Пояснительная записка Рабочая программа педагога дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир в красках» является частью дополнительной образовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения Цель: Обобщение и закрепление знаний детей о животном мире, о важности сохранения животного мира, о взаимодействии человека с животными, обогащать представления детей о диких животных. Задачи: Образовательные: 1. Развить изобразительную деятельность детей; 2. Развить детское творчество; 3. Приобщить к изобразительному искусству (знакомство с произведениями изобразительного искусства); 4. Формировать познавательные интересы и действия в изобразительной деятельности; 5. Формировать эстетические качества и художественный вкус; 6. Формировать элементарные представления об изобразительном искусстве и его жанрах; Развивающие: 1. Развить наглядно-образное мышление в процессе соотнесения педагогических эскизов, фотографий с собственным замыслом 2. Формировать чувство цвета при составлении цветовых композиций 3. Расширить представления о животном мире, о важности сохранения животного мира Воспитательные: 1. Воспитать у детей стремления завершать работу, достигая целостности 2. Воспитать у детей интерес к самостоятельному поиску способа рисования 3. Воспитать эмоционально-эстетических чувств Планируемые результаты Образовательные: 1. Знать свойства материалов и правила работы с различными материалами; 2. Знать технические приемы изображения; 3. Вызвать у детей интерес к изобразительному искусству; 4. Использовать нетрадиционные изобразительные техники и способы изображения. Развивающие: 1. Создавать выразительные образы; 2. Создавать композицию, используя имеющиеся знания и умения; 3. Аккуратно работать с различными материалами; 4. Выполнять работу поэтапно 5. Сформированы знания о животном мире, отношении с человеком и особенностями поведения Воспитательные: 1. Самостоятельно подбирать цвет красок, материалы (пластилин, природный материал) для воплощения замысла; 2. Самостоятельно дополнять или изменять работу, применяя знания и навыки в области владения изобразительными техниками и способами; 3. Принимать участие в выставках и конкурсах различного уровня. 1 год обучения Учебно-тематический план Модуль «Животный мир» Всего № п/п Количество часов Теория Практика 1. Насекомые 2 2 2 Рыбы 1 1 3 2 2 4 Ракообразные, земноводные и пресмыкающиеся Птицы 2 2 5 Млекопитающие 2 1 1 Итого 9 1 8 Календарно-тематическое планирование Месяц ноябрь Название занятий Птицы часы Млекопитающие 1 Млекопитающие 1 Птицы 1 1 Содержание Форма Примечание контроля Педагогическое наблюдение «Сова в дупле». Показать детям фотографии и картинки – изображения совы. Закрыть лист бумаги гуашевыми красками (передать фактуру дерева); нарисовать дупло круговыми движениями; положить овал, вырезанный из ватного диска (тело совы) изобразить глаза, нарисовать клюв. «Домашние животные». Педагогическое Показать детям наблюдение картинки – схемы – изображения домашних животных, созданные с помощью геометрических фигур. Составить домашних животных из геометрических фигур Рассматривание Педагогическое дидактического и наблюдение наглядного материала. Репродукции известных художников. «Страусенок». Педагогическое Предложить детям наблюдение выполнить задание: составить образ декабрь Ракообразные, земноводные и пресмыкающиеся 1 Ракообразные, земноводные и пресмыкающиеся 1 Рыбы 1 Насекомые 2 Всего уч. часов 9 страусёнка из больших и маленьких кружочков. «Краб руками». Показать детям фотографии – изображения краба. Предложить детям выполнить задание: поставить два отпечатка кистями рук; изобразить глаза ватной палочкой. «Красивая черепаха». Показать фотографии – черепахи. Заполнить панцирь черепахи разноцветными пятнышками (использовать гуашевые краски и ватные палочки). «Рыбка мазками». Показать детям фотографии – изображения морских рыб. Положите на белый лист бумаги трафарет и заполнить его мазками (использовать яркие краски и плоскую кисть); снять трафарет; изобразить воду. «Божья коровка». Показать детям фотографии и картинки – изображения божьей коровки. Подготовить фон (использовать краски и поролоновые губки); нарисовать листья широкой кистью; приложить ватный диск; покрасить их красной краской; поставить точки чёрной краской; изобразить глаза. Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 2 год обучения Учебно-тематический план № п/п Модуль «Животный мир» Количество часов Всего Теория Практик а 1. Моллюски 2 2 Рыбы 2 2 2 3 Ракообразные, пресмыкающиеся Птицы и 2 2 2 2 4 5 земноводные Промежуточная аттестация 1 Млекопитающие. Выставка Итого 9 1 1 8 Календарно-тематическое планирование Месяц Ноябрь Название занятия Птицы Объём времени 1 Млекопита ющие 1 Птицы 1 Содержание занятий Форма контроля «Снегири». Рассказ о перелетных и зимующих птицах. Подготовить фон; изобразить снегирей с помощью штампов; изобразить ватной палочкой глаз, тонкой кисточкой путём примакивания – крылья и хвост; нарисовать ветки деревьев. Показать детям фотографии коров и быков, а также картинки – схем – изображения животных. изучение техники рисования «Витраж» и ее особенностей. Выставка Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение «Цыпленок вечером». Педагогическое Показать детям фотографии наблюдение – изображения цыплят. Подготовить фон в технике «по – сырому» (использовать акварельные краски); поставить на фон пятно чёрной тушью; нанести мазки по краям пятна сухой щетинной кисточкой – имитировать Примечание 1 Ракообразн ые, земноводн ые и пресмыкаю щиеся Дукабрь Рыбы 1 Ракообразн 1 ые, земноводн ые и пресмыкаю щиеся Рыбы 1 Моллюски 2 Всего уч.часов 9 пух цыплёнка; изобразить клюв и лапки. «Быстрые крабы». Показать детям фотографии и картинки (эскизы) – изображения крабов. Подготовить фон (использовать гуашевые краски); нарисовать краба с опорой на эскизы. «Дельфин» показать детям изображения дельфинов. Рассказать про особенности строения. Послушать музыку – звуки дельфина. Сделать фон в технике по мокрому. Изобразить дельфина в соответствующей цветовой гамме. «Царевна лягушка». Показать детям картинки, на которых изображена Царевна – лягушка. Подготовить фон (использовать гуашевые краски); поставить крупный мазок широкой круглой кистью – изобразить тело лягушки; нарисовать глаза, изобразить корону. Витраж «Рыбка». Показать детям фотографии рыбок и эскизы, отображающие варианты выполнения витражей. Предложить детям выполнить задание: нарисовать контур рыбки на прозрачной плёнке; рисунок заполнить акриловыми красками. «Древняя раковина». Показать детям фотографии – изображения древней раковины. Предложить детям выполнить задание: нарисовать контур раковины восковым мелком; раскрасить рисунок акварельными красками. Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 3 год обучения Учебно-тематический план № п/п Модуль «Животный мир» Количество часов Всего Теория Практика 1. Моллюски 2 1 2 Рыбы 1 1 3 Ракообразные, пресмыкающиеся Птицы и 2 2 2 2 4 5 земноводные Промежуточная Млекопитающие Итого аттестация 2 9 1 1 1 8 Календарно-тематическое планирование Месяц Название Часы Содержание Форма контроля Ноябрь Птицы 1 Педагогическое наблюдение Млекопитающие 1 «Ворона». Показать детям фотографии – изображения вороны. Изобразить силуэт вороны гуашью. Прорисовать детали (клюв, глаза, перья, лапы) оформить фон. «Щенок». Показать детям фотографии – изображения щенка. Предложить детям выполнить задание: нарисовать на листе бумаги щенка контурно восковыми мелками; заполнить лист с рисунком акварельной краской, чтобы контур образа проявился. Беседа о важности сохранения животного мира, о взаимодействии человека с животными. Изучение техники рисования природными штампами (картофель. яблоко, листья деревьев). Декабрь Млекопитающие 1 Птицы 1 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение «Снегирь». Показать Педагогическое детям фотографии – наблюдение изображения снегиря. Примечание Декабрь Ракообразные, 1 земноводные и пресмыкающиеся Ракообразные, 1 земноводные и пресмыкающиеся Рыбы 1 Моллюски 2 Подготовить фон гуашевыми красками (нанести краски на лист бумаги крупными мазками с помощью широкой малярной кисточки); нарисовать овал (будет тело снегиря); Дорисовать шею, голову и ноги снигиря; передать фактуру оперенья, нарисовать растительность. «Веселая лягушка». Показать детям фотографии – изображения лягушки. Подготовить фон (использовать акварельные краски); положить на фон трафарет для изображения лягушки; заполнить трафарет краской с помощью зубной щётки. «Стилизованный краб». Показать детям картинки – стилизованных изображения краба. Предложить детям выполнить задание: изобразить краба восковыми мелками на наждачной бумаге. «Стилизованная рыба». Показать детям картинки – стилизованные изображения рыб. Предложить детям выполнить задание: нарисовать фломастером контур стилизованной рыбы; закрасить фрагменты рисунка цветными карандашами и фломастерами. «Стилизованная улитка». Показать детям картинки – стилизованные изображения улиток. Предложить детям выполнить задание: сделать Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение предварительный рисунок улитки; заполнить рисунок штриховкой (использовать цветные карандаши фломастеры). Всего уч. часов 9 4 год обучения Учебно-тематический план Модуль «Животный мир» Всего № п/п Месяц Ноябрь Декабрь Количество часов Теория Практика 1. Моллюски 2 2 2 Рыбы 1 1 3 4 Ракообразные, пресмыкающиеся Птицы 5 6 земноводные и 2 1 1 1 1 Млекопитающие 2 2 Насекомые 1 1 Итого 9 8 1 Календарно-тематическое планирование Название занятия Птицы Часы Содержание занятий Форма контроля 1 Педагогическое наблюдение Млекопита ющие 1 Млекопита ющие 1 «Прекрасный павлин». Показать детям фотографии – изображения павлина Предложить детям выполнить задание: подготовить фон в технике мозаики; изобразить павлина; дополнить образ деталями. «Кошки в движении». Показать детям фотографии кошек, а также картинки – схемы отображающие различные позы кошек. Предложить детям выполнить задание: передать схематично динамичный образ кошки, применив приём силуэтного рисования (делать, опираясь на схемы). «Тигр». Показать детям фотографии - изображения тигра. Предложить детям выполнить задание: подготовить фон – нанести Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Примечание Декабрь Ракообразн 1 ые, земноводн ые и пресмыкаю щиеся Рыбы 1 1 Ракообразн ые, земноводн ые и пресмыкаю щиеся 1 Насекомые Моллюски 2 краску на плёнку, приложить к ней влажный лист бумаги и аккуратно снять его; изобразить тигра, добавить детали. Изучить технику гризайли, Педагогическое разнонаправленной наблюдение штриховки «На дне моря». Показать детям фотографии – изображения морских рыб. Предложить детям выполнить задание: подготовить фон; изобразить рыбу – бабочку (в технике акватуши); сделать белый контур рыбы. «Хамелеон в цвете». Показать детям фотографии хамелеона. Предложить детям выполнить задание: подготовить фон в технике гризайли (один цвет, несколько оттенков), при этом использовать прием заливки; нарисовать контур хамелеона; заполнить контур красками (наносить их мазками и стараться передать фактуру тела хамелеона). «Полянка с бабочками». Показать детям фотографии и картинки – изображения бабочек. Подготовить общий фон с помощью акварельных красок и влажных салфеток; нарисовать траву; изобразить цветы тонкими кисточками; приложить силуэт бабочек ,вырезанный из бумажных салфеток; заполнить силуэт краской, нанести узоры на крылья бабочек. «Улитка в цвете». Показать детям фотографии и картинки – изображения улиток. Предложить детям выполнить задание: подготовить фон Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение (использовать технику рисования с помощью пищевой плёнки); изобразить на фоне улитку. Количество уч. часов 9