Пояснительная записка
Рабочая программа педагога дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Мир в красках» является частью дополнительной образовательной
общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование
модулей по текущему году обучения
Цель: Обобщение и закрепление знаний детей о животном мире, о важности сохранения
животного мира, о взаимодействии человека с животными, обогащать представления детей о
диких животных.
Задачи:
Образовательные:
1.
Развить изобразительную деятельность детей;
2.
Развить детское творчество;
3.
Приобщить к изобразительному искусству (знакомство с произведениями
изобразительного искусства);
4.
Формировать познавательные интересы и действия в изобразительной
деятельности;
5.
Формировать эстетические качества и художественный вкус;
6.
Формировать элементарные представления об изобразительном искусстве и его
жанрах;
Развивающие:
1.
Развить наглядно-образное мышление в процессе соотнесения педагогических
эскизов, фотографий с собственным замыслом
2.
Формировать чувство цвета при составлении цветовых композиций
3.
Расширить представления о животном мире, о важности сохранения животного
мира
Воспитательные:
1.
Воспитать у детей стремления завершать работу, достигая целостности
2.
Воспитать у детей интерес к самостоятельному поиску способа рисования
3.
Воспитать эмоционально-эстетических чувств
Планируемые результаты
Образовательные:
1.
Знать свойства материалов и правила работы с различными материалами;
2.
Знать технические приемы изображения;
3.
Вызвать у детей интерес к изобразительному искусству;
4.
Использовать нетрадиционные изобразительные техники и способы
изображения.
Развивающие:
1.
Создавать выразительные образы;
2.
Создавать композицию, используя имеющиеся знания и умения;
3.
Аккуратно работать с различными материалами;
4.
Выполнять работу поэтапно
5.
Сформированы
знания о животном мире, отношении с человеком и
особенностями поведения
Воспитательные:
1.
Самостоятельно подбирать цвет красок, материалы (пластилин, природный
материал) для воплощения замысла;
2.
Самостоятельно дополнять или изменять работу, применяя знания и навыки в
области владения изобразительными техниками и способами;
3.
Принимать участие в выставках и конкурсах различного уровня.
1 год обучения
Учебно-тематический план
Модуль
«Животный мир»
Всего
№
п/п
Количество часов
Теория
Практика
1.
Насекомые
2
2
2
Рыбы
1
1
3
2
2
4
Ракообразные, земноводные и
пресмыкающиеся
Птицы
2
2
5
Млекопитающие
2
1
1
Итого
9
1
8
Календарно-тематическое планирование
Месяц
ноябрь
Название
занятий
Птицы
часы
Млекопитающие
1
Млекопитающие
1
Птицы
1
1
Содержание
Форма
Примечание
контроля
Педагогическое
наблюдение
«Сова в дупле».
Показать детям
фотографии и картинки
– изображения совы.
Закрыть лист бумаги
гуашевыми красками
(передать фактуру
дерева); нарисовать
дупло круговыми
движениями; положить
овал, вырезанный из
ватного диска (тело
совы) изобразить глаза,
нарисовать клюв.
«Домашние животные». Педагогическое
Показать детям
наблюдение
картинки – схемы –
изображения домашних
животных, созданные с
помощью
геометрических фигур.
Составить домашних
животных из
геометрических фигур
Рассматривание
Педагогическое
дидактического и
наблюдение
наглядного материала.
Репродукции известных
художников.
«Страусенок».
Педагогическое
Предложить детям
наблюдение
выполнить задание:
составить образ
декабрь
Ракообразные,
земноводные и
пресмыкающиеся
1
Ракообразные,
земноводные и
пресмыкающиеся
1
Рыбы
1
Насекомые
2
Всего уч. часов
9
страусёнка из больших
и маленьких
кружочков.
«Краб руками».
Показать детям
фотографии –
изображения краба.
Предложить детям
выполнить задание:
поставить два
отпечатка кистями рук;
изобразить глаза ватной
палочкой.
«Красивая черепаха».
Показать фотографии –
черепахи. Заполнить
панцирь черепахи
разноцветными
пятнышками
(использовать
гуашевые краски и
ватные палочки).
«Рыбка мазками».
Показать детям
фотографии –
изображения морских
рыб. Положите на
белый лист бумаги
трафарет и заполнить
его мазками
(использовать яркие
краски и плоскую
кисть); снять трафарет;
изобразить воду.
«Божья коровка».
Показать детям
фотографии и картинки
– изображения божьей
коровки. Подготовить
фон (использовать
краски и поролоновые
губки); нарисовать
листья широкой
кистью; приложить
ватный диск; покрасить
их красной краской;
поставить точки чёрной
краской; изобразить
глаза.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
2 год обучения
Учебно-тематический план
№
п/п
Модуль
«Животный мир»
Количество часов
Всего
Теория
Практик
а
1.
Моллюски
2
2
Рыбы
2
2
2
3
Ракообразные,
пресмыкающиеся
Птицы
и 2
2
2
2
4
5
земноводные
Промежуточная
аттестация 1
Млекопитающие. Выставка
Итого
9
1
1
8
Календарно-тематическое планирование
Месяц
Ноябрь
Название
занятия
Птицы
Объём
времени
1
Млекопита
ющие
1
Птицы
1
Содержание занятий
Форма контроля
«Снегири».
Рассказ
о
перелетных и зимующих
птицах. Подготовить фон;
изобразить
снегирей
с
помощью
штампов;
изобразить ватной палочкой
глаз, тонкой кисточкой
путём примакивания –
крылья и хвост; нарисовать
ветки деревьев.
Показать детям фотографии
коров и быков, а также
картинки
–
схем
–
изображения
животных.
изучение
техники
рисования «Витраж» и ее
особенностей. Выставка
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
«Цыпленок
вечером». Педагогическое
Показать детям фотографии наблюдение
– изображения цыплят.
Подготовить фон в технике
«по
–
сырому»
(использовать акварельные
краски); поставить на фон
пятно
чёрной
тушью;
нанести мазки по краям
пятна сухой щетинной
кисточкой – имитировать
Примечание
1
Ракообразн
ые,
земноводн
ые
и
пресмыкаю
щиеся
Дукабрь
Рыбы
1
Ракообразн 1
ые,
земноводн
ые
и
пресмыкаю
щиеся
Рыбы
1
Моллюски
2
Всего уч.часов
9
пух цыплёнка; изобразить
клюв и лапки.
«Быстрые крабы». Показать
детям
фотографии
и
картинки
(эскизы)
–
изображения
крабов.
Подготовить
фон
(использовать
гуашевые
краски); нарисовать краба с
опорой на эскизы.
«Дельфин» показать детям
изображения
дельфинов.
Рассказать про особенности
строения.
Послушать
музыку – звуки дельфина.
Сделать фон в технике по
мокрому.
Изобразить
дельфина
в
соответствующей цветовой
гамме.
«Царевна
лягушка».
Показать детям картинки,
на которых изображена
Царевна
–
лягушка.
Подготовить
фон
(использовать
гуашевые
краски); поставить крупный
мазок широкой круглой
кистью – изобразить тело
лягушки; нарисовать глаза,
изобразить корону.
Витраж «Рыбка». Показать
детям фотографии рыбок и
эскизы,
отображающие
варианты
выполнения
витражей.
Предложить
детям выполнить задание:
нарисовать контур рыбки на
прозрачной плёнке; рисунок
заполнить
акриловыми
красками.
«Древняя
раковина».
Показать детям фотографии
– изображения древней
раковины.
Предложить
детям выполнить задание:
нарисовать
контур
раковины
восковым
мелком; раскрасить рисунок
акварельными красками.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
3 год обучения
Учебно-тематический план
№
п/п
Модуль
«Животный мир»
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Моллюски
2
1
2
Рыбы
1
1
3
Ракообразные,
пресмыкающиеся
Птицы
и 2
2
2
2
4
5
земноводные
Промежуточная
Млекопитающие
Итого
аттестация 2
9
1
1
1
8
Календарно-тематическое планирование
Месяц
Название
Часы
Содержание
Форма
контроля
Ноябрь
Птицы
1
Педагогическое
наблюдение
Млекопитающие
1
«Ворона».
Показать
детям фотографии –
изображения
вороны.
Изобразить
силуэт
вороны
гуашью.
Прорисовать
детали
(клюв,
глаза,
перья,
лапы) оформить фон.
«Щенок».
Показать
детям фотографии –
изображения
щенка.
Предложить
детям
выполнить
задание:
нарисовать на листе
бумаги щенка контурно
восковыми
мелками;
заполнить
лист
с
рисунком акварельной
краской, чтобы контур
образа проявился.
Беседа о важности
сохранения животного
мира, о взаимодействии
человека с животными.
Изучение техники
рисования природными
штампами (картофель.
яблоко, листья деревьев).
Декабрь
Млекопитающие
1
Птицы
1
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
«Снегирь».
Показать Педагогическое
детям фотографии – наблюдение
изображения
снегиря.
Примечание
Декабрь
Ракообразные,
1
земноводные и
пресмыкающиеся
Ракообразные,
1
земноводные и
пресмыкающиеся
Рыбы
1
Моллюски
2
Подготовить
фон
гуашевыми
красками
(нанести краски на лист
бумаги
крупными
мазками с
помощью
широкой
малярной
кисточки);
нарисовать
овал
(будет
тело
снегиря);
Дорисовать
шею, голову и ноги
снигиря;
передать
фактуру
оперенья,
нарисовать
растительность.
«Веселая
лягушка».
Показать
детям
фотографии
–
изображения лягушки.
Подготовить
фон
(использовать
акварельные
краски);
положить
на
фон
трафарет
для
изображения лягушки;
заполнить
трафарет
краской с помощью
зубной щётки.
«Стилизованный краб».
Показать детям картинки
–
стилизованных
изображения
краба.
Предложить
детям
выполнить
задание:
изобразить
краба
восковыми мелками на
наждачной бумаге.
«Стилизованная рыба».
Показать детям картинки
–
стилизованные
изображения
рыб.
Предложить
детям
выполнить
задание:
нарисовать фломастером
контур
стилизованной
рыбы;
закрасить
фрагменты
рисунка
цветными карандашами
и фломастерами.
«Стилизованная улитка».
Показать детям картинки
–
стилизованные
изображения
улиток.
Предложить
детям
выполнить
задание:
сделать
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
предварительный
рисунок
улитки;
заполнить
рисунок
штриховкой
(использовать цветные
карандаши фломастеры).
Всего уч. часов
9
4 год обучения
Учебно-тематический план
Модуль
«Животный мир»
Всего
№
п/п
Месяц
Ноябрь
Декабрь
Количество часов
Теория
Практика
1.
Моллюски
2
2
2
Рыбы
1
1
3
4
Ракообразные,
пресмыкающиеся
Птицы
5
6
земноводные
и 2
1
1
1
1
Млекопитающие
2
2
Насекомые
1
1
Итого
9
8
1
Календарно-тематическое планирование
Название
занятия
Птицы
Часы
Содержание занятий
Форма контроля
1
Педагогическое
наблюдение
Млекопита
ющие
1
Млекопита
ющие
1
«Прекрасный
павлин».
Показать детям фотографии
– изображения павлина
Предложить
детям
выполнить
задание:
подготовить фон в технике
мозаики;
изобразить
павлина; дополнить образ
деталями.
«Кошки
в
движении».
Показать детям фотографии
кошек, а также картинки –
схемы
отображающие
различные позы кошек.
Предложить
детям
выполнить
задание:
передать
схематично
динамичный образ кошки,
применив приём силуэтного
рисования (делать, опираясь
на схемы).
«Тигр». Показать детям
фотографии - изображения
тигра. Предложить детям
выполнить
задание:
подготовить фон – нанести
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Примечание
Декабрь
Ракообразн 1
ые,
земноводн
ые
и
пресмыкаю
щиеся
Рыбы
1
1
Ракообразн
ые,
земноводн
ые
и
пресмыкаю
щиеся
1
Насекомые
Моллюски
2
краску
на
плёнку,
приложить к ней влажный
лист бумаги и аккуратно
снять его; изобразить тигра,
добавить детали.
Изучить технику гризайли, Педагогическое
разнонаправленной
наблюдение
штриховки
«На дне моря». Показать
детям
фотографии
–
изображения морских рыб.
Предложить
детям
выполнить
задание:
подготовить
фон;
изобразить рыбу – бабочку
(в
технике
акватуши);
сделать белый контур рыбы.
«Хамелеон
в
цвете».
Показать детям фотографии
хамелеона.
Предложить
детям выполнить задание:
подготовить фон в технике
гризайли
(один
цвет,
несколько оттенков), при
этом использовать прием
заливки; нарисовать контур
хамелеона;
заполнить
контур красками (наносить
их мазками и стараться
передать фактуру тела
хамелеона).
«Полянка с бабочками».
Показать детям фотографии
и картинки – изображения
бабочек.
Подготовить
общий фон с помощью
акварельных
красок
и
влажных
салфеток;
нарисовать
траву;
изобразить цветы тонкими
кисточками;
приложить
силуэт бабочек ,вырезанный
из бумажных салфеток;
заполнить силуэт краской,
нанести узоры на крылья
бабочек.
«Улитка в цвете». Показать
детям
фотографии
и
картинки – изображения
улиток. Предложить детям
выполнить
задание:
подготовить
фон
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
(использовать
технику
рисования
с
помощью
пищевой
плёнки);
изобразить на фоне улитку.
Количество уч. часов
9