Управление образования Березовского городского округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 14.08.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 114 от 14.08.2024 г.
Рабочая программа педагога
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Искусство вязания крючком»
Возраст учащихся: 8 - 15 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель программы:
Тимофеева Надежда Олеговна
педагог дополнительного образования
г. Березовский
Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Искусство вязания крючком» является частью дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование
первого года обучения
Программа «Искусство вязания крючком» позволяет наглядно познакомиться с большим
разнообразием пряжи, получить знания о цвете и композиции, познакомиться с изделиями,
выполненными в разных техниках, связать разнообразные вещи и носить их в повседневной
жизни, так же связать игрушки и сувениры. Срок реализации 1 года.
Цель и задачи
Цель: привить знания о художественном вязании и изучить разные техники вязания
крючком для формирования художественно-эстетического вкуса у учащихся.
Исходя из цели, предусматривается решение следующих задач:
Образовательные:
- привить знания о художественном вязании;
- обучить техники изготовления изделия;
- учить эстетически оформлять свои изделия;
- научить основам цветоведения и композиции;
- учить изготовлять изделия по схеме.
Развивающие:
- развивать интерес к народным промыслам, способность ценить прекрасное и стремление
создавать его своими руками;
- развивать творческие способности учащихся и их эстетический вкус.
Воспитательные:
- прививать навыки ручного труда;
- воспитывать самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность,
внимание, усидчивость, терпение и уважение к творчеству других;
- формировать эстетическую культуру учащихся.
Особенностью обучения является ориентация на развитие:
- творческого подхода к работе;
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления;
- умения аргументировать свою позицию.
Наиболее распространенные методы занятий в объединении:
Объяснительно-иллюстративный, наглядный метод
Репродуктивный метод
Игровой метод
Метод стимулирования и мотивации
Метод создания проблемно-поисковых ситуаций
Метод создания ситуации успеха
Методы взаимоконтроля.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- требования к технике безопасности на занятия.
Планируемый результат
Образовательные
- общие сведения о художественном вязании крючком;
- историю развития вязального ремесла;
- материалы, инструменты и приспособления;
- требования безопасности труда;
- технологию изготовления изделий;
- основные сведения о композиции и световой гармонии.
Развивающие:
- организовать свой труд на рабочем месте;
- соблюдать правила техники безопасности;
- составлять несложные схемы и работать по ним;
- вязать основные элементы;
- использовать цвет, как средство выразительности, сочетать цвета;
- видеть красоту и изящество в изделиях декоративно-прикладного творчества;
Воспитательные:
- трудолюбие, усидчивость, аккуратность;
- целеустремленность в достижении поставленной цели;
- творческое мышление и способность самовыражения.
Учебно-тематический план
Темы
Вводное занятия
Основные приемы вязания крючком
Упражнение из столбиков и воздушных петель
Плед
Шарф, снуд
Шапка, капор
Варежки, митенки
Носки, тапочки
Манишка
Толстовка, пончо
Игрушка с наполнением
Брелки
Летние шляпы
Промежуточная аттестация
Всего учебных часов
Итого
всего
Теория
Практика
2
4
4
8
14
14
12
12
10
24
20
10
8
2
144
2
2
1
1
2
2
1
1
2
4
2
2
1
2
25
144
2
3
7
12
12
11
11
8
20
18
8
7
119
Календарно-тематическое планирование
Месяц
№п/п
Название темы
Содержание
Часы
Формы
контроля
сентябрь
Вводное занятия
История развития
художественного
вязания. Знакомство с
программой и
правилами поведения.
Знакомство с
инструментами и
материалами,
необходимыми для
занятий.
2
Опрос
сентябрь
Основные приемы
вязания крючком
Правила безопасности
труда при вязании.
Правило положения рук
во время работы.
Подготовка рабочего
места. Зарисовка
основных символов
схем вязания. Освоение
приемов вязания.
2
Опрос
сентябрь
Основные приемы
вязания крючком
Зарисовка основных
символов схем вязания.
Освоение приемов
вязания.
2
Опрос
сентябрь
Упражнение из
столбиков и
воздушных петель.
Зарисовка условных
обозначений столбиков
и воздушных петель.
2
Опрос
сентябрь
Упражнение из
столбиков и
воздушных петель.
Запись и зарисовка схем
упражнений.
Выполнение
упражнений.
2
Опрос
сентябрь
Плед
Подготовка пряжи.
Подбор крючка, под
выбранную пряжу.
2
Опрос
сентябрь
Плед
Выбор узора, зарисовка
схем. Вязание образца.
2
Опрос
сентябрь
Плед
Вязание пледа.
2
Опрос
октябрь
Плед
Вязание пледа.
2
Опрос
Примечание
октябрь
Шарф, снуд.
Подбор пряжи и узора.
Зарисовка схем
выполнения узоров.
2
Опрос
октябрь
Шарф, снуд.
Понятия о рапорте.
Значение цвета.
Свойства цвета:
цветовой тон, яркость
или светлота,
насыщенность.
Взаимодополняющие
цвета, теплые и
холодные.
2
Опрос
октябрь
Шарф, снуд.
Проработка узора из
столбиков с накидом
(лицевые и
изнаночные). Вязание
образца.
2
Опрос
октябрь
Шарф, снуд.
Вязание изделия.
2
Опрос
октябрь
Шарф, снуд.
Вязание изделия.
2
Опрос
октябрь
Шарф, снуд.
Вязание изделия.
2
Опрос
октябрь
Шарф, снуд.
Обвязка изделия.
2
Опрос
октябрь
Шапка, капор.
Два способа вязания
шапки (поперечный и
круговой). Подбор
пряжи и узора.
2
Опрос
ноябрь
Шапка, капор.
Зарисовка схем
выполнения узоров.
2
Опрос
ноябрь
Шапка, капор.
Построение чертежа.
Как прибавлять и
убавлять петельки.
2
Опрос
ноябрь
Шапка, капор.
Вязание образца.
2
Опрос
ноябрь
Шапка, капор.
Вязание изделия.
2
Опрос
ноябрь
Шапка, капор.
Вязание изделия.
2
Опрос
ноябрь
Шапка, капор.
Обвязка изделия.
2
Опрос
ноябрь
Варежки, митенки.
Способы вязания
манжеты. Подбор
пряжи и узора.
2
Опрос
ноябрь
Варежки, митенки.
Зарисовка схем
выполнения узоров.
2
Опрос
ноябрь
Варежки, митенки.
Вязание образца.
2
Опрос
декабрь
Варежки, митенки.
Вязание изделия.
2
Опрос
декабрь
Варежки, митенки.
Вязание изделия.
2
Опрос
декабрь
Варежки, митенки.
Обвязка изделия.
2
Опрос
декабрь
Носки, тапочки
Два способа вязания
носков. Подбор пряжи и
узора.
2
Опрос
декабрь
Носки, тапочки
Зарисовка схем
выполнения узоров.
2
Опрос
декабрь
Носки, тапочки
Вязание образца.
Вязание изделия.
2
Опрос
декабрь
Носки, тапочки
Вязание изделия.
2
Опрос
декабрь
Носки, тапочки
Вязание изделия.
2
Опрос
январь
Носки, тапочки
Обвязка изделия.
2
Опрос
январь
Манишка.
Виды манишек и
способы их вязания.
Подбор пряжи и узора.
2
Опрос
январь
Манишка.
Зарисовка схем
выполнения узоров.
Построение чертежа.
2
Опрос
январь
Манишка.
Вязание изделия.
2
Опрос
январь
Манишка.
Вязание изделия.
2
Опрос
январь
Манишка.
Обвязка изделия.
2
Опрос
январь
Толстовка, пончо
Виды толстовок и
пончо и способы их
вязания. Подбор пряжи
и узора.
2
Опрос
февраль
Толстовка, пончо
Зарисовка схем
выполнения узоров.
Построение чертежа.
2
Опрос
февраль
Толстовка, пончо
Вязание образца.
Вязание изделия.
2
Опрос
февраль
Толстовка, пончо
Вязание изделия.
2
Опрос
февраль
Толстовка, пончо
Вязание изделия.
2
Опрос
февраль
Толстовка, пончо
Вязание изделия.
2
Опрос
февраль
Толстовка, пончо
Вязание изделия.
2
Опрос
февраль
Толстовка, пончо
Вязание изделия.
2
Опрос
февраль
Толстовка, пончо
Вязание изделия.
2
Опрос
февраль
Толстовка, пончо
Вязание изделия.
2
Опрос
февраль
Толстовка, пончо
Обвязка изделия.
2
Опрос
март
Толстовка, пончо
Декорирование изделия. 2
Опрос
март
Игрушка с
наполнением
Виды игрушек и
способы их вязания.
Виды наполнителя, для
игрушек. Подбор
пряжи.
2
Опрос
март
Игрушка с
наполнением
Построение чертежа.
2
Опрос
март
Игрушка с
наполнением
Вывязывание частей
игрушки.
2
Опрос
март
Игрушка с
наполнением
Вывязывание частей
игрушки.
2
Опрос
март
Игрушка с
наполнением
Вывязывание частей
игрушки.
2
Опрос
март
Игрушка с
наполнением
Вывязывание частей
игрушки.
2
Опрос
март
Игрушка с
наполнением
Вывязывание частей
игрушки.
2
Опрос
апрель
Игрушка с
наполнением
Сборка готового
изделия.
2
Опрос
апрель
Игрушка с
наполнением
Наполнение игрушки.
2
Опрос
апрель
Игрушка с
наполнением
Декорирование
игрушки.
2
Опрос
апрель
Брелки
. Виды брелков (с
наполнением и без
наполнения). Подбор
пряжи.
2
Опрос
апрель
Брелки
Построение чертежа.
2
Опрос
апрель
Брелки
Вязание брелка.
2
Опрос
апрель
Брелки
Декорирование брелка.
2
Опрос
апрель
Брелки.
Фиксация фурнитуры.
2
Опрос
апрель
Летние шляпы
Виды шляп. Из чего
2
Опрос
шляпы вяжут (пряжа из
хлопка, рафии). Что
такое регилин и зачем
он нужен. Подбор
пряжи и узора.
май
Летние шляпы
Зарисовка схем
выполнения узоров.
Построение чертежа.
2
Опрос
май
Летние шляпы
Вывязывание шляпы с
ввязыванием регилина.
2
Опрос
май
Летние шляпы
Декорирование изделия. 2
Опрос
май
Промежуточная
аттестация
Написание теста. Отбор
работ и оформление
выставки.
Тест
2