РП Творческая каллиграфия (1)

Управление образования Березовского муниципального округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025 г.

Рабочая программа
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
социально-гуманитарной направленности
«Творческая каллиграфия»

Возраст учащихся: 8 - 12 лет
Срок реализации программы: 1 год

Составитель программы:
Байнова А.В.,
педагог дополнительного образования

г. Березовский

Пояснительная записка
Рабочая программа является частью дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Творческая каллиграфия» и представляет собой календарнотематическое планирование программы на текущий год обучения.
Срок освоения программы - 1 год
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель общеразвивающей программы: формирование знаний и развитие способностей
учащихся в области каллиграфического искусства, приобщение к общечеловеческим
нравственным ориентациям посредством создания творческих каллиграфических работ.
Исходя из цели программы предусматривается решение следующих задач:
Обучающие:
- дать представление об истоках становления и развития письменности,
каллиграфического искусства;
- подчеркнуть важность навыков чистописания как основы процесса образования и
формирования духовных и личностных качеств человека;
- познакомить с каллиграфическими почерками и стилями;
- обучить приемам работы с основными видами каллиграфических инструментов;
- обучить формированию текстового массива,
- обучить основам проектирования: принципам построения макета будущего
произведения и поэтапной реализации творческой задумки от момента идеи до готового
произведения,
- обучить применению методов и приёмов каллиграфической творческой
деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни,
- привить правила санитарно-гигиенических условий письма, научить организовывать
своё рабочее место для практической работы.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать изобразительные способности, эстетический вкус, композиционное
чувство в шрифтовой графике;
- развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер;
- развивать творческое мышление и образное воображение;
- развивать эмоциональную устойчивость, трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
- совершенствование умения поиска нужной для выполнения поставленной задачи
информации с использованием различных источников.
Воспитательные:
- помочь учащимся обогатить свой внутренний мир;
- формировать общую культуру учащихся;
- воспитывать художественный вкус,
- прививать уважительное отношение к иному мнению, к творчеству других;
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, волю, способность концентрировать
внимание.
- воспитывать ценностное отношение к своей Родине через изучение традиций
отечественной культуры.
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация
на развитие:
- творческого подхода к деятельности;
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления.
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:

- объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- репродуктивный метод,
- метод стимулирования и мотивации,
- метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- метод создания ситуации успеха,
- методы самоконтроля и взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседа;
- выполнение практических работ.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятиях.
Наглядные пособия:
- образцы работ;
- иллюстрации;
- демонстрация выполнения задания на классной доске.
Дидактическое обеспечение:
- листы прописей;
- карточки заданий.
Планируемые результаты
Учащиеся знают:
- историю появления и развития русского письма, книжных традиций, роли языка и
речи в жизни людей;
- что такое искусство каллиграфии и как оно помогает человеку в его
самосовершенствовании;
- о важности навыков чистописания как основы процесса образования и
формирования духовных и личностных качеств человека;
- основы проектирования;
- основные шрифтовых стили и формы, области их применения;
- виды каллиграфических инструментов, правила пользования ими;
- правила формирования текстового массива.
Учащиеся умеют:
- соблюдать санитарно-гигиенические условия письма, организовывать своё рабочее
место для практической работы;
- пользоваться каллиграфическими инструментами;
- найти нужную для выполнения поставленной задачи информацию с использованием
дополнительных возможностей сети Интернет, библиотек;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, контролировать и корректировать
свою деятельность в процессе выполнения задания;
- определять элементы художественно-каллиграфической композиции на листе;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- оценивать качество исполненной работы, видеть недостатки и исправлять их,
- применять методы и приёмы каллиграфической творческой деятельности в
основном учебном процессе и повседневной жизни.
Личностные результаты:
- познавательный интерес к языковой и речевой деятельности,
- отношение к каллиграфии как к творчеству, способу самовыражения;
- развитие мелкой моторики рук, устойчивого почерка;

- развитие трудолюбия, аккуратности, усидчивости, эмоциональной устойчивости;
- проявление образного мышления, воображения, фантазии, творческого
самовыражения, эстетического вкуса;
- целеустремленность в достижении поставленной цели;
- уважительное отношения к иному мнению, к творчеству других;
- стремление к координации при выполнении коллективных работ;
- ценностное отношение к своей Родине через изучение традиций отечественной
культуры.
Учебный (тематический) план
на 2025-2026 учебный год
№
п/п

Количество часов
Название темы

всего теория

практ.

1. 1Введение.
История
каллиграфии.
. Инструменты и материалы
2. 3Организационные и гигиенические
. требования к письму. Устройство и
принципы работы пера, положение
держателя
3.
Понятие горизонтали. Наклон пера
«без наклона» 0 градусов. Письмо
элементов пером без наклона.
4.
Понятие вертикали. Наклон пера
«вертикальный» - 90 градусов
5. Наклон пера «полунаклон» - 45
градусов

2

2

-

2

1

1

2

-

2

2

-

2

2

-

2

Анатомия шрифта. Названия и формы
основных элементов букв

2

1

1

7. 4Почерк
«Древнерусский
Устав».
. История
русской
письменности.
Происхождение
«Древнерусского
Устава». Понятие ритма
8. Построение букв Древнерусского
Устава. Элементы росписи

2

1

1

2

-

2

Композиция с Древнерусским Уставом

4

-

4

10. Почерк Русская Скоропись. История
происхождения и развития Скорописи.
Основные типы скорописи
11. Пластические особенности Русской
Скорописи. Остроконечное перо

2

1

1

2

1

1

6.

9.

Формы
аттестации/
контроля
Беседа, пед.
наблюдение
Беседа, практич.
работа, пед.
наблюдение
Практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение,
анализ
Практич. работа,
пед. наблюдение,
анализ
Практич. работа,
пед. наблюдение,
анализ
Беседа,
практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение
Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение
Практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение,
анализ
Творческая
работа, пед.
наблюдение,
выставка работ
Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение
Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение,

анализ
12. Вариативность букв Скорописи

2

-

2

13. Композиционно-ритмическое
воспроизведение текста Скорописью

2

-

2

14. Композиция с Русской Скорописью

4

-

4

15. Почерк Русская Вязь. История и
пластические особенности почерка
16. Воспроизведение и декорирование
отдельных букв Вязи

2

2

-

2

-

2

17. Воспроизведение
буквосочетаний,
слов и строк, способы сокращений и
декорирования в Русской Вязи.
Орнаменты. Орнаментальные цепочки
18. Композиция с Русской Вязью

2

-

2

4

-

4

19. Каллиграфическое рисование. Рисунки
монолинией
20. Стиль письма Копперплейт.
Специфика обращения с
остроконечным пером во время
письма элементов Английского
курсива. Особенности позы и
постановки пальцев для выполнения
элементов. Ритмические элементарные
ряды
21. Начертание базовых букв
Английского курсива

2

-

2

2

1

1

2

-

2

22. Воспроизведение декоративных букв
Английского курсива. Завитки

2

-

2

23. Орнаментальные изображения в стиле
Английский курсив

2

-

2

24. Шрифтовая культура. Акцидентные и
текстовые форматы письма
25. Изготовление
поздравительных
открыток, карточек

2

1

1

4

-

4

26. Леттеринг

4

1

3

Практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение
Практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение,
анализ
Творческая
работа, пед.
наблюдение,
выставка работ
Беседа,
пед. наблюдение
Практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение,
анализ
Практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение
Творческая
работа, пед.
наблюдение,
выставка работ
Практич. работа,
пед. наблюдение
Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение,
анализ

Практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение
Практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение
Практич. работа,
самоконтроль,
пед. наблюдение
Беседа,
пед. наблюдение
Творческая
работа,
пед. наблюдение
Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение

27. Леттеринг в силуэте. Творческая
работа «Шрифтовые картинки»

2

-

2

28. Творческая
шрифт»

«Авторский

2

-

2

29. Выпускная работа. Создание макета и
эскиз будущего произведения.
Построение полей, разметка строк,
выбор художественного решения.
Подготовка эскиза.
Анализ
недочетов
и
решение.
Реализация итоговой работы по эскизу
на оригинальном материале
30. Итоговое
занятие.
Защита
произведения. Выставка работ

4

-

4

2

-

2

72

10

62

ИТОГО

работа

Творческая
работа, пед.
наблюдение,
выставка работ
Творческая
работа, пед.
наблюдение,
выставка работ
Творческая
работа, пед.
наблюдение,
анализ, выставка
работ

Защита итоговой
работы, выставка
работ

Календарно-тематический план
на 2024 – 2025 учебный год
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Творческая каллиграфия»

Месяц
Сентябрь

№
п/п
1.

2.

Октябрь

3.

4.

5.

6.

Название темы

Содержание занятий

Введение.
История Ознакомление с программой курса. Польза
каллиграфии. Инструменты и письма и каллиграфии. История рукописных
материалы
шрифтов, письменности и письменных
принадлежностей. Инструменты и материалы
для занятий каллиграфией. Виды перьев, кистей
и держателей. Виды бумаги. Чернила и краски.
Организационные
и Правила посадки при письме. Основы
гигиенические требования к правильного владения рукой во время письма.
письму.
Устройство
и Организация
рабочего
пространства
принципы
работы
пера, каллиграфа. Гигиенические требования к
положение держателя
письму. Упражнения в положении тела и рук
при
письме.
Проведение
пальчиковой
гимнастики перед работой. Тренировка
правильного владения рукой во время письма.
Подготовка бумаги для работы пером,
разлиновка.
Понятие горизонтали. Наклон Упражнения на наклон пера. Письмо элементов
пера «без наклона» 0 градусов. пером без наклона. Упражнение на развитие
Письмо элементов пером без мелкой моторики.
наклона.
Понятие вертикали. Наклон Упражнения на наклон пера. Письмо элементов
пера «вертикальный» - 90 пером
в
положении
«вертикально».
градусов
Упражнение на развитие мелкой моторики.
Наклон пера «полунаклон» - Упражнения на наклон пера. Письмо элементов
45 градусов
пером в положении «полунаклон». Упражнение
на развитие мелкой моторики
Анатомия шрифта. Названия и История, виды шрифтов. Названия и формы
формы основных элементов основных элементов букв. Работа в печатных
букв
прописях. Написание основных штрихов
плоским пером. Упражнение на развитие

Часы

Формы контроля

2

Беседа, пед.
наблюдение

2

Беседа, практич.
работа, пед.
наблюдение

2

Практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение, анализ

2

Практич. работа, пед.
наблюдение, анализ

2

Практич. работа, пед.
наблюдение, анализ

2

Беседа, практич.
работа,самоконтроль,
пед. наблюдение

Примечание

Ноябрь

Декабрь

7.

Почерк
«Древнерусский
Устав». История русской
письменности.
Происхождение
«Древнерусского
Устава».
Понятие ритма

8.

Построение
Древнерусского
Элементы росписи

9.

Композиция с Древнерусским
Уставом (1)

10.

Композиция с Древнерусским
Уставом (2)

11.

Почерк Русская Скоропись.
История происхождения и
развития
Скорописи.
Основные типы скорописи

12.

13.

букв
Устава.

мелкой моторики
История
русской
письменности.
Происхождение шрифта Древнерусский Устав.
Рассмотрение
и
анализ
образцов
каллиграфических произведений. Понятие
дуктальности. Понятие ритма. Работа в
печатных прописях. Написание элементов букв
почерком Древнерусский Устав дуктальным
методом. Соблюдение ритма
Работа в печатных прописях. Дуктальное
построение
букв
алфавита
почерком
Древнерусский Устав. Ритмикопластические
тренировки. Упражнения в начертании линий
росписи
Создание
макета
и
эскиз
будущего
произведения. Построение полей, разметка
строк, выбор художественного решения.
Подготовка эскиза. Анализ недочетов и
решение.
Реализация работы по эскизу

Русская Скоропись как традиционный вид
славянского текстового письма у славян.
История происхождения и развития. Основные
типы скорописи. Рассмотрение и анализ
образцов каллиграфических произведений.
Работа в печатных прописях брашпеном.
Дуктальное
построение
букв
алфавита
почерком Русская Скоропись
Пластические
особенности Пластические особенности Русской Скорописи.
Русской
Скорописи. Понятие нажима и особенности ритма в работе
Остроконечное перо
остроконечным пером. Работа в печатных
прописях остроконечным пером. Дуктальное
построение букв алфавита почерком Русская
Скоропись
Вариативность
букв Работа в печатных прописях Дуктальное

2

Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение

2

Практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение, анализ

2

Творческая работа,
пед. наблюдение

2

Творческая работа,
пед. наблюдение,
выставка работ
Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение

2

2

Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение,
анализ

2

Практич. работа,

Скорописи
14.
Январь

15.

16.

17.

Февраль

18.

19.

20.

21.
Март

22.

воспроизведение отдельных букв. Упражнение
на развитие мелкой моторики
Композиционно-ритмическое Композиционно-ритмическое воспроизведение
воспроизведение
текста текста Скорописью
Скорописью
Композиция
с
Русской Создание
макета
и
эскиз
будущего
Скорописью (1)
произведения. Построение полей, разметка
строк, выбор художественного решения.
Подготовка эскиза. Анализ недочетов и
решение.
Композиция
с
Русской Реализация работы по эскизу
Скорописью (2)

2

2

2

самоконтроль, пед.
наблюдение
Практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение, анализ
Творческая работа,
пед. наблюдение

Творческая работа,
пед. наблюдение,
выставка работ
Беседа,
пед. наблюдение

Почерк Русская Вязь. История Русская Вязь как традиционный вид
и пластические особенности декоративного письма. История и пластические
почерка
особенности. Рассмотрение и анализ образцов
каллиграфических произведений
Воспроизведение
и Работа в печатных прописях. Воспроизведение
декорирование
отдельных и декорирование отдельных букв Вязи.
букв Вязи
Упражнение на развитие мелкой моторики

2

2

Практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение, анализ

Воспроизведение
буквосочетаний, слов и строк,
способы
сокращений
и
декорирования в Русской
Вязи.
Орнаменты.
Орнаментальные цепочки
Композиция с Русской Вязью
(1)

Воспроизведение буквосочетаний, слов и строк,
способы сокращений и декорирования в
Русской Вязи. Выполнение орнаментальных
цепочек

2

Практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение

Создание
макета
и
эскиз
будущего
произведения. Построение полей, разметка
строк, выбор художественного решения.
Подготовка эскиза. Анализ недочетов и
решение.
Композиция с Русской Вязью Реализация работы по эскизу
(2)

2

Творческая работа,
пед. наблюдение

2

Каллиграфическое рисование. Выполнение рисунков монолинией в прописях

2

Творческая работа,
пед. наблюдение,
выставка работ
Практич. работа, пед.

Рисунки монолинией
23.

24.

25.

Апрель

26.

27.

и повторение. Упражнение на развитие мелкой
моторики
Стиль письма Копперплейт.
Стиль письма Копперплейт (английский
Специфика обращения с
курсив). Морфологическая основа Английского
остроконечным пером во
Курсива.
Специфика
обращения
с
время письма элементов
остроконечным пером во время письма
Английского курсива.
элементов Английского курсива. Особенности
Особенности позы и
позы при письме и способы постановки пальцев
постановки пальцев для
для
выполнения
элементов
различного
выполнения элементов.
характера. Упражнения в положении тела и рук
Ритмические элементарные
при письме Английским курсивом. Тренировка
ряды
правильного владения рукой во время письма.
Упражнения для развития свободных движений
руки. Упражнение на развитие мелкой
моторики
Начертание базовых букв
Работа в печатных прописях. Дуктальное
Английского курсива
воспроизведение базовых букв Английского
Курсива без декоративно-орнаментальной
нагрузки. Упражнение на развитие мелкой
моторики
Воспроизведение
Работа в печатных прописях. Дуктальное
декоративных букв
воспроизведение
декоративных
букв
Английского курсива. Завитки Английского Курсива. Завитки в Английском
Курсиве. Написание строчных буквы и
прописных букв
Орнаментальные изображения Работа в печатных прописях. Выполнение
в стиле Английский курсив
орнаментальных изображений остроконечным
пером в пластике Английского Курсива
Шрифтовая культура.
Шрифтовая культура. Понятие акцидентной и
Акцидентные и текстовые
текстовой форматов письма. Рассмотрение и
форматы письма
анализ
примеров
каллиграфических
произведений. Выполнение практической
работы по написанию текста с применение
акцидентной и текстовой форматов письма

наблюдение
2

Беседа,
практич. работа,
пед. наблюдение,
анализ

2

Практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение

2

Практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение

2

Практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение
Беседа,
пед. наблюдение

2

Май

Июнь

28.

Изготовление
поздравительных открыток,
карточек (1)

29.

Изготовление
поздравительных открыток,
карточек (2)

30.

Леттеринг (1)

31.

Леттеринг (2)

32.

Творческая работа
«Шрифтовые картинки»

33.

Творческая работа
«Авторский шрифт»

34.

Выпускная работа (1)

35.

Выпускная работа (2)

36.

Итоговое занятие. Защита

Демонстрация примеров поздравительных
открыток, карточек. Подготовка рабочего
места,
инструментов
и
материалов.
Выполнение творческой работы по алгоритму:
создание
макета,
разметка,
выбор
художественного решения, написание текста,
оформление работы
Выполнение творческой работы по алгоритму:
создание
макета,
разметка,
выбор
художественного решения, написание текста,
оформление работы (окончание)
Леттеринг,
определение.
Отличие
от
каллиграфии и шрифта. Сфера применения.
Терминология. Основные стили в Леттеринге.
Необходимые инструменты. Демонстрация
примеров, идеи для Леттеринга. Упражнения по
созданию произведений в стиле Леттеринг,
используя базовые навыки, знания и фантазию.
Разбор вариантов для творческой работы
Творческая работа в стиле Леттеринг

2

Творческая работа,
пед. наблюдение

2

Творческая работа,
пед. наблюдение

2

Творческая работа,
пед. наблюдение

2

Выполнение творческой работы по созданию
произведения в стиле Леттеринг-силуэт.
Создание композиций из слов
Выполнение творческой работы по созданию
авторского шрифта

2

Создание
макета
и
эскиз
будущего
произведения. Построение полей, разметка
строк, выбор художественного решения.
Подготовка эскиза. Анализ недочетов и
решение. Реализация выпускной работы по
эскизу
Реализация итоговой работы по эскизу на
оригинальном материале

2

Творческая работа,
пед. наблюдение
Творческая работа,
пед. наблюдение,
выставка работ
Творческая работа,
пед. наблюдение,
выставка работ
Творческая работа,
пед. наблюдение,
анализ

Защита учащимися своих каллиграфических

2

2

2

Творческая работа,
пед. наблюдение,
анализ
Творческая работа,

произведения. Выставка работ
Итого

произведений. Выставка работ учащихся

пед. наблюдение,
анализ, выставка
работ
72


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».