тема Часы Содержание Путешествие по волшебному лесу с Зайкой Коськой и Ручейком, используя конспект занятия. Упражнения на артикуляцию и дикцию, используя конспект по актёрскому мастерству Формы контроля наблюдение Сентябрь «Игровая деятельность» 1 Сентябрь «Культура и техника речи» 2 Сентябрь «Литературная деятельность» 1 «Путешествие в страну сказок» (Машины сказки) Октябрь «Игровая деятельность» 1 Октябрь «Культура и техника речи» 1 Игры по методике «Бусоград», автор: М.И. Родина. Упражнения на артикуляцию, используя конспект по актерскому мастерству Игры на развитие моторно-слуховой памяти, пантомимики, мимики, расслабление мышц Дыхательные и артикуляционные упражнения, используя конспект упражнений по актерскому мастерству выполнение творческих заданий выполнение творческих заданий Разучивание и инсценировка стихотворения в переводе С.Я.Маршака «Перчатки» Наблюдение Ноябрь «Игровая деятельность» 1 Ноябрь «Культура и техника речи» 2 Ноябрь «Литературная деятельность» 2 выполнение творческих заданий Беседа выполнение творческих заданий выполнение творческих заданий Примечание Декабрь Декабрь Январь Январь Февраль «Культура и техника речи» «Игровая деятельность» «Игровая деятельность» «Культура и техника речи» «Игровая деятельность» 1 1 1 1 1 Февраль «Культура и техника речи» 1 Февраль «Литературная деятельность» 1 Март «Игровая деятельность» 1 Март «Литературная деятельность» 3 Апрель «Литературная деятельность» 2 Май «Литературная деятельность» 1 Май 1 26 Дикционные и интонационные упражнения Игры по методике «Бусоград». автор: М.И.Родина. Игры по методике «Бусоград». автор: М.И.Родина. Творческие игры со словом. Скороговорки выполнение творческих заданий выполнение творческих заданий выполнение творческих заданий Наблюдение Этюды на выполнение выражение эмоций, творческих жестов и заданий воспроизведение черт характера Речевая выполнение характеристика творческих персонажа. заданий Монолог и диалог Знакомство со сказкой о Невоспитанном мышонке Сказочное развлечение «Волшебный сундучок» «Сказка о Невоспитанном Мышонке» Распределение ролей, репетиции и выступление Наблюдение Игры с куклами настольного театра Би-ба-бо», театра теней, разыгрываем знакомые сказки, стихотворения. Интегрированное занятие «Я помню! Я горжусь!» Промежуточная аттестация выполнение творческих заданий Наблюдение Наблюдение выполнение творческих заданий Второй год обучения Учебно-тематический план Номер п/п Название разделов, тем. Количество часов. Теория Практика Всего 1 Литературная деятельность 3 7 10 2 Культура и техника речи 1 4 5 3 Игровая деятельность 0 2 2 4 Промежуточная аттестация 2 2 15 19 Всего учебных часов 4 Календарно-тематическое планирование Месяц Тема Часы Содержание Игры по актерскому мастерству. Сценка «Вежливые слова» Правила гигиены голоса; артикуляция и дикция. Используем конспект по актёрскому мастерству Формы контроля наблюдение Сентябрь «Игровая деятельность» 1 Сентябрь «Культура и техника речи» 1 Сентябрь «Литературная деятельность» 1 Моя любимая сказка Беседа Октябрь «Культура и техника речи» 1 Скороговорки Беседа Октябрь «Литературная деятельность» 1 Литературные жанры Беседа Ноябрь «Культура и техника речи» 1 Речевая характеристика персонажа Беседа Ноябрь «Литературная деятельность» 1 Этюды по сказке «Три поросенка» Декабрь «Литературная деятельность» 1 Театральные термины выполнение творческих заданий Наблюдение Беседа Примечание Декабрь «Игровая деятельность» 1 Декабрь Промежуточная аттестация 1 Январь «Литературная деятельность» 1 Знакомство детей с новым литературным произведением, со сказкой К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха» Январь «Литературная деятельность» 1 Февраль «Культура и техника речи» 1 Характеристика литературного героя по сказке «МухаЦокотуха» Творческие игры со словом Февраль «Литературная деятельность» 1 Март «Литературная деятельность» 1 Апрель «Культура и техника речи» 1 Апрель «Литературная деятельность» 1 Май «Литературная деятельность» 1 Май Промежуточная аттестация 1 19 «Волшебные игры с Феей Бусинкой» Знакомство детей с театральными профессиями Роль актёра в театре Упражнения на снятие мышечного напряжения, осанку, используя конспект по актерскому мастерству Знакомство с историей праздника «Вербное воскресенье» Интегрированное занятие «Я помню! Я горжусь!» Наблюдение выполнение творческих заданий Беседа Беседа выполнение творческих заданий Беседа Беседа выполнение творческих заданий Беседа выполнение творческих заданий Третий год обучения Учебно-тематический план Номер п/п Название разделов, тем. Количество часов. Теория Практика Всего 1 Литературная деятельность 2 7 9 2 Культура и техника речи 2 4 6 3 Игровая деятельность 0 2 2 4 Промежуточная аттестация 2 2 15 19 Всего учебных часов 4 Календарно-тематическое планирование Месяц Тема Часы Задачи Формы контроля наблюдение Сентябрь «Игровая деятельность» 1 Волшебные игры Феи Бусинки Сентябрь «Культура и техника речи» 2 Правила гигиены голоса; артикуляция и дикция. Конспект по актерскому мастерству выполнение творческих заданий Сентябрь «Литературная деятельность» 2 Этюды М.Чехова на выражение различных эмоций: «Потерялся», «Котята», «Маленький скульптор», «Часовой», «Робкий ребенок», «Повар лгун» выполнение творческих заданий Октябрь «Игровая деятельность» 1 Игры с бабушкой Забавой. Занятие на развитие навыков общения и взаимодействия детей в игре Наблюдение Примечание Октябрь «Культура и техника речи» 2 Творческие игры со словом Октябрь «Литературная деятельность» 2 Этюды М.Чехова на внимание, веру, наивность, фантазию, атмосферу Ноябрь «Культура и техника речи» 2 Скороговорки на проблемные звуки Беседа Декабрь «Литературная деятельность» 1 Знакомство с творчеством К.И. Чуковского, просмотр видео-книг и обсуждение Беседа Декабрь Промежуточная аттестация «Литературная деятельность» 1 Беседа Май «Литературная деятельность» 1 Май «Литературная деятельность» 2 Знакомство с историей праздника «Вербное воскресенье» Интегрированное занятие «Я помню! Я горжусь!» Знакомство с творчеством И. Крылова. Сочиняем басню сами Май Промежуточная аттестация 1 Март 1 19 выполнение творческих заданий выполнение творческих заданий Беседа