Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Рабочая программа педагога к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Искусство вязания крючком» Возраст учащихся: 8 - 15 лет Срок реализации: 1 год Составитель программы: Тимофеева Надежда Олеговна педагог дополнительного образования г. Березовский Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Искусство вязания крючком» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование первого года обучения Программа «Искусство вязания крючком» позволяет наглядно познакомиться с большим разнообразием пряжи, получить знания о цвете и композиции, познакомиться с изделиями, выполненными в разных техниках, связать разнообразные вещи и носить их в повседневной жизни, так же связать игрушки и сувениры. Срок реализации 1 года. Цель и задачи Цель: привить знания о художественном вязании и изучить разные техники вязания крючком для формирования художественно-эстетического вкуса у учащихся. Исходя из цели, предусматривается решение следующих задач: Образовательные: - привить знания о художественном вязании; - обучить техники изготовления изделия; - учить эстетически оформлять свои изделия; - научить основам цветоведения и композиции; - учить изготовлять изделия по схеме. Развивающие: - развивать интерес к народным промыслам, способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками; - развивать творческие способности учащихся и их эстетический вкус. Воспитательные: - прививать навыки ручного труда; - воспитывать самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность, внимание, усидчивость, терпение и уважение к творчеству других; - формировать эстетическую культуру учащихся. Особенностью обучения является ориентация на развитие: - творческого подхода к работе; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы занятий в объединении: Объяснительно-иллюстративный, наглядный метод Репродуктивный метод Игровой метод Метод стимулирования и мотивации Метод создания проблемно-поисковых ситуаций Метод создания ситуации успеха Методы взаимоконтроля. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - требования к технике безопасности на занятия. Планируемый результат Образовательные - общие сведения о художественном вязании крючком; - историю развития вязального ремесла; - материалы, инструменты и приспособления; - требования безопасности труда; - технологию изготовления изделий; - основные сведения о композиции и световой гармонии. Развивающие: - организовать свой труд на рабочем месте; - соблюдать правила техники безопасности; - составлять несложные схемы и работать по ним; - вязать основные элементы; - использовать цвет, как средство выразительности, сочетать цвета; - видеть красоту и изящество в изделиях декоративно-прикладного творчества; Воспитательные: - трудолюбие, усидчивость, аккуратность; - целеустремленность в достижении поставленной цели; - творческое мышление и способность самовыражения. Учебно-тематический план Темы Вводное занятия Основные приемы вязания крючком Упражнение из столбиков и воздушных петель Плед Шарф, снуд Шапка, капор Варежки, митенки Носки, тапочки Манишка Толстовка, пончо Игрушка с наполнением Брелки Летние шляпы Промежуточная аттестация Всего учебных часов Итого всего Теория Практика 2 4 4 8 14 14 12 12 10 24 20 10 8 2 144 2 2 1 1 2 2 1 1 2 4 2 2 1 2 25 144 2 3 7 12 12 11 11 8 20 18 8 7 119 Календарно-тематическое планирование Месяц №п/п Название темы Содержание Часы Формы контроля сентябрь Вводное занятия История развития художественного вязания. Знакомство с программой и правилами поведения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для занятий. 2 Опрос сентябрь Основные приемы вязания крючком Правила безопасности труда при вязании. Правило положения рук во время работы. Подготовка рабочего места. Зарисовка основных символов схем вязания. Освоение приемов вязания. 2 Опрос сентябрь Основные приемы вязания крючком Зарисовка основных символов схем вязания. Освоение приемов вязания. 2 Опрос сентябрь Упражнение из столбиков и воздушных петель. Зарисовка условных обозначений столбиков и воздушных петель. 2 Опрос сентябрь Упражнение из столбиков и воздушных петель. Запись и зарисовка схем упражнений. Выполнение упражнений. 2 Опрос сентябрь Плед Подготовка пряжи. Подбор крючка, под выбранную пряжу. 2 Опрос сентябрь Плед Выбор узора, зарисовка схем. Вязание образца. 2 Опрос сентябрь Плед Вязание пледа. 2 Опрос октябрь Плед Вязание пледа. 2 Опрос Примечание октябрь Шарф, снуд. Подбор пряжи и узора. Зарисовка схем выполнения узоров. 2 Опрос октябрь Шарф, снуд. Понятия о рапорте. Значение цвета. Свойства цвета: цветовой тон, яркость или светлота, насыщенность. Взаимодополняющие цвета, теплые и холодные. 2 Опрос октябрь Шарф, снуд. Проработка узора из столбиков с накидом (лицевые и изнаночные). Вязание образца. 2 Опрос октябрь Шарф, снуд. Вязание изделия. 2 Опрос октябрь Шарф, снуд. Вязание изделия. 2 Опрос октябрь Шарф, снуд. Вязание изделия. 2 Опрос октябрь Шарф, снуд. Обвязка изделия. 2 Опрос октябрь Шапка, капор. Два способа вязания шапки (поперечный и круговой). Подбор пряжи и узора. 2 Опрос ноябрь Шапка, капор. Зарисовка схем выполнения узоров. 2 Опрос ноябрь Шапка, капор. Построение чертежа. Как прибавлять и убавлять петельки. 2 Опрос ноябрь Шапка, капор. Вязание образца. 2 Опрос ноябрь Шапка, капор. Вязание изделия. 2 Опрос ноябрь Шапка, капор. Вязание изделия. 2 Опрос ноябрь Шапка, капор. Обвязка изделия. 2 Опрос ноябрь Варежки, митенки. Способы вязания манжеты. Подбор пряжи и узора. 2 Опрос ноябрь Варежки, митенки. Зарисовка схем выполнения узоров. 2 Опрос ноябрь Варежки, митенки. Вязание образца. 2 Опрос декабрь Варежки, митенки. Вязание изделия. 2 Опрос декабрь Варежки, митенки. Вязание изделия. 2 Опрос декабрь Варежки, митенки. Обвязка изделия. 2 Опрос декабрь Носки, тапочки Два способа вязания носков. Подбор пряжи и узора. 2 Опрос декабрь Носки, тапочки Зарисовка схем выполнения узоров. 2 Опрос декабрь Носки, тапочки Вязание образца. Вязание изделия. 2 Опрос декабрь Носки, тапочки Вязание изделия. 2 Опрос декабрь Носки, тапочки Вязание изделия. 2 Опрос январь Носки, тапочки Обвязка изделия. 2 Опрос январь Манишка. Виды манишек и способы их вязания. Подбор пряжи и узора. 2 Опрос январь Манишка. Зарисовка схем выполнения узоров. Построение чертежа. 2 Опрос январь Манишка. Вязание изделия. 2 Опрос январь Манишка. Вязание изделия. 2 Опрос январь Манишка. Обвязка изделия. 2 Опрос январь Толстовка, пончо Виды толстовок и пончо и способы их вязания. Подбор пряжи и узора. 2 Опрос февраль Толстовка, пончо Зарисовка схем выполнения узоров. Построение чертежа. 2 Опрос февраль Толстовка, пончо Вязание образца. Вязание изделия. 2 Опрос февраль Толстовка, пончо Вязание изделия. 2 Опрос февраль Толстовка, пончо Вязание изделия. 2 Опрос февраль Толстовка, пончо Вязание изделия. 2 Опрос февраль Толстовка, пончо Вязание изделия. 2 Опрос февраль Толстовка, пончо Вязание изделия. 2 Опрос февраль Толстовка, пончо Вязание изделия. 2 Опрос февраль Толстовка, пончо Вязание изделия. 2 Опрос февраль Толстовка, пончо Обвязка изделия. 2 Опрос март Толстовка, пончо Декорирование изделия. 2 Опрос март Игрушка с наполнением Виды игрушек и способы их вязания. Виды наполнителя, для игрушек. Подбор пряжи. 2 Опрос март Игрушка с наполнением Построение чертежа. 2 Опрос март Игрушка с наполнением Вывязывание частей игрушки. 2 Опрос март Игрушка с наполнением Вывязывание частей игрушки. 2 Опрос март Игрушка с наполнением Вывязывание частей игрушки. 2 Опрос март Игрушка с наполнением Вывязывание частей игрушки. 2 Опрос март Игрушка с наполнением Вывязывание частей игрушки. 2 Опрос апрель Игрушка с наполнением Сборка готового изделия. 2 Опрос апрель Игрушка с наполнением Наполнение игрушки. 2 Опрос апрель Игрушка с наполнением Декорирование игрушки. 2 Опрос апрель Брелки . Виды брелков (с наполнением и без наполнения). Подбор пряжи. 2 Опрос апрель Брелки Построение чертежа. 2 Опрос апрель Брелки Вязание брелка. 2 Опрос апрель Брелки Декорирование брелка. 2 Опрос апрель Брелки. Фиксация фурнитуры. 2 Опрос апрель Летние шляпы Виды шляп. Из чего 2 Опрос шляпы вяжут (пряжа из хлопка, рафии). Что такое регилин и зачем он нужен. Подбор пряжи и узора. май Летние шляпы Зарисовка схем выполнения узоров. Построение чертежа. 2 Опрос май Летние шляпы Вывязывание шляпы с ввязыванием регилина. 2 Опрос май Летние шляпы Декорирование изделия. 2 Опрос май Промежуточная аттестация Написание теста. Отбор работ и оформление выставки. Тест 2